Что движет человеком в его развитии

Что движет людьми: типология мотивов

Автор: Юрий Петрович Плaтoнoв, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

1. Мотив самоутверждения

Стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

2. Мотив идентификации с другим человеком

Стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.) Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Обратите внимание

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.) Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

3. Мотив власти

Стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти.

Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия.

Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

4. Процессуально-содержательные мотивы

Побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.

) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными.

В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха).

Важно

Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.)

Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

5. Экстринсивные (внешние) мотивы

Такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

  • мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
  • мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
  • стремление получить одобрение других людей;
  • стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
  • мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта.

В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

6. Мотив саморазвития

Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

7. Мотив достижения

Стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов.

Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

  1. значимость достижения успеха;
  2. надежда на успех;
  3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
  4. субъективные эталоны достижения.

8. Просоциальные (общественно значимые) мотивы

Мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом.

В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой.

Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Совет

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

9. Мотив аффилиации

Стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

10. Негативная мотивация

Побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

  • вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
  • материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
  • социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
  • лишение свободы;
  • физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  17 способов повысить мотивацию сотрудников

Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими.

Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.

Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов.

Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени.

Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению.

Если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Читайте также:  Интроверт мыслительный

Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

  • от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
  • от актуализации ситуативных факторов;
  • от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

  1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
  2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
  3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.

Изучите все мотивы поведения людей в практическом курсе «Психология мотивации и влияния»:

Психология мотивации и влияния: практический интерактивный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/tipologiya-motivov-deyatelnost-stremlenie-motivaciya-vliyanie-dostizhenie-vlast-gruppa-cel-uspekh-samoutverzhdenie-interes/

Что движет человеком

В современном мире мы все чаще и чаще сталкиваемся с безучастностью людей. То и дело нам встречаются люди, которые считают: «Меня это не касается…. Все люди действуют мне на нервы…По большому счету мне на всех наплевать…. Мне никто не нужен…и т.д.».

Молодежь, пожилые люди, удачливые и не очень, состоятельные и нищие у всех одна проблема – они ничему не дают себя затронуть. Безразличие как чума опутывает общество. Насколько быстро растут материальные блага в обществе, настолько быстро растет утомляемость от жизни.

Почему же так происходит и как с этим справиться, как сказать Жизни – ДА.В настоящее время Россия занимает первое место по количеству психических заболеваний. Все больше людей не могут адаптироваться в современном мире. Все больше и больше людей теряют смысл жизни.

Все чаще их посещают такие мысли как «для чего нужно выносить боль и страдания, бороться с трудностями, если все кончено и меня больше ничего не ждет?», «как эта жизнь может иметь смысл, если меня тошнит от этого мира, от людей, отвратительных в своей жестокости, жадности, корыстолюбии?».

Обратите внимание

Это все происходит, когда нарушены фундаментальные мотивации, которые можно объединить в четыре вопроса:1. Вопрос Бытия-в-мире,2. Вопрос ценности жизни,3. Вопрос оправдания Собственного,4. Вопрос смысла экзистенции.

Бытие-в-мире

Решиться, чтобы жить в этом мире – есть основа всего бытия. Первое, что движет человеком – это желание мочь-быть-здесь, в-этом-мире. Если это не обеспечивается, то и все остальное тоже. Скромное «Я есть!» — это начало всего. «Я есть! При любых жизненных обстоятельствах – Я есть!». Это основа нашей жизни, которую мы должны познать, прочувствовать, принять.

Без этого контакта с «основой бытия» жизнь пронизана страхом. Займи свою территорию, создай свое пространство, будь полностью здесь, заполни свое пространство, которое ты получил в этом мире. Где бы ты ни был, будь там полностью и твоя связь с жизнью будет крепнуть. Но если ты сам не занимаешь свою территорию, то тем самым выбираешь участь квартиранта в своей жизни.

Тот, кто сам не может принять свои сильные и слабые стороны, кто отвергает свои жизненные условия, тот все сильнее будет стремиться к тому, чтобы быть принятым другими. Они должны сделать для него то, чего не может он сам: принять его.

Однако для окружающих это чрезмерное требование – и подобных людей так и воспринимают, как предъявляющих к другим чрезмерные требования, которые в принципе не выполнимы.

Стремление к ценности жизни

Это вторая фундаментальная мотивация. Нам мало просто жить, нам нужна жизнь уютная и хорошая. Поэтому мы ищем то, что сделает жизнь достойной того, чтобы ее проживать. Каждый хочет, чтобы в его доме были вещи и люди, которые он может любить.

Чтобы почувствовать ценность жизни, человеку нужны другие люди, которые могут сказать: «как хорошо, что ты есть!». Мы мотивированы проживать свою жизнь как ценность, и хотим, чтобы это чувствовали и другие. Отношения между людьми являются такими же основополагающими факторами жизни, как и свое жизненное пространство.

Обращенное к нам извне теплое чувство важно и согревает нашу жизнь. Однако его недостаточно, чтобы развить собственную любовь по отношению к жизни. «Да-жизни» мы должны произнести сами. Это является важнейшей задачей для человека дойти до глубины жизни и измерить ее ценность.

Важно

Вопрос: «Хорошо ли, что я есть?» — относится к фундаментальной ценности жизни. Если я люблю жизнь, могу сказать жизни «Да», тогда и опыт и страдания станут ценными.

Иметь право на свою собственную жизнь

У кого есть жизненное пространство и жизненная ценность это уже хорошо и прочно. Но еще отсутствует особая личностная нотка. Мы глубоко нуждаемся в том, чтобы уважать себя. Это уровень ответственности и стремления чувствовать себя оправданным перед лицом себя и других.

Человек хочет быть самим собой, для этого он должен уметь отстаивать себя в том, какой он есть и что он делает. Поэтому нас так задевает, когда нас высмеивают или задевают. Желание защитить право быть собой является мотивационной силой имеющей разные проявления.

Типичными является наше стремление оправдаться, когда нам кажется, что мы не соответствуем чьим-то ожиданиям. Здесь свои корни имеет и такое понятие, как совесть и проистекают все моральные ценности, чувство справедливости и достоинства. Отсюда происходит и наши стремления к достижениям.

Ведь, того, кто достигает большего, больше уважают. Символы статуса – это показ достижений. Уважать достижения и почитать людей, которые их имеют важно и нужно. Критичным это становится тогда, когда ценность и достоинство человека ставятся в зависимость от его полезности.

Критичным это становится тогда, когда присутствует чувство, что право на существование нужно купить через достижения. Критичным это становится тогда, когда человек работает, ориентируясь только на то, чтобы быть нужным.

Но если человек чувствует внутреннее согласие в отношении того, что он делает, и может отказаться от того, что считает неправильным, тогда его стремление «быть собой» находит исполнение. Это также должно ему нравиться, то как он действует. Сказать «Да-себе» и оставаться верным себе, тогда жизнь становится подлинной.

Смысл

Зрелость и душевное здоровье человека зависят от того, насколько он может проживать исполнение фундаментальных мотиваций в отношениях с самим собой и с миром. Мочь-быть-здесь, иметь ценность и иметь право быть самим собой, — эти уровни бытия делают человека готовым и открытым для четвертой фундаментальной мотивации – он может расслышать зов мира в отношении смысла. Тогда он может развиваться для будущего, чтобы ответить себе на вопрос: «Что я должен делать?». Это переживание глубокой наполненности жизни, удовлетворения от своих ценностей. Это то, что противостоит глубокому разочарованию жизнью и ощущению бессмысленности. <\p>

Источник: https://golitsina-n.livejournal.com/2478.html

Что движет человеком

Известно, что движет человеком его же сознание. Фрейд открыл, что за сознанием скрываются такие факторы, как стремление, влечение, желание.

Работая врачом, ученый столкнулся с тем, что неосмысленные переживания могут тяготить человеческую жизнь и стать причиной нервно-психических расстройств.

Фрейд основал теорию, описав переживания и поведение не только больного, но и здорового человека.

Что движет поведением человека

Увлекает человека и приводит в движение его тело и душа. Существуют важные факторы, которые ежедневно подталкивают нас на определенные действия.

  1. Потребность – это нужда человека, подобная желанию. Она необходима для поддержания жизненной функции.
  2. Материальное благосостояние – считается одной из важнейших составляющих в нашей жизни, которую человек использует на протяжении всей своей жизнедеятельности. Благосостояние – это не только наличие денежных средств для удовлетворения потребностей, но и крепкое здоровье, причем как духовное, так и физическое. Много денег – это не всегда благая жизнь. Когда человек идет своим жизненным путем, занимается любимым делом – это и есть благополучие.

Чтобы жить всегда в достатке, пользуйтесь следующими законами:

  • не берите от мира больше, чем вам действительно необходимо;
  • не удерживайте у себя лишнего, чем вы не пользуетесь;
  • будьте благодарны за все, что вам дано.

Цель и желание очень схожи друг с другом. Для достижения цели необходимо иметь желание. Тем не менее, это два разных понятия:

  • цель – это желание в сочетании с действием;
  • желание – это цель и мечта, не то, что мы с вами видим, а то, что воображаем.

Инстинкты присутствуют у каждого человека. Они реагируют на организм, возникают в ответ на внешние или внутренние раздражители.

Страх – это природный инстинкт. Он является естественной и необходимой защитной реакцией. Наши страхи основаны на прошлых событиях и зарождаются на почве мыслей-вирусов. Внимательно наблюдая за собственными страхами, мы осознаем, что в большинстве случаев страх не имеет оснований и реальности.

Стремление к гармонии и порядку – является одной из главных составляющих социума, и в ближайшем будущем большинство людей придет к тому, что «разрушать» не так интересно, как «созидать». На сегодняшний день, к сожалению, об этом мы только задумывается, но ничего решительного не предпринимаем.

Совет

Любовь – это искреннее чувство, благодаря которому мы существуем. Все прекрасное движет любовью: и забота о ближнем, и стремление от хаоса к порядку, и совершенствование, и безграничность. Говоря словами В. Высоцкого, «если не любил, значит, и не жил, и не дышал».

Отношения – взаимосвязь, возникающая между людьми. К данным отношениям можно отнести: психологические, религиозные, производственные, политические, нравственные и др.

Источник: http://www.prisnilos.su/psychology/chto_dvijet_chelovekom.html

Что движет человеком? | Сергей Бобырь. Прямой путь

© Сергей Бобырь

Задумывались ли Вы когда-нибудь — что нами движет? Почему и зачем мы встаем и куда-то идем, едем, что-то делаем, беспокоимся, переживаем и т.п. Что является движущей силой нашей активности?

Есть разные уровни мотивации, вот один из вариантов их описания:

  1. Боль – комплексы, блоки, болезни, психологические травмы и т.п. Это самый низкий уровень, на котором, тем не менее, пребывает большая часть населения Земли, включая большинство читающих эти строки, как ни неприятно это осознавать.
  2. Личная воля. Это следующий уровень, когда человек сознательно выбирает для себя что-то и целенаправленно делает это. При этом выбор человека может быть как полезен и хорош для него самого, так и вреден.
  3. Жизнь от индивидуальных мотиваций. Здесь развивается уже не волевой аспект выбора, а чувственный. Человек, идя по этому пути, начинает отличать свои истинные желания от навязанных обществом и реализовывает их. Можно сказать, что индивидуальность – это совокупность всех настоящих желаний человека. У просветленного человека желаний может быть 30-40 и он их допроживает. У обычного человека их 100, 200 и больше, потому что он их не проживает. Постепенное раскрытие этих мотиваций приводит к осознанию все более глубинных желаний. По мере развития осознанности человека, он проходит несколько стадий индивидуальных мотиваций:

а) жизнь от личных мотиваций;

б) жизнь от душевных мотиваций;

в) жизнь от духовных мотиваций.

Хотя проживание разных уровней индивидуальных мотиваций может идти и параллельно, когда человек до этого дорос. Но все слои мотиваций должны быть реализованы. Если человек в какой-то прошлой жизни достиг высокого уровня и решил духовные вопросы, ему все равно потом придется дорабатывать душевные и личные. И лишь когда все слои личных мотиваций прожиты, возможен переход на следующий уровень.

  1. Жизнь от воли Бога. Это самый высокий уровень, возможный, когда индивидуальные мотивации и энергии уже не мешают услышать волю Бога. Человек делает то, что скажет Бог и живет уже даже не от каких-то своих тонких энергий. Уровень энергии, восприятия, счастья, соединенности такого человека превышает все, что может вообразить себе большинство из нас.
    Здесь возможен разный масштаб планов. Т.е. функция такого человека в системе относительно города, относительно области, страны, рода, вида и т.п.
Читайте также:  Как правильно преподнести себя

Если проводить параллели этой системы мотиваций с традиционной индийской, то (Боль) – относится к карме; (Жизнь от индивидуальных мотиваций) – к дхарме, (Жизнь от воли Бога) – находится за пределами кармы и дхармы.

Второй уровень мотивации (Личная воля) – это уже не карма, но и еще не дхарма. Человек может своей волей развить в себе и что-то против своей природы и против кармы.

Считается, что для современной цивилизации  более эволюционным путем является не волевой, а чувственный, описанный здесь как «жизнь от индивидуальных мотиваций». При этом, если человек идет по этому пути, воля развивается автоматически.

В некоторых учениях это называют «Путь без усилия» — когда находишь истинную мотивацию, тебе даются силы на ее реализацию. Личная воля может тут быть пусковым моментом, но этот момент минимален.

1 БОЛЬ КАРМА
2 ЛИЧНАЯ ВОЛЯ
3 ЖИЗНЬ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МОТИВАЦИЙ ДХАРМА
— личных;
— душевных;
— духовных.
4 ЖИЗНЬ ОТ ВОЛИ БОГА

Источник: https://putduha.ru/chto-dvizhet-chelovekom/

Выпуск 339. Что движет человеком?

Прислали такой отзыв:

«Константин, у меня возникло ощущение, что Вы систематизировали и оптимизировали всю практическую психологию. Причем настолько гениально это сделали, что у меня нет слов».

Да, мне удалось помочь многим людям. Я почти каждый день получаю слова благодарности.

Меня часто спрашивают, почему мои курсы так эффективны? Ответ прост: я знаю, как работает интеллект. Это моё главное открытие. А если знаешь, как он работает, то дальше намного проще разбираться в психологических проблемах.

Сейчас есть два вида психологической литературы:

  • академическая,
  • популярная.

В академической литературе написано много чего интересного, но напрямую эта литература малополезна в повседневной жизни.

Обычно там говорится что-то вроде: «В результате эксперимента выяснилось, что из двух вариантов поедания брокколи 80% участников выбирают вариант А – через рот».

Там всё замерено и подсчитано, контрольная группа, двойное слепое тестирование, но  как это применить в обычной жизни – непонятно.

Обратите внимание

В популярной психологической литературе всё наоборот. Психологические теории придумываются на коленке, но советы даются вполне практические типа: «Хочешь денег – закинь трусы на люстру!»

Когда несчастные последователи этих советов жалуются:

– На всех люстрах в квартире уже висят трусы, на всех бра висят бра, но денег нет!

Им отвечают:

– Так закидывать трусы нужно правильно: мокрые, на растущую луну и в четверг! А иначе они работают по-другому – отпугивают женихов.

Это всё весело, поднимает настроение, спасибо Симорону, Кастанеде, Зеланду и другим психологическим авторам за их весёлые книги, но практической пользы опять же мало. Проблема психологии сейчас в том, что она не знает, что движет человеком. Разберёмся в этом.

Как устроен человек

Кто виноват, что ты устал.
Что не нашёл, чего так ждал.
Всё потерял, что так искал.
Поднялся в небо и упал.

Группа «Воскресенье»

Главное открытие, которое я сделал во время исследований интеллекта, заключаются в том, что движущая сила человека – это его личность или «Я-концепция», то есть то, как человек себя понимает, чувствует и воспринимает.

Подробно я написал об этом в мини-книге «Самое важное о вашем интеллекте», которую вы получили, подписавшись на эту рассылку. Надеюсь, вы уже выучили эту мини-книгу наизусть, так как знание в этой маленькой книге – самое важное знание в вашей жизни. Секрет всех ваших неудач и ключ ко всем вашим победам.

Ваша личность принимает решения на основании тысяч причин, но все эти причины сводятся к двум основным:

Желаний у человека много, и интеллект готов все эти желания исполнить, но если страх сильнее, то человек подчиняется страху.

Это даёт возможность манипуляторам всех мастей простой способ управлять человеком. Достаточно придумать какую-нибудь страшилку и всё, человеком можно легко управлять.

Самый простой пример этого – школа. Вообще-то, вдруг кто забыл, цель школы – дать знания для успеха в жизни. Но посмотрим, во что школа превратилась. Если ребёнок что-то не понял, то ему ставят неудовлетворительную оценку. Не школе, а ребёнку. В результате, фактическая цель школы – запугивать ребёнка оценками.

Важно

Оценка – это главная школьная страшилка: «Куда полез на дерево?! Упадёшь, разобьёшься – не сдашь ЕГЭ!»

По мере взросления человек может осознать свою личность и начать жить по-человечески, а может и нет. Посмотрим, какие варианты бывают.

Сам себе враг

Мужчина жалуется психологу:
– У меня послеродовая депрессия!
– Так вы не рожали.
– Но я же родился!

Осознать в себе личность очень трудно. Как правило, человек нутром чувствует, что в его жизни что-то явно не так, но никак не может увидеть, что именно. В результате возможны следующие варианты самовосприятия:

  • Больная личность
  • Слабая личность
  • Сильная личность

Больная личность – это человек, который вообще не может соединиться со своей личностью, поэтому постоянно наблюдает за жизнью других. Его задача с утра до вечера – смотреть за другими.

Днём он обсуждает, кто и как живёт, вечером смотрит сериалы или ленты соцсетей: кто с кем, когда и зачем. При этом полностью уверен, что все ему вредят.

Когда я даю задание в курсах: напишите, кто портит вам жизнь, то такие люди выдают целые списки своих врагов.

Как правило, у таких людей в жизни плохо вообще всё: нет денег, нет здоровья, нет радости, нет счастья в личной жизни и так далее. И это понятно. Они не обращаются к себе, своему «Я». А пока этого не сделать, в жизни не изменится ничего.

Слабая личность – это человек, который уже почувствовал, что от него что-то зависит. Он готов взять жизнь в свои руки, но он никак не может вырваться на свободу. Он много работает, у него большие планы, никого не винит в своих проблемах, но у него ничего не получается. Он как муха в липкой паутине: чем больше дёргается, тем сильнее увязает.

У таких людей ошибка в приложении усилий. Если что-то не получается, то не надо бесплодно пробивать головой стену. Скорее всего, в этот момент вы действуете в интересах манипулятора. Нужно остановиться, сделать паузу и осознать себя.

Сильная личность –  это человек, для которого я создаю свои курсы. Он знает, что всё в жизни зависит от него и готов это получить. Но он отдаёт себе отчёт, что не знает, как это сделать.

Он хочет и готов учиться. К счастью, если у вас есть какая-то проблема, то с этой проблемой уже сталкивались миллионы людей и как-то её решили.

Поэтому надо только посмотреть эти решения и выбрать подходящее для вас.

Я как раз и занимаюсь тем, что собираю сильные решения в самых разных жизненных сферах. Если же сильному человеку подсказать хороший приём, то он тут же внедряет его в свою жизнь и добивается успеха.

Поэтому, если вы хотите получить максимальную пользу от моих курсов, то в первую очередь думайте о себе, осознавайте свою личность, свои желания и сразу начинайте внедрять полученные знания в жизнь. Не копите курсы на будущее: слушаете – и внедряете. Вы моментально почувствуете разницу.

Лучшее в мире,
но не применённое знание,
не имеет никакого смысла.

Источник: https://www.sheremetev.info/rassilka/vypusk-339-chto-dvizhet-chelovekom/

Что движет прогресс человеческой цивилизации?

Спорное утверждение, имеющее большое хождение:Стремление к технологическому прогрессу — это природный инстинкт человека.

  Почему движется прогресс в истории науки ответов, по сути, до сих пор нет. И Маркс с Энгельсом на это отвечают невнятной скороговоркой. Дескать, прогресс это рост производительных сил для удовлетворения постоянно возрастающих материальных потребностей человека.Но потребности человека заданы генетически. Они не могут постоянно возрастать.

Человек что современный, что первобытный не могут съедать пищи больше, чем влезет в его желудок. И не может совокупляться больше, чем позволяет его генетика. А удовольствие от всего этого первобытный человек получал, несомненно, больше, чем современный. Инстинкты которого сильно притуплены тысячелетним отрывом от природы.

  Опять же, дело не в стремлении к досугу. Как показали современные исследователи, долгое время жившие в племенах с уровнем развития каменного века, первобытные люди тратят на своё жизнеобеспечение всего 3 – 5 часов в сутки. Однако, меньше, чем современный человек. Так что с досугом у них всё в порядке. Лучше чем у нас с вами.

И эти люди с недоумением смотрят на своих более развитых соседей, горбатящихся на своих полях от восхода до заката. И вполне обосновано сомневаются в пользе такого прогресса. (Кстати, очень любопытно, как первобытные люди тратят свой досуг. Они тратят его в основном на бесконечные разборки со своими соплеменниками. Кто кого обидел.

Кто на что претендует и по какому праву и т.д.)

Совет

   Есть только один универсальный двигатель прогресса: Постоянное увеличение численности популяции человека. И соответственно, плотности населения. И вынужденное приспособление человека к жизни при всё более высокой плотности населения.<\p>

Этот закон и прослеживается на протяжении всей истории человечества.

  Так в чём же преимущество прогресса? Только в том, что он обеспечивает существование большего числа населения на равной по площади территории. Большую плотность населения. Если живёт на территории племени 100 человек, а рядом располагается цивилизация, которая на равной по площади территории может прокормить 100 000 человек, то эта цивилизация или уничтожит это племя, или ассимилирует его. Какие бы могучие охотники не были в племени. Так происходит прогресс.

  Так же меняются и социально – экономические формации. Почему был рабовладельческий строй? Не из недостатка развития. В древнем Риме была наука, которую превзошли лишь через 1300 лет. Просто в условиях малой плотности населения (В эпоху Гомера в Европе жило всего около 5 000 000 человек.) было много свободных территорий и ресурсов на них. А работников не хватало. Поэтому самым ценным ресурсом были рабы. Которых надо было удерживать силой. Иначе бы они откочевали бы километров на 100 и зажили там своим хозяйством. А на плантатора работать бы не стали.<\p>
  Постепенно, по мере увеличения плотности населения, свободных земель в Европе не осталось. Земля стала самым ценным ресурсом и пришёл феодализм. Рабство потеряло экономический смысл. Бежать стало некуда. Главной ценностью стала земля. Которой всем перестало хватать. Сохранился трактат времён поздней Римской империи. О сельском хозяйстве. В котором говорится, что рачительный хозяин не будет тратить деньги на надсмотрщиков. Чтобы те заставляли рабов трудиться. Вместо этого он раздаст рабам землю в аренду и будет собирать с них оброк. Гораздо выгоднее.
  Но население продолжало расти естественным путём. Земли на всех всё больше не хватало. И население стало всё больше сбиваться в города и приспосабливалось жить в городах. В городах, как сказал Маркс, в недрах феодализма вызревали капиталистические отношения. В конце концов население в городах настолько превзошло сельское, что некогда гордые бароны потеряли всякую самостоятельность и вконец обуржуазились. Или разорились и стали пролетариями. А село окончательно попало в зависимость городу.
  Однако, как только с открытием Америки появилось много свободных земель, так на них тут же восстановилось рабство. Хотя в Европе был уже капитализм. Рабство в Америке закончилось, как только и там не стало свободных земель. То же и в России. Там рабство в форме крепостного права началось с захвата Сибири. И появления множества свободных земель. И объяснение было то же: на новые земли перемещалось много работников. Имения пустели. Без принудительного труда стало никак нельзя.
  Так что инстинкта прогресса в человеке нет. Вместо этого работает совсем другой инстинкт. Инстинкт размножения. Население всё увеличивается. И далее все действия человечества направлены на приспособление ко всё возрастающей плотности населения. И вот для этого и необходим прогресс.
 В случае гипотетического краха цивилизации к жизни в сельской идиллии вернуться не удастся. Свободной земли не хватит на всех. И одинокому интеллектуалу — селянину не уцелеть в случае мирового кризиса, деградации и одичания. На его права тогда никто и не посмотрит. А выживать будут не самые интеллигентные, а самые сильные в первобытном смысле. Его самого съедят в буквальном смысле. После того, как убьют. (Что бы добро – тушка — не пропадала). Сына превратят в раба, а его жену и дочь используют для увеличения своего генофонда. Женщины побеждённых в первобытном обществе важнейший ресурс. За который ведётся безжалостная борьба. Они используются для увеличения плодовитости победителей.<\p>

Читайте также:  Как решится на уход от мужа?

   И когда население в результате всех бед и катасроф вымрет до необходимых размеров, вот тогда и вернутся в наш мир «старые добрые времена»  Потом процесс увеличения населения возобновится и прогресс начнётся с начала.<\p>

Источник: https://bulochnikov.livejournal.com/143185.html

Карл Юнг — Опасные желания. Что движет человеком?

Здесь можно скачать бесплатно «Карл Юнг — Опасные желания. Что движет человеком?» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Алгоритм»1d6de804-4e60-11e1-aac2-5924aae99221, год 2014.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Опасные желания.

Что движет человеком?» читать бесплатно онлайн.

Зигмунд Фрейд и Карл Юнг – два величайших представителя аналитической психологии XX века. Фрейд был основателем этого течения, оказавшего огромное влияние на философию, социологию, антропологию, литературу и искусство двадцатого столетия. Интерес к теории Фрейда не угасает и в наши дни.

Карл Юнг был верным учеником Зигмунда Фрейда и считался его «престолонаследником», однако затем между ними произошел конфликт, в результате которого Юнг покинул Фрейда.

Причиной конфликта стало различное понимание мотивов поведения человека – Фрейд считал, что в его основе лежат главным образом подавленные сексуальные желания; Юнг отводил сексуальности гораздо меньшую роль.

Согласно представлениям Юнга, поведение человека более зависит от «архетипических образов» и «коллективного бессознательного», чем от сексуальной энергии «либидо».

В книге, представленной вашему вниманию, содержатся наиболее значимые произведения Фрейда и Юнга, в которых дается ответ на вопрос, что движет человеком в его поведении. Кроме того, приводятся воспоминания Юнга о Фрейде, где читатель найдет любопытные сведения об этом великом психоаналитике, а также познакомится с тем, как Юнг объясняет причины произошедшего между ними конфликта.

Зигмунд Фрейд, Карл Юнг

Опасные желания. Что движет человеком?

© ООО «Издательство «Алгоритм», 2014

3. Фрейд. Как рождаются желания[1]

Исследуя первые психические образования сексуальной жизни у ребенка, мы берем обычно в качестве объекта ребенка мужского пола, маленького мальчика. Мы полагали, что у маленькой девочки дело должно обстоять аналогичным образом, но все же как-то иначе. В каком пункте развития следует искать этой разницы – это с определенностью установлено не было.

Обратите внимание

Ситуация эдипова комплекса является первым этапом, который мы с уверенностью распознаем у мальчика. Он нам легко понятен, так как в нем мальчик фиксируется на том самом объекте, к которому он в предшествующих периодах младенчества и ухода был уже привязан с помощью своего либидо, не имевшего еще генитального характера.

Тот факт, что он учитывает при этом личность отца, как стоящего на его пути соперника, которого он хочет устранить и место которого он хочет занять, вытекает непосредственно из реальных соотношений. Эдиповская установка мальчика относится к фаллической фазе и погибает вследствие страха кастрации, т. е.

вследствие нарцистического отношения к гениталиям. Трудность понимания вытекает из того усложняющего обстоятельства, что самый эдипов комплекс у мальчика имеет двоякую установку, активную и пассивную, соответственно бисексуальному расположению.

Мальчик хочет также заменить отцу в качестве любовного объекта мать; мы называем это женственной установкой.

Относительно доисторического периода эдипова комплекса у мальчика нам еще далеко не все ясно. Мы знаем из него идентификацию с отцом, связанную с нежными побуждениями и лишенную еще характера соперничества в отношении к матери.

Другим элементом этого предшествующего периода является, по моему мнению, не отсутствующая ни в одном случае мастурбаторная манипуляция с гениталиями, онанизм в раннем детстве; более или менее насильственное подавление его со стороны воспитателей активирует кастрационный комплекс.

Мы предполагаем, что этот онанизм связан с эдиповым комплексом и означает отреагирование его сексуального возбуждения.

Неизвестно, берет ли он свое начало в этих соотношениях или же он возникает самопроизвольно, как деятельность, связанная с определенными органами, и лишь впоследствии присоединяется к эдипову комплексу; вторая возможность является гораздо более вероятной.

Важно

Возникает еще вопрос о роли ночного недержания мочи и об отвыкании от этого вследствие вмешательства воспитания. Мы предпочитаем простой синтез, согласно которому ночное недержание мочи является результатом онанизма, а подавление его оценивается мальчиком как торможение его генитальной деятельности, т. е.

в смысле угрозы кастрации; но неизвестно, будем ли мы правы в каждом отдельном случае.

Наконец, анализ дает нам возможность смутно узнать о том, что подслушивание коитуса между родителями в очень раннем детском возрасте может вызвать первое сексуальное возбуждение и стать в силу своего последующего влияния исходным пунктом для всего сексуального развития. Онанизм, равно как и обе установки эдипова комплекса, присоединяется впоследствии к получающемуся в результате подслушивания впечатлению. Однако мы не можем предположить, что такое подслушивание коитуса имеет всегда место, и сталкиваемся здесь с проблемой «первофантазий». Если, таким образом, в доисторическом периоде эдипова комплекса у мальчика есть так много невыясненного, то следует проверить и решить, всегда ли существует один и тот же путь и не приводят ли самые различные предварительные стадии к центральному пункту одной и той же конечной ситуации.

Зигмунд Фрейд

* * *

Эдипов комплекс маленькой девочки скрывает в себе проблему глубже, чем эдипов комплекс мальчика. Первоначально мать являлась для обоих первым объектом; мы не должны удивляться, если мальчик сохраняет этот объект и в эдиповом комплексе.

Но каким образом девочка отказывается от него и выбирает в качестве объекта отца? При разрешении этого вопроса я имел возможность установить некоторые положения, которые могут пролить свет именно на доисторический период эдиповского соотношения у девочки.

Каждый аналитик имел возможность изучить женщин, которые с особой интенсивностью и упорством сохраняли свою привязанность к отцу и желание получить от отца ребенка, – желание, в котором эта привязанность получила свое высшее выражение.

Можно с полным основанием предположить, что это фантастическое желание было также и движущей силой их инфантильного онанизма, и тогда легко получается такое впечатление, что мы находимся здесь перед элементарным, не поддающимся дальнейшему разложению фактом детской сексуальной жизни.

Однако подробный анализ этих именно случаев показывает нечто другое, а именно, что эдипов комплекс имеет в данном случае долгий доисторический период и является до некоторой степени вторичным образованием.

Совет

По замечанию старого детского врача Линднера, ребенок открывает доставляющую удовольствие генитальную зону – пенис или клитор – во время сладострастного сосания.

Я хочу оставить открытым вопрос о том, действительно ли ребенок пользуется этим новоприобретенным источником удовольствия для замены недавно потерянной материнской груди, на что могут указывать позднейшие фантазии.

Короче говоря, генитальная зона когда-нибудь открывается, и у нас нет, по-видимому, никакого основания подвести первые манипуляции с ней под психическое содержание.

Однако ближайшим моментом в начинающейся таким образом фаллической фазе является не связь этого онанизма с объектными привязанностями эдипова комплекса, а чреватое тяжелыми последствиями открытие, выпадающее на долю маленькой девочки. Она случайно обнаруживает большой, легко заметный пенис у брата или сверстника, распознает его как преувеличенный аналог своего собственного маленького и скрытого органа, и ею овладевает зависть к пенису.

Интересна противоположность в поведении обоих полов: в аналогичном случае, когда маленький мальчик впервые видит генитальную область девочки, он ведет себя нерешительно, прежде всего, он мало интересуется; он ничего не видит или отрицает свое восприятие, ослабляет его, ищет подтверждений, которые привели бы это восприятие в соответствие с его ожиданием. Лишь впоследствии, когда на него оказывает свое действие угроза кастрации, тогда это наблюдение становится для него многозначительным: воспоминание о нем или новое наблюдение вызывает в нем взрыв устрашающего аффекта и вынуждает его поверить в действительность угрозы, к которой он до сих пор относился иронически. Из этого соотношения вытекают две реакции, которые могут зафиксироваться, а затем каждая из них в отдельности или обе вместе или в совокупности с другими моментами могут надолго определить его отношение к женщине: боязнь изуродованного существа или презрение к нему, вызванное чувством превосходства. Но это развитие происходит уже в будущем, хотя и не очень отдаленном.

Иначе ведет себя маленькая девочка. У нее мгновенно созревает суждение и решение. Она видит пенис, знает, что у нее нет его, и хочет иметь его.

Здесь ответвляется свойственный женщине так называемый комплекс мужественности, который иногда доставляет большие трудности предначертанному развитию к женственности, если не удается вскоре преодолеть его.

Надежда получить все-таки когда-нибудь пенис и стать, таким образом, равной мужчине может сохраниться в течение очень долгого времени и стать мотивом для странных, иногда непонятных поступков.

Или начинается процесс, который я назвал бы отрицанием; процесс этот наступает в детской душевной жизни нередко и, по-видимому, не таит в себе опасностей; у взрослого же он знаменовал бы собою психоз. Девочка отказывается признать факт своей кастрации, твердо убеждена в том, что она обладает пенисом и вследствие этого вынуждена вести себя так, как если бы она была мужчиной.

* * *

Обратите внимание

Психические последствия зависти к пенису, поскольку она не растворяется в реактивном образовании комплекса мужественности, разнообразны и многозначительны. С признанием своей нарцистической раны у женщины возникает – словно рубец – чувство малоценности.

После того как она преодолевает первую попытку объяснить отсутствие у нее пениса понесенным ею лично наказанием и узнает об общераспространенности этого характерного полового признака, она начинает разделять пренебрежение мужчины к полу, имеющему дефект в столь важной части организма, и продолжает, по крайней мере, в этой оценке приравнивать себя к мужчине.

Даже в том случае, если она не испытывает зависти к пенису в отношении к себе самой, зависть эта не исчезает: с помощью небольшого перенесения она получает свое выражение в характерной черте ревности.

Конечно, ревность свойственна не одному только полу; она имеет более широкое обоснование, однако я полагаю, что в душевной жизни женщины она играет все же гораздо большую роль, так как она получает огромное подкрепление из источника подавленной зависти к пенису.

Еще прежде, чем я мог сделать такой вывод относительно ревности, я выделил первую фазу столь частой у девочки онанистической фантазии, которая была названа «ребенка бьют». Смысл этой фантазии сводится к тому, что бьют другого ребенка, которого девочка ревнует как соперника.

Эта фантазия является, по-видимому, остатком фаллического периода у девочки; своеобразное упорство, поразившее меня в однообразной формуле «ребенка бьют», допускает, по всей вероятности, еще особое толкование. Ребенок, которого бьют, т. е.

любят, является в сущности не чем иным, как клитором, так что это выражение содержит в глубинах своих признание мастурбации, которая связана с содержанием этой формулы, начиная с фаллической фазы вплоть до более поздних времен.

Источник: https://www.libfox.ru/533386-karl-yung-opasnye-zhelaniya-chto-dvizhet-chelovekom.html

Ссылка на основную публикацию