Что является причиной фрустрации и каковы типичные реакции на нее?

Причины, вызывающие фрустрацию и реакция в ситуации фрустрации

Салахутдинов А.Р., Савельева Е.В.

Фрустрацию (от лат frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство) определяют в официальной литературе как состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях.

Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других — психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е.

поведение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противоположному результату. [1]

А. Маслоу утверждает, что существует определенная иерархия потребностей, где к числу высших относятся социальные потребности.

Обратите внимание

Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определенное психическое напряжение.

В случае реорганизации целого комплекса потребностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, т. е. фрустрация.

Как правило, это состояние возникает в результате некоего конфликта, который принято называть интрапсихическим конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихического конфликта несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск. Сколь часто фрустрация «навещает» человека, зависит от него самого. У каждого индивида свой порог фрустрации, который определяется его общей эмоциональностью, значимостью для него текущей ситуации, а также убеждениями, установками, принципами и отношением к жизни. [2]

Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1) конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

2) лишения – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;

3) потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности;

Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации:

1) Агрессивность – самый распространенный тип реакции. Адекватная реакция на появление препятствия состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. Агрессия – по сути является атакой либо непосредственно на фрустрирующее препятствие, либо на объект, выступающий в виде замещения.

Способствуют возникновению фрустрации: обвинение, несправедливость, саркастические замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон, и часто человек, а не предмет.

Реакцией в виде агрессии может быть словесный отпор, оскорбление, физические нападки на человека или объект.

Важно

2) Отступление и уход – в некоторых случаях человек реагирует на фрустрацию уходом, сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. Отступление обычно сопровождается какой-либо компенсацией. Оно может быть физическим (ретировка перед лицом сильного противника) или психологическим (признание человеком своей неправоты):

а) сдерживание – осознанное отступление;

б) подавление – неосознанное отступление (когда между противоположными тенденциями возникает острый конфликт).

Часто человек «уходит» от проблем, используя определенные стратегии психологических защит, наиболее продуктивными из которых являются:

— сублимация – координирование блокированного импульса с другими интересами при выработке какой-то новой линии поведения, которая санкционирована групповыми нормами (например: агрессия  в спорте);

— рационализация – использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения (особенно неосознанного, необъяснимого);

— фантазия – когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы (человек уходит в мир грез, мечтаний, сновидений);

3) Регрессия – трудная задача заменяется более легкой. Другими словами регрессия – это возврат к шаблону (поведению), который сформировался значительно раньше (возможно, в детстве) и что когда-то позволяло удовлетворить потребности и испытать удовольствие. [3]

Список использованной литературы:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., Питер, 2006-352с.

3. Пірен М.І. Конфліктологія: Підручник. – К.: МАУП, 2003. – 360 с.

Источник: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/1287.htm

Психологическая характеристика фрустрации

Фрустрация (дословный перевод – обман, тщетное ожидание, уничтожение планов или расстройство замыслов) – это особое эмоциональное состояние, которое возникает у человека при наличии объективного или субъективного препятствия на пути достижения цели и выражается в особых эмоциональных переживаниях и формах поведения.

Фрустрация – это эмоциональное состояние, возникающее при блокаде мотивов (потребностей).

Фрустрация – это реакция человека на жизненные трудности, неудачи. Проявляется в различных эмоциональных состояниях и формах поведения в зависимости от индивидуальных особенностей. Например: досада, разочарование, гнев, ярость, раздражение, враждебность.

Причины возникновения фрустрации

  1. Наличие фрустратора (препятствия на пути достижения поставленной цели) – каждый из видов фрустраторов разделяется на внешний и внутренний:
    • «Лишения» – отсутствие средств для удовлетворения какой-либо потребности;
    • Потери;
    • Конфликты; внутренние конфликты сводятся к борьбе мотивов;
    • Препятствия – блокировано использование имеющихся средств (законами, моралью, социальными запретами, совестью).
  2. Содержание блокируемой потребности и ее значимость: чем больше значимость потребности, тем более велика вероятность возникновения фрустрации.
  3. Сила потребности: чем сильнее потребность, тем больше вероятность возникновения фрустрации.
  4. Частота неудовлетворения данной потребности: чем чаще потребность не удовлетворялась, тем больше вероятность возникновения фрустрации.
  5. Особенности самого человека, испытывающего неудачу (толерантность к фрустрации).

Фрустрация особенно сильна при наличии социальной оценки, наиболее болезненна. Некоторые психологи считают, что фрустрация возникает лишь при блокировании потребности в самоуважении.

Проявления фрустрации

  1. Агрессия – прямое нападение (в классическом понимании) и любые формы враждебного поведения (в современном понимании). Существует фрустрационная теория агрессии, утверждающая, что единственная причина фрустрации – это агрессия.

    Классификация форм враждебного поведения:

    • На фрустратор;
    • На самого себя.
  2. Замещение – замена блокируемой потребности другой потребностью.
  3. Смещение – удовлетворение блокированной потребности обходным, более легким путем (с помощью другого объекта). Объект для удовлетворения потребности менее специфичен. Сюда же относится смещение агрессивных тенденций.
  4. Рационализация – обесценивание объекта неудовлетворенной потребности, нахождение положительных моментов в произошедшей неудаче.
  5. Регрессия – возврат к более примитивным формам поведения (например, плач).
  6. Депрессия – подавленное, угнетенное настроение.
  7. Фиксация – закрепление нецелесообразных форм поведения. Это резкое нарушение приспособительных действий и целесообразности поведения, в результате чего образованные ранее навыки и привычки продолжают проявляться и закрепляться в поведении, несмотря на то, что в результате фрустрации они стали или бесполезными, или вредными. Это закрепление действий, мыслей, чувств, переживаний (в т.ч. сужение сознания, «зацикленность» на фрустраторе, «прикованность» к нему). Сюда относятся патологические привычки, асоциальное поведение.

На основе подобных фактов появилась теория реактивного психологического сопротивления, утверждающая, что в ситуации фрустрации возникает особое мотивационное состояние, которое может быть обозначено как сопротивление запрету ил фрустратору: человек старается достичь запретного. Это может быть явный запрет (повышает привлекательность цели) или неявный (типичным примером является совет).

Поэтому необходимо поощрять за правильное поведение и не наказывать за неправильное.

Индивидуальные особенности поведения человека в ситуации фрустрации

Вероятность возникновения фрустрации зависит от следующих факторов:

  1. Сила неудовлетворенной потребности;
  2. Близость целевого объекта;
  3. Тип темперамента:
    • Холерики – агрессия, смещение;
    • Сангвиники – замещение, рационализация;
    • Флегматики – замещение, рационализация, фиксация;
    • Меланхолики – агрессия на себя, регрессия, депрессия, фиксация.
  4. Уровень культуры.

Значение фрустрации в жизни человека

Кроме вышеописанных реакция на фрустрацию, могут быть конструктивные выходы из нее (интенсификация усилий). Поэтому значение фрустрации в жизни человека неоднозначно.

Однако деструктивные эффекты возникают очень часто, иногда приобретая хронический характер и вызывая такие последствия, как снижение самооценки, самоуважения, ухудшение состояния физического и психического здоровья.

Особое значение фрустрация приобретает в детстве, когда еще ребенок не имеет достаточно информации для эффективных поступков. Деструктивные реакции перерастают в черты характера: агрессивность, лживость, изворотливость и т.п.

Совет

Фрейд считал фрустрацию исходной точкой включения механизмов психологической защиты. Все механизмы психологической защиты имеют отношение к фрустрации.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologicheskaya-harakteristika-frustratsii/

Фрустрация — психология

Наша жизнь полна разочарований и несбыточных желаний. Страх потерять что-то является основной проблемой отказа двигаться к желаемой цели.

Те чувства и эмоции, которые мы испытываем в ситуациях, когда очень хотим чего-то, но не можем этого достичь, получили в психологии название «фрустрация».

Поскольку то, что мы действительно хотим, обычно достигается через потери, лишения и неудачи, умение побороть состояние фрустрации просто необходимо для того, чтобы человек мог оставаться радостным и позитивным даже в сложных жизненных условиях.

Определение

Слово «frustratio» переводится с латыни как «неудача», «напрасное ожидание», «обман», «расстройство задуманного».

Вот какую характеристику фрустрации даёт психологический словарь: это особое состояние психики, возникающее тогда, когда человек не может удовлетворить свои потребности в реальных либо предполагаемых ситуациях.

Короче говоря, фрустрация – это несоответствие желаний человека его возможностям. Эти ситуации обычно воспринимаются человеком как травмирующие.

Когда мы достигаем одной из наших целей, мы испытываем радость и счастье, а всякий раз, когда кто-то или что-то мешает нам добиваться своего, то мы поддаёмся отчаянию и чувствуем раздражение, отчаяние или злость.

Как правило, чем более важной является наша цель, тем больше разочарования и гнева приносит неудача в её достижении.

Любая ситуация, в которой возникает фрустрация, нарушает внутреннее равновесие, вызывает у человека напряжение либо стремление восстановить равновесие при помощи других действий и поступков.

В качестве примера можно привести Лису из басни Крылова: она одновременно и хочет достать виноград, и не может сделать это.

Этиология

Состояние фрустрации возникает тогда, когда человеку надо пройти через преодоление определённых барьеров. Вот какими могут быть причины фрустрации:

  • биологические. В эту группу входят болезни, возрастные ограничения, физические дефекты. Сюда относится и сексуальная фрустрация;
  • физические. Хорошим примером является заключённый, свободу которого ограничивает тюремная камера. Нехватку денег, из-за которой человек не может приобрести то, что сильно хочет, тоже можно отнести к этой группе;
  • психологические. Это может быть страх, интеллектуальные недостатки, а также любовная фрустрация;
  • социокультурные. К этому типу можно отнести правила, нормы и запреты, которые мешают человеку достичь его целей. Сюда же относится экзистенциальная фрустрация (поиск смысла жизни) и социальная фрустрация, проявляющаяся в ситуациях нехватки общения или острого переживания одиночества.
Читайте также:  Гипноз для успешного публичного выступления

Хорошо или плохо?

Фрустрация – это не всегда плохо, поскольку она может быть полезным показателем проблем в жизни человека, и, вследствие этого, может мотивировать его на изменения.

Однако когда это состояние приводит к сильному гневу, раздражительности, стрессу, обидам, депрессиям или падению самооценки из-за чувства отвержения или отказа, то последствия могут быть весьма разрушительными.

Помимо этих чувств, фрустрированный человек может испытывать беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатию, утрату интереса, синдром вины, тревогу, ярость, скрытую агрессию и враждебность.

Обратите внимание

Не стоит всё же думать, что фрустрация совершенно бесполезна для человека, или что её нужно обязательно подавлять. В психологии считается, что она может являться источником прогресса.

Однако острая реакция человека на непреодолимую фрустрацию может явиться причиной серьёзных психических проблем.

Формы поведения

Напряжение и разочарование возникают у человека в тех случаях, когда ожидаемые результаты не соответствуют предпринятым действиям и усилиям, затраченным на достижение целей. Американский терапевт и психолог Сол Розенцвейг считал, что фрустрация обычно проявляется в трёх формах поведения. Он выделял в фрустрирующей ситуации экстрапунитивное, интрапунитивное и импунитивное поведение.

НазваниеОписание
Экстрапунитивная форма Возникает в тех случаях, когда конкретная личность обвиняет в происходящем внешние обстоятельства либо других людей. Человек испытывает упрямство, досаду, раздражительность, озлобленность, стремится добиться своих целей любыми способами. Его поведение становится примитивным и малопластичным, используются лишь заученные формы поведения.
Интрапунитивная форма Характеризуется состоянием аутоагрессии: человек обвиняет в возникающих проблемах самого себя, страдает от излишнего чувства вины. У него возникает тревожность и подавленное настроение, личность становится молчаливой и замкнутой. Интрапунтивные люди сильно ограничивают виды своей деятельности, отказываются от удовлетворения личных потребностей.
Импунитивная форма Возникает тогда, когда личность относится к своим неудачам как к неизбежности, или, наоборот, как к практически незаметному событию. Такие люди никого ни в чём не обвиняют.

Фрустрации – обычное явление нашей жизни.

Мы можем попытаться найти другой маршрут, если застряли в пробке, или выбрать другой ресторан, если наше любимое кафе закрыто, но иногда внешние ситуации совершенно от нас не зависят. В таком случае человеку надо научиться спокойно воспринимать неизбежное. Принятие жизни такой, какая она есть, является одним из секретов того, как избежать фрустраций.

Отличие от депривации и разочарования

Фрустрацию в психологии часто путают с такими характеристиками эмоционального состояния, как депривация и разочарование.

Подобно разочарованиям, состояние фрустрации возникает тогда, когда отсутствует ожидаемый результат, но фрустрированные люди не отчаиваются, а продолжают бороться за достижение желаемого.

Они делают это даже тогда, когда не понимают, что ещё надо сделать для того, чтобы достичь своих целей.

Причины возникновения депривации и фрустрации также сильно отличаются. Фрустрация всегда связана с неудовлетворёнными желаниями либо препятствиями при достижении цели, а депривация возникает при отсутствии самого предмета либо возможности удовлетворения актуального желания.

Однако теория невроза в психологии указывает на наличие общего механизма этих состояний: депривация приводит к фрустрации, затем фрустрация вызывает агрессивную реакцию.

В таком направлении психологии, как психоанализ, считается, что развитие такого элемента личности, как «Эго», всегда начинается с фрустрации.

Модели фрустрационного поведения

Люди реагируют на фрустрирующую ситуацию разными способами. В психологии выделяют такие виды фрустрационного поведения:

  • Агрессия. Это самая распространённая реакция. Реакции агрессии бывают внешние (направленные на предмет либо посторонних людей, они обычно сопровождаются раздражением, гневом либо разочарованием) и внутренние (когда сам субъект становится причиной фрустрации, а его агрессивность сопровождается угрызениями совести, стыдом либо переживанием вины);
  • Двигательное возбуждение. Находясь в состоянии гнева, разочарования или напряжения, человек может совершать бесцельные и неупорядоченные поступки и действия. Примеры: он крутит прядь волос на голове или бегает по комнате;
  • Апатия. Часто напряжение принимает свою противоположную форму, делая человека апатичным и вялым. Пример: человек в может часами лежать, глядя в потолок;
  • Бегство. Такая реакция бывает не только физической, но и психологической. Например, человек отказывается читать письма либо газеты, которые причиняют ему негативные эмоции;
  • Фиксация. Иногда фрустрирующий человек буквально зацикливается на чём-то либо на ком-то. Пример: многократное поступление в один и тот же ВУЗ, невзирая на провалы;
  • Стресс. Такая реакция на фрустрирующие события изнашивает наше тело и разум. Слишком сильное или длительное напряжение также может привести к физиологическим сигналам стресса, таким как общая усталость, головные боли, боли в животе, гипертония, мигрень, язвы, инфаркты и колиты;
  • Депрессия. Это состояние затрагивает людей всех возрастов, рас и культур. Депрессия влияет на то, что вы едите, как вы спите, как чувствуете себя и как мыслите, а также как взаимодействуете с окружающими людьми;
  • Аддиктивное поведение. Злоупотребление наркотиками и алкоголем является саморазрушительной и бесполезной попыткой бороться с фрустрацией. Кроме того, сюда относятся пищевые паттерны, приводящие к проблемам с лишним весом, а также вредные привычки.

Диагностирование

Для диагностики этого состояния в психологии широко используется тест Розенцвейга или Методика рисуночной фрустрации. Эта методика исследует реакции человека на проблему и способы его выхода из ситуаций, которые препятствуют деятельности либо удовлетворению насущных потребностей.

Методика состоит из более чем двух десятков схематических рисунков, на которых изображены беседующие люди. Рисуночные ситуации делятся на две группы: ситуации «обвинения» и ситуации «препятствия». Рисунки поочерёдно демонстрируются испытуемому.

Описывая предполагаемые диалоги, человек проявляет типичные для него реакции на фрустрации, а также излюбленные способы выхода из ситуаций конфликта, что позволяет психотерапевту делать выводы о его состоянии.

Лечение

Мы все периодически испытываем состояние фрустрации, поэтому умение эффективно бороться с возникающим напряжением является очень важным для развития личности. Каждый человек должен научиться контролировать своё состояние.

Сегодня есть множество эффективных способов коррекции фрустрационного поведения, которые помогают человеку изменить своё поведение и мышление. Для этого используются разнообразные психологические методы, позволяющие освободить эмоциональные и физические зажимы, улучшить навыки коммуникации или когнитивные умозаключения.

Простые инструменты релаксации, такие как глубокое дыхание или рассматривание специально подобранных картинок, помогают успокоить чувства разочарования и гнева. Глубокое дыхание диафрагмой помогает расслабиться.

Более энергичные упражнения, например йога, помогут снять эмоциональные и телесные блоки, после чего вы будете чувствовать себя намного спокойнее.

Напряжённые и энергичные упражнения в группе помогут вам проработать чувства гнева и разочарования.

Наша жизнь наполнена болью, разочарованиями, потерями, лишениями и непредсказуемыми действиями других людей. Никто не может изменить это, но каждый человек может изменить своё отношение к таким жизненным событиям.

Если же вы чувствуете, что ваш уровень фрустрации действительно выходит из-под контроля, если он оказывает влияние на ваши личные отношения и на наиболее важные сферы вашей жизни, то в таком случае лучшим способом борьбы с этим состоянием будет обращение к грамотному психотерапевту или психологу.

Источник:

Что такое фрустрация в психологии? Причины возникновения и жизненные примеры

Состояние фрустрации знакомо каждому человеку. Правда, не все в этот момент осознают, что это называется именно так.

Под фрустрацией понимается целый поведенческий механизм, в котором прослеживается переживание гаммы негативных эмоций, вызванных разочарованием. Это явление закономерно, и избежать его получается не всегда.

Фрустрация присуща абсолютно каждому человеку, независимо от возраста (у маленьких детей это состояние возникает даже чаще), пола и социального положения. Как говорится, богатые тоже плачут.

Примеры из жизни

Проще всего объяснить сложный психологический термин на примерах. Первый, самый простой: вы идете в магазин, чтобы купить конкретное платье. Вы не просто хотите именно его, а уже построили определенные планы, подобрали специально под него туфли и сумочку.

Придя в магазин, обнаруживаете, что платья нет. И аналогичное в городе не найти. Тут вы и впадаете в состояние фрустрации. Это не просто, как говорится, облом, а нарушение многих планов. Вы в течение нескольких минут не можете рационально думать: все мысли только о том, что все сорвалось.

Под описание фрустрации подходит еще один яркий, но уже более глобальный пример – это измена. Фрустрация наступает сразу после новости о том, что вам изменил любимый человек или даже законный супруг.

Мир рушится, начинается внутренняя борьба гордости и чувств. Перед глазами проплывает то, чему уже не суждено сбыться: совместная жизнь, счастливое будущее, возможно, планируемая крупная покупка или поездка.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/frustratsiya-psihologiya.html

Отрицательные реакции на фрустрацию

Отрицательная, или неадаптивная, реакция — это простая разрядка. Цель не достигнута, но напряжение, скопившееся в организме в ситуации фрустрации, уменьшается.

В фрустрирующих ситуациях разрядка может принимать различные формы. Обычно различают следующие виды реакций.

Агрессивные реакции. Не всякая агрессивная реакция является негативной: некоторые действия могут быть вполне уместными и эффективными для достижения поставленной цели. Таким образом, это не простая разрядка.

Читайте также:  Друзья мужа. как себя вести в их компании?

Агрессивное поведение является негативным при подмене предмета, т.е. когда объект агрессии не является причиной фрустрации. Агрессивное поведение направлено в таком случае на «козла отпущения» — независимо от того, является им человек или предмет.

Экстрапунитивные реакции. Это агрессивные реакции, направленные на предметы или посторонних людей, по отношению к которым мы ведем себя так, будто они были причиной фрустрации. Когда мы сердимся, мы стучим по столу кулаком. Эти реакции часто сопровождаются такими эмоциями, как гнев, раздражение или негодование.

Интрапунитивные реакции. Субъект может, напротив, признать, что он сам является причиной фрустрации, тогда его агрессивность сопровождается стыдом, угрызениями совести или чувством вины. Такова реакция тех, кто бьется головой о стену и называет себя идиотом. Точно так же ведет себя автомобилист, который больше не хочет водить машину после несчастного случая.

Неагрессивные реакции. Фрустрация не всегда вызывает агрессивность. Она часто может вызвать следующие типы поведения.

Бегство. Оно может быть реальным, т.е. выраженным удалением от места разочарования, или психическим. Так происходит с теми, кто отказывается читать письма от определенных лиц или избегает участвовать в какой-либо деятельности, читать газеты, слушать передачи… Часто такие реакции сопровождаются словесным оправданием.

Фиксация. Работник выставляет свою кандидатуру на должность начальника отдела. Его руководители объясняют ему, что из-за недостаточной подготовки у него нет никаких шансов получить желаемую должность. Он находится в ситуации фрустрации.

Важно

Его стремление стать начальником отдела натолкнулось на препятствие. Он не может удовлетворить свою потребность (например, потребность зарабатывать больше или потребность выделиться).

В подобных ситуациях фрустрации работник может реагировать по-разному. Он может проявить агрессивность или же сказать себе: «В конце концов, не так уж плоха и моя настоящая должность» (отказ от цели), или продолжать добиваться этой должности каждый раз, когда она будет вакантной (фиксация).

В последнем случае такое поведение кладет конец всякой попытке адаптации. Работник повторяет свои действия, несмотря на новые моменты, связанные с этой проблемой. В своем упорстве он не считается ни с какими фактами и доводами. Добиваться должности любым путем — явно или скрытно — довольно частый в профессиональной жизни случай фиксации.

Регрессия. Этот тип поведения характеризуется возвратом к прежним способам действия в аналогичных ситуациях. Частичная или общая регрессия — это возвращение назад.

В трудных ситуациях случается, что взрослые ведут себя, как дети или подростки. Они возвращаются к давно оставленным способам поведения и образу мыслей, которые принадлежат миру их детства.

Подавление. Это понятие часто неправильно понимают. Его связывают только с сексуальностью, тогда как оно имеет более широкое значение.

Нам представляется невозможным признаться во многих наших желаниях, даже несбывшихся. Нам было бы очень тяжело, если бы они стали известны.

Лучше их забыть, вытеснить в бессознательное и проявить социально приемлемые чувства. Мы будем иронизировать или критиковать своего противника, но остережемся схватить его за горло.

Это подавление происходит бессознательно, оно помогает нам сохранить наше представление о самих себе.

В этом смысле подавление полезно и необходимо. Только преступники и антисоциальные элементы не способны к нему. В действительности подавление и вытеснение являются отрицательной реакцией только в том случае, когда они принимают форму простой блокады, без новой переориентации.

В этих условиях подавление не устраняет нервного напряжения, вызванного ситуацией фрустрации. Обычно это напряжение дает толчок для замещающего действия, которое приемлемо для окружающих. Поведение является позитивным, если оно позволяет удовлетворить подавленную потребность.

Оно носит негативный характер, если замещение лишь видимое.

Источник: https://students-library.com/library/read/89284-otricatelnye-reakcii-na-frustraciu

Что такое фрустрация, причины возникновения, формы проявляения

С непреодолимыми трудностями человек сталкивается еще в раннем детстве – родители не разрешают валяться в грязи, выбрасывать вещи из шкафа или играть на кастрюльных крышках.

К 3-4 годам дети учатся соотносить свои желания и свои возможности, но иногда состояние фрустрации мешает им и во взрослом возрасте.

Это может выражаться неумением радоваться жизни, отсутствием четкой цели, смысла своего бытия – экзистенциальная фрустрация или агрессивным поведением, нарушением социальным норм и правил – социальная фрустрация.

Что такое фрустрация и причины ее возникновения

Фрустрация в психологии – это эмоциональное состояние, которое возникает при невозможности удовлетворить свои потребности (истинные или мнимые) в реальных или предполагаемых ситуациях.

Не имеет значение, насколько такая ситуация соответствует реальности или насколько эти потребности удовлетворить необходимо.

Состояние подавленности возникает тогда, когда человек чувствует невозможность получить желаемое, достичь нужного результата и ощущает злость, бессилие, раздражение.

Совет

Также существует теория фрустрации, которая утверждает, что это внутреннее ощущение, которое мешает человеку достигать поставленных целей, возникающее из-за негативного опыта, комплексов или особенностей характера.

Другая теория фрустрации связывает ее возникновение с детскими переживаниями. Новорожденный ребенок, основные потребности которого не были удовлетворены в течение длительного времени, испытывает особое состояние психики, которое в дальнейшем может привести к возникновению различных комплексов или фрустрации.

Так, у детей, а впоследствии, у взрослых, может возникнуть оральная фрустрация – при неудовлетворении основного «детского» инстинкта – сосания. Это не только потребность в пище, но и основной способ успокоения, стимуляции и получения удовлетворения для ребенка в возрасте до 3-4 месяцев.

Неудовлетворенная потребность может привести к отставанию в развитии, возникновению неврозов или других проблем.

Причины

Состояние фрустрации возникает тогда, когда какие-то причины мешают ему добиться желаемого. Кратковременное ощущение раздражения или злости характерно для всех людей, переживающих неудачу. Такое состояние не всегда является патологическим – иногда оно может стать «толчком» к достижению трудных, ранее не достижимых целей.

Но фрустрацией эти чувства становятся только если надолго закрепляются в сознании, мешают привычной жизни человека, не дают ему добиваться даже легко достижимых целей и становятся причиной развития неврозов, депрессии и других патологических состояний.

Также, конечно, не каждое неудовлетворенное желание приводит к этому состоянию.

Фрустрация потребностей возникает при продолжительном конфликте интересов – когда человек очень сильно хочет добиться чего-либо, сделать что-то, но не может или считает, что не может этого.

При этом потребность (истинная или мнимая) остается, а ее неудовлетворение вызывает напряжение: психическое, физическое, социальное.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Психастенический тип личности

Возникновению фрустрации способствуют следующие факторы:

  1. Возраст – в детском и подростковом возрасте ощущение неудовлетворения потребности часто становится невыносимым для человека. Таким образом возникает сексуальная фрустрация, фрустрация у детей и некоторые другие виды.
  2. Особенности психики человека – истеричность, эгоцентризм, низкий уровень контроля и снижение волевых качеств, депрессия и другие психические заболевания также способствуют возникновению этого состояния. Также такое эмоциональное состояние как фрустрация возникает у людей излишне эмоциональных, обязательных, склонных к перфекционизму.

Основные причины – это постоянное неудовлетворение базовых потребностей человека: биологических, социальных, духовных или материальных.

Биологические причины – неудачи возникают из-за ограничения возможностей вследствие болезней, травм, инвалидности.

Физические – удовлетворить существующие потребности мешает какое-то физическое ограничение. Например, невозможно не покинув дом удовлетворить потребность в общении или достижении всеобщего признания.

Психические – самая частая причина фрустрации. Достичь цели мешают собственные комплексы, страхи и другие ограничения, существующие только в психике человека.

Обратите внимание

Социальные – социум, в котором живет человек накладывает на него определенные обязательства и нормы. Так фрустрированное желание независимости у молодежи может жестко пресекаться существующими в патриархальном обществе, а сексуальная фрустрация характерна практически для любого общественного строя.

Культуральные – также, как и социальные причины, диктуются теми запретами, которых придерживается общество, к которому относит себя человек. Культуральные запреты могут как совпадать с социальными, так и сильно отличаться от них.

Материальные причины – недостаток материальных средств также часто становится причиной развития фрустрации.

Проявления

Состояние неудовлетворения потребностей может достаточно долго не слишком беспокоить человека, хотя экзистенциальная фрустрация считается одной из самых распространенных причин обращения к психологу. По статистике, каждый 3-й, обратившийся к психологу, испытывает чувство неудовлетворенности, не видит смысла в своей жизни и не знает, чем хочет заняться.

Социальная и любовная фрустрация также могут не причинять особого вреда психике человека. Реакция на фрустрацию у каждого человека может быть разной – от легкого недовольства своей жизнью до тяжелых психических расстройств.

Симптомы

Заподозрить фрустрацию можно по следующим признакам:

  • Агрессивность – характерный симптом. Агрессия может быть направлена на окружающее –то, что мешает достичь цели, безадресно – по отношению ко всем в целом или на себя самого – самоагрессия.
  • Двигательное возбуждение – в таком состоянии человек не может оставаться на одном месте, он бегает, кричит, плачет, монотонно раскачивается и так далее.
  • Апатия – периоды возбуждения и агрессии могут сменяться полной или частичной апатией. В эти периоды человека перестает интересовать что-либо, он отказывается от общения, развлечений.
  • Негативизм – человек не желает слушать и воспринимать не нравящуюся ему информацию.
  • Фиксация – «зацикленность» на невозможности получения чего-либо мешает людям с фрустрацией находить другие выходы из ситуации или просто «отпустить» ситуацию.
  • Общее ухудшение состояния – стресс и фрустрация могут привести к истощению нервной системы и общему ухудшению состояния. Бессонница, головные боли, снижение работоспособности, повышение артериального давления часто сопровождают это состояние.
  • Аддиктивное поведение – социальная фрустрация часто приводит к употреблению спиртных напитков, наркотиков или токсикомании.
  • Депрессия – нереализованные потребности может стать причиной депрессии. Так экзистенциальная фрустрация у людей среднего возраста или любовная фрустрация у молодых людей часто приводит к депрессивному состоянию.
Читайте также:  Флегматик: характеристика типа темперамента

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  У меня приступы немотивированной агрессии

Формы

Выделяют 3 основные формы фрустрации:

  1. Экстрапунитивная форма – возникает, когда человек винит с своих неудачах внешние обстоятельства, людей и так далее. Из-за этого у него может возникнуть агрессия, аддиктивное поведение или депрессия.
  2. Интрапунитивная форма – для этой формы характерна аутоагрессия. В происходящем человек винит себя, испытывая злость и раздражение по отношение к самом себе.
  3. Импунитивная форма – происходящее человек считает стечением обстоятельств, неизбежностью.

Как справиться с фрустрацией

Заподозрить фрустрацию достаточно сложно. Большинство людей считают ее чем-то вполне обыденным и обращаются за помощью только в случае возникновения серьезных проблем.

Диагностировать это состояние помогают специально разработанные тесты, например, тест фрустрации Розенцвейга.

Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга помогает не только выявить наличие, но и форму патологии, подсказывает наиболее вероятную причину ее развития.

Справиться с фрустрацией помогает психотерапия, различные методики преодоления зажимов и мышечного напряжения: дыхательная гимнастика, йога, танцетерапия и другие методики. В более тяжелых случаях на помощь приходят антидепрессанты, седативные препараты или нормотимики.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/kak-lyubov-mozhete-privesti-k-frustratsii-i-depressii-i-chto-delat-chtoby-izbezhat-etogo.html

Типы реагирования на фрустрацию

У термина фрустрация (от лат. fmstratio — «расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)») два значения:

• акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. обозначение фрустрационной ситуации);

• эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Оно сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.

Фрустрацию вызывает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели.

С точки зрения С. Розенцвейга (S. Rosenzweig, 1960), всякая реакция на такой фрустратор служит поддержанию равновесия внутри организма. Отечественные же психологи справедливо считают, что состояние фрустрации — это реакция личности.

Возникает таковое не сразу. Для его появления требуется преодолеть так называемый фрустрационный порог, который индивидуален у разных людей. Он определяется рядом как ситуационных, так и личностных аспектов:

• повторением неудовлетворенности: вновь случившаяся неудача наслаивается на эмоциональный след от прежней;

• этапом деятельности: если препятствие возникает в ее начале, агрессия выражена слабее, нежели в том случае, когда неудача постигла человека в самом конце;

• глубиной неудовлетворенности: чем сильнее была потребность, тем ниже порог фрустрации;

• эмоциональной возбудимостью человека: чем она выше, тем ниже фрустрационный порог;

• уровнем притязаний личности, привычкой к успеху: чем дольше человек не терпел неудачу, тем ниже порог фрустрации.

Важно

Было также установлено (В. Fagot, 1978; W. Hartup, 1958), что девочки легче подвергаются фрустрации, чем мальчики. Однако эта закономерность не абсолютна. Ряд психологов полагают, что мальчики испытывают большую фрустрацию в ситуациях, связанных с высказываниями. Как определили М. Принс (М. Prince, 1993) и М. Линн (М. Lynn, 1991), у женщин более сильная фрустрация вызвана отсутствием денег.

Кроме того, легкость возникновения состояния фрустрации зависит и от выраженности свойства силы нервной системы: у лиц со слабой нервной системой это состояние возникает при меньшем числе неудач, чем у лиц с сильной нервной системой.

Типы фрустрационного поведения. Фрустрация влияет на деятельность человека по-разному. В одних случаях она мобилизует для достижения отдаленной по времени цели, усиливает мотив. Однако при этом формы поведения могут носить импульсивный и иррациональный характер.

В других случаях фрустрация демобилизует человека, который либо стремится путем замещающих действий уйти от конфликтной ситуации (запрещенная или недостижимая цель выполняется мысленно либо только частично или решается похожая задача), либо вообще отказывается от деятельности.

Согласно С. Розенцвейгу, фрустрация по своей направленности имеет три поведенческие формы (реакции): экстрапунитивную, интрапунитивную, импуни- тивную.

Экстрапупитивная форма связана с возникновением внутреннего «подстрекателя» к агрессии, с направленностью реакции искать виновного вовне. Человек обвиняет в случившемся обстоятельства, других людей.

У него появляются раздражительность, досада, озлобленность, упрямство, стремление добиться поставленной цели во что бы то ни стало. Поведение вследствие этого становится непластичным, примитивным, используются его ранее заученные формы, даже если они и не приводят к нужному результату.

На основании этого возникла даже фру- страционная теория агрессии, которую предложили Дж. Доллард и др. (J. Dollard et al., 1939).

Совет

Авторы полагают, что агрессия — это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие препятствий, стоящих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступления того состояния, к которому человек стремился.

Интрапунитивная форма фрустрации характеризуется аутоагрессией, когда человек обвиняет в неудаче самого себя, у него появляется чувство вины. В результате рождаются подавленное настроение, тревожность, человек становится замкнутым, молчаливым. При решении задачи он возвращается к более примитивным формам, ограничивает виды деятельности и удовлетворение своих интересов.

Импунитивная форма реагирования связана с отношением к неудаче либо как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначимому событию, исправимому со временем. Человек не обвиняет ни себя, ни других.

По данным Н. В. Тарабриной (1973) и К. Д. Шафранской (1976), чаще всего (50% случаев) преобладают экстрапунитивные реакции, почти вдвое реже встречаются интрапунитивные (самообвинительные) (27%) и еще реже импунитивные (23%). У мужчин больше экстрапунитивных реакций, а у женщин — интрапуни- тивных.

Н. П. Фетискин (1982) обнаружил, что субъектам с экстрапунитивной формой реагирования присущи сильная нервная система и подвижность нервных процессов, а демонстрирующим импунитивную и интрапунитивную формы — слабая нервная система и инертность нервных процессов.

Связь различных форм реагирования на фрустрацию с типологическими особенностями установлена и в других исследованиях (Т. О. Амон, 1975).

Появление состояния фрустрации и той или иной формы реагирования зависит от личностных особенностей человека, поэтому было предложено понятие фрустрациопной толерантности, т. е. устойчивости к факторам, вызвавшим фрустрацию.

Лица со слабой нервной системой чаще проявляют интрапунитивную форму фрустрации, с сильной нервной системой — экстрапунитивную (агрессию). В. Е. Василенко (1998) утверждает, что экстрапунитивные реакции связаны с интеллектом отрицательным образом, а интрапунитивные и импунитивные — положительным.

Обратите внимание

У школьников младших классов преобладают первые формы реагирования. В. Хармаз (1997) выявил у эмигрантов из Ирака, живущих в Швеции, выраженную импунитивную направленность, особенно у мужчин. У их детей преобладали эгозащитные и интрапунитивные реакции, отражающие склонность к самообвинению.

У русских детей, по данным того же автора, с возрастом уменьшается число экстрапунитивных реакций, что свидетельствует, по его мнению, о снижении потребности непосредственно и открыто выражать свои эмоции.

У иракских детей-эмигрантов такой тенденции не отмечается: импунитивный тип реагирования доминирует во всех возрастных группах, что В. Хармаз связывает с особенностями воспитания этих детей (повышенная зависимость от более старших, склонность к подчинению, послушанию).

Как показано М. А. Гулиной (1987), экстрапунитивные реакции наиболее характерны для лиц экстравертированного и тревожного типа, высокоэмоциональных; интрапунитивные же свойственны в большей мере интровертам со средним уровнем тревожности и в меньшей — интровертам с повышенной тревожностью и эмоциональностью.

Изучение типов и направленности фрустрации в группах мужчин и женщин, которое провел И. А.

Юров (1981), показало; в частоте проявления типов реакций (0—D — подчеркивание наличия препятствий, препятственно-доминантный тип; N—P — акцентирование на достижении результата, разрешающий тип; E—D — акцент на самозащите, самозащитный тип) особых различий нет, а по направленности у мужчин несколько чаще встречается вариант Е (поиск виновного вовне, экстрапунитивные реакции), а у женщин — вариант М (отсутствие обвинений, безобвинительные реакции) (табл. 22.4). Относительно варианта I (интрапуни- тивных. самообвинительных реакций) различий между мужчинами и женщинами выявлено не было.

Таблица 22.Средние значения типов и направленности фрустрированности мужчин

и женщин, % случаев

Испытуемые Тип реакции Направленность реакции
O—D E-D N-P Е / М
Мужчины 33,7 47,5 18,7 44,2 22,0 33,7
Женщины 34,0 48,5 17,5 38,5 23,0 38,5

По данным В. А. Якунина (1981), по направлению реакций преобладали внеш- необвинительные реакции (58,7%), а по типу — самозащитные (46,7%), что соответствует тенденциям, выявленным И. А. Юровым.

Интеркорреляционный анализ показал, что лица с преобладанием внешнеобвинительных реакций менее склонны проявлять реакции разрешающего типа. Последний тип склонны проявлять лица с самообвинительным направлением реакций, которым, однако, несвойственны реакции самозащитного типа.

Субъекты, у которых наблюдается преобладание безобвинительных реакций, с большей частотой проявляют реакции пре- пятственно-доминантного типа и в меньшей степени — самозащитного типа.

Важно

В этом исследовании выявлены связи типов фрустрационното реагирования с рядом личностных особенностей (по Кеттеллу). Так, внешнеобвинительные реакции положительно связаны с эмоциональной лабильностью (QUI), а самообвинительные реакции — положительно с робостью (фактор О) и интроверсией и отрицательно — с доминированием (фактор Е) и тревожностью (QII).

Безобвинительные реакции положительно связаны и с динамизмом (фактор F), реалистичностью (фактор М) и отрицательно — с робостью и интроверсией.

Препятст- венно-доминантный тип отрицательно связан с рафинированностью (фактор N), разрешающий тип — отрицательно с консерватизмом (фактор QI)y а самозащитный тип реакции — положительно с радикализмом и рафинированностью.

В социально-фрустрирующей ситуации женщинам более присуща интрапуни- тивная направленность реакции, связанная с самообвинением (А. И. Винокуров, 1996).

Эмпирически описаны несколько классификаций стилей морального поведения: интегрированный — неинтегрированный (Хортшорн и Мэй, 1930), покорный — тревожный — агрессивный — конструктивный (Пулккинен, 1987), прагматический — альтруистический (Валантинас, 1989) (Терешкин А. Ф. Системное исследование интегральности. Пермь, 1991. С. 91).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии

Источник: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/224-tipyi-reagirovaniya-27299.html

Ссылка на основную публикацию