Детская дисциплина и ее побочные эффекты

Гормоны для детей: соглашаться или нет?

Гормонофобия сложилась в нашей стране исторически, ведь изначально гормоны назначали только тяжелобольным. Кроме того, гормональные препараты вызывали массу побочных эффектов. Понятно, что когда современной маме говорят, что ее ребенку нужна гормональная терапия, ее первое желание отказаться.

Торопиться с решением не стоит, ведь некоторые заболевания (скажем, диабет и астма) иначе не вылечишь.

Да и в более простых случаях (при аллергической сыпи, или отставании в росте, например) употребление гормонов не так страшно, как мы привыкли считать.

Побочные эффекты гормональной терапии проявляются только тогда, когда гормоны всасываются в кровь и срабатывают лишь при длительном употреблении препаратов. Более того, в некоторых случаях, это единственно-эффективный метод лечения.

4,7 5 1

Обратите внимание

При назначении топических стероидов (препаратов местного действия) негатив и вовсе сведен к минимуму, так как гормон действует локально и в кровь практически не попадает.

Главное, что следует помнить, что гормоны не только снимают воспаление, но и отчасти блокируют иммунные реакции организма. То есть их ни в коем случае нельзя применять при воспалительных процессах.

Так вы уберете лишь внешние проявления болезни, но не устраните ее, а лишь поможете распространиться.

Назначают кортикостероиды, в основном, при аллергических реакциях. Курс лечения составляет обычно 2-3 недели. Возрастных ограничений на использование гормонов нет. Детям, как и взрослым, гормональную терапию назначают при наличии показаний.

Если в 6 месяцев у ребенка астма, то не стоит ждать ухудшения — на помощь могут прийти гормоны. То же касается приема малышом соматотропина — гормона роста, более детально о котором расскажем чуть позже.

Если ребенок отстает в развитии от сверстников, а анализ крови подтвердил нехватку необходимых для роста гормонов, пройти курс гормональной терапии необходимо, считает доктор Комаровский.

Согласившись на гормональные препараты для ребенка помните два правила. Первое: предписанный врачом курс терапии надо довести до конца. Улучшение состояния может наступить уже через пару недель, но чтобы гормоны подействовали, порой необходимо принимать их несколько месяцев.

Важно

Видимое здоровье малыша — это не повод отказываться от предписанного лечения, чтобы болезнь не вернулась и не стала хронической. Если сомневаетесь, надо ли продолжать лечение, еще раз проконсультируйтесь с доктором. Второе правило: постепенного уменьшения дозы гормональных препаратов. Курс местного лечения лучше завершать постепенно.

Перед нанесением на кожу начните разбавлять гормональную мазь детским кремом, постепенно увеличивая долю второго и сводя на нет долю первого.

Гормон роста

Гормон роста участвует во многих процессах в организме, включая плотность костей, мышечную массу и настроение. Он помогает обрабатывать белок и увеличивает расщепление жира, чтобы помочь воспроизвести энергию, необходимую для роста тканей. Даже небольшие изменения уровня гормона роста влияют на организм.

Недостаток или переизбыток этого гормона может вызвать значительные проблемы. Так, слишком малое количество гормона роста является одной из основных причин низкого роста и карликовости.

Дети с недостатком гормона роста необязательно рождаются слишком маленькими. Проблемы могут появиться со временем, например, в школе. Некоторые дети не могут вырабатывать гормон роста с самого рождения, поэтому его уровень остается низким на протяжении всей жизни.

Симптомами дефицита гормона роста у детей являются:

  • Ребенок выглядит моложе, чем другие дети этого же возраста.
  • Пухлое телосложение.
  • Нарушение роста волос.
  • Задержка полового созревания.
  • Невысокий рост.

У некоторых детей недостаток гормона роста является частью генетического заболевания, но иногда причина дефицита неизвестна.

Большинство людей хорошо переносят инъекции гормона роста. Тем не менее, возможные побочные эффекты включают в себя:

  • Боль в мышцах.
  • Дискомфорт в суставах.
  • Головные боли.
  • Отек рук и ног.

Если после гормонотерапии ваш ребенок жалуется на эти или другие симптомы, обязательно обратитесь к врачу. Он может изменить дозу, чтобы устранить симптомы. Инъекции гормона роста противопоказаны тем, у кого есть:

  • Опухоли.
  • Рак.
  • Серьезное заболевание.
  • Серьезные проблемы с дыханием.
  • Множественные травмы.

Поэтому при назначении гормональной терапии не стоит самостоятельно искать заместительную. Если несколько врачей посоветовали гормоны, очевидно — это наилучший выход для малыша.

Источник: https://hochu.ua/cat-child/article-26000-gormonyi-dlya-detey-soglashatsya-ili-net/

Медикаментозное лечение при детском аутизме

Отрывок из статьи Шапошниковой А.Ф. Медикаментозное лечение при детском аутизме// Аутизм и нарушения развития – 2008 — №3

Медикаментозной терапии в процессе лечения и реабилитации детей, страдающих аутизмом, как правило, отводится второстепенная роль. Лекарства применяются лишь в комплексе с методами педагогической и психологической коррекции.

Главной задачей медикаментозной терапии при детском аутизме является устранение тех или иных нежелательных симптомов, снижающих эффективность педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, аутоагрессия, стереотипии, негативизм, двигательная расторможенность. Кроме того, некоторые лекарственные препараты способствуют стимуляции интегративной деятельности головного мозга, активируют процессы памяти и мышления.

Основные группы препаратов, входящих в комплексное лечение расстройств спектра аутизма

1. Ноотропные препараты (нейрометаболические стимуляторы, церебропротекторы)

Лекарственные препараты этой группы направлены на стимуляцию деятельности головного мозга, активацию процессов памяти и мышления, повышение устойчивости ЦНС к психическим нагрузкам. Кроме того, некоторые из них могут оказывать успокаивающий, или, наоборот, психостимулирующий эффект, обладают антидепрессивным действием.

Суточная и разовая доза данных препаратов рассчитывается врачом в зависимости от возраста и веса ребенка. При расстройствах спектра аутизма данная группа препаратов используется в виде развернутых (3-4 месяца) повторных курсов в течение нескольких лет.

Если ребенок заторможен, и необходимо добиться повышения психомоторной активности, обычно назначают следующие препараты:

  1. Когитум. Препарат выпускается в ампулах. Назначают его внутрь, обычно рекомендуется разводить раствор в небольшом количестве воды, но можно принимать и в неразведенном виде. Принимают когитум обычно в первой половине дня, так как он оказывает выраженное стимулирующее действие. Противопоказанием для назначения является только повышенная чувствительность к препарату.
  2. Энцефабол. Детям до 7-ми лет этот препарат дается в форме суспензии, а старшим – в виде таблеток. Энцефабол активирует память и мышление, повышает концентрацию внимания. У этого препарата есть побочные эффекты: может повыситься возбудимость (поэтому применяют энцефабол только в первой половине дня), иногда может возникнуть тошнота. Энцефабол не назначают при тяжелых заболеваниях печени и почек, крови, при аутоиммунных болезнях (системная красная волчанка, миастения).
  3. Пикамилон. Назначается детям после 3-х лет. Кроме стимулирующего действия, пикамилон оказывает положительных эффект при эмоциональной лабильности, капризности у детей, применяется в комплексной терапии ночного энуреза. Побочные эффекты отмечаются редко. Не назначают препарат при повышенной чувствительности к нему и при тяжелых заболеваниях печени и почек.

Если ребенок наоборот, избыточно активен, обычно назначают ноотропные препараты, обладающие успокаивающим действием:

  1. Пантогам. Применяется в виде суспензии и таблеток, оказывает положительное влияние на умственное развитие, улучшает способность к концентрации внимания, память, повышает работоспособность, но при этом не вызывает возбуждение и двигательную расторможенность. Это один из немногих ноотропных препаратов, которые могут применяться у детей, страдающих эпилепсией. Однако пантогам достаточно часто вызывает аллергические реакции в виде кожной сыпи, обострения экссудативного диатеза.
  2. Фенибут. Этот препарат особенно хорошо, когда у ребенка присутствуют страхи, есть повышенная тревожность, беспокойство, так как кроме собственно ноотропного действия фенибут оказывает выраженный успокаивающий и противотревожный эффект. В начале лечения возможны эпизоды тошноты, может быть некоторая сонливость, но впоследствии эти эффекты исчезают. Противопоказанием для назначения является только повышенная чувствительность к препарату.

Кроме препаратов, выпускаемых в виде растворов, суспензий и таблеток, врач может назначить и лекарства в инъекционной форме:

  1. Церебролизин. Этот препарат показал свою высокую эффективность в комплексной терапии расстройств спектра аутизма, он широко используется.  Церебролизин оказывает выраженное положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, повышает концентрацию внимания. Противопоказанием к назначению церебролизина являются тяжелые заболевания почек, гиперчувствительность к препарату. Нежелателен церебролизин при эпилепсии с частыми, развернутыми приступами. Среди побочных эффектов отмечены только аллергические реакции.
  2. Кортексин. Препарат способствует улучшению показателей интеллектуального и речевого развития у детей, применяется при ДЦП, хорошо переносится больными с эпилепсией. Как правило, кортексин не вызывает возбуждения и двигательной расторможенности. Побочные эффекты при соблюдении возрастных дозировок не отмечены.

2. Антидепрессанты

…Амитриптилин. Лечение проводится 4-5-месячными курсами с перерывами в 1-3 мес. Считается, что амитриптилин может способствовать улучшению контакта с ребенком. Уже на 3-5-й неделе лечения отмечается первое улучшение состояния, проявляющееся в возрастании интереса к окружающему миру, некоторое улучшение контакта.

Сам по себе амитриптилин не излечивает детский аутизм, но, увеличивая возможности контакта, создает хорошие предпосылки для разворачивания психологической работы с ребенком. Недостатком амитриптилина является довольно большое количество побочных эффектов: возможна сонливость, снижение артериального давления, сухость во рту, тошнота, запоры, задержка мочеиспускания.

Препарат назначается только под контролем ЭЭГ, так как может провоцировать появление судорожной готовности.

3. Транквилизаторы

Транквилизаторы обычно применяются, когда у детей, страдающих аутизмом, выражены страхи, высок уровень тревоги, и именно эти симптомы затрудняют развитие ребенка, психологическую и педагогическую работу с ним. В младшем возрасте может использоваться такой препарат как атаракс.

Атаракс выпускается в форме сиропа и таблеток. Назначается детям в возрасте после 12-и месяцев, в зависимости от веса. Этот препарат хорошо снимает тревогу и страхи, нормализует сон. Однако длительное его применять не стоит, и побочных эффектов у него немало: сонливость, сухость во рту, тошнота, слабость, головная боль, снижение артериального давления.

4. Нейролептики

К нейролептикам относятся средства для лечения психозов и других тяжелых психических расстройств. Нейролептики оказывают многогранное влияние на организм.

К их основным фармакологическим особенностям относятся своеобразное успокаивающее действие, сопровождающееся уменьшением реакций на внешние стимулы, ослаблением психомоторного возбуждения и аффективной напряженности, подавлением чувства страха, ослаблением агрессивности.

Совет

Выраженным снотворным действием нейролептики в обычных дозах не обладают, но могут вызывать дремотное состояние, способствовать наступлению сна и усиливать влиянии снотворных и других успокаивающих средств. Они потенцируют действие анальгетиков, местных анестетиков и ослабляют эффекты психостимулирующих препаратов.

Нейролептики изменяют нейрохимические (медиаторные) процессы в мозге… Разные группы нейролептиков и отдельные препараты различаются по влиянию на образование, накопление, высвобождение и метаболизм нейромедиаторов и их взаимодействие с рецепторами в разных структурах мозга, что существенно отражается на их терапевтических и фармакологических свойствах.

При расстройствах спектра аутизма у детей нейролептики обычно используются для коррекции таких проявлений как агрессия, аутоагрессия, двигательная расторможенность, страхи, тревожность, стереотипное двигательное возбуждение. Некоторые нейролептики (рисполепт, этаперазин, трифтазин) оказывают активирующий эффект, повышают речевую активность, улучшают способность к контакту, улучшают интеллектуальную продуктивность.

В основном у детей используются такие препараты: галоперидол, сонапакс, хлорпротиксен, эглонил, трифтазин, неулептил, этаперазин. Как правило, большая часть нейролептиков может назначаться только детям школьного возраста и подросткам. С 3-х лет разрешен к применению галоперидол, с 4-х лет – сонапакс, с 6-ти лет – трифтазин и эглонил.

В последнее время широко обсуждалось применение в терапии детского аутизма так называемых атипичных нейролептиков, в частности, — рисполепта (рисперидона).

В официальной аннотации препарата указано, что сведений по применению его у детей младше 15-и лет нет.

Однако имеются отдельные упоминания об опыте приема рисполепта у детей, которые свидетельствуют о безопасности его применения в детской практике…

…У рисполепта (респеридона) есть значимое позитивное качество – он в меньшей степени дает побочные эффекты, характерные для типичных нейролептиков… В литературе отмечают следующие, наиболее часто встречающиеся побочные эффекты применения рисполепта: увеличение массы тела, гиперпролактинемия, галакторения… Нужно отметить, что рисполепт (рисперидон) в форме раствора (капель) 6 октября 2006 года в США был одобрен к применению FDA у детей с 5-ти до 16-ти лет…

Побочные эффекты, характерные для препаратов из группы нейролептиков

Данные лекарственные препараты могут переноситься как без каких-либо неприятных явлений, так и с некоторыми побочными эффектами…

  1. Сонливость, апатия, вялость чаще встречаются при использовании нейролептиков с выраженным седативным действием, таких как хлорпротиксен, сонапакс, галоперидол. Вялость и сонливость обычно уменьшаются или исчезают в течение одной-двух недель приема препарата, но если эти проявления чрезмерны, нужно сообщить врачу для коррекции схемы лечения. При использовании указанных нейролептиков может проявиться головокружение, особенно при резком вставании с постели утром…
  2. Расторможенность, возбуждение, нарушение сна. Чаще всего эти побочные эффекты встречаются при начале терапии (на малых дозах) рисполептом, этаперазином, эглонилом, трифтазином.
  3. Любые нейролептики могут снижать порог судорожной готовности, поэтому у детей, страдающих эпилепсией, применяются ограничено, осторожно, только под контролем ЭЭГ.
  4. наибольший испуг у родителей обычно вызывают так называемые экстрапирамидные побочные эффекты нейролептиков. Эти побочные эффекты встречаются при лечении галоперидолом, трифтазином, этаперазином. Они выражаются в преходящих расстройствах движений и мышечного тонуса. Могут появиться дрожь в руках и ногах, спазмы отдельных мышечных групп (шеи, лица, туловища). Движения могут стать скованными. Чтобы этих явлений не было, врач назначает так называемый препарат-корректор – циклодол или акинетон…
  5. Если родителей вовремя не сообщает врачу о побочных явлениях, они могту утяжеляться. Может ухудшиться общее состояние ребенка, появиться слабость, потливость, повышение температуры тела. Врача об этом нужно срочно информировать, он отменит препарат и даст рекомендации для нормализации общего состояния ребенка…
Читайте также:  7 веских причин, почему женщины любят плохих мальчиков

Источник: https://ru-happychild.livejournal.com/556338.html

Дисциплина

Дисциплина лежит в основе всех достижений человека, да и человечества в целом.  Благодаря дисциплине достигаются различные цели, существуют различные сообщества, организации и государства.

В толковом словаре Ожегова дисциплина определяется как обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам.

Достаточное точное и ёмкое определение.  Осталось добавить, что, как правило, дисциплина поддерживается при помощи поощрений и наказаний (метод «кнута и пряника»).

  В различных системах и организациях, в зависимости от их основных задач, соотношение поощрений и наказаний может  значительно отличаться, и для отдельных крупных институтов существуют свои определения: воинская дисциплина, трудовая дисциплина, партийная, школьная, церковная и т.д.

Обратите внимание

Задача данной статьи – рассмотреть эту тему с точки зрения развития уровней сознания или, рассмотреть энергетические аспекты этого вопроса.

На практике дисциплина означает целенаправленное использование ресурсов пространства и времени или определённый порядок, определённая последовательность их использования. Все эти возможности связаны с манипурой чакрой.

Именно энергии манипуры чакры дают человеку возможность структурировать пространство и время . И не только человеку.

Если говорить о коллективах, организациях и сообществах, то  существенную роль в поддержании дисциплины играют эгрегоры, которые и существуют  благодаря общим для всех правилам и законам, другими словами – общим энергиям.

Естественно,  для каждой организации, для каждого коллектива, сообщества или института  существует руководитель, который, теоретически, наиболее точно и  полно, выполняет правила и законы данного сообщества  и имеет достаточную силу воли, и достаточно ресурсов, для того чтобы обеспечить соблюдение дисциплины всеми другими членами сообщества.  Размер сообщества не имеет значения.  Это может быть – два друга, семья, коллектив или государство. В вопросах соблюдения дисциплины, руководителя, всегда поддерживает своими энергиями соответствующий эгрегор, который заинтересован в существовании данного сообщества. Если быть точным, то именно эгрегор назначает руководителя.

Как  уже упоминалось, дисциплина поддерживается при помощи наказаний и поощрений, т. е., другими словами, энергия манипуры чакры опираются не энергии  муладхары чакры  и свадхистаны чакры, и управляет ими.

При этом  надо понимать, что для того, чтобы обеспечить соблюдение дисциплины, эгрегор любого сообщества стремиться вывести из равновесия чакру муладхару и чакру свадхистану у каждого своего  члена.  Т.к.

страх наказания, как и любой страх вообще, присущ  человеку с неуравновешенной  муладхарой, а стремление к наслаждению,  удовольствию и поощрению присуще человеку с неуравновешенной свадхистаной (человек с уравновешенной свадхистаной уже живёт с удовольствием и ценит то, что имеет).

Важно

Справедливости ради, следует отметить, что строгое соблюдение дисциплины, даже если  она достигается насильственным способом, способствует развитию и укреплению манипуры чакры. Это, в свою очередь, делает человека более волевым, энергичным, целеустремлённым, осознанным. Правда, чрезмерное давление может «сломить»  волю человека и это уже может быть непоправимо.

 Известно, например, что молодые люди, отслужившие в армии, часто более целеустремлённые и успешные, чем их сверстники, которые не служили.  Чаще всего армия делает человека более самостоятельным и ответственным, более взрослым.

 Человек с развитыми и уравновешенными нижними чакрами (манипура, свадхистана и муладхара), как правило, имеет собственное мнение, вполне способен принимать самостоятельные решения и готов за них постоять.  Такой человек, потенциально, может стать нарушителем дисциплины, или возмутителем спокойствия.

Хотя, скорее всего, это нарушение будет  в виде аргументированного несогласия  с текущим положением дел, или предложений по улучшению существующей системы, такие люди неудобны для сообщества, особенно, для руководства.

От таких людей пытаются избавиться или поставить на место – надавить, запугать (другими словами — вывести из равновесия энергетическую систему).

Страх может играть разную толь. Страх наказания, может заставить ребенка делать то, что ему хочется,  в тайне от родителей, или сделает его скрытным. Страх наказания может удержать человека от совершения преступления. Страх позора и наказания может поднять солдата в атаку, даже если ему кажется, что впереди – верная смерть.

Стремление к поощрению может сделать человека подхалимом, карьеристом, рьяным исполнителем, или успешным менеджером и руководителем.

Как видим дисциплина, с одной стороны, обеспечивает порядок и определённость, а с другой – выводит из равновесия энергетическую систему человека и, в силу этого, не позволит ему (человеку), как личности, адекватно и эффективно развить верхние (духовные) уровни сознания.

Эту  задачу (развитие верхних уровней сознания) решает самодисциплина.

Самодисциплина

Самодисциплина означает контроль своих действий и поступков, контроль своего поведения. Это в частном  случае, если рассматривать видимую часть этого понятия. В более общем случае следует рассматривать человека как систему тонких тел, и рассматривать дисциплину и самодисциплину каждого тела.  

Можно говорить о дисциплине физического тела, эфирного тела, астрального, ментального и  т. д.

Если дисциплина основана на соблюдении правил, установленных определённым сообществом, то самодисциплина означает соблюдение правил, которые человек определил для себя сам.

Здесь главная роль принадлежит осознанному выбору, сознанию. Можно сказать, самодисциплина – это строгое следование своему кодексу поведения.

Понятно, что значительную роль в формировании такого кодекса играет воспитание и окружающая среда.

Совет

Следует отметить, что самодисциплина тесным образом связана с самовоспитанием и саморазвитием. Этим обычно занимаются люди имеющие достаточно высокий уровень сознания, которые понимают, что они делают и ради чего. Без такой мотивации вряд ли удастся долго придерживаться выбранных принципов  и поддерживать самодисциплину.

Коль скоро упоминалось о телах человека, то следует отметить, что можно при помощи самодисциплины приучить физическое тело к нужным реакциям и действиям. Можно усилием воли контролировать реакции эфирного тела на раздражители.

  Можно контролировать астральное тело (эмоции) и ментальное тело (мысли). Можно контролировать  действия и поступки (каузальное тело),  ценности (буддхиальное тело) и жизненную философию или религиозные взгляды (атманическое тело).

 Однако надо понимать, что дисциплинируя одно тонкое тело, мы практически всегда косвенно влияем на самодисциплину всех других тел.

Поэтому, занимаясь саморазвитием и самодисциплиной, лучше начинать со своих сильных сторон, с самого развитого тела, с того что больше нравится.

При этом надо уделять внимание и всем остальным, иначе баланс  энергий будет нарушен, и эффективность действий будет снижаться.

И дисциплина, и самодисциплина опираются на энергии манипуры чакры.

Однако, если дисциплина может поддерживаться внешними факторами – законами, правилами, традициями, авторитетом и личной силой руководителя, самодисциплина требует поддержки личных верхних чакр и тонких духовных тел.

Поэтому, неизбежным побочным эффектом самодисциплины будет развитие и уравновешивание всей энергетической системы человека,  от нижних до самых верхних уровней.

Воспитание дисциплины и самодисциплины

Ниже будут даны несколько советов по воспитанию дисциплины и самодисциплины.

Воспитанием вообще, как и воспитанием дисциплины надо заниматься с самого рождения ребёнка или ещё лучше, как советовали древние греки, с момента зачатия.

На востоке до сих пор существует такое правило – до пяти лет ребёнок – царь, после пяти – раб. Считается – если до пяти лет ребёнка не сломать, то после это уже сделать невозможно. Он до конца жизни будет воином по своей сути, человеком с сильным духом, человеком, способным принимать решения и постоять за свои интересы.

Понятно, большинство родителей хотят, чтоб ребёнок был послушным и усидчивым, чтоб не очень обременял.  И начинают его воспитывать всякими запретами.  До пяти лет это категорически нежелательно, если сознательно не стремиться испортить человеку всю последующую жизнь.

Обратите внимание

Можно только отвлекать ребёнка от нежелательных действий, переключать его внимание.

До означенного возраста, ребёнок не очень склонен руководствоваться доводами рассудка, зато он прекрасно воспринимает энергетику и его энергетическая система подстраивается под восприятие тех энергий, которые находятся вокруг него.

Если  вокруг дисциплина, порядок, организация, доброжелательность, то ребёнок подстроится под эти энергии, и в будущем подсознательно всегда будет стремиться жить в таком же мире. Образно можно сказать, что та энергетика, в которой живёт ребёнок в младенчестве, является материалом, из которого человек строит свою жизнь.

После пятилетнего возраста у человека появляется способность осознанно воспринимать запреты, и сдерживать свои желания. Теперь уже при воспитании возможно применение адекватного принуждения и наказания. При этом всё должно быть растолковано – почему и за что.

Взрослый человек, который решил заняться саморазвитием и самодисциплиной, должен оценить состояние дел в этом вопросе, правильно использовать принципы развития и, конечно, четко представлять ради чего он всё это затевает. Тогда у него будут хорошие шансы на успех.

Желаю удачи!

Напишите свой отзыв, если статья была полезна для вас.

Поделитесь ссылкой в соц. сетях, нажмите на кнопку под статьёй.

Источник: http://kirizli.ru/chelovek-lichnost/distsiplina

Дисциплина в разные периоды жизни ребенка — Психологос

Определение

А они ко мне: «Дружок,Ляг, лапуся, на бочок!»А они ко мне: «Голубчик,

Ешь скорее, стынет супчик!»

Я такое обращеньеНенавижу! Не терплю!Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

С Михалков

Дети не могут любить и уважать своих родителей, если те слабы и нерешительны. В этом случае они просто садятся им на шею и начинают манипулировать ими без зазрения совести. И не рассчитывайте на то, что у них проснется совесть! Не проснется. Если вы подставите им свою шею, они на нее усядутся и ножки свесят.

Но хуже всего даже не это. Гораздо опаснее то, что подобная схема взаимоотношений станет для ваших детей привычной, и они будуг стараться сесть на шею и манипулировать всеми, с кем будут пересекаться в своей жизни.

Недисциплинированные, безответственные, грубые, невоспитанные… Вы лично испытываете симпатию к таким людям? Вот и другие люди не испытывают.

Не будем обрекать своих детей на нелюбовь окружающих, а приучим их к дисциплине.

Дисциплина — это не наказания. Наказания — лишь один из способов коррекции, когда дисциплина захромала. А сама дисциплина — это просто умение контролировать свои порывы и побуждения, делать не то, что хочется в данный момент, а то, что нужно. Дисциплина, смягченная любовью, учит детей приспосабливать свое поведение к требованиям общества. Вот и давайте учить этому наших детей.

Наши верные друзья «Нельзя!», «Не смей!» и «Стыдись!»

Совсем маленьких детей, лет до трех, к дисциплине можно приучать мягко и ненавязчиво. В первую очередь, им нужно обеспечить возможность расходовать свою неуемную энергию, ведь лет до трех эти «перпетумы мобиле» двигаются безостановочно.

Читайте также:  Маниакально-депрессивное расстройство - почему вы должны знать симптомы

Если они шалят, их можно мягко приструнить. Главное, чтобы вы им разъясняли правила, которые действуют в вашей семье и которые он должен соблюдать. Например, внятно говорите: «Спички брать нельзя».

Если вы уверены, что это сказали и что он понял, о чем идет речь, то вы имеете все основания требовать соблюдения этого правила. Если же он все же хватает спички, можно и подшлепнуть по попе.

Важно

Ничего страшного не произойдет, а мгновенная легкая боль просигналит владельцу попы, что он сделал что-то не то. Конечно, лучше облегчить себе жизнь и по возможности убрать из поля зрения маленького разрушителя опасные и хрупкие предметы.

С трех до пяти лет Клайн предлагает устроить «комнату отдыха», место, куда можно отправить ребенка, если он начинает всерьез безобразничать. Можно использовать для этой цели, например, ванную комнату: место скучноватое, без игрушек и развлечений, зато знакомое, поэтому нестрашное.

Смысл комнаты отдыха в том, что ребенок побудет там, где сможет успокоиться. Поставьте будильник, таймер, «напоминалку» на мобильнике так, чтобы, когда время «отсидки» истечет, раздавался звонок, слышный и вам, и ребенку. А лучше направляйте энергию ребенка на полезные и интересные дела.

И еще одно ценное замечание. В этом возрасте дети делаются падки на положительные подкрепления, они уже умеют устанавливать связь между своими действиями и их последствиями.

Поэтому можно эффективно хвалить, поощрять, обнимать за хорошее поведение, можно даже нарисовать «таблицу заслуг» и повесить на стенку, разрисовав звездочками и цветочками. Нельзя только одно: игнорировать хорошее поведение и обращать на ребенка внимание только тогда, когда он ведет себя неправильно.

В этом случае вы будете просто вынуждать его вести себя плохо, чтобы привлечь к себе хотя бы отрицательное, но внимание любимых родителей.

От шести до двенадцати применяется железный закон причин и следствий. Если закончена работа, можно идти гулять. Если сделаны уроки, можно смотреть телевизор. Отлично действует таблица поощрений, где четко прописаны баллы за каждое выполненное дело.

Лучше не помещать туда слишком много пунктов, а сосредоточиться на том, что вы реально хотите достичь в ближайшее время. И поставьте ребенка в известность, что именно он получит за определенное количество баллов. Конечно, это должно быть нечто желанное для него, а не для вас. Бессмысленно пообещать новые носки за ежедневную чистку зубов.

Нормальная реакция нормального ребенка в этом случае будет: «Дураков нет!», пусть он этого и не скажет вслух, но уж подумает обязательно. В этом возрасте на маленьких обезьянок особенно животворно действует старый, как мир, способ «делай, как я!». Если вы хотите, чтобы ваши дети были приветливыми, вежливыми, общительными, деликатными, — будьте такими сами.

Другого пути нет. Если вы будете, как злобная фурия, налетать на детей, требуя вежливости и доброты, не удивляйтесь, что вас постигнет неизбежное фиаско.

Совет

Разумеется, самое лучшее, что может приучить к дисциплине, — это логические последствия неправильных действий. Если к определенному часу уроки не сделаны, ясно, что семья уходит на вечернюю прогулку без сына. Делу время, потехе час! И если дочку дважды позвали ужинать, а она не пришла, то ее тарелку убирают, и девочка ложится спать натощак.

При таком подходе у ребенка всегда есть выбор. Он знает, к чему приведет определенное поведение, и может сам решить, стоит ли игра свеч. А родители могут сохранять олимпийское спокойствие и не сердиться на ребенка, не изобретать для него наказаний, ведь он оказывается наказанным естественным ходом событий.

Просто, удобно, логично и эффективно!

Вот как Виктор Клайн завершает главу о дисциплине: «Дисциплина хороша и необходима, без нее вы не вырастите здоровых детей-победителей. Она нужна для того, чтобы научить и натренировать детей для будущей жизни в нашем сложном мире. Если все делается правильно, дисциплина помогает молодому человеку обрести внутренний контроль и независимость.

Главная цель дисциплины — освободить личность от иррациональных и импульсивных природных сил. Хорошая дисциплина порождает не слабость, а силу; не потворство себе, а ответственность.И самое главное, она создает характер, отличающийся способностью любить и поступаться своими эгоистическими интересами».

Главное в жизни ребенка – любовь

Все сказанное здесь справедливо при одном непременном условии: если ребенок живет в любящей семье. То есть в такой семье, где любят его самого и всех остальных. Что родители любят своего ребенка, это естественно.

О том, как проявлять любовь к нему, написано немало. Но вот что хочется подчеркнуть особенно, это необходимость взаимной любви родителей, которую должны видеть их дети, в которой у них не должно быть ни тени сомнения. См.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/disciplina-v-raznye-periody-zhizni-rebenka

Книга: Фармакология: конспект лекций

Вызывают усиление секреции и разжижение бронхиальной слизи (мокроты), что облегчает ее отделение при кашле. Подразделяются на две группы:

1) средства, стимулирующие отхаркивание (секретомоторные);

2) муколитические средства (бронхосекретолитические).

Секретомоторные препараты усиливают физиологическую активность мерцательного эпителия и перистальтические движения бронхиол, способствуя продвижению мокроты из нижних отделов в верхние отделы дыхательных путей и ее выведению. Эффект обычно сочетается с усилением секреции бронхиальных желез и некоторым уменьшением вязкости мокроты. Условно препараты этой группы подразделяют на две подгруппы: рефлекторного и резорбтивного действия.

Препараты рефлекторного действия (препараты термопсиса, истода, алтея и других лекарственных растений, натрия бензоат, терпингидрат и др.).

При приеме внутрь оказывают умеренное раздражающее действие на рецепторы слизистой оболочки желудка и рефлекторно влияют на бронхи и бронхиальные железы. Эффект некоторых препаратов (термопсиса и др.

) связан также со стимулирующим воздействием на рвотный и дыхательный центры.

К средствам рефлекторного действия относятся также препараты с преобладающей рвотной активностью (апоморфин, ликорин), оказывающие в малых дозах отхаркивающее действие. Ряд препаратов рефлекторного действия частично оказывает резорбтивный эффект: содержащиеся в них эфирные масла и другие вещества выделяются через дыхательные пути и вызывают усиление секреции и разжижение мокроты.

Препараты резорбтивного действия (йодид натрия и калия, аммония хлорид, частично натрия гидрокарбонат и др.

) оказывают эффект в основном при их выделении (после приема внутрь) слизистой оболочкой дыхательных путей, стимулируют бронхиальные железы и вызывают непосредственное разжижение мокроты; в определенной мере они стимулируют также моторную функцию мерцательного эпителия и бронхиол.

Особенно активно влияют на вязкость мокроты препараты йода. Муколитические (как ферментные, так и синтетические) увеличивают объем мокроты, разжижают слизь и способствует усилению дренажной функции бронхов, и как результат – выраженный противовоспалительный эффект.

Термопсиса трава, трава мышатника (Herba Thermopsidis).

Содержит алкалоиды (главный из которых термопсин), сапонины, эфирное масло, дубильные вещества, аскорбиновую кислоту. Действие всех этих веществ на организм сложное, но в целом отхаркивающее, в больших дозах – рвотное.

Применение: хронический бронхит. Настой готовят из расчета 0,6–1,0 г на 180–200 мл воды.

По 1 ст. л. принимают 2–4 раза в день; сухой экстракт по 0,01—0,05 г, таблетки от кашля – по 1 таблетке на прием. Детям – соответственно возрасту.

Форма выпуска: экстракт термопсиса сухой (Extractum Thermopsidis siccum) в банках; таблетки от кашля (Tabulettae contra tussim), содержащие 0,01 г травы термопсиса в мелком порошке, натрия гидрокарбоната 0,25 № 10, сухая микстура от кашля для взрослых. Список Б.

Корень алтея (Radix Althae).

Содержит до 35 % растительной слизи.

Применяют в виде порошка, настоя, сиропа как отхаркивающее и противовоспалительное средство при заболеваниях дыхательных путей.

Обратите внимание

Входит в состав грудного сбора № 1, 3. 1 ст. л. сбора заливают стаканом кипятка, настаивают 20 мин, процеживают и принимают по 0,5 стакана 2–3 раза в день.

Форма выпуска: экстракт алтейного корня сухой в банке; сироп алтейный по 100,0 мл; сухая микстура от кашля для детей (Mixtura sicca contra tussim pro infatibus), в состав которой входят еще натрия бензоат и натрия гидрокарбонат, аммония хлорид, масло анисовое; грудные сборы № 1 (корень алтея, листья мать-и-мачехи, трава душицы) и № 3 (корень алтея, корень солодки, листья шалфея, плоды аниса и почки сосны).

Мукалтин (Mucaltinum).

Препарат, содержащий смесь полисахаридов и травы алтея лекарственного. Назначают по 1–2 таблетке на прием перед едой при острых и хронических заболеваниях дыхательных путей.

Корень солодки (Radix Glycyrrhizae).

Содержит глициризиновую кислоту, флавоноиды и другие активные вещества. Обладает противовоспалительными свойствами, спазмолитическим действием, ускоряет заживление язв желудка.

Препараты: корень солодки резаный – 100 г; грудной эликсир (Elixir pectoralis) – 25 мл. Состав: экстракт солодкового корня густой, масло анисовое, аммиак водный, спирт этиловый. Принимают как отхаркивающее по 20–40 капель 3–4 раза в день, детям – 1 капля на год жизни.

Ликвиритон (Liquiritonum).

Содержит сумму флавоноидов из корней и корневищ солодки.

Применение: как противовоспалительное, спазмолитическое и антисекреторное средство. Принимают внутрь по 0,1–0,2 г 3–4 раза в день, курс лечения – 20–30 дней.

Форма выпуска: таблетки по 0,1 № 25.

Грудной сбор № 2 (Species pectorals).

Состав: корень солодки измельченный и листья подорожника, листья мать-и-мачехи измельченные.

Применение: 1 ст. л. сбора на стакан кипятка настаивают 20 мин, процеживают; 0,5 стакана настоя на прием, после еды.

Глицирам (Glycyrramum).

Монозамещенная аммониевая соль глициризиновой кислоты, выделенной из корней солодки, оказывает противовоспалительное действие, связанное с умеренно стимулирующим влиянием на кору надпочечников.

Применение: бронхиальная астма, аллергические дерматиты, экземы. Может применяться с целью уменьшения дозировки глюкокортикоидов. Назначают внутрь по 0,05—0,1 г 2–4 раза в день (до 3–6 раз), за 30 мин до еды. Курс лечения – от 2 до 6 недель. Нельзя принимать при органических заболеваниях сердца и нарушениях функции печени и почек.

Форма выпуска: таблетки по 0,05 № 50. Список Б.

К этой группе еще относятся корневище с корнями синюхи (Rhizoma cum radicibus Polemonii), корневище и корни девясила (Rhizoma cum radicibus Inulae helenii), листья подорожника большого (Folium Plantaginis majoris) и препарат из него плантаглюцид (Plantaglucidum), который принимают по 0,5–1,0 г 2–3 раза в день; листья мать-и-мачехи (Folium Farfarae), трава чабреца (Herba Serpulli) и препарат из него пертусин, который принимают от 1–2 ч. л. до 1 дес. л. (Pertussinum), плод аниса (Fructus Anisi vulgaris), трава багульника болотного (Herba Ledi Palustris), трава душицы (Herba Origani vulgaris), почки сосновые (Turiones Pini), трава фиалки трехцветной (Herba Violae tricolori).

Источник: https://www.e-reading.club/bookreader.php/99988/Malevannaya_-_Farmakologiya__konspekt_lekciii.html

О лекарствах, которые «улучшают работу мозга», или про ноотропные средства

Короткое, печальное, но необходимое предисловие.

Уникальность существующего порядка вещей состоит в том, что

  • подавляющему большинству врачей намного легче ЭТО назначить, нежели объяснить, почему ЭТО ребенку не надо;
  • подавляющему большинству родителей намного легче отправиться в аптеку, купить и неделями скармливать ЭТО собственному ребенку, нежели попытаться прочитать и понять, перечитать и все-таки понять;
  • а для особо впечатлительных ЭТО есть в уколах…

***

Ноотропными называют средства, стимулирующие процессы обмена веществ в нервной ткани.

Фармакологическими эффектами препаратов этой группы являются улучшение памяти и способности к обучению, повышение устойчивости клеток нервной системы к неблагоприятным внешним воздействиям (в частности, к нехватке кислорода).

Все ноотропные препараты (ноотропы) близки по своей химической структуре к естественным биологически активным веществам — нейромедиаторам, витаминам, аминокислотам. Именно этим объясняется тот факт, что большинство ноотропов нетоксичны и не имеют опасных побочных эффектов.

Основные показания к применению ноотропов в детском возрасте:

Упомянутые нами выше фармакологические эффекты выявляются производителями препаратов, сформулированные чуть ниже показания к применению — это опять-таки рекомендации производителей ноотропных средств.

Важно

Ноотропные препараты чрезвычайно широко применяются в педиатрии, но широта их применения ограничена главным образом границами бывшего Советского Союза.

Несмотря на огромный опыт использования, несмотря на множество обнаруживаемых в экспериментах положительных свойств, несмотря на чрезвычайную привлекательность выявленных фармакологических эффектов и широту показаний к применению, так вот, несмотря на все это, обосновать пользу и эффективность ноотропных препаратов методами доказательной медицины до настоящего времени никому не удалось.

Читайте также:  Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения

В это трудно поверить врачам, еще труднее — пациентам и родителям пациентов, но ни в США, ни в Западной Европе ноотропные средства не применяются, поскольку, еще раз повторимся, нет доказательств их эффективности.

Читатели, ознакомившиеся со списком ноотропных средств и обнаружившие в нем известные, можно даже сказать хорошо знакомые, названия лекарств, наверняка ждут от автора подробных рассказов о том, когда и как их надо принимать.

И заверения в том, что всё это — препараты с недоказанной эффективностью, могут вызвать несогласие и недоумение: уж слишком активно вошли ноотропные средства в повседневную жизнь врачей, провизоров, пациентов, родственников пациентов.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ребенок (даже абсолютно здоровый ребенок!) появляется на свет с «незрелой» нервной системой, которая очень активно совершенствуется («дозревает») в первые годы жизни.

Этот процесс «дозревания» сопровождается, во-первых, множеством специфических симптомов (физиологические рефлексы периода новорожденности, повышенный мышечный тонус, дрожание губ, подбородка и конечностей и т. д. и т. п.

), а во-вторых, постоянно присутствующей озабоченностью родителей.

Именно в первые годы жизни родители обнаруживают у детей некие «странности» поведения, которые не могут объяснить, руководствуясь собственным опытом. Именно в первые годы жизни вопросы и сомнения касательно нормальности или ненормальности собственного ребенка постоянно беспокоят всех без исключения мам и пап.

Странности, вопросы и сомнения приводят родителей к врачам.

Главный вопрос выглядит так:

Совет

— Нормально или нет в наших летах (вставьте нужный возраст) не… — далее произносится нечто, чего ребенок еще не умеет, — сидеть, стоять, переворачиваться, ползать, ходить, брать, бросать, говорить, посещать туалет, спать всю ночь не просыпаясь, слушаться родителей, читать, считать, петь, рисовать и т. д. и т. п.?

Любой ответ «нормально» фактически означает, что у врача нет сомнений в том, что ребенок здоров и что он не нуждается ни в каком лечении.

И вот здесь фактически моделируется ситуация, когда общество испытывает огромную потребность в лекарствах, которые «улучшают работу нервной системы». Еще раз подчеркиваю: это не потребность ребенка или врача, это — потребность существующей модели человеческих взаимоотношений в системе врач-родители-ребенок.

Униженный государством и юридически беззащитный врач не имеет ни малейшего желания брать ответственность на себя.

Врач точно знает, что, не назначив лекарства, он автоматически становится, с одной стороны, «невнимательным и равнодушным специалистом», а с другой — потенциальным виновником всех теоретически возможных в будущем неврологических неприятностей. «Нам 15, у нас каждый день болит голова, а ведь мы в 6 месяцев были у невропатолога, жаловались на дрожащую губку, а он сказал, что все нормально…»

Родители убеждены в том, что существуют некие волшебные капельки, благодаря которым ребенок научится сидеть, говорить, слушаться маму и ходить на горшок.

Родители, как правило, не сомневаются в том, что неврологические проблемы вообще и разнообразные «отставания-отклонения» легко вылечить: главное — вовремя (!!!) назначить правильное лекарство.

Родители не в состоянии понять, что обмен веществ в нервной ткани ребенка происходит настолько интенсивно, что ускорить его фармакологически практически невозможно.

Имеются лекарства, показавшие в эксперименте свою способность положительно влиять на нервную систему и доказавшие свою безопасность, — многочисленные ноотропные средства.

Обратите внимание

Лекарства назначаются, и через некоторое время после назначения абсолютное большинство детей действительно начинают сидеть, стоять, переворачиваться, ползать, ходить, брать, бросать, говорить, посещать туалет, спать всю ночь не просыпаясь, слушаться родителей, читать, считать, петь, рисовать и т. д. и т. п. Начинают, разумеется, не потому, что лекарства назначили, а потому, что время пришло, потому, что так задумано великой Природой (Богом, Эволюцией). Но согласиться с тем, что «после лекарства» вовсе не означает «благодаря лекарству», очень сложно…

Таким образом, ноотропные средства позволяют решить множество проблем, поскольку:

  • облегчают бремя ответственности врачей;
  • успокаивают родителей;
  • улучшают материальное положение их производителей и продавцов;
  • в большинстве случаев не вредят пациентам.

Неудивительно, что все описанные проблемы совершенно не волнуют реального владельца страховой компании.

Там, где за лечение платит именно частная страховая компания, а не пациент и не коррумпированный чиновник, так вот, там (в мире частного капитала) никто не хочет платить за облегчение, успокоение и «не-вред».

Там платят за эффективное лечение, подтверждаемое методами доказательной медицины. А вот с этим проблемы…

Хотелось бы, тем не менее, подчеркнуть, что способность ноотропных средств положительно влиять на обменные процессы в нервной ткани — это вовсе не выдумка алчных фармацевтов, это реально существующий факт.

Ноотропные средства действительно способны:

  • активизировать энергетический обмен в нейронах;
  • усиливать синтез белков;
  • увеличивать скорость передачи импульсов в ЦНС;
  • улучшать поглощение глюкозы нервными клетками;
  • укреплять мембраны клеток.

Эти свойства действительно выявляются в экспериментах. Именно эти свойства позволяют ученым рассматривать ноотропные препараты как очень (!!!) перспективную группу лекарственных средств и продолжать их интенсивное изучение. Именно на основании этих свойств формулируются показания к применению ноотропов.

То есть, учитывая способность ноотропов активизировать, усиливать, увеличивать, улучшать и укреплять, делается предположение, что они помогут при задержке речевого развития или при умственной отсталости. А дальше самое печальное — теоретическое предположение не находит своего практического подтверждения при использовании препаратов у реальных больных.

Неудивительны в этой связи два факта:

  • производители ноотропных препаратов никому не обещают быстрого и значимого действия: — всячески подчеркивается, что эффективность, во-первых, умеренная и, во-вторых, для получения эффекта необходим длительный прием — несколько месяцев;
  • все большее количество фармакологов предлагает рассматривать ноотропные средства не в качестве лекарств, а в качестве биологически активных добавок, потенциально способных улучшить качество жизни.

***

Итак, вы покинули кабинет педиатра или невропатолога и в руках у вас список назначенных средств, а в списке этом — ноотропные препараты.

Вы знаете, что ноотропные средства если и используются, то не просто так, а по вполне конкретным показаниям. И это значит, что если вам назначен препарат из группы ноотропных средств, так это потому, что вашему ребенку установлен конкретный диагноз (список показаний-диагнозов см. выше).

Нет диагноза — нет показаний. То есть назначение ноотропных средств не имеет никакого отношения к повышенному внутричерепному давлению, мышечному гипертонусу, минимальной мозговой дисфункции, пирамидной недостаточности и другим модно-популярным отечественным диагнозам.

Важно

Вы опять-таки уже знаете, что эффективность ноотропов не доказана, но вы также знаете о том, что они в большинстве случаев безопасны, а спорить с врачом и брать ответственность за «не лечение» на себя нет ни сил, ни особого желания. Значит, будем лечиться… И главное здесь — не навредить. Поэтому при последующем рассмотрении основных ноотропных препаратов мы поставим во главу угла именно безопасность применения.

Пирацетам

Применяется более 40 лет, являясь фактически родоначальником ноотропных средств.

Выпускается во множестве лекарственных форм, предназначенных как для энтерального, так и для парентерального применения, — таблетки, капсулы, гранулы, сиропы, растворы для в/м и в/в введения.

Пирацетам

Piracetam

Луцетам

Ноотобрил

Ноотропил

Нооцетам

Ойкамид

Пирабене

Пирамем

Стамин

Церебрил

Не рекомендуется детям первого года жизни, кормящим матерям и беременным (особенно в первом триместре).

Возможные побочные эффекты — боли в животе, тошнота, рвота, запор, диарея, головокружение, головная боль, психическое возбуждение, двигательная расторможенность, раздражительность, неуравновешенность, снижение способности к концентрации внимания, тревожность, нарушения сна.

Препараты нейроаминокислот

Гаммааминомасляная кислота. Выпускается в таблетках. Принимается внутрь до еды. Усиливает действие снотворных и противосудорожных средств. Возможны тошнота, рвота, бессонница, повышение температуры тела, ощущение жара, одышка, реакции гиперчувствительности.

Гопантеновая кислота. Выпускается в таблетках и сиропе. Во время приема возможны аллергические реакции (ринит, конъюнктивит, сыпь). Не рекомендуется в первом триместре беременности.

Никотиноил гамма-аминомасляная кислота. Используется для энтерального приема (таблетки) и парентерального введения (в/м, в/в — растворы). Применение может сопровождаться тошнотой, головной болью, головокружением, раздражительностью, ощущением тревоги, аллергическими реакциями. Противопоказана беременным и кормящим.

Гидрохлорид гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты — известен под торговым именем фенибут, выпускается в таблетках. Раздражает слизистые оболочки ЖКТ (поэтому противопоказан при язвенной болезни).

В начале лечения, как правило, вызывает выраженную сонливость. Также возможны раздражительность, возбуждение, тревожность, головокружение, головная боль, тошнота, аллергические реакции.

Не используется при беременности и кормлении грудью.

Глицин. Выпускается в таблетках, предназначенных для рассасывания в полости рта. Переносится очень хорошо — редкие аллергические реакции.

Глутаминовая кислота. Формы выпуска — таблетки и гранулы. Побочные реакции — повышенная возбудимость, рвота, диарея.

При длительном применении возможны снижение уровня лейкоцитов и гемоглобина, раздражение слизистой оболочки полости рта, трещины на губах.

Противопоказана при лихорадочных состояниях, заболеваниях печени, почек, ЖКТ, кроветворных органов. Во время лечения обязательно следует эпизодически делать клинические анализы крови и мочи.

Нейропептиды

Нейропептиды — это образующиеся в нервной системе молекулы белка, обладающие биологической активностью. Лекарственным средствам, содержащим нейропептиды, присуще определенное ноотропное действие.

Некоторые препараты этой группы широко известны и активно применяются в странах, где концепция доказательной медицины пока еще не имеет адекватной реализации.

Совет

К наиболее известным нейропептидным средствам относятся церебролизин, кортексин, актовегин, солкосерил.

Препараты вводятся главным образом в/м. Переносятся хорошо, но возможны аллергические реакции, иногда очень тяжелые.

Пиритинол

Принимается внутрь (суспензия, таблетки, драже).

Имеет внушительный список возможных побочных эффектов — нарушения сна, повышенная возбудимость, головная боль, головокружение, быстрая утомляемость, потеря аппетита, тошнота, диарея, аллергические реакции, стоматит, боли в суставах, реакции со стороны системы кроветворения.

Противопоказан при гиперчувствительности, эпилепсии, печеночной и почечной недостаточности. Не рекомендуется беременным и кормящим. Во время лечения необходим лабораторный контроль (клинические анализы крови и мочи, печеночные пробы).

Винпоцетин

Рассматривается как препарат комплексного действия. Обладает не только ноотропным эффектом, но и способностью улучшать кровообращение в нервной ткани. Тем не менее многочисленные полезные свойства винпоцетина методами доказательной медицины пока не подтверждаются.

Препарат выпускается в таблетках и растворах для в/в введения. Вводить его в/м нельзя. Противопоказан беременным и кормящим. При приеме внутрь переносится хорошо (редкие реакции гиперчувствительности), при в/в введении возможно снижение АД, головокружение, тошнота, флебит.

Винпоцетин

Vinpocetine

Бравинтон

Винпотон

Винцетин

Кавинтон

Циннаризин

Как и винпоцетин, это препарат комплексного действия. Обладает ноотропными свойствами, но к ноотропным препаратам не относится: последние 50 лет используется в качестве средства, улучшающего кровообращение. Применяется внутрь (капсулы, таблетки).

Циннаризин

Cinnarizine

Балциннарзин

Вертизин

Дизирон

Стугерон

Циннарон

Циннасан

Циризин

В связи с большим количеством побочных эффектов (сонливость, быстрая утомляемость, головная боль, дрожание конечностей, повышение мышечного тонуса, депрессия, сухость во рту, боли в животе, повышенное потоотделение, аллергические реакции, снижение АД) в настоящее время не рекомендуется ни в качестве ноотропного, ни в качестве сосудистого средства. Применение считается оправданным в комплексной терапии мигрени, головокружения, морской болезни.

***

Список ноотропных средств на этом не заканчивается. Стимулирующее влияние на процессы обмена веществ в нервной ткани — то самое ноотропное действие — представляется очень и очень привлекательным. Неудивительно, что существует множество (сотни!) самых разнообразных лекарственных средств, теоретически обладающих ноотропным действием.

Даже беглое перечисление этих препаратов может занять не один десяток страниц, тем не менее все, что вашему ребенку может быть назначено для «улучшения» нервной системы, — это лекарства с недоказанной эффективностью, находящиеся в 4-й фазе клинических исследований (т. н. постмаркетинговые исследования). Только вы — мамы и папы — вправе решать, будет ваш ребенок участником этих исследований или нет.

(Данная публикация представляет собой адаптированный к формату статьи фрагмент книги Е. О. Комаровского «Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства».)

Источник: http://articles.komarovskiy.net/o-lekarstvax-kotorye-uluchshayut-rabotu-mozga-ili-pro-nootropnye-sredstva.html

Ссылка на основную публикацию