Методы информирования слушателей в процессе публичного выступления

Публичная (ораторская) речь произносится с целью информирования слушателей, оказания на них желаемого воздействия путем убеждения и внушения

страница 1

Ораторское мастерство

Публичная (ораторская) речь произносится с целью информирования слушателей, оказания на них желаемого воздействия. путем убеждения и внушения. Она представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не предполагающий ответной словесной реакции.

Оратор всегда стремится преодолеть пассивность восприятия адресата и втянуть его в активную мыслительную деятельность. В идеале ораторская речь – двусторонний процесс (диалог на уровне мышления).
Особенности ораторской речи:

  • наличие «обратной связи». Оратор должен наблюдать за поведением аудитории, улавливать ее настроение по реакции на свои слова, корректировать собственную речь, то есть устанавливать контакт со слушателем;
  • устная форма общения. Публичная речь реализуется в устной форме литературного языка. Для оратора важно так построить публичное выступление, чтобы содержание его речи было понятно слушателям. Ученые доказали, что при восприятии письменной речи усваивается только 50% полученной информации, а при восприятии устной – 90%;
  • сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь тщательно готовится. Подготовленная речь – это, по сути, книжная речь. Тем не менее, выступая с трибуны, оратор должен не просто механически прочитать текст, а именно произнести его. Тогда, в процессе импровизации, и появляются элементы разговорной речи. Чем опытнее оратор, тем искуснее переходит он от книжно-письменной формы речи к живой;
  • использование различных средств общения (лингвистических и паралингвистических).

Оратором часто называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orareговорить’. В.И. Даль подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить, краснобай.

Образцом мастера ораторского искусства считается Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – римский политический деятель и писатель, сторонник республиканского строя.

В современной литературе по ораторскому искусству выделяются два типа ораторов. Для представителей первого типа основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, представители второго типа воздействуют на слушателей эмоционально.

Речь каждого оратора должна быть логичной и эмоциональной. Это неразрывное единство.

Обратите внимание

Оратор должен вызывать у слушателей добрые чувства и намерения, быть высоконравственным человеком, эрудированным, хорошо разбираться в общественно-политической ситуации, литературе, искусстве. При этом бывают исключения.

Так, например, Гитлер был выдающимся оратором, обладавшим магическим даром привлекать внимание аудитории, но при этом совершенно безнравственным.

Оратор должен обладать определенными навыками и умениями: при подготовке своих выступлений правильно подобрать литературу, составить план, написать текст. На протяжении всего выступления оратору в любом случае следует сохранять самообладание перед аудиторией, ориентироваться во времени, уместно использовать технические средства и наглядные пособия.

Основная задача оратора – установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее.

Аудиторией в античные времена называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую в театр.

Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают людей слушать лекции ораторов: интеллектуально-познавательные мотивы; мотивы морального плана (обязаны присутствовать); мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор).

Оратору необходимо выявить основной мотив, объединяющий данную аудиторию, и соответствующим образом построить свое выступление.

Оратор должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения, то есть заниматься систематическим риторическим самообразованием.

Ему следует создавать собственный архив иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр).

Оратору необходимо также овладеть техникой речи, которая предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на
сознание, воображение, волю слушающих.

Важно

Оратор должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать выступления других.

Подготовка оратора к выступлению предполагает серьезные предварительные размышления над его композицией.

Оратор должен сформулировать тему, определить перечень вопросов и степень их важности для раскрытия темы, продумать начало (введение) и конец (заключение) выступления, выделить рему, поддерживающую обоснование темы, сверить тезисы и аргументы, выбрать ораторские приемы, способные украсить выступление. При этом на вступление и заключение отводится по 10% регламента.

Подготовке публичного выступления обязательно предшествует написание плана. Существует несколько видов планов выступления: предварительный; рабочий (после того как изучена необходимая литература, собран фактический материал); основной.
Важную роль в восприятии речи играет ее композиция. Принципы логико-композиционного построения ораторской речи можно сформулировать следующим образом: принцип последовательности – каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей; принцип усиления – значимость и убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу выступления; принцип экономии – поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств.

Публичная речь обязательно должна иметь вступление – своеобразную прелюдию, цель которой состоит в том, чтобы привлечь внимание аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении можно использовать цитату

Не следует начинать выступление непосредственно с существа вопроса, потому что аудитории требуется несколько минут, чтобы привыкнуть, приспособиться к внешности выступающего, тембру его голоса, манере поведения. Именно по этой причине опытные ораторы тратят первые несколько минут на то, чтобы поблагодарить председателя, объявившего их выступление. Однако в начале выступления не следует приносить извинений за то, что не готовы, за то, что недостаточно компетентны, за то, что вообще взяли слово

Чтобы найти оригинальное начало речи, надо много работать.

Для основной части важно сохранить логическую последовательность и стройность в изложении материала.

Существуют различные методы преподнесения материала: индуктивный метод – от частного к общему. Оратор начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателя к обобщениям и выводам. Этот метод часто используется в агитационных выступлениях; дедуктивный метод – от общего к частному.

Оратор сначала выдвигает какое-либо положение, затем разъясняет его смысл на конкретных примерах (данный метод применяется в выступлениях пропагандистского характера); метод аналогии – сопоставление различных явлений, фактов, событий с тем, что хорошо известно слушателю; концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (в его речи присутствует центральная проблема и круг более частных проблем, которые рассматриваются в связи с центральной); ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим, без возвращения к предыдущему; исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности.

Известно, что при восприятии устной речи лучше всего запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения.

Заключение является важной композиционной частью выступления (Конец – делу венец). В конце рекомендуется повторить основные мысли, суммировать наиболее важные положения и сделать краткие выводы. Убедительное и яркое заключение всегда запоминается слушателям. Недопустим обрыв речи по причине нарушения регламента.

Плохо, если оратор заканчивает речь в стиле самоуничижения. Конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего. Последние слова оратора призваны мобилизовать слушателей, воодушевить или призвать к активной деятельности.

В Древнем Риме была фраза, которой оратор заканчивал свое выступление: Dixi! (‘Я все сказал’).

В целом, можно сказать, что композиция устного публичного выступления подобна композиции музыкального произведения, которое подчинено законам гармонии. Не случайно многие ораторы сравнивали публичную речь с музыкальным произведением.

Анатолий Федорович Кони (1844–1927) – юрист, член Государственного Совета, выдающийся оратор, советовал лекторам: «Кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что она закончилась».

Оформление публичного выступления

Римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (жил ок. 35-96 гг.), теоретик ораторского искусства (главный его труд – «Об образовании оратора»), утверждал, что лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи.

Совет

Некоторые пытаются заучивать речь (это оправдано, если речь пишется для митинга), другие – выступают с опорой на текст. В этом случае важно выделить, пронумеровать, подчеркнуть наиболее значимые моменты текста.

Мечта многих ораторов – импровизация. Это вершина мастерства публичных выступлений.

Прекрасным импровизатором был Анатолий Васильевич Луначарский (1874–1933), писатель и общественный деятель, нарком просвещения, полпред СССР в Испании с 1933 года.

Однажды на вопрос, как ему удалось так легко выступить, он ответил: «Я готовился к этому всю жизнь». Таким образом, следует усвоить, что удачный экспромт – это награда за многолетний труд.

Искусство словесной импровизации достигается большой практикой. Многие ораторы специально запинаются и делают ошибки, чтобы их выступление звучало более естественно и непринужденно. Тот, кто говорит очень уверенно, иногда рискует утратить расположение аудитории.

Очевидно, это происходит из-за того, что каждый слушатель мысленно ставит себя на место выступающего и болезненно переживает собственную неловкость и замешательство, которые могли бы возникнуть при подобных обстоятельствах.

Вот почему слишком самоуверенное и бойкое начало речи часто вызывает враждебность аудитории.
Для установления контакта с аудиторией необходимо интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.

На контакт с аудиторией влияют актуальность обсуждаемого вопроса, личность оратора и его репутация. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории (тишина, реакция на шутки, замечания).

Существует определенная коммуникативная техника публичных выступлений. К основным приемам управления аудиторией

Источник: https://pora.zavantag.com/stati/publichnaya-oratorskaya-reche-proiznositsya-s-celeyu-informiro/main.html

Главная страница

IVМеждународная научно-практическая конференция

«Европа и тюркский мир: наука, техника и технологии»

г. Стамбул (Турция)

1-3 мая 2019 г.

Уважаемые коллеги!

Организационный комитет приглашает Вас принятьзаочное участие в IVМеждународной научно-практической конференции «Европа и тюркский мир: наука, техника и технологии»,которая состоитсяв Стамбуле (Турция) 1-3 мая 2019 г.

Работа конференции будет проходить в следующих секциях:

1. Экономические и управленческие науки (экономика, финансы, учет и аудит, менеджмент, государственное и местное управление, стандартизация, сертификация и управление качеством товаров и услуг, маркетинг, туризм)

Читайте также:  Упражнения и игры на регуляцию поведения

2. Точные и технические науки (физика, математика, информатика, техника, механика, энергетика, технологии, строительство, архитектура, технический дизайн)

3. Общество и личность (педагогика, психология, социология, юриспруденция (правоведение), демография, история, политология, философия)

4. Естественные науки (экология, биология, сельское и лесное хозяйство, химия, медицина, спорт, здоровье, природопользование, геология, география)

5. Гуманитарные науки(филология, журналистика и социальные сети, культурология, искусствоведение, история искусств, художественный дизайн)

На конференции также будут рассмотрены следующие вопросы:

1) опыт перевода казахского и других тюркских языков на латинскую графику,

2) инновации, открытия, изобретения и технологии Великой Степи,

3) сакральные места Казахстана и других тюркоязычных стран,

4)обзор лучших казахстанских и зарубежных учебников,

5) антология степного фольклора и музыки.

Параллельно в Стамбуле будет проходить

II Международная студенческая научная конференция

«Европа и тюркский мир: наука, техника и технологии»

(с заочным участием) в аналогичных секциях:

1. Экономические и управленческие науки

2. Точные и технические науки<\p>

3. Общество и личность

4. Естественные науки

5. Гуманитарные науки<\p>

Материалы конференции будут опубликованы в сборниках научных трудов и размещены на сайте Региональной Академии Менеджмента.

Сборники имеют ISBN, ББК, УДК и все необходимые реквизиты.

Издание печатной версии сборников не планируется.

Скачать информационное письмо

Скачать регистрационную форму

Заочное участие в конференции означает:

· публикацию Вашей статьи в сборнике материалов конференции (форма участия в сборнике не упоминается);

· гарантированное получение сборника материалов конференции (сборник в электронном виде в формате *.pdf можно будет свободно скачать с нашего сайта).

· всем желающим высылается оригинальный именной сертификат участника международной конференции на английском и русском языках с подписью и печатью (за отдельную плату) заказной почтой по указанному Вами адресу).

Для включения в программу конференции необходимо предоставить в адрес оргкомитета в электронном виде по E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript следующие материалы участника конференции:

· статью для публикации;

· регистрационную форму участника конференции и всех соавторов (если они есть);

· отсканированную копию квитанции об оплате организационного взноса.

Материалы для публикации в сборнике принимаются до 26 апреля 2019 г.

При пересылке по электронной почте в разделе «Тема» электронного письма указать: «На конференцию от (фамилия докладчика)».

Текст статьи для публикации и регистрационная форма предоставляются одним файлом, имя которого должно называться фамилией автора. Если авторов несколько, то — фамилией автора, оплатившего организационный взнос. Например, для участника Бакенова А.Б. название файла может быть представлено в следующем виде: Бакенов.doc или Бакенов.docx или Bakenov.doc или Bakenov.docx.

Регистрационные формы всех соавторов должны прилагаться.

Статьи для публикации принимаются на английском, польском, украинском, русском, турецком, кыргызском и казахском языках.

Пожалуйста, убедитесь, что Ваши материалы получены! Мы всегда направляем подтверждение на тот адрес электронной почты, с которого Вы отправляли материалы. Если Вы не получили подтверждения о получении от Оргкомитета в течение дня, то повторите отправку.

Требования к оформлению статей:

Обратите внимание

Текст статьи для публикации объемом не более 7 (семи) страниц и регистрационная форма должны быть набраны в текстовом редакторе Microsoft Word и иметь расширение *.doc или *.docx.

1. Таблицы, схемы, рисунки должны иметь каждый свое название и быть набраны в среде Windows.

2. Поля: левое — 2,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, правое – 2 см.

3. Шрифт: Times New Roman, размер кегля – 14.

4. Междустрочный интервал: одинарный.

5. Абзацный отступ («красная строка»): 1,25 см.

6. По центру страницы — название статьи строчными буквами (жирным шрифтом).

7. Под названием статьи – по центру строчными буквами (жирным шрифтом) полностью: имя, отчество и фамилия автора (авторов).

8. Ниже по центру обычным шрифтом: ученая степень автора (если есть), ученое звание автора (если есть), должность и основное место работы или учебы автора (полное название организации без сокращений), далее (в круглых скобках) – город и страна.

9. Через один интервал (пустую строку) после абзацного отступа – непосредственно материал статьи.

10. Список литературы помещается в конце текста и составляется в соответствии с порядком упоминания работ. Ссылки на литературу в тексте оформляются в квадратные скобки, в виде номера работы в списке литературы, при использовании цитат обязательно указывать страницу источника: [1, с. 256].

[Образец]

Последние тенденции на фондовом рынке Казахстана

Сара Малибековна Омарова

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет,

аудит и оценка». АО «Университет Нархоз» (г. Алматы, Казахстан)

Даулет Серикович Бакирбеков

кандидат педагогических наук, доцент. Казахский национальный

педагогический университет имени Абая (г. Алматы, Казахстан)

Арай Тугельбаевна Жунусбекова

старший преподаватель. Университет иностранных языков

и деловой карьеры (г. Алматы, Казахстан)

Санат Маратович Абдуллин

магистрант АО «Университет Нархоз» (г. Алматы, Казахстан)

Айсулу Аубакировна Какимова

студентка АО «Университет Нархоз» (г. Алматы, Казахстан)

Текст___________________________текст______________________________________

______текст______________________________текст________

Список литературы:

1.

2.

Размер организационного взноса составляет:

·6 000 тенге (KZT) или $ 25 (USD) или 1 500 рос. рублей (RUB) – за одну статью (независимо от количества соавторов);

· 6 000 тенге (KZT) или $ 25 (USD) или 1 500 рос. рублей (RUB) – за один оригинальный именной сертификат участника. Сертификаты «один на двоих» или «один на троих» не выдаются.

Таким образом, участник конференции, опубликовавший одну статью и желающий получить сертификат, платит организационный взнос в размере 12 000 тенге (KZT) или $ 50 (USD) или 3 000 рос. рублей (RUB).

Оплатить организационный взнос можно в любом удобном для Вас банке.

Наши банковские реквизиты:

Для оплаты в казахстанских тенге (KZT):

Общественный фонд «Региональная Академия Менеджмента»

Юридический адрес: 140 000, г. Павлодар, ул. Каирбаева, д. 74, оф. 42.

Почтовый адрес: 140 002, Павлодар-002, а/я 272.

РНН: 451 500 272 397

БИН: 110 840 001 702

ИИК: KZ27 6017 2410 0000 1966

АО «Народный Банк Казахстана»

БИК: HSBKKZKX

КБЕ: 18

КНП (Код назначения платежа) – 859.

Назначение платежа: Организационный взнос. Ф.И.О. автора(-ов). Без НДС.

ВНИМАНИЕ! Пожалуйста, правильно заполняйте графы «Назначение платежа» и «КНП» в соответствии с образцом! Иначе платеж приниматься не будет.

Для оплаты в долларах США (USD):

The Name / Получатель средств: Общественный фонд «Региональная Академия Менеджмента» / «Regional Academy of Management» Social Foundation

Account number USD / Номер счета в долларах США: KZ18 9260 5011 8P74 0006

BIN / IDN: 110 840 001 702

Важно

Address / Адрес: 140 000, ул. Каирбаева, 74, офис 42, г. Павлодар, Казахстан / 140 000, Kairbayev st., 74, office 42, Pavlodar city, Kazakhstan.

Beneficiary Bank / Банк-бенефициар: JSC Halyk Bank, 40, Al-Farabi ave., А26M3K5, Almaty, Kazakhstan.

SWIFT Code: HSBK KZKX

Correspondent account / Корреспондентский счет: 890 037 2605.

Intermediary bank: The Bank of New York Mellon, New York, NY, USA.

SWIFT Code: IRVT US3N

Codeforpayment / Код назначения платежа (КНП): 859.

Purpose of payment / Назначениеплатежа: Organization fee. FullName. WithoutVAT / Организационный взнос. Ф.И.О. Без НДС.

Для оплаты в российских рублях (RUB):

1. Банк-бенефициар: АО «Народный Банк Казахстана», Алматы, Казахстан

SWIFT Code / БИК: HSBK KZKX

ИНН: 990 910 8921

Корреспондентский счет: 3011 1810 9000 0000 0067

Банк-корреспондент: ПАО «Сбербанк России», г. Москва, РФ.

БИК: 044 525 225<\p>

Корр. счет: 3010 1810 4000 0000 0225

В поле «Назначение платежа» указывается:

Получатель средств: Общественный фонд «Региональная Академия Менеджмента»

БИН: 110 840 001 702. Рублевый счет №: KZ26 6017 2410 0000 2081

Код VO: 70200 – оплата организационного взноса. Без договора, без УНК (учетного номера контракта).

2. Банк-бенефициар: АО «Народный Банк Казахстана», Алматы, Казахстан

SWIFT Code / БИК: HSBK KZKX<\p>

ИНН: 990 910 8921

Корреспондентский счет: 3011 1810 1000 0104 6516

Банк-корреспондент: АО КБ «Москоммерцбанк», г. Москва, РФ.

БИК: 044 525 951

Корр. счет: 3010 1810 0452 5000 0951

В поле «Назначение платежа» указывается:

Получатель средств: Общественный фонд «Региональная Академия Менеджмента»

БИН: 110 840 001 702. Рублевый счет №: KZ26 6017 2410 0000 2081

Код VO: 70200 – оплата организационного взноса. Без договора, без УНК (учетного номера контракта).

Наш почтовый адрес: 140 002, г. Павлодар-002, аб./ящ. № 272.

Телефон: +7 701 96-25-730

Дополнительную информацию Вы можете получить по электронной почте: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

С уважением,

Организационный комитет

IV Международной научно-практической конференции

«Европа и тюркский мир: наука, техника и технологии»

и II Международной студенческой научной конференции

«Европа и тюркский мир: наука, техника и технологии»

в Стамбуле (Турция) 1-3 мая 2019 г.

Источник: https://www.regionacadem.org/index.php?id=132&lang=en&option=com_content&view=article

Читать

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Мастера психологии», 2017

Русский мыслитель Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856) как-то остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». Согласно библейскому преданию, после Всемирного потопа все человечество представляло собой один народ, говоривший на одном языке.

Этот народ решил построить город Вавилон и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Однако возведение башни было прервано Богом, который создал новые языки, разделившие людей. Так они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле.

Читайте также:  Деловые игры и деловые упражнения для тренинга 1

Это предание как нельзя лучше свидетельствует о том, что ни одно дело не может спориться, если в процессе общения и взаимодействия люди не установят взаимопонимание.

Жизнь делового человека тесно связана с общением. Так, по данным американского специалиста Фрэнка Снелла, представитель делового мира за день произносит 30 тысяч слов.

Умение строить отношения с людьми, находить определенный подход к конкретному человеку необходимо каждому. Общение включает в себя множество видов, функций и направлений.

В нашей стране все деловые контакты в управленческой сфере долгое время сводились в основном к отдаче распоряжений и их выполнению. Такова была суть административно-командной системы.

Возможность предпринимательской деятельности потребовала от начинающих бизнесменов умения находить партнеров и сотрудничать с ними, а также контактировать с чиновниками и т. д., то есть активно общаться.

Отсутствие навыков делового общения не раз ставило в трудное положение даже того, кто в своей области считается профессионалом! А ведь общается каждый из нас постоянно.

Изучением тех или иных сторон общения занимаются психология, философия, социология, этология и другие науки, вносящие свой вклад в понятие «общение».

Деловое общение присутствует в разных сферах человеческой деятельности: профессиональной, учебной, спортивной, военной и т. п. Тем не менее в обширной отечественной и зарубежной психологической литературе речь в основном идет о деловом общении на производстве. Об этом же аспекте деловых отношений пойдет речь и в этой книге.

Совет

В частности, здесь не представлен анализ делового педагогического общения, который можно найти в моих книгах «Психология общения и межличностных отношений» (СПб.: Питер, 2015, 2-е изд.) и «Психология для педагогов» (СПб.: Питер, 2000).

Данное издание состоит из трех разделов («Психологическая характеристика делового общения», «Особенности разных видов делового общения», а также «Руководитель как субъект делового общения») и снабжено как методиками изучения рассматриваемых вопросов, так и списком отечественной и зарубежной литературы по предмету. Книга предназначена для психологов, социологов, философов, менеджеров и студентов соответствующих профилей.

Деловое общение – вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.

) исходя из общих интересов и целей коммуникантов.

Деловое общение – это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений (Колтунова М. В., 2005).

Итак, деловое общение – особый вид общения, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием. У делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания.

Деловое общение подразумевает служебные, то есть официальные, контакты с обратной связью между начальством и подчиненными, а также между подчиненными. С помощью общения руководитель организует совместную деятельность коллектива, управляет его работой и поведением конкретных исполнителей.

Исследователями отмечаются некоторые современные тенденции в изменении роли, содержания и качества делового общения.

Во-первых, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается значительное усиление роли общения, причем как делового, так и межличностного. Число контактов между людьми возрастает, особенно в сфере международных отношений. Например, в России существенно увеличилась роль общения в процессе оказания услуг.

Во-вторых, происходит заметное ослабление роли непосредственного общения в связи с развитием электронных коммуникационных систем и виртуальной организации труда.

Обратите внимание

В-третьих, существенное влияние на характер общения оказывает социально-экономическое и политическое расслоение современного, в том числе российского, общества.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанного с производством какого-либо продукта, делового эффекта.

Стороны делового общения имеют формальный (официальный) статус, определяющий для них необходимые нормы и стандарты поведения (в том числе этические).

Это связано с тем, что за каждым работником в организации нормативно закрепляется стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей, которому надо следовать. Поэтому психологически деловое общение оказывается в значительной степени формализованным, отстраненным, «холодным».

Спецификой делового общения также является невозможность в большинстве случаев выбрать себе партнера, то есть необходимость работать с человеком, который занимает ту или иную должность.

Как правило, мы выбираем вид деятельности или место работы, а не начальников, коллег и подчиненных.

В деловом общении нет возможности самостоятельно изменить уже принятую роль, а самих форм общения гораздо меньше, чем в общении межличностном.

Отличительной чертой делового общения является и то, что оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других задач.

Желание общаться вторично по отношению к необходимости. Необходимость – главный признак, отличающий деловое общение от неформального, межличностного.

Без делового общения взаимодействие между членами производственного коллектива становится невозможным.

Важно

Еще одна особенность делового общения состоит в том, что мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере без потерь для обеих сторон).

Намерения собеседников в процессе делового общения:

• дать или получить нужную информацию, обменяться ею;

• договориться по интересующему собеседников вопросу, обсудить выгоды избранного способа действий и пр.;

• установить контакт для построения деловых отношений с соблюдением своего статуса и роли.

Необходимость делового общения обусловлена:

• общностью целей деятельности для сотрудников;

• наличием общего социального пространства и времени;

• взаимосвязью участников при выполнении ими определенных производственных функций;

• регламентацией форм общения.

Требования к речевой коммуникации при деловом общении:

• четкое обозначение цели сообщения;

• понятность и доступность всего сказанного (оно должно быть понятным и доступным для восприятия разными группами работников);

• краткость и сжатость излагаемой информации (внимание сотрудников следует привлекать лишь к тем проблемам, которые касаются их непосредственно);

• активное слушание, демонстрация сигналов понимания и готовности к совместным действиям.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=590297&p=8

Тема публичное выступление

ПЛАН

1. Принципы информирования

2. Методы информирования

3. Оценка аудитории

4. Учет обстановки выступления

5. Вербальная и визуальная адаптация

6. Как сделать свою речь убедительной

7. Преодоление оратором нервозности

К публичным выступлениям относятся лекции, доклады, сообщения, связанные с передачей информации более или менее широкой аудитории. При этом происходит процесс общения лектора с аудиторией, так как между ними возникает психический контакт.

1.Перед выступающим стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить им понимание сообщаемой информации и способствовать лучшему ее запоминанию. Для этого нужно соблюсти ряд принципов информирования.

Доверие.Аудитория будет охотнее слушать оратора, если он вызывает у нее симпатию и доверие. Для получения кредита доверия оратору необходимы знания (опыт), достоверность используемой информации и особые личные качества.

Интеллектуальная стимуляция.Аудитория более склонна прислушиваться к интеллектуально стимулирующей информации. Таковой она будет, если она нова для слушателей и отвечает их потребности в знаниях.

Креативность, т. е. способность человека генерировать новые и оригинальные идеи и точки зрения.Аудитория более способна воспринимать, понимать и запоминать информацию, при изложении которой используется творческий подход.

Актуальность.Аудитория охотнее воспринимает и запоминает информацию, которая кажется ей актуальной.

«С точки зрения восприятия информации, большинство людей подобны не губкам, впитывающим все, что они видят и слышат, а фильтрам, которые пропускают через себя только ту информацию, которую считают актуальной» (Р. Вердербер, К. Вердербер, 2007, с. 347).

Актуальность — это субъективная ценность, приписываемая слушателями информации, отвечающей их потребностям и интересам. Особенно важно подчеркнуть актуальность темы в начале сообщения, во вступительной части, чтобы люди поняли, для чего им нужно слушать оратора.

Расстановка акцентов.Аудитория легче всего воспринимает и запоминает ту информацию, которая выделяется докладчиком. Люди помнят лишь небольшую часть услышанного, поэтому важно выделить ту часть сообщения, которую слушателям необходимо запомнить.

Для этого оратор должен заранее определить приоритетность информации и продумать способы ее предъявления: в виде наглядных материалов, повторения ключевых слов и идей, используя логические переходы («Итак, мы выяснили, что…», «Итак, мы рассмотрели….

»), используя юмор(забавные истории) для выделения ключевых мыслей.

2.К методам информирования слушателей в процессе публичного выступления относятся повествование, описание, использование определений, объяснение, разъяснение.

Повествование.Повествованиями называются рассказы или истории, построенные вокруг некой центральной мысли и заканчивающиеся развязкой, которая и придает всему рассказу смысл и интерес. Основная цель повествования — преподнести заложенный в нем смысл настолько красочно, чтобы слушатель запомнил его именно благодаря форме изложения. Это достигается следующими приемами:

• повествование должно содержать уточняющие детали (подробности), чтобы усилить производимое рассказом впечатление;

• на протяжении всего повествования нужно поддерживать атмосферу ожидания, интриги; для этого кульминация повествования откладывается на самый конец; слушатели будут внимательными, потому что им будет интересно, правильно ли они прогнозировали по ходу повествования развитие событий;

• по возможности в повествование следует включать диалоги.

Описание— это рассказ о том, что из себя представляет данный объект. При описании важно умение подметить характерные детали предмета и красочно их передать. Для многих людей описание оказывается сложной задачей, так как они не привыкли использовать развернутые образные описания в повседневной жизни.

Определение— это объяснение значения слов. Умение давать определения является одним из основных показателей эффективной коммуникации, помогая аудитории понять и соотнести между собой ключевые понятия речи. Используются как краткие, так и развернутые определения.

Объяснение процессов.Это рассказ о том, как можно что-то сделать, изготовить или как нечто работает.

Объяснение может сопровождаться демонстрацией (непосредственным выполнением) необходимых действий и операций, например как пользоваться чем-то, как что-то изготовить и т. д.

При этом могут использоваться видеозаписи этих действий. Во время демонстрации нужно говорить медленно, часто повторяя основные идеи.

Читайте также:  Психологические игры и упражнения для подростков

Разъяснение.Это специфичный вид объяснения, целью которого является обеспечить понимание определенной идеи, для более глубокого раскрытия которой требуется обращение к внешним источникам.

Читателю, наверное, приходилось выступать с сообщениями, выступлениями, докладами, т. е. произносить речь. Иногда они проходили успешно, иногда — не важно. От чего же это зависело? Конечно, от вашего настроения, от степени волнения, — ответите вы и будете правы. Однако имеется и еще ряд моментов, которые влияют на успешность публичного выступления. О них и пойдет речь.

3.Публичное выступление — это общение с аудиторией. Поэтому перед выступлением нужно собрать сведения о тех, перед кем предстоит выступать. Одно дело — выступать с научным докладом перед коллегами, т. е. подготовленной аудиторией, другое дело — перед учащимися, т. е.

Совет

неподготовленной для понимания научных терминов аудиторией. Оценка аудитории включает: 1) сбор основных демографических показателей слушателей и 2) определение уровня заинтересованности, знаний и установок по отношению к оратору и выбранной им теме.

Результаты этой оценки помогут выступающему отобрать подходящие примеры, организовать и представить свою речь в форме, удобной для слушателей.

Сбор демографических данных нужен для того, чтобы определить, какой контингент преобладает среди слушателей, следовательно, на кого нужно больше ориентироваться. При этом учитываются возраст, пол, уровень образованности, социальная принадлежность, вероисповедание.

Однажды я выступал с лекцией для руководителей предприятий г. Кохтла-Ярве.

В качестве примера доминантного состояния при ожидании чего-то (концентрации внимания) я привел пример о щуке, сидящей в заводи и ждущей, когда мимо проплывет карась.

Этот пример очень понравился слушателям, поскольку большинство из них, как оказалось, были заядлыми рыбаками. В результате моя лекция была воспринята очень хорошо.

4.Оценка того места (обстановки), где предстоит выступать, подскажет, как лучше справиться с ожиданиями слушателей и какую выбрать манеру произнесения речи.

Такая оценка включает в себя следующие пункты.

1. Насколько велика будет аудитория.Если аудитория маленькая (до 50 человек), то можно стоять к слушателям довольно близко, говорить нормальным голосом и чувствовать себя раскованно. Если же аудитория большая, то, вероятнее всего, потребуется микрофон и передвижения по залу будут нецелесообразны.

2. В какое время суток состоится выступление.Если выступление (например, лекция) состоится рано утром, то слушатели будут сонными, их нужно будет растормошить яркими примерами, большей эмоциональностью речи. То же может быть и тогда, когда выступать придется сразу после обеденного перерыва: слушатели могут расслабиться, вести себя апатично и даже задремать.

3. Когда по программе предстоит выступать.Если ваше выступление единственное или основное, то у вас есть очевидное преимущество — внимание будет приковано к вам.

Однако когда по программе много выступлений (например, на научной дискуссии), ваша очередь может повлиять на то, как вас примут. Невыгодно выступать первым, так как требуется «разогреть» слушателей и они будут отвлекаться на приход опоздавших.

Обратите внимание

Невыгодно выступать и последним, так как слушатели могут уже устать от предыдущих ораторов.

4. Сколько времени вам отведено.От этого зависит количество информации, которое вы собираетесь сообщить аудитории, и отбор самой важной информации.

5. Чего ждут слушатели.Важно иметь представление, как понимают тему выступления слушатели. От этого зависят их ожидания и отношение к выступлению.

Однажды мне довелось читать лекцию перед большой аудиторией о темпераменте человека. К моему удивлению, пришло очень много слушателей.

Как потом выяснилось при задавании ими вопросов, многие понимали темперамент не как характеристику поведения, а как страстность в сексуальных отношениях.

6. Где предстоит выступать.Нужно обратить внимание на размер помещения, освещенность, наличие трибуны, расстояние между выступающим и первым рядом. Если предстоит выступать в длинном, узком помещении, то придется говорить громче обычного, так чтобы слышали задние ряды.

7. Какое оборудование потребуется для выступления.Не предупредив заранее организаторов выступления о необходимости доски, проекционного аппарата, указки и других технических средств, выступающий может попасть в затруднительное положение.

5.Для успешного выступления необходимо установить контакт и взаимопонимание с аудиторией, т. е. адаптироваться к ней. Адаптация к аудитории включает в себя:

1) достижение взаимопонимания; 2) привлечение и поддержание интереса аудитории; 3) приспособление к уровню понимания аудитории; 4) укрепление или изменение отношения аудитории к вам или к предмету вашей речи; 5) адаптацию к установкам (мнениям) аудитории.

Достижение взаимопонимания.Это понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие эмоции и имеют общий опыт. Достичь этого можно, используя личные местоимения («вы», «нам», «мы», «наше»), задавая риторические вопросы (они стимулируют актив

Важно

ность аудитории, а когда слушатели участвуют в разговоре, они лучше понимают его содержание), делясь общими переживаниями (рассказывая случаи из личного опыта, которые показывают, что вы и ваши слушатели имеете много общего), персонифицируя информацию, т. е. относя ее к слушателям, чтобы они поняли, что она имеет отношение и к ним тоже.

Привлечение и поддержание интереса аудитории.Эта задача решается путем использования четырех принципов: своевременности, близости, серьезности и живости.

Своевременность. Слушателей скорее заинтересует информация, которую они смогут использовать немедленно или, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Близость. Слушателей больше будет интересовать информация, которая близка им, которая затрагивает их личное пространство, важные для них вещи, проблемы, связанные с семьей, работой, учебой и т. д., в зависимости от профиля аудитории.

Серьезность. Следует указать на важность излагаемого материала, его связь с физическими, экономическими и психологическими последствиями. Например, преподаватель может отметить, что этот материал обязательно будет в билетах на экзамене. Или что знание этой информации может пригодиться при приеме на работу, при конкурсе на вакантную должность и т. п.

Живость. При ослаблении внимания слушателей необходимо использовать интересные истории, анекдоты, связанные с темой сообщения. Однако важно при этом не увлекаться их использованием, иначе внимание слушателей рассеется от предмета обсуждения.

Вообще следует отметить, что живая, образная, эмоциональная речь воспринимается слушателями гораздо лучше, чем размеренная, строго логичная, монотонная речь, которая быстро усыпляет слушателей. К сожалению, не все люди обладают необходимыми речевыми способностями.

Среди преподавателей, как показано Н. П. Фетискиным (1990), имеются монотонщики.

Они редко используют изменение (повышение или понижение) тона речи, громкость речи у них невысокая, паузы затянуты, интонация речи, как и ее темп, меняются очень редко, они практически не используют логическое ударение.

Яркость речи часто достигается использованием сравнений и метафор. Сравнение — это прямое сопоставление разнородных объектов, которое обычно выражается с помощью слов подобно или как.

Метафора — это сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность сопоставляемых объектов. Вместо того что бы сказать, что одна вещь подобна другой, метафора говорит, что одна вещь является другой.

Беглость речи является важной характеристикой ее живости. Беглость означает отсутствие колебаний и таких речевых помех, как «э», «так», «понимаете» и «как бы».

Оратору, готовящемуся к выступлению, нужно усвоить предстоящую речь, а не запомнить ее. Запоминание речи предполагает ее многократное повторение, пока текст не запоминается слово в слово. Усвоение речи предполагает понимание идей, содержащихся в ней, а также возможность иной словесной формулировки идей.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s12913t6.html

Психология общения

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АDOR — сокращенно «подростки о родителях») изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте
Читать дальше Тест «Подростки о родителях»

Методика является визуально-вербальной, состоит из картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для
Читать дальше Тест «Родители глазами ребенка»

Методика РАRI (раrеntаl attitude rеsеаrсh instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и
Читать дальше Тест «РАRI» — «Родительско-детские отношения»

Совет

Инструкция Хотите взглянуть на мужа глазами вашего ребенка и сравнить его мнение со своим? Вам предлагаются два перечня вопросов. Один — для вас, второй — для ребенка
Читать дальше Тест «Хороший ли отец ваш супруг?»

Инструкция Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? Говорят ли с вами дети по душам
Читать дальше Опросник «Взаимоотношения со своими детьми»

Оцените поведение учителя по следующей шкале: Доброжелательность 3 2 1 0 1 2 3 Недоброжелательность Заинтересованность 3 2 1 0 1 2 3
Читать дальше Тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя

I Испытываете ли вы потребность в общении с людьми? Скучно ли вам одному, хочется ли быть в обществе людей или, наоборот, вы испытываете удовлетворение, пребывая в одиночестве
Читать дальше Программа изучения профессиональнопедагогической общительности

Инструкция Отметьте один из предлагаемых ответов на вопросы: «да» — если согласны, и «нет» — если не согласны. Текст опросника Вы должны помнить
Читать дальше Тест «Любят ли вас люди?»

Самочувствие и оценка индивидом психологического климата во многом зависит от того, как он воспринимает группу, в которой ему приходится работать. Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов
Читать дальше Тест «Восприятие индивидом группы»

Инструкция Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Для этого прочтите сначала предложения слева, затем — справа и после этого обведите в средней
Читать дальше Шкала оценки психологического климата в коллективе

Older »

Источник: https://comm-psy.ru/2011/01/152-metodyi-informirovaniya/

Ссылка на основную публикацию