Общие принципы психологического консультирования

Принципы психологического консультирования

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981).

Для тех же, кто непосредственно работает с людьми в сфере психологического воздействия, эти нормы еще жестче и строже, еще больше требований и ограничений накладывают они на психолога-практика, (Specialitу Guidelines for the Delivery of Services by Counseling Psychologists, 1981).

Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике.

Обратите внимание

Об этических принципах психологического консультирования и психотерапии написаны целые тома, в которых подробно обсуждаются сложные ситуации, в том числе, как следует вести себя консультанту, если в ходе приема он узнает, что его клиент замышляет асоциальный поступок, если он видит следы побоев и насилия на теле у ребенка, если родители хотят узнать что‑то о своем скрытном ребенке-подростке и т.д. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Конечно же, в нашей стране ожидать, что несоблюдение профессиональных принципов и требований будет строго наказываться, пока не приходится: для этого нет необходимых условий, таких, как организованное профессиональное сообщество, юридически узаконенные лицензии и разрешения на практику, унифицированная система подготовки и т.д.

Но следует помнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. Остановимся подробнее на некоторых этических требованиях, следование которым, с нашей точки зрения, является особенно важным (Бодалев А.А.

, Столин В.В, 1987; Столин В.В., 1982).

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема.

Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

Ориентация на нормы и ценности клиента

Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми.

Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.

Запрет давать советы

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема.

К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности.

В такой ситуации психолог ставит себя в позицию «гуру», что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему.

При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.

Анонимность

Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям.

Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах. В нашей стране таким исключением, пожалуй, можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.

Но, конечно же, даже в этой ситуации его действия должны быть максимально осторожными и соотноситься с интересами клиента.

Важно

пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в своем отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам; о некоторых из них будет сказано ниже.

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение для работы с пациентами: а) «перенос», то есть склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б) «контрперенос», то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ З. Фрейдом, на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд 3., 1989). Они означают, что любые человеческие отношения и даже такие «специальные» отношения, складывающиеся в рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних личных потребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже профессионал-психотерапевт часто оказывается «обезоружен» контрпереносом. Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой работы с супервизором.

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования. Но трудно ожидать, что человек, не получивший специальной и углубленной подготовки, сможет успешно работать с этими сложнейшими явлениями.

Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности.

Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

Десятилетие назад в зарубежной практической психологии активно дискутировались и анализировались различные последствия вступления клиента и консультанта (психотерапевта и пациента) в личные, в том числе сексуальные отношения, а также возможные влияния этого фактора на процесс терапии.

Различных точек зрения было множество.

Но общий вывод, к которому привели эти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше избегать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть максимально осторожным, стараться действовать прежде всего в интересах клиента и как можно

скорее прервать процесс консультирования или психотерапии (Dahlberg C.C., 1973).

Включенность клиента в процесс консультирования

Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом.

Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто «внимал» специалисту, а ему было действительно интересно.

Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Совет

Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом.

В этой ситуации не стоит «нагнетать атмосферу», настаивать, пытаться выяснить все «до конца».

Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу консультирования и обеспечив продуктивность психологического воздействия.

Цели и задачи психологического консультирования

Бесспорно, основная цель психологического консультирования — это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто.

В принципе, человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было «до того», и если он действительно почувствовал себя лучше, то это может служить критерием того, что помощь была оказана. Но все далеко не так просто.

Случается, что после консультации клиенту кажется, что его не поняли и не оценили, но проходит время, и тот же самый человек начинает понимать, что многое из того, что обсуждалось с консультантом, было понято последним абсолютно верно и в результате помогло ему переоценить нечто в себе самом.

Так же и консультант, если встречи с клиентом продолжаются, может вдруг заметить: то, что в его интерпретации вначале не было услышано и принято пациентом, потом берется им на вооружение в различных ситуациях при построении отношений с окружающими.

Из сказанного выше следует, что хотя удовлетворенность клиента и считается важнейшим показателем эффективности психологического консультирования, многое определяется характером проблем клиента. Так, человек, переживающий горе или утрату, может и должен рассчитывать на то, что после посещения консультации ему будет немного легче, и консультант должен стараться облегчить его горе.

В другой же ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться прямой целью консультанта: ведь порой, даже чувствуя, что беседа с психологом была, несомненно, полезной, клиент может начать переживать свои проблемы гораздо болезненнее и острее, поскольку ощущение собственной вины и ответственности, пришедшее вместе с пониманием происходящего, отнюдь не является легким или приятным.

Читайте также:  Можно ли есть хлеб

Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание клиента и расширение его представлений о себе и собственной ситуации.

Обратите внимание

Действительной проблемой многих людей, обращающихся за помощью к психологу, является то, что им практически не с кем поговорить откровенно, рассказать не таясь, все, что их тревожит и беспокоит. Уже то, что консультант может их внимательно выслушать и понять, — необычайно важно, и это само по себе приводит к определенным положительным изменениям.

Кроме того, спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, что также является ценным, поскольку служит «пищей» для размышлений о себе и людях, способствует расширению представлений об окружающей человека действительности.

Для клиента, обращающегося за помощью к психологу, такой результат может оказаться важным не только с точки зрения повышения его психологической стабильности, но также послужить основанием для обращения за дальнейшей помощью к другим специалистам, если это кажется необходимым.

Существует и еще один результат, достижение которого в процессе консультативной беседы представляется ничуть не менее важным. Это принятие клиентом на себя ответственности за происходящее с ним.

Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним

В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен с других на себя. Без решения этой задачи достижение каких-либо реальных результатов невозможно.

Только в том случае, если человек ощущает свою вину и ответственность за происходящее, он будет действительно стараться измениться и изменить свою ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих.

Перевод локуса ответственности на самого клиента отнюдь не простая задача. Бывает и так, что единственное, что за время приема успевает сделать психолог — это показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер. Но это совсем не значит, что прием прошел неудачно.

Напротив, в такой ситуации консультант добился самого важного результата; ведь осознавая свою ответственность за ситуацию, человек может сам решить, как ему необходимо поступать, для того чтобы в его жизни произошли позитивные изменения.

Хотя, конечно, помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации, обычно является весьма полезной.

Бывает, что человек, пришедший на прием, с самого начала заявляет: «Я сам во всем виноват».

Но, к сожалению, чаще всего подобное заявление не свидетельствует об истинном понимании меры своей ответственности, а является лишь своеобразным кокетством, и обычно то, как клиенты понимают свою вину за происходящее, мало связано с реальными особенностями ситуации.

Важно

Придя на консультацию, клиентка может начать причитать: «Конечно это я виновата, что у нас с мужем постоянно возникают конфликты. Давно пора мне понять, что он просто не тот человек, что ему на всех наплевать, а я все еще пытаюсь объяснить ему что-то по-человечески».

Такое заявление свидетельствует о том, что клиентка не отдает себе отчета в том, что она не только не понимает и не принимает своей ответственности за проблемы в отношениях, но и оскорбляет и унижает мужа, считая его неспособным понять и разобраться в ситуации.

Но даже если из того, как человек говорит, видно, что он понимает и принимает свою ответственность за происходящее, его представление о том, что и как происходит в отношениях с окружающими, скорее всего поверхностно. В этой связи консультанту не следует бояться, что разговор о принятии вины и ответственности будет излишним.

Наоборот, тому, кто действительно понимает и принимает факт своего влияния на события собственной жизни, обсуждение этого с психологом может быть тем более полезным, поскольку для такого человека уточнение деталей взаимоотношений скорее приведет к тому, что в его поведении и отношениях с людьми наступят значительные изменения.

Существуют, конечно, ситуации, в которых обсуждать проблемы вины и ответственности с клиентом не следует. Таковыми, в частности, являются случаи, когда клиент приходит на консультацию, переживая горе или серьезную личную утрату, например, связанную со смертью кого-либо из близких.

В состоянии горя люди часто склонны брать на себя неоправданно большую ответственность и вину перед теми, кого с ними нет и никогда не будет, считая себя причастными к их смерти.

В такой ситуации работа консультанта как раз должна быть направлена на то, чтобы скорректировать неадекватные представления, снять лишний груз вины и ответственности с плеч клиента (Василюк Ф.Е., 1984, Kast V., 1989).

«>Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование»: Класс; 2004

Источник: http://institutnv.ru/slovar-psihologa/printsipy-psikhologicheskogo-konsultirovaniya/

Цели, задачи и формы психологического консультирования. Основные принципы консультирования

Психологическое консультирование существует с античных времен. Во всех странах существовали свои консультативные центры и консультанты. С конца 17в. появились первые научные попытки объяснить псих. лечение.

Начали появляться методы психологического лечения. В 19в впервые появляется метод гипноза, изначально его называли методом магнитического флюида.

Консультативная психология как профессиональное направление начала развиваться с 1955г.

Совет

Психологическое консультирование – это одно из основных «приложений» практической психологии. Оно как правило представляет собой работу с человеком, семьей, или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы, а так же на развитие личности и группы средствами этой беседы.

Понятие психологического консультирования зародилось в 1940—1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс.

Главной предпо­сылкой возникновения психологического консультирования как от­дельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологиче­ской помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в по­вседневной жизни.

Психологическое консультирование осуществляется в формеиндивидуального или группового взаимодействия профессио­нального консультанта с клиентомв позиции «личность — личность».

Цельэтого взаимодействия— помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать. выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоциональ­ного и межличностного характера.

Психологическое консультирование — это непосредственная рабо­та с людьми через особым образом построенную беседу,и главная цель этой работы — оказание помощи в решении большого спектра психологических проблем, основными из которых являются труд­ности личностного и межличностного характера.

Задачи в психологическом консультировании:

• эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниях клиента;

• расширение сознания и повышение психологической компе­тентности;

• изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осу­ществления;

• повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, раз­витие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями; •

• развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспе­чивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

• развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

• повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

• развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно прини­мать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные кон­фликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оцени­вать черты и качества своей личности;

• развитие умения творчески осваивать действительность;

• развитие межличностных и коммуникативных способностей кли­ента, обучение более гибкому и адаптивному построению меж­личностных отношений.

Основные направления:

1)Психоаналитическое (цели которого: перевод в сознание, того материала, который посредством раз­личных защитных механизмов был вытеснен в область бессоз­нательного; воспроизведение раннего детского опыта и анализ вытесненных конфликтов и переживаний; реконструкция базисной личности)

2)Бихевиоральное (терапия поведения), ставящее такие цели, как: исправление неадекватного поведения; формирование эффективных паттернов через научение.

3)Рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса (цели: нивелирование неадекватного жизненного подхода клиента, направленного на саморазрушение, и формирование рациональ­ного и более толерантного подхода; обучение клиента применению научного метода в решении повседневных жизненных проблем поведенческого и эмоционального характера).

4)Клиент-центрированная терапия К.

Роджерса, ( цели: создание в пространстве консультирования такого благоприят­ного климата, в котором клиент будет способен на исследование себя, своей личности, а также тех проблем и внутренних конфликтов, которые препятствуют его личностному росту; развитие у клиента умения быть открытым для нового опыта; развитие таких позитивных качеств личности клиента, способствующих его личностному росту, как чувство уверенности в себе и спонтанность).

5)Экзистенциальная терапия (цели консультиро­вания: помощь в осознании клиентом своих возможностей и своей сво­боды; изучение и устранение тех личностных факторов, которые могут стать помехой для клиента на пути к осознанию и использо­ванию им своей свободы; выработка у клиента чувства собственной ответственности за происходящие в его жизни события и за его жизнь в целом).

Основные приниипы психологического консультирования:

• безоценочность и доброжелательность;

• ориентация на систему ценностей клиента (означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия);

• осторожность с советами (советуя, консультант полно­стью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантиль­ной позиции и не расширяя границ его опыта и умений);

• анонимность;

• разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

• активная позиция клиента (базируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях «личность — личность». Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча, слушал все, что говорит ему консультант).

53. Беседа как основной метод работы консультанта. Стадии ведения консультативной беседы.

КБ – это профессионально организованная беседа, содержанием которой являются психологические проблемы, к решению которых стремиться клиент.(Бондаренко А.Ф.)

Это общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений, оказывается психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

Читайте также:  Камни в печени - народные средства и методы / народная медицина

КБ может быть:

— начальной

— процессуальной

— завершающей

— поддерживающей

Основные отличия КБ от бытовой:

• Консультант играет роль ведущего, а клиент – ведомого

• Консультант использует большой объем теоретических знаний

• В ходе беседы он использует профессиональные приемы

• Он нацелен на решение проблемы, а не на сочувствие и одобрение

• Он не дает советов, но помогает клиенту понять самого себя и изменить самого себя

Типы бесед:

1. Стандартизованная — четкая программа с определенной стратегией и тактикой;

2. полустандартизованная — четкая программа, но более свободная тактика;

3. свободная — стратегия и тактика не определены.

Чем выше степень стандартизованности, тем меньше выражена в ней диалогическая активность собеседников, такая беседа менее эмоциональна.

Обратите внимание

Цель процесса беседы в том, чтобы и консультант, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать. Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса.

Проводя беседу, как и любой другой процесс, психолог-консультант не старается выяснить, в чем именно проблема клиента. Нет чего-то одного, что бы он искал. Совместными усилиями психолог и клиент стараются вынести на свет новый материал, предоставить больше точек зрения, раскрепостить вещи, и так далее. Что именно это значит, зависит от клиента.

Суть проведения беседы не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Идет двухсторонний диалог. Консультант помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата.

Чтобы помогать клиенту, консультант может задавать разнообразные вопросы по теме: возможные причины, идеи, мысли, мнения, информация, решения проблемы, попытки решения, неудавшиеся решения, ощущения, чувства, средства исправить ситуацию, улучшение, попытки избавиться, помощь, время, место, состояние и событие, кто, что, где, когда и как, что можно с этим сделать, возможно ли взять за это ответственность, как обстояли бы дела без этого.

И любые другие вопросы, которые помогают прояснить то, о чем мы говорим. И консультант, и клиент должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить все по данной теме. Консультант не просто выбирает, что еще сказать, чтобы клиент продолжал говорить, он старается поощрить клиента обнаружить что-то новое.

Типы вопросов:

1. по широте ответов (закрытые, открытые, выясняющие)

2. по степени вариативности (да/нет, альтернативные, избирательные)

3. по характеру связи с интересующим предметом (прямые, косвенные, проективные)

Следует избегать ошибочных вопросов:

• наводящие

• вопросы, содержащие оценочную позицию

• вопросы, содержащие необоснованную альтернативу

• широко сформулированные вопросы

Хотя постановка вопросов является важной техникой консультирования, однако, в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован — задавая его, надо знать, с какой целью он задается.

Это весьма сложная проблема для начинающего консультанта, который нередко слишком беспокоится, о чем же еще спросить клиента, и забывает, что, прежде всего клиента надо слушать. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие.

В такой ситуации клиент покинет кабинет консультанта с чувством, что был, не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен.

Важно

Главное, чего не нужно делать в беседе — это не быть нерешительным в том, над чем мы работаем. Консультант старается прояснить первоначальную тему, что бы еще ни высказывал клиент по ходу дела. Психолог всегда возвращается к основной теме.

Любой вопрос предназначен для того, чтобы помочь клиенту рассмотреть тему, а не для навязывания идей консультанта. Консультант может выяснить, что клиент сказал, помочь ему подытожить это, но он не добавляет к этому собственных оценок.

Четыре уровня сбора информации:

1. Предварительная информация– ФИО (фамилия – не обязательно), Адрес (не обязательно), телефон, возраст, профессия и образование, семейное положение, кем направлен, имеет ли опыт работы с психологм или психиатром, предварительная тема запроса;

2. Тестирование и анкетирование. Это могут быть тесты разработанные для исследования личности: — тест для определения акцентуации характера, тест Люшера, тест тематической апперцепции, проективный рисунок и т.д.

Информация получаема таким образом не всегда сообщает психологу нечто важное, чего он не мог бы узнать с помощью клинической беседы.

Поэтому большинство психологов в нашей стране не проводят предварительное тестирование или используют очень короткие тесты;

3. Специализированный опрос. Происходит на начальной стадии психологической беседы. Его цель – получить наиболее важную информацию, которая может оказаться необходимой для создания терапевтической гипотезы. Вопросы мотивируются типом проблемы, но всегда шире по охвату, чем это может казаться необходимым.

4. Поиск глубинной информации. Такой информации, которая могла бы объяснить происхождение тех или иных проблем клиента, но которая не осознается или скрывается последним.

Совет

Терапевт может использовать различные методы, например в психоанализе – метод свободных ассоциаций, в эмоционально-образной терапии – диалог с частью личности и т.п.

В результате такой работы осуществляется точная психологическая диагностика причин, породивших проблему клиента, что создает условия для быстрой и эффективной коррекции этих проблем.

Процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа (Алешина Ю.Е.):

Источник: https://cyberpedia.su/4x4a29.html

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии.

В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.
Цель психологического консультирования (по Р.

Кочюнасу) определяется как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими.

Принципы психологического консультирования:
— доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту;
— ориентация на нормы и ценности клиента;
— осторожное отношение к советам;
— разграничение личных и профессиональных отношений;
— включенность клиента и психолога в процесс консультирования.

Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед.

В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа:
1. Знакомство с клиентом и начало беседы. Этот этап можно разбить на ряд подэтапов: первый контакт, ободрение, небольшая пауза, собственно знакомство, формальности, «здесь и сейчас», первичный расспрос.
2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез. Подэтапы: а) эмпатическое слушание; б) принятие модели ситуации клиента в качестве временной; в) структурирование беседы; г) осмысление модели ситуации клиента; д) критика гипотез; е) изложение своей гипотезы клиенту; ж) критика гипотезы, нахождение истины.
3. Оказание воздействия. Подэтапы: а) дать клиенту пожить с новым знанием; б) коррекция установок клиента; в) коррекция поведения клиента.
4. Завершение психологической консультации. В этот этап входит: подведение итогов беседы; обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами; прощание.

Виды психологического консультирования

1. Интимно-личностное консультирование.

Осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.
2. Семейное консультирование.

К нему прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.
3.

Психолого-педагогическое консультирование.

Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.
4. Деловое консультирование. Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.

Отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии

Традиционно выделяют три вида психологической помощи:
— психологическое консультирование;
— психокоррекцию;
— психотерапию.
Они представляют собой воздействия на различные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.

Основной целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей.

Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.
Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.
Отличие различных видов психологической помощи можно определить по таким параметрам, как:
— цель;
— объект;
— предмет;
— способ воздействия и позиция пациента.

Основные отличия психологической помощи

Параметр Психологическое консультирование Психокоррекция Психотерапия
Объект воздействия Пациент, клиент Пациент, клиент Пациент
Предмет Проблема, индивидуальные психологические особенности Проблема, характерологические девиации и личностные аномалии Психопатологические симптомы и синдромы, характерологические девиации и личностные аномалии
Способ Информирование, обучение Тренинг Активное воздействие (терапия) различными способами
Позиция клиента Активная, ответственен за результат Пассивная, не ответственен за результат Пассивная, не ответственен за результат
Цели воздействия Формирование личностной позиции Формирование навыков психологической компенсации Купирование психопатологической симптоматики

Основные направления в семейном консультировании

Семейное консультирование – это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга.

Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.
Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия?
Во-первых, семейное консультирование не принимает концепцию болезни.

Во-вторых, оно ставит акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье.
В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.

Читайте также:  Что является причиной фрустрации и каковы типичные реакции на нее?

В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования приводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и другие. Этим обусловлено то разнообразие приёмов и методов, которые имеются в его арсенале.

На данный момент существует несколько направлений семейного консультирования, наиболее распространенные из них – психодинамическое и системное.
1. Психодинамическое направление направлено на решение проблем внутри семьи с опорой на ссоры и проблемы в прошлом.

Согласно данному направлению, именно нерешенные в прошлом семейные проблемы сеют раздор в нынешних отношениях между членами семьи. Психотерапевт пытается выявить и помочь в решении этих проблем.
2. Согласно системному направлению, все семейные проблемы возникают из-за непродуктивной организации семьи.

Исследуется существующая структура семьи, прошлое при этом не рассматривается.
3. Очень часто методы индивидуальной психотерапии являются неэффективными по причине того, что проблема кроется внутри семьи, и пациент не может измениться должным образом, так как вновь попадает под «нездоровое» влияние своих близких.

Именно поэтому семейная психотерапия чаще всего оказывает гораздо лучший эффект, нежели индивидуальная, так как ее приемы направлены на изменение всей семейной системы.
Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к следующим пунктам:
1) установление контакта и присоединение консультанта к клиентам.

2) сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор.

Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими положительный результат”.
3) обсуждение психотерапевтического контракта.

4) уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?”
5) проведение собственно консультации.
6) “экологическая проверка”. Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё состояние.
7)  “страхование” результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения полученных результатов.

8) отсоединение.

Профессиональное консультирование

Профессиональное консультирование – это особый вид психологического консультирования, отличительной особенностью которого является то, что проблемы клиента так или иначе связаны с его профессиональным самоопределением и развитием карьеры, профессиональной деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы.
Профессиональное консультирование – это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение.
Профориентационное консультирование – это специальная деятельность консультанта, направленная на оказание помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Профориентационное консультирование помогает решить следующие проблемы индивидуальной занятости:
– выбор профессии;
– определение профиля профессионального обучения;
– трудоустройство;
– смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.

Итак, следует отметить, что по определению профориентационное консультирование является одним из видов профессионального консультирования и имеет ряд узких четко обозначенных задач.

В современных условиях профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов.
В России исторически сложились и в разной степени реализованы четыре направления профконсультационной работы:
— информационное;
— диагностическое;
— консультационное;
— тренинговое.

Информационное направление является традиционным в профориентации. Его основная задача – формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека.

В рамках данного направления считается, что именно дефицит знаний оказывается основной проблемой человека, выбирающего профессию.

Ведущими формами работы выступают лекции, семинары, индивидуальные консультации, иногда встречи с представителями различных профессий, экскурсии в учреждения занятости и профессионального образования, знакомство с рабочими местами.

Диагностическое направление наиболее популярно среди психологов, занимающихся профориентацией и профотбором, психологической оценкой персонала на определенном этапе профессиональной деятельности. Основано на использовании психологических тестов, опросников, анкет для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов, возможностей и рекомендации по освоению профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента.
Консультационное направление является относительно новым в российской профориентации и основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема клиента заключается в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе.
Тренинговое направление также вполне соответствует требованиям времени и применяется российскими профконсультантами. Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и для формирования навыков решения проблем. Считается, что клиенты могут обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но быть не в состоянии применить их на практике по причине игнорирования проблем и затруднений, нежелания или неумения ставить и решать профессиональные задачи. Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить активность клиентов, их заинтересованность, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются достаточно редко, и сформировать навыки поведения в этих ситуациях.
Психология

Источник: https://xn--b1adef0ban2h.org/psihologicheskoe-konsultirovanie/

Определения психологического консультирования. Основные принципы психологического консультирования

Психологическое консультирование — непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Алешина Ю.Е.).

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему (Дубровина И.В.).

Эффективное психологическое консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя на столько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации (Роджерс К.).

Психологическое консультирование – это процесс взаимодействия двух людей – клиента и консультанта, целеполагающим фактором которого является желание клиента изменить что-то в своей жизни (Певзнер М.М.).

Цели психологического консультирования

Вопрос определения целей консультирования не является простым и потому, что зависит как от потребностей клиентов, обращающихся за помощью, так и от теоретической ориентации самого консультанта  (Р. Кочюнас).

Можно выделить следующие общие цели:

Ø  Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.<\p>

Обратите внимание

Ø  Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.

<\p>

Ø  Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.<\p>

Ø  Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

По мнению Blosher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Ø  Помочь клиенту осознать и принять ответственность за происходящее с ним, повысить эффективность управления клиентом собственной жизнью.<\p>

Ø  Способствовать самопознанию клиента, лучшему пониманию себя и нахождению сил быть собой.<\p>

Ø  Облегчить эмоциональное состояние клиента.

Главная цель консультирования – помочь клиенту понять, что именно он и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

<\p>

Цель консультирования – не решить отдельную проблему, а помочь индивиду «вырасти» таким образом, чтобы он сам смог справляться с существующей и с последующей проблемами, будучи уже более интегрированной личностью (К. Роджерс).

<\p>

Целью психологического консультирования не должно становиться избавление клиентов от внешних и особенно от внутренних конфликтов.

Разумная задача психологического консультирования совершенно иная — превратить конфликты клиента в противоречия, которые он сам сможет разрешить, и за счет этого добиться успехов в своем личностном развитии; научить клиента анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем (Р. Мэй).

В процессе консультирования также могут решаться следующие задачи:

— оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;

— информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;

— повышение общей психологической грамотности;

— мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;

Результатом консультирования является не столько облегчение эмоционального состояния клиента, сколько перевод тонуса жалобы клиента с других на самого себя. Это означает принятие ответственности клиентом за все происходящее с ним на себя.

Последствия консультирования можно рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в личности клиента, и степени его удовлетворенности результатами консультирования.

Важно выделить предположительные последствия консультативной работы в зависимости от уровня изменений, происходящих в клиенте:

— усиление внимания к собственным потребностям, переживаниям и мыслям;

— развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта;

— изменение отношений к себе и окружающему миру;

— приобретение способности заботиться о себе, самостоятельно решать свои проблемы, делая выбор, принимая решения и неся за них ответственность.

Критерием эффективностиэтого вида профессиональной деятельности является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи.

Основные принципы психологического консультирования

(Спиваковская А.С., Ю. Е. Алешина, П. П. Горностай, С. В. Васьковская, А. Н. Моховиков и др.)

Общие гуманистические принципы:

1. Все люди разные. Каждый человек уникален и потому беспредельно ценен.<\p>

2.  Не следует смешивать человека и его поведение.<\p>

3. Каждый человек может принять ответственность за свою жизнь.

Человеческая личность полностью не детерминирована внешними условиями, в любой ситуации может быть найден смысл, обретена личностная свобода.<\p>

4.

Каждый человек имеет право выбирать ценности и цели, принимать

Источник: https://vunivere.ru/work93949

Ссылка на основную публикацию