Паттерн разрешения внутреннего конфликта

Разрешение конфликтов с помощью НЛП — Центр НЛП

Конфликт определяется как состояние дисгармонии между несовместимыми или противоположными людьми, идеями или интересами. Психологически конфликт — это умственная борьба, иногда бессознательная, возникающая, когда разные репрезентации мира находятся в противодействии или исключительности.

Конфликты могут происходить либо внутри между частями самого себя (внутренний конфликт), либо внешне — с другими (межличностный конфликт). Внутренне конфликт происходит между разными частями человеческого опыта и на многих уровнях. Например, конфликт может происходить на уровне поведения.

Человек может хотеть смотреть определенную телевизионную программу, с одной стороны, но с другой стороны, желать выйти на улицу и подвигаться. Конфликты также могут происходить между различными способностями, между творчеством и защитой. У человека могут находиться в конфликте убеждения и ценности.

Обратите внимание

Человек может верить, что, с одной стороны, хорошо изучить математику, а с другой — не верить, что для него/нее возможно ее изучить. Это приведет к борьбе относительно изучения математики. Конфликты уровня идентичности часто происходят касательно ролей. Человек может бороться между своими обязанностями как родитель, с одной стороны, и как профессионал — с другой.

В межличностном плане карты реальности разных людей иногда настолько отличаются, что появляются «шишки», когда они пытаются общаться или взаимодействовать друг с другом. Основные заключения, верования, ценности и пресуппозиции о мире группируются вместе для создания различных моделей реальности.

Когда эти модели или карты не содержат механизмы для того, чтобы творчески реагировать на «шишки» от других карт, тогда энергия высвобождается в форме разногласия, спора, борьбы или других форм конфликта. Переговоры, посредничество и арбитраж являются различными формами управления межличностными конфликтами.

Конфликтующие части

Иногда люди могут быть «неконгруэнтными», во «внутреннем конфликте», «двух взглядов» или«не в ладах» с самим собой. Эти вопросы не столько связаны с внешним давлением, сколько с более глубокими структурами внутри самого человека, что ведет к конфликтам между различными «частями» собственной умственной системы.

Другими словами, эти проблемы касаются конфликтов внутри самого себя. Фрейд полагал, что такая внутренняя борьба лежит, в конечном счете, в корне многих психологических проблем. Он утверждал: «Одна сторона личности отстаивает одни желания, в то время как другая часть борется с ними и отбивается от них.

Невроз не возникает без такого конфликта».

Согласно Фрейду, конфликт происходит из фрустрации… Чтобы стать патогенным, внешняя фрустрация должна быть подкреплена внутренней фрустрацией…

Внешняя фрустрация удаляет одну возможность удовлетворения, внутренняя фрустрация пытается исключать другую возможность, и именно эта вторая возможность становится основанием для конфликта.

В типичной ситуации, если внешний тупик препятствует достижению цели, мы удерживаем наше внимание на результате, запрещаем любые «противоречащие идеи» и продолжаем попытки в других направлениях или стратегиях для того, чтобы достигнуть цели.

Однако если существует внутренний конфликт, то «почва для спора» перемещается внутрь, и начинается битва между двумя собственными частями. Как указывает Фрейд, внешняя фрустрация подкрепляется внутренней фрустрацией.

То есть, как если бы человек оказался «между молотом и наковальней». И когда борьба разворачивается между двумя частями самого себя, то никто никогда не сможет выиграть.

Как выразился Фрейд, этот конфликт не разрешить, помогая одной части одержать победу над другой… Одна часть в любом случае останется неудовлетворенной.

Попытка разрешить этот тип конфликта, подавляя одну сторону, что можно было бы сделать с типичными «противоположными идеями»,создает «двойную связку», в которой «вы прокляты, если вы делаете, и прокляты, если вы не делаете».

Важно

То есть как будто происходит борьба между двумя противоречивыми намерениями, а не между намерением и неуверенностью относительно того, будет ли это достигнуто. Это отличает ситуацию от того, на что направлен рефрейминг, тем, что основной вопрос не в понимании намерения части, которую человек не слушал.

В этом случае внимание фокусируется на специфическом проблемном поведении. Решение включает в себя нахождение намерения, стоящего за поведением, и создание альтернативных выборов с тем, чтобы удовлетворить намерение. Однако в случае конфликта это — конфронтация противоречивых намерений, присутствующих в нем.

Поскольку части имеют противоречащие цели, то невозможно найти альтернативы, которые удовлетворяли бы непосредственно оба намерения.

Более того, поскольку внутренний конфликт не подкреплен внешними событиями или результатами, его невозможно разрешить путем получения обратной связи от некого внешнего источника.

Фактически в такой ситуации все что угодно может стать стимулом (или поводом) для борьбы.

Даже простейшие решения ведут к борьбе, которая никогда не разрешится, потому что в действительности дело не касается содержания решения, а касается более глубоких структур, стоящих за ним.

Постоянный стресс, исходящий от конфликта и фрустрации может привести к другим симптомам, включая физиологические симптомы. Эти симптомы также являются «почвой для спора» для конфликтующих частей.

Однако, поскольку системы стремятся достигнуть равновесия или гомеостаза, некоторые симптомы могут фактически предоставлять потенциальную точку «компромисса» между конфликтующими частями.

Фрейд заявлял:

«Две силы, вошедшие в противодействие, встречаются снова друг с другом в симптоме и примиряются посредством компромисса, содержащегося в формировании симптома.

Совет

Именно поэтому симптом обладает такой устойчивостью и поддерживается с двух сторон… Это битва двух сил, одна из которых преуспела в достижении уровня подсознания и сознания, в то время как другая была заключена на уровне подсознания. Вот почему конфликт не может иметь заключительный результат, так или иначе.

Эффективного решения можно достигнуть только тогда, когда они противостоят друг другу на одном уровне. И, по моему мнению, достижение этого — задача лечения».

Интеграция конфликта

Интеграция конфликта относится к процедуре НЛП, посредством которой противоречащие или несовместимые реакции, «части» или познавательные процессы рассортированы и решены. Интеграция конфликта — одно из центральных вмешательств НЛП и является существенным в решении многих умственных, физических и межличностных проблем.

Согласно Гриндеру и Бэндлеру (Структура Магии, Том II, 1976, с. 45), вот основные шаги интеграции конфликта:

  1. Идентифицируйте неконгруэнтность клиента, обращая внимание на противоречия вербальных и невербальных сообщений.
  2. Разнесите неконгруэнтности клиента по полярностям, используя пространственную сортировку, фантазию (символы), репрезентативные системы, разыгрываемые роли или категории Сатир (Блеймер, Плакатор или Супервизор).
  3. Интегрируйте неконгруэнтности клиента, сначала организовав контакт полярностей, а затем выход в метапозицию, откуда объедините полярности новым способом.

Ключевым компонентом процесса Интеграции конфликта, который был добавлен после написания Структуры Магии Том II, является идентификация и признание позитивных намерений обеих включенных частей.

Большая часть процесса интеграции конфликта в НЛП включает в себя сортировку опыта на соответствующих уровнях с целью избежать ненужных замешательств и трудностей.

Типичный подход к разрешению конфликта в НЛП — сначала подняться на более высокий уровень по отношению к конфликту и найти консенсус, исходя из позитивных намерений «более высокого уровня». Второй шаг — спуск на один уровень ниже того, на котором происходит конфликт.

На этом «более низком уровне» есть возможность найти «дополнительные» ресурсы, относящиеся к частям системы, которые, казалось бы, задействованы в конфликте.

Консенсус по отношению к намерению
на более высоком уровне

Уровень конфликта

Дополнительные ресурсы

на более низком уровне

НЛП предоставляет много навыков и инструментов, относящихся и разрешающих как внутренние, так и межличностные конфликты. И эти навыки и инструменты включают в себя техники рефрейминга, интеграции конфликта, перехода позиций восприятия и много таких фундаментальных навыков коммуникации, как метамодель, калибровка и способы невербального общения.

В НЛП процесс интеграции конфликта был изначально разработан для внутренних конфликтов личности и также стал основой для модели переговоров. Ниже приводится общий взгляд на базовый подход НЛП к конфликтам.

1. Чётко определите ключевые вопросы, включенные в конфликт. Эти вопросы могут быть выражены либо в качестве противоречий, либо полярностей. Определите, на каком логическом уровне больше всего сосредоточен конфликт.

Обратите внимание

Например, инвестирование или трата денег против накопления денег — конфликт на уровне поведения.

2. Создайте непредвзятую «метапозицию», которая четко отличается от каждой из сторон конфликта.

3. Найдите позитивное намерение и цель, стоящие за каждой из сторон. Позитивное намерение обязательно должно быть на более высоком уровне по отношению к вопросам, создающим конфликт.

(«Вы не можете разрешить проблему на том же уровне мышления, который ее создал»). Позитивные намерения, как правило, не являются противоречиями или полярностями.

Гораздо чаще они являются дополняющими и выгодны с точки зрения системы, а не по отдельности.

Например, трата денег — «рост», накопление денег — «безопасность».

4. Убедитесь, что каждая часть распознает и признает позитивное намерение другой части. Это не означает, что часть должна либо принять способ, которым другая часть старается удовлетворить свое позитивное намерение, либо должна пойти на компромисс за счет себя.

5. Из метапозиции продолжайте подниматься вверх по уровням, пока не будет найдено на более высоком уровне общее позитивное намерение, которое разделяют обе части.

6. Исследуйте другие альтернативы достижения разделяемого намерения вместо тех двух, создающих конфликт. Они могут включать в себя смесь двух существующих выборов, но и, как минимум, одну альтернативу, которая полностью отличается от тех двух в конфликте.

(Например, инвестировать некоторую сумму денег и накопить некоторую сумму денег, одолжить деньги, создать альтернативный источник дохода, найти партнера-инвестора, сократить некоторые расходы таким образом, что деньги можно вложить в другие области, и т.д.).

7. Определите, какой выбор или комбинация выборов наиболее эффективно и экологично удовлетворит общее намерение и частные позитивные намерения с наибольшим позитивным вкладом по отношению к системе в целом.

Перевод Дарьи Пархоменко, M.A.NLP

Ссылки

The Structure of Magic Volume II, Grinder & Bandler, 1976.
NLP Volume I, Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R. and DeLozier, J., 1980.
Reframing, Bandler, R. and Grinder, J., 1982.

Changing Belief Systems with NLP, Dilts, 1990.
Beliefs: Pathways to Health and Well-Being, Dilts, Hallbom, T. & Smith, S., 1990.
Strategies of Genius Volume II, Dilts, R.

, Capitola, CA, 1994.

Источник: http://www.vestniknlp.ru/razreshenie_konfliktov_s_pomoshhyu_nlp/

Как разрешить внутренний конфликт?

Человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. Виктор Франкл

Если рассматривать положительные последствия внутриличностного конфликта (см. предыдущую статью), то можно выделить следующие:

1) конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;

2) конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;

3) внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;

4) конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;

Важно

5) преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее.

Существуют всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов:

Познайте самого себя. Следующий шаг — выявление талантов и сильных сторон своей личности. Проанализируйте, когда при каких обстоятельствах и каким образом вам удалось преодолеть себя, свою инертность и достигнуть успеха?

Выявление своих ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Для этого можно воспользоваться анализом следующих сдерживающих факторов:

  • Мы перекладываем ответственность на других вместо того, чтобы нести ее самим.
  • Другим мы верим больше, чем самим себе, потому что сами не знаем, что для нас главное.
  • Лицемерие из любезности и по любому поводу приводит к деградации наших чувств.
  • Нам недостает готовности защищать наше право на счастье и самореализацию.
  • Мы позволяем заглушить в себе силу, дающую нам независимость, фантазию.
  • Неспособность обратиться к важному и с легким сердцем отказаться от всего несущественного, второстепенного.
Читайте также:  5 причин идти на работу с улыбкой на лице

Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности. Используйте свой положительный жизненный опыт.

Будьте уверены в себе. Человек, не уверенный в своих силах, в то же время всегда чувствует себя неспокойно. Рано или поздно он столкнется с внутриличностным конфликтом, ибо неуверенность порождает сомнение, которое соседствует со страхом. Поэтому прежде чем взяться за какое-либо серьезное дело, проверьте, свойственны ли вам следующие типичные проявления неуверенности в себе:

  • боязнь попробовать — бездействие, нежелание добиваться своего из страха потерпеть поражение, “потерять свое лицо”.
  • суетливость — боязнь не угнаться за другими, беспокойство, вызывающие дискомфорт, тревогу и страх.
  • зависть и самоунижение — постоянное сравнивание себя с другими, недовольство самим собой, самоунижение и унижение других.
  • бравада и ложь — стремление произвести впечатление лучше, чем есть на самом деле, “пустить пыль в глаза”.
  • конформизм — приспособленчество, стремление быть “как все”, “не высовываться”, не рисковать.

Если вам свойственны хотя бы некоторые из названных качеств, необходимо принять меры к тому, чтобы от них избавиться. При этом можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Уверенный в себе человек не стремится самоутвердиться за счет других, унижая других. Он старается стать лучше, чем он есть сам, а не стать лучше других всегда и во всем, как это делает невротик.
  • Не поддавайтесь давлению поведенческих стереотипов, не сдерживайте свою активность.
  • Думайте “своей” головой, хотя, конечно, не стоит пренебрегать дельными советами и других.
  • Знайте, что у вас имеется много способностей и сил, достаточных для выполнения тех задач, которые вы перед собой поставили. Есть способности. о которых человек даже не подозревает, и которые обнаруживаются лишь в конкретном опыте жизни.
  • Доверяйте больше самому себе, не разрушайте свое собственное “Я”, постоянно и во всем прислушиваясь к мнению других.
  • Не забывайте, нет ничего для вас более худшего, чем отказываться от самого себя, жить чужой жизнью, чужими идеями и смыслами. Вы — это Вы, и никто другой никогда вас не заменит. Отбросьте установку “Я такой, какой вам нужен” и руководствуйтесь принципом “Я такой, какой Я есть”. Уже одно это осознание своей самоценности укрепит вашу уверенность в себе.

Стремитесь к нравственному самовоспитанию и самоутверждению.

Помимо названных способов предупреждения внутриличностных конфликтов современная конфликтология выделяет и другие. Вот некоторые из наиболее значимых.

  • Не стремитесь “объять необъятное”, не беритесь за все дела сразу. Умейте выделить из всех ваших мотивов и потребностей приоритетные и сосредоточьтесь на их выполнении в первую очередь.
  • Не копите проблем, В конце концов ситуация достигнет того уровня, когда вы уже не сможете справиться с их решением, что приведет к внутриличностному конфликту.

Разрешение (или преодоление) внутриличностного конфликта — это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.

Разрешение конфликта носит позитивный характер и приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию.

Прежде всего следует отметить, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит личностный характер.

Поэтому его разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности и др.

Это обусловливает то, что универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует.

Однако, несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их разрешения, которые с учетом индивидуальной специфики могут использовать все. Итак, если вы попали в ситуацию внутриличностного конфликта, то рекомендуется предпринять следующее:

1 Адекватно оцените ситуацию. Возьмите ее под контроль, попытайтесь выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.

2 Осознайте экзистенциальный смысл конфликта. Проанализируйте степень важности его для вас, оцените с точки зрения места и роли в вашей жизни его последствия. Может статься, причину, вызвавшую конфликт, сразу же следует отодвинуть на задний план в системе ваших ценностей или забыть вовсе.

3 Локализуйте причину конфликта. Выявите самую сущность его, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.

Совет

4 Проявите смелость в анализе причин внутриличностного конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятна. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства.

5 “Выпустите пар”. Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения так и творческие занятия. Сходите в кино, театр, возьмите любимую книжку.

6 Прибегните к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приемам и механизмам релаксации, медитации, выберите наиболее приемлемые для вас лично.

7 Измените условия и / или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно из-за неблагоприятных условий деятельности.

8 Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди “не без греха” и мы тут не исключение.

9 Плачьте на здоровье. Американский биохимик У. Фрей, специально занимавшийся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее подобно морфию и обладающее успокаивающими свойствами.

По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение.

Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение, силы двигаться дальше и добиваться успехов.

(По материалам книги “Конфликтология”, автор-составитель Буртовая Е.В.)

Как разрешить внутренний конфликт?

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Хочу в отпуск: что делать перед отпуском. Секреты хорошего отдыха.
  • Вперед: Внутренний конфликт личности: причины, виды, примеры, последствия.

Источник: https://psycabi.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/kak-borotsya-so-stressom/643-kak-razreshit-vnutrennij-konflikt

Упражнение для разрешения внутреннего конфликта «Конфликт субличностей»

anastasiameadowОб упражнении для домашней самостоятельно психологической работе до и после сеанса психотерапии и о  клиентке изучающей свою личность и повышающей самооценку и о психосинтезе я писала здесь Вывод в результате сеанса был сделан следующий:  центр личности захватила субличность «Внутренний критик» и заставляет работать две субличности, а другие старается убрать в обще из жизни. Противоположная «Внутреннему Критику» субличность была названа клиенткой «Кувшин (энергии)» и она выражала желание безусловной родительской любви и любви матери природы.  На сеансе с целью нахождения гармонии и интеграции противположных субличностей «Критика» и «Кувшина (энергии) и нахождения компромисса Божественное Сверхсознательное клиентки назначило новый центр личности. У нового  центра личности оказалось ведущее желание «Чтобы в семье все здоровы были  и был лад»  и клиентка образно назвала ее «Маня (русский народный персонаж)». Итак следующее упражнение для домашней работы, для закрепления эффекта такое — нужно постараться опять посмотреть на конфликтующие субличности из осознающего центра личности (для этого в медитаии можно использовать символ высокого святого холма). И сделать опять известное упражнение из психосинтеза Ассаджиоли (цитирую его):
«Для более серьезной трансформационной работы с парой конфликтующих субличностей или для более глубокого знакомства с какой-либо субличностью предлагается следующее упражнение. Оно дает пример практического применения одного из основных принципов практики психосинтеза: пребывая в какой-то одной из конфликтующих субличностей, конфликт разрешить невозможно, ибо каждая из них считает себя правой.. Разрешение конфликта становится возможным только в том случае, когда человек находится в «осознающем центре». Из «центра» можно видеть ядро, сущностную часть каждой из субличностей.

Упражнение 5. «Конфликт субличностей»

Постарайтесь найти тихое удобное место, где вас никто не потревожит. Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Можете включить негромкую расслабляющую музыку.

Представьте, что вы находитесь в центре своего Я. Ощутите, что вы находитесь в центре Я.

Теперь пригласите одну из субличностей появиться справа от вас. Если она появилась, наблюдайте за ней. Визуализируйте или каким-то иным образом почувствуйте появление этой части.

Наблюдайте положение ее тела и выражение лица. Обратите внимание, почему она именно так держит голову, почему у нее такое выражение глаз, почему она так стоит или сидит.

Если можете, обратите внимание на то, что она хочет сказать вам своим внешним видом.

Обратите внимание

А теперь представьте, что вы делаете шаг из центра и вступаете в эту часть. Став этой частью, представьте, что ее тело и чувства стали вашими. Как вы стоите или сидите? Что делают ваши руки? Как вы держите голову? Что выражают ваши глаза? Какой у вас прикус? Посмотрите, действительно ли вы чувствуете, что ваше тело стало телом этой части?

Скажите центру, кто вы: «Я …»

Скажите центру, в чем цель вашего бытия.

Теперь сделайте шаг из этой части обратно в центр и из центра опять взгляните на эту часть. Если вы дополнительно хотите что-то узнать о ее назначении, спросите ее об этом. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь.

Важно

Спросите ее, что она хочет вам сообщить. Посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите ее, чего она хочет, что ей нужно.

И спросите себя в центре, действительно ли вы чувствуете себя готовым взять на себя ответственность за эту потребность.

Довольно, теперь отвлекитесь от этой части и опять обратите внимание на свое пребывание в центре, на свою способность наблюдать, способность сознавать, способность выявлять глубинную ценность и смысл любых своих частей.

А теперь пригласите противоположную часть появиться слева от вас. Когда эта часть появится, попробуйте получше рассмотреть ее. Некоторое время наблюдайте за тем, как эта часть представляет себя вам. Обратите внимание на ее позу и выражение лица. Обратите внимание на то, что она сообщает вам уже своим видом.

Теперь сделайте шаг из центра и вступите в эту часть. Вступая в нее, вы обретаете ее тело, ее позу, выражение лица. Станьте этой субличностью и скажите центру, кто вы. Скажите центру, в чем ваше назначение, в чем цель вашего бытия.

Теперь переместитесь из этой части назад, в центр. Если вы, пребывая в центре, обнаружите, что хотели бы еще что-то узнать о назначении этой части, спросите ее. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь.

Важно

Спросите ее, что она хочет вам сообщить. Посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите ее, чего она хочет, что ей нужно.

Обратите внимание на то, чувствуете ли вы себя готовым взять на себя ответственность за эту потребность.

Теперь отвлекитесь от этой части. Ощущайте, что вы пребываете в центре, и только в центре. Суммируйте то, чему вы научились и что осознали, и начинайте постепенно выходить из этого внутреннего пространства, постепенно открывая глаза, ощущая свое тело, потянитесь, глубоко вдохните и резко выдохните.

Запишите свои впечатления об этом упражнении, свои мысли и чувства.

Читайте также:  Что означает имя борис – характеристика имени борис, толкование имени борис

Иногда работа с конфликтующими частями в воображении делает переживание конфликта очень ярким, более ярким, чем в обыденной жизни. Может даже возникнуть чувство катастрофичности происходящего. Но это помогает яснее увидеть, в чем же состоит действительный конфликт, помогает увидеть действительное положение вещей.

Напоминаем еще раз, что даже если какая-то часть нам очень не нравится, мы не можем ее уничтожить, так как за ней стоит какое-то наше сущностное качество, наша «энергия», и она неуничтожима. Чем больше мы стараемся избавиться от того, что нам не нравится, тем больше оно выходит наружу, обостряя конфликт. И только через принятие, а не осуждение, можно подойти к реальной трансформации.

Критическое, негативное восприятие информации о себе, о своих субличностях может также быть обусловлено включением Судьи (Критика). У всех у нас есть такая субличность.

Поэтому, когда вы начинаете судить себя, рассматривайте это как деятельность одной из своих субличностей — Критика и постарайтесь вернуться в «осознающий центр». Критик достаточно часто бывает силен и стремится занять центральное место.

От вас могут потребоваться доброжелательная внимательность, чтобы замечать: «Ага, вот опять включился мой внутренний Критик», и определенные усилия по растождествле-нию с ним.

Источник: https://anastasiameadow.livejournal.com/73967.html

Внутриличностный конфликт и способы его разрешения

Если человек живет в гармонии с собой и окружающим его миром, его вполне можно назвать счастливой личностью. Однако если внутренние сомнения не дают покоя и даже порой терзают душу, уже идет речь про внутриличностный конфликт. Предлагаем разобраться какой конфликт является внутриличностным.

Что представляет из себя внутриличностный конфликт?

Специалисты в сфере психиатрии говорят про то, что понятие внутриличностного конфликта означает конфликт внутри психического мира человека, являющийся столкновением его противоположно направленных мотивов.

Среди таких мотивов различают потребности, интересы, ценности, цели и идеалы. В психоанализе основное место отдается конфликтам между потребностями и социальными устоями, а также между потребностями самого человека.

Причины внутриличностного конфликта

Принято выделять три основных вида связанных между собой причин:

  1. Внутренние – выражены в противоречиях между разными мотивами человека при отсутствии согласования между составляющими внутренней структуры.
  2. Внешние – обуславливаются положением человека в группе. Здесь внутриличностный конфликт возникает из-за невозможности удовлетворения своих потребностей.
  3. Внешние, обусловленные положением человека в обществе, – связаны с таким понятием как внутриличностные противоречия, возникающие на уровне социальной микросистемы и вытекают из характера общественного строя и экономической жизни.

Функции внутриличностного конфликта

Называют следующие внутриличностные механизмы психологической защиты – конструктивные и деструктивные функции. К первым специалисты в области психиатрии относят:

  1. Коммуникативную (информационная, либо связующая) – люди еще лучше начинают узнавать друг друга, понимать и постепенно сближаться.
  2. Функция стимулятора и силы, которая способна управлять социальными изменениями.
  3. Функция содействия формированию необходимого равновесия в социуме.
  4. Гарантия развития социума путем раскрытия различных интересов.
  5. Помощь в переоценке старых норм и ценностей.

Ко вторым функциям принято относить:

  1. Неудовлетворенность, снижение производительности, плохое психологическое состояние.
  2. Нарушение коммуникационных систем.
  3. Преданность собственной группе и недостаточная конкуренция с другими.
  4. Мысль про другого как про врага.
  5. Большее значение имеет победа в конфликте, нежели решение проблемы.
  6. признаки внутриличностного конфликта

Такое понятие как внутриличностный конфликт имеет следующие признаки:

  1. Взаимодействуют все элементы внутреннего мироощущения личности.
  2. Присутствуют противоречия между интересами, целями, эмоциями и желаниями.
  3. Появление негативных реакций.

Психологи называют такие виды внутриличностных конфликтов человека:

  1. Мотивационный – представляет собой разногласия между желаниями иметь и безопасностью.
  2. Нравственный – наблюдается не стыковка личных и моральных установок.
  3. Адаптационный – сложности привыкания в профессиональной сфере и социуме.
  4. Неадекватной самооценки – разногласия между оценкой собственных способностей и претензий человека.
  5. Межролевой – невозможность исполнить сразу несколько ролей.
  6. Личностно-ролевой – несоответствие собственных ролей из-за способности, либо наличия желания.
  7. Конфликт потребностей – между социальными устоями и потребностями.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Специалисты говорят про то, как разрешить внутриличностный конфликт. Среди самых действенных способов:

  1. Компромисс – очень важно вовремя все осознать и решить внутриличностные проблемы.
  2. Уход – иногда нужно «отпустить» ситуацию и даже не пробовать ее разрешить.
  3. Переориентация – изменение своего отношения к объекту.
  4. Сублимация – перенесение энергии в социально значимое русло.
  5. Идеализация – фантазирование, мечты, отрыв от реальности.
  6. Вытеснение – влияние на собственные чувства, желания и стремления для их подавления.
  7. Коррекция – адекватное отношение к себе и своему внутреннему миру.

Последствия внутриличностного конфликта

Говоря про такое понятие как внутриличностный конфликт, важно сказать и про его последствия. Называют положительные и отрицательные результаты. Среди негативных:

  • задержка в личностном развитии;
  • неорганизованность;
  • чрезмерная мнительность, тревожность и состояние стресса;
  • невозможность выполнить общественные и личные функции;
  • агрессивность или покорность;
  • неуверенность в собственных возможностях;
  • невидение смысла жизни;
  • молчаливость и неприятие какой-либо критики в собственный адрес;
  • обвинение других в собственных неудачах;
  • иногда переходит внутриличностный конфликт и невроз.

Среди положительных последствий:

  • закаливание воли и характера человека;
  • саморазвитие и самосовершенствование;
  • мобилизация личных ресурсов;
  • устойчивость психики.

Источник: https://womanadvice.ru/vnutrilichnostnyy-konflikt-i-sposoby-ego-razresheniya

Cпособы разрешения конфликтов

Совершенно избежать конфликтов при активном образе жизни вряд ли возможно. Споры, даже конструктивные, часто перерастают в конфликты и стрессы. Как научиться минимизироваться конфликты и выходить из них без потерь.

Конфликты и способы их разрешения

Жизнь в современном обществе полна стрессов (см. «Как снять стресс и справиться с нервным напряжением»), а самой частой причиной стресса становятся конфликты, в которые вы вольно или невольно вовлекаетесь.

Оказавшись в противостоянии с кем-либо, многие задавали себе вопрос: как разрешить этот конфликт? Однако чаще приходится задумываться над тем, как выйти из трудной ситуации и сохранить при этом хорошие отношения или продолжить дальнейшее сотрудничество.

Психологи всё чаще твердят, что конфликт – вполне нормальное состояние личности. Что любой человек в течение всей свой жизни пребывает в конфликте с другими людьми, целыми группами или даже с самим собой. А умение найти взаимопонимание с конфликтующей стороной является чуть ли не самым важным жизненным навыком, который укрепляет личные и профессиональные взаимоотношения.

Совет

Однако постоянное нахождение в конфликтной ситуации может оказывать разрушающее действие на личность человека, ведь он может чувствовать себя угнетённо, потеряет уверенность, понизится его самооценка. Поэтому приходится обострять конфликт для окончательного разрешения.

Но чтобы правильно определить, что лучше: избежать конфликта или разрешить его, важно знать способы и стили разрешения конфликтов.

Стили разрешения конфликтов

Учёные выделяют 5 основных стилей:

  • соперничество (конкуренция)
  • сотрудничество
  • компромисс
  • избегание (уклонение)
  • приспособление

Стиль конкуренции

Если личность активна и намерена разрешить конфликтную ситуацию для удовлетворения собственных интересов, приходится применять стиль конкуренции. Как правило, человек, двигаясь к разрешению конфликта в свою пользу, подчас в ущерб другим людям, вынуждает их принимать именно его способ решения проблемы.

В этом случае, выбирая стиль конкуренции, нужно иметь ресурсы для разрешения конфликта в свою пользу либо быть уверенным, что полученный результат — единственно верный.

Например, руководитель может принять жёсткое авторитарное решение, но в будущем это даст нужный результат.

Такой стиль готовит сотрудников к подчинению без лишних разглагольствований, особенно в нелёгкие для компании времена.

Бывает, что к подобной модели поведения прибегают по причине слабости. Если человек уже не уверен в своей победе в текущем конфликте, то он может начать разжигать новый. Ярче всего это можно увидеть в отношениях двух детей в семье, когда младший провоцирует старшего на какой-то поступок, получает от него «трёпку» и уже с позиции потерпевшего жалуется родителям.

Также человек может вступить в подобный конфликт исключительно по своей неопытности или глупости, просто не отдавая себе отчёта в последствиях для себя.

Стиль сотрудничества

Стиль сотрудничества обозначает, что субъект старается разрешить конфликт в свою пользу, но при этом должен учитывать интересы оппонента. Поэтому разрешение конфликта предполагает поиск выгодного обеим сторонам исхода. Наиболее типичными обстоятельствами, когда используется этот стиль, можно считать следующие:

  • если обе стороны конфликта имеют одинаковые ресурсы и возможности;
  • если разрешение этого конфликта выгодно, и ни одна из сторон не устраняется от него;
  • если между оппонентами давние и взаимовыгодные отношения;
  • если у каждой из сторон вполне объяснимые цели, которые они могут объяснить;
  • если у каждой из сторон есть иные пути выхода из кризиса.

К стилю сотрудничества прибегают в тех случаях, когда у каждой из сторон есть время на поиск общих интересов. Но такая стратегия требует терпимости и эффективна в том случае, если в перспективе не предвидится каких-либо изменений в расстановке сил противоборствующих сторон.

Стиль компромисса

Компромисс означает, что противники стараются найти такое решение, при котором будут какие-то взаимные уступки. Использование этого стиля возможно, если стороны обладают одинаковыми ресурсами, но их интересы взаимоисключающие. Тогда стороны придут к какому-то временному решению, а выгода, которую они получат, будет кратковременной.

Самое интересное, что именно компромисс становится порой единственным возможным выходом из конфликта. Когда противники уверены, что стремятся к одинаковому результату, но понимают, что одновременно достичь этого невозможно.

Стиль избегания (уклонения)

Стиль уклонения обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение. Например, руководящие работники очень часто уклоняются от принятия спорного решения, откладывая его на неопределённый срок.

Если говорить о других должностях, например, менеджере среднего звена, то он может якобы терять документы, озвучивать бесполезную информацию, ссылаться на то, что вышестоящий начальник в командировке. Но затягивание решения по данному вопросу может ещё сильнее усложнить проблему, поэтому стилем уклонения пользоваться лучше тогда, когда это не будет иметь серьёзных последствий.

Стиль приспособления

Стиль приспособления проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия, ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии. Подобная модель поведения может быть оправдана лишь тогда, когда, уступая кому-то, вы слишком много теряете.

Подобный стиль для разрешения конфликта рекомендуется выбирать в следующих случаях:

  • когда необходимо сохранить мирные отношения с другим человеком или даже целой группой;
  • когда недостаточно власти, чтобы одержать победу;
  • когда победа для оппонента важнее, чем для вас;
  • когда необходимо найти решение, устраивающее обе стороны;
  • когда невозможно избежать конфликта, а сопротивление может навредить.

Например, на рынке появляется конкурирующая компания, но с более значительными финансовыми, административными и прочими ресурсами. Можно пустить все силы на борьбу с конкурентом, но велика вероятность проигрыша. В этом случае, применяя стиль приспособления, лучше поискать новую нишу в бизнесе или продать компанию более сильному конкуренту.

Основные способы разрешения конфликтов

Все имеющиеся на сегодняшний день методы разрешения конфликтов можно разделить на две группы:

Негативные, то есть разрушающие, методы означают, что победа будет достигнута только одной из сторон, и тогда результатом противоборства станет разрушение единства сторон, принимающих участие в конфликте.

Обратите внимание

Позитивные методы, наоборот, позволяют сохранить единство конфликтующих сторон. Но важно понимать, что такое деление в достаточной степени условно, так как на практике обе системы могут использоваться одновременно, при этом гармонично дополняя друг друга. Ведь это только в вооружённых конфликтах условием победы является достижение превосходства кого-то из противников.

Читайте также:  Как полюбить свою внешность?

В мирной жизни основная цель борьбы сводится к изменению конфликтной ситуации. А вот достигнуть этого можно различными способами. Самые известные сводятся:

  • к воздействию на оппонента и его окружение;
  • к изменению соотношения сил;
  • к ложной или правдивой информации противника о его намерениях;
  • к получению корректной оценки ситуации и возможностей противника.

Негативные методы разрешения конфликтов

1. Ограничение свободы противника

Например, в процессе дискуссии можно навязать оппоненту такую тему, в которой он некомпетентен и может сам себя дискредитировать. А ещё можно принудить противника к действиям, которые будут полезны противоборствующей стороне.

2. Выведение из строя управляющих органов 

В процессе дискуссии активно дискредитируется политика лидеров, опровержение их позиции.

Например, во время предвыборной компании очень многие прибегают к критике своих оппонентов и даже демонстрации их несостоятельности как политических деятелей в пользу своей позиции.

Здесь многое зависит от количества полученной информации, которая искажается, а также от ораторского искусства одного из противников.

3. Метод проволочек

Этот метод применяется, чтобы выбрать подходящие условия для финального удара или создания благоприятного соотношения сил. В военное время активно применяется для переманивания солдат противника на свою сторону. В мирных же целях удачно проявляется в дискуссии, если брать слово в последнюю очередь и приводить аргументы, которые ещё не подвергались критике.

При использовании данного метода есть шанс заманить противника в приготовленную заранее ловушку и выиграть время либо изменить обстановку на более для себя выгодную.

Позитивные методы разрешения конфликтов

1. Переговоры

Переговоры являются одним из самых действенных методов в урегулировании конфликтов. Для достижения перемирия используется форма открытых дебатов, которые предусматривают взаимные уступки, а также полное или частичное удовлетворение интересов обеих сторон.

2. Метод принципиальных переговоров

В отличие от обычных переговоров, данная форма урегулирования конфликта предполагает следование четырём основным правилам (принципам), от которых нельзя отступать.

Определение понятий «участник переговоров» и «предмет переговоров». Для первого понятия важна не просто личность, а некто, обладающий определёнными чертами характера: стрессоустойчивостью, способностью контролировать своё поведение и эмоции, умением слушать оппонента, способностью сдерживать себя и избегать оскорбительных слов и поступков.

Ориентация на общие интересы, а не на позицию каждой из сторон. Ведь именно в противоположных позициях и проявляется различие интересов. Поиск общих условий может примирить конфликтующие стороны.
Продумывание выгодных для обеих сторон вариантов решения. Анализ вариантов, удовлетворяющих обе стороны, и приводит к договорённости в любой области.

Поиск объективных критериев. Если критерии будут носить нейтральный для обеих сторон характер, это быстрее приведёт конфликт к логическому разрешению. А вот субъективные критерии всегда будут ущемлять интересы одной из сторон. Но объективность будет достигнута только при условии понимания всех аспектов проблемы.

Какими бы методами и стилями вы ни пользовались в поиске выхода из спорной ситуации, важно понимать, что худой мир лучше доброй ссоры. Неразрешённый конфликт будет забирать у вас намного больше сил, времени и здоровья. Поэтому нужно применить максимум усилий для его возможного разрешения.

© Самосадкина Екатерина, BBF.ru

Источник: https://BBF.ru/magazine/26/5343/

Разрешение внутренних конфликтов при помощи техники «Восьмерка бесконечности» — PDF

Выявление ограничивающих убеждений Отрывок из новой книги Джека Макани «Self-коучинг: 7 шагов к счастливой и осознанной жизни» Шаманы верят: «Мир это то, что мы о нем думаем». Если это так, то следовать

Подробнее

Профессиональный дистанционный курс обучения коучингу СТУПЕНЬ III Тема 2. Работа с глубинными ценностями для разрешения внутренних противоречий и раскрытия потенциала и силы клиента Работа с корневой (глубинной)

Подробнее

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ «ОКНО ДЖОХАРИ» Егор Каропа, Ирина Каропа Когда мы начинаем заниматься саморазвитием и больше узнаем про себя, у нас неизбежно возникают следующие вопросы: Какой я человек? Я

Подробнее

Выявление вашего видения и жизненной миссии Отрывок из новой книги Джека Макани «Self-коучинг: 7 шагов к счастливой и осознанной жизни» «Что же дальше? я думал. Что может делать человек в случае, если

Подробнее

Модель ТРЕХПОЗИЦИОННОЕ ОПИСАНИЕ Позиция восприятия определенная точка зрения или взгляд на чтолибо. В НЛП есть три основных позиции, которые можно занимать, воспринимая определенный опыт. 1-я позиция:

Подробнее

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Подробнее

Модель трех разумов, или почему некоторые ваши важные цели не реализуются? Джек Макани Если посмотреть на древние традиции, которые существуют в разных культурах, то практически во всех традициях мы можем

Подробнее

результативный Тайм-менеджменТ результатиâнûй тайм-менеджмент модуль 11 баланс между работой и семьей заметки и наблюдения INTRODUCTION модуль 11 Баланс между работой и семьей Успешные люди знают, что

Подробнее

Эмоции в жизни человека «Давайте не забывать, что маленькие эмоции — это большие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, часто даже не осознавая этого». Винсент Ван Гог 80% проблем со здоровьем включают

Подробнее

Что нам мешает быть счастливыми и богатыми? Почему одним удается в жизни все, а другим почти ничего? Как поймать свою удачу за «хвост»? — В нашей культуре «успех», «удача», «счастье» — совершенно разные

Подробнее

День 18 Сегодняшний вызов Закрывайте открытые энергетические петли Вы знаете, что забирает у вас энергию? Они называются открытыми энергетическими петлями и препятствуют созданию большего благосостояния

Подробнее

Как помогать детям в Фокусинге. рекомендации спутникам Саймон Килнер «А ты не против, если?» Как ваш ребёнок говорит «нет»? Что такое Фокусинг? Фокусинг ведёт ребёнка к доверию тому, как он понимает и

Подробнее

Ценностный образ себя (Данная техника связывает нас с ценностями. Она относится к моделированию своего будущего, формированию желаемых качеств и укреплению самооценки.) Для данной работы вам потребуется

Подробнее

Профессиональный дистанционный курс обучения коучингу СТУПЕНЬ II Тема 8. Мотивационные слова. Создание нужного настроя: техника «Линия состояния». Мотивационные слова Существует особая группа слов, которые

Подробнее

Из книги Лесли Кэмерон-Бэндлер «С тех пор они жили счастливо» Ключи доступа Хотя используемый человеком язык и указывает на то, какая часть внутреннего опыта сознается им, мы должны поискать также и поведенческой

Подробнее

Из книги Лесли Кэмерон-Бэндлер «С тех пор они жили счастливо» Ключи доступа Хотя используемый человеком язык и указывает на то, какая часть внутреннего опыта сознается им, мы должны поискать также и поведенческой

Подробнее

Эффективные вопросы для коуч-сессий С помощью данных вопросов, коучу удается в процессе работы с клиентом повышать его осознанность, помогать клиенту находить выход из сложных ситуаций, принимать верные

Подробнее

Борис Поздняков — российский миллиардер, создатель и владелец строительно-инвестиционных холдингов Приморского края — группы компаний «Эскадра», основатель некоммерческого проекта «Современный Бизнес —

Подробнее

Профессиональный дистанционный курс обучения коучингу СТУПЕНЬ III Тема 1. Убеждения и ценности. Вопросы и техники для выявления ценностей Работа с ценностями и мотивацией в коучинге «Успешный коучинг должен

Подробнее

Психологическое занятие: Как я воспринимаю окружающий мир. 1. Организационный момент. Сядьте удобно, почувствуйте самих себя и пространство вокруг. Вы видите меня, вы видите класс, своих друзей и одновременно

Подробнее

Из опыта работы Козлитиной Елены Алексеевны, ведущего специалиста центра занятости населения Крыловского района. Упражнение «СОВЕТ ДНЯ», «ФРАЗА ДНЯ» Цитаты известных людей, которые можно использовать для

Подробнее

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему Л. Толстой Сводная семья Папа Маркетинг менеджер Мама Sales Force менеджер Папины дети продакт менеджеры Мамины

Подробнее

Научно-исследовательская работа Тема работы Что такое «хороший» мультфильм? Выполнила: Гиндлер Кристина Ильинична учащаяся 1 В класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной

Подробнее

Психологический смысл наказаний и поощрений детей дошкольного возраста Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение),

Подробнее

Путь к исцелению, или Как создать матрицу здоровья ГЛАВА 4 Жизнестойкость и оптимизм как ресурс здоровья Стратегия исцеления Искусство разрешать конфликты Здоровый баланс жизни Питание для здоровья Очищение

Подробнее

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

Подробнее

Цикл бесплатных видео «Ребенок и я» [Видео 3] Воспитание без наказания Тетрадь в помощь родителю* 1 *Идеально подходит для родителей детей 0 18 лет. 1. Наказываете ли Вы ребенка хотя бы иногда? Если да,

Подробнее

Время, сценарий и прокрастинация Соболева Е.С. TSTA (P) Санкт-Петербург 2017 1 Ключевые вопросы Время Сценарий ЧВ и ЦВ и драйвер Спеши Жизненные позиции и время Прокрастинация Тупики Разрешения 11-12 февраля

Подробнее

ЕДА И ЭМОЦИИ: НЕВРОЗ У ХОЛОДИЛЬНИКА Переедание это проблема или решение? Все мы немного едоголики. Еда — больше чем просто способ поддерживать существование тела, это эмоциональный процесс! При помощи

Подробнее

Психологические основы патриотического воспитания. Педагог-психолог МАОУ Гимназия 1 Сергеева Т.Ф. Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только

Подробнее

Психология отношений. Отношения это, наверно, самая трудная вещь в жизни. И одновременно это самый короткий путь узнать себя и мир, его устройство и закономерности. Часто брак или отношения завязываются,

Подробнее

Экспресс диагностика эмоционального отношения ребенка к школе на этапе его адаптации к обучению в первом классе. Симонов В.М., педагог-психолог МБОУ СОШ 12 г. Воронежа Пояснительная записка В вопросе адаптации

Подробнее

Знакомо ли тебе чувство раздражения и злости, когда муж требует не общаться с подругой, подруга бомбардирует сообщениями одновременно скайп, аську и все существующие социальные сети, желая поведать тебе

Подробнее

Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается

Подробнее

Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) Инструкция. Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или в отношении

Подробнее

Субмодальности Сенсорных Репрезентативных Систем Весь наш опыт закодирован в нервной системе. Это означает, что вся информация, которую мы получили (или получим) при помощи визуального, аудиального и кинестетического

Подробнее

АСПЕКТЫ. КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО. Методичка — InGenium Соединение Статика аспекта. Я чувствую и воспринимаю 2 планетарные функции как единое целое. Я не вижу разницы между этими функциями. Соединение Луна-Плутон:

Подробнее

Пояснительная записка Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе курса Хухлаевой О. В. «Тропинка

Подробнее

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕН- НЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ПАРУС НАДЕЖДЫ» ЭССЕ Детские мечты сбываются Подготовила педагог дополнительного образования

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/29117032-Razreshenie-vnutrennih-konfliktov-pri-pomoshchi-tehniki-vosmerka-beskonechnosti.html

Ссылка на основную публикацию