Школьные страхи и как их преодолеть – страхи у школьников

Школьные страхи у детей — причины, разновидности, способы борьбы

Некоторые дети бодро и радостно бегут в школу. Другие ребята школьного возраста посещают уроки без особого восторга. Третья группа учеников противится посещению учебного учреждения из-за тревожащих навязчивых и непреодолимых страхов. В такой ситуации каждодневные сборы на уроки становятся настоящими пытками и для ребенка, и для взрослых.

Школьные страхи – проблема, тревожащая родителей, учителей, психологов. Согласно проведенным опросам иррациональная навязчивая боязнь школы присутствует в разной степени тяжести у 3% учащихся.

Психологи указывают, что алогичные назойливые страхи чаще развиваются у послушных, дисциплинированных и ответственных учащихся.

Однако неуправляемая тревога становится препятствием для полноценного усвоения учебной программы.

▸ Лечение фобий у детей и подростков. Детский гипноз. ◂

Обратите внимание

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Как проявляются фобии: свидетельства проблемы

Навязчивый неуправляемый страх проявляет себя не только при нахождении в учебном учреждении. Паника возникает уже при предвкушении необходимого похода в школьные пенаты. Неконтролируемые панические страхи, достигшие размеров фобии, проявляются вегетативными нарушениями, поведенческими изменениями, эмоциональными расстройствами.

Ребенок, охваченный страхами, жалуется на головную боль, трудности в дыхании, неприятные ощущения в эпигастральной области.

У некоторых учеников предвкушение похода в школу вызывает повышение температуры до субфебрильных значений. Ученик, попавший в плен страхов, страдает от бессонницы, ему мучают ночные кошмары.

Изменяется пищевое поведение школьника: он теряет аппетит или, наоборот, начинает много и часто кушать.

Фиксируется нестабильность эмоционального статуса. Он часто беспричинно плачет. Ученик, охваченный страхами, выглядит подавленным и отрешенным. Дружеским компаниям он предпочитает одиночество. Иногда учащийся становится раздражительным и агрессивным. Он провоцирует ссоры и драки с одноклассниками.

Деструктивные школьные страхи требуют незамедлительной врачебной помощи, поскольку незрелая психика ребенка самостоятельно не способна устранить это разрушающее чувство. Несвоевременная коррекция психоэмоционального состояния школьника приводит к быстрому отягощению фобии и присоединению к ней тяжелых депрессивных состояний.

Из-за чего возникают школьные страхи: причины

Навязчивые страхи часто провоцируют реальные психотравмирующие ситуации, произошедшие в стенах учебного учреждения. Конфликты со сверстниками, непринятие новенького в сложившийся коллектив, издевательства и насмешки болезненно переживаются незрелой личностью, не умеющей дать адекватный отпор обидчикам.

Типичная причина формирования иррациональных страхов – некорректное поведение педагогов. Авторитарные, требовательные, нечуткие преподаватели неосторожным словом и некорректным замечанием лишают робкого и застенчивого ученика спокойствия и психического равновесия.

«Классическая» преподавательская стратегия – высмеивание недостатков школьника перед классом – внушает ребенку мысль о своей неполноценности и никчемности. Чтобы вновь не испытать неприятные моменты, ученик предпочитает исключить вероятность повторения трагического эпизода.

Иррациональный страх перед школой – механизм, предназначенный для предупреждения психических травм.

Причины школьных страхов пускают корни в особенности отношений внутри семьи. Благодатная почва для развития комплекса неполноценности и алогичной тревоги – гиперопека.

Часто взрослые чрезмерно опекают ребенка, не позволяют ему самостоятельно преодолеть преграды, выполняют всю посильную для школьника работу вместо него. Заботливые мамы собирают портфели, пишут сочинения, грызут гранит математики вместо ученика. Гиперопека делает человека слабым, нерешительным, зависимым.

Такой малыш не способен приспособиться к измененным обстоятельствам. Незрелая личность ломается при возникновении крошечных препятствий.

Распространенная ошибка родителей, способствующая формированию страхов – постоянное недовольство деятельностью ребенка, завышенные требования, несправедливая критика. Взрослые часто хотят, чтобы их отпрыск был отличным учеником и имел хорошую успеваемость по всем предметам. Они сурово наказывают школьника за плохую оценку, обвиняют в отсутствии прилежания и старательности.

Негативные внушения от родителей формируют у ребенка убежденность в его неполноценности. Возникает замкнутый круг: школьник испытывает сильный страх перед наказанием, нервное напряжение приводит к еще большему ухудшению успеваемости, он получает новую порцию критики от родителей. Такая юная личность – потенциальный «клиент» психиатров в будущем.

Причина страхов – неопределенность в стратегии родительского воспитания, так называемый «маятниковый стиль».

Эта та ситуация, когда мать требует от своего отпрыска соблюдения одних правил, а отец настаивает на диаметрально противоположных вещах.

Ребенок не понимает, чего от него хотят, и не знает, как правильно поступить. Внутренний конфликт лишает его стабильности и делает неуверенным человеком.

Виновник страхов– невнимание и неуважение к юной личности.

Родители, занятые строительством бизнеса или обустройством личной жизни, игнорируют потребности малыша и не придают значения его переживаниям.

Маленькой личности некому поведать о своих проблемах, он не встречает понимания и сочувствия. Ребенок ощущает себя лишним «изгоем». Психологический дискомфорт провоцирует возникновение анормальных страхов.

Виды школьных страхов: что вызывает тревогу у детей

Школьные страхи – обобщающее наименование многочисленных и разнообразных тревог ребенка, связанных с пребыванием в учебном заведении. Что конкретно боится ученик? Чаще всего переживания учащихся связаны со следующими ситуациями.

Страх разлуки с родителями

Ученикмладшего школьного возраста боится расстаться с родителями, поскольку только в их присутствии он чувствует себя спокойно и уверенно. Такая тревога присуща ребятам, которых чрезмерно опекают взрослые.

Боязнь контактировать с одноклассниками

Нередко страхи перед школой возникают из-за плохих отношений ребенка со сверстниками. Тревожный и застенчивый ученик из-за отсутствия коммуникативных навыков не может найти общий язык с одноклассниками. Его постоянно унижают и обижают ровесники, он – объект насмешек и издевательств.

Страх перед преподавателями

Некоторые ребята панически боятся учителей и директора. Часто такие страхи связаны с тем, что они не стали «любимчиками» у педагогов. Преподаватели демонстрируют неприязнь к ученику, занижают оценки, критикуют его недостатки перед классом.

Страх выступления перед широкой аудиторией

Многие дети чувствуют себя уверенно в узком кругу родных и друзей. Однако перспектива прочитать стихотворение перед классом или решить пример у доски лишает таких ребят спокойствия и уверенности.

Страх перед экзаменами и проверочными работами

Не каждый учащийся уверен в достаточности своих знаний. Школьник сомневается, что сможет правильно выполнить задания проверочных работ. Он очень боится допустить ошибку и получить низкий балл на экзамене. Такой страх часто связан с предвкушением наказания со стороны взрослых.

Боязнь не соответствовать родительским ожиданиям

Часто родители внушают ребенку, что он должен быть самым лучшим учеником в классе. От него требуют отличных результатов по всем предметам. Школьника страшат возможные неудачи в школе. Он боится, что из-за плохих отметок его разлюбят родители.

Страх перед определенным распорядком

Боязнь учеников младшего школьного возраста часто связана с необходимостью соблюдать установленный распорядок. Ученики переживают, что они могут опоздать на урок.

Их страшит, что они не успеют завершить задание до окончания урока. Их тревожит, что они могут дома забыть форму для физкультуры.

Такие страхи характерны для детей, от которых родители не требовали соблюдения режима дня и не приучали к соблюдению порядка.

Как помочь ребенку избавиться от страхов: способы борьбы

Условие для преодоления школьных страхов – доброжелательная спокойная обстановка в семье.

Доверительное отношение между поколениями, искреннее внимание родителей, своевременное разрешение проблем – гарантия психического здоровья юной личности.

Грамотная и логичная стратегия воспитания, безусловное принятие индивидуальности юной личности, отсутствие несправедливой критики уберегут школьника от формирования деструктивных комплексов.

При первых признаках появления у ребенка школьного возраста неестественных интенсивных страхов, родители должны постараться выяснить причину ухудшения его психологического самочувствия. Если учащийся не готов пойти на полноценный контакт, боится и не решается поведать предкам свои тревоги, целесообразно обратиться за помощью к штатному психологу или привлечь частного специалиста.

Некоторые родители в попытках избавить свое чадо от страхов перед школой допускают серьезные ошибки. Взрослые используют очевидный «спасательный круг» – переводят школьника на дистанционное обучение, тем самым стараясь оградить учащегося от факторов, причиняющих ему страдания.

Однако такой шаг – целесообразный лишь на непродолжительное время, когда требуется уменьшить остроту болезни. Заочное обучение не решает проблему страхов, наоборот, оно способствует переходу фобии в хроническую форму.

Важно

Возникает эффект «золотой клетки», когда, вместо конструктивного преодоления проблем, человеку проще и удобнее избегать трудностей, прячась за спасительную соломинку – «бегство в болезнь».

Типичная ошибка родителей – перевод ребенка в другой класс или смена учебного заведения. Такая мера не устраняет причину проблемы, лишь перемещает страхи в пространстве. Школьник, охваченный навязчивой тревогой, наступает на те же грабли. У него опять возникают проблемы в новом коллективе, и он снова отказывается посещать школу.

Для преодоления страхов у детей школьного возраста требуется профессиональная помощь психологов. В индивидуальной беседе специалист поможет маленькому клиенту разобраться с тем, что конкретно его тревожит и лишает сил.

Он подскажет, какими путями можно наладить отношения со сверстниками. Психолог разъяснит, что одолевающий его страх перед преподавателями лишен всяких объективных оснований.

Он поможет снизить важность пугающих ребенка ситуаций – контрольных работ, экзаменов, рассказав, что независимо от полученной оценки он все равно будет любимым родителями. Психолог обучит школьника методам управления психоэмоциональным состоянием и способам релаксации.

Работа штатного специалиста ориентирована на выявление деструктивных элементов характера ученика и мотивацию на приобретение позитивных качеств личности.

Однако усилиями психолога можно устранить лишь рациональные, внешне заметные элементы страхов у ребенка.

Воздействовать на первоисточник проблемы не удается, поскольку информация о психотравмирующих факторах часто скрыта за пределами сознания.

Невозможность усилиями воли воскресить из памяти сведения о психотравмирующих обстоятельствах объяснима тем, что защитный механизм психики вытесняет неприятные факторы в область подсознания, стараясь уберечь от дополнительных травм.

Поэтому для выявления первичной причины страхов у ребенка и определения провоцирующих факторов необходимо на время изменить состояние сознания.

Отключение «бдительного стража» психики происходит путем введения пациента в гипнотический транс – феномен, напоминающий полудремотное состояние.

Совет

Пребывание в гипнотическом трансе изменяет качество восприятия информации, переместив локус внимания с внешней среды на внутренний мир. Это дает возможность выявить причины боязни и проследить механизмы развития фобии у ребенка школьного возраста.

В процессе гипноза врач выполняет словесное внушение – речевые конструкции, мотивирующие юного пациента на изменение отношения к психотравмирующим факторам и преобразование нефункциональных идей в конструктивные полезные мысли.

Гипнолог помогает пациенту обнаружить и устранить вредоносные стереотипные установки. На подсознательном уровне закладываются основы новой жизненной программы, в которой нет места беспочвенным волнениям, опасениям, страхам.

По окончании курса гипноза у ребенка школьного возраста формируется адекватная самооценка, что позволяет ему в дальнейшем раскрыть потенциал.

Очевидное преимущество гипноза в сравнении с иными психотерапевтическими техниками и методами психологической коррекции – воздействие непосредственно на причину страхов.

Достоинство психосуггестивной терапии – безболезненность, комфортность, отсутствие нежелательных побочных эффектов, возможных при медикаментозном лечении фобии.

  Плюс гипноза – пожизненное сохранение достигнутого результата: после лечения не возникает угроза, что в будущем у ребенка опять возникнут аномальные страхи.

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Оценка статьи:

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://classicalhypnosis.ru/stati-o-fobiyah/shkolnyie-strahi.html

Страхи школьников: как понять и бороться с ними

Современная система обучения может отрицательно отразиться на ребенке. И как следствие у школьников появляются страхи и нежелание посещать школу. Страх – одна из самых опасных эмоций, поэтому ни в коем случае нельзя оставлять ребенка наедине с фобиями. Нужно постараться разобраться и помочь школьнику побороть школьный страх.

Виды школьных страхов

Многие взрослые уже забыли многое о школе и помнят только положительные моменты этого времени. Поэтому они и недоумевают – чего же можно бояться в школе? В самом деле, какие же страхи преследуют детей школьного возраста?

Школьные страхи весьма многообразны. Но в основном эти фобии можно разделить на несколько видов:

  • страхи по определенному уроку – боязнь получить низкую оценку, страх ошибиться,  опасения забыть задание, паника не справиться с контрольной и т д;
  • страх  распорядка обучения – опоздать к началу урока, страх Дня знаний, страх каникул;
  • из-за отсутствие контакта с одноклассниками;
  • паника перед учителями и обслуживающим персоналом;
  • боязнь организации школьной жизни – переходы по кабинетам, шумные мероприятия;
  • опасение надолго расставаться с родителями.

Причины появления страхов у детей школьного возраста

Большинство страхов младших школьников родом из семьи. Они появляются если у родителей ребенка повышенная тревожность в целом или в отношении своего ребенка. Также подвержены страхам те дети, которым родители слишком многое запрещают и чрезмерно защищают его от опасностей или изолируют от общения со сверстниками. Также в зоне риска те школьники, которые воспитываются в неполных семьях.

Часто возникают страхи у школьников с заниженной самооценкой. Такой ребенок просто не верит в себя, что у него что-то получится сделать, что он что-то может.

И именно постоянная скованность мешает ему и у него действительно ничего не получается или получается, но плохо.

Читайте также:  Обиды и другие пороки отношений

Особенно тяжелая ситуация возникает в том случае, если у родителей завышенные требования, которые не соответствуют возможностям ребенка.

Как преодолеть страхи школьного возраста

Для того чтобы помочь побороть ребенку преодолеть страх нужно сначала признать этот страх, «разрешить» ребенку испытывать его. Вторым шагом нужно обсудить с ребенком подробности его страха. Это позволит «сузить границы» фобии. Чтобы оказать ребенку помощь в борьбе со страхом, нужно изучить «врага» в деталях.

Поддержите интерес ребенка к школе, отвечайте на все его вопросы об обучении и учебном процессе, даже на те вопросы, которые кажутся вам нелепыми. Ваши ответы придадут его чувства уверенности и безопасности.

Будущего первоклассника желательно еще до начала учебы сводить в школу, показать ему где находится его класс, спортзал, столовая, актовый зал, раздевалка, познакомить с учительницей. Обсудите с ребенком ситуации, которые могут возникнуть в школе и как правильно вести себя (например, захотел на уроке в туалет или не может найти свои вещи в раздевалке).

И самое важное, чтобы побороть страхи детей школьного возраста и малышу-первокласснику, и ребенку постарше нужны любовь и защита родителей. Он должен знать, мама с папой всегда рядом, и в случае проблем они всегда поймут, поддержат и помогут. В этом случае школьные страхи, даже если и появятся, будут неосновательными и легко разрешимыми.

Источник: http://super-mother.com.ua/strahi-shkolnikov/

8 главных школьных страхов. Чего боятся школьники, и как им помочь – ИА «Диалог»

31 августа 2017 | 13:00| Что к чему

С годами неприятные инциденты обычно стираются из памяти — и большинство взрослых людей вспоминает школу с теплотой и ностальгией.

Некоторые родители, позабыв передряги собственных школьных лет, порой не замечают проблем детей-подростков, не воспринимают их всерьёз и оставляют отпрысков наедине со своими страхами. Однако трудности школьника могут быть следствием (или стать причиной) серьёзных психологических проблем.

Накануне 1 сентября «Диалог» узнал у сегодняшних школьников и недавних выпускников, что их тревожило больше всего, и попросил психолога, аспиранта факультета психологии СПбГУ Станислава Гаркушу прокомментировать эти страхи.

Обратите внимание

кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок Огня» (Harry Potter and the Goblet of Fire), 2005/Warner Bros. Pictures/Heyday Films/Patalex IV Productions Limited

Страх №1: Не сдать ЕГЭ

Дарья, выпускница 2016 года: «Я бы не сказала, что к ЕГЭ я готовилась круглосуточно – в течение года у меня было время и на друзей, и на молодого человека, и на сериалы.

Но давление было огромным: и со стороны учителей, которые говорили, какой сложный будет экзамен, и со стороны мамы, которая вечно твердила, что нужен блестящий результат, чтобы поступить в желаемый вуз. Кстати, в итоге поступила туда на бюджет.

Для меня самым тяжелым был апрель: помню, как заплакала, стоя у доски, из-за глупой шутки одноклассника, а потом минут 20 не могла взять себя в руки. Тогда поняла, что пора начинать пить успокоительные».

Комментарий психолога: «Для каждого ребенка «не сдать ЕГЭ» – не одно и то же. Для кого-то это значит не поступить на бюджет, – то есть, это ответственность за семейные деньги. А для кого-то это потеря престижа.

Например, когда родители всем рассказывают про ребенка – «умного, хорошего, который поступит в такой-то вуз», и тому подобное. Так что невозможно дать один ответ, как с этим страхом бороться. Обязательно нужно разбираться, что ребёнок вкладывает в этот страх, почему для него это так важно – сдать ЕГЭ.

Общую рекомендацию вроде «не давите на ребенка», конечно, дать можно, но родитель может считать, что он этого не делает, но при этом говорить: «Сдай ЕГЭ, я на тебя не давлю», – и тысячу раз это повторять.

Во многих случаях есть реальная проблема – ребёнок чувствует себя плохо, у него повышенная тревожность, – тогда неплохо бы обратиться к психологу. Родитель может не замечать собственных действий, которые провоцируют ребёнка на повышенную тревогу».

Страх №2: Разочаровать родителей и учителей

Александра, выпускница 2017 года: «Было очень страшно разочаровать родителей, которые верили в меня, в то, что я могу хорошо учиться, а потом поступлю в престижный вуз. Я боялась подвести уважаемых учителей.

У меня, например, была очень требовательная учительница по английскому.

Важно

Но при этом она в нас действительно много вкладывала, много трудилась, занимаясь с нами, поэтому получить низкий балл по её предмету было не просто страшно – а стыдно».

Комментарий психолога: «Могут быть различные случаи. Одна ситуация – опять же, бюджет.

Понятное дело, что сейчас образование у нас в стране бывает довольно дорогим, и, если ребёнок учится не так, как нужно для поступления в университет, он может брать на себя дополнительную ответственность за семью, за семейный бюджет.

Другой случай, когда ребёнка могут представлять как, скажем, продолжателя династии. Но в целом, если ребёнка не принимают в семье таким, какой он есть, накладывают свои амбиции, не учитывая желаний ребёнка, то могут возникать подобные страхи.

И в целом рекомендации будут те же самые – разбирать каждый случай отдельно, и, если возможно, обращаться к психологу и стараться поддерживать ребёнка, принимать его. Сдал он какой-то экзамен, не сдал – это далеко не показатель того, какой ребёнок, – хороший или плохой».

Страх №3: Получить плохую оценку

Элина, выпускница 2017 года: «С 1 класса я хотела получить золотую медаль. Нам говорили, что для этого нужно за два последних года по каждому предмету иметь хотя бы половину пятёрок, но я боялась, что закон изменят, и я со своими четвёрками не получу медаль.

Для меня бы это было трагедией всей жизни на тот момент, я шла к этой цели все 11 лет учёбы, и не могла пустить всё на самотёк, мне надо было быть полностью уверенной в результате. Поэтому я даже четвёрок старалась не получать, а уж о тройках даже думать боялась.

Вообще в 11 классе я срывалась от перенапряжения, несколько раз даже плакала».

Комментарий психолога: «Кого-то бьют дома из-за плохих оценок. Кого-то не бьют, но говорят: «Как же так? Ты нас разочаровал». Может, у кого-то очень сильная школа или такой класс, в котором практически все отличники, и получить четвёрку – значит стать хуже других. Бывают, опять же, ситуации, когда ребёнку дома твердят, что он должен быть идеальным во всём.

Это может привести к неврозу и срывам. Другое дело, что ребёнок может просто расстроиться из-за тройки. В принципе, расстраиваться – это нормальная реакция, её тоже нужно принимать: ребёнок расстроился, подумал над произошедшим, – это не значит, что нужно бежать к психологу или любому другому специалисту, даже говорить «не расстраивайся».

Почему нет? Расстроился – сделал выводы, в следующий раз поступил иначе. Также бывают случаи, когда родители отдают ребёнка в школу в маленьком возрасте, и на фоне более взрослых детей он ещё «не тянет».

Совет

Это может привести к тому, что, сравнивая себя и других одноклассников, ребёнок будет понимать, что он местами слабее – ему сложнее удерживать внимание, контролировать эмоции, у него может начать развиваться негативное восприятие себя. И в связи с этим абсолютно нормально развивающийся ребёнок может показывать плохие результаты, просто потому что занятия ему не по возрасту.

Основная рекомендация – быть мудрым родителем, постараться понять, что именно ребёнок вкладывает в оценку, что это для него значит, и уже отталкиваться от этого, а не от собственных притязаний на ребёнка. «Ты обязан быть отличником» – зачем?»

Страх №4: Строгие или злые учителя

Олеся, выпускница 2016 года: «У меня в школе была учительница, которую боялись все, особенно младшие классы.

Она всегда много кричала, её легко можно было вывести из себя, при этом на своих уроках она была очень требовательная – не сделать домашнее задание было равноценно самоубийству.

С возрастом мы поняли, что это – её стиль работы, что на выходе мы получаем от неё действительно очень много знаний. Да и со старшеклассниками она общалась уже на равных, так что в 11 классе от былого ужаса, кажется, ничего и не осталось».

Комментарий психолога: «Страх в таком случае может возникнуть как от банального: учитель проявляет агрессию к ребёнку, он к нему несправедлив, так и в связи с более сложными ситуациями – ребёнок мог пострадать от человека, который внешне напоминает учителя.

Может быть, какие-то манеры вызывают ассоциации и, в связи с этим, появляется необъяснимый для него страх. Опять же, в любой ситуации важно разбирать конкретный случай. Может быть, этот учитель терроризирует весь класс. Но не обязательно сразу клеймить преподавателя.

Нужно разбираться».

Страх№5: Выходить к доске

Дмитрий, 10-классник: «Мне всегда было страшно выходить к доске. Возникал ужас от того, что я могу начать тупить, учитель будет злиться, а одноклассники смеяться.

На русском языке наша учительница почти каждый урок вызывает кого-нибудь к доске писать словосочетания на орфографию. И вот у неё страшно сделать глупую ошибку: она начнет говорить, что мы повторяли это правило уже сто раз, а я не запомнил.

Обратите внимание

А классе в шестом я не мог у доски умножить 6 на 7. Просто забыл, сколько это будет».

Комментарий психолога: «Возможно, у ребёнка есть дефекты речи, которых он стесняется. Эти проблемы может решить психолог, индивидуально. Помимо психолога он, например, может пойти на курсы ораторского искусства.

Или страх может быть связан с неприятием в классе: когда он выходит к доске, слышит насмешки и шутки, негативные высказывания со стороны одноклассников или учителей. Опять же, нужно постараться максимально уйти от поиска простого ответа.

Да, можно попробовать применять простые техники: например, технику управления своими эмоциями, но далеко не факт, что это поможет решить проблему. Допустим, мы купировали страх выходить к доске, но может остаться целый ворох нерешённых проблем, которые останутся без внимания.

Поэтому нужно каждый отдельный случай разбирать очень внимательно, и, уже исходя из этого, предпринимать определённые шаги».

Страх №6: Быть изгоем

Елизавета, 11-классница: «В средней школе у меня было мало друзей, мы вообще, кроме как внутри небольшой компании, почти ни с кем не общались. В какой-то момент я поняла, что хочу дружить и с другими ребятами, и стала отдаляться от старой компании, чтобы влиться в класс.

Ещё помню, что иногда я забывала постирать одежду, и бывали ситуации, когда все нормальные вещи были грязными, и я не хотела идти в школу в чём-то другом. Боялась, что на меня будут косо смотреть, смеяться надо мной.

У меня ещё и школа такая – девочки на понтах в брендовых платьях».

Комментарий психолога: «Для подростка очень значима референтная группа, к которой он принадлежит. Основная сфера деятельности для него – это межличностное общение, и, в связи с этим, важными становятся вопросы взаимодействия со сверстниками.

Но, опять же, далеко не у всех: некоторые отлично себя чувствуют наедине с собой. Но в целом, если говорить о подростках, это самая важная сфера деятельности. Таковы этапы развития, вхождения человека в общую жизнь.

Поэтому естественен страх не влиться в коллектив, быть от него отчуждённым».

Страх №7: «Спалиться» со шпаргалкой

Егор, 10-классник: «Пугает, что учитель заметит шпору, поставит тебе плохую оценку, а потом ещё и доверять не будет, начнет уделять тебе больше внимания на тестах. На одном из зачётов я решил ничего не учить, и попробовать чудо современной техники – микронаушник.

Важно

Это такая крохотная бусинка, её кидаешь на барабанную перепонку, а потом специальным магнитом вытаскиваешь. Но половину того, что мне диктовал друг, я не слышал, были постоянные проблемы со связью, он не понимал, чего я от него хочу. В итоге – тройка.

Выучить всё гораздо надёжней».

Комментарий психолога: «За рубежом, как мне известно, шпаргалки считаются постыдными, и за них грозят довольно серьёзные санкции.

Если мы говорим про российскую действительность, то очень часто применение шпаргалок является иногда не просто не постыдным, а чуть ли не престижным. Это «высший» уровень: ты смог обмануть учителя. Почему применяют – тоже возможны варианты. Один из них – лень.

Многие говорят, что смысла нет учить предмет: он не пригодится – и так себя оправдывают. Но, в целом, тут ещё вопрос в культуре. У нас, к сожалению, сложилась определённая культура списывания, которая иногда даже поощряется со стороны сверстников.

Читайте также:  Что означает имя мария – характеристика имени мария, толкование имени мария

Но для кого-то шпаргалка может служить и подспорьем, дающим уверенность: если его поймают с ней, он, даже зная ответ, не сможет ответить».

Страх №8: Мама или учитель увидят с сигаретой

Евгений, 11-классник: «Я сейчас не курю, но, как и все, пробовал. В школе страшно, что увидят учителя, поведут к директору, хотя я даже не знаю, что мне за это будет. Естественно, пугало, что узнает мама, будет ругать. Но в итоге в какой-то момент она узнала, и просто провела «воспитательную беседу».

Комментарий психолога: «Для каждого ребёнка курение – это не одно и то же. Кто-то начинает курить из-за влияния референтной группы, как многие говорят, – «улица научила курить». Если ты куришь, то ты часть этой группы, ты молодец. Для кого-то это может быть желанием быть похожим на папу или маму. Для кого-то это – аспект взрослости, который придаёт уверенности.

Для кого-то это просто любопытство. Если родитель узнаёт, что его ребёнок курит, ему стоит воздержаться от давления, агрессии, и, тем более, физического насилия. Нужно постараться поговорить с ребёнком. Но, опять же, если родитель сам курит и при этом говорит, что курить – нехорошо, то эффекта может и не быть.

Важны и возраст ребёнка, и особенности отношений между ребёнком и родителем».

Что делать с другими страхами?

Комментарий психолога: «Далеко не всегда взгляд родителя может быть объективным. Поэтому нужно быть мудрым: поддерживать ребёнка, принимать его таким, какой он есть.

Это не значит, что нужно поощрять девиантное поведение и отклонения, но, тем не менее, вне зависимости от поступков, нужно любить и поддерживать ребёнка. Не нужно давить на него, пытаясь добиться успехов, которых он сам достичь не может.

Стоит подумать, чего вы хотите от ребёнка и почему: зачастую за счёт сыновей и дочерей родители пытаются воплотить собственные амбиции. В этом случае нужно понять, что ребёнок — не вы и не ваша собственность, у него должна быть своя жизнь и свой выбор.

Совет

Не стоит сразу клеймить учителя и винить его в проблемах ребёнка – нужно разбираться. Вообще во всех страхах стоит разбираться, потому что каждый школьник – уникальная личность, а значит, даже самая, на первый взгляд, незначительная проблема может таить в себе совершенно непредсказуемую причину».

Подготовила Дарья Тюрина / ИА «Диалог»

Источник: https://topdialog.ru/2017/08/31/8-glavnyh-shkolnyh-strahov-chego-boyatsya-shkolniki-i-kak-im-pomoch/

Тренинг для подростков «Страхи и их преодоление»

Цель тренинга:

Выявление страхов у детей подросткового возраста из числа принимающих семей; Обучение методам избавления и урегулирования страхов; Психологическая разгрузка;

Активизация позитивных ресурсов подростов, настрой на новый учебный год;

Эпиграф к тренингу: У меня были и мечты и страхи. Я преодолел свои страхи благодаря своим мечтам.

(автор неизвестен)

Ход тренинга:

I. Вводная часть. Приветствие

Психолог: Добрый день, дорогие ребята! Рада видеть всех вас на нашем тренинге, тема которого – «Страхи и их преодоление».

Упражнение 1. «Приветствие без слов»

Психолог: Каждый из вас должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке— по мере готовности или путем передачи мяча.

Для тренера это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.

Упражнение 2. «Поменяйтесь местами»

Психолог: Сейчас мы с вами немного разомнемся.

Я буду называть определенный признак если он у вас имеется вы должны поменяться местами с тем у кого тоже имеется такой признак, например: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня проснулся рано!», «Поменяйтесь местами те кто, сегодня чистил зубы», «Те кто делал зарядку», «Поменяйтесь местами те, кто любит животных», «Поменяйтесь местами те, кто любит учиться», «Поменяйтесь местами те, кто чего-то боится».

II. Основная часть. Работа с проблемой

Психолог: Вот мы и поздоровались и размялись. Спасибо всем большое! Итак, тема сегодняшнего тренинга актуальна для каждого из нас, тот, кто скажет, что ничего не боится, тот однозначно лукавит т.к. невозможно ничего не бояться.

Мы живем в нестабильном мире, это отражается в выборе бедующей профессии то, что актуально сейчас утратит свою актуальность в будущем, мы зависимы от СМИ и мнения окружающих, полностью подчинены социальным сетям и красивым картинкам, сталкиваясь с реальностью, мы потеряны – все это порождает наши страхи или как их называют фобии. Какие страхи-фобии вы знаете?

(ответы детей)

Замечательно, спасибо! Вы озвучили лишь малый перечень всех известных страхов, в настоящее время науке известно около 40 000 фобий.

Например, самые необычные фобии: апопатофобия — боязнь заходить в туалеты, астрофобия — боязнь звёзд и звёздного пространства, барофобия — боязнь подъёма тяжести, вербофобия — страх отдельных слов, винофобия — боязнь употребления вина, и много, много других о которых мы и не догадывались.

Люди могут бояться очень многого, да абсолютно всего, если учесть, что известно 40 000 фобий.

В подростковом возрасте наиболее часто встречаются такие страхи как: социофобия – боязнь не состояться в обществе сюда же относят и страх ответа у доски, общение со сверстниками, публичное выступление и страх оказаться объектом юмора, насмешек, страх смерти кого-то из близких, страх болезни как своей, так и своих близких, страх темноты, различные ночные страхи. Я предлагаю вам, выяснить есть ли у вас скрытые или открытые фобии для этого мы проведем небольшое тестирование.

Упражнение 3. Тест на выявление фобий

Для того, чтобы определить интенсивность наших собственных страхов, определить наличие (или отсутствие) фобий, я предлагаю воспользоваться следующим тестом-опросником, в основе которого лежит объективная самооценка и самоанализ.

Инструкция:

Обратите внимание

Внимательно ознакомьтесь с каждым вопросом. При положительном ответе на вопрос, оцените интенсивность возникающей эмоции по 10-бальной шкале, определив интенсивность переживаний того или иного, имеющегося страха.

Если вы совсем не испытываете данного страха, поставьте цифру «1».

Тест – оценка на выявление страхов и фобий

Оценка субъективного состояния Степень интенсивности(от 1 до 10)
1 Можно ли сказать, что некоторые животные (например, пауки, змеи) вызывают у Вас беспокойство?
2 Боитесь ли Вы темноты?
3 Беспокоит ли Вас возможность болезненных изменений в Вашем психическом состоянии?
4 Насколько сильно Вас беспокоит возможность болезни близких людей?
5 Боитесь ли Вы оказаться жертвой преступного нападения на городских улицах?
6 Испытываете ли Вы неприятные ощущения (учащение дыхания, сердцебиения и пр.) во время вызова на к  директору или к доске?
7 Страшат ли Вас возможные изменения в личной жизни (ухудшение в будущем возможные взаимоотношения  с близким человеком, неверность будущего супруга, развод и т. п.)?
8 Знаком ли Вам страх ответственности (принятия ответственных решений)?
9 Пугает ли Вас перспектива неизбежной старости?
10 Возникает ли у Вас чувство страха при нарушении ритма сердца или болевых ощущениях в нем?
11 Насколько Вас страшит перспектива бедности?
12 Пугает ли Вас неопределенность будущего?
13 Насколько высоко Вы можете оценить свой страх, который испытываете, когда идете на экзамен?
14 Тревожит ли Вас возможность войны?
15 Часто ли посещает Вас страх смерти?
16 Возникают ли у Вас неприятные ощущения, когда Вы находитесь в замкнутых пространствах (лифт, закрытая комната)?
17 Боитесь ли Вы высоты?
18 Боитесь ли Вы глубины?
19 Боитесь ли Вы, что в случае болезни близких людей, в Вашей жизни произойдут неблагоприятные изменения?
20 Испытываете ли Вы повторяющийся страх заболеть каким-либо заболеванием?
21 Насколько Вам знаком страх самоубийства?
22 Испытываете ли Вы страх перед публичными выступлениями?
23 Посещает ли Вас чувство тревоги из-за агрессивного поведения по отношению к своим близким (желания избить, нанести повреждения, убить и т.п.)?

Обработка и самоанализ:

Показатели интенсивности страхов
№1-3, 10, 15-18, 20-23 выше 8 баллов указывают на фобическую симптоматику.

Психолог: Бесстрашных людей не бывает, и каждый из нас имеет свои слабости, но именно умный человек осознает, как он может помочь самому себе, в этом отношении, качественно улучшив жизнь…
Любую проблему можно решить, и устранение фобии – не исключение.

Упражнение 4 «Волшебная надпись».

Напишите на бумаге фразу, обозначающую суть вашего страха. Посмотрите, как это написано: большими или маленькими буквами, вверх или вниз уходит строка?
А сейчас вам нужно из вашего страха сделать желание или цель.

Например:

Я боюсь умереть — Я хочу жить и прекрасно себя чувствовать – Я ставлю себе цель…. (цель должна быть самой главной для вас); Я боюсь провалить экзамен – Я хочу сдать экзамен та хорошо — Сдать экзамен на 4. Я боюсь за здоровье своей мамы — Я хочу, чтобы моя мама была здорова – Помощь маме; Я боюсь стать жертвой преступления — Я хочу быть защищенным – Научиться самообороне.

Ваша фраза должна выглядеть на бумаге веселой картинкой. Напишите ее цветными фломастерами: любимые цвета усиливают позитивный эффект.

Упражнение 5. Техника «Магическая лестница».

Психолог: Зачем нам цель? Чтобы удовлетворить наше желание. Без желания цели не добиться. Вставая на первую ступеньку волшебной лестницы, еще раз спросите себя: «Я действительно этого хочу?» Да?! Тогда – вперед!

  1. Четко, в одном-двух предложениях сформулируйте, чего именно вы хотите. Задайте себе пять магических вопросов. Что сделать? Когда сделать? Где сделать (на даче? в городе? на работе? дома?). Как сделать? Зачем это делать?
  2. Теперь переходите к сбору информации. Вы должны знать все, что возможно узнать. Сведений много не бывает. Особенно, когда речь идет о вашей цели.
  3. Обработайте собранный материал. Отберите ценную информацию. Ваша главная задача: выбрать! Идей у нас всегда много. Надо отобрать из них самую простую и эффективную. Что чаще всего нам мешает? Есть множество планов и проектов, а выбрать – не получается…
  4. Удалось отделить зерна от плевел? Пришло время составить план работы. План – не пустой звук! Распишите все по неделям и месяцам. А лучше – по дням. Постарайтесь предвидеть и все возможные негативные обстоятельства. Чем больше запасных вариантов имеешь, тем крепче спишь.
  5. Теперь встаньте перед зеркалом. Критически оглядите себя. Хватит ли у вас сил и умения идти к поставленной цели? К своему потенциалу надо подходить реалистично. Ответ «нет» — это еще не причина посыпать голову пеплом. Надо продумать, где раздобыть нужные ресурсы, знания, помощников, наконец. Проанализировать собственные «минусы» необходимо. Глупо дважды наступать на одни и те же грабли. Зная причину прошлых проигрышей, в этот раз вы будете играть наверняка.
  6. Вы готовы перейти к активным действиям? Вперед! Ваша цель ждет вас!

Упражнение 6. Игра «Сурдоперевод»

Источник: http://psycholog-school.ru/psikhologi/trening-dlya-podrostkov-strakhi-i-ikh-preodolenie.php

Школьные страхи: почему они появляются и как с ними бороться

«Школьные страхи: почему они появляются и как с ними бороться»

Каждому человеку свойственно чувство страха. Страх — это защитная реакция организма, которая помогает избежать опасности, сохраняет нам жизнь.

Однако случается так, что состояние тревоги уже не отпускает, привычные объекты воспринимаются как источник опасности, рядовая проблема расценивается как трагедия.

Вышеперечисленные признаки — серьезный повод забеспокоиться о своем эмоциональном здоровье для взрослого человека, и еще большая причина сделать это, если речь идет о ребенке.

Современные дети загружены почти наравне со взрослыми. Место их «работы» — школа, есть и длинный список обязанностей. И когда ребенок с его неустойчивой детской психикой не в силах справиться с какой-то сложной ситуацией, он начинает ее бояться.

Как помочь ребенку справиться с его страхами?

Все начинается в семье

Что же усиливает состояние тревоги, провоцирует рождение страхов? Прежде всего, это чрезмерная родительская требовательность по отношению к своим детям. Конечно, каждый мечтает видеть ребенка успешным. Но все хорошо в меру. И подчас ожидания взрослых не совпадают с реальными возможностями детей.

Однако, как ни странно, поведение родителей, которые чересчур жалеют и опекают своего ребенка, также создает у него чувство незащищенности. Подстилая соломку везде, где только можно, и постоянно предостерегая от возможных бед, этим взрослые постоянно сообщают ребенку о том, что мир небезопасен и даже агрессивен.

То же самое происходит, и когда в семье отсутствует единый взгляд на воспитание: отец требует от ребенка одного, а мать — совсем другого. Ситуация неопределенности, постоянно изменяющиеся правила, политика двойных стандартов — в таких условиях нестабильности и непредсказуемости нельзя воспитать уверенного в себе, позитивного настроенного человека.

Читайте также:  В чем отличие между праворукими и леворукими людьми?

Школьные ситуации, вызывающие страх

К сожалению, именно школа «лидирует» по количеству спровоцированных детских неврозов. Многие страхи зарождаются уже в начальной школе. С возрастом они могут пройти, но могут и усилиться. Школьных страхов — великое множество, однако можно определить наиболее классические, от которых в то или иное время страдал любой ученик.

1. Страх ответить неправильно на вопрос учителя, особенно у доски. Этого школьники боятся как огня. Кому хочется выставить себя «в дурном свете», вызвать смех или осуждение одноклассников, неудовольствие или критическое замечание учителя. Отсюда рождается боязнь ошибиться, а также страх публичных выступлений.

2. Страх получить плохую оценку. Это и понятно — «двойка» в дневнике влечет за собой целый ряд нежелательных последствий: будут ругать дома, могут наказать, вдруг не успею исправить до конца четверти?

И если родители требуют только «десяток» и «девяток», сила давления на ребенка увеличивается, становится двухсторонней. Постепенно возникает синдром «неудачника», который всегда не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них.

3. Страх перед необъективностью учителя. В этой ситуации ребенок практически беззащитен, так как педагогический коллектив даже в случае неправоты коллеги обычно защищает честь мундира.

4. Страх быть отвергнутым одноклассниками (сверстниками) становится главным в подростковом возрасте, когда потребность в общении со сверстниками становится жизненно необходимой. Острое желание общаться и быть «своим» чаще всего сопровождается боязнью оказаться вне круга — а вдруг не примут и не захотят дружить?

5. Страх перед обидчиками — одноклассниками, старшими ребятами, которые могут спровоцировать драку, отнять чужую вещь, организовать травлю.

О последствиях

Когда состояние страха и тревоги слишком усиливается, поведение ребенка меняется: одни становятся слишком агрессивными, вызывая нарекания со стороны педагогов и школьной администрации, а другие, напротив, — забитыми и беспомощными, что не может не волновать родителей.

У детей пропадает интерес к учебе вплоть до явного отказа ходить в школу, или они начинают врать и прогуливать.

Как помочь?

Не нужно сразу бросаться на амбразуру. Опыт психологов показывает, что нередко в своем стремлении помочь ребенку справиться со своими страхами родители совершают много ошибок. Основная заключается в том, что взрослые сосредотачиваются на внешних проявлениях нервозного состояния ребенка. Однако решить проблему можно только лишь устранив сам источник негативных эмоций.

Чего не стоит делать:

· Пытаться снизить остроту и значимость эмоции: дескать, стоит ли этого бояться? — и долго убеждать в этом ребенка.

Однако для детей каждая подобная попытка — только еще одно подтверждение того, что источник их страхов действительно существует, иначе почему взрослые тратят на это столько времени? Кроме того, ребенок может почувствовать себя непонятым, обиженным и больше не захочет делиться со взрослыми своими переживаниями.

· Советовать ребенку присоединиться к компании сверстников, даже в том случае, если они не хотят с ним общаться, уверяя: «Потом подружитесь». Это не всегда срабатывает.

Тем более, если ребенок остро реагирует на критические высказывания (он воспринимает их как нападки или насмешки) или на шутки, если для него сложно начать или поддержать разговор, велика вероятность, что его отвергнут.

· Успокаивать, используя следующие доводы: «Совсем не обязательно, чтобы тебя любили другие дети. У тебя есть мы, твои родители, и мы всегда будем тебя любить». Это произносится с благими намерениями, но не отвечает потребностям ребенка. Детям необходимо признание в среде своих сверстников. Отрицая этот факт, родители дают понять ребенку, что не понимают его проблему.

· Стремиться выяснить отношения с родителями тех детей, которые обижают вашего ребенка. Ваша активность может навредить ребенку, вызвать по отношению к нему еще большую неприязнь. Можно добиться, чтобы дети перестали дразнить вашего ребенка, но нельзя их заставить его любить.

· Сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей.

И что делать необходимо:

· Присмотритесь к ребенку, к самим себе, проанализируйте ситуацию в вашей семье в целом: какая у вас атмосфера, как часто вы проводите время вместе (семейные обеды и ужины, выходные, праздники), сложились ли у вас какие-то традиции.

· Оцените уровень своих требований: не исключено, что они завышены и не соответствуют реальным возможностям вашего ребенка.

· Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными достижениями и обязательно хвалите его за улучшение собственных результатов.

· Поддерживайте ребенка, сочувствуйте, когда он испытывает страх и тревогу (даже если с позиций взрослого страх кажется необоснованным), признавайте за ним право на переживания: «Это действительно неприятно, представляю, как тебя это огорчает». Когда знаешь, что ты не один, справиться с переживаниями гораздо легче.

· Пересмотрите свои методы поощрения и наказания. Обратите внимание: не слишком ли вы концентрируетесь на минусах, не слишком ли часто наказываете своего ребенка?

· Создавайте для ребенка ситуацию успеха. Ничто так не окрыляет, как радость от хорошо выполненного дела, пускай и самого маленького.

· Не бойтесь и не стесняйтесь хвалить и поощрять своего ребенка — он не зазнается, а только станет более счастливым, уверенным в себе и свободным от страхов!

Источник: http://school43.mogilev.by/index.php/spps/for-parents/407-shkolnye-strakhi-pochemu-oni-poyavlyayutsya-i-kak-s-nimi-borotsya

Школьные страхи и их коррекция

· Страх перед школой.

·         Страх коллектива, вызванный сложной адаптацией.

·         страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе (н. страх опоздать на урок)

·         страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни (н. страх потеряться в школе)

·         страхи ошибки (н. страх перед получением плохой оценки)

·         страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха (н. учитель, родитель, сверстники)

Страхи делят по происхождению:

·         Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников).

·         Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями;

·         «Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх.

·         Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя).

Во-первых, есть кратковременные, ситуативные страхи, вызванные реальными или выдуманными причинами. Данные страхи проходят со временем или с изменением, исчезновением вызвавших его факторов.

Например, таким может быть страх заблудиться в школе, пока ребенок не научился хорошо в ней ориентироваться, или страх перед контрольной работой, когда ученик не выучил материал.

Взрослый в данном случае просто должен быть рядом с ребенком и в случае необходимости оказать конкретную помощь: провести экскурсию по школе или повторить материал.

Важно

Вторая, крайняя точка – это навязчивые страхи. Появление их у ребенка может быть обусловлено рядом причин: особенности психики ребенка, сильное психотравмирующее воздействие.

Например, ребенок стал бояться идти в школу после того, как попал в аварию по пути туда. Страх перед дорогой в школу был перенесен учеником на саму школу, а после и на все, что с ней связано.

В данном случае необходимо обратиться к квалифицированному в этом вопросе специалисту.

Наконец, наличие средне выраженного школьного страха у ученика побуждает психолога заняться коррекционно-развивающей психологической работой с ребенком и его окружением.

В рамках программы коррекции детских страхов детские психологи дают несколько крайне полезных рекомендаций родителям. Ведь научно доказан тот факт, что в 95% всех случаев возникновения детских страхов прямым или косвенным образом к этому причастны родители.

·         Заботиться о психологическом здоровье ребёнке необходимо начинать ещё до его рождения. Детские психологи отмечают интересную закономерность – чем спокойнее проходила беременность, тем реже у детей в последующем возникают какие – либо детские страхи. Так что постарайтесь, как бы банально это не звучало, меньше нервничать во время беременности.

·         Рекомендация для мамы: какую бы высокую должность не занимали на работе, помните, что ребёнок – это не ваш подчинённый, ему нужен не строгий руководитель, а нежная и любящая мама.

Замечено, что у детей властных, строгих матерей детские страхи встречаются гораздо чаще, и в более тяжёлой форме.

Лечение детских страхов очень сложное и зачастую требует применения фармакологических препаратов.

·         Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным.

Даже если вы почти всё время проводите на работе, или же у вас родился младший ребёнок, или по каким – либо иным причинам у вас совсем не остаётся сил, необходимо превозмогая себя, уделять ребёнку внимание.

Совет

При отсутствии адекватного лечения детских страхов, вызванных ощущением собственной «ненужности», в подростковом возрасте эта проблема может привести к возникновению у ребёнка суицидальных наклонностей.

·         Однако и прививать ребёнку чувства собственной исключительности также не стоит. Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение, носящему характер навязчивой идеи.

·         Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками – это привёдёт к появлению страхов перед школьной жизнью.

·         Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки.

·         Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или милиционерами. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.

Главная особенность – тесная связь школьных страхов с учебной деятельностью.

Неуспехи в учебной деятельности, в учебном взаимодействии ученика с учителем, с одноклассниками, общение с родителями по поводу школы может поколебать его статус как ученика и породит школьные страхи.

Поэтому любую коррекцию необходимо начинать с анализа учебной ситуации данного ученика.

Решить проблему школьного страха ученика могут только совместно ребенок, психолог, учитель, родители и, если необходимо, администрация школы.

Техники коррекции школьных страхов у детей

Рисование страха.

Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течение двух недель. На повторном занятии я предлагаю ребенку подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха.

Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается. В  практике были случаи, когда дети отказывались рисовать на обратной стороне листа.

При этом они говорили, что страх очень сильный, и они не знают, что нужно сделать, чтобы от него избавиться.

В подобных случаях психолог в присутствии ребенка может взять лист с изображением страха и сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх испарится». Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.

Сочинение рассказа на тему страха.

Обратите внимание

В этом случае задача психолога — приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора.

Использование игры, небольших представлений и инсценировок.

На занятиях в группах детям следует  придумать страшную историю. Их можно начать словами: «Жил-был…» или «Однажды…». Дети с неврозом страха, как правило, придумывают истории с печальным концом. Задача психолога заключается в том, чтобы проиграть их сюжеты в группе.

Но настаивать на этом не нужно, ребенок сам должен предложить свой рассказ для постановки. Затем автор распределяет роли и начинается представление. В группах детей более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни.

Они должны быть небольшими и в форме диалога. Один герой отрицательный, а другой — положительный.

При этом дети могут просто импровизировать на предложенную психологом тему: «Вас остановил милиционер», «Вы ждете на улице приятеля, а его долго нет, и вот, наконец, он появляется», «Ссора с другом» и т.д.

Использование фильмов ужасов.

Обязательное условие — фильм должен быть точно по теме страха (например, страх перед ураганом или наводнением) и с положительным концом.

Фантазирование.

Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях следует попросить невротического ребенка закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь.

Предлагать ребенку побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться.

Важно

Во время диалогов следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.

Источник: https://students-library.com/library/read/3699-skolnye-strahi-i-ih-korrekcia

Ссылка на основную публикацию