Специализация полушарий головного мозга

Специализация левого и правого полушария головного мозга

Строение головного мозга человека довольно сложное, но каждый школьник знает, что есть правое и левое полушария. Специализация полушарий головного мозга является наиболее интересным объектом совместного изучения медиков и психологов и открытий в этой области сделано уже немало.

Психика и мозг

Наука определяет психику человека как свойство высокоорганизованной материи, выражающееся в форме субъективного отражения объективной реальности.

Высокоорганизованная материя – это головной мозг человека, который обрабатывает приходящую от органов чувств информацию, управляет эмоциями, чувствами и поведением, организовывает все психические процессы и состояния.

Хотя анатомия и физиология мозга достаточно сложна, общеизвестным фактом является разделение коры головного мозга на два полушария.

Обратите внимание

Принято считать, что левое полушарие ответственно за логику и анализ, а правое – за интуицию и эмоции.

В зависимости от того какую функцию выполняет головной мозг в данный, конкретный момент, одно из полушарий становится более активным. То полушарие, которое чаще задействуется в работе мозга, считается доминирующим.

Долгое время только левое полушарие определялось как доминирующее у всех людей. В настоящее время признано, что доминирующим может быть и правое полушарие, а также оба эти отдела мозга могут быть развиты в равной степени.

Сферы влияния полушарий мозга

Основными функциями левого полушария являются логическое мышление и речь. Левое полушарие ориентировано на работу с цифрами и буквами.

Левое полушарие определяет такие способности человека:

  • логическая обработка информации;
  • аналитическое мышление: анализ фактов, распознавание письменных знаков и символов;
  • математические способности: решение математических задач, распознавание математических символов и чисел;
  • способность к чтению: распознание букв, понимание буквального смысла слов;
  • способность к письму;
  • речь и контроль над ней;
  • способность изучать иностранные языки.

Основными функциями правого полушария являются образное мышление и интуиция. Правое полушарие ориентируется на образы и эмоции.

Правое полушарие определяет такие способности человека:

  • образное восприятие и обработка всей информации сразу, целиком, способность воспринимать совокупность чего-либо как единый образ;
  • обработка невербальных сигналов: понимание невербальной информации, поступающей в виде образов и символов, сигналов тела как извне, так и изнутри человеческого организма;
  • ориентация в пространстве: способность определить свое местонахождение и положение предметов в пространстве;
  • творческие способности: к музыке, рисованию, стихосложению и другие;
  • понимание смысла слов и метафор;
  • воображение: способность представлять, мечтать, фантазировать и понимать результаты работы воображения другого человека;
  • эмоциональное восприятие (хотя за эмоциональную сферу человека отвечает другой отдел мозга, правое полушарие подключает ее к процессу восприятия мира);
  • способность воспринимать и верить в иррациональные явления.

Художник или мыслитель

В зависимости от того, какое полушарие преимущественно доминирует, выделяют два типа личности:

  1. Мыслитель, человек с техническим складом ума – левополушарный тип.
  2. Художник, человек с гуманитарным складом ума – правополушарный тип.

Как определить доминирующее полушарие? Есть несколько методик, самая простая и наиболее популярная – тест «Ведущее полушарие мозга».

Чтобы определить доминирующее полушарие нужно:

  1. Соединить кисти рук в замок, переплетя пальцы. Посмотреть и записать на бумаге большой палец, какой руки оказался сверху.
  2. Сделать небольшое отверстие в листе бумаги (можно карандашом), посмотреть через него двумя глазам на любой предмет. Затем поочередно закрывать то левый, то правый глаз.

    Обратить внимание предмет смещается, когда закрыт правый или левый глаз. Зафиксировать ответ на листе бумаги.

  3. Скрестить руки на груди так, чтобы ладони оказались на предплечьях. Отметить какая рука оказалась сверху.
  4. Похлопать в ладоши. Записать какая ладонь оказалась сверху.

Если ответов «правая рука» будет больше – правополушарный тип, «левая рука» – левополушарный.

Интересным фактом является то, что правое полушарие мозга контролирует левую половину тела, направляя туда сигналы в виде электрических импульсов, а левое полушарие – правую часть человеческого тела.

Рекомендации

Для нормального функционирования у человека должны быть в достаточной степени развиты оба полушария головного мозга. Физические и физиологические его повреждения часто необратимы, приводят к тяжелейшим заболеваниям. Такое явление как деградация тоже может нанести мозгу немалый вред.

Самосовершенствование – основа развития личности и человеческого мозга.

Чтобы достичь баланса в психике, стать более гармонично развитой личностью нужно задействовать в работе оба полушария головного мозга:

  1. Работать над теми сферами, с той частью мозга, которая менее развита. Для этого достаточно лишь увеличить нагрузку на менее развитое полушарие. К примеру, Художнику начать решать логические загадки, Мыслителю – рассматривать картины художников-абстракционистов.
  2. Физические развивать ту часть тела, которая подконтрольна менее развитому полушарию. Например, правше попробовать научиться рисовать левой рукой, чтобы развить правополушарный тип мышления.

Способности мозга безграничны и не изучены до конца, работа над собой позволяет заглянуть в эту, полную потенциала, бесконечность.

Если Вы интересуетесь работой и функциями головного мозга, рекомендуем почитать:

Какое у Вас доминирующее полушарие?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/specializaciya-levogo-i-pravogo-polusharij-golovnogo-mozga

Специализация полушарий головного мозга

В 1881 г, биопсихолог Роджер Сперри (1914-1994) был удостоен Нобелевской премии за работу но изучению специфических возможностей полушарии головного мозга. Сперри и другие ученые показали, что правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, перцептивных, музыкальных и других способностей.

Каким способом можно проверить работу лишь одной стороны мозга?

Один из способов — исследование людей, перенесших операцию «расщепления мозга». При этой редкой хирургической операции разрезают мозолистое тело, чтобы устранить тяжелую эпилепсию.

В результате мы получаем человека, имеющего, в сущности, два головных мозга внутри одного тела.

После хирургического вмешательства вопрос сводится лишь к тому, чтобы направить информацию либо в одно полушарие, либо в другое.

«Расщепленный мозг»

 Разделение полушарий удваивает сознание. Сперри сказал: «Другими словами, каждому полушарию, по-видимому, свойственны собственные независимые и частные ощущения, собственные восприятия, собственные понятия и собственные побудительные импульсы».

Каким образом функционирует после операции человек с расщепленным мозгом?

Наличие двух «головных мозгов» в одном теле может создать серьезную дилемму. Когда один пациент с расщепленным мозгом одевался, он иногда одной рукой стягивал брюки вниз, а другой — натягивал их. Однажды этот пациент схватил левой рукой свою жену и сильно ее потряс.

Его правая рука галантным образом пришла на помощь женщине и перехватила воинственную левую руку. Хотя подобные конфликты могут иметь место, намного более типичны случаи, когда пациенты с расщепленным мозгом ведут себя совершенно нормально. Причина здесь в том, что обе половины мозга имеют почти одинаковый опыт на один и тот же момент времени.

Кроме того, если возникает конфликт, одна половина обычно берет верх нал другой.

Эффекты расщепления мозга легче всего наблюдать во время специальных тестов. Например, мы можем высветить символ доллара, направив его в правую половину мозга пациента но имени Том. А изображение вопросительного знака направить в левую половину его мозга. Далее Тома просят нарисовать то, что он видит, пользуясь вслепую левой рукой.

Левая рука рисует символ доллара. Если затем Тома попросят указать правой рукой на картинку того, что нарисовала его «невидимая» левая рука, он укажет на вопросительный знак. Короче говоря, у человека с расщепленным мозгом одно полушарие может не знать, что происходит во втором.

Это крайний случай ситуации, когда «правая рука не встает, что творит левая

Отличие левого и правого полушария головного мозга

Функции головного мозга разделяются примечательным образом. К примеру, приблизительно 95% всех взрослых людей используют левое полушарие в языке (устной речи, письме и понимании). Вдобавок левое полушарие обладает превосходством в математике, определении времени и ритма, координировании порядка сложных движений, таких, которые требуются для осуществления речи.

Напротив, правое полушарие реагирует только на простейший язык и счет. Работа с правой стороной мозга подобна разговору с ребенком, который понимает лишь с десяток слов. Чтобы ответить на вопросы, правое полушарие должно использовать невербальные реакции, например указание рукой на объекты.

Хотя правая сторона мозга и слаба в языке, она обладает собственными талантами, прежде всего перцептивными навыками. Во время теста правое полушарие лучше распознает узоры, лица и мелодии, решает конструкторские задачи или рисует картинку. Оно также участвует в распознавании и выражении ЭМОЦИЙ.

За что ответственны полушария головного мозга

Левое полушарие

■ Язык

■ Ощущение времени

■ Речь

■ Ритм

■ Письмо

■ Упорядочение

■ Счет сложных движений

Правое полушарие

■ Невербальные

■ Распознавание способности и выражение эмоций

■ Перцептивные навыки

■ Пространственные

■ Представления навыки

■ Распознавания узоров,

■ Пониманиелиц, мелодий элементарного языка

Один мозг, два стиля

В целом левое полушарие участвует главным образом в анализе. Оно также последовательно обрабатывает информацию. Правое полушарие, видимо, обрабатывает информацию одновременно и целостно.

Подводя еще один итог, мы можем сказать, что правому полушарию лучше удается собирать отдельные элементы окружающего мира в согласованную картину; оно видит целостные паттерны и общие взаимосвязи. Левый мозг фокусируется на мелких деталях.

Правый мозг смотрит на мир широким панорамным взглядом; левый видит отдельные детали крупным планом. Фокус внимания левого мозга является локальным, а правого — глобальным.

Важно

Люди решают конструктивные задачи и делают рисунки, как правило, лишь с помощью правого полушария? Выполняют ли они остальные действия только с помощью левого полушария?

Нет. Верно, что некоторые задания требуют преимущественного использования одного или другого  полушария, но в любой момент времени активен весь мозг. Меняется лишь баланс активности между полушариями. В норме люди не думают лишь одним из полушарий.

При выполнении большинства задач «реального мира» полушария разделяют работу между собой. Каждое делает то, что оно умеет делать лучше, и делится информацией с другой стороной.

Вот почему популярные курсы, утверждающие, что они обучают в правостороннему мышлению», игнорируют тот факт, что каждый человек уже пользуется правым полушарием при мышлении.

Умение хорошо делать нечто требует таланта и способности перерабатывать информацию обоими полушариями. Разумным можно назвать мозг, который одновременно схватывает как отдельные детали, так и общую картину.

Кун «Все тайны поведения человека»

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/psichologiya-na-kazhdiy-den/spetsializatsiya-polushariy-golovnogo-mozga.html

Полушария головного мозга

Головной мозг – главный орган ЦНС, который состоит из огромного количества нервных клеток и их отростков, взаимосвязанных между собой. Этим органом практически полностью занята полость мозгового отдела черепа. Он обеспечивает защиту мозга от внешних повреждений. По мере развития и взросления человека мозг постепенно принимает форму черепной коробки.

За счет деятельности головного мозга человек видит, слышит, ходит, работает, испытывает эмоции, способен общаться с другими людьми, анализировать, мыслить.

Структура

У взрослых мужчин и женщин общая масса органа составляет около 1,3-1,5 кг. Мужской и женский мозг по весу различаются мало (у женщин он немного легче), в то время как у новорожденных вес органа составляет не более 350-400 г, а у 12-летнего ребенка – ~800-1000 г.

Расположен мозг в черепной коробке и закрыт тремя оболочками. Он имеет специфическое строение. Наиболее существенными частями органа являются: продолговатый и задний (который включает мост и мозжечок, расположенный сзади моста) передний, промежуточный, средний мозг.

Совет

Правое и левое полушарие мозга ответственны за регулирование высшей нервной деятельности, т.к. в них расположены отделы, которые отвечают за письмо, речь, слух, зрение. Благодаря мозжечку обеспечивается равновесие, а ствол содержит в себе развитые центры, управляющие дыхательной и сердечно-сосудистой системами.

Между двумя половинами органа идет продольная щель, основу которой составляет мозолистое тело, соединяющее полушария, обеспечивающее координацию их работы между собой. Еще со школьных времен из анатомии мы знаем, что половины отвечают за работу противоположных сторон тела. Например, правая половина отвечает за функционирование левой стороны туловища.

Функции левого полушария

Полушария мозга взаимосвязаны с остальными частями центральной нервной системы, поэтому функционируют совместно с подкорковыми структурами.

В коре имеется сразу несколько зон, которые отвечают за выполнение конкретных функций. Эти зоны работают только сообща.

К примеру, если человек хочет о чем-то сказать, то он думает, анализирует, просчитывает, а потом только говорит. В процессе общения люди выражают эмоции: печалятся, радуются, тревожатся, смеются и т. д.

, жестикулируют, задействовав для этого лицевые мышцы и руки. Подобная работа обеспечивается общим функционированием:

  • нескольких зон коры;
  • подкорковыми ядрами;
  • спинальными и черепными нервами.

Лобная доля левого полушария

Если говорить о том, за что отвечает левое полушарие, то сначала следует рассказать о лобной доли, за счет которой обеспечивается способность говорить и мышление человека. Это одна из важнейших частей головного мозга. Благодаря ей появляются и проявляются эмоции, контролируются поведение и мыслительные процессы.

Речедвигательная зона

Позволяет обеспечить нормальное функционирование лицевых мышц, что необходимо для произнесения сложных фраз и слов. Выражаясь по-другому, благодаря речедвигательной зоне у человека в целом формируется речь. Если тот правша, то в левой гемисфере речедвигательная зона занимает куда больше места, чем в правой, а если левша – всё ровно наоборот.

Если зона будет разрушена или сильно повреждена, то автоматически утрачивается способность говорить. При этом человек сможет петь и кричать без слов. Также при повреждении теряется способность чтения про себя, формулирования своих мыслей. На функции понимания речи других людей такие повреждения никак не сказываются.

Моторная зона

Левое и правое полушарие содержат моторную зону коры, необходимую для обеспечения активности поперечнополосатой мускулатуры. В левой гемисфере контролируется активность правой стороны туловища, координация точности движений, ориентация на местности. В эту зону внутренние органы отправляют свои импульсы.

Если моторная зона коры будет повреждена, то наблюдаются следующие проблемы:

  • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов;
  • парез конечностей;
  • атаксия.

Теменная доля

Здесь располагается зона чувствительности мышц, суставов, кожных покровов. В левое полушарие поступают импульсы от рецепторов правой стороны тела.

Если эта зона будет повреждена, то, в большинстве случаев, у человека наблюдаются нарушения чувствительности на некоторых участках тела, он утратит способность определять вещи на ощупь. Также происходит утрата осязания, восприимчивости температуры окружающей среды, не чувствуются болевые ощущения в правой части тела.

Височная доля

Её основные функции – вестибулярная чувствительность и слух. Если зона повредится, то правое ухо слышать перестанет, утратиться способность левого уха нормально слышать. Человек будет двигаться менее точно, при ходьбе начнет шататься. Неподалеку от височной доли располагается слуховой центр речи, за счет которого мы можем понять обращенную речь и слышать собственную.

Затылочная доля

На основании головного мозга происходит перекрещивание зрительных и слуховых волокон. Поэтому в зрительную зону левой гемисферы поступают импульсы от сетчатки правого и левого глаза. При этом если область будет повреждена, то полной слепоты у человека не возникнет – нарушения наблюдаются только в левом глазу.

Затылочная часть головы также необходима для обеспечения нормальной работы зрительного речевого центра – с его помощью мы распознаем написанные слова и буквы, читаем.

Специализации полушарий

Левое и правое полушарие мозга отвечают за определенные функции.

Главная специализация левой гемисферы – логическое мышление, поэтому раньше было активно распространено мнение, что именно левая сторона является доминирующей. Но доминирование левой гемисферы наблюдается только при осуществлении определенных функций:

  • Языковые способности, обеспечение контроля речи, возможности читать и писать, память (запоминание фактов, имен, дат и т.п., их написание), изучение иностранных языков.
  • Понимание слов (левое полушарие может понимать смысл сказанного только буквально).
  • Аналитическое мышление (распознание чисел и математических символов, логика, анализ фактов).
  • Последовательная обработка информации (левая гемисфера выполняет обработку получаемой информации поэтапно). Левой стороной рассматриваются все имеющиеся детали – она не видит картину в целом, в отличие от правой стороны, поэтому не способна собрать воедино полученную информацию.
  • Математические способности (левая сторона распознает символы, числа, для решения математических задач используется логический и аналитический подход, которые также обеспечиваются этой гемисферой).
  • Контроль правой стороны туловища (если приподнять правую ногу, то это будет указывать на то, что соответствующая команда поступила с левого полушария).

Полушария человеческого головного мозга находятся во взаимодействии друг с другом, поэтому при мыслительной деятельности центральная нервная система задействует их вместе. Происходит синхронизация функционирования двух полушарий. Активирует их и соединяет полученные результаты центральная нервная система. Но всё равно принято четко разделять их психические функции.

Существует точное разделение определенных функций. Правое полушарие отвечает в большей степени за интуицию, поэтому доминировать оно не может. К его основным функциям также можно отнести:

  • Обработка невербальной информации (символы, образы).
  • Пространственная ориентация. Гемисфера позволяет человеку ориентироваться в пространстве, правильно воспринимать своё месторасположение. За счет работы этой стороны мозга человек способен грамотно находить путь в нужное место, принимая во внимание различные факторы, создавать мозаичные изображения-головоломки.
  • Метафоры. Благодаря работе полушария люди могут правильно воспринимать метафоры, отгадывать загадки, распознавать результаты деятельности воображения другого человека. Если левое полушарие позволяет нам буквально понять и проанализировать смысл того, что было написано, то правая гемисфера применяет творческий подход. Например, если мы услышим такую метафору: «Простой, как валенок», то за счет работы полушария мы поймем то, что до нас хотели донести.
  • Мистика. Религия, мистические явления, суеверия и многое другое из этих областей – за всё это отвечает правое полушарие нашего мозга.
  • Музыкальность. Творчество относят также к сфере деятельности правого полушария. Таланты в сфере музыки, способность восприятия музыкальных произведений и многое другое, связанное с музыкой и другим творчеством, обеспечивается работой этой стороны мозга. Интересно отметить, что за получение музыкального образования будет отвечать не правая, а левая гемисфера.
  • Воображение. Благодаря правой стороне мозга мы можем мечтать, воображать, фантазировать. Полушарие полностью контролирует эти процессы, позволяет нам придумывать всевозможные истории, развивает мысли, связанные с придумыванием новых решений и путей, давать прогнозы, соединять воспоминания в единое целое и т.п. К примеру, именно правая сторона задает вопросы, наподобие «А что, если?» и многие другие, связанные с творческим мыслительным процессом.
  • Эмоции. Если говорить о том, за что отвечает наше правое полушарие, то к списку также можно отнести эмоции, которые, по сути, продуктом деятельности данной гемисферы не являются. Одновременно с этим, они связаны с правой стороной намного больше, чем с левой, что уже давно смогли доказать ученые.
  • Художественные способности. Рисовать, создавать скульптуры, заниматься дизайном и другим творчеством, связанным с изобразительным искусством, позволяет нам именно правая гемисфера. Она развивает умственные способности людей в этом направлении.
  • Половая жизнь. За сам факт совершения полового контакта несет ответственность именно правая сторона мозга. С другой стороны, если человек особое внимание уделяет технической стороне этого действа, то у него начинает сильно реагировать на процесс уже левая сторона. Если всё происходит на чувствах и эмоциях, то отвечает правая гемисфера, поэтому оба полушария одинаково важны в этой области.
  • Параллельная обработка информации. За счет работы правого полушария человек способен рассмотреть вопрос в целом, не применяя для этого аналитических способностей левой стороны мозга. Мы можем узнавать лица других людей, собирая характерные черты в единое целое.
  • Контроль движений левой стороны туловища. К примеру, если человек двигает левой ногой, то это указывает, что правая гемисфера дала соответствующую команду.

Определить, какое из полушарий мозга доминирует, можно с помощью специальных тестов.

Полушария головного мозга Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/stroenie/polushariya-golovnogo-mozga

Специализация полушарий головного мозга в детстве

Мозг человека покрыт парным образованием – полушариями. Исследования многих лет свидетельствуют о неравнозначности их функций, которая, однако, не одинакова на разных этапах онтогенеза. Например, удаление левого полушария у взрослых при лечении больных, имеющих опухоли большого размера в нем, приводит к необратимым речевым потерям.

Но подобная операция в младенчестве не сказывается на речевых способностях [26]. Это свидетельствует о необычайной пластичности (способности к перестройкам) мозга сразу же после рождения и способности полушарий брать на себя функции другого при его повреждении. Выявлено, что у новорожденных нет различий при удалении правого или левого полушарий.

Современные данные свидетельствуют о том, что полушария специализируются по способу обработки информации: правое полушарие обрабатывает любую информацию целостно, одновременно, тогда как левое – последовательно.

Именно поэтому левое полушарие и у леворуких, и у праворуких людей отвечает за анализ речи, которая представляет собой последовательность предложений, состоящих из последовательности слов, каждое из которых является последовательностью звуков или букв (в зависимости от того, устная речь или письменная).

Правое полушарие же специализируется на целостном, образном восприятии действительности, восприятии пространства, отвечает за анализ и узнавание мимики лица и за экспрессию (выраженность) собственных эмоций человека [98]. После рождения правое полушарие несколько опережает в развитии левое.

Оно интенсивно развивается в первый год постнатальной жизни, но потом с развитием речи фактически подавляется левым [268].

Между полушариями существуют реципрокные отношения, то есть при возбуждении одного из них тормозится активность другого. Поскольку в любую деятельность включено не все полушарие, а только определенные его области, то, соответственно, подавляется не все другое полушарие, а только парные по отношению к первому области.

Обратите внимание

Но в этом последнем полушарии вокруг области со сниженной активностью возникает область с повышенной активностью по тому же механизму взаимного подавления. Именно поэтому практически в любую деятельность включены оба полушария, но особым для каждого образом.

Например, когда левое полушарие, в котором расположен центр речи, активируется в разговоре, то правое полушарие отвечает за эмоциональную и интонационную сторону общения.

У детей дошкольного возраста активность правого полушария выше не только в образной, но и в словесной деятельности [180]. Примерно до четырех лет правое и левое полушария одинаково владеют речью. Только с возрастом усиливается частота левостороннего доминирования ЭЭГ активности.

Согласно современным представлениям [157], организация межполушарного взаимодействия в процессе развития ребенка происходит параллельно созреванию структур, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга. Эти структуры называются комиссурами. Они представляют собой тяжи нервов, связывающие различные участки полушарий между собой (рис. 2.9).

Самая большая из этих комиссур называется мозолистым телом. Именно созревание этих тяжей определяет интенсивность взаимодействия полушарий между собой и распределение нагрузки между ними.

Индивидуальные различия в скорости созревания мозолистого тела (то есть покрытие этих нервных тяжей миелиновой оболочкой, обеспечивающей их изоляцию) и будет определять уникальную особенность распределения функций между полушариями [98].

Рис. 2.9. Главные комиссуры человека

Первый этап развития межполушарных взаимоотношений охватывает внутриутробный период и первые 2–3 года жизни ребенка. Он связан с формированием подкорковых связей на уровне ствола мозга. Позднее, в возрасте от 3 до 7 лет, активно созревает взаимосвязь между полушариями на уровне гиппокампа – структуры, которая играет большую роль в механизмах памяти.

При нарушении этих связей возникает ухудшение запоминания и хранения информации. Параллельно формируется доминирование левого полушария по речи.

Важно

Рост числа леворуких детей в настоящее время кроме других причин связан, в первую очередь, с увеличением количества детей (около 70 %), у которых наблюдаются органические или функциональные изменения в процессе развития этих комиссур [156].

Завершающий этап в становлении межполушарных взаимодействий ребенка связан с созреванием мозолистого тела и продолжается от семи до 12–15 лет.

До этого момента оно преимущественно было включено в организацию взаимодействия задних отделов правого и левого полушарий, одновременно усиливая контроль над другими комиссурами.

Зрелость мозолистого тела позволяет ему обеспечивать связи на уровне лобных долей головного мозга, которые отвечают за регуляцию осознанного поведения. У взрослых людей эти отделы составляют 27 % всей коры.

За счет межполушарных взаимодействий возможно закрепление функционального приоритета лобных отделов левого полушария, что позволяет ребенку не только выстраивать свои собственные программы поведения, ставить перед собой определенные цели, но и менять их в зависимости от условий. Этот уровень, как самый молодой и поздно созревающий (как в индивидуальном, так и в эволюционном развитии), является наиболее уязвимым, подверженным различным внешним воздействиям [156].

Вполне возможно, что именно созревание комиссур определяет скорость и специфику формирования межполушарной асимметрии в сенсорной и моторной сферах.

Как показали исследования, проведенные на детях [159], основы функциональной специализации являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Раньше других появляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных областях коры, позже – в ассоциативных: префронтальных и заднее-теменно-височных зонах коры головного мозга [72].

Специализация полушарий в различных познавательных процессах также формируется постепенно. Еще в 7 лет у детей при внимании обнаруживаются изменения активности в обоих полушариях, тогда как у взрослых – только в левом.

При познавательных процессах ребенка возникает локальная (ограниченная) активность левого полушария и генерализованная (обобщенная) активность правого полушария. При этом характер участия различных областей коры левого и правого полушарий зависит от конкретной познавательной задачи. Полушарное разделение зрелого типа формируется только к девяти годам.

С усилением вовлечения лобных долей в речевые процессы мозговая организация речи становится более избирательной и левосторонней [181].

У подростков 13–14 лет отсутствует свойственная левому полушарию взрослых возможность опознания изображения путем вычленения только значимого признака без анализа всех остальных свойств. Такой способ опознания называется классификационным.

Совет

У детей и левое, и правое полушария описывают все признаки объекта при опознании. Полушарная специализация в зрительном опознании отчетливо проявляется с 16–17 лет.

Этому соответствует четкая полушарная асимметрия позитивно-негативного комплекса связанных с событием потенциалов в лобной коре, его максимальная выраженность в 16–17 лет отмечается в лобной области.

Окончательное формирование системы классификационного анализа связано со структурно-функциональным созреванием переднеассоциативных отделов коры и усилением роли лобных областей левого полушария в процессе опознания.

К концу подросткового возраста формируется зрелый тип функциональной организации зрительного восприятия, при котором ведущая роль правого полушария принадлежит сенсорному анализу стимулов и их запоминанию, а левого – классификационному опознанию [72]. Подобная специализация ведет к экономии затрат мозгом при выполнении отдельных операций.

Можно перечислить факторы, которые способствуют функциональной специализации в онтогенезе. К ним относятся:

– созревание нейронов корковых зон коры и их связей, обеспечивающее зрелый тип структурной организации левого и правого полушарий мозга;

– структурно-функциональное созревание лобных областей коры, участвующих в обработке сенсорной информации на разных этапах: от приема сигнала до заключительных познавательных операций.

Созревание лобных областей происходит одновременно с возникновением полушарных различий в способах опознания объектов.

Взрослый тип опознания объектов связан с опознанием по классификационному типу в левом полушарии и путем полного описания – в правом.

Созревание фронто-таламической регуляторной системы (то есть системы связи лобного отдела коры с подкорковыми структурами) обеспечивает избирательность и пластичность функциональной организации мозговых структур [181].



Источник: https://infopedia.su/11x41d.html

Функциональная специализация полушарий головного мозга

Наиболее важной и яркой ЭЭГ-характеристикой медитации является тенденция к внутри- и межполушарной синхронизации ЭЭГ.

Более того, высокая степень согласованности билатеральной активности наблюдалась у медитирующих не только в течение самой медитации, но и как медитационный послеэффект.

Причем ЭЭГ синхронизация в медитации существенно выше, чем в состоянии сна или дремоты, но в фазе быстрого сна ЭЭГ синхронизация столь же высока, как и при медитации [18].

Обратите внимание

В начале любой медитативной практики на ум спонтанно приходит множество мыслей, которые предписывается игнорировать.

Как предполагают, левое полушарие, которое обслуживает доминирующее в нашей культуре понятийное и последовательное мышление, проявляет спонтанную активность в ситуациях покоя, т.е. господствует в переживании покоя.

Медитация тогда, очевидно, нацелена на подавление этой доминантности. Медитативное предписание — не обращать внимание на мысли — представляет собой требование не использовать данный способ мышления.

Типичный для медитации пассивный характер сосредоточения также вписывается в эту концепцию. Ведь левое полушарие это инстанция, управляющая произвольной моторикой, т.е. «действием». Понятийное мышление есть тоже некоторое действие («пробное действие с малыми затратами энергии» — Фрейд).

Избегание этого вида деятельности (релаксация и пассивная концентрация) могло бы стать первым шагом к подавлению доминирования левого полушария.

На этот же эффект нацелены коаны, используемые в дзенской школе риндзай, — логические парадоксы, напряженные размышления над которыми приводят к «самоисчерпанию» мышления, пока, наконец, не будет признана его несостоятельность [49].

Смысл такого подавления на короткое время левосторонней доминантности можно увидеть в «очищении восприятия».

Восприятие без понятийных категорий представлено в раннем детском возрасте. Для младенцев окружающий мир — это «цветущая и жужжащая неразбериха» (по Ornstein [18]). Такое восприятие находится вне времени.

Подлинно правостороннее, целостное восприятие встречается также и у взрослых. Например, неграмотные пастухи, умеющие считать только до 3, одним взглядом окидывают свое стадо и сразу замечают отсутствие особи.

Если медитация подавляет предполагаемую в таком виде доминантность левого полушария, то это может иметь своим следствием гармонизацию целостного и понятийного восприятия.

Важно

В своих субъективных отчетах испытуемые, практикующие медитацию, фактически говорят о некотором «новом», более осознанном и более погруженном в настоящий момент восприятии окружающего мира, наступающем сразу после медитации. Ornstein называет это деавтоматизацией познания.

Определенный тип медитативных практик (раскрывающие медитации по Naranjo) требует этого совершенно явно — предписывается непрерывное продолжительное направление внимания на то, что непосредственно происходит перед глазами.

Деавтоматизация означает лишенное времени развертывание восприятия и наличие сознания в данный момент, полное «присутствие в настоящем». Но все это не является функцией левого полушария, поскольку операционный модус левого полушария, выявленный в опытах с расщепленным мозгом, состоит именно в отражении временных структур и логическом упорядочении событий во времени [18].

Роль объекта для концентрации заключается, по–видимому, в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентрическому типу мышления (который соотносят с активностью неокортекста правого полушария) занять в сознании доминирующее место — место, которое обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления (соотносимый с активностью левого полушария).

Объект для концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига путем монополизации нервной активности левого полушария, что позволяет правому полушарию стать доминантным.

Объект для концентрации может монополизировать активность левого полушария, вовлекая его в какую–либо монотонную деятельность (например сосредоточение на мантре, дыхании или на определенных позах). Кроме того, объект для концентрации может приводить в состояние перегруженности и фрустрации левого полушария.

Это происходит в том случае, когда медитирующий размышляет над внешне парадоксальной проблемой (как в дзене) или когда он занят интенсивной физической деятельностью, как это практикуется суфистами («танцующими дервишами») [66].

Когда объект для концентрации используется эффективно, характер процесса обработки информации мозгом изменяется. «Когда рациональный (аналитический) ум затихает, интуитивный путь приводит к исключительному познанию» [66, с.112]. Это познание является целью всех медитативных методик, практикуемых их приверженцами.

Совет

Состояния самадхи, сатори могут представлять собой результат переключения в сторону доминирования правого полушария.

Доминантность же левого полушария означает следующее: те образы и впечатления, которые восприняты или созданы при участии правого полушария, левое полушарие сортирует, проверяет, оценивает, отбирает и логически упорядочивает.

Тем самым мир в представлении приобретает логически понятийную структуру. Только при наличии согласованности относительно общих понятий становится возможной коммуникация между индивидуумами, что в социуме является жизненно необходимым [18].

Для правополушарной доминанты отсутствует какая-либо психологическая модель, поскольку правое полушарие не располагает языком, способным адекватно передать что-нибудь из опыта целостного восприятия.

Как же следует называть то состояние, когда доминирует правое полушарие, функция которого состоит в том, чтобы привести все понятия и категории левого полушария в некоторую целостную взаимосвязь? Э. Дитрих считает, что такое «переживание единства» представлено в состоянии просветления [18].

С учетом асимметрии полушарий их взаимное уравновешивание выглядит как движение навстречу: более активное, доминантное полушарие снижает свою активность, противоположное же полушарие, ранее сравнительно пассивное, наоборот, активизируется.

Как известно, при стрессе может возникать разобщенность полушарий мозга, когда они перестают согласовывать свои мнения и действия. От того-то в стрессовой обстановке человек действует зачастую импульсивно и необдуманно. Овладев техниками медитации, можно научиться регулировать активность полушарий мозга.

Например, одним из способов уменьшить активность доминирующего полушария (у правшей – левого, «сознательного» полушария) является подавление его специфической функции – речи.

Обратите внимание

Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее – остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас диалога, так называемая «ментальная пауза», или «внутренняя тишина».

В измененном состоянии сознания при глубокой медитации разница между полушариями – их асимметрия – выравнивается, исчезает.

Тогда наступает для человека состояние без времени и пространства, состояние, в котором нет неразрешимых противоречий, когда совмещаются, интегрируются, казалось бы, диаметрально противоположные точки зрения, разрешаются внутренние проблемы организма – и физиологические, и психологические.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s9218t7.html

Латеральная специализация больших полушарий головного мозга

Мозг всех животных и человека билатерально симметричен – его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. У человека второй половины ХIХ века была обнаружена функциональная неравнозначность полушарий головного мозга.

Впервые доминантность левого полушария по отношению к речевым функциям была обнаружена французским хирургом и антропологом Броком (1865). У людей, страдающих моторной афазией, им были обнаружены повреждения в левой лобной доле.

Спустя десятилетие после открытий Брока Вернике показал, что поражение задней трети левой височной извилины левого полушария приводит к нарушению понимания речи и больной начинает воспринимать речь как нечленораздельные шумы. В этих случаях ведущими нарушениями являлись рецептивные функции речи.

Поэтому Вернике обозначил весь синдром как синдром сенсорной афазии. В последующие годы в неврологических клиниках велось интенсивное изучение тех дефектов сложной деятельности мозга, которые возникали при очаговых поражениях одного из полушарий.

На основе полученных фактов неврологи связали с деятельностью левого полушария не только речь, но и все высшие функции нервной системы – интеллект, сложные формы восприятия и деятельности. В результате сформировалась концепция тотального доминирования левого полушария человека.

Левое полушарие головного мозга признавалось доминирующим не только в отношении языка, но и для концептуального мышления, определенных типов моторной деятельности и ориентации тела. Правое полушарие при этом считалось «субдоминантным», «малым», «немым», второстепенным, подчиненным левому, обслуживающим его.

До 60-х годов ХХ века теория тотального доминирования левого полушария у человека почти безраздельно господствовала в неврологии. К началу 50-х годов были найдены функции, свойственные только правому полушарию. Стало очевидно, что правое полушарие вносит свой вклад в нервную деятельность.

Важно

Сложилась новая концепция о функциональной специализации каждого из полушарий. К изучению функциональной асимметрии мозга подключились биологи, физиологи, биохимики и многие другие ученые.

В результате на смену клиническим наблюдениям за больными стали разрабатываться новые методики исследований на здоровых людях и на животных. Бианки для исследований на животных предложил универсальный метод изучения – метод вызванных потенциалов.

Этот метод позволил ему установить наличие функциональной асимметрии у разных видов животных. Он выявил моторную и сенсорную асимметрию, которая носила как видовой, так индивидуальный характер. Функциональная асимметрия перестала быть уникальной особенностью человеческого мозга.

Бианки предположил, что деятельность правого и левого полушария строится на разных принципах: правое полушарие работает по принципу синтез – анализ, а левое – анализ – синтез. В основе функциональной асимметрии лежит принцип доминанты.

На современном этапе изучения функциональной асимметрии мозга у здоровых людей применяются дихотические тесты, которые базируются на учете особенностей строения мозга. Известно, что правое ухо и правое поле зрения связаны более мощными путями с левым полушарием, а левое ухо и левое поле зрения – с правым полушарием.

Если одновременно предъявлять разный материал правым и левым органам чувств, то полушария вступают в конкурентные отношения, и по особенностям восприятия удается судить о полушарной специализации. Кроме того, хорошо зарекомендовал себя метод временного выключения одного из полушарий электросудорожным ударом тока. В.Л.

Деглин (2006) показал, что односторонний электрошок угнетает не весь мозг, а только то полушарие, над которым располагались электроды. Второе полушарие остается активным.

Электроэнцефалограммы, записанные после шока, показывают поразительную картину – одно полушарие «спит» (регистрируются высокоамплитудные низкочастотные волны), а другое – бодрствует (регистрируется высокочастотная низкоамплитудная активность).

Совет

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, которые дают возможность представить функциональные возможности каждого из полушарий.

Источник: https://poznayka.org/s51985t1.html

Психосоциальные аспекты нарушения слуха. Часть 4: Функциональная специализация полушарий головного мозга

Это – четвертая часть статьи «Психосоциальные аспекты нарушения слуха». Начало смотрите здесь. Источник: Psycho-social principles of hearing impairment. Max S. Chartrand. Перевод Т. Гвелесиани. С интерпретативной точки зрения, «процесс освоения» языка (или символов, которые мы называем языком) носит достаточно латерализованный (специализированный) характер, т.к.

разные отделы мозга по-разному обрабатывают полученную информацию и по-разному реагируют на нее. Можно сказать, что понимание языка складывается из двух различных составляющих – вербальной и невербальной.

Вербальная составляющая реализуется преимущественно в височной доле ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ, где физически располагаются область Вернике (отвечающая за рецептивный язык) и область Брока (отвечающая за экспрессивный язык). Обе эти важнейшие области языковой обработки находятся в левом полушарии.

Поэтому левое полушарие занимается в основном абстрактной, логической и технической интерпретацией языка – понятиями «что?» и «о чем?». Поскольку правое ухо преимущественно латерализуется в левое полушарие, мы часто называем феномен лучшего использования и сохранения информации, поступившей справа, преимуществом правого уха (Hellige, 1993).

Аспект преимущества правого уха особенно важен в процессе реабилитации, при выборе параметров настройки, а также монауральной или бинауральной коррекции. ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ – преимущественно посредством левого уха – выполняет другую, но не менее важную, функцию.

С помощью правого полушария осуществляется пространственная, глобальная, контекстуальная и эстетическая интерпретация речи – «невербальная” составляющая общения. Таким образом, правое полушарие больше настроено на эмоции и способно «прочитать» подразумеваемый смысл речевого сообщения, не вдаваясь в логику (или ее отсутствие).

Эта способность, сильнее развитая у женщин, часто именуется “интуицией” (Johnson, 1986). В реальности это проявляется в способности женщин слушать обоими полушариями (вспомните бóльшие размеры мозолистого тела у женщин).

Приведем другой пример взаимосвязи двух полушарий: С «точки зрения» правого полушария, формирующего общую картину мира вокруг нас, обсуждать различия между теорией относительности Эйнштейна и физическими законами Ньютона, вися на кончиках пальцев над пропастью, по крайней мере, странно.

Обратите внимание

В контексте ситуации правое (холистическое) полушарие заставит левое (абстрактное) полушарие временно «замолчать». Не исключено, что правое полушарие передаст левому часть своих задач, решение которых необходимо для выхода из сложившейся критической ситуации.

Но чаще всего оно (правое полушарие) полностью принимает на себя управление организмом, включая выброс адреналина и активацию реакции «сражаться или убегать”. По возвращении на твердую почву левое полушарие примет участие в реализации посткризисных мер.

Забавное описание взаимодействия правого и левого полушарий можно найти у Williams (1993):

В отличие от доктора Джекилла и мистера Хайда, полушария не игнорируют друг друга, действуя совершенно независимо. Наше сильное левое полушарие не опутывает более слабое правое полушарие своим серым веществом. Оно не посмеет этого сделать, потому что правое полушарие в отместку вышибет из него дух, пока оно спит. Напротив, будучи функционально различными, наши полушария работают вместе, пользуясь многочисленными связующими путями, находящимися в мозге. Каждое полушарие играет свою особую роль в приеме, отборе и восприятии бессчётных стимулов, ежесекундно бомбардирующих нас. Жизнь без одного из полушарий была бы опасной и унылой, потому что мы пропускали бы много внешних стимулов.

Можете ли вы предложить лучший аргумент в пользу ношения слуховых аппаратов на обоих ушах?

Новый взгляд на значение бинаурального восприятия

Поскольку значительная часть акустической информации, поступающей в правое полушарие человеческого мозга, кодируется и передается левым ухом, мы не можем сбросить его со счетов. Напротив, для нормального развития вербального и невербального языкового общения необходимо нормальное функционирование обоих ушей, латерализованных относительно «своих» полушарий.

Наиболее эффективная реабилитация двусторонней тугоухости на символическом уровне слуха зависит от бинауральной коррекции дефекта слуха. Другие бинауральные слуховые функции, такие как бинауральная суммация, бинауральное шумоподавление, бинауральная интеграция, пространственное отображение и локализация, также реализуются обоими полушариями. Однако, они не заложены генетически.

Эти функции развиваются и созревают в процессе слушания, прислушивания и общения. Иными словами, это приобретаемые навыки. Например, в дополнение к навыку языкового общения, большинство нормально развивающихся детей вырабатывают соответствующие навыки внимания и слуховой концентрации не ранее, чем к 6-7-летнему возрасту.

В дальнейшем это помогает им в сложной акустической обстановке школьного класса (Phillips, 1976). Способность управлять вниманием и отсеивать малозначимые или ненужные звуки (способность отделять речь от шума) развивается в результате постоянного двустороннего воздействия звуковой среды.

Важно

Более того, постлингвальное ухудшение остроты слуха может вызвать специфическое временное нарушение центральной слуховой обработки, называемое фонематической регрессией (Delk, 1991). Это непропорциональное (относительно степени тугоухости) нарушение разборчивости речи, которое может сохраняться на протяжении некоторого времени после начала пользования слуховыми аппаратами.

Оно очень часто встречается при сенсоневральной тугоухости, долгое время не подвергавшейся коррекции (Palmer, 1995).

На противоположном отрезке жизненного пути

Недавними исследованиями установлено, что человеческий мозг обладает удивительными функциональными способностями, даже в преклонном возрасте.

В рамках выполняемого в настоящее время беспрецедентного исследования влияния здоровых привычек на процесс старения, проводимого Университетом Кентукки и Национальным институтом старения, 678 пожилых монахинь римско-католического ордена Сестер Нотр-Дам разрешили ученым воспользоваться своими историями болезни и согласились на посмертное исследование своего головного мозга (Chase, 1995).

Полученные на настоящий момент данные позволяют прийти к выводу о том, что наиболее интеллектуально активные сестры в меньшей степени подвержены нарушениям функции головного мозга. При этом даже симптомы естественной психической деградации проявлялись у них в минимальном объеме.

Исследуя мозг недавно скончавшейся 102-летней сестры Регины Мердженс, ученые обнаружили типичные для болезни Альцгеймера белковые бляшки. При этом, вплоть до самой кончины, у нее не было никаких признаков этого заболевания! Говорит д-р Дэвид Снойдон: “Она была одним из главных умов ордена, настоящим «золотым стандартом».

Ни у одной из 150 прекративших служение сестер, средний возраст которых составляет 85 лет, как правило, нет симптомов слабоумия или болезни Альцгеймера. В чем их секрет? Они тщательно следят за своим рационом питания, не курят и сохраняют исключительную интеллектуальную и культурную активность.

К числу повседневных занятий отошедших от активного служения сестер относятся разгадывание кроссвордов, уроки музыки, чтение, учеба, игра в карты и работа волонтерами. Но это еще не все… Зимой 1994 года автор встретился с двумя сестрами ордена Нотр-Дам в Миннеаполисе, на конференции, посвященной нарушениям слуха.

Совет

Вначале я решил, что их привело сюда собственное нарушение слуха (обе пользовались слуховыми аппаратами). Однако, оказалось, что они, прежде всего, хотят научиться методам помощи другим слабослышащим людям, в частности, сестрам, проживающим в уединенном монастыре, на севере штата.

Обе весьма положительно отзывались о слуховых аппаратах, вспомогательных устройствах и различных «стратегиях выживания», помогающих им вести очень активную и продуктивную деятельность. Я знаю, что они все еще пребывают в добром здравии, потому что регулярно получаю от них просьбы выслать перепечатки статей, посвященных проблемам слуха.

Несколько месяцев спустя я узнал, что этим двум выдающимся женщинам была посвящена статья в июльском номере журнала «Лайф» за 1994 год. Подпись под их фотографией гласила: «Монахини, которые не могут сидеть, сложа руки». Ученые всего мира признали небывалый эксперимент, на который согласились сестры этого ордена, самым революционным исследованием в истории изучения человеческого мозга.

Действительно, связь между психическим здоровьем и хорошим слухом никогда не была продемонстрирована более очевидным образом! Лауреат Нобелевской премии, гарвардский профессор Дэвид Хьюбел однажды сказал: «Мозг способен изменяться в гораздо большей степени, чем мы предполагали». Он и многие другие исследователи, занимающиеся процессом старения, обнаружили, что, несмотря на ограничения со стороны генетических факторов, человек играет главную роль в управлении скоростью старения мозга со всеми вытекающими последствиями. Как мы продемонстрируем в конце этой главы, существуют несомненные доказательства прямой корреляции между сохранностью слуха и психическим здоровьем, о чем давно догадывались практикующие аудиологи.

Психология потенциального пациента

Одной из главных ошибок исследователей, занимавшихся психологией нарушений слуха, была тенденция к чрезмерному обобщению патологии слуха и отсутствию дифференциации различных типов и степеней тугоухости. Нарушения слуха отличаются друг от друга не меньше, чем отпечатки пальцев. Различия касаются также личности, навыков и опыта пациентов.

Из-за огромного количества переменных факторов нарушения слуха не укладываются в рамки традиционных статистических исследований; как правило, все сводится к описанию отдельных случаев.

Поэтому, когда солидные университеты предпринимают попытки учета и анализа результатов, полученных на нормально слышащих людях, имитировавших тугоухость с помощью берушей, выводы, в лучшем случае, носят характер предположений. Надо признать, что некоторые закономерности действительно существуют.

Наиболее выраженные и впечатляющие результаты можно получить в случаях внезапной тугоухости (Menzel, Lovely, Kisch, 1995). Гораздо сложнее обнаружить аналогичные проявления в распространенных случаях постепенного прогрессирования тугоухости на протяжении 10, 20 или даже 30 лет.

Обратите внимание

При этом наблюдения специалистов, работающих с пациентами, зачастую дают лучший материал для анализа изменений психосоциального поведения, чем многие формализованные исследования. Дополнительную, и зачастую не менее важную, чем сама тугоухость, роль играют такие факторы, как система социальной поддержки, внешние стресс-факторы и профессия пациента.

С точки зрения реабилитации мы должны исследовать общепризнанные тенденции, связанные с нарушением слуха, в тандеме с множеством других внешних воздействий.

Обсуждая последствия различных типов тугоухости, уместно вспомнить предупреждение Sandlin (Reiter, 1990):

«…признавая единственное определение психологии нарушения слуха, специалисты сталкиваются с риском «втискивания» слабослышащего человека в конкретную личностную подгруппу и применения некоего унифицированного подхода… Каждый кандидат на использование слуховых аппаратов должен рассматриваться как мини-исследование влияния тугоухости на личность человека и психологического приспособления к тугоухости» (с. 5).

Источник: otoscop.ru

Источник: http://pro-audiologia.ru/item/234-psikhosotsialnye-aspekty-narusheniya-slukha-chast-4-funktsionalnaya-spetsializatsiya-polusharij-golovnogo-mozga

Ссылка на основную публикацию