Типология суперчерт личности, или типология г. айзенка

Теория типов личности Г.Айзенка

       Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не

более трех суперчерт, которые он называл типами. В свою очередь, каждая из этих черт

включает несколько составных черт. Эти составные черты представляют собой качества,

Обратите внимание

присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций (СР).

       Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. На самом общем уровне –типы, на следующем уровне – черты, ниже – уровень привычных реакций, внизу –

специфические реакции, т.е. реально наблюдаемое поведение.

       На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм,

экстраверсия-интроверсия и психотизм. Наиболее глубоко он исследует нейротизм и

экстраверсию-интроверсию.   В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности – по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Эти индивидуальные различия соотносятся личностными измерениями нейротизма и экстраверсии-интроверсии. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности:

       интроверсия — экстраверсия

       нейротизм (нестабильность) – стабильность

       Айзенк пытался установить нейрофизиологическую основу для каждой из суперчерт

личности.    Айзенк полагает, что в основе интроверсия – экстраверсия лежат различия в процессах торможения и возбуждения нервной системы. Айзенк считает, что у одних людей относительно сильнее возбуждение, у других – сильнее торможение. Экстраверты обладают сильной нервной системой, которая сравнительно быстро тормозит избыточную стимуляцию. Т.о.

для поведения экстравертов характерно преобладание процесса торможения. Экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей информации. Соответственно они постоянно ищут ситуации, которые могут их возбудить.    Интроверты обладают физиологическими механизмами, которые более медленно  отключают избыточную стимуляцию.

О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над  торможением характерно для поведения интровертов. Т.о. интроверты чрезвычайно возбудимы, и следовательно сильно чувствительны к поступающей стимуляции.

По этой причине они  избегают ситуаций чрезмерно сильно действующих на них.

       Интроверсия-экстраверсия связана с уровнем корковой активации.

Важно

       Экстраверт – индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на

окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими  людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям.    Интроверт – индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя.

Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». В связи с этим у

интровертов проявляется склонность к замкнутости, постоянному анализу своих собственных  психических переживаний.

       Второй фактор в модели Айзенка стабильность- нейротизм – связан с активностью

лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул. Люди с

высоким уровнем нейроизма быстрее реагируют на болезненные, непривычные и вызывающие беспокойство стимулы, чем более стабильные личности.

У них более обнаруживаются более длительные реакции, даже после исчезновения стимула.

Большая активность лимбической  системы побуждает некоторых людей приходить в большее эмоциональное возбуждение в случае угрозы или стрессовой ситуации. У этих людей сильно выражен фактор нейротичности.

       Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4

группы людей:

    1. стабильный интроверт;

    2. невротический интроверт;

    3. стабильный экстраверт;

    4. невротический экстраверт.

       Эти четыре категории людей представляют некую комбинацию высокой или низкой

Совет

оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа.С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт  личности.

       Стабильный интроверт – спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый,

миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

       Стабильный экстраверт – лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый,

разговорчивый, дружелюбный, общительный.

       Невротический интроверт – тревожный, ригидный, легко поддающийся сменам

настроения, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.

       Невротический экстраверт – ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый,

непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

       Большинство людей ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов, и поэтому не

получают столь крайние варианты характеристик как представлено выше.  Айзенк полагал, что никакая комбинация из этих типов не может быть предпочтительней, они просто разные.

  Типы личности по Айзенку представляют собой континиумы, на которых между двумя крайними точками располагаются характеристики индивидов.

Типы личности не являются  дискретными, и большинство людей не попадает под крайние категории.

       Айзенк сконструировал личностный опросник для определения индивидуальных различий по основным суперчертам. Он утверждает, что индивидуальные различия в поведении могут быть выявлены посредством факторного анализа и измерены с помощью опросников и лабораторных процедур.

Источник: https://students-library.com/library/read/65249-teoria-tipov-licnosti-gajzenka

Теория типов личности Г. Айзенка

Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт, которые он называл типами. В свою очередь, каждая из этих черт включает несколько составных черт.

Эти составные черты представляют собой качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций (СР).

Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. На самом общем уровне -типы, на следующем уровне — черты, ниже — уровень привычных реакций, внизу -специфические реакции, т.е. реально наблюдаемое поведение.

Обратите внимание

На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм, экстраверсия-интроверсия и психотизм. Наиболее глубоко он исследует нейротизм и экстраверсию-интроверсию.

В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности — по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Эти индивидуальные различия соотносятся личностными измерениями нейротизма и экстраверсии-интроверсии. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности:
интроверсия — экстраверсия

Экстраверт — индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям.

Интроверт — индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя. Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». В связи с этим у интровертов проявляется склонность к замкнутости, постоянному анализу своих собственных психических переживаний.

Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4 группы людей:Стабильный интроверт — спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Стабильный экстраверт — лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный.

Невротический интроверт — тревожный, ригидный, легко поддающийся сменам настроения, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.

Невротический экстраверт — ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

13 Таксономия «Большой пятерки» фак­торов: измерения личности в естественном языке и опросниках.

Важно

В факторных теориях личность рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг и многие другие.

Сначала происходило выделение критериев для описания личности. Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивидуальные различия в поведении.

Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личностных качеств.

Для получения окончательной таксономической структуры проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.

В результате тщательной работы были выделены пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в разных социокультурных условиях. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р.

Мак-Кра структура личности в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка).

Она состоит из следующих личностных факторов (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

 Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный)

 Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий)

 Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный)

 Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный)

 Открытость (интеллектуальный, блестящий, независимо мыслящий)

На основе Пятифакторной модели личности разработан личностный опросник

В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий среднего уровня. Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личности, а быть результатом метода, артефактом. На это указывает сходство факторов с измерениями семантического дифференциала.

По содержанию Пятифакторная модель личности – структура индивидуальных различий, а не структура личности, которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п. Предметом изучения является наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы. За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллекта, качеств личности.

14 «Топографическая модель» ор­ганизации психики. Инстинкты как движущая сила развития личности в психодинамической теории З. Фрейда.

Топографическя модель

Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень сознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Совет

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы сознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилияС точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное.

Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Инстинкты

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности.

Инстинкты жизни — все инстинкты самосохранения, поддержания жизни организма, продления жизни вида. Сексуальный инстинкт, по мнению Фрейда, являлся основной движущей силой поведения человека, этот инстинкт был назван либидо.

Энергия либидо может высвобождаться только в сексуальном поведении и несет в себе энергию всех жизненных инстинктов.

Все многочисленные сексуальные инстинкты Фрейд разделил на три, связав каждую из них с определенной эрогенной зоной: рот, анус, половые органы.

Обратите внимание

Инстинкты смерти отвечают за агрессивное поведение: жестокость, убийство, самоубийство. Инстинктом смерти Фрейд объяснял войны, революции. Именно из-за существования этих движущих сил, он считал невозможным полного отсутсвия войн и насилия. Фрейд хараткеризировал инстинкт с четфрех сторон:

Источник движущей силы — потребность или состояние личности

.Цель инстинкта — высвобождение либо восстановление энергии.

Объект— движущая сила всегда направленна на какой либо предмет: это может быть другой человек, или тело самой личности.

Выбор объекта достаточно разнообразен, более того, человек может откладывать высвобождение энергии на этот объект на вполне длительное время.

Любой поведенческий акт поведения может либо направлять энергию на определнный объект (катексис), либо наоборот, препятствовать достижению цели (антикатексис).

Стимул— необходимое количесвто энергии для удовлетворения потребностей.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/13861.html

Типологии личности

С древнейших времен предпринимались попытки определить основные типы личности. Первая классификация типов личности по темпераменту была разработана Гиппократом. Существуют физические, психологические и психофизиологические типологии личности.

Из психологической типологии наиболее интересными представляются психоаналитические типологии, которые учитывают глубинные свойства психики личности и их ориентацию на объекты окружающего мира.

Мы более подробно рассмотрим психологические типологии и модели, которые применяются давно и доказали свою эффективность в организационно-управленческой деятельности.

Типологии, основанные на теории черт

Черта личности

–  это склонность человека вести себя определенным образом

Пятифакторная модель личности «Большая пятерка» является одной из наиболее простых в использовании. В целях получения оценки работника по параметрам большой пятерки можно применять сквозной биполярный перечень Голдберга. В данной модели человека оценивают по следующим параметрам:

  • Открытость новому опыту. Характеристика отражает активный поиск нового опыта, благоприятное и позитивное отношение к непонятному, необычному, новому. Высокий балл по данному параметру получают активные, любопытные, оригинальные сотрудники, обладающие богатым воображением, отсутствием стереотипного мышления. Низкие баллы – сотрудники с ограниченным интересом, шаблонным мышлением, приземленные, недоверием к новому. Нельзя говорить, что высокие баллы – всегда хорошо, а низкие – плохо. Все зависит от того, кого мы ищем, на какую должность и род деятельности в организации нанимается данный человек. Если мы ищем сотрудника для отдела рекламы, который будет заниматься продвижением и развитием, то нам не подойдет сотрудник, который мыслит стандартно и не отличается воображением. Но, если нам нужен хороший исполнитель рутинных обязанностей, то креативный и неусидчивый сотрудник нам не подойдет.
  • Сознательность. Характеристика отражает уровень мотивированности, организованности, требовательности к себе и другим. Высокий балл характеризует человека целеустремленного, организованного, надежного, аккуратного, пунктуального и дисциплинированного. Низкий балл – ленивого, небрежного, слабовольного, беспечного. В данном случае, наниматель, естественно, будет заинтересован в человеке, который проявляет максимум сознательности и ответственности. Но, иногда хоть и неорганизованный, но творческий и талантливый сотрудник может быть весьма полезен.
  • Экстраверсия. Характеристика отражает интенсивность и широту межличностных взаимодействий, уровень активности, потребность во внешней стимуляции. Экстраверты постоянно требуют внимания от окружающих, эти люди общительны, открыты к новому, готовы к быстрым реакциям (легкие на подъем), раскованные, вспыльчивые, оптимистичные, поверхностные в восприятии явлений и людей. Интроверты живут замкнуто, в своем внутреннем мире, они серьезные, малообщительны, склонны к ограничению внешних контактов. Ошибкой руководителя может стать назначение интроверта на должность, которая требует активных контактов с партнерами, клиентами и т.д. А экстраверт будет некомфортно чувствовать себя в закрытом кабинете, в одиночестве, с большим количеством бумаг и документов.
  • Доброжелательность. Данная характеристика отражает отношение человека к другим. Высокий балл получаю доброжелательные, доверчивые, великодушные, сердечные люди, а низкий балл – грубые, циничные, раздражительные, мстительные и подозрительные. Всегда приятно, когда в твоем коллективе работаю доброжелательные, отзывчивые коллеги, но многие современные организации благоволят к жестким, нечувствительным, честолюбивым сотрудникам, а добродушие и мягкость сегодня часто воспринимаются как слабость.
  • Невротизм. Характеристика отражает уровень приспособленности человека к эмоциональной нестабильности (стабильности), реакции на стрессовые ситуации. Высокий балл характеризует эмоционально беспокойных, неуверенных, напряженных, чувствительных к неудачам, ипохондрика, склонного к самообвинению. Низкий балл свойственен уравновешенному, холодному, спокойному, довольному собой и неспособного к состраданию человеку. Если мы ищем сотрудника на должность менеджера, например, то важным критерием выбора будет параметр стрессоустойчивости кандидата.
Читайте также:  Гипноз для успешного публичного выступления

Портрет личности по Р. Кеттеллу

Прим помощи специального опросника можно получить 16-разрядный профиль личности. Р. Кеттелл взял за основу 16 пар качеств, которые на его взгляд наилучшим образом определяют свойства личности, существующие в обычной жизни и трудовой деятельности.

Практика использования данного метода отражает наличие ряда устойчивых степеней выраженности тех либо иных качеств у представителей различных профессий. Тест часто используется при проведении профессионального отбора.

Тест существует уже более 50 лет и неоднократно подтверждал свою надежность. 

Кеттелл выделил 16 пар качеств, по которым можно оценить индивида:

  1. замкнутый – общительный,
  2. менее сообразительный – более сообразительный,
  3. эмоциональный – эмоционально устойчивый,
  4. почтительный (подчинение) – независимый (доминирование),
  5. серьезный – легкомысленный,
  6. свободный от норм – законопослушный,
  7. робкий – смелый,
  8. мужественный – женственный,
  9. доверчивый – подозрительный,
  10. практичный – романтичный,
  11. прямолинейный – дипломатичный,
  12. уверенный в себе – тревожный,
  13. консервативный – радикальный,
  14. ориентированный на группу – ориентированный на себя,
  15. неуправляемый – управляемый,
  16. раскованный – напряженный (таблица 1)

Таблица 1 – Набор качеств, определяемых с помощью опросника Р.Кеттелла

Фактор     Характеристика     Степеньвыраженности Характеристика
1. А Замкнутый (отчужденность, холодность, любит одиночество, безучастность)

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/tipologii-lichnosti/

Типы личности по Айзенку

Важнейшим достижением Айзенка было то, что он первый в мире науки четко разделил типы поведения человека по чертам характера.

На теорию теста IQ Айзенка в основном повлияли взгляды трех ученых: Сирила Берта, Ивана Павлова и Чарльза Спирмена, лекции которого часто посещал Ганс. Проанализировав их взгляды, Айзенк сделал вывод – структура личности объединяет психометрия.

[Психометрия – измерение и оценка характеристик человека методом тестирования и статистики.] И биологические компоненты. Ганс проводил тестирование, анализировал биографии, физические и физиологические показатели, статистику.

На основе своих исследований Айзенк определил, что организация человеческого поведения является иерархической и состоит из четырех уровней, которые и описывают результаты теста на iq.

Самый низкий уровень – это специфические действия и мысли человека, индивидуальное поведение, которые могут быть, а могут и не быть характеристикой личности.

Следующий уровень – это уже привычные действия и мысли, которые при определенных условиях повторяются. Третий уровень –  стали, индивидуальные черты (trait) человека, например настойчивость.

И самый высокий уровень – это тип или суперфактор личности.

Айзенк выделил основные характеристики личности: интроверсия [Интроверсия – тип личности, ориентированный «внутрь».] – Экстраверсия [Экстраверсия – тип поведения, ориентированный на внешний мир.]; нейротизм (нестабильность) – стабильность. Этот раздел относится к четвертому, самому высокому уровню иерархии модели человеческой личности.

Первым определение «экстраверсия» и «интроверсия» ввел Карл Юнг, а Айзенк их дополнил, создавая тест на iq. По мнению Айзенка, главное отличие между экстравертами и интровертами – уровень возбуждения коры головного мозга. Этот психологический фактор является в основном наследственным, биологическим.

У экстравертов уровень возбуждения ниже, потому экстраверты являются лидерами, общительными, открытыми, импульсивными людьми. Они нуждаются в активной деятельности, постоянной стимуляции и возбуждения. Экстраверты любят покорять вершины гор, быструю езду на автомобиле, однако им быстро надоедает занятия тем или иным делом, и они время от времени нуждаются в новом опыта и свежих эмоций.

Важно

У интровертов, напротив, уровень возбуждения выше, они тихие, пессимистические, пассивные и молчаливые. Интроверты серьезно относятся к жизни, редко участвуют в активных социальных событиях и не любят управлять людьми. Они, в отличие от экстравертов, редко испытывают скуку или потерю интереса к своей работе.

Следующий суперфактор – нейротизм, который характеризуется эмоциональной возбужденностью, беспокойным поведением. Айзенк отмечал, что тревога, истерия, склонность к антисоциального поведения также чаще всего наследственное происхождение. Пройдя тест на iq Айзенка можно легко определить этот параметр.

Еще Айзенк ввел новый термин в изучение личности: психотизм, или Сверх–Я. Эта характеристика помогает определить самооценку человека, насколько личность эгоистична, внимательная или безразлична к другим, своим близким. Айзенк отмечал: четко выраженный психотизм вызывает конфликт человека в обществе. Важно, что в личности чаще всего объединены черты нескольких факторов.

Айзенк был уверен: внешний мир, детские переживания почти не влияют на формирование личности, в основе различий между людьми – наследственность и биологическая составляющая.

Айзенк доказывал, что генетически передается предрасположенность вести себя в определенной ситуации так или иначе. Тип человека связан с такими социальными вопросами, как наркотики, сексуальное поведение, преступность, творчество.

Насколько генетика влияет на поведение, не изучена до сих пор, и многие психологи, проводя тест на iq, считают Айзенк прав.

Теория Айзенка является ценной тем, что каждый по опроснику может определить свой тип личности. Для этого ученый предложил ответить на легкие вопросы по вкусам, предпочтениям, социальной позиции отдельного человека. Затем, после подсчета результатов, определяется тип личности.

Почему для нас это важно? Если человек не сможет правильно разобраться в себе, то ему будет очень трудно принять оптимальное решение, найти свое место в жизни.

Совет

По Айзенку, причина всех ошибок человека – неправильное восприятие себя как личности.

Поэтому такой опросник полезно обработать каждому, чтобы человек посмотрел с другой стороны не только на членов семьи или друзей, но и на себя самого.

Источник: http://aseno.ru/archives/295

Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида по Айзенку, Юнгу и другим | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

«Личность» как общенаучный и житейский термин означает:

  1. человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова);
  2. устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Хотя эти два понятия – лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик – терминологически вполне различимы, но употребляются как синонимы довольно часто.

В психологии под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необ-хо-димую последовательность и устойчивость.

В зависимости от того, в чем именно усматривается такое начало, теории личности подразделяются на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальные (К. Адлер, К.

Хорни и другие неофрейдисты), психостатические («факторные» – Р. Кеттел, Д. Айзенк и др.).

Исходя из указанных теорий осуществляется типологизация личности.

Типы личности – модели (исследовательские схемы) личности, используемые в психологии и социологии в качестве образцов, основ для группировки при описании, классификации, изучении, упорядочении различных множеств индивидов (личностей).

Различают конкретно-исторические типы личности, идеальные типы, отвечающие некоторым теоретическим концепциям, эмпирические группировки обследованных лиц.

В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связываются с особенностями и характеристиками общественно-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория социально-исторический тип личности используется для обозначения некоторых совокупностей характеристик личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества.

В западной психологии распространены типологии, учитывающие преимущественно личностные показатели (свойства и черты индивидов, порождаемые изначально присущими им ориентациями). Такова например типология К.

Обратите внимание

Юнга, включающая типы личности, выделенные с учетом таких признаков, как сензитивность, мыслительность, переживание оценки, интуитивность, экстравертивная или интровертивная направленность. Существует и типология, предложенная Э.

Фроммом, который выделяет следующие элементы личности: накопительство, ориентация на обмен, на восприятие, на использование и др.

Отзвуки персонологических классификаций можно выявить во многих социально-психологических типологиях (в частности, при построении типологии личности по признаку конформности личности относительно норм группы и общества, типологии направленности и управляемости личности).

В эмпирических исследованиях имеет значение типологизация – группировка испытуемых, сходных с неким усредненным образом.

Выделение многочисленных характеристик, показателей, черт личности (в частности, с помощью факторного анализа) позволяет построить многомерное пространство ее признаков – личное пространство.

Обращение психологов к проблемам типологизации личности обусловлено потребностью прогнозировать ее поведение и развитие, необходимостью разработки оптимальных вариантов ее обучения и воспитания.

Согласно концепции Х. Айзенка основными характеристиками личности являются экстраверсия и интроверсия (направленность личности вовне и вовнутрь, что проявляется в ее мироощущении и поведении). По Х.

Айзенку, в их основе лежат врожденные особенности нервной системы (в частности, баланс между процессами возбуждения и торможения). Этим определяется и социальный характер личности (например, склонность к преступлениям). Другой важной чертой личности Х. Айзенк считает невротизм (степень эмоциональной стабильности).

Важно

За пределами этой концепции остаются мировоззрение, идеалы, ценности и иное; личность, по Х. Айзенку, – явление психобиологическое.

Большое влияние на практику оказывает оценка способностей индивида в результате исследований Х. Айзенка по психодиагностике.

Он считал, что одаренность человека в той или иной области обусловлена наследственностью и может быть измерена при помощи тестов.

Не обращаясь к качественному анализу умственной деятельности, основной характеристикой интеллекта Х. Ай-зенк считал скорость протекания мыслительных процессов.

Исследования индивидуально-психологических качеств на основе факторного анализа осуществлял Дж. Кеттел. Он основывается на статистическом подходе – применении серии тестов (испытаний) в целях диагностики.

По К. Юнгу, проблема человечества заключается не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофы, сколько в опасности психической эпидемии, т. е.

в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для К.

Юнга этот «решающий фактор» сфокусирован в бессознательной психике, которая является реальной угрозой; «мир висит на тонкой нити, и эта нить – психика человека».

Совет

Идея психической энергии, саморегуляции тесно связана с аналитической психологией психологических типов. Различают несколько таких типов.

Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом.

Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять психическую энергию (или либидо) вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.

Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействуя с другими людьми, и делается беспокойным, больным, оказываясь в одиночестве, в однообразной среде. Слаба связь экстраверта с субъективным внутренним миром, он избегает встречи с ним.

Любые субъективные запросы он оценивает как эгоистические.

Интроверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться внутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии, чувства.

Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту (сам с собой) в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.

Интроверт имеет свою собственную компанию, свой тесный мирок и немедленно замыкается в больших группах.

Наряду с экстравертами и интровертами К. Юнг выделяет четыре функциональных типа личности, основываясь на четырех главных функциях: мышлении, чувстве, ощущении, интуиции. Каждый потенциальный индивид располагает всеми четырьмя функциями, хотя на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой и становится ведущей.

Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке жизненного опыта под эти формулы.

Чувственный тип больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных отношений партнерства являются здесь главной целью.

Самое большое удовлетворение человек испытывает от эмоционального контакта с другими людьми.

Обратите внимание

В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом по поводу личных дел других. О таких людях иногда говорят: «Вечно он суется не в свои дела».

Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, здесь и сейчас.

Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах без сложного размышления или туманного воображения.

Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности жить в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.

Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, вытекающих из его внутреннего активного восприятия.

Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное является приманкой для данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей.

Читайте также:  Что означает имя надежда – характеристика имени надежда, толкование имени надежда

Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми.

Источник: http://uclg.ru/education/psihologiya/obshhaya_psihologiya/lecture_tipologii_lichnosti__osnovyivayuschiesya_na_svoystvah_individa_po_ayzenku__yungu_i_drugim.html

Теории личности. — Теория типов личности Ганса Айзенка

Страница 27 из 42

Теория типов личности Ганса Айзенка.

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположе­ны иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из несколь­ких составных черт.

Эти составные черты представляют собой либо более поверх­ностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, при­сущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций.

Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонст­рирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встре­чает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реак­цией приветствовать другое лицо.

Важно

Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями — такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общи­тельности, которая обычно существует совместно с предрасположен­ностью реагировать в ключе активно­го, живого и уверенного поведения.

В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.

Рассматривая иерархическую модельличности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений парамет­ров на континууме.

Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди в соответствии с выраженностью данного качества.

Таким образом, экстраверсия -это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

Основные типы личности. Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблю­дение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физио­логические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личнос­ти.

В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсия и нейротизм-стабильность. Эти два измерения личности ортогональны, т.е. они статистически не зависят друг от друга.

Соответственно людей можно разделить на четыре группы, каждая из кото­рых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазо­не одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Таким образом с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи.

Совет

Большинство людей склонны быть ближе к средней точке — в обоих диапазонах типов и по­этому получают не столь экстремальные характеристики, как в табл. 3.

В табл. 3 представлены четыре категории людей, описанные Айзенком на основе выраженности двух независимых параметров.

Каждая категория, включая составляющие ее черты, является результа­том комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким либо низким уровнем стабильности и нейротизма.

Как видно из табл. 3, люди, которые являются одновременно интровертиро­ванными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботли­выми и внимательными.

И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма пред­полагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, покладистость и общительность.

И на­конец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессив­ными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое зна­чение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакой из комбина­ций этих типов личности не может быть отдано предпочтение.

Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и нега­тивные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведе­ния. Они просто разные.

Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм — сила суперэго. Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям.

Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм — это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью.

Обратите внимание

Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.

Источник: https://libsib.ru/obschaya-psichologiya/teorii-lichnosti/teoriya-tipov-lichnosti-gansa-ayzenka

Теория типов личности Айзенка (стр. 2 из 4)

С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду.

Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов.

Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин «проприум».

Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец проприативное стремление.

Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания «зрелой личности», заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:

зрелый человек имеет широкие границы «Я»;

зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;

зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;

зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;

зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;

зрелый человек обладает цельной жизненной философией;

Важно

А вот теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма.

Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение.

Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ.

Р. Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное у Кеттела понятие.

Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные.

Динамические черты можно разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.

Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик.

Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени.

Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.

1.2 Теория типов личности Ганса Айзенка

Ганс Айзенк – еще один представитель диспозиционного направления.

Совет

Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел.

По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно.

В противоположность ему, Кеттел заявляет, что основные составляющие элементы личности выявляются путем применения батареи тестов и последующей обработки данных. Таким образом, подход Айзенка более жестко связан рамками теории, чем у Кеттела.

В отличие от Кеттела, Айзенк был также убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами). Как вы, возможно, помните, Кеттел приводит по крайней мере 16 черт или факторов, составляющих структуру личности.

И наконец, Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью. Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк прав.

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (приложение А) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт.

Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.

Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо.

Обратите внимание

Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т.д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности.

Как это проиллюстрировано в приложении А, на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.

Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме.

Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью данного качества.

Таким образом, экстраверсия – это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

Глава II Методы исследования и развития личности в исследованиях Ганса Айзенка

2.1 Методики исследования типов личности Айзенка

В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952).

В дальнейшем он определил третий тип — психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал «возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения». Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры личности. На рис.

27.2 изображена иерархическая структура факторов Айзенка — P, E и N.

Все три типа биполярны, и если на одном конце фактора E находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия (Introversion).

Важно

Точно так же фактор N включает в себя нейротизм на одном полюсе и стабильность (Stability) — на другом, а фактор P содержит на одном полюсе психотизм, на другом — сильное «супер-Я» (Superego strenght).

Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Распределение характеристик, относящихся к каждому типу, скорее, бимодальное, чем унимодальное.

Например, распределение экстраверсии очень близко к нормальному, подобно распределениям уровня интеллекта и роста. Большинство людей оказываются в центре холмообразного распределения; таким образом, Айзенк (1994с) не считал, что людей можно разделить на несколько взаимоисключающих категорий.

Айзенк применял дедуктивный метод научного исследования, начиная с теоретических построений, а затем собирая данные, логически соответствующие этой теории. Как мы уже указывали, теория Айзенка основана на использовании методик факторного анализа.

Сам он, однако, утверждал, что одних только абстрактных психометрических изысканий недостаточно для измерения структуры свойств человеческой личности и что черты и типы, полученные с помощью факторно-аналитических методов, слишком стерильны и им нельзя приписывать никакого значения до тех пор, пока не доказано их биологическое существование.

Читайте также:  Как снять детские и подростковые стрессы

Айзенком было установлено четыре критерия для идентификации факторов. Во-первых, должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия — фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. Другие исследователи, принадлежащие к независимым лабораториям, также должны быть способны получить этот фактор.

Второй критерий — фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Этот критерий исключает из рассмотрения выученные характеристики, такие, как, например, умение подражать голосам известных людей или политические и религиозные убеждения. Третье — фактор должен иметь смысл с точки зрения теории.

Последний критерий существования фактора — это его социальная уместность (social relevance), то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям, например, таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации (accident proneness), выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.

Источник: http://MirZnanii.com/a/199869-2/teoriya-tipov-lichnosti-ayzenka-2

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет вам узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

Пройдя  тест на темперамент Айзенка, вы сможете лучше познать свое собственное Я. Вы поймете, что представляет из себя ваш характер и сможете занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе.

Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы.

Совет

Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив.

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента):

Инструкция.

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Стимульный материал к Личностному опроснику Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента).

  1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?
  2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?
  3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
  4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?
  5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
  6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?
  7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
  8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?
  9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?
  10. Нравится ли вам находиться среди людей?
  11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?
  12. Упрямитесь ли вы иногда?
  13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?
  14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
  15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?
  16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?
  17. Вы по натуре живой человек?
  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
  19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?
  20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
  21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
  22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
  23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?
  24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?
  25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?
  26. Часто ли вы думаете о своей работе?
  27. Очень ли вы любите вкусно поесть?
  28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?
  29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?
  30. Хвастаетесь ли вы иногда?
  31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?
  32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
  33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
  34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?
  35. Бывают ли у вас головокружения?
  36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
  38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
  39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?
  40. Беспокоят ли вас ваши нервы?
  41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?
  42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
  43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
  44. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?
  45. Бывают ли у вас сильные головные боли?
  46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
  47. Трудно ли вам заснуть ночью?
  48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?
  49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
  50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
  51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
  52. Часто ли с вами случаются неприятности?
  53. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?
  54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
  55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?
  56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?
  57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?


Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Экстраверсия — интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;
  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия — интроверсия:

  • больше 19 — яркий экстраверт,
  • больше 15 — экстраверт,
  • больше 12 — склонность к экстраверсии,
  • 12 — среднее значение,
  • меньше 12 — склонность к интроверсии,
  • меньше 9 — интроверт,
  • меньше 5 — глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 — очень высокий уровень нейротизма,
  • больше 13 — высокий уровень нейротизма,
  • 9 — 13 — среднее значение,
  • меньше 9 — низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 — неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
  • меньше 4 — норма.

Описание шкал

Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах.

Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности.

Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей.

Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя.

Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы.

Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.

Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности.

Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Круг Айзенка.

Пояснение к рисунку «круг Айзенка»:

Сангвиник = стабильный + экстравертированный

Флегматик = стабильный + интровертированный

Меланхолик = нестабильный + интровертированный

Холерик = нестабильный + экстравертированный

Обратите внимание

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная.

Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения.

При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний.

Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности.

При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими.

Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений.

Важно

Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит.

В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться.

Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность.

В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами.

При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии личности.

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Более подробную информацию вы можете найти в книге «Тест Айзенка».

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Анкета Ориентация, И.Л. Соломин (Опросник профориентации. / Методика оценки профессиональных интересов и способностей. / Тест Соломина И.Л.)
  • Вперед: Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. (Диагностика доминирующего эмоционального состояния. / Методика изучения эмоций. / Тест на настроение)

Источник: https://psycabi.net/testy/369-lichnostnyj-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-ajzenku-metodika-opredeleniya-temperamenta

Ссылка на основную публикацию