Упражнения и игры на регуляцию поведения

Картотека на тему: Игры, влияющие на развитие саморегуляции поведения детей дошкольного возраста

Игры, развивающие произвольность и саморегуляцию детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Воронина Н.В.

Тихий колокольчик (для детей с 4 лет)

Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.

Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

Шалтай-болтай (для детей с 4 лет)

Цель: снятие мышечного напряжения, расслабление

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела. Взрослый произносит: «Шалтай-болтай висел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне». Дети падают на ковер. Упражнение повторяется несколько раз. Взрослый следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Надоедливая муха (для детей с 4 лет)

Цель: учить концентрироваться на отдельных частях своего тела, контроль за мелкими движениями

Обратите внимание

Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас пригревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и села на лобик. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружиться вокруг глаз – поморгайте ими. Перелетела на щеку, затем на другую – подвигайте губами, надуйте щеки. Уселась на подбородок – подвигайте челюстью и.т.д.

Я кубик несу и не уроню (для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.

Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.

Шаловливая минутка (для детей с 4 лет)

Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности

Детям объясняют: «Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать… Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Упражнение повторяется 2 – 3 раза

Рисование ладонями (для детей с 4 лет)

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.

Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.

Море, море, море…(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)

Рыбы, рыбы, рыбы…(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)

Горы, горы, горы…(медленные прикосновения всей ладонью)

Небо, небо, небо…(снова поглаживания)

Затем дети меняются ролями.

Час тишины и час «можно» (для детей с 4 лет)

Цель:  ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать.

Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д.

«Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Речка — Берег (для детей с 4 лет)

Важно

Цель: развитие концентрации внимания, коррекция импульсивности, стимуляция физической активности

На полу в линию лежит длинная веревка, представляющая морской берег. Дети встают с одной стороны «на берег». Когда ведущий крикнет «Речка!» все перепрыгивают через линию вперед. Если он кричит «Берег!», то все перепрыгивают назад. Если ведущий кричит «Берег!» дважды, дети, которые перепрыгнули в «Речку», выбывают из игры.

Снеговик (для детей с 4 лет)

Цель: снятие мышечного напряжения чередованием напряжения и расслабления

Наступила зима. Выпал снег. Ребята слепили снеговика (дети стоят, широко расставив ноги). 

Ночью был сильный мороз, и снег стал крепким, как лед (напрягают мышцы ног, рук и шеи).  

Утром выглянуло солнышко, стало тепло, снеговик начал таять. Подтаяла голова (расслабляют мышцы шеи), затем плечи, руки (расслабляют мышцы рук), ноги (расслабляют мышцы ног). 

Растаял снеговик и превратился в лужицу (ложатся на ковер).

Следите за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Стойкий оловянный солдатик (для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации

Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы — стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя.

Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное — вы смогли справиться со своим поведением.

 Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.

Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи (для детей с 5 лет)

Цель: снятие речевых зажимов, сплочение группы

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей.

Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется.

В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Запрещенное движение

Цель: развитие произвольности и внимания.

Совет

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.

Запретное число

Цель: развитие внимания, формирование произвольности

Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).

Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух. 

Невидящий – не слышащий

Цель: развитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности

Ведущий дает команду: «Невидящий» — дети выполняют движения только по словесному сигналу. Когда говорит: «Неслышащий» — дети выполняют задание только по показу.

Схвати предмет (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, баланс механизмов возбуждения и торможения.

Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий называет различные числа. Когда называется, например, число 5, нужно схватить предмет.

Копна – Тропинка — Кочки (для детей с 5 лет)

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

 Если ведущий говорит: «Копна!», — дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки.

Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

Рояль (для детей с 6 лет)

Обратите внимание

Цель: развитие внимания, тактильного восприятия, коррекция импульсивности, сплочение группы

Дети сидят в кругу, положив левую руку на правое колено соседа слева, а правую на левое колено соседа справа. Колени – клавиши.

По часовой стрелке начинают хлопать ладошками по коленям соседей, увеличивая скорость. Если кто-то ошибся, то он убирает одну руку, если ошибся второй раз – выбывает из игры. Победит самый внимательный.

 Упражнение лучше выполнять, когда группа уже сплочена, дети доверяют друг другу.

Кулак – ладонь – ребро (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

Пол – нос – потолок (для детей с 5 лет)

Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания

Психолог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

«Да и нет» — не говори (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления

Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»

ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ?    ТЫ МАЛЬЧИК?     ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ?     ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?

ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ?    ТЕБЕ 6 ЛЕТ?    ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ?    СЕЙЧАС ЗИМА?                        

Важно

ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ?    У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА?     ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ?    ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?

НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ?    КОРОВЫ ЛЕТАЮТ?      ЗИМОЙ ЖАРКО?    СОЛНЦЕ СИНЕЕ?   

ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ?   ЛЕД ТЕПЛЫЙ?    ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ?   ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?

Зеваки (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успевает выполнить задание, выбывает из игры. Важно добиться синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно изменить (3 притопа, поворот вокруг себя, 1 хлопок)

Молчу — шепчу — кричу (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости речи и поведения.

Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках.

Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно.

Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Говори по сигналу (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции

Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка.

Совет

Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

 Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т.д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое «я». 

Слушай команду (для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Вне-запно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ве-дущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений.   

Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности

Слушай хлопки (для детей с 5 лет)

Читайте также:  Правильное здоровое питание – рецепты для всех

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.

 Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу.

 Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Расставь посты (для детей с 5 лет)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Обратите внимание

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает на-правление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться.

Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.).

Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

Расскажем и покажем (для детей с 5 лет)

Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля координации движений.

 Дети выполняют движения под рифмовку.

Руку правую – на плечо

Руку левую – на бочок

Руки в стороны, руки вниз

И направо повернись

Руку левую – на плечо

Руку правую – на бочок

Руки верх, руки вниз

И налево повернись

     Упражнение повторяется несколько раз

Повторение ритма (для детей с 6 лет)

Цель: развитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.

Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают вопрос: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»   

Прошепчи ответ (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей — прошептать ответ. Вопросы:

  • Какое сейчас время года?
  • Как называется наш город?
  • Как называется детеныш коровы?
  • Сколько лап у собаки?
  • Какие дни в недели выходные? И.т.д.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/05/16/igry-vliyayushchie-na-razvitie-samoregulyatsii

Комплекс упражнений по обучению регуляции собственных эмоций и поведения

Комплекс упражнений по обучению регуляции собственных эмоций и поведения.

  1. У
    пражнение «Мои лица»

Цель: помочь обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими.
Время: 10 минут.

Материалы: бланк с рисунками и фломастеры.Процедура проведения. Ведущий дает инструкцию: Сейчас я вам раздам листы, на которых изображены лица. Дорисуйте картинки так, как предложено. А теперь поговорим о том, что у нас получилось.

Анализ:

Когда у тебя бывает такое лицо?Как еще окружающие могут понять, что тебе грустно? Как бы ты выразил свои переживания?

Предпочитаешь ли ты выражать свои чувства или держать их в себе?

  1. Упражнение «Фейерверк эмоций».

Цель: снятие напряжения, разминка, создание положительного настроя.

Время: 5 минут.

Процедура проведения: Ведущий делит группу на подгруппы. Представителю каждой подгруппы предлагается вытащить бумажку с названием какой-нибудь эмоции. Эмоции — это душевное волнение, испытываемое человеком в какой-либо ситуации. Задание: каждая подгруппа должна изобразить эту эмоцию с помощью выразительных движений (это позы, жесты, мимика).

Анализ:

Трудно ли было изображать эмоцию движением тела?

Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?

Цель: развитие умения управлять эмоциями с помощью дыхательных техник.

Время: 5 минут.

«Дыхание плача».

Процедура проведения. Ведущий дает инструкцию: Представьте себе, что вы плачете — делаете вдох, на всхлипе. После вдоха — паузы нет, сразу делаете продолжительный выдох (можно произносить звук «хооо», «фууу», «фффф»). После выдоха следует естественная пауза 1-2 с (в это время не дышать). После этого снова сделать короткий вдох.

«Дыхание уступами»

Процедура проведения. Ведущий дает инструкцию: Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

  1. Упражнение «Нарисуй эмоцию».

Цель: развитие умения направлять эмоции в художественную деятельность, снятие психо-эмоционального напряжения.

Время: 5-10 минут.

Процедура проведения. Ведущий дает инструкцию: нарисуйте то чувство или эмоцию, которую вы испытываете в данный момент, даже если это негативная эмоция, выплесните ее на лист бумаги с помощью красок.

  1. Упражнение «Ааааа и Иииии»

Цель: развитие позитивного образа «Я»; поднять настроение, вселить оптимизм.Время: 10 минут.

Техника проведения: участники группы стоят в кругу.

Энергия из звука «Аааааа»

Процедура проведения. Ведущий дает инструкцию:Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа».

Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли.

На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута.)

Энергия из звука «Иииии»

Процедура проведения. Ведущий дает инструкцию:: На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Иииии».

Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука… А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы…

(30 секунд.) В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы почувствовать, какие звуки придают больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками «Ааааа», «Иииии», «Ооооо» или «Ууууу».

Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.Анализ:

Расскажите о вашем состоянии.

Цель: избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.Время: 10 минут.Процедура проведения. Ведущий дает инструкцию: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.

Важно

Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену».

Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи.

При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки…

Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Анализ: Расскажите о вашем самочувствии после выполнения упражнения

Цель: развитие умения управлять эмоциями с помощью дыхательных техник.

Время: 5 минут.

«Дыхание плача».

Процедура проведения. Ведущий дает инструкцию: Представьте себе, что вы плачете — делаете вдох, на всхлипе. После вдоха — паузы нет, сразу делаете продолжительный выдох (можно произносить звук «хооо», «фууу», «фффф»). После выдоха следует естественная пауза 1-2 с (в это время не дышать). После этого снова сделать короткий вдох.

«Дыхание уступами»

Процедура проведения. Ведущий дает инструкцию: Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Анализ: Расскажите о вашем самочувствии после выполнения упражнения.

  1. Упражнение для расслабления «Белое облако».

Цель: расслабление, релаксация, снятие напряжения и тревоги.

Время: 10 минут.

Процедура проведения. Ведущий дает инструкцию: Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко.

Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной.

Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы — маленькое белое облачко.

Совет

Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Источник: https://multiurok.ru/files/komplieks-uprazhnienii-po-obuchieniiu-rieghuliatsi.html

Упражнения для развития произвольной регуляции

Цель игры: развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительный образ. Взрослому. В эту игру лучше играть с детьми, которые уже умеют хоро­шо писать. Прочитайте ребенку три раза слова. Он должен их вниматель­но послушать и запомнить в той последовательности, в которой вы их читали.

Выполняя задание, предложите ребенку представлять те слова, которые вы читаете, написанными разными способами.

На­пример, слово может быть написано мелками на школьной доске или его разрешено представить в обзоре горящей надписи — пусть по­фантазирует! А чтобы ребенок правильно запомнил последователь­ность, предложите ему представить, что он встречает названия этих слов, двигаясь по хорошо известной ему дороге (из дома в школу).

Запомнив слова, ребенок должен ответить на вопросы. Если он все запомнит правильно, то он сможет составить новое слово по первым буквам запоминаемых слов. Задания ПОЛ, ОЗЕРО, ДРОВА, АИСТ, РУКА, ОБДД, КИНО Сколько всего было слов? Запиши самое короткое слово.

Правда ли, что все слова заканчивались на гласную букву? Запиши второе слово с конца. Правда ли, что последним было слово «ЛУНА»? Правда ли, что во всех словах была буква «О»?

СОЛЬ, НЕБО, ЕЛЬ, ГНОМ, ОКЕАН, ПЕС, АКУЛА, ДАЧА Запиши слова, которые состояли из пяти букв. Сколько было всего слов? Правда ли, что первым было слово «СОЛЬ»?

Правда ли, что все слова начинались с буквы «Л»? Сколько было слов, обозначающих название животного? Было ли слово «МЕТЕЛЬ»? Ребенку: «Представь, что ты обучаешься в настоящей школе развед­чиков. Разведчик должен уметь запоминать важную информацию в любых экстремальных ситуациях, даже в то время под рукой нет ниче­го, что может помочь сохранить информацию.

Читайте также:  Главные причины и симптомы клинической депрессии

Сейчас у тебя будет урок—тренировка. Запомни слова, кото­рые я тебе прочитаю три раза. Они непростые, это шифровка, очень важно запомнить не только все слова, но и их последовательность. Для этого тебе необходимо представить, что ты идешь по хорошо известной тебе дороге, а слова как будто записаны разными спо­собами на разных предметах, домах, заборах, которые тебе встре­чаются….

Цель игры: развитие слухоречевой памяти с опорой на об­разное представление и логическое мышление. 1-й вариант игры Взрослому: Задача ребенка — нарисовать изображения точно по ин­струкции, запомнив ее на слух. Задания читаются ребенку 3 раза. Они даны по степени возрастания сложности.

Подчеркните важ­ность выделения в содержании прочитанного самого главного. При необходимости приведите ребенку какой-нибудь пример. Задания 1.Нарисуй пять ромбов разного цвета и объёма. По­следний ромб должен быть синего цвета, средний должен быть самый большой. 2.Нарисуй шесть мячей разного цвета и объёма.

Обратите внимание

Ше­стой мяч должен быть красного цвета, первый — с полоска­ми, а третий — самый маленький. 3.Нарисуй семь воздушных шаров разного цвета и раз­мера, следующий шар должен быть зеленого цвета, у среднего нари­суй ниточку, четвертый шар должен быть самым большим. 4.Нарисуй семь рамок для картин разного цвета и раз­мера.

Третья рамка должна быть желтого цвета, в последней изображен цветок, а пятая должна быть овальной формы. Ребенку:

«Давай поиграем в корреспондентов. Любой корреспондент должен уметь легко запоминать и конспектировать самую сложную информацию.

Сейчас я прочитаю тебе задание, а ты постарайся все запомнить и выполнить в точности. Я буду читать тебе задание все­го три раза, первый раз — чтобы ты познакомился с заданием, вто­рой — чтобы ты запомнил его, а третий — чтобы ты смог прове­рить, все ли правильно ты запомнил.

В то время я буду читать, поста­райся мысленно представлять то, о чем я читаю. Тебе будет легче запомнить и правильно выполнить задание, если ты выделишь из текста по порядку все только самое важное».

Источник: http://director.edu54.ru/node/87448

Игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента

Игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента.

  1. «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций)

Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план хода. Выразительные движения: левая рука упирается локтём в стол и поддерживает голову, наклонённую влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.

  1. «Раздумье» (этюд на регуляцию эмоций и движений)

Мальчик собрал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Выразительные движения: ребёнок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

  1. «Ваське стыдно» (этюд на регуляцию эмоций)

Жила-была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Однажды пришёл туда кот Васька и свалил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла её и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу свалил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, ребёнок показывает, как стыдно было коту Ваське.

  1. «Море волнуется» (произвольность поведения, чувств)

Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, стыда и т. д.) на месте замри. Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

  1. «Тыкалки» (тренировка умения владеть своими эмоциями)

Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий медленно считает до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо при этом не рассмеяться и сохранить неподвижность.

  1. «А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими эмоциями)

Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «А» — с тем, чтобы когда рука достигнет верхнего положения, вместе громко выкрикнуть «Ах!» и мгновенно замолчать.

  1. «Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей)

Инструкция: Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы «да» или «нет». Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры».

  1. «Родители и дети» (гармонизация осознания прав и обязанностей)

Инструкция: «Представьте себе, что вы превратились в родителей. Вы очень любите своего ребёнка, хотите, чтобы он был хорошим, и поэтому даёте ему советы, каким ему следует быть. Каждый последующий родитель отрицает совет предыдущего и даёт свой совет.

Это может быть, например, так:

-Будь честной.

-Не надо быть честной, а то скажешь что-нибудь не так – и можешь обидеть окружающих. Будь всегда весёлой.

Далее выбирают одного из детей на роль ребёнка, его сажают в центр круга и по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в ролях.

  1. «Будь внимательным» (упражнение на развитие произвольного внимания)

Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

  1. «Зачеркни букву» (упражнение на развитие устойчивости внимания)

Ребёнку дают небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.

  1. «Закрась фигуру» (упражнение на произвольность поведения)

Ребёнку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупреждают ребёнка, что он должен делать это аккуратно, время не имеет значения.

Как только ребёнок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребёнок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур.

Игры и упражнения для детей с преобладанием флегматического и меланхолического темперамента.

1.     «Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепощение)

Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

2.     «Как поступить?» (регулирование эмоций и действий)

Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие:

Ø     Дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;

Ø     Дети играют, а у одного ребёнка нет игрушек;

Ø     Ребёнок плачет

Взяв картинку, ребёнок должен подобрать свой выход из ситуации.

3.     «Закончи предложение» (упражнение на преодоление замкнутости)

Надо закончить каждое из предложений:

Ø     Я хочу…

Ø     Я умею…

Ø     Я смогу…

Ø     Я добьюсь…

Можно попросить ребёнка объяснить ответ.

            4. Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости)

            Ребёнку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет себя в будущем.

Важно

Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом и с сестрой.

Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребёнку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

5.     «Я и другие» (свободное выражение своего мнения)

Ребёнку предлагают рассказать о своём друге, родственнике.

Важно, чтобы ребёнок мог высказать своё мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребёнка рассказать о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

6.     «Зеркало» (помогает ребёнку чувствовать себя раскованно)

Ребёнок смотрит в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребёнок.

7.     «Попугай» (произвольность чувств)

Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь выразить заранее задуманное чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.

8.     «Рисуем имя» (гармонизация осознания имени)

Инструкция: «Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить своё имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получше рассмотреть своё имя, увидеть, какого цвета буквы, какие они – высокие или низкие, на что они похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте своё имя так, как вам захочется».

9.     «Конкурс хвастунов» (гармонизация притязания на признание)

Инструкция: «Сегодня мы проведём с вами необычный конкурс – конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается».

            Дети определяют победителя – лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понравилось больше: рассказывать – хвастаться соседом или слушать, как о нём рассказывают.

10.  «Как это можно использовать» (на развитие сообразительности)

Ребёнку предлагают игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Источник: http://ddtsnegn.moy.su/publ/vospit_proekt_driada/igry_i_uprazhnenija_dlja_detej_s_preobladaniem_kholericheskogo_i_sangvinicheskogo_temperamenta/3-1-0-45

«Игры на координацию речи с движением»

Речь — такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется произнести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И.М.

Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».[2]

О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М. Бехтерев, Л.В.Нейман и Выготский Л.С.

[2] Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения.

Опыт нашей работы построен на основе программы под редакцией Л.А.Головчиц «Воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста» [3] и методических разработок Т.М.Власовой, А.Н.Пфафенродт «Фонетическая ритмика» [1]; Н.Д.Шматко, О.О.Новиковой «Речевая ритмика для малышей» [8].

Совет

Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка, а при глухоте без специального обучения словесная речь вообще не появляется.

Устная речь детей с нарушением слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но и нарушением ритмико-интонационной ее стороны.[4] А для общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной, чтобы его произношение было максимально членораздельным и естественным, т.е.

чтобы в его устной речи присутствовали и были отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка: звуки, словесное ударение, интонация. [7]

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.[6]

При нарушенном слухе у детей наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии, следовательно, работая со слабослышащими детьми над речью, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением.[5] Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре.

Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями слуха является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.Их практическое применение направлено на решение следующих задач:
— формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;

— формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
— развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;

— развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
— развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;

— формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;

— активизация речевых процессов;

— воспитание умения работать сообща в коллективе.

В процессе практической работы нами были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера; включаются в различные виды детской деятельности.

Обратите внимание

Специфика работы в нашей группе предполагает тесное сотрудничество с учителем – дефектологом и другими специалистами (воспитателем по ИЗО, музыкальным руководителем, психологом) и такая преемственность в работе позволяет добиться положительных результатов.

Дети научились легко, раскованно выполнять такие виды движений, как ходьба, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; топанье, хлопки.

Научились выполнять движения в том или ином ритме. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме.

Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.

Использование в деятельности всех специалистов группы упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения планомерной работы с опорой на сохранные виды восприятия для более успешного обучения ребенка с нарушениями слуха.

Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Во время проведения НОД учителем — дефектологом замечено, что при совокупности движений тела и речевых органов происходит снятие напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха.

Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Применение игр на координацию речи с движением помогло достигнуть следующих результатов:

— улучшение уровня произношения ребенка с нарушениями слуха;

— повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;

— формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;

— повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи   слабослышащего ребенка.

Игры на координацию речи с движением

Физкультурная пауза «МЕДВЕДЬ»

Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.

Как на горке снег, снег,

И под горкой — снег, снег.

И на елке – снег, снег.

И под елкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише … Не шуметь!

Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх.

Медленно приседают и опускают руки.

Вновь встают и поднимают руки.

Приседают и опускают руки.

На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.

 «СОЛНЫШКО»

Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.

Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

 Побежал в саду ручей,

 Прилетели сто грачей,

 А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.

Дети протягивают по очереди руки вперед.

Дети разводят руки в стороны и прижимают     их к сердечку.

Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.

Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

Дети медленно приседают.

Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

«СНЕЖИНКИ»

Координация речи с движением, развитие воображения

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром.

Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

Кружатся на носочках на месте.

Медленно приседают.

«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий,

Раз — подбросим,

Два — поймаем,

Три — уроним,

И…сломаем,

Загибают пальчики, начиная с большого

«Лепят», меняя положение ладоней

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую

Грозят пальчиком

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок

Приседают, ловят воображаемый снежок

Встают, роняют «снежок»

Топают.

«САД»

Мы в зеленый сад пойдем,

Много яблочек сорвем,

Мы положим все в корзину,

 В детский сад их отнесем,

И потом компот попьем,

Шагают

Тянутся, срывают «яблоки»

Наклоняются , складывают «яблочки» в корзину

Несут перед собой корзину

Пьют «компот».

«ДЕРЕВО»

Дерево кончается где-то в облаках,

Облака качаются на его руках,

Эти руки сильные рвутся в вышину,

Держат небо синее, звезды и луну!

Дети поднимают руки вверх

Качают руками

Движение качания усиливается

Корпус качается вправо-влево.

 «ГРЯДКА»

Я давно ждала весну

У меня свои дела

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела,

Я возьму свою лопатку

Я пойду, вскопаю грядку

Мягкой грядка быть должна

Это любят семена показывают,

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

дети идут по кругу, взявшись за руки

меняют направление движения

останавливаются, показывают, как копают

как рыхлят грядку граблями

Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

 «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»

Воробьи — воробышки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки,

 У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют,

 И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Дети похлопывают руками по бокам.

Машут руками вверх-вниз.

Стучат кулаками перед собой один о другой

Дуют на раскрытые ладошки.

Разводят руки в стороны, пожимают плечами.

Руки на пояс, наклоны туловища вправо-влево.

 «ДОМ»

Справа тук!

Слева тук!

Впереди тук, тук, тук!

Тук, тук молотком .

Строим , строим новый дом.

Вырос дом, огромный дом.

Будут дружно все жить в нем.

Правой рукой стучат по полу.

Левой рукой стучат по полу.

Одной рукой стучат перед собой.

Стучат кулачками друг о дружку.

Через верх разводят руки в стороны.

Поднимаются на цыпочки.

Делают приглашающий жест.

«ШОФЕР»

Качу, лечу

Во весь опор.

Я – сам шофер

И сам – мотор.

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль.

Дети бегут по кругу и крутят воображаемый руль.

Останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону.

«МАШИНА»

Би – би – би —

Гудит машина,

Тук-тук-тук

Мотор стучит,

Едем, едем, едем, едем-

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу:

Шу – шу – шу —

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та-

Вперед спешат.

Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о кулачок другой руки .

Ритмично хлопают в ладоши.

Потирают ладони друг о друга.

Ритмично вертят руками.

«НОЖКИ»

Зашагали ножки топ-топ-топ!

Прямо по дорожке топ-топ-топ!

А теперь пойдем быстрей

Топ — топ-топ-топ-топ-топ-топ!

Ну, шагайте веселей.

Топ — топ-топ-топ-топ-топ-топ!

За   Аленкой побежали,

Но нисколько не устали!

Ходьба обычным шагом друг за другом

Ходьба с ускорением «топающим шагом».

Бег друг за другом

 «МЯЧИК»

Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носках. Координация речи с движением.

Раз, два

Прыгай мячик.

Раз, два

И мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им построиться в круг.

По два прыжка на носках, держа руки на поясе, на каждую строку.

 «МЕДВЕЖАТА»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так!

Медвежата мед искали,

Дружно кустик раскачали,

Вот так!

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так!

А потом они плясали,

Лапы выше поднимали.

Дети переступают с ноги на ногу, вертят головой.

Имитируют раскачивание кустика.

Двигаются вперевалочку, неуклюже, делают вид,

что зачерпывают ладонями воду и пьют.

Танцуют, высоко поднимая ноги.

 «МЫ ШАГАЕМ»

По тропинкам мы шагаем так!

По тропинкам мы шагаем так!

По дорожкам мы шагаем,

Ножки выше поднимаем,

Ножки выше поднимаем так!

Если лужа – перепрыгним так!

А потом назад вернемся,

И друг другу улыбнемся,

Вместе все покружимся вот так!

Дети выполняют шаги на месте.

Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.

Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.

Делают 4 шага назад.

Поворачиваются друг другу и улыбаются.

Кружатся на месте.

 «ТУЧКА»

Тучка спряталась за лес.

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое, доброе, лучистое.

Если б мы его достали…

Мы б его расцеловали.

Дети закрывают лицо ладонями.

Прикладывают ладонь ко лбу и поворачивают голову направо и налево.

Дети гладят себя по щекам и протягивают руки вперед.

на носочках тянутся вверх.

Чмокают «целуют» губами.

 «СОЛНЫШКО»

Утром солнышко встает выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

Дети поднимают руки вверх и тянутся на носочках.

Приседают и опускают руки вниз.

 «ЦЫПЛЯТА И КОТ»

Цыплята по двору гуляли, Цыплята зернышки искали.

Клю-клю-клю, клю -клю-клю.

Так я зернышки клюю.

А как выйдет Васька-кот,

Лапкой мордочку утрет.

Разбегайся кто куда,

А то птичек ждет беда!

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Приседают, стучат пальчиками по полу.

«Кот» выполняет движения по тексту.

Дети убегают к маме «курочке».

«ПАРК АТТРАКЦИОНОВ»

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Присели на качели,

То вниз, то вверх летели.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Мы на берег выйдем с лодки

И поскачем по лужайке.

Будто зайки, будто зайки.

Дети, держась за руки, кружатся.

Держась за руки: один игрок стоит, другой приседает.

Держась за руки, качаются: вправо-влево, вперед-назад.

Прыжки на двух ногах.

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст]/ Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.
  2. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика [Текст]/ Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.
  3. Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [Текст]/ программы для специальных дошкольных учреждений /Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко. – М.: Просвещение, 1991. – 157с.
  4. Зенина, Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста [Текст]/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание 2005. № 7 с. 16 – 26.
  5. Игнатовская, А. Как работают в «Жемчуженке ?» [Текст] / А. Игнатовская // Дошкольное воспитание 2006. № 10 с. 32 – 39.
  6. Сайкина, Е. Г., Фрилева, Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! [Текст] / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб .: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 128с.
  7. Сорокина, Н. Музыка и дети [Текст] / Н. Сорокина // Дошкольное воспитание 2002. № 7 с. 101-115.
  8. Шматко, Н.Д. Речевая ритмика для малышей [Текст] /Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М.: Советский спорт, 2003. – 68 с.

Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/3634-igry-na-koordinatsiyu-rechi-s-dvizheniem.html

Ссылка на основную публикацию