Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека
Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.
Ценности, их виды и иерархия
Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна.
Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных.
Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.
Виды ценностей
В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.
Материальные ценности
К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища.
А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным.
То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.
Духовные ценности
Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так.
Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д.
Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.
Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.
С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:
- жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
- моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
- эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.
Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.
Социальные ценности
Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:
- принадлежность к определенной социальной группе;
- круг общения;
- друзья;
- коммуникативные способности;
- политические взгляды и убеждения;
- социальный статус в иерархии межличностных отношений.
Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.
Терминальные и инструментальные ценности
В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.
Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.
Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.
Иерархия ценностей
Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.
У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.
Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.
Убеждения личности
Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.
Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры.
Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения.
А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.
Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.
Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.
Установки, их типы и роль в жизни человека
Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:
- как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
- как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.
В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина.
Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.
Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.
В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.
Типы установок
В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:
- Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
- Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
- Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.
Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.
Роль установок в жизни человека
Источник: https://psychologist.tips/2431-tsennosti-ubezhdeniya-i-ustanovki-lichnosti-ih-vidy-struktura-i-vliyanie-na-razvitie-cheloveka.html
Социальные ценности и установки
Поведение человека обладает множеством степеней свободы, весь возможный спектр которых невозможно «просчитать».
Даже в условиях тюремного заключения, когда, казалось бы, каждое действие заключенного строго регламентировано и находится под неусыпным принудительным контролем, охрана время от времени сталкивается со случаями совершенно неожиданного поведения: от дерзкого побега до голодовки и даже самоубийства.
Поэтому идеализированное представление о правовом государстве как социальной системе, в которой законотворчество так плодовито, что определяет чуть ли не каждый шаг граждан, с точки зрения поведенческих наук выглядит неоправданно оптимистичным.
Если мы попытаемся подробнейшим образом словами описать работу даже самого простого механизма, то увидим, как это сложно сделать без рисунков, схем, аналогий и т.д. Если тот же подход применить к поведению человека, то одна должностная инструкция, например кассира, заняла бы, по-видимому, несколько томов.
Почему же в реальной жизни этого не требуется? Почему, принимая на работу нового бухгалтера, мы в значительной степени уверены, что он не присвоит себе деньги, с которыми работает. Мы даже сочтем вполне естественным, что в городе N кассир попытался предотвратить ограбление.
И если в первом случае честное поведение кассира можно упрощенно объяснить страхом перед неизбежным наказанием, то во втором — найти упрощенное объяснение будет нелегко: зачем рисковать жизнью за «чужие» деньги?
В любой жизненной ситуации каждый человек стоит перед выбором, что и как делать. Можно принять решение начать «новую» жизнь, бросив всё и порвав все былые привязанности и связи. Или, наоборот, можно попытаться стать более внимательным и ответственным с людьми, которые тебя окружают.
Можно «уйти» в работу, отдавая ей всё время и силы, можно делать ровно столько, чтобы не вызывать недовольства начальства и коллег. Выбор, который мы делаем, зависит от многих факторов: воспитания, опыта, здоровья, семейного положения, мнения окружающих, возможных последствий наших действий и т.д.
Однако, как правило, всегда имеются несколько вариантов решений, и выбор того или иного, в конечном счете, зависит от того, что мы считаем важным и правильным.
То, что мы считаем важным или правильным, хорошим или достойным, оказывает сильное влияние на всю нашу жизнь, формирует наше отношение к людям и событиям и определяет, в конечном счете, то, какими людьми мы становимся.
Эти однажды принятые решения определяют наше поведение в настоящем и становятся основой наших ценностей. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности.
Они закреплены жизненным опытом индивида и отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. жизни человека в обществе. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека.
Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации личностью социальных ценностей. Д.
Леонтьев выделяет три взаимопереходящие формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие её к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов. Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит следующим образом: «общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности в свою очередь становятся основой для формирования общественных идеалов и т.д. по бесконечной спирали». Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида малой группы.
В течение жизни индивида одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и в конечном счете формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая конкретному человеку. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности.
Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом — более слабый».
Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными.
Тем не менее проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, императивах, запретах и т.д.
), ценностная ориентация влияет на деятельность индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого.
«Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на неё ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было».
Ценности не всегда осознаются индивидом, не теряя при этом своего регулятивного влияния. «Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется».
Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т.д.
Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они — осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим.
Особое место в ценностной сфере занимают ценности труда, и многие психологи считают именно их базовыми координатами всей ценностной сферы человека. В контексте многих социальных наук ценности труда рассматриваются как чрезвычайно важный фактор человеческой истории, обусловивший не только экономическое развитие, но и расцвет и закат целых цивилизаций.
Некоторые ценности разделяются всеми членами общества или нации.
Они распространяются и поддерживаются законами, культурой, общественной средой, обычаями, средствами массовой информации и всеобщим одобрением.
Во всех обществах есть люди, чья работа или роль прямо или косвенно состоит как раз в прояснении и поддержании ценностей. Есть ценности, которые разделяют лишь члены отдельных организаций или групп людей.
Деловые отношения обязательно включают в себя ценностный аспект, т.е. наличие явных, а чаще — скрытых, ожидаемых стандартов поведения, которым должны следовать люди. Предполагается, что следование этим стандартам не носит принудительного характера, а рассматривается взаимо-действующими людьми как достойное и корректное поведение.
Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве. Их источник — это прежде всего те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно, чаще всего проистекают от поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентаций, как правило, закладывается внутри семьи.
Дети внимательно следят за своими родителями и наблюдают их в различных жизненных ситуациях. Видя поведение родителей в спокойные и напряженные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать.
Через мир семьи они пытаются понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока еще детских проблем. До определенного возраста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители.
По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей.
Например, если подросток из благополучной семьи стал членом молодежной группы, в которой особым достоинством считается употребление наркотиков, то существует большая вероятность, что вскоре он изменит систему ценностей, которые ему прививали с рождения родители. Вероятно, изменится и первоначально воспринятое от родителей представление о том, что «наркотики — серьёзная помеха в жизни человека, ставящего перед собой высокие цели».
По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, родственники, среда и многие другие общественные силы.
Ребенок воспринимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, вырабатывая себе определенный образ поведения на долгий срок.
Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может впоследствии никогда и не усомниться.
Ценности относительно стабильны и устойчивы. Одна из причин этого уже упомянутый процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, что определенные поведения и результаты всегда желательны или всегда нежелательны. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона.
Детей учат, что они должны быть честными и отвечали за свои поступки. Однако им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. Этот «черно-белый» взгляд на жизнь, в которой проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, прекрасным и безобразным и т.д.
во многом и определяет устойчивость и стабильность ценностей.
Как мы уже отмечали, ценностная сфера индивида чрезвычайно тесно связана с его установками, представляющими собой оценочные суждения относительно объектов, людей и событий.
Установки отражают те чувства, которые индивид испытывает по отношению к чему-либо. Установки — более динамичное и изменчивое явление, чем ценности, и, как правило, имеют специализированную, конкретную направленность.
Кроме того, в них отсутствует ярко выраженный этический аспект правильности или желательности.
Если, например, в утверждении о недопустимости расизма или фашизма, отчетливо выражена ценностная позиция индивида к этим явлениям в любом виде, то недовольство или удовлетворенность, высказанные по поводу экономических реформ в России («А мне лично (не)нравится программа приватизации!»), можно рассматривать как установку, выражающий сиюминутное отношение индивида к этому социальному явлению.
Несмотря на различия, установки и ценности тесно связаны. Ряд исследований показал, что ценности и установки коррелируют друг с другом. Исследователи сделали вывод, что любая установка ассоциирована с той или иной группой ценностей. Таким образом, ценности людей могут объяснить их установки и во многих случаях то поведение, которому они следуют.
Формирование установок и их типы. Подобно ценностям, многие установки формируются в детстве и воспринимаются детьми от своего ближайшего социального окружения. Дети моделируют свои установки , копируя тех, кто им нравится, кого они уважают и даже боятся.
Наблюдая за отношением родителей к различным событиям и явлениям, они формируют к ним свое собственное отношение.
Особой привлекательностью для молодежи обладают поведение, внешний облик и установки популярных певцов и актеров, которые нередко выступают безусловным образцом для подражания.
Неустойчивость установок активно и не всегда добросовестно используют рекламные компании, пытаясь изменить наше отношение к определенным продуктам и услугам. В организациях аттитюды важны потому, что они влияют на трудовое поведение.
Если рабочие, например, считают, что менеджеры и инженеры находятся в сговоре с целью выжать из рабочего все соки за минимальную зарплату, то целесообразно изучить, как были сформированы эти установки, как они связаны с рабочим поведением и как их можно изменить.
Каждый человек может иметь тысячи установок, однако организационная психология концентрирует свое внимание лишь на тех, что связаны с трудом и организацией.
В сфере деловых отношений можно выделить следующие установки: — удовлетворенность трудом; — вовлеченность в работу;
— приверженность организации. Удовлетворенность трудом является выражением общего отношения индивида к своей работе.
Человек с высоким уровнем удовлетворенности трудом имеет положительные установки к труду, и, наоборот, неудовлетворенный работник относится к своей работе отрицательно.
Вовлеченность в работу — это степень идентификации индивида со своей работой, уровень его участия в ней, а также восприятие своего труда как важного элемента своей жизни. Исследования показывают, что индивиды с высокой вовлеченностью в работу характеризуются высокой продуктивностью и удовлетворенностью трудом, они менее склонны к смене работы.
Приверженность организации выражает ориентацию индивида по отношению к организации, его лояльность к ней. Эта установка показывает, насколько индивид идентифицирует себя со своей организацией и на сколько глубоко он вовлечен в организационные процессы.
Индивиды с высокой приверженностью организации склонны оставаться ее членами даже несмотря на сложности, с которыми сталкивается организация, они чувствуют свою психологическую привязанность к ней, независимо от удовлетворенности своим трудом и статусом.
Таким образом, когда мы говорим об установках к труду и их влиянии на поведение, мы имеем дело с позитивными или негативными оценками, которые люди дают своей деловой среде.
Источник: https://psyera.ru/socialnye-cennosti-i-ustanovki-1742.htm
Катастрофа личности. Человек и система ценностей в обществе
Автор Инна Викторовна Маслова, кандидат философских наук.
Огромный вызов современности заключается в отношении к категориям добра и зла — как к релятивистичным или, напротив, абсолютным? Чем определяется характер ценностной системы человека — она опирается на незыблемые основания безусловных святынь и табу, или допускает относительность ценностных установок и двойную мораль. Автор публикуемого замечательного текста обосновывает, что именно абсолютный характер нравственных принципов — классическая система ценностей — обеспечивает жизнеспособность человека и общества, а в культивировании нравственной среды социума состоит подлинная цель государства.
В обществе существуют три основные темы, которые невозможно обойти вниманием: место общества в мире (в том числе место традиционной культуры), место человека в обществе и место жизненных приоритетов конкретного человека в классической системе ценностей.
На первый вопрос отвечает общая мировая политика и внешняя политика страны. На второй вопрос — внутренняя политика страны. А на третий вопрос должны ответить общество и каждый конкретный человек. Политику оставим политикам.
А вопрос, непосредственно касающийся каждого, исследуем в данной статье.
Есть два подхода к системе ценностей: классический и неклассический.
Классический предполагает неизменную шкалу ценностей, а неклассический — подвижную, — от анархии ценностей (нет ничего устойчивого, все стихийно меняется) вплоть до переворота шкалы ценностей на противоположную классической, а затем жесткое закрепление этой новой системы. В последнем случае предполагается подвижность ценностей в сторону этой новой искусственной системы.
Поэтому на самом деле неклассический вариант представляет собой не только свободное жонглирование ценностями при отсутствии какой бы то ни было идеологии, но и идеологию с сознательным смещением приоритетов. Внешне и один, и другой варианты выражаются полным безразличием к нравственной оценке происходящего.
Чтобы данное безразличие сохранялось, делается всё, чтобы человек не знал о классической системе ценностей, а если он узнал о ней, то создаются условия, которые исключают самого человека из общества. Таким образом, задача неклассического пути — не дать человеку определиться в системе классических ценностей.
МЕСТО КЛАССИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Человек пришел в мир, чтобы жить. Жизнь — это самое простое понятие для понимания и самое трудное для объяснения. Каждый человек приходит в мир с верой в него.
В мире он находит поддержку, опору, учителей и наставников. Они объясняют, что он должен, что от него зависит и что он получит. Общество берется поддерживать человека и его будущее.
Сам же человек берет ответственность за свое нравственное совершенствование.
Классическая система ценностей — это и есть гарантия взаимной ответственности. Если система ценностей меняется, общество теряет единство и разрушается. Таким образом, изменение системы ценностей в сторону против нравственности — это тенденция против общества.
Человек перед жизнью всегда искренен, перед ней он не может играть чью-то роль. Он предстоит Творцу и откликается на Его Замысел о нем. Замысел о человеке всегда направлен на его совершенствование как Человека. Трудности человека подстерегают везде, но если они от Бога, они не разрушают жизнь человека.
Формирование целостной личности — такой и только такой задачей должна определяться система воспитания, образования и профориентации. Сегодня некоторые «психологи» нашли иной подход к вопросу обеспечения жизни. Заявка интересная — сам человек решает, что ему нужно. Нужны ли ему духовные, культурные и вообще какие-то ценности, а, следовательно, и условия.
Легко догадаться, какие условия предполагаются там, где жизнь полагается только вне зоны комфорта. При таких убеждениях остается всего шаг до цинизма и разделения людей на касты. Классическая система ценностей такого бесчеловечного отношения не допускает. Жизнь для нее определяется не зоной комфорта и дискомфорта, а нравственными принципами.
Эти принципы не меняются для разных категорий людей.
Сейчас появилась тенденция — говорить о классической системе ценностей как о культуре в ограниченном аспекте, в котором культура сводится к любым формам человеческого самовыражения.
В этом контексте существует множество культур, поэтому создается впечатление, что и систем ценностей много. В связи с этим следует сказать, что каждая страна, национальность и даже каждый человек могут иметь свою систему ценностей.
Но классической она становится, когда на первый план выходят высшие общечеловеческие ценности, основанные на нравственных принципах.
А они, в свою очередь, опираются на нравственный закон и на недопустимость «поступать с кем-то так, как бы не хотелось, чтобы поступали с близкими и с собой». Ясно, что разговор при этом идет о нормальных нравственных человеческих отношениях, а не об искусственно навязанных человеку.
Классическая шкала ценностей дает каждому человеку место в обществе, хотя «психологи» часто настойчиво убеждают в обратном.
Только при принятии классической системы ценностей возможно существование общества как общества с единым культурным пространством, только в этом случае можно говорить о месте человека в обществе.
Но если это так, то почему происходит отказ от классической системы ценностей, в основе которой лежат нравственные ценности?
О ПРИЧИНАХ НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЫ
Отход от классической системы ценностей произошел из-за трех основных причин:
1. В законодательной базе произошло изменение ценностных ориентиров: формирование личности стало зависеть от «принятых в семье и обществе духовно-нравственных и социокультурных ценностей» (закон «Об образовании РФ»). Так что не духовно-нравственные приоритеты в классической системе ценностей формируют человека, а те ценности, которые принимаются, видимо, большинством.
2. Существует фактор Х, как совокупность воздействий на всех микро- и макроуровнях, который воздействует на индивидуума, затрагивая его физическое, психическое и психо-физическое состояние.
Воздействие извне на человека делает его измученным, уставшим, такое состояние характеризуется как состояние «ни до чего».
Понятно, что человек, который пытается выжить, не имеет сил даже на выполнение элементарных задач, дезориентирован, живет на пределе своих возможностей, такой человек не может обеспечивать приоритеты классической системы ценностей в обществе.
3. В СМИ полностью игнорируются интересы людей, живущих классическими общечеловеческими ценностями.
По первой причине следует отметить существующие негативные тенденции. Постепенно в образовательной системе исчезают те цели, из-за которых собственно и необходимо образование — не формируется духовно-нравственная личность. Часто звучит призыв стать личностью, свободной от всего.
И незаметно, в предоставлении ребенку свободы, учителя и родители забывают и считают необязательным учить ребенка быть честным, ответственным за слова, дела и поступки, заботящимся о близких, любящим Родину, уважающим старших.
У детей отмечается общая тенденция к оправданию безнравственных поступков, к неразличению добра и зла, опросы показывают отсутствие у многих детей знаний, что такое хорошо, а что такое плохо.
Противостоят этой тенденции отдельные педагоги и отдельные учебные учреждения, ведущие яркую созидательную работу на ниве духовно-нравственного просвещения и воспитания. Однако и тут не всё так просто.
Существующая современная образовательная тенденция осуществляет подмену ценностей в самом процессе формирования личности. Происходит навязывание псевдо-духовных и псевдо-нравственных ценностей, суть которых сводится к задаче позиционировать ребенка лучшим, успешным.
В детях сознательно культивируют снобизм, высокомерие, их не учат состраданию, им не прививают нравственность. Воспитательная работа часто ограничивается коллективным посещением музея или подготовкой концерта, в основе этих мероприятий часто отсутствуют нравственные ориентиры.
У лиц с искаженным представлением о духовно-нравственных ценностях присутствует недружественное отношение к ребенку с особенными возможностями, к человеку, попавшему в трудную ситуацию.
Подмену ценностей легко заметить, если в воспитательно-образовательных программах отсутствуют такие основополагающие нравственные понятия как совесть, сострадание, сопереживание. Но подмена может происходить и на уровне понятий.
Вместо традиционной для нашей страны христианской морали в школы проникают оккультистские методики и технологии. Ребенку говорят о нравственных правилах, но не в аспекте различения добра и зла, а с позиции возможности выбора добра или зла. Это противоречит проверенной временем классической системе ценностей.
Без традиционного культурного наследия дети оказываются обделенными в духовном и нравственном смысле.
Вторая причина отхода от общечеловеческих ценностей связана с некоторыми «успехами» научных исследований. Плоды научного прогресса изменяют у человека восприятие внешнего мира. Они воздействуют непосредственно на человека и ограничивают возможности человека в оценке происходящего.
Это изменяет выбор человека без его на это воли и заставляет его принять навязанные ценности, а отсутствие единых нравственных оценок разрушает общество, страну. Таким образом, истинная причина исчезновения высокого статуса высших ценностей лежит не в области личного выбора, а в области вмешательства в жизнь «каждого конкретного человека». Современная наука пошла против человека.
Пришло время, когда научные технологии скрыто работают против здоровья простого человека и общества в целом.
Проведенные независимые исследования показали, что раздраженные уставшие люди постоянно имеют истощенную нервную систему и пониженные энергетические ресурсы. С каждым годом количество таких людей возрастает. Для большинства людей самым обычным состоянием стало состояние усталости.
Бодрых улыбчивых людей мы видим только в рекламе. Страшно, что под влияние фактора, воздействующего на нервную систему, попадают дети, подростки, юноши и девушки.
Помимо плановых воздействий на нервную систему жизненность человека «убивается» через добавление вредной химии в пищу, напитки и во многие некачественные товары. В последние годы ответственность за качество технологического процесса при изготовлении продуктов и товаров лежит на самом производителе.
Ясно, что отсутствие нравственных приоритетов приводит к увеличению использования вредной химии, тем более, что она значительно экономит ценное сырьё, уменьшает себестоимость производства.
Третья причина разрушения единых общечеловеческих ценностей — отсутствие в СМИ точки зрения, отражающей классическую систему ценностей. Это самый недостойный результат «перестройки».
Воздействие на организм, приводящее к истощению нервной системы, приводит и к извращению ценностей. Несмотря на оказываемое влияние на психику, некоторые люди сохранили приверженность к базовой системе ценностей.
Но они оказываются не просто в стороне от «мейнстрима», но вообще не имеют возможности выразить свое мнение публично.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОТИВ СОВЕСТИ
Как правило, неклассическая система ценностей принимается с целью доминирования. Она уже завуалировала все, что касается «каждого конкретного человека». Уже невозможно обнаружить нестыковку слов с действиями, хотя они наглядны как нельзя более. Сегодня существует тенденция введения новых понятий.
Так, например, «появился новый тренд» использовать такое понятие как эффективность. В него можно вкладывать совершенно любой смысл.
Так эффективность медицины может заключаться в увеличении продаж медикаментов, что может включать в себя уменьшение числа болеющих людей, а может сознательно предполагать обратное. При безразличии к общечеловеческим ценностям не считается нужным это уточнять. Для оценки эффективности этого не требуется.
Эффективность может измерять, например, только прибыль. Поэтому может быть очень эффективное мероприятие с негативными последствиями. Но про негатив никто не говорит, важна только эффективность.
Так в неклассическом способе ценностной ориентации легко совершить подмену — негативный результат можно назвать эффективным. При этом мало кто даже сообразит, что за что выдается. Неклассическая система ценностей игнорирует совесть, долг и ответственность, хотя может и декларировать их формально.
В классической же системе ценностей все противоречия очень наглядны. Позволю себе пример из фильма «Корабли штурмуют бастионы». В оправдание своих действий адмирал Нельсон спрашивает: «А Вам не кажется, что совесть солдата и совесть адмирала, это не одно и то же?». На что следует ответ адмирала Ушакова: «Разве у одного человека могут быть две совести».
Как видим, в классическом контексте трудно совершить подмену.
Следует отметить, что классическая система ценностей не может стоять в одном ряду со всеми наборами неклассического типа. Классическая система ценностей это не ниша, в которую можно упрятать людей как в клуб по интересам. Единые ценности объединяют людей независимо от их уровня образования, интересов и религиозного предпочтения.
Классическая система ценностей не является религией. Если люди настроены на общечеловеческие ценности, у них всегда было, есть и будет много общего, несмотря на их культурные и религиозные отличия. Сейчас много говорят о гуманном отношении к человеку, но если это говорится вне классической системы ценностей, то это фикция, похожая на разговор о доброте мизантропа.
Классическая система ценностей не предполагает ценности успеха, когда за этим кроется желание заработать чужими руками, добиться чего-то за счет кого-то, в контексте общечеловеческих ценностей не мыслится эксплуатации. Классическая система ценностей ставит всё на свои места и не допускает подмены понятий. Принятие классической системы ценностей — признак здорового общества.
Следует всем признать за классической системой ценностей право быть. Должна появиться на всех художественных произведениях отметка о том, к какой системе ценностей они относятся. Знак КСЦ будет гарантировать, что это художественное произведение можно смело смотреть или читать всей семьей, независимо от возраста.
Следует дать в вещательных программах место и время для трансляции таких произведений. И, наконец, самое главное — в передачи, обсуждающие те или иные вопросы, должны обязательно приглашаться люди, выражающие классическую систему ценностей. Их позиция должна открыто транслироваться, чего до сих пор не наблюдалось.
В обратном случае придется признаться, что свобода слова ограничена и личность не свободна.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Добро и зло в жизни человека
Российское образование — антропологическое измерение
Национальная безопасность страны и качество образования
Система ценностей российской молодежи: экспертная оценка
Методология стратегии и тактики перехода к нравственному государству
Аксиология России в перспективе мирового развития
Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
Источник: https://rusrand.ru/analytics/katastrofa-lichnosti-chelovek-i-sistema-cennostey-v-obschestve
Роль первого впечатления | читать онлайн, без регистрации
РОЛЬ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Первое впечатление – это оценочное восприятие образа человека в первые секунды знакомства. Роль первого впечатления трудно переоценить, ведь говорят: «Требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить».
Человеческому мозгу требуются доли секунды, чтобы составить мнение о характере и способностях незнакомого человека.
В результате сканирования головного мозга установлено, что возникновение симпатии или антипатии к незнакомому человеку при первом впечатлении происходит практически без участия интеллекта. В этом процессе задействован отдел мозга, отвечающий за ощущение страха, – мозжечковая миндалина.
Это древний сегмент мозга, сформировавшийся у животных намного раньше префронтальной коры, которая содержит центры интеллектуальной активности. Поэтому люди всегда судят о других по первому впечатлению; именно оно формирует отношение к другому человеку или явлению.
Конечно, первоначальное впечатление впоследствии может измениться (особенно если оно было не совсем таким, как нам хотелось бы), но для этого потребуется продолжительное личное общение.
Какие же аспекты формируют первое впечатление? По мнению психологов, первое впечатление о человеке на 50% зависит от его внешности и манер, на 30% – от того, как он говорит, и лишь на 20% – от того, что он говорит.
Первое впечатление может формироваться осознанно и неосознанно. Осознанное впечатление формируется при специальном намерении оценить человека с какой-либо позиции. Неосознанное составление впечатления происходит подсознательно, автоматически, при отсутствии специальных усилий в этой связи.
Психологии выделяют три основных фактора возникновения первого впечатления: фактор привлекательности, фактор превосходства и фактор отношения. Эти факторы действуют в тесной взаимосвязи.
Фактор привлекательности означает, насколько приятен и симпатичен нам объект знакомства. По отношению к внешне привлекательному человеку люди склонны переносить приятные внешние данные на внутренний мир и черты характера; хотя известно, что связь между чертами лица и особенностями характера может быть минимальной или отсутствовать вообще.
https://www.youtube.com/watch?v=T5DhIne-yz4
Физическая привлекательность, как показывают многочисленные исследования, производит «сдвиг» в оценках не только характера своего носителя.
Даже когда оценивается конкретный поступок или результат деятельности, красивые люди часто получают от окружающих завышенную оценку.
В психологии и художественной литературе собрано много доказательств того, как «эффект красоты» влияет на первое впечатление.
Специальные усилия и детали внешности, которые соответствуют социально одобряемому образу личности, называются «знаками привлекательности». Для первого впечатления они должны быть хорошо продуманы и организованы. Достигнутый при этом результат окупит усилия, затраченные на создание знаков привлекательности.
Фактор превосходства означает подсознательное сравнение себя с новым объектом знакомства. Если этот объект превосходит воспринимающего по какому-либо параметру, то значительно выше оцениваются и другие его качества. Иными словами, происходит общая завышенная личностная оценка.
Фактор отношения означает реакцию человека па отношение к нему объекта знакомства. Людей, которые проявили при первой встрече искреннее внимание, доброжелательность, человек склонен воспринимать лучше, чем они есть на самом деле. И наоборот, проявленные с первых секунд невнимание, заносчивость, грубость создают отрицательное впечатление об объекте знакомства.
Психологи и имиджмейкеры выделяют три основных аспекта первого впечатления:
1. Доступность, т.е. готовность, расположенность к знакомству. Об этом говорят взгляд, осанка, манеры, настроение человека.
2. Интерес к окружающим, т.е. внимание и доброжелательность к другим. Это отражается в визуальном контакте, готовности слушать и общаться, в открытости позы, позиции, которую человек занимает по отношению к потенциальным участникам общения.
3. Половая привлекательность, или степень интереса, который вызывает человек у противоположного пола (игривость взглядов, манер и поз, их пассивность либо агрессивность, детали одежды, аксессуары, косметика).
Таким образом, исключительную роль при первом впечатлении играют внешние данные человека. Существуют также элементы, которые имиджмейкеры называют информационными показателями (или фактором личной привлекательности). Основные из них: физическая привлекательность, самопрезентация, стиль одежды и эмоциональное состояние.
Физическая привлекательность уже была представлена выше. Привлекательным считается человек с красивым лицом. Однако это связано не столько с красотой самого лица, сколько с его выразительностью. Если мимика человека доброжелательна, вызывает расположение, то в подавляющем большинстве случаев он будет воспринят окружающими положительно.
Важную роль в формировании физической привлекательности играет осанка. Хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и достоинством, плохая воспринимается как проявление неуверенности, а зачастую – зависимости и подчиненности.
Самопрезентация – это искусство преподнести, подать себя окружающим. Суть этого умения состоит в способности сконцентрировать внимание на своих достоинствах и увести от недостатков.
Самоподача привлекательности – умение представить себя окружающим в выгодном свете. Психологи отмечают, что привлекательность связана не только и не столько с внешностью, сколько с внутренним обаянием. Ведь есть люди, которые «светят, но не греют», а есть люди, «притягивающие, как магнит» – с такими людьми легко и просто общаться, они буквально с первых секунд знакомства завоевывают сердца.
Самоподача превосходства, или демонстрация своих достоинств в необидной для окружающих форме. Для этого не надо проводить параллели и сравнения, ведь каждый человек в чем-то уникален. Самоподача должна быть основана на объективных заслугах и достижениях (это особенно актуально для профессии менеджера).
Самоподача отношения – искреннее доброжелательное и заинтересованное отношение к собеседнику. Такая позиция, как правило, вызывает ответные симпатии при первом же знакомстве.
Стиль одежды является важнейшим компонентом оформления внешности. Выбор стиля одежды свидетельствует о том, что человек представляет, какой у него образ собственного «Я» и его социальный статус.
Одежда должна соответствовать случаю, положению и возрасту человека. Любое несоответствие вызовет отрицательное восприятие.
Например, недопустимо приходить на серьезные деловые переговоры в спортивной одежде.
Эмоциональное состояние способно сильно повлиять па формирование первого впечатления. Сильные эмоции провоцируют т.н. «психологическое заражение», когда эмоции и чувства одного человека проецируются на окружающих, вызывая ответную реакцию («зеркальный эффект»). Поэтому хорошее настроение может помочь в создании положительного первого впечатления.
Специальные исследования психологов свидетельствуют, что люди видят то, что хотят увидеть, и слышат то, что хотят услышать. Иными словами, вся информация, поступающая из внешнего мира, субъективно «просеивается» каждым человеком.
Такие своеобразные «фильтры» зависят от образования, воспитания, жизненного опыта, характера человека, его образа жизни, окружения, системы ценностей и т.д. Таким образом, реальность и ее восприятие зачастую не только не совпадают, но и отличаются друг от друга.
В зависимости от личности воспринимающего по-разному интерпретируются слова, понятия, тексты и поступки другого человека.
Исходя из закономерностей восприятия людьми друг друга, можно влиять на воспринимающего, сознательно формировать в его представлении желаемый образ. Это особенно актуально для формирования первого впечатления.
При возникновении первого впечатления возникают следующие ошибки – эффекты ореола, стереотипа, проецирования, снисходительности, чужого мнения, психического состояния, доминирующей потребности, упрощения, гала-эффект, эффект плацебо, а также преднамеренный обман. Ниже они рассмотрены более подробно.
Эффект ореола заключается в том, что получаемая в момент знакомства зрительная и слуховая информация накладывается на некий образ, который уже был заранее создан. Этот образ-ореол мешает увидеть истинные черты нового знакомого.
Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.
Полный текст книги купить и скачать за 29.95 руб.
Источник: https://velib.com/read_book/melnikov_ilja/kak_dolzhen_vygljadet_uspeshnyjj_menedzher/rol_pervogo_vpechatlenija/
Система ценностей человека по Альфреду Адлеру
Изначально ценности как критерии, мерила красоты или безобразия, добра и зла, истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого закрепляются в общественном сознании и культуре.
Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека.
И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними.
Именно когда речь идет об осознанности, отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, которые становятся значимыми и важными для человека, уместно говорить о личностных ценностях. Итак,
Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни.
Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.
Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.
Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей. Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение – например, мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь.
Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку.
Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Изучение ценностей занимает важное место в ПО, поскольку ценности являются такими индивидуальными особенностями, которые влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей. Родители, друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны. Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе.
В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души.
К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость.
Особый интерес представляет система жизненных ценностей А. Адлера, приведенная в табл.
Система ценностей человека (по Альфреду Адлеру)
Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. психологом Гордоном Оллпортом и его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов:
- теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений;
- экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;
- эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;
- социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;
- политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;
- религиозный интерес в единении и понимании космоса.
В 1990 г. исследователи выделили еще несколько специфических ценностей, непосредственно касающихся работающих людей:
- выполнение (упорство) – завершать начатое и усердно работать для преодоления жизненных трудностей;
- помощь и забота – заботиться и помогать другим людям;
- честность – говорить правду и делать то, что считаешь правильным;
- справедливость – быть беспристрастным судьей.
Выделяют ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей. Известный социолог профессор С. С. Фролов относит к ним следующие ценности: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность),
- богатство (обладание различными материальными благами и услугами),
- мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности),
- образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи),
- уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию).
К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества.
Такая ценность, как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобрести любые другие ценности.
Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей.
Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.
Критериями ясности личностных ценностей являются:
- регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо
- понимание смысла жизни
- способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности
- открытость сознания для нового опыта
- стремление понять взгляды и позиции других людей
- открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии
- последовательность поведения, соответствие слов и дела
- серьезное отношение к вопросам ценностей
- проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам
- ответственность и активность
Руководитель, которому неясны собственные ценности, не имеет твердой базы для действий, он склонен к принятию спонтанных и непродуманных решений. Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они часто ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая реакции, лежащие в основе поведения своего и других людей. Изучение понимания ценностей важно для менеджеров, поскольку ценности могут влиять на поведение человека на рабочем месте. Это происходит либо путем прямого воздействия на ощущения, чувства и действия рабочего, либо путем ценностной конгруэнтности – совпадения представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей. Например, исследования, проведенные в реальных производственных условиях, показали, что если возникла конгруэнтность ценностей (исполнительности, помощи, честности и справедливости) между начальником и подчиненными, то подчиненные получают большее удовлетворение от работы с этим начальником. Однако когда ценности не совпадают, то возникают конфликты из-за того, какие цели должны быть поставлены и каким образом их можно достичь. Несовпадение систем ценностей иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личности в разные периоды времени и в разных социально-экономических условиях. Культурные корни также могут быть источником несовпадения систем ценностей.
Приоритеты ценностей – это то, что отличает одну национальную культуру от другой.
При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, если люди с различными этническими корнями работают вместе.
Современные менеджеры должны вовремя понять, какие интересы и желания преобладают у работников, поскольку более высокая производительность труда именно там, где молодые работники заняты работой, максимально удовлетворяющей их интересы, и при этом менеджеры имеют схожие с ними стремления.
Изменение ценностей является сложной задачей для менеджеров, особенно когда трудовые, производственные ценности вступают в противоречие с остальными (например, проблема несоответствия интересов работы и семьи).
К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения. Итак, система ценностей – это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней. Но существуют также и интересы организации, которые являются частью организационной культуры.
Источник: https://icennosty.blogspot.com/2012/06/blog-post_7419.html