Защитные механизмы – психологическая защита

Психологическая защита

Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний.

Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления.

Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).

Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.

Что такое психологическая защита?

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, тревожности, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Обратите внимание

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. Индивид активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает.

Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную.

Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной ложью либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в депрессию, помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из подсознания.

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать личностному росту, развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения социализации малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы психологической защиты личности

Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение сознания от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.

Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного.

Важно

Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения.

Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.

Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение).

Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом.

Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.

Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, фрустрации, ощущения стыда, вины, чувства гнева.

Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень инфантильности индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.

Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.

Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.

Совет

Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к самообману.

Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.

Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.

Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.

Виды психологической защиты

Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.

В первый черед, можно выделить сублимацию, понятие которой определил Фрейд. Он считал ее процессом трансформации либидо в возвышенное устремление и социально нужную деятельность.

Согласно концепции Фрейда, сублимация — это главный результативный защитный механизм при созревании личности.

Предпочтение сублимации в качестве главной стратегии адаптации говорит о психическом созревании и сформированности личности.

Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную.

При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление.

При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.

Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.

Обратите внимание

Следующим, часто применяемым приемом, является вытеснение, которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное.

Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание.

Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.

Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной.

Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками.

В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).

Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие.

Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности.

Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.

Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности.

Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви.

Иногда агрессия или злость к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.

Важно

Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.

Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация.

Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины.

Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.

Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.

Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида.

Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию).

Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).

Совет

Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.

Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.

Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Читайте также:  Упражнения полярной йоги для повышения энергетического тонуса

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию.

Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают.

Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по эмоциям и отдельным ощущениям.

Обратите внимание

Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их.

Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи».

Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность.

Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия.

Важно

На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода.

Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.

Источник: https://psihomed.com/psihologicheskaya-zashhita/

Механизмы психологической защиты | База знаний

Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) – понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

История понятия

Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов.

Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.

Содержание понятия

Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

Структурная модель: Оно, Я и Сверх-Я

Фрейд предложил три структуры психики человека:

Оно (ид) – бессознательная часть психики, совокупность инстинктивных влечений.

Сверх-Я (супер-эго) отвечает за моральные и религиозные установки человека, нормы поведения и моральные запреты и формируется в процессе воспитания человека. Функциями Сверх-Я являются совесть, самонаблюдение и формирование идеалов человека

Я (эго) осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго.

Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эго не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида

Первичные и вторичные процессы

В Я одновременно осуществляются два процесса. Во-первых, это бессознательный первичный процесс, где мысли организованы не согласованно; чувства могут сменяться, противоречия не вступают друг с другом в конфликт или просто не воспринимаются.

Здесь нет логики и линейного времени. Страсть имеет большое значение в этом процессе. В противоположность этому есть сознательный вторичный процесс, где установлены строгие границы, и мысли организованы в целостную системы.

Большинство сознательных мыслей возникают именно здесь.

Характеристики

Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

  1. Отрицание или искажение реальности
  2. Действие на бессознательном уровне

Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов». Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.

Теории и классификации

Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные.

Основные претензии к большинству классификаций – это либо недостаточная полнота (критикующий не находит в классификации важный для него психический процесс, который он относит к защитным), либо излишняя полнота (критикующий находит в классификации много психических процессов, которые не относит к защитным или вообще не выделяет как самостоятельные процессы). Это, по всей видимости, связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний есть вообще естественная потребность любого живого организма (в частности человека), и с некоторым допущением любой психический процесс можно признать направленным на достижение этой цели. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.

В 1936 году Анна Фрейд перечисляет десять механизмов защиты, которые появляются в работах Зигмунда Фрейда: 1. Вытеснение, 2. Регрессия, 3. Реактивное образование, 4. Изоляция аффекта, 5. Аннулирование, 6. Проекция, 7. Интроекции, 8. Самоповреждение, 9. Обращение к противоположному, 10. Сублимация или смещение.

Анна Фрейд и ее знаменитый отец Зигмунд Фрейд оба изучали механизмы защиты, но Анна потратила больше своего времени и исследований на пять основных механизмов: вытеснение, регрессия, проекция, реактивное образование и сублимация. Все защитные механизмы – это ответ психики на тревогу и то, как сознание и бессознательное справляются со стрессом в социальной ситуации.

  • Вытеснение – активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания.
  • Регрессия – возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
  • Проекция – ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
  • Реактивное образование – защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
  • Сублимация – перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Категоризация Джорджа Вайланта

Американский психиатр Джордж Вайлант предложил собственную четырехуровневую классификацию защитных механизмов:

  • Уровень I – патологические защиты (психотическое отрицание, бредовая проекция)
  • Уровень II – незрелые защитные механизмы (фантазия, проекция, пассивная агрессия, отыгрывание)
  • Уровень III – невротические защиты (интеллектуализация, реактивное образование, диссоциация, вымещение, вытеснение)
  • Уровень IV – зрелые защитные механизмы (юмор, сублимация, подавление, альтруизм, антиципация)

Уровень I: Психотический

Когда какой-либо механизм этого уровня преобладает, почти всегда он приобретает патологическую форму. В этом случае человек с одним из психотических механизмов часто в глазах окружающих выглядит иррациональным или даже безумным. Такие механизмы защиты часто сопровождают настоящие психозы. Однако нормальным их появлением считается в фантазиях или в детстве.

К психотическим механизмам психологической защиты относятся:

  • Бредовая проекция – бред о внешней реальности, часто носящий маниакальный характер.
  • Отрицание – полный отказ от осознания неприятной информации.
  • Искажение – грубое изменение внешней реальности для удовлетворения внутренних потребностей.

Уровень II: Незрелые защиты

Эти механизмы часто присутствуют у взрослых. Они снижают тревогу и беспокойство, возникающие из-за угрожающих людей или неприятной реальности.

Чрезмерное использование таких механизмов считается социально нежелательным, так как они незрелые, их сложно контролировать, и они оторваны от реальности.

Эти так называемые «незрелые» защиты почти всегда приводят к серьезным проблемам в способности человека эффективно справляться со стрессовыми ситуациями. Также эти защиты часто сопровождают депрессии и расстройства личности.

К незрелым защитам относятся:

  • Отыгрывание – снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
  • Ипохондрия – постоянное беспокойство по поводу возможности заболеть одной или несколькими болезнями.
  • Пассивно-агрессивное поведение – непрямое выражение враждебности.
  • Проекция – ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
  • Шизоидная фантазия – склонность к уходу в фантазии с целью разрешения внутренних и внешних конфликтов.

Уровень III: Невротический

Данные защитные механизмы называются невротическими, однако они могут наблюдаться и у взрослых людей без невроза. Они дают краткосрочные преимущества при копинге (преодолении стрессовых ситуаций), но часто могут привести к долгосрочным проблемам в отношениях, работе и повседневной жизни, если используются в качестве основного сценария поведения.

К невротическим защитным механизмам относятся:

  • Замещение – бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой.
  • Диссоциация – отделение себя от своих неприятных переживаний.
  • Интеллектуализация – неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
  • Реактивное образование – защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
  • Вытеснение – неконтролируемое, бессознательное устранение чего-либо из сознания.

Уровень IV: Зрелые защиты

Данные защиты встречаются у эмоционально здоровых взрослых людей и считаются зрелыми, хотя многие из них берут начало в незрелой стадии развития человеческой психики. Они были выработаны в течение нескольких лет в целях оптимизации успеха в социуме и в отношениях.

Читайте также:  Меня бросил парень, что делать?

Использование этих защит усиливает наслаждение и чувство контроля. Эти защитные механизмы помогают интегрировать противоречащие друг другу эмоции и мысли, позволяя человеку оставаться эффективным. Люди, которые используют эти механизмы, обычно считаются добродетельными.

К зрелым защитным механизмам относятся:

  • Альтруизм – бескорыстная забота о благополучии других.
  • Антиципация (предвосхищение) – представление результатов некоторого действия до того момента, как действие реально осуществилось.
  • Юмор.
  • Сублимация – перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.
  • Подавление – сознательное забывание мыслей и воспоминаний.

Другие защитные механизмы

  • Конверсия – процесс преобразования, трансформации психического конфликта в физический симптом или синдром.
  • Расщепление – мышление «в чёрно-белом цвете», иначе говоря, в терминах крайностей: «хороший» или «плохой», «всемогущий» или «беспомощный» и др.
  • Идеализация – восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
  • Интроекция – бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
  • Пассивная агрессия – агрессия в отношении других проявляется косвенно или пассивно, часто – через прокрастинацию.
  • Проективная идентификация – когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции.
  • Соматизация – тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.
  • Принятие желаемого за действительное.
  • Изоляция – уход от реальности в другое психическое состояние.
  • Рационализация – объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
  • Регрессия – возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
  • Аннулирование – бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некого позитивного события.
  • Принятие – согласие на реальное положение вещей, признание сложной или неприятной ситуации или процесса без попыток изменить ее или выйти из нее.
  • Храбрость – способность и готовность решать конфликты, противостоять страху, боли, опасности, неуверенности, отчаянию, препятствиям, превратностям или запугиванию.
  • Эмоциональная саморегуляция – это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости.
  • Резилентность – способность сохранять в неблагоприятных ситуациях стабильный уровень психологического и физического функционирования, выходить из таких ситуаций без стойких нарушений, успешно адаптируясь к неблагоприятным изменениям.
  • Прощение.
  • Благодарность – чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства.
  • Смирение – состояние, при котором человек, зная свои недостатки, имеет скромную самооценку.
  • Идентификация– отождествление себя с другим человеком или группой людей.
  • Милосердие – сострадательное поведение со стороны тех, кто имеет какую-то власть.
  • Модерация – процесс устранения или уменьшения крайностей и пребывания в разумных пределах.
  • Терпение.
  • Уважение.
  • Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Связь с копингом

Существует множество различных точек зрения о том, как понятие механизма психологической защиты соотносится с понятием копинга; некоторые авторы дифференцируют эти понятия различными способами, другие указывают, что не существует никакой разницы между этими двумя понятиями. В одной из своих книг Джордж Вайлант заявил, что он «будет использовать термины адаптация, жизнестойкость, копинг и защита взаимозаменяемо».

Источник: https://psyweb.global/database/knowledge/article-1507-mehanizmy-psihologicheskoy-zaschity

Механизмы психологической защиты

В качестве основного механизма обеспечения психологической защищенности выступает психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. В соответствии с таким подходом в качестве основной ее функции рассматривается «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

В широком смысле термин «психологическая защита» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться «ложные», замещающие деятельности, измениться система межличностных отношений.

Психологическая защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др.

Действие этих защитных механизмов не повышает адекватность информационно-ориентировочной основы поведения человека и системы его субъективно-личностных отношений, а зачастую даже снижает их адекватность.

Вытеснение

Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов.

Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде.

Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

Совет

а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения;

б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

Подавление

Суть механизма — исключение из сознания смысла травмирующего события и связанных с ним эмоций.

Подавление развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для положительного самовосприятия, а также грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Происходит как бы сокрытие от себя факта этого негативного опыта.

Страх блокируется посредством забывания реального стимула, вызвавшего страх, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

Регрессия

Возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты.

Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, и, соответственно, чувства вины за неудачу («я — малое дитя, и вы обязаны мне помочь»). Решение проблем посредством запроса о помощи.

В класс «регрессии» входит также механизм «двигательная активность» — предполагающий уменьшение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его косвенного выражения и через непроизвольные движения без развития чувства вины.

Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими потребность в симбиотических эмоциональных отношениях.

Проекция

Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Механизм развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны.

Проекция призвана справиться со страхом самонеприятия в ответ на отвергающее поведение других.

Обратите внимание

Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самоприятия на этом фоне («если плохой человек меня отвергает, значит я хороший» или «мнение плохого для меня не значимо»).

Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей.

Интроекция

Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы.

Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью.

Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

Рационализация

Это защитный механизм, нахождение правдоподобных причин, оправдывающих мысли, чувства, побуждения, поведение, которые на самом деле неприемлемы.

Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством.

Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

Интеллектуализация

Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви).

Компенсация

Это бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Этот механизм развивается при формировании основных структур психики как самый поздний механизм защиты.

Используется, как правило, сознательно и предназначен для сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты.

Реализуется через настойчивую работу надо собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности.

Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей.

Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью).

Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

Реактивные образования

Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения, желания и чувства (особенно сексуальных и агрессивные) путем развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения. Развитие этого механизма защиты связывают с усвоением человеком «высших социальных (моральных) ценностей».

Реактивное образование развивается для сдерживания эмоции радости обладания определенным ценным объектом (например, собственным телом) и возможностями использования его (в частности, для секса и агрессии).

Этот механизм предполагает реализацию в поведении прямо противоположной установки (в частности, подчеркнутая строгость нравов, вплоть до ханжества, нарочитая скромность, подчеркнутая забота и милосердие и т.п.).

Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

Отрицание реальности

Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, болезненных в случае их осознания. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции приятия окружающих, если они демонстрируют безразличие или отвержение.

Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать).

Важно

Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

Беззащитное восприятие факта отвержения значимыми другими подвергает серьезному испытанию ощущение своей ценности (первоначально для других, затем и для себя, может привести к самонеприятию). Отрицание подразумевает инфантильную подмену приятия окружающими вниманием с их стороны.

Замещение

Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Читайте также:  Застревающий или параноический тип акцентуации личности

В случае возникновения конфликта с более сильным, старшим или значимым субъектом высвобождение своих эмоций агрессии, гнева на него становится опасным, поскольку это может привести к ответной агрессии или отвержению.

Для сдерживания упомянутых эмоций гнева и агрессивности развивается специальный механизм защиты, который позволяет высвободить скрытые эмоции и направить их на предметы, животных или людей, воспринимаемых как менее опасные, чем те, которые действительно вызвали агрессивные эмоции.

Человек снимает напряжение, обращая агрессию на более безопасный объект или на себя самого, происходит смещение ответственности по типу «вот, кто во всем виноват».

Источник: https://osoznanie.org/1411-mehanizmy-psihologicheskoy-zaschity.html

Механизмы психологической защиты

Механизмы психологической защиты  это методы, которые используются на бессознательном уровне, чтобы иметь дело с тем, что является неприятным, неприемлемым и угрожающим. В этой следующей статье, мы поймем их цель , а также дадим вам примеры общих механизмов психологической защиты, используемых в повседневной жизни.

Знаете ли вы?
Мечта является распространенным механизмом защиты, используемой для того чтобы убежать от реальности, и так-же используют юмор.

Защитные механизмы , также известны как способы сохранить лицо, используются в качестве временной договоренности , и помогают справится с делом, которое неприятно, неприемлемо, и опасно .

Они известны как спасающие престиж, потому что они буквально используются, чтобы ‘спасти нашу репутацию’ вслед за любой угрожающей ситуацией и новостями, поскольку  действительность слишком трудно принять и иметь дело в пределах всей ее  интенсивности.

Каковы механизмы психологической защиты.

Зигмунд Фрейд предложил понятия сознание, бессознательное и подсознание, и продолжал говорить о концепции защитных механизмов как неотъемлемой части бессознательной психики.

Он сказал, что в нашей повседневной жизни, мы   время от времени сталкиваемся с определенными отрицательными стимулами, которые могут стать слишком опасными если  принимать всю их интенсивность на себя.

Совет

Эти стимулы могут вызывать коррозию эго человека и делают жизнь невозможной, вызывая тяжелые психические стрессы, в их наиболее коррозионной форме, могут даже привести к нервному срыву.

Именно из-за этого, мы подавляем эти неприятные мысли и ситуации, в нашем подсознании, даже не осознавая этого, и даже не знаем об их существовании, пока они не всплывут в виде необъяснимого поведения (сновидений, оговорок и т.д. ).

Почему они важны

Фрейд продолжал объяснять, что эти механизмы имеют чрезвычайно важное значение для защиты эго человека, и без их помощи, эго просто рушатся и распадаются, что приводит к тяжелым психическим стрессом и делает повседневную жизнь практически невозможной.

Так же, как можно было бы использовать парацетамол, чтобы почувствовать себя лучше физически, защитные механизмы используются для получения мысленного улучшения .

Они работают как амортизаторы и помогают человеку справиться с болью, и именно поэтому, считается, что защитные механизмы  служат благой цели.

10 часто используемых механизмов защиты

Самый первый идентифицированный защитный механизм был — репрессии он был предложен Фрейдом. Ниже данны  10 из обычно используемых защитных механизмов в повседневной жизни с примерами.

Репрессии

Репрессия используется, чтобы подсознательно оттолкнуть воспоминания о тревожащих мыслях, импульсах и событиях в подсознательное. Так как это делается бессознательно, люди не контролируют это, поэтому, довольно вероятно  воспоминания могут  измениться в течении времени.               Например: Солдат может подавлять воспоминания о смерти, кровопролитии и уничтожении на поле боя.

Отказ

Защитный механизм который отказывается принять реальность и признавать  очевидную правду. Это отказ признать, что что-то болезненное или неприятное произошло или происходит в данный момент.

Люди, которые слышали о известие о смерти своих близких, часто испытывают отрицание.

                                     Например: наркоман может находиться в отрицании, что он пристрастился к наркотикам и может продолжать говорить себе, что он делает что то хорошее в своей личной и профессиональной жизни .

Смещение

Люди выражают их разочарование, импульсы и чувства на других, менее угрожающий объект, который не является источником их разочарования.

Потому что они не могут использовать негативные эмоции и ответные меры против фактического источник их разочарования (так как это может привести к негативным последствиям), они буквально вытесняют их негативные чувства на других, менее опасных объектов.

                                                                   Например: босс кричит на сотрудников, работник не может сказать что-нибудь против из за страха, что он потеряет свою работу, так что он вымещает свой гнев на кого-то менее угрожающего, на его жену дома.

Эта цепочка не останавливается на достигнутом, а продолжается дальнейшее где жена может кричать на ребенка старшего возраста, ребенка старшего возраста на младшего брата, и брат может, «мучить» домашних животных. Приступ ярости срабатывает даже при незначительной провокации.

Регрессия

Регресс является метод, который используется для регрессирования или возражению к более ранней стадии развития, когда сталкиваются с неприятными или неприемлемыми ситуациями. Стадии на который регрессируют, может зависеть от человека к человеку.

                                                            Например: Боясь крика со стороны учителя, у подростока может начаться снова ночное недержание мочи, или отказ купить игрушку может привести маленького ребенка к истерике и обиде.

Или молодая женщина может свернуться в позу эмбриона после разрыва отношений и отказываться вылезать из постели.

Сверх-компенсация

Перед лицом проблемы человека выставляет дополнительное количество усилий для преодоления или компенсирования  ситуации. Эти усилия настолько высокие, что значительно превышают первоначальный результат .

                                                                                  Например: человек, который не пришел на урок  приложит столько усилий, что он не только получит хорошую оценку, но, вероятно, получить первое место в классе.

Сублимация

Это пере направление неприемлемых мысли, эмоции и импульсов в более приемлемые формы. Этот защитный механизм может помочь человеку сосредоточиться на более позитивных аспектах жизни, заставив его найти лучшую перспективу.

                                                                               Например: человек, который имеет проблемы с гневом  записываются  в  секцию кикбоксинга, так что его гнев можно использовать в спорте.

Юмор и мечты также могут помочь человеку справиться с напряженной ситуацией или неудачей.

Рационализация

Рационализация предполагает переосмыслить неприятное или неприемлемое поведение и чувства, рациональным образом и обесценить истинные причины поведения. Этот защитный механизм предотвращает беспокойство и защищает свою самооценку.

                                                                                         Например: студент, который получил очень низкие оценки в тесте может рационализировать, говоря, что учитель намеренно дал ему низкие оценку, потому что она ненавидит его.

Или вор оправдывает кражу говоря, что человек был богат и заработал деньги нечестно.

Проекция

Это проектирование собственных нежелательных, мыслей, чувств и/или импульсов на другого человека, у которого нет этих мыслей и желаний.

 Таким образом мы проектируем негативное чувство, которое мы неприемлем по отношению к себе на другого человека у которого его нет.

                        Например: человек, который никогда не слушает, будет сердиться и обвинять   супруга что он его никогда не слушает. Хотя на самом деле он его слушал все это время

Интеллектуализация.

Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией или новостью, человек будет отделять себя эмоционально от ситуации и сосредоточиться только «холодных» и клинических аспектах ситуации.

                                                               Например: человек, узнав, что он страдает от неизлечимой болезни воли, вместо того, чтобы реагировать с горем, будет узнавать все о болезни или может перечислить все бесплодные процедуры, которым он мог подвергнуться.

Отмена

Это бессознательная попытка отменить или взять назад, чтобы свести на нет действие или комментарии, которые привели к неприятным чувствам тревоги или вины, которое могут быть вредными и / или неприемлемыми для другого человека.

Это сделано, чтобы противодействовать ущербу, который может быть сделан путем предыдущего комментария или действия, в надежде, что они будут уравновешивать друг друга.

                                                                       Например: После оскорбления кого-то или его имени, человек может попытаться отменить свои действия проводя следующий час хваля положительные качества человека.

Как оборонительные механизмы могут вызывать коррозию

В то время как защитные механизмы, как полагают, важны для нашего психического здоровья, важно понять, что они могут убрать нас из реальности. Давайте проведем параллель, если человек начинает кашлять, он возьмет сироп и справиться с ним таким образом, но если кашель не прекращается даже после пробы всех методов, он посетит врача, чтобы добраться до корня проблемы.

Если он не обратиться к врачу, здоровье его ухудшится. Кроме того, защитные механизмы,  действуют в качестве буфера и помогают человеку справиться с первоначальным шоком. После этого человек должен смотреть в лицо реальности, и принять необходимые меры для решения проблемы.

Невыполнение этого требования означает, что он уходит от реальности, что само по себе может быть очень вредным. Защитные механизмы помогают, смягчая удар и помочь в смягчении нашего эго. Но так как это происходит на бессознательном уровне, мы не знаем, что мы вкладываем в их  использование, возможно они имеют коррозионный характер  и уводят нас от реальности.

Именно поэтому важно знать об этих защитных механизмах, и понимать, когда следует остановиться и посмотреть на реальность объективно .

Статьи по психологии: 

Источник: https://psichov.net/obshhie-mehanizmyi-psihologicheskoy-zashh/

Ссылка на основную публикацию