Игры и упражнения для тренингов – преодоление проблем и целепологание

Упражнения про цели

Упражнения про цели важны и востребованы не только в тренингах целеполагания, но и в тренингах успешности, тренингах продаж и переговоров, тренингах для руководителей. Ведь грамотная постановка цели — основа успеха в любой сфере жизни.

Что такое упражнения про цели? Это и упражнения, которые учат грамотно ставить цели. И упражнения, которые наглядно демонстрируют, что сейчас цели сформулированы не корректно. И упражнения, которые помогают участникам быстрее достигать своих целей в жизни, усилить внутреннюю мотивацию.

Качественные, интересные, запоминающиеся упражнения про цели помогут участникам ваших тренингов грамотно работать с целями, повысят их успешность.

Мы подобрали для вас 7 лучших упражнений про цели, которые можно найти в открытом доступе. Пусть эти упражнения помогут вам создать эффективные тренинги.

Цель: Упражнение наглядно показывает важность постановки целей.

Время: 5–7 минут

Размер группы: Любой

Вызываем одного добровольца. Просим подойти к стене комнаты, поднять руки и дотянуться как можно выше. Отмечаем место, до которого он дотянулся, а потом просим попробовать еще раз. Отмечаем еще раз (как правило, в этот раз всегда получается выше).

Можно пригласить сразу нескольких добровольцев. Так упражнение будет ещё нагляднее.

Итоги:

  • Как это упражнение соотносится с планированием и постановкой целей?
  • Какие выводы мы можем сделать из этого упражнения?

Цель: Упражнение учит участников грамотно формулировать свои цели

Время: 15 минут

Размер группы: Любой

Вызывается любой доброволец (либо вызывает сам ведущий). Начинайте говорить быстрее, чтобы был момент растерянности. Плюс киньте фразу в зал: «Смотрите внимательнее, что сейчас будет происходить».

Вы поймали золотую рыбку. У вас есть 15 секунд, чтобы загадать ей три желания.

Далее тренер ведет отсчет или загибает пальцы по секундам. Молчит? Загадал, но не произнес. Если вы не произнесли свои желания, как они догадаются? Если произнесли, ведущий повторяет их именно так, как было сказано.

— Дом, кучу денег, машину…

Тренер рисует дом.

— Это что?

— Дом. Получи!

Или: Хорошо, у меня в следующем году будет дом. Ты же не сказал, кому ты загадал дом?

— Кучу денег.

Скиньтесь по рублю! Получи.

— Хочу быть счастливым!

— Обязательно: в следующем месяце будешь счастлив, даже несколько раз. Или будешь всегда счастлив, начиная с 2050 года.

— Любимая женщина?

— Через 150 лет она у тебя появится.

— Я не доживу!

— А это твои проблемы.

Можно вызвать ещё участников…

Обратите внимание

Тренер: «Я могу поспорить на любую сумму денег, что даже сейчас никто из вас с этим не справиться!»

Итоги:

  • Что сейчас происходило?
  • Как нужно было загадывать желания, чтобы они были исполнены?

Тренер подводит участников к постановке целей по схеме SMART:

  • Specific — конкретные
  • Measurable — измеримые
  • Agreed — согласованные (с целями более высокого уровня)
  • Realistic — реалистичные
  • Timed — определенные во времени

Ещё один вариант упражнения:

все участники представляют, что они поймали Золотую рыбку, которая выполнит три желания — одно личное (например, хочу новую машину), и два рабочих (например, хочу меньше работать и т. д. ). Участники записывают свои желания на листочках. Листочки собираются, и с ними тренером производится та же работа.

Часто участники после первых «исполненных «таким образом желаний, сами выводят некоторые SMART.

Цель: Упражнение позволяет более четко осознать свои цели

Время: 30 мин. плюс обсуждение упражнения — по 3–5 мин. на каждого участника.

Размер группы: Любой

Начертите карту своего будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти.

  • Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем?
  • Какие препятствия вам предстоит преодолеть?
  • На какую помощь вы можете рассчитывать?
  • Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?
  • Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?

Обсуждение итогов упражнения:

  • Где находятся важнейшие цели?
  • Насколько они сочетаются друг с другом?
  • Где вас подстерегают опасности?
  • Откуда вы будете черпать силы для того, чтобы достичь желаемого?
  • Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Представление своего будущего в виде карты местности позволит участникам более четко осознать свои цели.

Метафорическое выражение целей в виде пунктов на карте, а путей их достижения в виде улиц и дорог помогает участникам создать в воображении наглядную картину своего будущего.

После создания такой карты каждый сможет соотнести цели между собой и понять, насколько они сочетаются друг с другом, какие препятствия встречаются на пути к ним, какие новые возможности открываются.

Цель: Упражнение наглядно показывает важность постановки целей.

Время: 10 минут

Размер группы: Любой

Для этого упражнения вам понадобится бумага формата А4 и корзина для бумаг.

На примере этого упражнения очень удобно показывать результаты целеполагания. Для этого упражнения вызываем добровольца. Просим встать его в двух метрах от корзины и забросить в нее как можно больше бумаги. Через минуту останавливаем его и пересчитываем бумагу. Например, получилось 20 листов.

Теперь вызываем следующего добровольца. Его задача — забросить больше 20 листов. Как правило, у него получается больше — 25–30 листов.

Теперь настал черед третьего добровольца. Вызываем его и даем вводную: «Вы видели, каких результатов достигли предыдущие участники. Как вы считаете, чего достигнете вы?»

Итоги:

  • Как вы думаете, мы можем соотнести это упражнение с целеполаганием?
  • На ваш взгляд, когда участники достигали лучших результатов — когда просто бросали бумагу, или когда перед ними стояла определенная задача?
  • Когда эта цель была поставлена кем-то или ими самими?

Цель: Упражнение позволяет более четко осознать свои цели, расставить приоритеты и наметить последовательность.

Время: 20 мин. плюс обсуждение — 3–5 мин. на каждого участника.

Размер группы: Любой

В этом упражнении участники составляют список того, что им хотелось бы сделать в будущем, чтобы упорядочить свои цели. Преимущество этого способа работы состоит в том, что он усиливает ощущение направленности и непрерывности жизни.

Определите, как далеко в будущее вы хотите заглянуть. Может быть, вам интересно увидеть свою жизнь через год или два, а может быть — через десять лет?

Теперь подумайте, чего вы хотите достичь за это время. Что вы хотите создать? Чему научиться? Кем стать? От чего вы хотели бы отказаться или освободиться?

Представьте себе, что каждая важная цель этого жизненного отрезка является верстовым столбом на пути жизни, по которому вы идете.

Когда вы доходите до очередного верстового столба, вы можете сказать себе: «Это я уже сделал!» Выбирайте только такие цели, которые для вас позитивно окрашены и достойны того, чтобы к ним стремиться. Причем их должно быть не больше шести-восьми.

Расставьте их в нужной временной последовательности и обозначьте каждый верстовой столб несколькими ключевыми словами.

Обсуждение итогов:

  • Какие у вас ощущения после выполнения этого упражнения?
  • Как вы сейчас относитесь к своим целям?


Цель
: Упражнение позволяет более четко осознать свои цели, расставить приоритеты и наметить последовательность.

Время: 40 мин. плюс обсуждение — 4–5 мин. на каждого участника.

Размер группы: до 12 участников

Участники начинают выполнение коллажа на следующую тему: «Мой жизненный путь». Им задаются такие вопросы: «Вы шагаете по дороге, название которой — Жизнь… Откуда Вы идете и куда? Есть ли у Вас главные достижения? Что придает Вам сил, чтобы идти по жизненному пути, и наоборот, что мешает? Какие предметы находятся вокруг Вас? И какова конечная цель? …

Коллаж создается участниками с целью демонстрации их жизненного пути, с учетом различных планов, окружения и достижений. Данное упражнение должно выполняться самостоятельно и индивидуально, но по желанию участвующих в нем людей, может проходить и в отдельных группах.

На создание коллажей отводится около 40 минут, затем участниками осуществляется презентация, в качестве небольшой экскурсии, где все они в порядке очереди становятся экскурсоводами, демонстрирующие группе собственную работу. Рекомендуется выделить на каждого участника приблизительно 4–5 минут.

Важно

Смысл данного упражнения заключается в развитии способности планирования своего жизненного пути. Это занятие позволяет задуматься над важностью некоторых событий, стремления к поставленным целям и решения трудностей.

Обсуждение итогов:

После завершения упражнения, участники начинают его обсуждение. Им задаются следующие вопросы:

  • Какие впечатления и эмоции появляются при взгляде на собственный коллаж?
  • Удалось ли заметить новые подробности своей жизни?
  • Реально ли то будущее, нарисованное на коллаже?
  • Как можно постараться его достичь?

Для данного упражнения вам понадобятся большие листы бумаги по количеству участников, много журналов для нарезки образов.

Цель: Упражнение позволяет более четко расставить приоритеты в своей текущей жизни, начать больше работать на важные цели.

Время: 30 мин.

Размер группы: Любой

Участникам дают задание — составить небольшой список и написать в нем самые важные дела, которые занимают их в данный период жизни, и самые большие проблемы в настоящее время, не более 5 пунктов.

После составления списка, участники пробуют представить себя на три года старше, а затем подумать об этих проблемах и делах, как бы спустя три года.

Раздумывая над данным заданием, следует ответить на такие вопросы.

  1. Что Вы можете вспомнить о данной проблеме?
  2. Что произошло с ней и как она влияет на жизнь теперь, по истечении трех лет?
  3. Если бы данная проблема появилась перед Вами прямо сейчас, нашли бы Вы ее решение? Каким бы оно было?

Это упражнение выполняется в отдельных группах, состоящих из 3–4 человек; каждый участник сообщает остальным пункты из собственного списка и отвечает на конкретные вопросы. Также можно позволить желающим работать самостоятельно, без группового обсуждения, в результате упражнение выполняется участником письменно, и при этом все записи остаются у него.

Смысл данного упражнения состоит в анализе всех жизненных проблем, в соответствии со своим будущим. Оно позволяет всем участникам подумать о важной деятельности.

Так, психологи официально установили, что около 80% успехов можно достичь за счет всего лишь 20% своих усилий, а остальной процент усилий помогает обеспечить 20% наших достижений.

Анализ из «будущего» позволяет осознать степень важности определенных дел.

После завершения упражнения происходит его обсуждение. Участники задают себе такие вопросы:

  • Какая деятельность с помощью данного взгляда кажется более важной, а какая — нет?
  • Полностью ли совпадает это мнение с позиции настоящего времени?
  • Какие впечатления производит факт того, что через 3 года вы не вспомните ни одной проблемы или дела, которые решаете сегодня?

Каждый участник должен сделать определенные выводы только для себя.

Рекомендую ещё обратить внимание участников тренинга на то, изменилось ли их отношение к текущим проблемам, которые они выписали? Обычно данная техника помогает снизить значимость текущих проблем, переключить внимание участников на будущее.

Мы представили вашему вниманию 7 качественных упражнений про цели, которые есть в свободном доступе. Надеемся, что они станут достойным наполнением ваших тренингов.

Поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они:

  • Доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов. Стоит уточнить это, прежде чем проводить упражнения.
  • Не содержат подробной инструкции проведения упражнения. А не секрет, что просто знать упражнение и знать, как именно его провести — это две большие разницы. Обычно на практике требуется 2–3 раза провести упражнение, чтобы понять, как же проводить его наилучшим образом.

Когда вам понадобятся:

  • Эксклюзивные упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • Упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/uprazhneniya-pro-celi

Источник: http://chuprina.kz/who-we-are/articles/uprazhneniya-pro-tseli/

Тренинг целеполагания

Тренинг целеполагания 

  В основе любой деятельности лежит цель! Верные цели в бизнесе определяют результат, задают правильное направление, и позволяют получить максимальную прибыль. Тренинг целеполагания является фундаментом для достижения результата, и дает возможность научиться фокусировать все ресурсы на достижении главной цели!

    Для кого? Тренинг целеполагания одинаково важен как для специалистов, так и для руководителей, потому что, к сожалению, целеполагание, как самостоятельная дисциплина не преподается ни в одном учебном заведении.

А уроки по целеполаганию можно получить либо на тренинге, либо в реальной жизни.

Жизнь – строгий учитель и безжалостный тренер, который часто дает уроки постфактум, когда уже слишком поздно! Шанс упущен, конкурент достиг эту цель раньше Вас, план продаж провален – и в эти моменты наступает прозрение относительно того, насколько верны или качественны были поставленные Вами цели.

   Целеполагание – это процесс осознанного управления будущей реальностью, которая либо будет выстроена в соответствии с Вашими целями, либо Вы увидите реализацию чьих-то целей! Вы всегда достигаете свои или чужие – вопрос в том, какой результат Вы хотите получить! Тренинг целеполагания позволяет и штатному работнику, и его руководителю, и собственнику бизнеса взять достижение целей под свой контроль, для того, чтобы довести уровень достижения поставленных целей до 100%! Кроме того, процесс достижения значимой и амбициозной цели позволит Вам стать тем, кем бы Вы никогда не смогли стать, если бы не осмелились на такое!

Читайте также:  Что означает имя алевтина – характеристика имени алевтина, толкование имени алевтина

Великие люди ставят великие цели, но и великие цели создают Великих Людей!

      Правильное целеполагание определяет будущее – и разрабатывая материал для корпоративного тренинга по целеполаганию в Вашей компании, мы ориентируемся прежде всего на то, какое будущее Вы хотите построить! Вы узнаете, что лежит в основе целеполагания, откуда берутся цели, и как встроить процесс целеполагания в свою работу с максимальной эффективностью.

Виды тренингов по целеполаганию:

     1) Базовым тренингом для тех, кто не сталкивался с изучением инструментов целеполагания является тренинг эффективной постановки целей (смотрите программу здесь!), который позволяет получить представление о том, что такое цели, как правильно их ставить, и как гарантированно достигать того, что Вы запланировали!

Совет

        2) Тренинг целеполагания для персонала представляет собой уникальный арсенал методов, позволяющих сотрудникам проанализировать свою работу, определить индивидуальные показатели своей эффективности, и сосредоточиться на достижении главных результатов, которых ждет от них руководство.

После тренинга целеполагания у персонала открываются глаза на то, в чем на самом деле заключается их работа! Возникает понимание того, что такое работа на результат! Разница между «Я делал» и «Я сделал!» навсегда останется в памяти у сотрудников.

После такого тренинга многие ставят себе достойные цели в области профессионального развития и начинают делать для своей организации гораздо больше!

     3) Тренинг целеполагание для менеджеров по продажам открывает «второе дыхание», как для новых специалистов, так и для сотрудников с большим опытом.

Его можно рекомендовать менеджерам в качестве первого тренинга, либо провести его в более продвинутой версии для тех сотрудников, которые уже проходили тренинги для менеджеров по продажам.

Одним из главных открытий данного тренинга для участников является то, что у известных многим этапов продаж также есть конкретные цели.

         Но лишь 10% менеджеров по продажам умеют правильно ставить себе цели на каждом из этапов продаж, совершать нужные действия и гарантированно достигать ее.

Это и есть декомпозиция целей в продажах, т.е. умение ставить себе цели и подцели в работе с клиентами.

Обратите внимание

В таком случае каждое действие имеет определенную цель, каждый звонок приносит результат, каждая встреча с клиентом приближает к продаже! 

     И, кроме того, те менеджеры, которые проходят обучение на тренинге целеполагания в продажах, навсегда избавляют себя от такой ситуации как нерегулярные заработки и нестабильные продажи.

Обычный менеджер по продажам первый месяц ищет клиентов, второй месяц их обрабатывает, в третьем месяце получает за них бонусы, и далее получает спад продаж, потому что делал паузы в поиске новых клиентов.

Целеполагание в продажах позволяет научиться планировать и прогнозировать продажи, и делать денежный поток от клиентов стабильным, а свои доходы регулярными и высокими.

  Задайте вопрос!

        4) Тренинг целеполагания для руководителей – это азбука успешного управления собой и своими сотрудниками.

Результат работы профессионального руководителя – верно выбранные и достигнутые им цели, с помощью компетенций и рабочего времени его подчиненных.

В связи с этим, от того, какие цели поставил руководитель своим подчиненным, какими способами и как он следил за их достижением, будет зависеть его управленческая эффективность и результаты вверенного ему или ей подразделения.

       Следует помнить, что руководители высшего звена являются первоисточниками главных целей для всех остальных сотрудников компании.

Одна ошибка в постановке целей на верхнем уровне, может увести не в ту сторону деятельность десятков и сотен людей (например, когда ошибка касалась загрузки основных производственных мощностей крупного завода, и привела к заполнению склада некачественной либо невострабованной продукцией).

Важно

Для руководителей такого уровня необходимо в обязательном порядке виртуозно владеть инструментами целеполагания, уметь работать с деревом целей, правильно декомпозировать цели и уметь синхронизировать своевременное достижение целей между всеми подразделениями организации. 

      Не менее важная ответственность за качественное целеполагание лежит на руководителях среднего звена, которые являются своего рода ретрансляторами целей высшего руководства, и отвечают за точность передачи этих целей нижестоящим подразделениям. Специальные упражнения тренинга целеполагания позволяют таким руководителям научиться делать это качественно и эффективно.

     5) Тренинг стратегического целеполагания является обязательным для организации любого масштаба, начиная от небольшой компании в 3-5 человек и заканчивая организацией, объединяющей сотни и тысячи людей. Данный тренинг закладывает основы постановки стратегических целей в компании, и обеспечивает возможность внедрения инструментов стратегического планирования.

           Также как у корабля должен быть маршрут, показатели для ориентации во внешней среде и параметры диагностики собственного движения, так и у организации должна быть четкая, выверенная стратегия, мониторинг ситуации на рынке и инструменты анализа собственной продуктивности в любой момент времени.

Данный тренинг позволяет руководителям выстроить эффективную систему целеполагания для своей компании, и сделать процесс целеполагания понятным и общепринятым.

Управление по целям позволяет организации прийти в «нужную гавань» также, как нашим предкам удавалось вывести свой корабль к нужному берегу, ориентируясь по картам звездного неба.

           А для чего вообще существует организация и каков ее главный смысл? Например главным смыслом Walt Disney Company была мечта ее основателя о том, чтобы родители и дети могли проводить больше времени вместе, и радоваться незабываемым мгновениям, которые запоминаются на всю оставшуюся жизнь. Нет таких людей, которые перед тем, как покинуть этот мир сожалеют о том, что мало времени проводили на работе, обделяя вниманем свою семью.

          И для того чтобы у кого-то в жизни стало хотя бы одним ценным мгновением больше, Дисней и создал свою великую компанию, которая в дальнейшем стала известной на весь мир. Компании без Миссии и Видения тоже могут успешно работать какое-то время.

Совет

Но они живут гораздо меньше, не приносят радости своим основателям и их сотрудникам, а когда они исчезают, то их потом практически никто не помнит.

Хотите привнести смысл в существование Вашей компании, который бы выходил за рамки зарабатывания денег? Тогда Вам сюда!

     Таким образом обучение сотрудников всех уровней эффективному целеполаганию деятельности в формате корпоративных бизнес-тренингов дает весомый экономический эффект уже в краткосрочной перспективе. А также делает организацию более устойчивой и конкурентоспособной даже в условиях высокой неопределенности внешней среды.

   Наличие цели и целеполагания, как инструмента управления будущим дают возможность ощущать уверенность в завтрашнем дне, и делают жизнь более яркой и насыщенной.

Любой человек является генеральным директором большой корпорации собственной личности. Глядя на судьбы разных людей можно увидеть эффективность технологий целеполагания, которые они использовали (или не использовали вообще).

Дрейф по течению относится к целеполаганию только если направление течения Вас устраивает.

Узнайте о вариантах проведения тренинга

для Вашей компании

 Задайте вопрос экспертам:

Источник: http://vision-trainings.ru/trening-tselepolaganiya

Навыковый тренинг с элементами информирования

Главная / Методические разработки / Развитие навыков целеполагания

Цель: развитие навыков целеполагания у подростков.

Задачи:

  • дать определение понятия «целеполагание»;
  • ознакомиться с особенностями процесса целеполагания у подростков;
  • изучить этапы постановки цели;
  • развить навык целеполагания в ходе практического занятия (практикума).

Форма проведения: групповая (возможно и индивидуальная).

Метод проведения: информирование с элементами практикума.

Продолжительность: 40 – 60 минут.

Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов.

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, маркер, наглядное пособие – эпиграф к занятию (Сенека), листы и ручки (цветные карандаши) по количеству участников. Занятие подготовила и провела педагог-психолог ОГКОУ «Магаданский областной детский дом № 2» Уманец Д.С. Беседа подготовлена на основе теоретических материалов см. Список литературы.

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека.

Ход занятия.

I этап «Информирование»

Педагог-психолог: здравствуйте ребята, каждый из вас в той или иной степени сталкивался в жизни с таким моментом, когда необходимо поставить перед собой цель и достичь ее, постарайтесь привести примеры из своей жизни, в чем это могло проявляться (воспитанники делятся примерами). В целом, можно сказать, что каждый из нас часто или редко прибегает в жизни к такой деятельности как целеполагание.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. (Словарь по профориентации и психологической поддержке).

Постановка цели – необходимое условие осуществления деятельности человека, важнейшей характеристикой которой является наличие цели как осознанного образа будущего, который организует действия человека.

Механизм возникновения умения человека формулировать цели своего действия — сначала человек вынужден формулировать цели по требованию другого человека, потом он начинает их формулировать для себя; сначала человек обнаруживает, что действия других людей регулируются их целями, потом начинает подчинять свои действия определенной цели. (Воспитанники приводят примеры из жизни о действиях (целях), которые выполняли по требованию или самостоятельно).

Л.С. Выготский утверждал, что в переходном возрасте происходит становление целевой воли, которая надстраивается над более ранним механизмом воли – аффектом.

Целеполагание подростков рассматривается как целостный сложно организованный процесс представленный:

  • прогнозированием результатов деятельности, включающим целепорождение (образ цели) и целеобразование (мысленное моделирование цели и стратегии (методы и средства) ее достижения);
  • деятельностью по достижению результатов – целереализацией (доведение мысленной модели до уровня ее практического использования) и целеосуществлением;
  • опытом рефлексии, представленным целерефлексией (анализ модели и деятельности по ее реализации, определение ошибок) и целекоррекцией (проектирование путей коррекции и их реализация).

Постановка целей

Существенной частью любой деятельности является определение целей работы.

Этапы целеполагания: (для практического обсуждения необходимо использовать цель «Сдать экзамен на «5»)

  1. Формулировка цели: «Я хочу…», «Мне необходимо…». Один из самых важных этапов, когда верная формулировка обуславливает 50% выполнения поставленной цели. Здесь важно оценить насколько вам необходимо достижение той или иной цели, понять реальность осуществления цели и т.д. Существуют предположения, что формулировка цели должна звучать в утвердительной форме и обязательно должна быть не только вербализирована, но и записана. (Воспитанники приводят примеры возможных формулировок);
  2. Определение задач. Поскольку цель – это стремление к чему-то общему и практически невозможно достичь цели «за один шаг», то очень логичным становиться обозначить путь к цели различными задачами (подцелями). Это позволяет повысить эффективность процесса достижения цели. (Воспитанники приводят примеры постановки задач к цели);
  3. Анализ ресурсов. Чтобы еще повысить эффективность процесса достижения цели, необходимо провести анализ ресурсов, иными словами, понять, что «я уже имею» для достижения цели, чего не хватает. Это позволит избежать лишних затрат (материальных, эмоциональных, энергетических). (Воспитанники приводят примеры постановки задач к цели);
  4. Реализация действий для достижения цели. Этот этап можно считать заключительным, здесь человек уже непосредственно приступает к выполнению действий, которые помогут ему достигнуть цели (здесь же используются данные второго этапа «Определение задач»).
Читайте также:  Жалость к себе и что с ней делать

В целом, можно сказать, что этап целеполагания и достижения цели делиться на 4 основных этапа, хотя вполне подлежит корректировке (например, можно дополнить этапом «Анализ совершенных действия», «Анализ процесса достижения цели» и т.д.).

Основное, что необходимо помнить на этапе целеполагания: Понимай необходимость и реальность желаемой цели! В большей степени рассчитывай на себя, но учить просить помощи у других!

Верь в достижение цели и свои силы!

В завершении информирования необходимо провести обсуждение, выяснить все ли понятно.

Педагог-психолог отвечает на вопросы участников.

II этап «Практикум»

Обратите внимание

Задание 1 «Постановка цели»

Педагог-психолог: (для задания понадобятся листы и ручки по количеству участников) ребята, вы получили необходимую информацию, чтобы попробовать самостоятельно выполнить процесс целеполагание, для этого предлагаю вам самостоятельно разработать план по реализации цели (на любую тематику) согласно 4 основным этапам, которые мы с вами рассмотрели. Задание выполняйте на листе.

После завершения задания необходимо провести обсуждение (что получилось/не получилось, в чем трудность выполнения задания, какой из этапов самый сложный/простой и т.д.)

Задание 2 «Ладонь»

Педагог-психолог: (для задания понадобятся листы и ручки (цветные карандаши) по количеству участников) ребята, возможно вы когда-нибудь слышали о том, что цель можно достигнуть быстрее, если ее нарисовать или создать коллаж «Мои желания» или «Моя мечта».

(воспитанники отвечают). Давайте и мы с вами попробуем создать проект будущей цели (образец в приложении 1 к тренингу). (воспитанники выполняют это задание у себя на листках, а ведущий на доске).

Для начала каждый из вас должен нарисовать на листе свою руку (достаточно обвести собственную ладонь).

Затем в центре руки («на ладони») напишите цель (можно мечту, желание).

Теперь на каждом «пальце» напишите, что вам необходимо для достижения этой цели. И в последнюю очередь напишите на каждом «пальце», кто может вам помочь достигнуть этой цели. После завершения задания необходимо провести обсуждение (для чего необходимо это задание, может ли оно помочь в реальности и т.д.)

Педагог-психолог: ребята, наш тренинг подошел к концу, хочется пожелать вам, чтобы в вашей жизни было как можно больше поставленных целей и, конечно, ровно такое количество достигнутых.

Завершающий этап тренинга: рефлексия (обсуждение тренинга). Участники вместе с педагогом-психологом садятся в круг, каждый из участников (в том числе ведущий тренинга) начинает высказываться по очереди, делится своими эмоциями, отмечает «+» и «-» проведенного тренинга, вносит свои пожелания и предложения.

Список литературы:

  1. Кулиров, А.Н. Эффективное целеполагание, — М. – Изд-во «ЛУЧ». – 2005. – 201 с.
  2. Иванов, К.С. Практикум по целеполагания: методическое пособие, — Спб. – 2007. – 164 с.;

Приложение 1

Образец «Проект будущей цели» (задание «Ладонь»)

Необходимые ресурсы, помощники

Цель

Автор материала: Уманец Дарья Сергеевна

Источник: http://psycholog-school.ru/psikhologi/razvitiye-navykov-tselepolaganiya-u-podrostkov.php

Формирование целеполагания

Групповое занятие  с элементами тренинга на тему  

«Формирование навыков целеполагания» для обучающихся 16-17 лет.

Если ты не знаешь, какая твоя гавань, никакой ветер не будет тебе попутным. (Сенека)

Обоснование

На сегодняшний день обучающиеся сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с  отсутствием некоторых важных навыков у обучающихся.

В ходе работы мы сталкиваемся с отсутствием  психологической готовности к выбору  жизненного пути вообще и профессии в частности.

Важно

У многих обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность.

Целью данного занятия является обучение студентов навыкам целеполагания и планирования.

В ходе занятия будут решены следующие задачи:

  1. Актуализация и структурирование учебных и профессиональных целей обучающихся;
  2. Обучение навыкам постановки целей.

Занятие проходит в тренинговой форме, рассчитано на 2 часа.  Рекомендуется проводить с обучающимися в группах по 10-15 человек.

Ход занятия.

В жизни человека  представления о близком и далеком будущем играют такую же важную роль, какую проложенный штурманом на карте курс играет в движении морского судна или самолета. Будет ли судно натыкаться на неожиданные мели, забредать в непредусмотренные гавани или нет, зависит от четкости, ясности выбранной цели и подробности и обоснованности плана ее достижения.

Тому как научиться правильно ставить цели и находить пути их достижения посвящено наше занятие.

Упражнение 1. Правила поведения в тренинге.

  1. Здесь и сейчас.
  2. Конфиденциальность.
  3. Безоценочность.
  4. Активность.

Упражнение 2. Знакомство.

Каждый из участников по кругу называет свое имя и одну, самую важную и хорошую, на его взгляд, черту своего характера.

Упражнение 3. «Счет»

Ведущий дает команду «Начали», участники должны считать по порядку от единицы по очереди, так, чтобы одно число говорил один человек. Нельзя считать друг за другом также, как сидят участники. Как только два человека одновременно скажут одно число, счет начинается сначала.

Можно поставить группе определенный предел, до которого они должны досчитать, а можно поставить вопрос – до какого числа они смогут досчитать.

Вывод: «Когда вы работаете в группе, очень важно, когда вы умеете слушать друг друга и чувствуете друг друга. Этому учит данное упражнение»

Данное упражнение направлено на повышение сплоченности группы.

Итак. Перейдем к самой теме нашего занятия. Как мы уже говорили, цель играет в жизни человека решающую роль.

Что такое цель?

Цель – это образ желаемого результата.

Цель – это специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличии от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Большая цель достижима.

Мальчик заблудился в лесу. Он не знал, что ему делать и куда идти. И даже собрался заплакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, влез на большое дерево и увидел  свой путь.

Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть – это наша большая цель. Но она должна быть действительно большой, как это дерево. А значит, лежать за пределами жизни. Большая цель – это цель, к которой можно придти.

Совет

Самый важный  шаг – постановка целей. Если вам удастся сосредоточиться  на цели, гораздо легче  отыскать пути к ее достижению. Это важно как в жизни вообще, так и в профессиональной деятельности тем более.

Существует два вида целей:

  • Глобальные цели, то есть те, которые вы рассчитываете  достичь через продолжительный период времени.
  • Текущие цели, то есть  те, для  достижения которых  вы принимаете конкретные решения.

Упражнение 4. «Мечты»

Начнем с мечты. Все, сидя в кругу, закрывают глаза и пытаются, прислушиваясь к своим желаниям, представить свое профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение. Дается 2 минуты.

Инструкция: «Давайте помечтаем. Представьте свое профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение»

Затем каждый участник группы делится своими впечатлениями. Тренер обобщает сказанное. Говорит о том, что у каждого участника есть своя мечта. Цель, которую предстоит достичь.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/10/02/formirovanie-tselepolaganiya

Упражнения для четкого целеполагания

Люди не перестают задаваться вопросами о том, как правильно определить свои цели, а потому не перестают появляться новые статьи, методики и упражнения на эту тему.

Если говорить о целях глобальных (их-то как раз бывает очень сложно понять за чередой краткосрочных, насущных задач), они неотделимы от ваших жизненных приоритетов, потому что проистекают из них.

Поэтому первое упражнение поможет прочувствовать и понять, что для вас важнее всего – а именно к удовлетворению этих потребностей и стоит стремиться.

5 жизненных ценностей

Итак, возьмите пять одинаковых листочков бумаги, и на каждом из них напишите одну жизненную ценность, без которой вы не представляете своего существования.

Теперь, сидя за столом, разложите ценности в одну над другой в порядке убывания их значимости (самая важная – ближе всего к себе, наименее важная – дальше всего). Теперь сосредоточьтесь, лучше, чтобы вас ничего не отвлекало, и уберите самую дальнюю бумажку – просто отодвиньте ее из своего поля зрения.

Прочувствуйте, каково вам без этой ценности, какие эмоции вызывает ее отсутствие? Представьте свою жизнь без этой ценности и подумайте, насколько ваше счастье зависит от нее.

Теперь отодвигайте следующий листок и снова проживайте жизнь, в которой остались только три из ваших главных ценностей.

Дойдя до последнего листка, уберите и его и представьте себя без того, за что вы могли бы «уцепиться» в этой жизни, без того, что для вас так важно – как вы себя чувствуете? Мысли и ощущения, которые приходят вам в голову, лучше записать – это могут быть неожиданные инсайты, идеи, просветление сознания и что угодно еще. Лично для меня упражнение оказалось полезным, так как я поняла, что сильно преувеличиваю важность некоторых вещей, и, как следствие, меня часто сковывает страх потерять их. Во время выполнения методики, я увидела, что буду жить и даже буду счастлива, если всех этих ценностей в моей жизни не станет. Теперь это позволяет мне меньше бояться и быть свободнее в своих решениях и постановке целей.

Вам осталось жить…

Это весьма распространенное упражнение, и я видела несколько его вариаций.

Представьте, что вам осталось жить 20 лет и напишите, что вы хотите успеть за это время – создать семью, родить двоих детей, побывать в 33-х странах, выучить английский через Скайп, получить второе высшее, и т.д. Цели должны быть конкретными.

Теперь посмотрите на этот список и ответьте себе на вопрос: «что бы я сделал, если бы мне оставалось жить 15 лет?». Скорее всего, что-то из списка придется вычеркнуть – сделайте это.

Далее – вам остается жить 10 лет, что вы хотите сделать даже в этом случае, а чем готовы пожертвовать? Запишите свои ответы. И, наконец, вам остается 5 лет – что вы будете делать? Может быть, это несколько пунктов из первоначального списка, а, может, что-то совсем другое?

Обратите внимание

В процессе этого упражнения вы сможете четче определить свои цели и сроки их выполнения, особенно в долгосрочном периоде. Также вы поймете, что для вас настолько важно, что вы стали бы делать это даже при условии оставшихся пяти лет.

Иногда бывает полезно взвесить на чаше внутренних весов свои цели, которые мы привыкли ставить в один ряд – сделать карьеру, завести семью, построить дом… Ведь, на деле оказывается, что одни цели значат для нас больше, чем другие, и выдуманная ситуация с оставшимся временем позволяет определить свои приоритеты.

Мне кажется, такое упражнение полезно проводить в паре со своим любимым человеком, чтобы понять, идете ли вы одной дорогой в будущее или разными.

Чем помогают такие упражнения в целеполагании? Понимая, что для вас важнее всего в жизни, что вы хотите успеть сделать во что бы то ни стало, вы учитесь отсекать лишнее, и ставить во главу угла то, что для вас наиболее значимо.

Читайте также:  Как наладить отношения со свекровью?

Вы не будете ставить себе цели, которые ни прямо, ни косвенно, не ведут вас к большим целям, которые вы увидите в своем будущем. Очень важно периодически (хотя бы раз в год) проверять себя заново, не изменились ли ваши цели, ведь человек – это процесс, в котором постоянно происходят изменения.

Ну, и, конечно, от целеполагания не будет никакого толку, если вы не начнете делать первые шаги к своим целям прямо сейчас.

Источник: http://improve-me.ru/3923

Целеполагание: тренинг для младших подростков

Кабинет практического психолога

Селюкова Маргарита Алексеевна

педагог- психолог среднего звена Центр образования № 641 имени Сергея Есенина, Сиденко Елена Александровна

педагог- психолог старшего звена Центр образования № 641 имени Сергея Есенина

г. Москва

J V.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

тренинг для младших подростков

Л_____________________________________________г

Аннотация. В данной статье авторы предлагают вниманию читателя тренинг с детьми младшего подросткового возраста (5е классы) на тему целеполагания. Рассматриваются особенности младшего подросткового возраста и предлагается сценарий занятия с классом.

Ключевые слова: младший подростковый возраст, переход из начальной школы в среднюю, социализация подростков, стресс, адаптация к средней школе

В опросу адаптации подростка в социуме всегда уделяли повышенное внимание психологи, педагоги, воспитатели.

Сейчас, когда в системе российского образования происходят значительные изменения, связанные с переходом на образовательный стандарт второго поколения, этот вопрос приобрел особую актуальность [3].

Подростковый возраст — это переход от мира детства к миру взрослых, важнейший период становления личности и выстраивания новых взаимоотношений с самим собой и окружающим миром.

Чем примечателен этот возраст? Как избежать типичных ошибок, помочь, а не навредить развитию личности подростка? В данной статье мы рассмотрим характеристики подросткового возраста и попытаемся найти ответ на поставленные вопросы.

Важно

С физиологической точки зрения, подростковый возраст означает процесс изменений в организме ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Поэтому термины «половое созревание», «подростковый возраст» и «пубертатный период» или пубертат (от латинского pubertas — возраст роста волос) иногда используются как синонимы.

Строго говоря, термины «период полового созревания» и «пубертат» отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период.

Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности.

Заметим, что нужно различать так называемую «психическую пубертатность» и «физическую пубер-татность»: психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек -между 13 и 15 годами.

Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 11-12 лет [4]. В этом возрасте, который называется младшем подростковым, дети конфликтны и драчливы; а от родителей часто можно слышать фразу, что у ребенка «испортился характер».

Такое поведение и эмоциональное состояние младшего подростка психологически связано с переживаемым им этическим конфликтом с миром взрослых. Те запреты и нормы морали, которым дети подчинялись до сих пор, отныне подвергаются сомнению и критике со стороны подростка.

Подросток открывает для себя «страшную правду»: оказывается, взрослые диктуют правила, которым сами не следуют -и прежде всего это касается морально- этических норм.

Например, родители учат ребенка, что врать нехорошо, и вдруг случается такая ситуация: дочка с мамой в магазине покупают маме дорогую сумку, после чего они возвращаются домой.

Совет

По дороге мама говорит дочке, что дома, когда папа спросит, сколько стоила сумка, она назовет цену в три раза меньше, и просит дочку не выдавать ее. Или сын слышит, как папа говорит по телефону, что никак не может сегодня вечером поехать к бабушке, потому что именно сегодня он очень занят «по работе», а положив трубку, садится и смотрит

28

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Кабинет практического психолога

долгожданный футбольный матч. Вечером, когда мама приезжает домой от бабушки, папа утверждает, что сам «вот только что пришел», и незаметно подмигивает сыну. Однако сыну вся эта ситуация отнюдь не кажется забавной, скорее наоборот, она его травмирует и злит. В таких ситуациях подросток сначала теряется, а потом негодует Как же так — ведь ему говорят, что обманывать нехорошо, а сами?

В младшем подростковом возрасте уже нет детского подчинения авторитету и стремления слепо подражать миру взрослых. Как следствие, среди самих подростков образуются «группы по интересам»- к сожалению, не всегда безобидным.

Младшие подростки могут легко попасть под чужое влияние, стать членами уличных преступных группировок и религиозных сект, потому что подростки внушаемы и ведомы.

Стремление обзавестись верным другом сочетается с установкой на деление окружающих на «своих» и «чужих», что способствует формированию обособленного мировоззрения, а именно такие установки часто присутствуют в сектах и других молодежных группировках.

В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению и спиртному, склонность к воровству, обману и т.д.).

Дети этого возраста проявляют элементы жестокости и агрессивности, но в то же время испытывают сильную потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье, и, несомненно, нуждаются в поддержке и внимании взрослых.

Периоды повышенной активности чередуются с периодами утомляемости и потери интереса к деятельности как в школе, так и дома.

Обратите внимание

Младшие подростки эмоциональны, вспыльчивы, не признают авторитет возраста и зачастую склонны к переоценке своих возможностей («я все могу сделать сам»). Несмотря на это, не следует думать, что подросток самодостаточен и независим: как раз наоборот.

В этом возрасте ребенок имеет стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе и занять значимое положение среди сверстников.

Психологи отмечают, что переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину — интимно-личное общение).

Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Происходит интериоризация существующих во вне социальных факторов, выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности.

Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, это стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание

выделиться, отличиться любой ценой. Например, для мальчика- подростка настоящей трагедией может оказаться отказ родителей купить новомодные кроссовки, которые «уже есть у всех в классе, кроме него».

«А чем я хуже?!» — этой и подобными фразами подросток заявляет о своем желании не отбиваться от среды сверстников, авторитет среди которых становится для него более важен и значим, чем одобрение взрослых. В то же время, подросток часто может бравировать собственными недостатками, как бы выставляя их напоказ.

«Да, я такой! Не нравится — не общайтесь со мной»,- бросает он родителям и учителям в ответ на все воспитательные мероприятия и поучения. Иногда кажется, что он все делает назло взрослым -и здесь как нельзя лучше подходит пословица «Полюбите меня черненьким, а беленьким меня любой полюбит».

Подросток нуждается в любви и поддержке и ищет подтверждения тому, что его принимают и любят любого: с плохими отметками в четверти, выкрашенными в зеленый цвет волосами, вспыльчивого и раздражительного.

Как уже говорилось выше, учебная деятельность отходит на второй план, уступая место коммуникативной деятельности. Главная ценность отметки для учеников 4-8 классов заключается в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение.

Важно

Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств (например, почетного звания хулигана, умеющего срывать уроки), то значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса подростки воспринимают и своих учителей.

Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Тот факт, что его отругают, воспринимается подростком лишь как незначительный побочный эффект при достижении главной цели- завоевания внимания и уважения сверстников.

Результатом индивидуально-возрастного развития на каждом этапе является формирование психических новообразований, которые представляют собой качественно новый способ функционирования психики и личности в целом.

Возникновение психических новообразований характеризует «непрерывный процесс самодвижения» личности (Л. С. Выготский). Одно из наиболее значимых новообразований подросткового возраста — чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка как бы предвосхищает его будущее положение в обществе.

Другими словами, подросток претендует на положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Младший подросток чувствует себя «уже не ребенком» или «не хуже взрослого», в то время как взрослые продолжают считать его ребенком.

Требования родителей тоже порой противоречивы: с одной стороны, от подростка требуют

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

29

Кабинет практического психолога

«вести себя по-взрослому», ему напоминают, что он «уже не маленький», а с другой — просят «не умничать» и поступать так, как решили родители.

Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький». Чувство взрослости и стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского меняют поведения подростка не только дома, но и в классе.

Совет

Появляется отвращение к необоснованным запретам и восприимчивость к промахам учителей (что зачастую раздражает педагогов). Однако самооценка подростка хрупка и ранима. Этот период характеризует отсутствие адаптации к неудачам — как личным, так и учебным.

Самое страшное для подростка — прослыть «худшим», стать изгоем в своей среде, служить объектом критики и насмешек. И напротив, основополагающее понятие в обучении младших подростков — успех, ведь если он успешен в каком-либо роде деятельности, то этот род деятельности ему интересен. Успехи окрыляют подростка.

То, что хорошо удается и высоко оценивается, вызывает желание продолжать обучение, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение учебного интереса. [5].

Младший подростковый возраст- это еще и окончание начальной школы и переход в среднюю школу, где все кажется непривычным. Занятия проходят уже в разных кабинетах, их ведут разные учителя, перед детьми ставятся новые задачи.

В связи с этим переход из начальной школы в среднюю сопровождается стрессом. [2] Подросткам необходимо помочь адаптироваться к новым условиям и осознать свои новые цели в школе.

Данное занятие разработано для учащихся 5-х классов с целью адаптации к средней школе.

Адаптационное занятие для пятиклассников «Целеполагание»

Цели занятия:

• создание благоприятного психологического климата, повышение социометрических статусов участников, осознание ценности каждого члена команды.

• помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/tselepolaganie-trening-dlya-mladshih-podrostkov

Ссылка на основную публикацию