Как повысить успеваемость школьнику или студенту — важные привычки в учебе

Как повысить успеваемость школьнику или студенту — важные привычки в учебе

Как повысить успеваемость школьнику или студенту — важные привычки в учебе

Избегайте депрессии последних минут подготовки

Практически любая тема может оказаться для кого-то интересной. Я, например, не особенно инте­ресуюсь сексуальной жизнью южноамериканской древесной лягушки. Тем не менее биолога она может увлечь. Если вы ждете, пока учитель «сделает» курс увлекательным, то упускаете самое главное. Интерес — это ваша уста­новка.

Ошибочно видеть причину плохих результа­тов зачета или экзамена в том, что «события вышли из-под вашего контроля». Студенты, которые счита­ют, что успех основан на усилии, как правило, ус­пешнее учатся и показывают стабильно хорошие ре­зультаты.

Давайте рассмотрим еще кое-что, что вы можете сделать, чтобы усовер­шенствовать процесс обучения.

Занимайтесь в приспособленном для этого месте

В идеале вы должны заниматься в спокойном, хоро­шо освещенном месте, где вас ничто не отвлекает. Если можно, следует выделить место, где вы только учитесь. Ничего больше там не делайте: не храните там журналы, CD-плейеры, не приглашайте туда друзей, не держите там домашних животных, посте­ры, видеоигры, паззлы, еду, не устраивайте там сви­даний.

Не держите перед глазами спортивную маши­ну, слонов, фортепиано, телевизор, губную гармош­ку или дельтаплан. Таким образом, это конкретное место будет ассоциироваться у вас только с учебой. Тогда, вместо того чтобы заставлять себя учиться, достаточно будет просто отправиться в «кабинет».

Как только вы там окаже­тесь, вам уже будет относительно легко начать зани­маться.

Занимайтесь в течение коротких сессий

Перед экзаменом целесообразно все тщательно по­вторить. Тем не менее у вас возникнут неприятно­сти, если вы решите усвоить всю информацию за раз. Исследования показывают, что гораздо эффективнее заниматься понемногу. Размеренная практика состоит из большого числа относительно коротких учебных сессий.

Длительное непрерывное заучивание называ­ется массированной практикой (если вы решите «уплотнить» свои занятия, то, вполне возможно, у вас возникнет «каша в голове»). Зазубривание сильно напрягает нашу память. Не стоит пытаться учить новый материал в последний день перед эк­заменом.

Гораздо лучше учить маленькими отрыв­ками каждый день и часто повторять.

Попробуйте применить мнемонические приемы

Мнемоника помогает нам запоминать. Большинство мнемотехник связывают новую информацию с иде­ями или образами, которые легко запомнить.

Напри­мер, как вам быть, если вы хотите запомнить, что по-испански утка будет pato (произносится пото)? Ан­глоязычный студент, используя мнемонику, может связать это с английским pot — кастрюля и предста­вить утку в кастрюле или утку с кастрюлей вместо шляпы.

(Русскоговорящий студент может представить, например, вспотевшую утку.) Точно так же, чтобы запомнить, что координаци­ей управляет мозжечок (мозжечок по-английски — cerebellum (произносится «сере-бел-лум»), можно представить себе некую Сару Беллум, у которой хорошая координация.

(А чтобы вы запомнили по-русски, перед вашим мысленным взором может появляться какой-нибудь мужичок с хорошей ко­ординацией.) Чтобы результаты были лучше, сде­лайте ваши образы необычными, странными, жи­выми, представьте, как они движутся.

Протестируйте себя сами

Хороший способ повысить оценки — это выполнить дома несколько предварительных тестов перед экза­меном, тестированием или письменной работой в аудитории. Другими словами, учеба должна вклю­чать самотестирование, когда вы задаете вопросы самому себе.

Можете использовать карточки, контрольные вопросы в учебнике и другие средства. По мере ТОГО как вы учите материал, задавайте себе по­больше вопросов и проверяйте, что вы можете на них ответить.

Обратите внимание

Учеба без тестирования — это все равно что игра в баскетбол без бросков мяча в корзину.

С целью сделать для вас самопроверку более удобной, ваш преподаватель может раздать вам рас­печатанное Учебное руководство. Вы можете ис­пользовать содержащиеся в нем упражнения и во­просники для подготовки к экзаменам. Практичес­кие вопросники также доступны в Интернете, о чем будет говориться далее.

Дополнительный материал

Многие студенты недостаточно готовятся к экзаме­нам, и большинство переоценивает свои будущие хорошие результаты (Murray, 1980). Решить обе проблемы может заучивание дополнительного мате­риала, когда вы продолжаете учить материал, уже овладев темой. Другими словами, планируйте зани­маться дополнительно и повторять после того, как вам уже начнет казаться, что вы подготовились.

Есть еще одна причина для усвоения дополни­тельного материала: студенты, тщательно готовив­шиеся к более сложным формам отчетности, лучше справляются, если приходится сдавать другие. На­пример, если вы хорошо подготовлены к сочинению, краткий тест вообще не составит никакой проблемы. Таким образом, вы лучше усвоите материал и дей­ствительно «будете знать предмет».

Откладывание на потом

Все эти техники для обучения замечательны.

Но как мне справиться с откладыванием учебы на потом'? Тенденция оттягивать подготовку к экзаменам и от­кладывать занятия на потом почти универсальна (когда в кампусе проводятся семинары по отклады­ванию учебы, многие студенты не удосуживаются зайти и записаться на них!) Даже когда откладыва­ние на потом не ведет к неудачам, оно может стать причиной многих проблем. Те, кто откладывает все на потом, работают только в условиях прессинга, прогуливают занятия, придумывают лживые пред­логи, чтобы слать работу позже, и им становится стыдно за свои попытки выучить материал в послед­нюю минуту.

Почему многие студенты склонны оттягивать заня­тия?

Многие студенты приравнивают свои оценки к сво­ей личной значимости. Опсладывая свои занятия на потом, они оставляют себе возможность видеть при­чину неуспеха в том, что поздно начали готовиться, а не в том, что у них не хватает способностей. Помимо всего остального, это была их не са­мая лучшая попытка, ведь так?

С этой проблемой связан и перфекционизм. Если вы ждете невозможного, трудно начать выполнять задание. Студенты с высокими стандартами, как пра­вило, имеют привычку делать все или ничего. Это особенно верно, если вы чувстви­тельны к тому, что подумают о вас другие.

Управление временем

Управляя своим временем, большинство людей, от­кладывающих занятия на потом, в конце концов сталкиваются с проблемой собственных заслуг. Тем не менее многие студенты могут приобрести более совершенные навыки и правильно распоряжаться своим временем. Так как мы уже обсуждали навы­ки учебы, давайте обсудим управление вашим вре­менем.

План на неделю — это письменный план, распреде­ляющий время для учебы, работы и отдыха. Чтобы подготовить ваше расписание, составьте таблицу, указав в ней все часы каждого дня недели.

Затем за­пишите время, которое у вас уже распределено: сон, еда, занятия, работа, практика в группе, уроки, встре­чи и т. д. Затем запишите время, когда вы готовитесь к различным занятиям.

Наконец, отметьте оставши­еся часы как открытое, или свободное время.

Каждый день вы можете использовать свое распи­сание для проверки. Так вам с первого взгляда ста­нет понятно, что уже сделано, а что еще предстоит сделать.

Вам также может пригодиться составить расписа­ние сроков: укажите даты всех контрольных, тестов, докладов, курсовых и других важных заданий. Кра­сота следования расписанию состоит в том, что вы знаете, что делаете честную попытку. Это также по­может вам избежать чувства усталости, если вы ра­ботаете, или вины, когда вы отдыхаете и играете с друзьями.

Относитесь к своему времени учебы как к серьез­ной обязанности, но при этом уважайте и свой отдых. И помните, студенты, прилежно занимающиеся учебой и хорошо распоряжающиеся своим временем, действи­тельно получают лучшие оценки.

Постановка целей

Многим студентам кажется полезным установить конкретные цели, четкие и соизмеримые. Если вам трудно поддерживать мотивацию, то вам будет полезно поставить перед собой цели на семестр, неделю, день и даже целый курс. Относи­тесь к своим целям реалистически, но и не недооце­нивайте себя.

Если вы будете прилагать больше уси­лий в начале курса, то сильно ослабите стресс, кото­рый будете испытывать позже. Если ваши преподаватели редко дают вам задания, уста­новите свои собственные цели на день. Например, вы можете читать, учить и повторять по восемь страниц в день, чтобы за пять дней выучить главу в 40 страниц.

Множество маленьких шагов могут со­ставить впечатляющий путь.

Качественно потраченное время

Оценки зависят почти настолько же от усилий, на­сколько и от «интеллекта». Тем не менее не забывай­те, что хорошие студенты работают эффективнее, а не просто больше.

Многие практики обучения до­вольно неэффективны — скажем, повторение по те­тради, а не по учебнику, пересказ глав, ответы на во­просы с открытой книгой и «групповое повторение» (часто переходящее в вечеринку).

Студенты, полу­чающие самые хорошие оценки, придают особое внимание качеству: они тщательно изучают свои книги и записи и регулярно посещают занятия.

Кун «Все тайны поведения человека»

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/psichologiya-na-kazhdiy-den/kak-povisit-uspevaemost-shkolniku-ili-studentu-vazhnie-privichki-v-uchebe.html

Как привлечь себя к учебе

Инструкция

Занимайтесь учебой в специально отведенном для этого месте. Создайте подходящие условия. Уберите подальше плееры, журналы, косметику, мягкие игрушки, яркие постеры и прочие вещи, которые привлекают к себе внимание. Ваше место должно у вас вызывать ассоциации с учебой. Занимайтесь в хорошо освещенном, спокойном месте, там, где вас ничто не отвлечет.

Начинайте с самого нелюбого для вас задания. После его выполнения вознаградите себя какой-нибудь приятной мелочью за успешно проделанную домашнюю работу.Планируйте свой день. Выделите достаточное количество времени на учебу. Четкий график поможет вам настроиться на занятие. Подумайте, в какое время суток вы будете учиться наиболее эффективно.

Не стоит откладывать самостоятельные занятия на конец дня, особенно если предмет дается вам с трудом.

Мотивируйте себя на учебу. Мотивация для успеха необходима. Задумайтесь о том, чего вы хотите достичь. Желательно изложите свои цели в письменном виде.

Теперь вы будете четко осознавать, что вы не тратите время попусту, изучая скучнейший предмет, а приближаетесь к своей цели.

Поставьте перед собой конкретную задачу. Оцените свои возможности. Не нужно недооценивать себя, но и ставить непосильную задачу также не стоит. Сделайте ее умеренно сложной. Если задача чересчур легка или слишком сложна, у ученика исчезает мотивация.

Прилагайте больше усилий в начале занятий, и потом изучаемая тема станет простой и понятной. Интерес пропадает, когда учащийся чего-то не понимает. Постарайтесь разобраться в теме основательно. Вы почувствуете удовлетворение от проделанной работы, когда у вас все начнет получаться.Не расстраивайтесь из-за неудач.

Апатия к учебе возникает, когда вы чувствуете, что сильно отстали и не можете догнать остальных учеников. В таком случае вам остается только махнуть на все рукой и заявить, что учеба бесполезна. На самом деле, чем меньше вы тратите времени на учебу, тем сложнее потом заставить себя учиться.

Важно

Старайтесь не пропускать занятия, после нескольких прогулов вы сразу почувствуете, что отстаете от остальных. Негативное отношение к учебе появляется тогда, когда вы не можете справиться с изучением материала. Несмотря ни на что, посещайте занятия. Делайте ошибки, вам их исправят. Задавайте вопросы, и вам объяснят.

На уроках создается благоприятная среда, способствующая умственным достижениям. Со временем вы почувствуете прогресс.

Успешное выполнения заданий вдохновляет на дальнейшее развитие. Чаще применяйте творческий подход и не бойтесь трудностей.

Источники:

  • Как повысить успеваемость школьнику или студенту — важные привычки в учебе в 2019

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-76413-kak-privlech-sebya-k-uchebe

Важные привычки в учебе

Для того, чтобы повысить успеваемость учащегося, независимо от того, школьник он или студент, нужно приложить совсем немного усилий к организации учебного процесса.

Прежде всего, необходимо подготовить специальное место для занятий. Оно должно быть хорошо оснащено и эргономично, никто не должен отвлекать учащегося в процессе его работы. Но главное условие – это должно быть место именно для учебы.

Не нужно делать домашние задания, сидя за обеденным столом или на диване, излюбленном для просмотра кино. Также выделив специальное место, не стоит приносить туда любимые игрушки, еду, не хранить на том же столе журналы или неоконченную вышивку.

Тогда это место будет ассоциироваться только с учебой, а не с развлечениями, что повысит концентрацию именно в тот момент, когда ученик окажется в своем «кабинете».

Читайте также:  Падение культуры общения

Усевшись поудобнее в идеальном месте, отведенном для учебы, приступайте к занятиям, но помните, что гораздо эффективнее будет заниматься короткими сессиями, делая перерывы. Если зубрить долгое время подряд, это перенапряжет память, но не позволит запомнить больше.

Для этого пользуйтесь не зубрежкой, а более совершенными приемами, например мнемоникой. В этой технике учащийся связывает изучаемый материал с образами, которые позволяют быстрее их запомнить. Очень хорошо такая практика помогает при заучивании терминов, иностранных слов.

Главное здесь — придумывать живые образы, максимально созвучные с запоминаемым словом.

Если ученику кажется, что он готов, скорее всего, это не так. Необходимо постараться изучить еще больше информации, привлечь дополнительные источники, так, зная больше, учащийся легко выполнит меньшее задание.

Совет

Большой проблемой обучения для многих является откладывание на потом. Если ученик этим злоупотребляет, то никакие техники не смогут ему помочь повысить успеваемость. Нужно бороться с причиной. Причины оттягивания могут быть разными.

Очень часто ученик старается оправдать свои неудачи тем, что не успел подготовиться, хотя на самом деле знает, что ему не хватает способностей.

Также студент может быть перфекционистом – ему нужно или все или ничего, а зная, что все получить ему будет трудно, он выбирает второй вариант и оттягивает момент подготовки.

Решить эти проблемы поможет четкое планирование – составление расписаний, таймингов работы и отдыха. Также помогут четко поставленные цели. Многим молодым людям свойственна целеустремленность, некая амбициозность в достижении поставленного. Поэтому грамотное целеполагание мотивирует их на усердную работу.

Заказывайте качественные наливные полимерные полы, которые вы можете приобрести по самым выгодным ценам. Долговечность продукции вам гарантированна.

Источник: http://psypopanalyz.ru/vospitanie-detej/vazhnye-privychki-v-uchebe.html

10 способов повысить продуктивность учебы

Наш мозг на самом деле хорошо умеет различать важное и неважное. Если поступившая информация не получила должной доли внимания или не вызвала сильный эмоциональный отклик, она отправляется на полку «не особенно нужное» и быстро забывается.

Чтобы этого не произошло, стоит максимально концентрироваться на значимых знаниях. Вдумчиво читайте полезную книгу, сосредоточьтесь на том, что говорит лектор, который ведет профильный предмет, выключите смартфон, не отвлекайтесь.

В таком случае вы с большей вероятностью сможете запомнить, о чем шла речь.

Вы можете бросить все силы на то, чтобы не забыть нужную информацию, и все равно часть неизбежно ускользнет, причем сразу.

Обратите внимание

Чем больше пройдет времени, тем меньше вы будете помнить, и в конечном итоге в голове останутся только самые яркие и важные моменты. Но если вы делаете конспекты, то всегда сможете обратиться к ним и быстро освежить знания.

К тому же, когда вы записываете, то как бы второй раз получаете ту же самую информацию и благодаря этому запоминаете еще лучше.

Некоторые преподаватели в вузах прямо требуют вести записи, но такая техника отлично работает для любого типа информации. Вы можете конспектировать книги, учебники, вебинары и т. д. Тогда даже спустя какое-то время не придется их перечитывать или пересматривать в поисках отдельного пункта.

Людей всегда привлекал образ Юлия Цезаря, способного одновременно заниматься множеством дел, да и в каждом втором резюме многозадачность выделяется как преимущество. Несмотря на это, зачастую эффективность такой работы не более чем миф.

Если вы пытаетесь переключаться между подготовкой к экзамену, чтением книги, чатом с другом и просмотром видео, вы больше времени и сил потратите на смену видов деятельности, чем на саму учебу или отдых. В действительности гораздо лучше концентрироваться на одном деле за раз, заканчивать его и только потом переходить к другому. Только так вы сможете вникнуть в суть задачи и хорошо ее выполнить.

Более того, если перестать хвататься за все сразу, исчезнет ощущение вечной спешки и нехватки времени. Скорее всего окажется, что вы вполне можете делать необходимую работу, продвигаясь к цели постепенно.

Большинство школьников и студентов начинает учиться лишь непосредственно перед экзаменами или контрольными. Иногда это вынужденная необходимость, но об эффективности занятий в таком случае говорить не приходится.

Если вы хотите действительно запомнить нужную информацию, стоит составить график учебы с определенным количеством часов и дедлайнами. Когда закончить дело нужно к конкретному сроку, это позволяет тщательнее изучить предмет и лучше запомнить все необходимое.

Если же вы учитесь для себя, план поможет начать работать серьезно и даст дополнительную мотивацию.

Для продуктивной учебы необходимо давать себе отдохнуть. Бывает, что времени на то, чтобы выучить большой объем информации, совсем нет, — но даже в этом случае небольшие паузы, позволяющие мозгу на время переключиться, окажутся полезнее, чем непрерывная зубрежка. В противном случае вы быстро устанете и, сколько бы сил ни тратили, не сможете запомнить даже самое простое.

Во время учебы не ограничивайтесь прослушиванием лекций и выполнением домашних заданий. Если у вас возникают вопросы, не стесняйтесь их задавать, высказывайте свою точку зрения, участвуйте в дискуссиях.

Важно

Это, с одной стороны, поможет лучше усвоить материал, с другой — даст возможность больше узнать о предмете.

Хорошие преподаватели любят, когда студенты интересуются предметом, и, скорее всего, ваша активность вдохновит их подробнее остановиться на интересных вам вопросах, выйдя за рамки курса и стандартной информации из учебников.

Можно подготовиться к экзаменам на кухне, а диплом написать, сидя на балконе, и многие видят в таком подходе некоторую романтику и жертвенность. Но в действительности хорошее рабочее пространство может в разы повысить продуктивность учебы. Постарайтесь создать себе место, предназначенное исключительно для занятий.

Оно должно быть максимально удобным, все необходимые материалы стоит держать под рукой, а все лишнее и отвлекающее, наоборот, — убрать. Попробуйте договориться с близкими или соседями, чтобы они вас не отвлекали, пока вы работаете, или используйте беруши или плотные наушники с фоновой музыкой.

Регулярные занятия на одном и том же месте постепенно создадут устойчивые ассоциации с учебой, и вскоре вы уже будете автоматически настраиваться на рабочий лад.

Существует несколько способов получения информации, и разным людям подходят разные каналы. Кто-то лучше запоминает, слушая лектора, кто-то — читая тексты по теме.

И пусть обычно мы не выбираем способ получения знаний, стоит знать о своих особенностях. Например, если вам легче воспринимать информацию визуально, вы можете записывать лекцию, тем самым переводя ее в текстовый формат.

Если вы лучше воспринимаете на слух, обсудите прочитанную статью с друзьями или найдите аудиоверсию книги.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/4629

Из двоечника в отличники. Как повысить успеваемость школьника?

Родительское собрание в школе.

После вступительной речи классный руководитель плавно переходит к оценке успеваемости каждого из учеников.

Я слушаю речь учителя и узнаю, кто в нашем классе успел отличиться и кого ждет успешное будущее, а кто стал слабым звеном, и в лучшем случае его ждет судьба местного дворника. Жду.

Сейчас учитель произнесет имя моего ребенка, и я услышу вердикт. Переживаю — этого не скроешь. Мы последние в списке, это ожидание усиливает волнение.

Совет

Про моего сына учительница сказала, что он слишком рассеян, на уроках присутствует только телом, а мыслями летает неизвестно где, и только окрик помогает ему вернуться в класс.

От всего услышанного я пришла в ужас. Учительница пугала, клеймила позором, предрекала несчастное будущее нашим детям, навешивала каждому ученику ярлык «отличник» или «двоечник» — как заключение «годен» или «не годен».

Сердце мое не выдержало. С последней парты я подняла руку: «А можно я расскажу про наших детей?» Классная руководительница с удивлением уступила мне место.

То, что я говорила, повергло в изумление не только родителей, но и саму учительницу. Они узнавали своих детей, соглашались, улыбались, удивлялись и задумывались. Оказывается, плохих учеников не бывает! Надо только найти правильный подход.

А эти знания я получила на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Как усадить за уроки неусидчивого ребенка?

«Мой ребенок не любит учиться», — признается одна родительница. — «Его невозможно усадить за уроки. Он всегда найдет причину, чтобы не делать домашнее задание. Если он все-таки решит пару примеров, то сделает это быстро, с ошибками, тяп-ляп, лишь бы от него отвязались.

Читать не любит — говорит, что зря свое время на книги тратить не будет. А во дворе с мячом побегать у него всегда находится время. Ну что за неусидчивый ребенок! На уроках ему неинтересно, учебный материал запоминает плохо. В одно ухо влетает — из другого вылетает. Весь урок вертится.

Ну что мне ребенка к стулу привязывать, что ли, и заставлять учиться? Что делать — ума не приложу!»

Посмотрим, как можно увлечь такого ребенка учебой. Подход к обучению, воспитанию и объяснению нового материала зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дело в том, что каждый человек уникален и от природы наделен определенным набором психических свойств.

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана типы психики человека разделяют на вектора. Подвижный от природы ребенок наделен кожным вектором. Любая активность, движение его тела и психики приносят ему огромное удовольствие. Усидеть на одном месте ему действительно сложно.

Постоянные замечания со стороны учителя и настоятельные просьбы: «Сядь прямо! Не вертись!» — ни к чему не приводят. Учитель выходит из себя, и в дневнике появляется очередное замечание.

Долгие уроки за партой, требующие постоянного внимания, приводят школьника с кожным вектором в состояние дискомфорта. Возникает бессознательное желание встать, подвигаться, поговорить с одноклассниками, сменить деятельность. Этим и объясняется «неусидчивость и плохое поведение на уроке» детей с кожным вектором.

С пониманием психики ребенка у родителей и учителей появляются четкие правила по обучению и воспитанию таких деток. Во-первых, необходимо приучить ребенка с кожным вектором к режиму дня, определить границы времени для уроков, отдыха, игр, хобби.

Время для обладателя с кожным вектором очень ценно, и он с радостью примет это правило. В дальнейшем это поможет ему приучиться к самодисциплине, слышать инструкции и выполнять их.

В будущем развитые дети с кожным вектором — это служители закона, инженеры, предприниматели, руководители, спортсмены.

Во-вторых, в процесс обучения необходимо включать побольше логических заданий, с которыми кожный ребенок справляется на ура благодаря своему логическому мышлению. Смена деятельности на уроке, физкультминутки, викторины, соревнования — все это будет вовлекать ребенка с кожным вектором в процесс урока и выполнения домашнего задания.

Обратите внимание

В-третьих, необходимо объяснять ребенку с кожным вектором цель выполнения того или иного задания, а для школьников среднего и старшего возраста — для чего ему вообще необходимо учиться (хорошая работа в будущем, достойный заработок, высокая должность, карьерный рост). Дело в том, что основной принцип маленького кожника — это получение выгоды. Носитель кожного вектора должен видеть эту цель, тогда двигаться вперед и стать успешным ему будет гораздо проще.

Так, для младшего школьника хорошей мотивацией к учебе будет награда в виде велосипеда в конце четверти. Девочкам лучше заменять материальные поощрения на поход в цирк, театр, аквапарк.

В любой инструкции есть и противопоказания, которые очень важны и в обучении.

Детей с кожным вектором ни в коем случае нельзя ругать за оценки и воспитывать ремнем! Нередко можно увидеть картину, когда родитель использует дедовский метод и пытается через причинение боли заставить ребенка учиться.

Физическое наказание должно сойти на нет! Бить детей нельзя вообще, но для ребенка с кожным вектором физическое наказание может изменить весь сценарий его жизни в худшую сторону.

Дело в том, что нежная и чувствительная от природы кожа такого ребенка будет реагировать на побои сверхстрессом.

Тело и психика едины, поэтому головной мозг будет спасать тело и подавать сигнал на выработку гормонов, подавляющих боль — тех, которые вырабатываются в организме при получении удовольствия.

Именно здесь у ребенка и появляются предпосылки к будущему воровству, мазохизму, проституции, когда он останавливается в своем психическом развитии и научается получать удовольствие через боль, часто нарушая закон, действуя только радия спасения себя.

Важно

Ни в коем случае нельзя унижать и оскорблять детей — особенно детей с кожным вектором. Будущие лидеры всегда стремятся быть первыми, и их надо поддерживать в этом. Нередки случаи, когда после постоянных унизительных слов со стороны педагогов и родителей человек с кожным вектором становится неудачником, постоянно попадает в проблемные ситуации без возможности реализовать себя.

Наказание для ребенка с кожным вектором должно носить характер ограничения. Например, вместо игры в футбол он останется дома или не получит обещанное ему поощрение.

Читайте также:  Психосоматика лишнего веса: в чем причины

Нерешительный ученик

Можно ли родиться отличником? Когда мы говорим о детях с анальным вектором, а если еще в сочетании со зрительным, то напрашивается ответ «да». Ребенок с анальным вектором — усидчивый, трудолюбивый, любит читать, хорошо запоминает материал, с удовольствием ходит в школу. Аккуратный, перфекционист. Идеальный ребенок, какие уж тут проблемы?

Одна мама на родительском собрании признается: «Мой ребенок учится хорошо, но не могу сказать, что не возникает никаких сложностей. Во-первых, он очень нерешительный, боится отвечать у доски, рассказывать стихи перед всем классом.

Нередко учитель говорит о том, что мой сын впадает в необъяснимый ступор и просто молчит, когда нужно отвечать устно. Однако письменно все задания делает на отлично. А недавно я заметила, что он стал заикаться.

Теперь устный ответ на уроке — это просто наказание. Можно ли это исправить?»

Тренинг «Системно-векторная психология» объясняет, почему подобные состояния возникают у ребенка с анальным вектором. Нерешительный и несамостоятельный он от природы, поэтому его нужно подбадривать, хвалить и уверять в его способности выполнить то или иное задание.

Торопить или подгонять его нельзя. Дать возможность довести дело до конца, дописать до точки, даже если это может занять много времени. Это крайне необходимо для комфорта психики человека с анальным вектором. Быстрый ритм вводит его в состояние стресса и ступора.

Он стремится быть лучшим, идеальным. Врожденный страх опозориться и совершить ошибку мешает расслабиться при ответах у доски, перед всем классом, когда малейшая оплошность так заметна.

Совет

Именно поэтому могут возникнуть зажимы в горле, выраженные застреванием речи или даже заиканием.

Возможно, в некоторых ситуациях учителю действительно лучше заменять устные ответы на письменные для детей с анальным вектором. Однако нельзя этим увлекаться. Все-таки необходимо помочь ему побороть врожденную скромность при устном ответе и боязнь сделать ошибку.

Большую работу в воспитании и обучении анальных деток должна все-таки выполнить мама. У нее со своим ребенком особенная тесная связь. Эмоциональное состояние матери зеркально будет отражаться на ребенке.

Критика плохо воспринимается таким ребенком. Нередко именно в этот период у анального ребенка возникает сильнейшая обида на мать, которая тяжелым грузом тянет его вниз, мешая радоваться жизни.

Мамина любовь, нежность, понимание особенностей своего ребенка убережет ее от ошибок, наказаний, упреков, которые могут отрицательно сказаться на будущей судьбе ребенка.

Шаг за шагом можно вселить в ребенка с анальным вектором уверенность в своих силах и знаниях, помочь ему стать профессионалом своего дела.

Тогда он сможет применить все свои врожденные таланты и в будущем стать отличным специалистом.

Рассеянный школьник

Вот рассказ еще одной мамы на родительском собрании: «И у моего сына были похожие признаки. Мой ребенок иногда даже может забыть, что ему надо идти в школу. Он вообще постоянно витает в облаках, не собран, рассеян.

Иногда даже возникает ощущение, что он меня не слышит: «А? Что? Мам, это ты мне?» Друзей в классе у него почти нет. Есть пара ребят, с которыми он играет в онлайн-игры. Говорить не любит, на уроках молчит, весь в себе, закрыт. Читать, конечно, любит, но не учебники. Фантастика, физика, астрономия.

По предметам скачет с тройки на четверку. А я вижу, что он умный и может больше, но что делать — не знаю».

Обратите внимание

Скорее всего, у этого школьника есть звуковой вектор. Чувствительный от природы слух в тандеме с абстрактным мышлением действительно уводят его глубоко от внешнего мира в свою ракушку. Именно в ней он и предпочитает прятаться, зачастую не нуждаясь в друзьях и товарищах.

Внешняя рассеянность — это как раз признак его сильной концентрации на своих мыслях. Однако чтобы раскрыться и развиться, звуковому ребенку надо помочь выйти наружу и начать общаться.

Таким образом, ребенок будет уходить от виртуального общения и увлекаться реальной дружбой, учебой в школе.

Во-первых, необходимо исключить крики и оскорбительные слова в адрес такого ребенка. В идеале — создавать для него тишину во время занятий.

Эту же информацию надо донести и до учителей, которые нередко повышают голос во время урока, пытаясь наладить дисциплину.

Громкие звуки загоняют звуковика глубоко в себя, вызывая расстройства аутистического спектра, которые могут стать предпосылками психических заболеваний.

Во-вторых, к ребенку всегда надо прислушиваться. Если он стал увлекаться научной литературой — значит, его интерес надо подкреплять. Записать его в кружок астрономии и занимательной физики, чтобы дать ему возможность шаг за шагом узнавать устройство Вселенной и тем самым искать ответы на свои внутренние вопросы.

При правильном воспитании и обучении ребенок со звуковым вектором может стать великим ученым, врачом, изобретателем, писателем или музыкантом.

Где получить знания?

Это лишь краткие комментарии по некоторым ситуациям из жизни школьников. Всего существуют восемь векторов, а значит восемь разных психотипов и особенностей воспитания и обучения.

Родители могут помочь своим детям повысить успеваемость в школе, а главное — помочь им вырасти счастливыми и успешными людьми. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» раскрывает все тайны человеческой психики.

Приходит понимание собственных детей, которые это ощущают и начинают раскрываться, делиться с вами своими переживаниями, просить совета, поддержки. Меняется внутреннее состояние родителей, уходит раздражение, злость, желание наказать ребенка.

Важно

Принимая сторону ребенка и зная его особенности, важно разговаривать с учителями, дать совет и помочь педагогу найти индивидуальный подход к вашему ребенку согласно его векторам.

Это будет большой помощью любому учителю, который пока еще не овладел системными знаниями.

Вы можете ознакомиться с отзывами родителей и педагогов, которые увидели колоссальные изменения в результатах и желании учиться у своих детей после тренинга «Системно-векторная психология».

Записывайтесь на бесплатные вводные лекции онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана по ссылке.

Автор Наталья Телешева

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Педагогика

Источник: http://svp.expert/pedagogika/iz-dvoechnika-v-otlichniki-kak-povysit-uspevaemost-shkolnika/

Как повысить успеваемость студента

В успеваемости студента напрямую заинтересованы многие – и преподавательский состав, и родители будущих специалистов, да и сами учащиеся.

Хотя последние задумываются о своей успеваемости по большей части только в тот момент, когда оказываются на грани исключения из высшего учебного заведения, и встает вопрос о том, как же этой процедуры избежать.

Но, так или иначе, успеваемость – вопрос животрепещущий и актуальный, обойти вниманием его никак нельзя.

Сначала нужно вообще выяснить, по каким причинам у студентов вообще появляются плохие оценки. Версия «дурак» и подобные оценочные суждения сразу исключаются, потому что у плохой успеваемости достаточно вполне себе объективных аргументов. Что же это за причины?

В первую очередь это бурная студенческая жизнь, в особенности, если она перетекла еще и в личную. Какая уж тут нормальная учеба, когда все бьет ключом? Проблема в том, что практически всегда в итоге этот ключ начинает бить по голове.

Нет, никто не спорит – студенческие годы – прекрасная пора, практически предназначенная для влюбленности, романтики и безоглядных поступков. Начинается во всех смыслах новая жизнь, вокруг огромное количество новых знакомых, новых лиц, просто всего нового. Как тут любви не проскользнуть в открытое всему вокруг юное сердце? Никак.

Совет

А когда это происходит, то лекции, формулы, сессии и оценки естественно уходят на дальний план.

Но что, если на личном фронте все без перемен, а успеваемости все равно никакой? Увы, взаимная неприязнь с каким-то преподавателем может испортить все положение, причем надолго.

Обычно в такой ситуации низкие оценки появляются по двум алгоритмам: либо студент, не в силах терпеть постоянные придирки и всяческое выражение симпатии со стороны преподавателя начинает пропускать его пары, что ни к чему хорошему, само собой, не ведет, либо же этот самый нехороший преподаватель находит бесчисленное множество причин, по которым оценки студенту могут быть занижены. Если сие столкновение дойдет до крайности, то результатом будет отчисление.

Хотя некоторые студенты, привыкшие в школе особо себя не утруждать, особенно в последних классах, потому что «все равно выпустят», пытаются вести такую же политику и в высшем учебном заведении.

Однако не тут то было! Новые преподаватели уже не старые добрые учителя, они поблажек не делают, и прилагать усилия для успешной учебы своих подопечных не собираются. Здесь уже все по-взрослому, нужно понимать, где и зачем происходит учеба.

В противном же случае, уже в конце первого семестра, для какой-то части учеников студенческая жизнь и заканчивается.

А атмосфера в общежитии? Навряд ли что-то меньше способствует учебному настрою, чем это место! Вечера, которые теоретически должны посвящаться выполнению домашних заданий и подготовке к новому учебному дню, практически превращаются в массовые гуляния, повод для которых находится с завидной фантазией. А веселья и гуляние в студенческих общежитиях быстро заканчиваться не могут, длятся они до утра. Какая уж тут успеваемость?

Но больше всего студентов довела до отчисления все же их собственная лень, что уж тут скрывать. Да, лень присуща всем великим математикам, но много ли в институтах великих математиков, если говорить на чистоту? То-то же.

Обратите внимание

А лень меж тем чувство коварное, если захватит, то избавиться от него очень сложно, лень затягивает, как алкоголизм.

Стоит позволить себе хоть немного расслабиться, как желание учиться, учиться и еще раз учиться пропадает напрочь и надолго.

То есть, подводя итог, можно сказать, что плохая успеваемость студентов вызывается обстоятельствами, переходить на личности не стоит.

Но вот в чем беда – никто в деканате не станет слушать про обстоятельства или коварную и внезапно напавшую на студента лень.

Вечные обстоятельства, дающие бой достижению и усвоению новых знаний никого там не впечатлят, проверено поколениями. Так что для того чтобы избежать отчисления студенту придется придумать нечто оригинальное.

Но практика показывает, что учащиеся склонны попадать на грань отчисления далеко не на всем протяжении студенческой жизни. Это происходит периодами, причем типичными. Как известно, предупрежден, значит вооружен, поэтому нужно знать, в какие периоды нужно активизироваться по-особенному, чтобы успеваемость не ушла в минусовые показатели. Итак, самые опасные за годы учебы:

  • Первый семестр. Первый критический момент для любого студента. Как раз в это время учащийся еще не совсем понял, что институт это не новая школа, что тянуть его и завышать не лучшие оценки никто не будет, равно как и беспокоиться об успеваемости его персоны. Преподаватели слишком серьезно относятся к своей работе, а студентов у них тоже слишком много, чтобы задаваться вопросами положения этой, сливающейся в глазах серой массы молодых людей. На первом курсе никто из преподавателей еще даже не помнит фамилий студентов, так что надеяться на «подтягивание» — гиблое дело.
  • Пятый семестр. Негласное пересечение экватора, горки или рубежа, после которого, по идее, можно более или менее расслабиться. Но вот в чем загвоздка – экватор же нужно как-то перейти перед тем как выдохнуть с облегчением. А многие студенты об этом забывают, и расслабляются аккурат во время сессии, благодаря чему досрочно оканчивают свое учебное заведение. Сессия по истечении пятого семестра, как правило является одной из самых сложных, об этом нельзя забывать ни одному студенту.
  • Конец четвертого курса. Последний критический период учебы. В это время студентам кажется, что они уже практически готовые специалисты, осталось всего лишь получить саму «корочку», короче чистая формальность. К тому же, по их мнению, преподавательский состав уже просто не посмеет вставлять им палки в колеса, потому что все то же пресловутое школьное «выпустить нужно». Вот только далеко не все преподаватели разделяют эти мнения, и могут включить свою принципиальность в самый неожиданный для «готового специалиста» момент. В общем, расслабляться до получения диплома на руки не стоит.
Читайте также:  Как отпустить сожаление: 6 способов извлечь пользу и двигаться вперед

Так как же повысить успеваемость студента? Сделать это реально, студенту достаточно включить три основных момента – настойчивость, терпение и желание учиться.

Если задаться соответствующей целью и следовать выбранному курсу, то все получится.

Говоря предметнее, для получения звания «специалиста», «бакалавра» или «магистра», (кто на что учится), если что-то идет не так, и в правильную колею никак не встроиться, нужно прислушаться к следующим советам бывалых:

  • Завести дружбу с отличником курса. В основном, это очень тихие, стеснительные люди, не пользующиеся большой популярностью в студенческом коллективе и испытывающие дефицит друзей. Из-за нехватки общения они всегда с легкостью и открытостью идут на контакт. Да, сближаться с такими отличниками исключительно из-за своих «шкурных» интересов не очень, прямо говоря, хорошо, но когда на горизонте маячит отчисление, тут уже не до раздумий. К тому же, разве кто-то исключает возможность того, что эта мнимая дружба плавно перетечет в настоящую? Так вот, неудачливому студенту нужно просто войти в контакт с отличником и прямо попросить отличника помочь с учебой. «Ходячие энциклопедии» очень редко отказывают в этом.
  • Подружиться со старостой курса. Этот человек может практически все! При желании староста и пересдачу организует, и слово перед преподавателем замолвит и все такое прочее. Хорошие отношения со старостой – залог успешной учебы!
  • Посещать все пары и институтскую библиотеку. Или хотя бы большинство пар. Важно примелькаться преподавателям, к таким студентам они относятся лояльно, могут закрыть на кое-какие проблемы глаза. А если во время посещений пар еще и пару раз вставить умные фразы, то беспокоиться о решении вопроса с успеваемости скорее всего не придется. Наведывания же в библиотеку только дополнят правильный образ.
  • Своевременно учиться. То есть нужно решать проблемы по мере их поступления, и стараться хотя бы в общих чертах осваивать темы, которые находятся на повестке студенческого дня. Стоит пропустить что-то одно, как потом все повалится в кучу и разобраться в предмете уже будет очень сложно. Если же это произошло, нужно обращаться к более прилежным одногруппникам и просить их помочь.
  • При необходимости нанимать репетитора. Таких персональных преподавателей сегодня очень много, можно сказать, что они «в ассортименте», так что проблем с индивидуальными занятиями не бывает. Да, этот способ требует немаленьких материальных затрат, но на практике оказывается, что почасовая оплата отлично активизирует мозговую активность студентов! Бывает достаточно пары занятий, и учащийся уже готов снова встать в строй.
  • Блеснуть знаниями во время сессии. Если успеваемость оставляет желать лучшего, положение студента оставляет желать лучшего, но при этом допуск к сессии был каким-то чудесным образом получен, то экзамены и зачеты самое время поразить преподавателей своими знаниями! Вдобавок это льстит их самолюбию, ведь это именно их лекции были настолько убедительны, если даже такой нерадивый студент начал хорошо разбираться в предмете… Так что за пару дней до экзамена строго обязательно обложиться книгами.

Как говорится, ловкость рук – и никакого мошенничества! В любом случае, студент должен руководствоваться логикой, потому что плохо продуманный план исправления положения в один не очень прекрасный момент провалится, и тогда исключения из института уже будет не избежать. Если же студент просто возьмет и «включит мозги», то дальнейшая успешная учеба будет ему гарантирована. Удачи!

Источник: http://xn--d1acynfdde.xn--p1ai/438-kak-povysit-uspevaemost-studenta.html

Как быстро и эффективно повысить успеваемость школьника?

Начинается учебный год.

У многих родителей возникает планомерный вопрос: «Как повысить успеваемость чада?», или «Как хотя бы сохранить прежние оценки, ведь при переходе в новый класс они могут испортиться?» И к каким методам только не прибегают мамы и папы (чаще – первые), чтобы школьник прилично учился: нанимают репетиторов, регулярно занимаются с ребенком самостоятельно (порой забрасывая собственную жизнь), приобретают всевозможные учебные пособия, гоняют школяра на 100 факультативов и пр. На самом деле у неудовлетворительной успеваемости всегда есть конкретная причина. Если выявить и проработать ее, то и школьные отметки, как следствие, улучшатся.

Разбираемся в причинах плохой успеваемости

Одна из самых популярных причин – низкий уровень памяти, внимания, мышления, даже воображения. Когнитивных (познавательных) способностей, словом.

Многие родители прекрасно осознают (хотя бы интуитивно чувствуют) дефицит этих функций. Как часто можно услышать похожие упреки: «Он не может запомнить элементарных вещей!», «Постоянно все забывает!», «Он у меня такой рассеянный!», «В одно ухо влетает, в другое вылетает», «Постоянно отвлекается», ….

Знакомо?! Как же родители чаще всего реагируют на такие особенности своих чад? Как ни печально осознавать, чаще всего ругают. Это не просто бесполезное занятие, а, напротив, вредное.

На развитие памяти и внимания ругань и упреки никак не влияют, зато отдаляют детей от родителей: те чувствуют, что родители несправедливо обрушивают на них свой гнев, а это снижает родительский авторитет.

Важно

Ведь ни память, ни внимание не зависят от волевых усилий, значит, и ругать не за что…
    Как правило, ребенок «не замечает, не запоминает, не усваивает» вовсе не для того, чтобы позлить кого-то. У него действительно не получается.

Более продвинутые взрослые подкармливают учеников пищевыми и биоактивными добавками для улучшения памяти с вниманием. Конечно, это эффективнее, чем ругань и скандалы! 

Тем не менее такие средства рекомендуются в случае нехватки определенных веществ в организме. А недостаток памяти, внимания, мышления не всегда связан с органическими причинами.

Во многих случаях эти качества можно развить, не прибегая к добавкам. К тому же перед употреблением любых средств желательно консультироваться с врачом, а это делают не все!

Пособия для улучшения внимания

Еще более продвинутые родители приобретают специальные развивающие пособия (их сейчас огромный выбор). Тут есть подвох: в развивающих занятиях очень важна систематичность.

И занятия лучше проводить совместно со взрослым: ясное дело, что человек с недостатком внимания постоянно будет отвлекаться; человек с низким уровнем мышления вряд ли решит сходу задачи и т.д. Да и обсуждение после выполнения задания важно! Поэтому некоторые из родителей сами занимаются с детьми.

Но это случается нечасто: большинство родителей уделяют внимание выполнению домашних заданий, а не развитию способностей, без которых качественная учеба невозможна.

Психолог — верный помощник в детской рассеянности

Самые продвинутые родители, которых, увы, немного, обращаются к психологам. У этого способа есть свои плюсы:

1) систематичность;

2) хороший психолог способен заинтересовать ребенка, а при личной заинтересованности и результат повышается;

3) знание возрастных особенностей помогает в выборе оптимальных заданий и самому эффективному распределению времени занятия.

Есть и другие плюсы, перечисление всех займет много времени, не будем утомлять читателя!

Устроим небольшой обзор каждой из познавательных способностей. Начнем с памяти и внимания. Эти 2 функции стоит рассматривать в тандеме: очень уж плотно они взаимосвязаны.

Думаю, тот факт, что эти качества необходимы для успешного усвоения материала, не вызывает никакого сомнения. А как же можно повлиять на лучшую их работу? Для хорошего запоминания необходимо несколько условий:

1. Установка на запоминание. Когда мы ставим перед собой задачу именно запомнить материал – мы запоминаем лучше!

2. Активность и самостоятельность. Конечно, ученик лучше запомнит то, что сам прочитает (прослушает, увидит), чем то, что заставили читать (слушать, смотреть) из-под палки.

Совет

3. Смысловая группировка материала – один из методов, разработанных в психологии. Это разбивка материала на части с выделением главного в каждой части.

Впрочем, это далеко не все способы!

Конечно, для улучшения памяти и внимания необходимо знать их индивидуальные особенности.

Например, кто-то лучше запоминает увиденное, кто-то – услышанное; кто-то схватывает материал сразу, но быстро забывает, а кому-то надо много раз повторить, зато надолго останется в памяти.

Также дела обстоит и с вниманием. У внимания есть разные свойства, они могут быть в разной степени у одного и того же человека.

Свойства внимания: концентрация (насколько сосредоточенно человек занимается делом), устойчивость (как долго человек может сосредоточиться на чем-то конкретном, не отвлекаясь, и не считая ворон), колебания (ослабляется ли внимание время от времени), переключаемость (человек легко заканчивает одно дело и тут же берется за другое), распределение внимания (способность охватить вниманием сразу несколько дел/ объектов), объем (на скольких объектах человек удерживает внимание в одну секунду; норма для взрослого – 5-9).

А что привлекает внимание лучше всего?

1) Нечто новое, необычное, яркое или внезапное.

2) Что-то значимое и важное для человека.

Кстати, игра «Море волнуется раз!», любимая многими детьми, помогает развить внимание. Когда мы некоторое время находимся в одной позе (еще и не самой удобной), мы повышаем концентрацию внимания.

Само собой, мышление не менее важно (как и внимание с памятью, не только в учебе, но и вообще в жизни). Мышление – это процесс отражения действительности, при чем активного отражения, опирающегося на язык, речь.

Мышление состоит из многих операций:

  • анализ (умение разъединять элементы на части);
  •  синтез (объединение частей в целое);
  • сравнение;
  • обобщение;
  • абстракция (отвлечение);
  • конкретизация.

Благодаря мышлению человек может рассуждать, делать выводы, решать, обосновывать свое мнение, понимать происходящее, в конце концов. В дошкольном возрасте ребенок куда больше экспериментатор и исследователь, чем мыслитель: он ко всему приходит опытным путем.

А вот годам так к 6-7 человек уже начинает соображать, думать, теоретизировать перед тем, как действовать.

Разум – наивысшее проявление мышления (не у каждого мышление доходит до столь высокой стадии).

Практические задания от психолога на развитие мышления

Совершенствовать и развивать мышление помогают всевозможные задания на смекалку.

Например: «Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. Правдиво ли это утверждение?».

Или: дается исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, затем слово и 5 других слов, из которых только одно в том же отношении, что и в паре исходных; нужно выбрать подходящее слово. «Телевизор – смотреть. Перчатка (боксерская, носки, согревать, кожа, руки)».

Мышление плотно связано с мелкой моторикой и речью (и устной, и письменной). Развивая одно, совершенствуем и 2 других пункта.

Очень важно для учебы и воображение! Тут многие родители могут махнуть рукой: «Ну, это полезно для всякого рисования, танцев. А нам бы математику подтянуть!». Поспорю! Воображение важно именно для основных школьных предметов. Допустим, числа и примеры – совершенно абстрактные понятия для ученика.

Воображение помогает ему конкретизировать их, а значит, начать оперировать с ними. Читая любой текст, полезно мысленно представлять прочитанное. Тогда оно лучше запомниться! Еще ребенку важно представлять, как и где могут пригодиться те или иные знания.

Тогда он будет усваивать их с большей охотой, а значит, с повышенной результативностью.

Кстати, многие приемы запоминания основаны на работе воображения! И кроме того, кто сказал, что «дополнительные» предметы менее важны, чем «основные»? Может быть, именно Ваш отпрыск станет знаменитым танцором, художником, или дизайнером? Надеюсь, смогла убедить в важности этой функции?

Обратите внимание

Автор материала: Татьяна Михайловна Чистякова https://spb.upstudy.ru/repetitors/282446/#Полезные статьи #Родителям #ПсихологияПоделиться в соц. сетях —

Слышали выражение «Предупрежден, значит вооружен»? Оно как нельзя лучше подходит для тех, кому предстоит экзамен в ГАИ. Если вы собираетесь сдавать на права – обязатель…

В 2016 г. будет введено новое задание на ЕГЭ по истории – написание исторического сочинения по указанному периоду. Учащиеся несколько растерялись, ведь в предыдущие годы было иное задание – нап…

Источник: https://upstudy.ru/baza-znaniy/kak_bystro_i_effektivno_povysit_uspevaemost_shkolnika/

Ссылка на основную публикацию