Возрастная психология i психология развития

Возрастная психология

Определение 1

Возрастная психология – это область психологии, которая изучает и формирует представление о психическом развитии детей различных возрастных этапов и переходе между ними.

В возрастной психологии определяются психологические характеристики каждого из возрастных этапов развития ребенка. Каждый возрастной этап обладает специфическими характеристиками и внутренними условиями развития. Возрастная психология занимается изучением процессов психики в динамике.

Обратите внимание

Возрастная психология рассматривает понятие «возраст», которое по Выготскому, определяется как цикл в развитии человека, имеющий собственную структуру и динамику.

В каждом цикле развития происходят психологические, физиологические изменения, зависящие от индивидуальных отличий и присущие всем людям.

Разделы возрастной психологии

Существует несколько разделов возрастной психологии:

  • детская психология, изучающая условия и факторы, способствующие развитию психики детей, законы функционирования ребенка- личности;
  • психология юности, занимающаяся изучением особенностей старших подростков, кризиса данного периода, исследованием жизненных позиций подростков и их стремления к самоопределению;
  • психология зрелого возраста, изучающая закономерности развития человека на этапе его зрелости, а также исследованием кризисов, которым подвержены люди зрелого возраста;
  • геронтопсихология, изучающая психические процессы, обусловленные старением организма, выявляющая притупления и затухания определенных психических функций, снижение активности и психической устойчивости.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Развитие возрастной психологии

В развитии возрастной психологии существует ряд проблем, в частности:

  • развитие психики и поведения ребенка обусловлено внешней средой и физиологическим формированием организма;
  • влияние на развитие психики детей стихийного и специально организованного обучения и воспитания;
  • возможности ребенка, наличие у него задатков и способностей;
  • сравнение и выявление изменений наиболее сильно влияющих на психическое развитие ребенка (эволюционные, революционные, ситуационные);
  • выявление основной компоненты определяющей психическое развитие.

Методы исследования в возрастной психологии

Основными методами исследования в возрастной психологии являются:

  • наблюдение;
  • моделирование;
  • эксперимент;
  • опрос.

Наблюдение может быть внешним и внутренним. При этом внешнее наблюдение реализуется посредством наблюдения за субъектом с фиксацией результата. Внутреннее наблюдение подразумевает самонаблюдение, исследование психологом явлений, происходящих в его сознании.

Метод наблюдения заключается в познании индивидуальных особенностей психики индивида посредством изучения его поведения. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение внешних проявлений психики происходит в естественных условиях жизнедеятельности.

Наблюдения при этом необходимо проводить систематически по плану или программе.

Опросы проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Опросы могут быть двух видов: устный и письменный. Письменный опрос может быть проведен в виде теста. Существует два типа тестовых заданий: тест-опросник, тест-задание.

В экспериментальном методе исследования для проявления определенных качеств, необходимых для исследователя, ситуации, в которых проходит эксперимент, создаются искусственно.

Если исследователь при наблюдении пассивно ожидает проявления определенных психических процессов, то в эксперименте он сам создает требуемые условия, чтобы вызвать эти процессы у объекта.

Существуют две основные разновидности экспериментов:

  • естественный,
  • лабораторный.

Преимущество эксперимента в первую очередь заключается в том, что можно многократно повторять опыт для осуществления контроля и вмешиваться в психические процессы. Экспериментатор может изменять условия опыта и наблюдать последствия данных изменении.

Метод моделирования используют в случае невозможности проведения исследования другим методом.

Развитие в возрастной психологии

Развитие — это процесс не только количественных изменений. Говоря о психическом развитии нельзя говорить о том, что с возрастом что-то увеличивается или уменьшается. Развитие, прежде всего, это появление в определенные возрастные периоды в психике нечто качественно нового.

К таким новообразованиям можно отнести, например, субъективную готовность к школьному обучению ребят семилетнего возраста, подростковое чувство взрослости.

Определение 2

Важно

Возрастное психическое развитие – процесс становления психики ребенка от момента рождения до его личностного созревания и наступления его социальной зрелости.

В человеческом социуме нет процессов развития, действующих по уже сложившемуся образцу, кроме процессов развития в онтогенезе. Процесс развития человека не подчиняется биологическим законам, а подчинен общественно-историческим законам. Формы поведения человека складываются с течением времени, под воздействием социума и его законов.

Возрастная психология занимается изучением движущих сил, условий и законов самого психического развития.

Периоды развития человека

Возрастные классификации делятся на две группы:

  • частные классификации, которые описывают отдельные отрезки жизни;
  • общие классификации, которые охватывают всю жизнь человека.

К частным относится классификация интеллекта по Пиаже, согласно которой выделяется два основных периода становления человека:

  • период сенсомоторного интеллекта, длящийся от $0$ до $2$ лет;
  • период конкретных операций, длящийся от $3$ до $15$ лет.

Согласно частной классификации Эльконина существует три периода жизни:

  • раннее детство;
  • детство;
  • подростковый возраст.

Общая классификация Биррена включает все фазы жизни от младенчества до старости:

  • юность – от $12$ до $17$ лет;
  • ранняя зрелость – от $18$ до $25$ лет;
  • зрелость – от $51$ до $75$ лет;
  • старость – от $76$ лет и старше.

Общая классификация Эриксона включает 8 стадий жизни человека, обладающих специфическими особенностями:

  • от $0$ до $12$ месяцев – начальная стадия, которая характеризуется доверием и недоверием;
  • от $2$ до $3$ лет – вторая стадия, особенностью которой является проявление самостоятельности и нерешительности;
  • от $4$ до $5$ лет – третья стадия с появлением предприимчивости, чувства вины;
  • от $6$ до $11$ лет – четвертая стадия, на которой появляется ощущение неполноценности у ребенка, и формируются умения;
  • от $12$ до $18$ лет ребенок начинает осознавать личностью, путая при этом социальные роли;
  • с $19$ лет — начало зрелого возраста и появление ощущений близости и одиночества;
  • зрелый возраст, которому присуще поглощение собой и социумом;
  • пожилой возраст, в котором человек сформирован уже как цельная личность, но рождается чувство безнадежности.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vozrastnaya_psihologiya/

Читать

Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным.

В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще.

Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени.

Читайте также:  Гипноз при открытых глазах - обычное дело

Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.

В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в.

, были связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы.

Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократические семьи.

Задача понимания маленького человека стала одной из главных. Желание ребенка понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно. Они пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Точкой отсчета для систематических исследований детской психологии служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней он описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка.

Совет

Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В.

Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX в. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка.

Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии. Как правило, возрастная психология изучает закономерности психического развития здорового человека и является отраслью психологических знаний.

На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию.

Онтогенез (от греч. on, ontos– «сущее, рождение, происхождение») – процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез – формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза – главная задача детской психологии.

С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение с взрослым).

В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность.

Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного развития.

Таким образом, в центре изучения и исследования находится человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как организм, наделенный психикой; индивид (что означает его принадлежность к роду homosapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, в других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); «я-образ» (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др.

Обратите внимание

Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.

Объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали его образы, явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы человека», оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми:

1) «ощущающий человек» – человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как «устройство по переработке информации»;

2) «человек-потребитель», т. е. человек нуждающийся, как система инстинктов и потребностей;

3) «запрограммированный человек», т. е. в поведенческих науках человек предстает как система реакций, в социальных – как репертуар социальных ролей;

4) «деятельностный человек» – это такой человек, который осуществляет выбор;

5) человек как выразитель смыслов и ценностей.

В педагогике исходят из образа «ощущающего человека», и понятие человека сводится к сумме знаний, его действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания подменяется убеждениями, уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями.

Важно

В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».

Образ человека как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии, прежде всего, под влиянием психоанализа. Многие основоположники направлений (индивидуальная психология А.

Адлер, неопсихоанализ Э. Фромм и др.

) исходили в своих концепциях из образа «человека нуждающегося», выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей.

Образ «запрограммированного человека» определяет представления о нем в социобиологии, которая изучает развитие человека как развертывание генетических программ в бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме, социологических и социально-психологических ролевых концепциях человека (поведение рассматривается как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни).

Если трактовка человека в психологии основывается на образе «запрограммированного человека», то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=112277&p=1

Тема 6 1 Психология развития и возрастная психология

Тема 6. 1. Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки. 1. Общие закономерности психического развития 2. Периодизация психического развития. Возрастные кризисы.

Рекомендуемая литература: 1 Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М. , 2001, стр. 338361. 2 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 6 -е изд. , стереотип. М. , 1999, 2000, 2002, стр. 345 -424. 3 Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Кн. 2.

Читайте также:  Что означает имя назар – характеристика имени назар, толкование имени назар

Психология образования. — 3 -е изд. М. , 1994, 1995, 1998, 1999, 2001, стр. 114 -122; 181 -203; 301 -309. 4 Столяренко Л. Д. Основы психологии. 5 -е изд. , перераб. и доп. Ростов н/Д, 2001, 2002, стр. 628 -657. 5 Кулагина И. Ю. , Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М. , 2002, стр. 280 -327; 342 -363. 6 Дарвиш О. Б.

Возрастная психология. / Под ред. В. Е. Клочко. М. , 2003, стр. 117 -189. 7 Солдатова Е. Л. , Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Рн. Д. : Феникс, 2004. 8 Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость. Учебник. Под ред. А. А. Реана. М. , СПб. , 2002. 9 Кон И. С. Психология юношеского возраста.

М. , 1979.

Главная задача дисциплины -дать понимание закономерностей онтогенеза психических процессов и личности на основных этапах возрастного развития -раскрыть специфику и условия развития психики детей в дошкольном и школьном возрасте — изучить характеристику психологических особенностей развития подростков и юношей, психические свойства и особенности развития человека в зрелом возрасте, в период старения и старости.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Онтогенез — (от греч.

опtos — сущее, gепеsis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни. Объект возрастной психологии — возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека.

Предмет возрастной психологии — изучение закономерностей онтогенеза психических процессов и особенностей формирования личности на различных этапах развития человека от рождения до старости.

Совет

Основными проблемами возрастной психологии являются: 1. Что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. 2. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие человека. 3.

Проблема соотношения задатков и способностей. 4. Проблема касается сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении человека. 5. Проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека.

Основные задачи возрастной психологии как прикладной отрасли науки: Исследование закономерностей онтогенетических периодов и разработка форм и методов обеспечения полноценного психологического развития человека на различных этапах онтогенеза; Поиск наиболее оптимальных условий и способов организации деятельности и общения с учетом типологических закономерностей различных возрастных периодов; Психологическая работа в период преодоления возрастных кризисов.

Разделами возрастной психологии являются: детская психология человека психология подростка геронтопсихология юности взрослого

Методы исследования в возрастной психологии.

Организация психологического исследования может быть различной, в ней могут быть использованы: общепсихологические методы (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ результатов деятельности и т. д.

) и специфические методы возрастной психологии (специфические «поперечные» (возрастные) и «продольные» (лонгитюдные) срезы, констатирующая и формирующая стратегии в исследованиях по возрастной психологии).

Возрастные изменения психики и поведения бывают: Эволюционными, они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Революционными, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок.

Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Ситуационными, которые могут рассматриваться как признак развития, связаный с влиянием конкретной социальной ситуации.

Они включают в себя то, что происходит в психике и поведении человека под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитания.

Обратите внимание

факторы психологического развития биологического созревания психофизиологического состояния организма человека, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основные свойства развития: 1. Необратимость 2. Направленность 3. Закономерность

Типы развития в психологической науке 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Префомированное развитие Непреформированное развитие Революционное развитие Эволюционное развитие Прогрессивное развитие Регрессивное развитие Аномальное развитие

Понятие “возраст” в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Возраст — конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития.

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т. е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности.

Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Психологические характеристики возраста по Л. Выготскому 1. Новообразование 2. Социальная ситуация развития 3. Движущие силы развития 3. Условия развития 4. Источники развития

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека: 1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. 2.

Закон метаморфозы в человеческом развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. 3.

Важно

Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. 4. Закон развития высших психических функций.

Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Критерии периодизаций 1. Соотнесение психического развития с другим процессом. Критерий – внешний по отношению к развитию признак. 2. Критерий — 1 признак, абстрагированный от целостного развития.

Недостатки таких периодизаций в утрате целостности развития. 3. Критерий — внутренние закономерности процесса развития как основа периодизации.

Выготский: «Критерием периодизации должны стать возрастные психологические новообразования»

Периодизация возрастного развития Л. С. Выготского Кризис новорожденности – от рождения до 2 мес. Младенческий возраст – 2 мес. – 1 год. Кризис одного года – 1 год. Раннее детство – 1 год – 3 года. Кризис 3 -х лет. Дошкольный возраст – 3 года – 7 лет. Кризис 7 -ми лет. Школьный возраст – 8 – 12 лет. Кризис 13 лет. Пубертатный возраст – 14 – 18 лет. Кризис 17 лет.

Читайте также:  Психосоматика лишнего веса: в чем причины

Периоды развития Продолжительность Новорожденные 1 -10 дней Грудной ребенок 10 дней-1 год Раннее детство 1 -2 года Первый период детства 3 -7 лет Второй период детства 8 -12 для мальчиков; 8 -11 для девочек Подростковый возраст 13 -16 для мальчиков; 12 -15 для девочек Юношеский возраст 17 -21 для мужчин; 16 -20 для женщин Средний период возраст: первый 22 -35 для мужчин; 21 -35 для женщин Средний период возраст: второй 36 -60 для мужчин; 36 -55 для женщин Пожилые люди 61 -75 для мужчин; 55 -75 для женщин Старческий возраст 74 -90 для обоих полов Долгожители Старше 90 лет.

Источник: https://present5.com/tema-6-1-psixologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psixologiya/

Возрастная психология — особенности развития человека

[dropcap type=»3″]К[/dropcap]аждый из нас на протяжении жизни, растет, взрослеет, становится зрелым и стареет. Все эти процессы сопровождаются изменениями в сознании, в том, какие психологические роли мы играем, как реагируем на те или иные вещи и т.д.

Периодически в жизни каждого из нас происходят возрастные кризисы, когда одна система ценностей и взглядов претерпевает изменения, и заменяется несколько иной. Так происходит на протяжении всей жизни. В этом смысл. Это эволюция.

Существует также и наука, которая изучает эволюцию сознания человека в разном возрасте, она называется «возрастная психология». Естественно, что методы изучения и воздействия на человека в каждом возрасте свои, и возрастная психология детей кардинально отличается от психологии взрослого человека.

В этой статье мы предлагаем Вам разобраться, зачем нужна возрастная психология современному человеку.

Совет

Вся возрастная психология построена на том, что у каждого человека в определенном возрасте появляется так называемый «кризис возраста», причем он есть и в 15, и в 30, и в 45 лет, и даже в 1 год! По сути, кризис возникает по причине того, что человек должен выбирать какой-то один вариант решения возрастных задач из множества альтернативных. В этом контексте часто встречается понятие «психология развития». Что это такое? Отличаются ли между собой психология развития и возрастная психология?

Эти два понятия соотносятся между собой как общее и частное. Возрастная психология исследует развитие в связи с биологическим возрастом человека. Психология развития — понятие более широкое, поскольку она изучает не только возрастные этапы развития человека, она также изучает генезис психических процессов в человеке.

Сильно связаны между собой возрастная и педагогическая психология. Это объясняется тем, что они изучают человека как высшую ступень развития жизни, как систему, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и сформированное в течение жизни, природное, социальное и духовное — едины и нерасторжимы.

Как связаны между собой педагогическая психология и возрастная психология? Психология возраста изучает, как меняется психика человека с возрастом, а педагогическая психология исследует, как меняется психика человека в процессе обучения.

Таким образом, педагогическая психология невозможна без возрастной, она изучает человека определенного возраста, находящегося в образовательном процессе.

Как и любая наука, возрастная психология обладает рядом методов исследования. Все методы возрастной психологии можно классифицировать по следующим параметрам:

  1. лонгитюдный метод (или метод продольных срезов), который отслеживает развитие одной и той же группы людей на протяжении длительного времени с целью выявления качественных изменений психики человека
  2. метод поперечного среза, дающий возможность за короткое время исследовать тот или иной параметр в разновозрастных группах и сделать вывод о его динамике в зависимости от возраста (при прочих равных условиях)
  • по особенностям проведения:
  1. наблюдение, представляющее собой фиксирование имеющихся фактов с их дальнейшей интерпретацией,
  2. опрос (в виде анкетирования или устной беседы),
  3. эксперимент, в ходе которого искусственным образов создаются условия для получения нужной реакции исследуемого,
  4. тестирование, необходимое для выявления уровня интеллектуальных способностей и личностных качеств исследуемого,
  5. анализ продуктов деятельности (рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, тетрадей, личных дневников) для получения информации о внутреннем мире человека, его отношении к миру и окружающим.

Вообще каждый человек проходит определенные этапы в жизни. Возрастные периоды в психологии могут быть классифицированы по:

  • хронологическому возрасту — количеству лет, прожитых человеком,
  • биологическому возрасту — физическим показателям здоровья человека на данный момент,
  • по психологическому возрасту — интеллектуальному, психосексуальному, духовному развитию личности и ее самоощущению.

Впервые кризисы в жизни человека происходят в год, три и семь лет. Четвертый кризис наступает в школьном возрасте, когда у ребенка развивается трудолюбие или наоборот лень, а также чувство своего статуса среди школьных товарищей.

[pull_quote_left]Нужнее всего возрастная психология в деле разрешения и профилактики возрастных кризисов[/pull_quote_left]

Пятый кризис приходится на подростковый возраст (12-16 лет), когда человек озабочен вопросами идентификации.

Обратите внимание

Шестой кризис — это кризис 30-ти лет, когда человек пересматривает свои юношеские идеалы, представления о жизни и свое «Я», переходя во взрослость. Седьмой кризис — кризис среднего возраста (38-45 лет).

Восьмой кризис настигает человека в период старения, когда жизненный путь человека заканчивается, а человек занимается тем, что оценивает, как он был пройден.

Особенности возрастной психологии

Еще несколько слов о том, в чем состоят особенности возрастной психологии.

И взрослая, и детская возрастная психология ставят во главу угла возраст человека, при этом уделяют много внимания психологическому, ментальному и эмоциональному развитию, которое зачастую не совпадает с биологическим возрастом человека.

При этом самые важные задачи возрастной психологии заключаются в том, чтобы выявить основные закономерности личностного развития человека, проанализировать их и разработать способы применения полученных знаний на практике.

Таким образом, возрастная психология, хоть и сложная, но очень нужная сфера знаний, поскольку каждый из нас рано или поздно войдет в период возрастного кризиса, и хорошо, если рядом окажется человек, который будет способен помочь и натолкнуть на правильные действия.

Источник: http://bambinostory.com/vozrastnaya-psihologiya/

Ссылка на основную публикацию