Аутизм у детей и его признаки и особенности

Признаки аутизма у детей: 3 классических симптома и дополнительные особенности

В 2016-м ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) сообщила, что расстройства аутистического спектра находят у одного из 160 ребятишек. Именно поэтому так важно иметь представление о том, каковы ведущие и второстепенные признаки аутизма у детей.

Сегодня подростки могут обозвать «аутистом» замкнутого одноклассника, а педиатры освоили нежное словечко «аутята». Хотя корректно сказать –  «человек/ребёнок с аутизмом». Так ничьё самолюбие точно не будет задето.

Что такое аутизм?

Раньше аутизм считали детским вариантом шизофрении. Сейчас это мнение признали ошибочным. Теперь выделяют РАС – расстройства аутистического спектра. Это комплекс разных состояний с похожими симптомами. Основная черта – ребёнку трудно общаться, взаимодействовать с людьми, ему некомфортно в социуме. Также характерны повторяющиеся модели поведения.

Ученые пока не знают, что провоцирует это заболевание. Оно встречается в любых социальных слоях, любых народах одинаково часто. Чаще у мальчиков, чем у девочек — соотношение 4:1.

Факторы риска:

  • возраст родителей старше 35 лет;
  • патология беременности, родовая травма;
  • неблагоприятные воздействия во время беременности;
  • наличие в семье детей с аутизмом, умственной отсталостью, задержками речевого развития;
  • психиатрические болезни у родственников.

Аутизм и прививки

Иногда признаки аутизма у детей становятся заметны после прививок. Это тяжело для восприятия, но после – не означает вследствие. Карапузам за первый год жизни делают минимум 7 прививок, поэтому такие совпадения возможны.

Была популярна гипотеза о том, что ранний аутизм вызывает вакцина от кори, краснухи и паротита (КПК). Точнее, ртуть, которую она содержит. Из-за этой информации многие мамы отказывались вакцинировать детей. Это не снизило распространённость аутизма, зато привело к эпидемии кори.

Панику в 1998 году начал хирург, Эндрю Уэйкфилд, и его статья в медицинском журнале «Ланцет» (всемирно уважаемое издание). Врач писал о проведённом исследовании, в ходе которого оказалось, что КПК провоцирует аутизм.

Обратите внимание

Другие ученые пытались повторить этот эксперимент. Никто не смог получить даже отдаленно похожих результатов. В 2002 Кристен Мадсен рассказала о своём исследовании, которое доказало отсутствие связи между прививками и РАС.

Мотивом лжи Уэйкфилда были деньги. За фальсификацию хирург получил около 800 тысяч долларов. Ему платил адвокат, Ричард Барр.

Такая статья была необходима ему, чтобы требовать у государства материальную компенсацию для детей с аутизмом.

В 2010-м суд признал, что Уэйкфилд действовал незаконно.

Ему запретили заниматься практической медициной в Великобритании. После судебного решения «Ланцет» напечатал опровержение.

Подробно об этом случае можно прочитать в книге Пола Оффита «Смертельно опасный выбор».

Когда появляется аутизм?

Аутизм – врожденное состояние. Им нельзя заразиться или переболеть. Но и заметить неладное выходит не сразу. Особенно, если ребёнок – первый, и у молодой пары нет опыта общения с малышами. Тогда новоявленные родители не могут уверенно отличить возрастные капризы от тревожных сигналов.

До года обычно не говорят про аутизм, но к двум его уже можно предположить. Нарушения проявляются до 3-летнего возраста. Официальный диагноз ставят в 3-5 лет и позже.

Симптомы аутизма

Классические признаки

Существует классическая триада симптомов.

  1. Проблемы с социальным взаимодействием. Ребёнок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх.
  2. Однообразные, повторяющиеся интересы, поведение, ритуалы. Если идти в магазин, то одной дорогой. Истерика при попытке сменить маршрут. Игры неигровыми предметами (например, между куклой и ключами выбирает ключи). Однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету. Может быть главенствующая тема интересов. Допустим, это поезда. Тогда школьник будет знать мельчайшие детали про их строение и работу, не умея при этом удержать в голове базовую информацию о мире (например, страна проживания, профессия папы).

Ритуалы таковы: помыть руки обязательно пять раз, дважды обходить вокруг дома каждое утро, есть только одной ложкой, ходить только в красной рубашке и т. д.

  1. Нарушения в общении. Человек мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке, в парке. В школе не отвечает на вопрос учителя, даже если знает ответ или отделывается односложным «угу». Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, задать вопрос продавцу в супермаркете. Такой человек предпочтет трижды заблудиться, чем спросить дорогу у незнакомца. Будет молчать о боли, потому что терпеть ему всё равно легче, чем самому обратиться ко взрослому.

Дополнительные признаки

Дополнительные критерии аутизма:

  • эхолалия (бессмысленное повторение слов за собеседником);

— Как тебя зовут?

— Тебя зовут.

— Тебя зовут Дима.

— Зовут Дима.

  • снижение чувствительности к боли;
  • стереотипии. У аутичных детей наблюдаются стереотипии или стимминг/стим, т.е. регулярно повторяющиеся движения, звуки. Самостимуляция имеет различные формы: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики, ковыряние в носу, верчение брелока и т.д.;
  • самоповреждения (селфхарм);
  • снижение чувства самосохранения;
  • невозможность понимать социальные сигналы. Косвенные просьбы, намёки, переносные смыслы – всё это чуждо для понимания человека с РАС. «Яблоко от яблони» — для них действительно история про деревья;

Пример:

Звонит телефон. Мама спрашивает у дочери:

— Ты можешь ответить? – естественно, мама надеется, что дочь снимет трубку.

— Могу, — спокойно отвечает девочка и не двигается с места.

Телефон продолжает звонить.

  • невозможность изменять своё поведение в зависимости от ситуации;
  • избирательность в еде, проблемы с приёмом пищи;
  • сложности с засыпанием;
  • приступы агрессии, гнева;
  • гиперактивность;
  • снижение концентрации;
  • неумение проявить эмпатию, «считать» чувства другого человека по тону, выражению лица, позе.

Все мы периодически делаем что-то из этого списка. Это нормально: бывает разное настроение, обстоятельства, самочувствие.

Паниковать нужно, когда начинают проявляться несколько признаков постоянно. Нужно обратить внимание и на силу их проявлений. Для ребёнка естественно иметь любимую игрушку и стесняться незнакомых взрослых.

Но если истерика из-за забытой машинки не утихает третий час и вы всерьёз подумываете просить пилота остановиться… Вычурность, интенсивность, постоянность таких ситуаций – повод проконсультироваться у врача.

Важно отличить аутизм как самостоятельное заболевание от аутизации, которую вызвала иная патология (депрессия, шизофрения и т. д.).

Особенности внешнего вида

Выглядят ли иначе дети-аутисты? Как распознать их при встрече? Особенности таковы:

  • человек не смотрит в глаза;
  • погружен в себя, едва реагирует на происходящее вокруг;
  • избегает случайного тактильного контакта;
  • отсутствуют выраженные эмоции, мимика;
  • при этом может быть чрезмерная неадекватная реакция на незначительный раздражитель;
  • неопрятность в одежде;
  • неуклюжесть.

Внешние признаки аутизма у детей до 1 года:

  • ребёнок мало улыбается;
  • почти не привлекает к себе внимания;
  • не оживляется при виде мамы и папы;
  • не гулит, не лепечет;
  • взгляд фиксирован.

Всегда ли у людей с РАС есть умственная отсталость?

Не всегда. По данным ВОЗ, около 50 % людей с диагностированным аутизмом имеют такую проблему.

Уровень интеллектуального развития напрямую зависит от того, насколько своевременно начата коррекция. Чем раньше стартовала терапия, тем более высокие результаты будут достигнуты.

Нужно учитывать и сложности диагностики. Нейротипичного (обычного) ребёнка можно уговорить пройти тесты, выполнить задание. Мотивировать человека с аутизмом сделать то, что ему неинтересно, гораздо сложнее. По этой же причине затруднено обучение таких детей.

Другие виды аутизма

Синдром Аспергера (синдром саванта): все признаки РАС, помимо нарушений в когнитивной (познавательной) сфере. Характерен высокий интеллект, глубокое погружение в изучаемый предмет, сильная неуклюжесть. Такие люди получают признание в науке, искусстве.

Синдром Ретта: чаще встречается у девочек. Характерно нормальное развитие в первом полугодии жизни, после чего наступает ухудшение с потерей навыков. Отличительная черта – повторяющиеся движения кистями рук. Выглядит, будто ребёнок постоянно моет руки.

Диагностика детского аутизма

Когда мама замечает, что чадо не отзывается на имя, не смотрит в глаза, предпочитает в сотый раз разложить мишек от большего к меньшему, а не поиграть с соседским Петькой, естественно, она обращается к педиатру или детскому психологу.

Оба специалиста обязаны увидеть тревожные знаки и отправить семью на консультацию к детским неврологу и/или психиатру.

Методы исследования

Основой для постановки диагноза являются жалобы родителей, педагогов и наблюдение за ребёнком. Мать и отца тщательно опрашивают, выясняя причины их беспокойства и ход событий.

После чего применяют дополнительные методы исследования.

Метод Для чего используется
Электроэнцефалография Для поиска эпилептических очагов. Эпилепсия часто сопутствует аутизму.
МРТ головного мозга Позволяет найти следы травм, выявить вероятные опухолевые образования, которые могли бы объяснить нарушения поведения.
Консультация ЛОРа Проверка слухового и речевого аппарата. Нужно убедиться, что ребёнок слышит и может ответить, но не использует эту возможность.
Уровень гормонов щитовидной железы Проблемы щитовидки всегда влияют на эмоции.
Кровь на фенилкетонурию При отсутствии лечения эта болезнь может дать схожую симптоматику.

Тесты и опросники

Для определения аутизма применяют:

  • опросник M-CHAT-R (для детей 1-2 лет);
  • шкала аутизма C.A.R.S. (для детей 2-4 лет);
  • тест ASSQ (для детей 6-16 лет);
  • опросник на повторяющееся поведение;
  • опросник для оценки эффективности терапии при аутизме.

Они есть в интернете. Их можно пройти дома, за компьютером, бесплатно.

Бывают ли взрослые с аутизмом?

В странах СНГ до сих пор «переписывают» аутизм в шизофрению, как только пациенту исполнится 18. Не нужно быть психиатром, чтобы не заметить неувязки в этой «логической» цепи.

В реальной жизни взрослые люди с аутизмом, естественно, существуют. Документально же аутизм пока остается детским диагнозом.

Лечение аутизма

Доказанных методов лечения РАС не существует. Таблетки от аутизма нет. Но есть работающие методы психосоциальной коррекции. Они повышают качество жизни человека с диагнозом и его близких.

Фармакотерапия

Из медикаментов применяют нейролептики, транквилизаторы, ноотропы, витамины.

Единственный разрешенный детям нейролептик – Рисперидон. Это атипичный нейролептик, т. е. препарат нового поколения, дающий меньше побочных эффектов. Названия препаратов: Рисполепт, Рилептид, Рисперидон, Риссет. Доза подбирается лечащим врачом для каждого пациента отдельно. Расчёт производят по весу, а не по возрасту.

Цена препарата варьируется от 145 до 400 рублей за упаковку таблеток.

Диетотерапия

Применяют безглютеновую и безказеиновую диету. Исключают молоко, хлеб, пшеницу, ячмень, рожь. Чтобы оценить, работают ли пищевые ограничения, нужно продержаться без клейковины минимум полгода.

Диета получила популярность, т. к. заметно улучшает поведение у детей с РАС.

Программы реабилитации

Название Суть метода
АВА — терапия Поведенческая терапия, использование окружающей среды для коррекции поведения. Очень эффективна. Эксперт в СНГ – Юлия Эрц.
Томатис Использование звуковых импульсов для работы с корой головного мозга.
Анималотерапия Лечение контактом с животными: дельфинами (дельфинотерапия), лошадьми (иппотерапия), собаками (канистерапия).
Арттерапия Лечение рисованием.
Кинезитерапия, сенсорная интеграция Лечение движением.
Занятия с логопедом Для решения речевых проблем.

Такой ребёнок станет как все?

Скорее всего, нет. Маловероятно, что человек с РАС полюбит тусовки, заведёт миллион друзей, станет многодетным родителем и самым востребованным в городе тамадой.

Однако, вполне возможно, он:

  • научится себя обслуживать;
  • отыщет друзей;
  • будет зарабатывать деньги;
  • освоит компьютер и интернет;
  • сделает карьеру;
  • укрепит семью своих родителей;
  • займется искусством.

Всё это потребует колоссальных вложений времени, сил и денег. Всё это может произойти только в семье. Ни одно закрытое специализированное детское учреждение (интернат, дом инвалидов) таких результатов не даёт.

Некоторым людям с РАС поддержка родителей или опекунов будет нужна всю жизнь.

Профилактика аутизма

Аутизм нельзя предупредить. Этот диагноз невозможно предположить во время беременности. Не существует признаков аутизма, заметных по УЗИ или анализу крови будущей матери.

Что можно сделать?

  1. Собрать информацию о семьях обоих партнёров. Случались ли в роду психиатрические болезни? Какие? У кого? Как развивались?
  2. Грамотно подойти к ведению беременности и родам. Стандартные правила: полноценное питание, сон, минимум переживаний, компетентный акушер-гинеколог в родзале.
  3. Иметь настороженность. Смело задавать педиатру вопросы. Если ответ участкового врача не успокоил, обращаться за консультацией к другим специалистам. Что-то смущает в развитии малыша? Всегда умнее перестраховаться.
  4. Уже есть ребёнок с РАС? Это не запрет на следующие беременности. Однако консультация генетика при планировании необходима.

У моих друзей ребёнок с аутизмом. как с ними общаться?

Не верно Верно
Наука не стоит на месте, вылечат! Ты научишься с этим жить. Если я могу помочь, я рядом, только скажи.
Ты, наверное, пила во время беременности, да? Ну, если честно? Промолчать.
Это всё из-за прививок, да? Промолчать.
Я слышал, помогает гомеопатия/обтирания кровью гадюки/заговоры/гипноз! Почему ты не пробуешь? Что вы уже пробовали? Чем я могу помочь?
Сдайте его в интернат, молодые ещё, нового родите! Промолчать.
Я не умею общаться с… ТАКИМИ. Подскажи, я должен что-то знать, чтобы не навредить?
Читайте также:  Психологические упражнения и игры для развития речи ребенка

Способы помочь:

  • собрать материальную помощь на работе/в спортклубе и т. д.;
  • помочь с уборкой/готовкой;
  • посидеть пару часов с ребёнком;

Это требует больших усилий, чем возня с нейротипичным школьником, но всё абсолютно реально. Такая помощь очень нужна, потому что маме иногда хочется на маникюр или попить кофе одной, а вот бабушек-энтузиасток после постановки диагноза становится в разы меньше.

  • обсудить, в какой информации нуждается семья (курсы реабилитации, школы с инклюзией, тьюторы, педиатры), и посёрфить интернет на эту тему;

Не нужно скидывать всё подряд с тегом #аутизм.

  • продолжать общение, приглашать на мероприятия в прежнем режиме.

Что почитать и посмотреть про аутизм?

Фильмы:

  • «Человек дождя»;
  • «Меркурий в опасности»;
  • «Тэмпл Грандин»;
  • «Другая»;
  • «Антон тут рядом».

Книги:

  • Марк Хэддон «Загадочное ночное убийство собаки»;
  • Марти Лейбмах «Дэниел молчит»;
  • Оливер Сакс «Антрополог на Марсе»;
  • Ирис Юханссон «Особое детство».

Фотографии:

  • Работы Тимоти Арчибальда.

Заключение

Люди с сахарным диабетом придумали фразу: «Диабет – не болезнь, а образ жизни». С аутизмом та же история.

Быть родителем ребёнка с аутизмом – это жить по-другому. Мамы особых детей привыкли, что на детской площадке достижения их сына или дочери не котируются. А ещё они знают, что счастье совершенно не в этом.

Источник: https://adella.ru/family/childhealth/priznaki-autizma-u-detej.html

Дети аутисты особенности в поведении, симптомы болезни признаки аутизма у детей

Симптомы аутизма у ребёнка родители способны обнаружить ещё с самого раннего возраста. Причинами появления аутизма считается нарушение в развитии мозга во внутриутробном периоде, которое может возникать под воздействие как внешних, так и внутренних факторов. Точные причины развития таких явлений ещё не установлены.

Состояние малыша, которое именуется аутизмом, в медицинской сфере называется ранним детским аутизмом либо синдромом Каннера.

Аутизм – это одна из форм психического расстройства в организме, которое происходит без ремиссий и описывается отсутствием у малыша социального развития в форме поведения и общения с окружающими.

Признаки аутизма, симптомы

Увидеть такие отклонения со здоровьем можно у детей, которым уже исполнился один год. Главная симптоматика происходит до трёхлетнего возраста. Во время развития аутизма дети обладают ограниченными интересами и любопытством, ко всему прочему их поведение и действия довольно схожи друг с другом, часто проторяются, а также чаще всего однообразны.

Среди детей, обладающих аутизмов, мальчиков в целых четыре раза больше чем девочек. Дети, обладающие такой болезнью, в процессе взросления остаются с таким же диагнозом заболевания. Жизнь человека с таким заболеванием не включает в себя особое общение в социуме.

В наше время избавиться от аутизма нереально, но психотерапия может помочь выработать и развить у малыша определённые адаптационные навыки и общение.

Что такое аутизм у ребёнка, аутизм у детей

Внимательные родители смотрят на первые признаки аутизма у детей ещё с самого рождения.

Эти дети чаще всего ведут себя довольно необычно, не как другие: они могут качаться из стороны в сторону, постоянно трогать одни и те же вещи, избегать зрительного контакта с окружающими и родителями, проявлять отстраненность в повседневной жизни и ничем не интересоваться. Диапазон развития аутизма считается довольно большим. Тем не менее, специалисты подобрали определённый ряд главных признаков для диагностики болезни у малыша.

Аутизм у малыша диагностируется по особым признакам, которые положены в основу этого заболевания.

Три главных признака для определения аутизма:

  1. Отстраненность от социума, нежелание идти на контакт с окружающими.
  2. Нарушение во взаимной коммуникации.
  3. Ограниченный круг движение, интересов и занятий.

Во время аутизма малыш чаще всего проводит замкнутую жизнь, не проявляет особых эмоций, а также отстраняется от окружающих людей.

Аутизм у детей признаки симптомы

Разновидности проявлений аутизма в зависимости от социализации малыша:

  1. Полное отсутствие потребностей в общении, развитие молчаливости и недостатка возможностей самообслуживания.
  2. Отвержение окружающих людей и мира. Ребёнок может повторять одинаковые движения и действия, произносить одинаковые звуки, проявлять слишком возбуждённое состояние, а также у него отсутствует инстинкт самосохранения.
  3. Замещение окружающего пространства. Малыш большую часть времени погружен в себя, в свой собственный мир, реальная жизнь для него находится уже на втором плане, привязанность к родителям и близким очень слабая.
  4. Сверхтормозимость в отношениях с другими людьми проявляется развитием ранимости, боязни, быстрой перемены эмоционального фона, утомляемость как в физическом, так и моральном плане.

Развитие симптоматики по возрасту

Симптоматика и признаки аутизма у детей до 1 года:

  1. В младенчестве малыш не проявляет яркие эмоции и даже не улыбается окружающим. Взгляд ребёнка чаще всего устанавливается на одном неживом предмете. Оживлений и действий не просматривается, малыш не использует никакого жестикулирования, не лепечет и не реагирует на произнесения своего имени.
  2. Такие малыши могут в течение многих часов спокойно играть. На внешний вид можно подумать, что ребёнок просто очень спокойный по характеру.
  3. Атипический вид аутизма, который происходит совместно с отсталостью в умственном плане, он происходит довольно редко, при всём этом перечисленные характеристики могут происходить совместно с конвульсиями и развитием эпилепсий.

Симптоматика аутизма у детей возраста от одного до трёх лет.

  1. Ребёнок очень замкнут в себе, произносит отдельные фразы очень плохо либо полностью молчит. Иногда малыш может вовсе прекратить общаться с возраста в 18 месяцев. Если же малыш и разговаривает, то в общении про себя говорит во втором либо третьем лице. Расстройство в функциях речи проявляется в том, что малыш часто повторяет услышанные обрывки фраз.
  2. Дети пытаются достигнуть полного самообслуживания, так как хотят добиться полной независимости от взрослых людей и окружения.
  3. Отрешённость возникает в том, что малыш старается избегать зрительного контакта с собеседником.
  4. Дети, обладающие определённой формой аутизма, могут быть гиперактивными или, наоборот, очень спокойными и бездейственными, но чаще всего они проявляют чрезмерную активность.
  5. Чаще всего такие дети обладают особенной походкой. При такой походке ребёнок передвигается на цыпочках и широко размахивает руками.
  6. Движения обладают особым механизмом и однообразием, чаще всего сопровождаются определённой ритмичностью (к примеру, раскачивание на стуле).
  7. Происходят странные увлечения и занятия. Он может очень длительное время играть с водой либо светом, включая и выключая кран либо выключатели.
  8. Чаще всего ребёнок не нуждается во внимании от сверстников, он активно уходит от больших скоплений детей. В совместной деятельности с детьми малыш может проявлять особую агрессию как к самому себе, так и к остальным членам группы.
  9. Дети с аутизмом больше похожи на избалованных, они особо привередливы к продуктам питания, чувствительны к уровню простого шума, не хотят общаться с окружающими их сверстниками. Но при этом малыши нечасто плачут и даже при сильном падении либо ударе проявляют слёзы очень в редких случаях.
  10. Аутисты очень пугливы. Окружающее пространство кажется им очень опасным и полным неизвестностей. Они любят не выходить за пределы своей комнаты и всё время остаются в одиночестве. При смене окружающего пространства могут происходить истерики – таким образом малыш пытается побороться со своим страхом.
  11. Из внешних явления, по которым можно определить детей-аутистов, врачи специалисты характеризуют слишком широко расставленные глаза и довольно небольшую нижнюю часть лица.

Симптомы наличия аутизма у детей дошкольного возраста.

  1. Главными признаками болезни считается нарушенная социальная адаптация малыша. Он пытается уйти от коллектива детей и всеми способами пытается уйти от окружающих детей и контактов с ними.
  2. Сортирует свой гардероб и вещи в определённом порядке, он может брать во внимание форму, цвет или материал, из которого произведён предмет. В его комнате всё стоит на своих определённых местах – так ребёнок пытается сделать в своей комнате более защищённую и удобную для проживания обстановку.
  3. Если должная коррекция для малыша не была совершена, то он начинает всё больше закрываться в себе, у него начинается активное развитие речевой дисфункции. Изменить его повседневную жизнь к лучшему становится всё сложнее и сложнее Страх у малыша может переходить в поведение и характер, которые сопровождаются определёнными ритуалами и странными мыслями.
  4. В большинстве случаев дети – аутисты обладают большой активностью, им сложно долгое время находиться на одном месте и следить за своими движениями. Иногда при снижении активности у малыша происходит процесс нарушения мелкой моторики рук.

Признаки наличия заболевания у детей в школьном возрасте

  1. Наблюдается особая избирательность и обожание определённых школьных предметов. Чаще всего такие дети проявляют особый интерес к математике, рисованию либо музыке. Иногда происходит так, что он может достичь поразительных интеллектуальных знаний в определённой области, которую выбрал для изучения.

  2. Чаще всего у детей с данным заболеванием имеются сложности в концентрации своего внимания на общих предметах, при всём этом к любимым предметам они проявляю особую сосредоточенность и внимательность.
  3. Возможны сложности во время чтения книжек вслух.

  4. Малыш чрезмерно молчалив и начинает разговор лишь тогда, когда хочет сказать что-то важное, к примеру, о своей потребности. Чаще всего такие дети независимы от окружающих людей и привыкают всё делать самостоятельно.
  5. Особые предпочтения к еде. Малыш имеет особенные предпочтения в продуктах питания.

    Аутисты избирают не вкусовые характеристики еды, а цвет и форму посуды, а также время процесса кормления.

Нарушенная активность в социальной группе

У детей с признаками аутизма чаще всего проявляются проблемы именно с социализацией и общением с окружающими людьми. Они проживают в своём особом мире, стараются всеми способами избежать контактов с окружающими, в некоторых случаях проявляют агрессию и злость.

Странности в поведении чаще всего становятся признаками для того, чтобы отправиться к лечащему специалисту. Так как малыши перестают реагировать на произнесения своего имени, родители считают, что у них имеется глухота, поэтому они обращаются за помощью к урологу, который не может найти никаких особых нарушений со слухом пациента.

У детей происходит реакция оживления, если они вдруг видят новый предмет, которая обычно распространена у детей в этом возрасте, у аутистов её нет. Они малоподвижны, обладают инерцией, не хотят идти на тесный контакт с родителями, мало улыбаются.

Отсутствие зрительных контактов наблюдается не у всех малышей такого возраста. Этот симптом больше всего относится к более тяжёлым видам аутизма.

Важно

Любые попытки пойти с малышом на общий диалог могут проявляться развитием агрессии и враждебности, а также полным игнорированием ситуации. Детский аутизм заключает в себе признаки ограниченности в эмоциональном плане, а также особого страха показывать всем свои чувства и эмоции.

Чаще всего выражение их лица всегда одинаково. Несмотря на ситуации, которые происходят вокруг, ребёнок очень редко начинает улыбаться.

Малыш не пытается просить помощи даже у самых близких для него людей. Он любит делать всё сам с самого раннего возраста. Такие тесные контакты, как объятия либо поцелую, для этого малыша почти недопустимы.

Попытка ограничить физический контакт с людьми проявляется в том, что малыш не передаёт предмет в руки окружающим, а просто его бросает.

Обострение нарушений в социальном сфере у ребёнка происходит при посещении детского сада. Желание взрослого вовлечь малыша в коллектив и увлечь совместной игрой у аутиста вызывают лишь протест как в активной, так и в пассивной форме. Он может отвергать общений, проявлять агрессию либо прятаться.

Развитие стереотипного поведения

У 80% детей, которые обладают какой-либо формой аутизма, происходит особая склонность к повторяющимся из раза в раз действиям и активности. Они возникают как во время общения, так и в поведении. Чаще всего у малыша с аутизмом проявляются одни и те же стереотипные действия.

Разновидности стереотипов в движениях:

  1. Прыжки.
  2. Кивание головой.
  3. Длительное вращение вокруг себя.
  4. Заламывание пальцев.
  5. Перебирание, разгибание и сгибание пальцев.

Примеры развития стереотипного поведения:

  1. Длительное пересыпание мелкого песка, крупы либо других предметов мелкого размера.
  2. Раскачивание на стуле.
  3. Разрывание бумаги на несколько небольших частей и её разминание в руках.
  4. Многократное включение и выключение крана либо светильника.
  5. Частое перелистывание страниц в книге.
  6. Бессмысленный повтор определённых фраз либо звуков.
  7. Поочерёдное напряжение мышц как на ногах, так и на руках.

Иногда стереотипы обладают склонностью к определённому ритуалу. Они могут возникать в пище, маршруте прогулки либо в одежде. Стереотипные действия могут затрагивать и органы чувств ребёнка, при этом он может всё время обнюхивать либо облизывать новые предметы.

Источник: https://mama.guru/detskie-zabolevaniya-i-medikamenty/autizm-chto-eto-za-bolezn-deti-autisty-simptomy-i-priznaki-u-detey.html

Аутизм у детей – признаки симптомы, что это такое и как диагностируется?

Аутизм, или синдром Каннера, — это психическое расстройство, протекающее на фоне низкой социальной адаптации.

Дети с таким заболеванием не стремятся к взаимодействию с окружающим миром, они глубоко погружены в себя.

В легкой форме это нарушение встречается примерно у 4 малышей из 1000, а пациентов с выраженными признаками болезни значительно меньше. Рассмотрим подробно, что такое аутизм, и каковы его основные признаки.

Что такое аутизм

Долгие годы аутизм считался разновидностью детской шизофрении, но сейчас эта версия опровергнута. Синдром Каннера причисляется к психическим расстройствам, характеризующимся стойким нарушением взаимоотношений ребенка с социумом. Подобное состояние обусловлено патологическими изменениями в коре головного мозга, но установить, почему они возникают, науке так и не удалось.

По течению болезни аутизм разделяют на несколько видов.

Он может быть:

  1. Типичным. В этом случае симптомы болезни заметны уже в раннем возрасте. Такие дети равнодушны к окружающей действительности и нелюбознательны, плохо реагируют на внешние раздражители и не стремятся общаться с родственниками или другими детьми.
  2. Атипичным.

    Такое заболевание дает о себе знать не сразу, как правило, его признаки проявляются ближе к 3 годам. При этом диагностировать атипичный аутизм довольно трудно, поскольку симптомы выражены неявно.

  3. Скрытым.

    Сведений о больных с таким диагнозом очень мало, поскольку клинические симптомы этого типа аутизма проявляются слабо и нерегулярно. Чаще всего детей просто считают замкнутыми и нелюдимыми, списывая все странности в поведении на особенности характера.

Признаки аутизма у детей зависят от формы и тяжести заболевания, что значительно затрудняет постановку точного диагноза. Нередки случаи, когда болезнь выявляют только после того, как развиваются стойкие симптомы, плохо поддающиеся коррекции.

Причины возникновения аутизма у детей

У медиков нет точного ответа на вопрос, в чем причина аутизма и почему же он возникает. Считается, что патологические изменения мозга, вследствие которых развивается болезнь, обусловлены нарушениями на генетическом уровне.

Относительно точно выявлены лишь возможные факторы риска.

Вероятность рождения такого малыша возрастает в следующих случаях:

  • один из родителей старше 35 лет;
  • беременность протекает на фоне патологии;
  • в процессе вынашивания ребенка организм женщины подвергался негативным воздействиям (плохая экология, приём сильнодействующих лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, сигаретами или наркотическими веществами);
  • в семье одного из родителей уже рождались дети с синдромом Каннера;
  • среди родственников есть лица, страдающие от психических расстройств.

Существовала теория, что чаще всего аутизм встречается у малышей, которые являются первенцами. Однако есть и другое мнение, часть ученых утверждает, что с появлением каждого нового члена семьи риск, что следующий ребёнок будет страдать аутизмом, возрастает.

Знаете ли вы? У мальчиков диагностируют такое заболевание в 4 раза чаще, чем у девочек. Объяснений этому явлению не найдено до настоящего момента.

Первые признаки и симптомы заболевания у ребенка

К характерным проявлениям синдрома каннера относят следующие симптомы:

  1. Отказ от общения с окружающими. Ребёнок избегает контактов не только со взрослыми, но и с ровесниками, игнорирует, когда к нему обращаются. Заговорить с кем-то первым для такого больного проблематично, а если возникает необходимость, он испытывает сильный дискомфорт.
  2. Нарушение взаимодействия в социуме.

    Малыши-аутисты предпочитают не смотреть в глаза окружающим, игнорируют коллективные игры и занятия. Ребёнок с таким расстройством часто неспособен даже указать пальцем на то, что ему нужно. Вместо этого он использует руку мамы или другого родственника, находящегося поблизости.

  3. Поведенческое однообразие и склонность к определенным ритуалам.

    Ребёнок с диагнозом аутизм способен остро отреагировать на любое, даже незначительное отклонение от «зоны комфорта». Например, он может разнервничаться при изменении привычного маршрута от магазина до дома и устроить настоящую истерику, если чай налит не в ту кружку, которой он привык пользоваться.

    Игры такие малыши предпочитают однообразные, нередко их увлекает упорядочивание предметов, а именно группирование их по размерам или цветам.

  4. Трудности при вербальном контакте. Довольно часто у таких детей встречаются задержки речевого развития, а иногда малыш не говорит совсем.

    Но бывает и обратная ситуация, когда ребёнок в течение определенного времени разговаривает лучше своих ровесников, а затем прекращает общаться. Иногда аутисты говорят неестественными, вычурными фразами, причём речь их отличается монотонностью интонаций.

  5. Эхолалия. Этим термином обозначается бессмысленное повторение слов и фраз за собеседником.

    Для детей с синдромом Каннера характерно отвечать вопросом на вопрос, причём спрашивать об одном и том же можно много раз подряд, ребёнок будет монотонно воспроизводить услышанное.

  6. Интеллектуальные расстройства. Умственная отсталость у аутистов — довольно редкое явление, а примерно 10% таких больных отличаются ускоренным развитием.

    Но при этом дети с этим диагнозом нередко испытывают проблемы с концентрацией внимания и сосредоточенностью, кроме того, они могут интересоваться только какой-либо одной дисциплиной, например, рисованием или пением, а остальные игнорировать.

  7. Притупление инстинкта самосохранения.

    Это явление получило название аутоагрессия, многие аутисты специально причиняют травмы сами себе, например, до крови кусают руку или наносят удары. Кроме того, они почти лишены чувства опасности, и способны выбежать на проезжую часть или влезть на подоконник. А получив травму, ребенок тут же забывает негативный опыт и сможет повторить эти действия еще не раз.

  8. Странности походки.

    Отличительной чертой большинства детей-аутистов является необычный способ передвижения. Одни предпочитают носиться вприпрыжку, другие же ходят на носочках, размахивая при этом руками, движутся приставным шагом или раскачиваются во время ходьбы. В любом случае, для такого малыша характерна некоторая угловатость и неловкость.

На заметку. Все перечисленные признаки у одного больного встречаются довольно редко, как правило, наличия 2 – 3 описанных симптомов достаточно, чтобы заподозрить аутизм.

В каком возрасте чаще всего диагностируют болезнь

Диагноз «аутизм» могут поставить ребенку уже в 2 года при ярко выраженных признаках этого заболевания. Чаще всего симптомы проявляются при попытках социализировать малыша, например, отдать его в детский сад, когда и становится явной его «непохожесть» на других детей того же возраста.

Но аутизм может дать о себе знать и в более позднем возрасте, при этом уровень интеллектуального развития у такого ребенка будет значительно выше. Иными словами, заболевание диагностируется, когда появляются явные симптомы.

Основные характеристики по возрасту

В зависимости от времени появления первых признаков болезни ее подразделяют на такие виды:

  1. Ранний детский аутизм. Это заболевание проявляется в возрасте до 2 лет и характеризуется низкой привязанностью малыша к матери, отсутствием реакции на звуковые раздражители при нормальном состоянии слуха и неадекватным поведением в ответ на внешние обстоятельства.

    Нередко такие дети предпочитают играть с каким-либо одним предметом, другие же игнорируют.

  2. Детский аутизм. Такое нарушение диагностируется у детей от 3 до 11 лет.

    Пациенты с подобным расстройством к 3 – 4 годам еще не говорят или же произносят всего несколько фраз, не проявляют инициативу в общении, с трудом осваивают элементарные навыки. Любая перемена привычной обстановки вызывает страх и раздражение.

  3. Подростковый аутизм.

    Эта форма болезни диагностируется с 11 до 18 лет. Подростки с такой проблемой не испытывают потребности в общении и по большей части стремятся к одиночеству.

    По причине непонимания чувств и настроения других людей, они не могут построить дружеских или романтических отношений, а период полового созревания проходит значительно сложнее, нежели у обычных подростков.

Внимание! Указанные симптомы не всегда являются свидетельством аутизма, для постановки точного диагноза необходима консультация специалиста и проведение ряда исследований.

Диагностика болезни

В процессе диагностики в первую очередь важно дифференцировать аутизм от других заболеваний, которые могут вызывать сходные изменения в состоянии ребенка.

Для этих целей проводятся такие исследования:

  • консультация отоларинголога;
  • МРТ;
  • КТ;
  • электроэнцефалография;
  • анализ на уровень гормонов.

А также проводится тестирование с использованием различных методик, которые помогают сделать заключение об интеллектуальном уровне ребенка, его реакциях и степени выраженности симптомов болезни.

Какие тесты помогут выявить аутизм у ребенка дома

Диагностика аутизма порой вызывает затруднение даже у опытных врачей, а выявить эту болезнь в домашних условиях невозможно. Но существует тесты, с помощью которых родители малышей в возрасте от 1,5 лет могут определить, насколько велика вероятность такого нарушения у их ребенка.

Потребуется дать ответ на следующие вопросы:

  1. Стремится ли ребёнок к тому, чтобы его подержали на руках, посадили на колени или укачивали?
  2. Проявляет ли малыш интерес к другим детям?
  3. Любит ли он куда-нибудь забираться, например, подниматься по ступенькам?
  4. Играет ли ребенок с родителями?
  5. Способен ли малыш указать пальцем на привлекший внимание предмет?
  6. Часто ли ребёнок занят имитацией какого-то занятия, например, управлением машинкой или приготовлением «пищи» в игрушечной посудке? Он сделает это, если попросить?
  7. Приносит ли ребёнок предметы, чтобы продемонстрировать их родителям?
  8. Часто ли малыш смотрит в глаза посторонним людям?
  9. Может ли выстроить из кубиков пирамидку или башню?

Внимание! Когда на большинство вопросов дается отрицательный ответ, вероятность наличия аутизма у малыша очень высока. В этом случае нужна срочная консультация специалиста.

Лечение аутизма у детей

Вылечить аутизм невозможно, остается лишь корректировать поведение пациента и прививать ему определенные навыки.

В рамках терапии применяются следующее методики:

  • занятия у логопеда;
  • поведенческая терапия;
  • сенсорная интеграция (лечение движением);
  • арттерапия (лечение рисованием);
  • анималотерапия (лечение путем контактов с животными);
  • томатис (использование звуков для воздействия на кору головного мозга).

Помимо этого, детям назначают препараты следующих групп:

  • нейролептики;
  • ноотропы;
  • транквилизаторы;
  • витаминные комплексы.

А также ребенку могут назначить диету, основанную на исключении глютеновой и казеиновой пищи. Запрет налагается на молочные продукты, изделия из пшеницы, ячменя или ржи. Чтобы понять, насколько эффективна диетотерапия, ограничений потребуется придерживаться не менее 6 месяцев.

Методы обучения ребенка общению

В социальной адаптации ребенка-аутиста должны участвовать не только специалисты, но и родители.

Чтобы привить малышу навыки общения, нужно придерживаться следующих правил:

  1. В играх предоставлять ему право на лидерство и проявление инициативы.
  2. Давать ребенку возможность самому решать, когда же закончится игра.
  3. Вовлекать ребенка в игры с другими детьми, не обращая внимания на его отрицательные эмоции.
  4. Регулярно создавать ситуации, когда малышу необходимо контактировать с людьми.

  5. Всегда хвалить и поощрять ребенка за попытки самостоятельного общения.
  6. Если ребёнок не говорит, отыскать другие способы «обмена информацией», например, посредством жестикуляции, мимики, звуков или изображений.

Внимание! Не надо делать что-то вместо ребенка, если он не просил.  А также не стоит давить на малыша при принятии решений.

Ему требуется время, чтобы все взвесить и обдумать.

Как научить повседневным навыкам

Привитие аутисту элементарных навыков может занять довольно длительное время, поэтому родителям требуется запастись терпением. Единого метода, как именно приучить малыша мыть руки, чистить зубы или ставить вещи на свои места, нет. Это может быть обучение в форме игры или на личном примере.

Главное, соблюдать следующие правила:

  1. Прежде, чем приступить к освоению какого-либо навыка, показать ребёнку соответствующие картинки или продемонстрировать несколько раз, как это делать.
  2. Выполнять действия в строгой последовательности и не нарушать ее. Например, при мытье рук, сначала подтягивать рукава, затем открывать кран, и только потом брать мыло.

  3. Повторять занятия регулярно, чтобы ребёнок привыкал делать что-либо.
  4. Комментировать действия словами, поочередно показывая их последовательность.
  5. Когда требуется приучить ребенка пользоваться туалетом, желательно сажать его на унитаз в одно и то же время.

    Не страшно, если сначала ничего не будет получаться, необходимо регулярно повторять эти действия, сопровождая их подробными разъяснениями.

  6. Всегда хвалить малыша за успехи, или же придумать «систему бонусов».
  7. Не ругать, если что-то не получается.

У многих детей с синдромом Каннера необходимость выполнять какие-то действия вызывает раздражение, но потакать этому и забрасывать занятия нельзя. Со временем ребёнок привыкнет и перестанет негативно реагировать на просьбы вымыть руки или почистить зубы.

Прогноз для ребенка-аутиста

В случае с аутизмом трудно делать какие-либо прогнозы относительно того, насколько ребёнок сможет адаптироваться в окружающем мире. Но нужно быть готовым к тому, что «таким, как все» он никогда не станет.

Всего лишь 10% аутистов становятся относительно самостоятельными, заводят одного или двух друзей и не требуют постоянной поддержки родителей.

Около 20% больных довольно независимы, но при этом уровень их социальной адаптации нельзя назвать высоким. Большую часть времени такие пациенты предпочитают проводить дома, общения с посторонними стараются избегать.

Совет

Примерно половина людей, которым поставлен диагноз «аутизм», нуждаются в поддержке профессионалов, а 10 – 15% требуется специализированный уход.

Важно осознавать, что быть родителями малыша-аутиста, означает полностью изменить свою жизнь. Не нужно сравнивать сына или дочь с другими, здоровыми детьми и переживать по этому поводу. Лучше радоваться любым успехам своего «особенного» ребенка и быть ему поддержкой и опорой.

<\p>

Источник: https://attuale.ru/autizm-u-detej-priznaki-simptomy-chto-eto-takoe-i-kak-diagnostiruetsya/

Признаки аутизма у детей: базовые симптомы и специфические проявления

Благодаря доступности базовой информации сегодня многие люди понимают, что такое аутизм, но, несмотря на это, диагноз оказывается для большинства родителей шоком, кажется им приговором. Если знать, каковы признаки аутизма у детей, и понимать, что это вообще за состояние, можно довольно рано обнаружить в поведении малыша первые подозрительные симптомы.

В случае подтверждения диагноза специалистом будет назначена профильная коррекция, которая в значительной степени облегчит жизнь ребенка, сгладив некоторые характерные черты его характера. Да и родителям будет намного проще понять своего особенного малыша и подстроиться под его нужды.

Что такое аутизм и с какого возраста он может проявиться?

У понятия «аутизм» есть несколько сложных определений, обильно снабженных медицинскими терминами. Если упростить все по максимуму, то получится, что это один из типов расстройства психики, для которого характерен недостаток взаимодействия с окружающими.

Аутичные люди живут в собственном мире фантазий, любые попытки окружающих проникнуть в него воспринимаются пациентами как назойливость крайней степени.

Состояние протекает без ремиссий, первые признаки его обычно появляются уже у новорожденных, но диагноз ставится не раньше 2-2,5 лет.

Условно аутизм у ребенка разделяют на следующие стадии:

  • Период раннего детского аутизма – до 3 лет.
  • Период детского аутизма – от 3 до 11 лет.
  • Период подросткового аутизма – после 11 лет.

Черты заболевания и его клинические проявления меняются у детей в зависимости от их возраста. При этом они не обязательно дают о себе знать именно в указанные временные рамки. Случается, что характерные симптомы становятся очевидны только в 3-4 года или после 5-6 лет.

В последнем случае уровень интеллекта малыша будет намного выше. У него даже сохранятся базовые навыки общения с окружающими, но такие аутичные черты, как попытки изолироваться от мира никуда не уйдут.

Примечательно, что именно при таком развитии событий уже в ранние годы у ребенка можно распознать необычайно высокий уровень интеллекта.

Особенности поведения ребенка с аутизмом

Симптомы, характерные для аутизма, могут быть очень разнообразными. Но есть определенные черты, которые присутствуют в поведении всех особенных детей, независимо от того исполнилось им 2 года или 12 лет.

  • Нарушение социального взаимодействия. Проявляется в 100% случаев и наблюдается уже у новорожденных. Ребенок живет в своем мире, пытается уйти от внешнего. Аутичные дети некоммуникабельны даже в возрасте года, когда все их должно интересовать. Груднички инертны, малоподвижны, не стремятся на руки взрослых, обладают слабой реакцией на звуки, свет, игнорируют новые игрушки. Детки постарше также мало на что реагируют, родители даже начинают подозревать у них глухоту. Далее симптомы никуда не пропадают, к ним только присоединяются новые: малыши не просят помощи, избегают прямого контакта, на попытки общения могут реагировать довольно агрессивно.
  • Особенности игр и ограниченность интересов. Некоторые аутичные детки, особенно в 2-3 года, вообще не воспринимают игры и игрушки. Если какие-то интересы и есть, то они очень ограниченные (одна игра, игрушка, песня, телевизионная передача). Груднички способны долгое время рассматривать вещи, не проявляя к ним никакого интереса. Малыши способны в течение нескольких лет выполнять одни и те же действия (например, расчесывать волосы кукле в определенное время в течение конкретного количества минут). Попытки заменить одну игрушку другой могут привести к сильнейшей истерике или ввести ребенка в состояние ступора.
  • Склонность к повторению действий. Может проявляться в действиях или речи. Первые нередко носят черты постоянного повторения определенных телодвижений (покачивание головой, заламывание рук). Помимо этого, особенность проявляется в раскачивании предметов мебели, пересыпании круп, переливании жидкостей, разрывании бумаги, «играх» со светом, последовательном счете. Помимо этого, аутичные дети могут несколько раз задавать один и тот же вопрос, даже получив на него ответ. Уже с детского возраста такие люди стараются придерживаться определенных схем поведения (одна одежда, одна дорога для прогулок, одна еда).
  • Проблемы в сфере вербального общения. Речь развивается с заметной задержкой или не развивается вообще. Случается, что ребенок, заговорив, потом молчит в течение года и более. Бывает и так, что малыш не общается с окружающими, но ведет беседы с самим собой. По мере взросления нужные навыки все же появляются, но их сопровождают определенные черты. Речь маленького человечка не экспрессивна, он не использует жесты, говорит монотонно.

Совет: Многим родителям даже нравится, когда их ребенок очень тих, спокоен, не требует внимания и не доставляет хлопот.

Нужно учесть, что, когда появится необходимость социализировать кроху (отдать его в сад или школу), начнутся серьезные проблемы.

Поэтому чем раньше обратиться за помощью к специалистам и установить причины такого поведения, тем выше шансы на его нормальное развитие и продуктивную жизнь в обществе.

  • Расстройства или особенности интеллектуальной сферы. Для 75% детей характерно неравномерное умственное развитие или очевидная интеллектуальная отсталость. Из-за отсутствия заинтересованности, такие дети плохо учатся, им сложно руководствоваться логикой или абстрактными понятиями. А вот тесты на визуальные навыки и манипуляции таким деткам даются намного проще, чем сверстникам. Встречаются дети, которые хорошо себя проявляют в определенных дисциплинах.
  • Нарушение или отсутствие чувства самосохранения. Обычно дети, независимо от того, сколько им лет, после получения неприятного опыта стараются не попадать в ту же ситуацию повторно (это касается падений, порезов, ожогов и т.д.). Аутичные детки такими свойствами не обладают, они способны раз за разом повторять неудачный опыт и ничему при этом не учиться. Некоторые специалисты объясняют наличие этой черты низким порогом чувствительности к боли.
  • Особенности движений. Мало того, что уже с детского возраста аутисты привыкают к определенным маршрутам, они нередко стараются ходить по ним определенным способом. Где-то медленнее или быстрее, приставным шагом или очень широким, раскачиваясь на носочках или даже бегом. Со стороны это смотрится странно, нелепо и неловко, но попытки внесения изменений заведомо обречены на провал.

Если у деток в 1-2 года у деток наблюдаются практически одни и те же черты, то с 3-4 лет к ним могут присоединяться самые необычные специфические симптомы. И причины этого могут быть самыми разными – от постоянно повторяющегося стресса до одиночного яркого впечатления.

Внешние признаки аутизма – возрастные особенности

Ребенка-аутиста можно распознать даже по внешним признакам, не наблюдая за его поведением в течение длительного времени. Для каждого возрастного периода существуют свои характеристики:

  • Малыши до года. Улыбка и мимика отсутствуют, эмоции практически никак не проявляются. Малыш нередко фиксирует взгляд на одном предмете. Ведет себя тихо, стараясь не привлекать внимания. Он не просится на ручки, не копирует эмоции окружающих, ни к чему не проявляет интереса. Нередко состояние сопровождается рядом неврологических отклонений.
  • Дети до 3 лет. Ребенок закрыт в себе, не говорит совсем или сводит общение к минимуму. При разговоре не смотрит в глаза, о себе может говорить в третьем лице. Часто повторяет фразы за окружающими. Характерна походка на цыпочках с размахиванием рук. Жесты очень необычные и не всегда понятные. Ребенок равнодушен к игрушкам, зато может часами лить воду или переспать сахар. Аутичные дети нередко боятся темноты или шума.
  • Дети до 6 лет. Начинают все явственнее проступать симптомы проблем с социальной адаптацией. Ребенок не принимает новую обстановку, сторонится детей, даже проявляет по отношению к ним агрессию. Свои вещи дети в этом возрасте начинают сортировать в определенном порядке, который нельзя нарушать. Появляются ежедневные ритуалы, которые должны выполняться от начала и до конца (мытье рук, особенности приема пищи. Даже самые простые действия могут быть перевернуты с ног на голову.
  • Дети старше 6 лет. Могут появляться новые симптомы, связанные с необходимостью посещения школы. В зависимости от выраженности проблем детки могут посещать как специализированные, так и общие учебные заведения. Во втором случае малыш определяет любимые предметы, которые даются ему хорошо, к остальному не проявляет интереса. Нередко именно в это время у него выявляются особые таланты и предрасположенности.

Введение техник адаптации может происходить на любом из перечисленных этапов. Чем раньше это произойдет, тем проще будет малышу.

Тесты, позволяющие диагностировать состояние

С обращением к профильному специалисту лучше не затягивать. Специальные тесты позволят быстро исключить или подтвердить аутизм, предпринять наиболее эффективные меры.

Чаще всего для диагностики используют следующие меры:

  • Тест M-CHAT. Предназначен для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Родителям задают 23 вопроса, после чего оценивают результаты. Если хотя бы по 3 пунктам была выявлена связь поведения малыша с аутизмом, проводится более детальное обследование.
  • Работа со шкалой аутизма CARS. Объемное исследование, в составе которого несколько разделов, затрагивающих различные сферы жизни маленького пациента. Максимальная эффективность от опроса достигается путем подключения не только родителей, но и других близких людей малыша, что позволяет точнее выявить или исключить определенные черты.
  • Тестирование ASSQ. Скрининговый тест, по результату которого суммируются баллы и оценивается степень риска развития аутизма у конкретного ребенка.

Несмотря на то, что все перечисленные тесты находятся в свободном доступе (с расшифровкой показателей) и можно пройти их без визита к врачу, не стоит относиться к таким результатам, как к истине в последней инстанции.

Лучше изначально сделать все правильно и посоветоваться со специалистом при возникновении малейших подозрений на присутствие проблемы.

Диагностические программы совершенствуются с каждым годом и позволяют быстро получить ответ на столь серьезный вопрос.

Причины аутизма у детей и методы его лечения

Даже сегодня специалисты не могут перечислить причины, лежащие в основе развития детского аутизма. Правда, выделено около трех десятков факторов, которые предположительно провоцируют специфические расстройства. К ним относят:

  • Аномалии на хромосомном уровне, сбои в развитии нейтронных структур еще на стадии формирования плода.
  • Биохимические реагенты и неблагоприятное воздействие окружающей среды.
  • Все чаще в докладах ученых фигурирует гипотеза, согласно которой в крови матери вырабатываются особые антитела, влияющие на формирование детского мозга.
  • Традиционно в качестве причины выступает наследственность (аутичные черты действительно нередко проявляются у нескольких поколений одной семьи). Правда, специфический ген до сих пор не выделен.
  • Не стоит отметать гормональные нарушения и иммунные реакции, а также совокупность всех приведенных факторов.

Независимо от причины развития заболевания, родителям стоит подготовиться к тому, что полностью его вылечить невозможно. Все методы коррекции направлены на облегчение состояния ребенка, повышение его шансов на адаптацию в обществе.

Терапия должна быть комплексной и постоянной, ее нельзя прерывать даже если кажется, что все нормализовалось. Единого плана лечения не существует, в каждом случае подход подбирается индивидуально.

В перечень мероприятий обычно входят образовательные подходы, приемы сенсорной интеграции, биомедицинские процедуры, диета без казеина и глютена. Неплохо себя зарекомендовали аудио тренировки.

<\p>

Источник: https://TheRebenok.ru/zdorove/treatment/autizm-u-detej.html

Ссылка на основную публикацию