Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей

4.4. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Физкультура

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М.

Лебедев). Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении.

Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.

Обратите внимание

В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности.

Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталость заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу.

Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех.

Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а следовательно, познавательную деятельность в целом.

Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение.

Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук. Известно, что умственно отсталые дети отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют, т. е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение. По мнению Г. В. Кулешовой (1992), нравственные привычки, сформированные в игре, закладывают характер, который в зрелом возрасте позволяет не только понять окружающий мир, но и найти в нем свое место. При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Состояние умственно отсталого ребенка нестабильно. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмоциональное напряжение можно с помощью подвижных игр. Таким образом, при подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты: — содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей; — подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений; — содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия- коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом; — в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка. В экспериментальном исследовании О.А. Шпитальной (2000), проведенном на школьниках 8—11 лет с умственной отсталостью легкой и умеренной степени, воспитывающихся в детском доме, апробировано около 150 подвижных игр, рекомендованных в литературе для здоровых учащихся того же возраста. Установлено, что только треть этих игр подходит детям с умственной отсталостью, 2/3 игр оказались слишком сложными для запоминания и воспроизведения, отдельные игры были непонятны и не вызывали интереса В итоге отобрано 52 подвижных игры (10 из них для зимних условий), которые проводились во внеучебное время как рекреативные игровые занятия по 1 часу 3 раза в неделю. Установлены специфические особенности игровой деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта. 1. Среди участвующих в эксперименте не было ни одного ребенка, отказавшегося от игр Не подтвердилось мнение дефектологов о том, что у детей данной нозологической группы неразвиты навыки игровой деятельности. Способность к игре развивается. 2. Процесс освоения игровой деятельности достаточно длительный. На освоение 52 подвижных игр потребовалось 2 года, но это свидетельствует о потенциальных возможностях детей. 3. Наибольший интерес вызывают простые по сюжету и содержанию игры, соответствующие играм здоровых детей дошкольного возраста. Отмечено, что в полюбившиеся игры дети играют самостоятельно в свободное время. 4. В игре отчетливо проявляются недостатки психического развития ребенка (отвлекаемость, неустойчивость эмоций, нежелание осваивать новое, быстрая утомляемость), которые можно частично нивелировать методическими приемами: сменой подвижных игр по направленности, продолжительности, сложности, эмоциональной напряженности и др., позволяющими сосредоточить внимание детей на игре и поддерживать интерес. 5. Адекватными возрасту, особенностями психики, состоянию физической подготовленности являются 40—60-минутные рекреативные занятия, в содержании которых входит от 10 до 20 подвижных игр продолжительностью от 1 до 3—5 мин. Методика рекреативных физкультурно-оздоровительных занятий, основанных на использовании коррекционно-развивающих подвижных игр, отобранных с учетом личностных интересов детей, позволила эмоционально разнообразить быт детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, увеличить объем двигательной активности, расширить диапазон знаний, двигательных умений и физических способностей Положительные изменения произошли в уровне развития кратковременной памяти, мышления, звукобуквенного синтеза, элементарных математических представлений. Существенно улучшились показатели физической подготовленности: в висе на согнутых руках, метании набивного мяча на дальность, прыжке в длину с места, наклоне вперед в положении сидя, количестве приседаний за 30 с, беге на 20 м, быстроте локальных движений В наиболее отстающем звене — координационных способностях — существенные положительные изменения отмечены в статическом и динамическом равновесии, умении оценивать пространственные и силовые характеристики движения, усвоении заданного ритма движений, координации мимических мышц, двигательной памяти.

Ниже приводятся некоторые подвижные игры для младших школьников с умственной отсталостью (Шапкова JI.B., 2001).

Коррекционно-развивающие подвижные игры

Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развиваюгцих задач, инициируя активность самих детей.

Соединение в подвижной игре трех компонентов — физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки — приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.

Важно

Создан: 28.02.2001.
© 2001- aupam.ru | При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Источник: https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_38.htm

Детская психология, воспитание детей

Мы рады всем, кто раньше заглядывал к нам, а также новым гостям. Cайт немного изменил свой внешний облик, добавились новые разделы, обновились старые. Очень надеемся, что сайт Вам понравится. Идея создания сайта, посвящённого детской психологии, родилась пять лет назад. Постепенно проект развивался, и вот сейчас вышел на новый этап.

В данный момент основная задача проекта состоит в том, чтобы создать пространство, где родители получили бы возможность общаться с педагогами и психологами. Это необходимо всем нам , а в первую очередь Нашим Детям!

Некоторые анонсы и новости:

АПР12 2018

НЛП в воспитании: Определение ведущей репрезентативной системы: глазодвигательные реакции — мифы и факты.
Как правильно использовать метод определения ведущей репрезентативной системы на основе глазодвигательных реакций.

ДЕК6 2017

Формирование ведущей репрезентативной системы у детей дощкольного возраста.
Стоит ли обучать ребенка, используя «ведущую реперезентативную систему» до того, как она сформировалась.

ФЕВ26 2016

Современные методы воспитания ребенка
Количество систем по обучению детей взаимодействию с окружением неуклонно растет. Создатели каждой пытаются максимально выгодно выставить собственную методику. Давайте разбираться: что хорошо, что плохо.

ИЮН27 2015

Как найти и раскрыть таланты дочери
Чтобы ваша девочка могла в полной мере раскрыть свой потенциал, необходимо создать для нее определнные условия и дать пространство для личностного роста и развития.

ФЕВ18 2015

Игры, которые увлекут вашего ребенка на весь вечер
Современные дети осваивают управление компьютерами и гаджетами уже в дошкольном возрасте. Как дозировать общение ребенка с виртуальным миром, как обратить пристрастие в пользу? Во что поиграть ребенку, чтобы это пошло во благо?

СЕНТ14 2011

Развивающие загадки для детей
С помощью загадок ребенок учится познавать окружающий мир, систематизирует свои знания о нем, развивает воображение, логическое и образное мышление, тренирует свою память и обогащает лексикон.

ФЕВ28 2011

Дети и их родители
Каковы проблемы детей нашего времени? Кого видят родители в своих детях? С какими запросами приходит родитель, думая, что это проблема его ребенка? Читайте подробнее : Типичные проблемы детей нашего времени и Современный ребенок в петле времени

СЕН 15 2010

Совет

Школа и как в ней выжить
Что могут сделать учителя и родители, чтобы у детей не пропадало желание учиться? Ответы на этот и многие другие вопросы вы можете найти в публикациях Современная школа, Современный учитель и Ученики и их родители

ДЕК 18 2009

Школьная дизадаптация
Ребенок стал больше времени тратить на приготовление домашних заданий, тайком пропускает уроки, контрольные, а затем и вовсе прекращает посещать школу, бездельничает, убивая время у телевизора, не может сесть за учебники, стал скрытным, отчужденным?

НОЯ 10 2009

Большие хитрости маленьких левшей. Реальность такова, что практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протеканием своей психической деятельности.

Источник: «Эти невероятные левши» (А.В.Семенович ).

АВГ 19 2009

Что, как и когда говорить ребенку о сексе.Информировать ребенка в вопросах секса и половой дифференциации сегодня просто необходимо. Предупрежден – значит вооружен. Но вопрос в том: как предупреждать?

Источник: child-psy.ru

ИЮЛ 20 2009

«Я потерялся: для детей и родителей».Что должны знать малыши и их родители, чтобы не теряться, и как поступать, если ребенок все-таки потерялся.

Источник: child-psy.ru

ИЮН 05 2009

Детский апперцептивный тест ( CAT )
(Children’s Apperception Test – САТ) относится к классу интерпретативных, проективных методик.

САТ создан, чтобы облегчить понимание детского отношения к наиболее значимым фигурам и стимулам, и предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет.

Читайте также:  Как вести себя с депрессивными людьми - помощь при депрессии

В тесте представлено определенное количество основных ситуаций, которые могут отражать проявление текущих проблем ребенка.

ФЕВ 12 2009

Акселерация Акселерация (от латинского слова acceleratio — ускорение) — это ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза.

Обратите внимание

Термин «акселерация» предложен немецким врачом Е. Кохом (Koch) в 1935 году. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др.

) развития и завершении созревания организма.

Источник: hippocrate.narod.ru

ДЕК 07 2008

Если ребенок воруетСпециалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.

Однако подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро: растерянность, паника, желание пресечь, наказать.

Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Источник: child-psy.ru

ИЮЛ 02 2008

Мигрень можно определить по детскому рисунку Проведенное в Чикаго исследование показало, что рисунки, на которых дети изображают свою головную боль, помогают диагностировать мигрень лучше, чем любой опрос.

Один десятилетний ребенок нарисовал злобного барабанщика, стучащего у него в голове, другой ребенок девяти лет изобразил молоток, ударяющий его голову через долото. Всего было собрано 226 подобных рисунков.

Источник: mednovosti.ru

МАЙ 22 2008

Левши и правши видят мир с разных сторонБританские психологи из Бирмингемского университета (University of Birmingham) установили, что для распознавания и анализа образов левши задействуют противоположное полушарие мозга по сравнению с правшами, сообщает BBC News. Ранее уже было показано, что у левшей центры распознавания языка и, возможно, ориентирования в пространстве, также расположены в противоположном полушарии.

Источник: mednovosti.ru

Источник: http://www.eti-deti.ru/korrekt/

О. В. БарсуковаСборник коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Разработка и введение целостного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) решает проблему формирования единого образовательного пространства.

В основе качественных преобразований современной системы государственного образования лежит развитие новых вариативных подходов к обучению, определение задач образования дошкольников, а также выявление приоритетных направлений работы специалистов дошкольных образовательных организаций.

В связи с введением новых стандартов образовательной деятельности, отличительной особенностью которых является направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования, у специалистов дошкольных отделений возникают особые цели и задачи.

Необходимость создания и разработки сборника коррекционно-развивающих занятий была продиктована тем, что ежегодно в дошкольные отделения поступают дети с различными нарушениями развития.

Поэтому остро встает вопрос о поиске, подборе и модификации игровых упражнений, направленных на сопровождение периода адаптации детей, сплочение детского коллектива, принятие «особого» ребенка в группе, формирование, коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, формирование пространственно-временных представлений, произвольной регуляции деятельности, развитие познавательного потенциала, самостоятельности и инициативы в игровой и других видах деятельности.

Важнейшей задачей дошкольного образования является психолого-педагогическая поддержка и сопровождение социализации и индивидуализации развития ребенка.

Важно

Кроме того, ФГОС ДО подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Данное пособие разработано педагогами-психологами, учителем-логопедом и музыкальным руководителем – сотрудниками психолого-педагогической службы ГБОУ Гимназии № 1590 города Москвы.

Авторы представляют свой опыт организации практической и организационно-методической деятельности специалистов дошкольных подразделений.

В пособии представлен комплект основных рабочих упражнений и развивающих игр.

Упражнения и игры составляют комплекс, охватывающий основные сферы развития ребенка: сенсомоторная сфера, речевая сфера, развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.

Предложенные игры и упражнения позволят специалистам составить комплексные конспекты коррекционно-развивающих занятий и творчески реализовать их в своей практической деятельности.

Пояснительная записка

Основными целями программы является создание условий для развития эмоционального, социального, познавательного и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста, а также формирование у них позитивных личностных качеств.

Задачи:

– активизация и развитие познавательных процессов и психических функций: умения различать форму, размер и цвет воспринимаемых объектов, находить сходства и различия, развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной), развитие ориентировки в пространственно-временных расположениях;

– развитие интеллектуальной сферы (мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления);

– развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно-следственные связи и отношения; развитие произвольности психических процессов;

– отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, эмпатии; организация эмоционального поведения детей, создание положительного эмоционального настроя в группе; обучение способам регуляции эмоциональных состояний; анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

– снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей; работа над пластикой тела, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.

Формы проведения коррекционно-развивающих занятий: работа может проводиться как в индивидуальном, подгрупповом, так и в групповом режиме. Рекомендуемая наполняемость подгрупп 4–8 человек.

Условия проведения коррекционно-развивающих занятий: коррекционно-развивающие занятия проводятся (в зависимости от формы их проведения) в кабинете педагога-психолога или более просторном помещении (группа детского сада, игровая комната, изостудия и т. д.). Помещение должно быть снабжено столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для пособий и материалов, подходящим стимульным материалом.

Важным моментом при проведении коррекционно-развивающих занятий является эмоциональный настрой специалиста. Образно можно сказать, что педагог является «эмоциональным донором» для детей. Поэтому так необходима эмоциональная включенность взрослого в игровой и развивающий процесс.

Алгоритм работы специалиста с семьей

Данная сфера профессиональной деятельности педагога-психолога также является одной из приоритетных. Работа с родителями (законными представителями) детей, находящихся на сопровождении психолого-педагогической службы, имеет свою динамику и осуществляется поэтапно.

На всем протяжении психолого-педагогического сопровождения необходимо вовлечение родителей в развивающий процесс.

На подготовительном этапе работы происходит подготовка материально-технических, научно-методических, социально-психологических и прочих условий, необходимых для организации процесса сопровождения.

Совет

Педагог-психолог разрабатывает пакет индивидуальной документации на каждого ребенка, подбирает необходимый диагностический инструментарий, составляет комплексы коррекционно-развивающих занятий.

Проводит беседы и консультации для родителей, на которых знакомит родителей с целями, задачами и содержанием психолого-педагогического сопровождения. Проводит консультирование с педагогами и специалистами.

На начальном этапе работы с родителями также проводится первичное консультирование, которое позволяет специалисту собрать необходимую информацию о ребенке и его семье, его индивидуальных и психофизических особенностях, а также важные анамнестические данные.

По результатам консультирования разрабатывается оптимальный режим посещения ребенком образовательного учреждения, выстраивается прогноз протекания адаптационного периода, разрабатывается или корректируется индивидуально-ориентированная программа работы специалистов с ребенком.

Первичный индивидуальный игровой сеанс – также очень важный этап в работе педагога-психолога, поскольку именно он позволяет установить с ребенком доброжелательные отношения, выявить основную направленность последующей работы с семьей, а также определить темп и содержание коррекционно-развивающих занятий.

Далее проводится комплексный психолого-педагогический мониторинг уровня развития детей. Цель мониторинга – определение уровня актуального развития ребенка, выявление нарушений в развитии и отслеживание процесса адаптации детей.

Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов. В конце года педагог-психолог проводит повторное исследование степени адаптации, а также психолого-педагогическое обследование.

При необходимости и по запросу родителей специалист проводит более углубленное диагностическое обследование.

Когда все необходимые данные собраны, разработан индивидуальный образовательный маршрут, составлен план коррекционно-развивающей работы, группа специалистов начинает психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Обратите внимание

При этом весь учебный год поддерживается взаимодействие с родителями в виде психологических консультаций, бесед, открытых мероприятий, информирования, а при необходимости и работы педагога-психолога с парой «ребенок – родитель».

Таким образом, активная работа с родителями ведется в течение всего учебного года и выстраивается по следующему алгоритму:

• первичная консультация семьи ребенка с ОВЗ;

• прогноз степени адаптации ребенка к ДОО;

• первичный индивидуальный игровой сеанс;

• первичная психолого-педагогическая диагностика;

• комплекс коррекционно-развивающих занятий;

• итоговая диагностика ребенка;

• разработка рекомендаций для семьи, совместное проектирование траектории дальнейшей образовательной деятельности.

Алгоритм действий у каждого специалиста может быть свой, поскольку суть в том, чтобы учитывать принцип последовательности – одно действие ведет за собой другое.

Психолого-педагогическое сопровождение составляет важную часть организации и содержания психолого-педагогической работы с ребенком с нарушениями в развитии. В частности, позволяя выявить индивидуальные психологические и физиологические особенности ребенка, ориентируясь на которые специалист совместно с родителями сможет проектировать траекторию образовательной деятельности.

Аналитический этап работы включает в себя обработку и анализ полученной информации. Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение индивидуальной карты развития ребенка.

Данный этап работы включает и такой важный этап, как прогностический.

Прогностический этап – очень важное звено в системе психолого-педагогического сопровождения семьи, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз протекания адаптационного периода, траектория дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательном маршруте.

На основе обобщения результатов и систематизации полученной информации вносятся необходимые корректировки в прогноз адаптации, данные заносятся в индивидуальные карты развития. Проводятся консультации родителей. При необходимости составляются индивидуально ориентировочные планы для закрепления достигнутых результатов в домашних условиях.

Важно

Все этапы условны, а их количество может меняться в зависимости от характера протекания адаптации, уровня развития детей и поступающих запросов от родителей.

Переход к каждому последующему этапу, являющемуся продолжением предыдущего, не имеет четкого временного характера и возможен при условии достижения ребенком промежуточных результатов, без которых цель психолого-педагогической помощи достигнута быть не может.

Система коррекционно-развивающей работы

Система коррекционно-развивающей работы, направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с нарушениями в развитии, разделена на четыре основных блока:

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

– становление умения владеть средствами общения;

– формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к сверстникам;

– установление позитивных взаимоотношений с окружающими;

– отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, эмпатии;

– организация эмоционального поведения детей, создание положительного эмоционального настроя в группе;

– обучение способам регуляции эмоциональных состояний; анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

– снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

– работа над пластикой тела, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.

– формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

– приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

– формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

– становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

– развитие интеллектуальной сферы (мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления);

– развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно-следственные связи и отношения; развитие произвольности психических процессов;

– расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности психической деятельности:

– умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;

– развитие произвольной регуляции поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;

– развитие произвольности как компонента речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);

Читайте также:  Новые отношения: как их не разрушить

– овладение контрольно-оценочными действиями, навыков осуществления контроля за своей деятельностью;

– развитие и активизация познавательных процессов и психических функций: умения различать форму, размер и цвет воспринимаемых объектов, сходства и различия; развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной).

4. Развитие пространственных представлений:

– формирование умений различать геометрические формы;

– усвоение воспитанниками понятия величины;

– развитие ориентировки в пространственных расположениях предметов;

– овладение пространственной ориентацией на листе бумаги и в помещении, развитие временны́х представлений;

– совершенствование координаций движений в пространстве.

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал воспитанников, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их познавательную активность. Использование разнообразных игровых заданий и организация игровой ситуации повышает заинтересованность дошкольников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению учебной мотивации.

Все занятия проводятся на материале, близком к учебно-воспитательной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию повседневных задач.

Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

При планировании и проведении занятий с детьми дошкольного возраста были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:

Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ.

Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.

Использование игровых методов и приемов работы.

Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации произвольного внимания и установления обратной связи с воспитанниками.

Источник: https://fictionbook.ru/author/o_v_barsukova/sbornik_korrekcionno_razvivayushih_igr_i/read_online.html

Коррекционно-развивающие занятия для дошкольников

В современных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) работа с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), является неотъемлемой частью педагогической практики.

Это обусловлено принятием в 2012 году закона о равных возможностях получения образования детьми, несмотря на их разные физические возможности.

При этом в рамках инклюзивного образования перед педагогами детских садов особую актуальность приобрёл вопрос о методическом сопровождении такого взаимодействия с особыми ребятами. В частности, как подготовить и провести коррекционно-развивающее занятие.

Суть понятия «коррекционно-развивающее занятие»

Деятельность, направленная на эффективное развитие ребёнка, имеющего ОВЗ, а также методически организованная помощь в преодолении дериваций (отклонений), которые представляют собой преграду развития малыша, называется коррекционно-развивающим занятием.

Коррекционные занятия призваны обеспечить равные образовательные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ

Цели и задачи занятий с детьми с ОВЗ

Миссия коррекционно-развивающих уроков в ДОУ состоит в:

  • стимуляции восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения;
  • развитии, а также исправлении недостатков в эмоционально-волевой сфере ребят (например, преодоление агрессивности, плаксивости и пр.);
  • приобщении к здоровьесберегающим технологиям;
  • обеспечении условий для развития навыков коммуникации и социальной адаптации.

Практическое воплощение этих целей представляет собой целенаправленный процесс, который конкретизируется систематическим решением образовательных задач в трёх направлениях, по-разному реализуемыми в работе с малышами разного возраста.

Таблица: основные образовательные задачи коррекционно-развивающих занятий

Видео: развитие тактильных ощущений на занятии со слабовидящими детьми

Классификация коррекционно-развивающих занятий

Классификация занятий коррекционной направленности основывается на принципе деления уроков по специфике этой работы.

Таблица: виды коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Коррекцинные занятия ведут специалисты в работе с конкретными ОВЗ у детей

Приёмы работы с детьми на коррекционных занятиях

Работа с особенными детьми требует от педагога тщательного выбора методов и приёмов организации занятий, основой которых является игра.

Игровые приёмы

Умения, навыки и знания дети черпают из игровых действий. Но специфика работы с ребятами с ОВЗ предполагает использование видов игровых приёмов (дидактических, подвижных, театрализованных, пальчиковых) не в чистом виде, а в комбинированном, направленном на тот или иной вектор коррекции. Рассмотрим варианты этих комбинаций.

Игры на устранение эмоциональных блоков

Назначение этих игр состоит в стимулировании раскованности малышей, развитии у них фантазии и воображения.

Например, в игре «Верёвочка» малыши в командах по 2–3 человека получают по скакалке, с помощью которой им нужно на полу изобразить фигуры (дом, лестницу, ёлочку, кораблик).

Выигрывает та команда, которая изображает фигуры максимально похоже. Для усложнения в игру можно ввести соревновательный элемент.

Игры на коррекцию восприятия через зрительный канал

Эти игры призваны развивать зрительную память, а также внимание, быстроту реакции. Например, в игре «Найди пару одинаковых» дети получают комплект из 5 карточек с похожими картинками, среди которых им нужно найти две с одинаковым сюжетом.

Игры на развитие зрительной памяти занимают ведущую позицию в работе со слабовидящими малышами

Игры на отработку координации движений

Целями проведения этих игр является тренировка координации, а также удовлетворение потребности в двигательной активности малышей. Такие игры способствуют созданию положительного микроклимата в группе. Например, игра «Запрещённый цвет».

Педагог хаотично раскладывает в комнате картонные геометрические фигуры разных цветов. За ограниченное время малыши должны собрать «круги жёлтого цвета», «прямоугольники синего цвета» и т. п.

Для усложнения можно собирать определённые фигуры, не обращая внимания на цвет, или определённые фигуры определённого цвета.

Для тренировки слаженности движений малышам можно предложить игру «Ты моя тень», в которой один из пары показывает заданную фигуру, а второй угадывает, что это.

Игры на развитие моторного внимания

Основное назначение этой игры состоит в развитии концентрации внимания на поставленной задаче, связанной с движениями. Так, в игре «Ухо-нос» водящий называет часть тела и вместе с детьми дотрагивается до неё. После отработки такого механизма действий, педагог называет одну часть тела, а дотрагивается до другой. Дети же должны следить за соответствием.

Игры на развитие слухового внимания

Цель — тренировка восприятия на слух. В игре «Чей звук?» дети слушают звуки, которые издаются разными предметами (музыкальными инструментами, игрушками-пищалками, детской шарманкой и пр.). Затем педагог прячет предметы за ширму, а дети угадывают, что звучит.

Игры слух полезны не только слабослышащим ребятам, но и здоровым

Игры на развитие терпимого отношения к окружающим

Примером такой игры может быть забава «Мальчики или девочки»: одновременно все малыши мужского пола хлопают в ладоши, а маленькие леди топают ногами. Побеждают те, кто был громче.

Игровые приёмы на релаксацию

Основная цель этих игр — уменьшить эмоциональное напряжение, помочь малышам ощутить чувство коллектива. Примером может быть игра «Мешочек гнева». Взрослый предлагает детям проговорить все негативные мысли в специальный мешочек, который потом крепко завязывается и прячется на высокую полку.

Классификация игр по вилам ОВЗ

Ознакомиться с примерами по каждому виду можно по ссылкам:

Видео: интересные задания на коррекцию заикания у детей

Речевые приёмы на коррекционных занятиях

Слово играет существенную роль в коррекционной работе, так как является одним из способов наладить контакт с воспитанниками и мотивировать их на ту или иную деятельность.

Наглядные образы имеют огромный учебно-воспитательный потенциал в работе с детьми, несмотря на ОВЗ. На коррекционных занятиях педагогу необходимо подобрать приёмы, подходящие под ту или иную группу малышей с конкретными отклонениями.

В контексте коррекционной работы большое внимание уделяется наглядным материалам, способствующим расслаблению малышей

Таблица: наглядные приёмы и виды коррекционных занятий

Фиброоптический светильник споосбтсвует развитию мелкой моторики

Практические приёмы на коррекционных занятиях

Эти способы взаимодействия призваны, прежде всего, пополнять тактильный опыт малышей, а также способствовать налаживанию социально-коммуникативных контактов детей между собой и со взрослыми:

  • рисование на бумаге (традиционное — карандашами, красками — и нетрадиционное — пальчиками, штампами, ниткой и пр.), аппликации, поделки — средства развития воображения, фантазии малышей;
  • создание рисунков на световом столе песком с помощью пальцев, расширяющее сенсорные представления малышей с ОВЗ;
  • творчество на led-доске, то есть создание изображения при помощи маркеров, которое меняется в зависимости от произвольно меняющейся подсветки, что, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном фоне ребёнка;
  • работа с кинетическим песком, развивающая цветовосприятие малышей.

Кроме того, в арсенале дефектолога и психолога есть достаточное количество приёмов арт-терапии (лечения творчеством), с примерами видов работ можно ознакомиться здесь.

Арт-терапия ещё называется лечением творчеством

Как индивидуализировать работу на коррекционном занятии

Чтобы определиться с сутью индивидуального подхода на коррекционных занятиях, нужно учесть, что такие уроки могут проходить в двух форматах: один на один педагога с ребёнком, а также групповом. Что касается первого, то вопросов по поиску способов индивидуализировать работу не возникает: занятие строится на этих приёмах.

А вот на групповых уроках задача поиска оптимального подхода к каждому (!) воспитаннику очень актуальна. Тем более малыши в группе мало того, что имеют разную степень проявления ОВЗ, так ещё и разнообразие темпераментов, характеров никуда не девается.

В процессе работы в условиях инклюзивного образования я пришла к выводу, что для осуществления всестороннего подхода к проблеме педагогу необходимо руководствоваться четырьмя принципами индивидуализации.

Вопросы актуализации занятий с детьми с ОВЗ стоят так же актуально, как и для работы со здоровыми малышами

Выполнять задание удобным способом

При подготовке урока в процессе выбора заданий педагог должен чётко представлять, как с этой задачей справится каждый малыш. Это поможет составить правильную инструкцию для ребёнка, у которого могут возникнуть трудности с выполнением.

Так, например, на занятии по изодеятельности в группе умственно отсталых детей при выполнении задания на изображение листьев на деревьях осенью в технике рисования пальчиками, ребёнок, у которого развитие мелкой моторики не позволяет сделать эти мазки более или менее точно, может выполнить задачу приёмом тычка, набирая краску ватной палочкой.

Объяснять на понятном языке

При объяснении задания важно использовать тот канал восприятия, который у ребёнка является ведущим. Например, в группе гиперактивных малышей 4–5 лет при выполнении задания на соединение цифры с картинками, изображающими количество предметов, некоторые ребята способны справиться только после объяснения задания взрослым.

Это аудиалы, то есть те, кто хорошо воспринимают информацию на слух. Однако есть дети, которые после завершения объяснения, не приступают к выполнению, так как не поняли словесную инструкцию. Для таких малышей — визуалов — порядок выполнения нужно показать наглядно.

Например, провести одну соединительную линию и объяснить, зачем она.

Говорить с малышами нужно на доступном для них языке, воспитывая при этом интерес к разным ам деятельности

Давать возможность проявить инициативность

Поощрение самостоятельности — одна из важнейших задач на занятии. Причём малыш с ОВЗ обязательно должен почувствовать, что он справился с ней на отлично. Поэтому педагог должен чёток представлять, какое задание создаст такую ситуацию успеха.

Читайте также:  Как вести себя в гостях – правила поведения в гостях

К примеру, если в старшей группе ребёнку с ЗПР сложно даётся освоение счёта и вообще любой вид учебной деятельности, создать для него ситуацию успеха можно дав задание подготовить материалы для занятия (достать из соответствующей коробки счётные палочки, выбрать картинки с подходящим временем года или актуальными погодными условиями и пр.).

Взывать к прошлому опыту

Не менее важно опираться на индивидуальный опыт каждого ребёнка в той или иной деятельности в работе над заданием в данный момент.

Так, организуя сюжетно-ролевую игру «У доктора» с слабовидящими детьми второй младшей группы, малыш, исполняющий роль доктора, может растеряться в отношении действий, которые должен предпринять его персонаж после того, как пришёл «пациент» с жалобами.

Совет

В этом случае можно попросить ребёнка вспомнить, что на предыдущей неделе он тоже ходил с мамой в больницу, а значит, может вспомнить, что ему говорил врач, какие диагностические процедуры проводил.

Даже в новых видах работы следует опираться на имеющийся у ребёнка опыт в той или иной деятельности

Программа коррекционного обучения в детском саду

Порядок реализации целей и задач коррекции развития малышей устанавливается программой коррекционного обучения, отражающей особенности взаимодействия с малышами с конкретными ОВЗ на протяжении всех лет обучения в детском саду. Например, для слабовидящих малышей.

Рабочая программа коррекционного обучения в детском саду

Рабочей называется программа организации образовательного процесса с учётом специфики ДОУ (например, материально-технических возможностей, в частности, отсутствие оборудования, необходимого для проведения ЛФК или неподходящее покрытие пола для ритмики) и возраста ребят с конкретными ОВЗ. Документ создаётся на основе основной образовательной программы (например, «От рождения до школы», «Детство» и др.), а также специальных программ для детей с нарушениями развития. При этом структура составления программного документа будет единой:

  • пояснительная записка;
  • обоснование актуальности составления программы коррекции именно по этому направлению (обязательно с указанием общеобразовательных программ, на которые опирались авторы при составлении коррекционной);
  • цели, задачи и принципы работы по данному направлению;
  • разъяснение особенностей детей с этими ОВЗ;
  • рассмотрение векторов направления работы с детьми;
  • прогнозирование результатов работы;
  • календарно-тематический план по учебным дисциплинам, которые соответствуют возрасту и возможностям малышей;
  • рекомендации по проведению работы с родителями;
  • приложения (рекомендации по оформлению предметно-развивающей среды, перечень игр и пр.).

Ниже приведены примеры разработки рабочих программ коррекционного развития по направлениям ОВЗ для разного возраста:

Рабочая программа составляется для работы с детьми с конкретными ОВЗ

Тематика коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Как отмечалось выше, рабочая программа основывается на общей программе дошкольного образования. В частности, при определении тем занятий. Однако это касается ребят с теми ОВЗ, которые не подразумевают отставание в интеллектуальном развитии. Для малышей же с ЗПР, умственной отсталостью тематика занятий группируется в блоки (вне зависимости от возраста):

  • информация о себе (дети называть возраст, адрес);
  • сказки (чтение, освоение навыков пересказа);
  • дикие и домашние животные;
  • игрушки;
  • мультфильмы.

Таблица: пример тематики коррекционных занятий с детьми с ЗПР

На отработку темы обычно отводится неделя

План распределения времени на коррекционном занятии

Одним из примеров того, что малышам с ОВЗ предоставляются равные возможности со здоровыми детьми, является установленный хронометраж занятий: их длительность будет одинаковой.

Таблица: временной план коррекционных занятий в детском саду

Во время занятия следует отводить время на проверку концентрации внимания малышей в игровой форме

Таблица: Мунасипова А.Р., конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения во второй младшей группе «Знакомство со светофором» (фрагменты)

Видео: занятие на коррекцию эмоционально-волевого состояния на тему «Поляна эмоций» в подготовительной группе

Видео: коррекционно-развивающее занятие с детьми с нарушением слуха

Видео: коррекционно-развивающее занятие на тему «В поисках сокровищ» с детьми с ЗПР в старшей группе

Видео: занятие с детьми старшего дошкольного возраста на коррекцию нарушений речи

Видео: коррекционно-развивающее занятие с гиперактивными детьми

Видео: занятие с детьми на коррекцию агрессивного поведения

Особенные дети в условиях детского сада не должны чувствовать себя ущербными, к ним нужен особый подход. В том числе и в аспекте непосредственной образовательной деятельности.

Подготовка и проведение коррекционных занятий в ДОУ требует использования методически обоснованных приёмов в работе, выбор которых определяется особенностями конкретных ОВЗ ребят.

Поэтому работа с детьми в рамках инклюзивного образования предполагает высокий профессионализм педагога.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/korrekcionno-razvivayushchie-zanyatiya-dlya-doshkolnikov.html

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для одаренных детей

Коррекционно-развивающие игры и

упражнения для одаренных детей

Вышинская Татьяна Станиславовна, педагог-психолог,КГУ «Донецкая СШ» Семенова Ольга Анатольевна, педагог-психолог, КГУ «Минкесерская СШ»

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного казахстанского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;

преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;

есть свои традиции; дается современное образование; уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.

В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Моя деятельность  по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости  соответствует целям реформирования образования в Казахстане, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию.

Обратите внимание

Всюду, где только возможно, будить мысль ученика, развивать активное, самостоятельное и – как высший уровень – творческое мышление. Главная особенность развития системы школьного образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения.

Одаренные дети

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Отличительные особенности одаренных детей

Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие воз­можности и проявления.

Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.

Учащиеся, не достигающие по каким — либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности..

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Важно

Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

 принцип свободы выбора учащимся форм помощи, наставничества.

Методы работы:

анкетирование, опрос;

собеседование;

тестирование;

анализ научных источников;

творческие работы;

метод прогнозирования;

метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские;

групповые занятия с сильными учащимися;

кружковые занятия;

интеллектуальные конкурсы;

интеллектуальный марафон;

участие в предметных олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

научно-исследовательские конференции;

членство в ученических научных обществах.

Направления работы с одаренными учащимися:

Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.

Работа со способными и одаренными детьми на уроках.

Использование системы заданий повышенной сложности:

задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.

задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.

задания на составление учебных проектов.

задания на прогнозирование ситуаций.

Внеклассная работа с обучающимися – создание групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям с учетом интересов учащихся.

Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение:

наличие учебной аудитории;

библиотечный фонд – наличие литературы;

цифровые ресурсы – ИКТ.

Критерий эффективности:

Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

Отсутствие неуспевающих по предмету.

Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.

Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.

Этапы работы

Iэтап –аналитический– при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития.

В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.

II этап –диагностический– индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.

Совет

На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.

III этап –этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. 

Условия успешной работы с одаренными учащимися

В научной и публицистической литературе активно обсуждается актуальное направление современного образования – поиск и поддержка талантливых детей, их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности.

Дискуссионным является вопрос относительно выявления одаренности у детей, что обусловлено их личностными особенностями. Однако диагностика сама по себе не является правомерной без соответствующих коррекционных и развивающих психолого-педагогических мероприятий.

Многочисленные исследования показывают, что лишь небольшой процент одаренных детей успешно реализует свои потенциальные возможности. Это обусловлено множеством причин, одной и которых являются различные нарушения в эмоциональной сфере личности, проявляющиеся в виде различных страхов, сигнализирующих о невротическом состоянии.

Актуальность заявленной проблемы обусловлена необходимостью реализации коррекционных мероприятий, направленных на снятие страхов и неврозов у одаренных детей арттерапевтическими средствами.

Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Обратите внимание

Таким образом, мы переходим к вопросу о необходимости реализации профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на коррекцию таких эмоциональных нарушений как страхи, тревожность и неврозы в работе с одаренными детьми.

Методы коррекции эмоциональных нарушений многообразны, среди них представлены игротерапия, логотерапия, психодрама, гештальттерапия и др.

Упражнение 1. «Лабиринт страхов» (модификация упражнения О.В. Хухлаевой)

Цель: осознание собственных страхов, их принятие и устранение

Возраст: 3 – 18 и старше.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/korriektsionno-razvivaiushchiie-ighry-i-uprazhnieniia-dlia-odariennykh-dietiei.html

Ссылка на основную публикацию