Кризис подростка

Подростковый кризис

Подростковый кризис – этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому.

Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами.

Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Диагностика выполняется психологом, психиатром, основывается на клинической беседе, психодиагностике. Коррекция негативных проявлений проводится воспитательными методами.

Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости.

Обратите внимание

У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам.

При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания.

Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов.

В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.

Внешними факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых.

Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного.

Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Важно

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям.

Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности.

Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).

Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа – рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам.

От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка». Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями.

Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков.

Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса – отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.

Отечественный психолог Л. С. Выготский в структуре подросткового кризиса выделил негативную и позитивную фазу. Первая наиболее выраженная, длится несколько лет.

Совет

В ней происходит свертывание, отмирание старой системы интересов и вызревание влечений, обусловленных половым созреванием. Вторая протекает сглажено, характеризуется оформлением новых жизненных ценностей, привычек, отношений.

Негативная фаза как более продолжительная и клинически значимая имеет три варианта течения:

  • Выраженный негативизм. Конфликтность проявляется во всех областях жизни. Прежние интересы полностью отвергаются, замещаясь импульсивными влечениями.
  • Смягченные черты отрицания. Негативные установки ребенка отмечаются в отдельных ситуациях как реакции на влияние окружающих. Характерна вариативность поведения дома и в школе.
  • Отсутствие негативных симптомов. У взрослеющего ребенка возникают новые интересы – к чтению, спорту, путешествиям, отношениям с представителями противоположного пола. Старая система интересов сохраняется (ориентация на учебную деятельность, дружбу, поддержание позитивных отношений).

В эмоционально-поведенческой сфере основным проявлением становится негативизм. Ребенок противопоставляет себя окружению, враждебен, конфликтен, часто нарушает дисциплину. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве, изолироваться от людей.

Подростки отказываются выполнять обязанности по дому, посещать и принимать гостей, находиться в кругу семьи. На возражения родителей реагируют вспыльчиво, импульсивно. Могут подолгу сидеть в своей комнате, закрыв дверь. Предпочитают реальное и виртуальное общение со сверстниками, поэтому много времени проводят вне дома или за компьютером.

Степень выраженности негативизма колеблется от тотальности до полного отсутствия.

Происходит снижение учебной продуктивности. Дети хуже справляются с творческими заданиями – сочинениями, научными проектами. Выполнение упражнений по образцу сохраняется на прежнем уровне. Изменения связаны с перестройкой системы ценностей и развитием абстрактно-логического мышления.

Подростки увлекаются музыкой, психологией, философией. Интенсивно развивается самонаблюдение, самовосприятие, рефлексия собственных эмоций, состояний. Повышается чувствительность к критике, переживаниям других людей.

Дети начинают вести личные дневники, увлекаются разговорами «по душам» с друзьями, чтением приключенческих произведений, романов.

При отсутствии поддержки со стороны родителей подростковый кризис затягивается. Осложнениями являются эмоциональные и поведенческие расстройства. К развитию неврозов более склонны девочки, к формированию акцентуаций, психопатий, патологических влечений – мальчики.

Внутриличностные конфликты негативно сказываются на эмоциональном состоянии – способствуют формированию депрессии, замкнутости, обсессивно-компульсивного расстройства, усиливают тревожно-мнительные, истероидные, возбудимые черты.

Частые ссоры в семье, снижение школьной успеваемости подталкивают подростков к уличным компаниям, бродяжничеству, суицидальному поведению.

Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит психолог, врач-психиатр. Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз. Используются следующие методы:

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет консультации родителям. К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения.

Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/teenage-crisis

Подростковый кризис

Когда начинается и когда заканчивается подростковый кризис?

В среднем (для климатической зоны Северной Европы и северо-запада России): 11-16 лет — у девочек и 12-18 лет — у мальчиков. Но на практике все происходит сугубо индивидуально. В качестве пикантности: подростку Достоевского из одноименного романа — двадцать один год. Не слабо, как говорят сами подростки, не правда ли?

В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков. Может быть, это связано с тем, что требования к самоопределению юношей и мужчин в нашем обществе традиционно жестче, чем аналогичные позиции для девушек и женщин.

И все же начало и конец подросткового кризиса — дело сугубо индивидуальное, и любые точные предсказания в этом вопросе неизбежно будут носить характер спекуляции.

Цели и задачи подросткового кризиса

Принято считать, что основной целью подросткового кризиса является самоутверждение подростка, отстаивание себя как полноценной личности. Отчасти это, разумеется, именно так и есть.

Социальная, интеллектуальная и биологическая зрелость человека в нашем сегодняшнем обществе разнесены во времени, то есть наступают не одновременно.

И стало быть, какую-то из этих «зрелостей» и отстаивает наш подросток. Но какую?

Понятно, что о биологической зрелости 11-летней девочки или 13-летнего мальчика не может быть и речи.

Обратите внимание

Несмотря на грустный факт появления в нашей стране прослойки детей, образование которых заканчивается после пятого-шестого класса, основная масса юношества в этом возрасте все еще продолжает плодотворно (или не очень) учиться в школе.

Следовательно, насильственное или добровольное, но интеллектуальное развитие тоже еще на полпути. Социальная зрелость наступает в нашей стране чуть ли не позже, чем в большинстве развитых стран.

Тридцатилетний мужчина, имеющий собственную семью, которому регулярно помогают старички-родители, — отнюдь не нонсенс как в Советском Союзе, так и в сегодняшней России. В последние годы, в связи с общей «американизацией» сознания и самой жизни, вроде бы наметилась тенденция к более раннему обособлению молодых людей от родительской семьи. Но пока это только тенденция.

Так какую же зрелость наш подросток отстаивает? Воображаемую, как считает большинство «пострадавших» от подросткового кризиса родителей? Или мы что-то упустили из виду?

Разумеется, упустили! За звучными терминами мы не заметили главного — самого человека. Однозначно незрелого по всем вышеописанным (и многим другим) позициям, но также однозначно существующего в нашем пространственно-временном континууме.

Когда ребенок рождается, первые минуты своей жизни он связан с матерью пуповиной — материальной биологической структурой, по которой к нему на протяжении всей внутриутробной жизни поступали необходимые для этой самой жизни вещества.

Потом пуповину обрезают, но связь ребенка с матерью все еще во многом физична — кормление грудью, тесный физический контакт.

Известно, что младенцы, лишенные тесного физического контакта со взрослым человеком в первые месяцы жизни, часто погибают, даже если кормление и гигиенический уход за ними близки к идеальным показателям.

Важно

Когда ребенок начинает ходить, первое время он предпочитает передвигаться, держась за материнский подол или палец. В дальнейшем (2—3 года) ребенок очень нервничает и пугается, когда мама или папа куда-то уходят, оставляя его одного или с малознакомыми людьми.

Постепенно, однако, сфера самостоятельных действий ребенка расширяется. Он сам играет в песочнице, посещает детский сад, бегает с другими ребятами во дворе. Но обиженный сверстниками, разбив коленку, он все равно идет к маме или папе за защитой, жалостью и лаской.

Иногда (с годами все реже) он приходит просто так, залезает на колени («Не стыдно тебе, такой большой!»), или просто прижимается к маминому боку, испытывая потребность в «подзарядке» все той же биологической по сути общностью, без которой не могут выжить младенцы. С поступлением в школу сфера социальных контактов ребенка стремительно расширяется.

Появляются первые настоящие друзья «до гроба», первые недруги Альтруизм и предательство, верность и честь — все это теперь существует вне дома, в сфере социальной жизни ребенка.

Делится ли он дома своими победами и поражениями, находками и потерями — это зависит исключительно от поведения родителей, от их собственной нравственной позиции и от искренности их заинтересованности в том, чтобы ребенок не просто «не дрался», «не хулиганил», «дружил только с приличными детьми», а именно учился общаться, вести за собой и подчиняться другим, побеждать и терпеть поражение, находить выход в трудных, запутанных, и не всегда понятных взрослым ситуациях взаимоотношений детского социума. В это время (5—6 класс) наша воображаемая связь-резинка между ребенком и родителями растягивается до максимума. Дальнейшее ее растяжение становится болезненным для одной или для обеих сторон.

Читайте также:  Агорафобия и как с ней справиться или боязнь открытого пространства

И тут-то как раз и наступает подростковый возраст. И его целью и задачей становится обрыв этой самой когда-то жизненно необходимой, а теперь сковывающей дальнейшее развитие связи.

— Я больше не ваш придаток! — заявляет подросток. — Я самостоятельный человек.

Он передергивает, блефует, и на любой вопрос в лоб («В чем это ты такой самостоятельный?!») у него нет вразумительного ответа. Есть только чувство дискомфорта от перерастянутой «резинки».

Если у родителей в момент самых первых заявлений хватит ума и смелости самим перерезать эту связь («Хорошо, ты самостоятельный человек, живущий рядом с нами. Ты можешь сам принимать те решения, которые тебе по силам.

Совет

Если ты с чем-то не справишься, мы поможем тебе, но уже не как суверен вассалу, а как твои самые близкие друзья»), то ребенок-подросток, как правило, пугается внезапно открывшейся перспективы самому отвечать за все, и одновременно благодарен родителям за доверие, проявленное к его личностным силам. В этом случае условное расстояние между ним и родителями может стать даже меньше, чем было «до обрезания».

Если же (что бывает гораздо чаше) родители боятся перерезать эту морально и физически «устаревшую» связь, с тем чтобы заменить ее на новую («Это же все только слова, он же на самом деле еще глупый! Ничего не понимает! Жизни не знает!»), то ножницы берет сам подросток (иногда в ход идут копи и зубы), и вот именно тогда мы и имеем дело не просто с подростковым возрастом, но с подростковым кризисом во всей его красе. Если подростку после долгих попыток все же удается перегрызть охраняемую родителями «резинку», то его по инерции относит так далеко, что на восстановление доверительных и полноценных отношений могут потребоваться годы.

Если же родители оказываются сильнее, и подросток смиряется с длящимся положением «суверен — вассал», то его личностное развитие неизбежно искажается и надолго сохраняет инфантильные черты. Иногда в этом случае развивается невроз.

Итак, целью и задачей подросткового кризиса является приобретение не самостоятельности (она подростку еще и не нужна, и не по зубам), но личностной автономии, необходимой для дальнейшего развития личности по взрослому типу, то есть, иными словами, для развития умения брать на себя ответственность за все последствия своих взглядов, слов и действий.

Как вести себя родителям?

Во-первых, необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего чада, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.

Как уже было сказано выше, подростковый возраст наступает у каждого ребенка в свое время и никакие общие правила здесь не могут быть догмой.

Я видела десятилетнего мальчика-грузина, который имел отчетливые усики и отчетливый подростковый конфликт с папой, который в свою очередь никак не мог в это поверить и темпераментно объяснял мне, что у него самого никакого подросткового кризиса не было, и вообще в грузинских семьях такие безобразия не встречаются.

Видела я и двадцатичетырехлетнюю молодую женщину, которая пришла ко мне на прием вместе с встревоженной мамой, которая говорила о том, что вот, дочка окончила институт, вышла замуж, но жить самостоятельно отказывается наотрез, по-прежнему во всем советуется с мамой, и живет как бы ее умом. Когда девочке было 14 лет, маму это необычайно радовало и хотелось сохранить такое состояние отношений подольше. Мама как личность гораздо сильнее дочери, и у нее все получилось. Но с трудом завоеванный результат теперь почему-то радовать перестал.

Во-первых, отнеситесь серьезно к индивидуальным темпам развития вашего ребенка. Не считайте его маленьким, когда он уже начинает ощушать себя подростком. Но и не толкайте в подростковость насильно. Возможно, вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

Во-вторых , отнеситесь серьезно ко всем декларациям вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам ми казались.

Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Дистанция, согласитесь, «огромного размера».

Кроме того, серьезное, лишенное насмешки и пренебрежения обсуждение важно еще и потому, что подросток довольно часто делает свой запрос «с запасом», так же как называет цену рыночный торговец. Именно для того чтобы можно было поторговаться и уступить.

А родители иногда, вместо того чтобы увидеть эту «рыночность» за проса, пугаются непомерности требований и начинают паниковать и запрещать все подряд.

В-третьих, как уже было сказано выше, прекрасно если вы сами и вовремя перережете «связь-резинку».

Обратите внимание

Как можно раньше дайте нашему подростку столько самостоятельности, сколько он может съесть. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку.

(«Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?», «А огурцы какие будем в этом году сажать? Как в прошлом году или попробуем новый сорт?»). Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи.

(«Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать, если половина из них явно нуждается в помощи психиатра! Как бы ты на моем месте поступила?», «Опять у бабушки почка болит.

Что будем делать? Вызвать врача или опять те таблетки купить, что в прошлый раз помогли?»). Пусть подросток поймет, что вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного вам члена семьи.

В-четвертых, обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем вы ходите, но и о содержании вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым.

Это позволит вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки). Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваше чадо. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет наперекосяк. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях.

Возможно, иногда что-то расскажет и ваш ребенок. Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у нею совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций.

Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой чадо пойдет именно к вам, а не в ближайший подвал.

В-пятых, постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах. Если вы, конечно, не сделали этого раньше. Относительно «обнаружить» проблем обычно не бывает. Потому что именно в подростковом возрасте все допущенные ранее ошибки лезут наружу и зацветают пышным цветом.

По материалам книги Е.В. Мурашовой «Понять ребенка», г.Екатеринбург, «У-Фактория», 2004 г

Источник: https://medportal.ru/enc/psychology/childpsychology/14/

Кризис подросткового возраста

Подростковый возраст, по общепринятой методологии, занимает период с 10-11 до 15-16 лет. В этом возрасте с подрастающим человеком происходят важные изменения, влияющие на поведение подростка:

  • появление чувства взрослости, проявляется в желании казаться и поступать, как взрослый;
  • формирование личностной автономии и самоутверждения. Это проявляется в желании самостоятельно принимать решения, иметь собственные мечты, личное мнение.

Изменения происходят очень быстро, к ним не успевают приспособиться как близкое окружение подростков, так и они сами. Возникающий конфликт протекает в качестве двух типов кризиса, которые имеют разные признаки протекания.

Кризис зависимости

Он проявляется в приспособленчестве подростка к окружающим людям, семье. Признаки кризиса:

  • становится слишком послушным, не может принимать решения без указания старших, волевых или обладающих властью людей;
  • проявляет детское отношение к жизни, не имеет своего мнения, стремлений, не может и не желает формировать собственные жизненные планы;
  • превращается в инфантильного человека, словно откатывается назад, к детским формам поведения, когда родители полностью его опекали, защищали, и в жизни все было очень предсказуемо.

Как воспитывать такого подростка

  • изменить стиль воспитания, который принят в семье. Инфантилизм – совсем нездоровый тип протекания подросткового возраста. В будущем он грозит неумением устроиться в жизни, создать крепкую семью.
  • нельзя слишком жестко контролировать, требовать безусловного подчинения, применять моральную и физическую силу
  • проявлять доверие к действиям подростка, позволять делать все, что соответствует моральным нормам и семейным правилам. Контролировать не прямо, а косвенно, знакомиться с друзьями, интересоваться делами.
  • нельзя решать все проблемы за подростка, нужно чтобы он научился решать жизненные проблемы и трудности. Можно помогать в решении сложностей, поддерживать, давать советы. Быть опорой, при которой подросток сможет сам принимать сложные решения.
  • не ограничивать подростка от работы. У него должна быть своя зона ответственности, круг домашних обязанностей, которые он выполняет.
[stextbox id=»alert»]В целом, нужно стараться не передавить, не сломить волю, чтобы подросток вырос самостоятельным и ответственным человеком.[/stextbox]

Кризис независимости

В основном, все наслышаны о бурном проявлении этого типа кризиса. Это благоприятный, нормальный и нужный для развития подростка вариант. Однако его проявления очень пугают родителей.

Ярко протекает негативизм подростка. Он выражается в отрицании подростком прежних требований, протестных реакциях, обесценивании взрослых. Если негативизм протекает открыто, то выражается в активном протестном поведении подростка.

Он начинает проявлять своеволие, упрямство, строптивость, хулиганство, он может бороться против прежних авторитетных для него людей.

Если скрыто, то подросток проявляет недоверие к близким людям, доверяя негативные мысли дневнику.

  • Ревнивое отношение к собственности. Подросток просит оставить ему жизненное пространство, не трогать его вещи, стол, проверять его шкаф или заходить в его комнату.
  •  Личные мысли, мечты и фантазии, которые подросток бережливо скрывает от родителей и других взрослых.
  • Склонность пристрастно анализировать окружающих людей, прежде всего, собственных родителей, при этом, не умея объективно оценивать самого себя.
  • Начинает подражать поведению взрослых людей, чтобы быть на них внешне похожим. Например, такое сходство подростку могут дарить употребление алкоголя, одежда известных брендов, ненормативная или особая лексика, «взрослый» флирт, развлечения, яркий макияж.
  • Возникают депрессивные реакции, проявляющиеся в переживаниях пустоты, безразличии, ощущении, что период детства прошел, а взрослым еще предстоит стать; подросток может считать, что не справляется со своими задачами и что связь с родителями теряется.
[stextbox id=»warning»]Подросток стремится войти в интересную для него группу, проявляет зависимость от мнения компании, подчинение ей, при этом стремится к независимости от родителей.[/stextbox]
  • Придирчивая оценка собственной внешности. Подросток нуждается в позитивном восприятии окружающими того, как он выглядит. В противном случае у подростков могут возникнуть проблемы в поведении, замкнутость, нежелание посещать школу.
  • У развитых умственно подростков может возникнуть явление интеллектуализации, скрывающей беспокойство. Это проявляется в погруженности в оторванные от реальной жизни философские и абстрактные рассуждения.
  • Учеба дается сложнее, снижается успеваемость, теряется желание учиться, интерес смещается к жизни вне школы.
  • Суицидальное поведение. Это может быть как опасное для жизни поведение и крайний риск, демонстративные угрозы покончить с собой, так и реальные попытки самоубийства. Чаще всего такое поведение говорит о травматичных событиях в жизни подростка, о которых он не может рассказать взрослым, а также о семейных проблемах.
Читайте также:  Как избавиться от одиночества

Как правильно воспитывать такого подростка

Предоставьте ребенку некоторую независимость, личное пространство, при этом, сохранив ответственность и семейные обязанности. Договоритесь о соблюдении семейных правил. Например: «в нашей семье не принято ругаться, мы все проблемы обсуждаем спокойно». Вводимые правила должны распространяться на всех членов семьи, включая родителей. Подростки чувствительны к лицемерию.

  • Установите четкие рамки и ограничения в поведении подростка. Это необходимо, чтобы подросток в будущем не мог причинить себе вред, не зная границ, а также, чтобы он был готов к ситуациям отказа его желаниям в жизни. Свободу нужно предоставлять в соответствии с возрастанием ответственности подростка, чтобы они росли пропорционально.
  • Отношение подростка к себе прямо переноситься на отношение к другим. Поэтому нужно проявлять к подростку любовь, говорить и показывать, что он умный, хороший, красивый, порядочный. Нужно чаще хвалить подростка, за то, что он хорошо умеет делать.
  • Нельзя негативно сравнивать подростка с кем- либо, высмеивать его мнение и интересы, критиковать внешность и проявлять агрессию при непонимании.
  • Запретите себе критику его друзей, их общение и общие интересы, и тем более категорично запрещать общаться с кем либо. Это вызовет реакцию сопротивления.
[stextbox id=»alert»]Если вы хотите повлиять на круг общения подростка, то сделайте это опосредованно: через выбор школы, своих знакомых семьи с детьми – сверстниками.[/stextbox]
  • Выделяйте каждый день 10-15 минут для диалога. Разговаривайте с подростком, будто это просто знакомый человек. Вместо критики и поучений, постарайтесь вдохновить подростка на решение проблем, ободрить его.
  • Постарайтесь чаще советоваться, спрашивать и выслушивать его мнение.
  • Учитывайте мнение подростка в делах семьи, которые его касаются: обсудите вместе ремонт или перестановка мебели в его комнате, как он хочет отметить день рождения, в какие кружки или секции он хочет записаться.
  • Привлекайте к обязанностям по уборке квартиры и прочим вопросам. Введите правила в традицию. Например, проводите уборку каждую пятницу.

Если подросток активно сопротивляется что-то делать, постарайтесь договориться с ним, предложив альтернативу. Например, предложите выбор между временем подготовки уроков или пробежек. Или разрешите слушать любимую музыку, но ограничьте время прихода домой или выполнения домашнего задания.

  • Введите в традицию приятные общесемейные мероприятия: просмотр кино, поход раз в месяц в ресторан, занятия спортом.
  • Территория, которая принадлежит ребенку: место в шкафу, комната или ее уголок. На личное пространство никто не должен посягать.
  • Все ссоры решайте спокойно. Обязательно контролируйте свои эмоции, так как негативное поведение родителей усугубит конфликт. Говорите о проблеме только тогда, когда успокоится сам подросток, так как в плохом самочувствии он себя будет дурно вести.
  • Старайтесь показывать подростку наглядный пример хорошего общения, крепкой счастливой семьи, доверительных отношений. Личный пример воспитывает лучше всего.
  • Поддерживайте его желание принимать решения, обсуждайте планы ребенка и помогайте их осуществить. Проявляйте уважение даже к тем планам, которые не кажутся вам рациональными, главное, чтобы он научился не бросать дела на полпути, а добивался поставленных целей.

Проявляйте к подростку внимание и уважение, и тогда он будет проявлять их к окружающим людям и к самому себе.

Источник: https://familyexpert.ru/parents/krizis-podrostka

Когда и как протекает кризис подростковый и что делать родителям

Развитие ребенка с детского возраста до взрослого периода сопровождается периодическими душевными кризисами. Возрастной ценз кризисных периодов следующий:

  • годовалый возраст;
  • в три-четыре годика;
  • семилетний кризисный период;
  • кризисные явления с 13 до 17 лет.

Возрастные кризисы — определение

Особо серьезными считают возрастные явления, которые происходят в 3-4 года и кризис 17 лет.

Кризис 4 лет у детей проходит более безболезненно, родители могут помочь своему малышу пережить этот процесс. Отечественная психология период взросления подростка   считает самым сложным, поскольку начинается перестройка личности, подросток в этот период может полностью поменять взгляды. Родное дитя для родителей становится чужим непонятным человеком, способным на непредсказуемые поступки.

Особенности и периоды подросткового возраста

Следует уточнить, что границы подросткового кризиса индивидуальны для каждого подростка.

Характерные признаки кризиса у подростков

Кризис подросткового возраста подступает постепенно. Родителям очень важно распознать первые его проявления. Не надо делать вид, что ничего не происходит, что все пройдет само-собой.  Признаки назревания кризиса у некоторых подростков начинают проявляться уже к 10 годам, другие вступают в проблемную стадию в 13-17 лет

Общение со сверстниками выходит на первый план

Характерными кризисными проявлениями можно считать:

  1. Тяга к обществу более старших детей или активизация общения с одногодками.
  2. У подростков проявляется резкая тяга к автономии, самостоятельности и независимости. Свое мнение он считает единственно-правильным.

Советы: Если родители стали замечать, что ребенок может общаться со ровесниками бесконечно долго, а в семье тяготится общением, отмалчивается, теряет интерес к семейным делам, значит проблема переходного возраста пришла в ваш дом. Пора незамедлительно посетить психолога и почитать специальную литературу.

Основные признаки кризиса подросткового возраста

Родителям надо знать, что криз в подростковом возрасте имеет свои «плюсы» — противоречия, разрывающие душу подростка нужны для того, чтобы сформировалась полноценная и гармоничная личность.

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса.

    Чаще всего такое случается в 13-15 лет.  У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко.   Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.

  3. 3 фаза называется посткритической.

    На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.

Пути развития подросткового кризиса

Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию.

Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье.

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться. 

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Вид кризиса: независимость

Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся     проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.

Кризис независимости — проявления

Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.

Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.

Признак кризиса — отдаление от родителей

Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.

Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.    

Вид кризиса: зависимость

Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.

Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.

Кризис зависимости — признаки

Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.

Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.

Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.

Основа проблем подростков — притиворечия

Как помочь подростку в преодолении кризиса

Даже очень любящие родители часто совершают много ошибок в воспитании детей. Трудным испытанием для многих является кризис 4 лет у детей. Советы психолога, полученные в этот период, годятся и для преодоления кризиса у подростка.

Советы родителям как пережить подростковый кризис

  • Любую проблему проще решить, если найти компромисс.
  • Все члены семьи должны выполнять единые требования и правила. Это позволит подростку чувствовать себя равным.
  • Родителям надо научить себя воспринимать ребенка, как   личность, которая уже состоялась. Решая семейные вопросы, обязательно спрашивайте его мнение.
  • Научите его справляться с эмоциями и чувствами личным примером.
  • Проявляйте искренний интерес к его проблемам и увлечениям.
  • Подростка надо поощрять за успехи, оказывать поддержку в начинаниях.
  • Не надо сравнивать своего ребенка с прочими, не говорите ему, что он хуже других, поддерживайте его морально в трудных ситуациях.
  • Не надо оценивать негативные высказывания юноши или девушки.

Подростковый период – это пора взросления, которая наступает в 13 лет, сюда входит переходный период в 15-16 лет, кризис 17 лет.

Возрастная психология описывает каждый год этого трудного периода душевного становления и помогает родителям и педагогам понять тонкости и нюансы поведения подростков.

Видео: Подростковый кризис, советы психолога

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/kak-perezhit-podrostkovyj-krizis.html

Кризис подросткового возраста — Психологос

Кризис подросткового возраста — трудности в поведении детей возраста 12-15 лет, следствие их борьбы за независимость. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля.

Раньше сыну нравилось смотреть фильмы вместе с родителями, теперь ему хочется смотреть фильм одному. «Мама, можно я посмотрю этот фильм один, без твоих комментариев?»

Биологической основы у кризиса подросткового возраста — нет. М. Мид, которая изучала подростков острова Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте и показала их социальную, а не биологическую обусловленность.

Важно

Она обнаружила существование гармонического, бесконфликтного перехода от детства к взрослости у подростков Самоа и подробно описала условия жизни, особенности воспитания и отношений детей с окружающими.

Подростковый возраст у девочек Мид в целом оценила как наиболее приятный и свободный период по сравнению с детством и взрослостью.

Позже она показала, что наступление у девочки половой зрелости, во-первых, может не быть для нее фактом чрезвычайной субъективной важности и проходить почти незамеченным и, во-вторых, иметь разное значение для жизни племени (быть для всех благом или нести в себе опасность) и самой девочки: в одних случаях это является сигналом для признания ее взрослости и подготовки к брачной церемонии, в других — только незначительно изменяется круг ее прав и обязанностей. В исследованиях этнографов было установлено, что подростковый период может иметь разную длительность и у некоторых племен ограничиваться несколькими месяцами.

Однако мы живем не на Самоа, и в нашей современной культуре кризис подросткового возраста — явление распространенное. Это период, когда подростки настаивают на своей самостоятельности и начинают «качать права». Как к этому относиться? Как к тому, что в этом возрасте это хочется.

А заслужит ли парень или девушка-подросток эти права, решают родители. В хороших семьях родители работают на опережение кризиса: они заботятся, чтобы дети к подросткому возрасту уже достаточно повзрослели, объективно стали достаточно разумными и ответственными людьми.

Они сами, заранее, не дожидаясь требований и конфликтов, дают детям-подросткам их права.

Если дать это заранее — это ваш подарок. Если не дать вовремя — это будет ваша уступка и поражение после происшедшего конфликта.

Мудрые родители не разрешают подросткам вести себя по хамски, оставляя все естественные в хорошей семье требования к достойному поведению. Кризис — кризисом, а грубить маме нормальный отец не разрешит ни сыну, ни дочери.

Проблемы подросткового периода

Подростки отчаянно добиваются, чтобы их считали взрослыми, глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми. ​См.→​​​​​​​

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/krizis-podrostkovogo-vozrasta

Кризис подросткового возраста

Подростковый возраст по праву относят к критическим периодам в жизни человека. Многие родители с волнением ожидают, когда их ребёнок войдёт в этот «опасный» возраст.

Они знают, что настанет период, когда поведение их сына или дочери каким-то образом изменится. Установленные ранее правила поведения и принятия решений в семье устареют, и нужно будет искать альтернативу.

И во многом от того, какие уроки извлечёт подросток из своего кризиса, будет зависеть, что же за личность из него вырастет.

Если бы родители знали заранее, как именно проявит себя их подросток в период взросления, им было бы проще подготовиться к этому нелёгкому этапу. Но очень часто даже сами подростки не понимают, что же происходит с ними и почему они так себя проявляют. Для девочек кризисным принято считать возраст с 11 до 16 лет.

Мальчики же сталкиваются с кризисом подростка позже – в 12-18 лет. Возрастной кризис подростка преследует такую цель, как самоутверждение, борьба за статус полноценной личности.

И поскольку в современном обществе требования к самостоятельности мужчин более высоки, у мальчиков проблемы кризиса подросткового возраста носят более острый характер.

Характеристика кризиса подросткового возраста

Подростковый кризис нельзя считать исключительно негативным явлением. Да, он представляет собой борьбу за независимость, но борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях.

В процессе этой борьбы не только удовлетворяются потребности юноши или девушки в самопознании и самоутверждении, но и оттачиваются модели поведения, которые будут использоваться для выхода из сложных ситуаций во взрослом возрасте.

В психологии кризис подросткового возраста описывается двумя диаметрально противоположными симптомами: кризис зависимости и кризис независимости. Они оба имеют место при взрослении каждого подростка, но какой-то из них всегда доминирует.

  1. Для кризиса независимости характерны упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и пренебрежительное отношение к их требованиям, протест-бунт и собственничество.
  2. Кризис зависимости проявляется в чрезмерном послушании, зависимом от старших положении, возврате к старым привычкам, формам поведения, вкусам и интересам.

Другими словами, подросток пытается сделать рывок и выйти за пределы установленных ранее норм, из которых он уже «вырос». И в то же время он ждёт, чтобы взрослые обеспечили ему безопасность этого рывка, ведь подросток всё же недостаточно зрел в психологическом и социальном плане.

Нередко доминирование у подростка кризиса зависимости очень импонирует родителям. Они радуются тому, что для их хороших взаимоотношений с ребёнком нет никаких угроз.

Совет

Но для личностного развития подростка такой вариант менее благоприятен. Позиция «я ребёнок и хочу им оставаться» говорит о неуверенности в себе и тревожности.

Зачастую эта модель поведения сохраняется и во взрослом возрасте, мешая человеку быть полноценным членом общества.

Как помочь подростку пережить кризис?

Утешением для родителей «бунтаря» может служить то, что кризисные симптомы проявляются периодически. Но они могут повторяться довольно часто, и модель воспитания всё равно придется корректировать.

С учетом особенностей кризиса подросткового возраста наиболее подходящим для родителей считается авторитетный стиль воспитания, который подразумевает твердый контроль поведения ребёнка, не унижающий его достоинства. Правила игры должны устанавливаться в ходе обсуждения всеми членами семьи с учетом мнения повзрослевших детей.

Это даст им возможность в достаточной степени проявить инициативу и самостоятельность, повысит самоконтроль и уверенность в себе.

Источник: https://womanadvice.ru/krizis-podrostkovogo-vozrasta

» Особенности кризиса подросткового возраста и как с ним справиться

Обратили внимание на то, что ваш тринадцатилетний ребёнок всё чаще стал грубить, перестал делиться секретами, начал дерзко шутить и проявлять цинизм? Пожалуй, наступил кризис подросткового возраста.

Если бы родители понимали особенности протекания этого кризиса, то они бы намного спокойней воспринимали все причуды ребёнка и сложности общения с ним.

Читайте в нашей статье об особенностях психологии подростков, их проблемах и нюансах поведения, и вы будете знать, как вести себя с повзрослевшим ребёнком.

Загадочный подростковый возраст — время, когда ребёнок прощается с детством, но ещё не готов к взрослой жизни. Этот момент перехода — один из самых важных отрезков жизни человека. Для того чтобы родители научились понимать ребёнка, нужно знать о причинах проявлений кризиса.

Основные психологические особенности подростков:

  • особое внимание к своей внешности
  • объединение в группы со сверстниками
  • повышенное любопытство к сексу, интимным отношениям между полами
  • желание уединяться
  • необходимость личного пространства
  • дерзость в общении, бесспорная правота
  • повышенная ранимость в сочетании с внешним безразличием.

Рассмотрим характеристики этого периода:

  1. Постоянное или периодическое переживание чувства тревожности, беспокойства.
  2. Наличие чрезмерно завышенной или заниженной самооценки.
  3. Наличие повышенной возбудимости, интереса к половым отношениям, эротических фантазий.
  4. Перепады настроения: весёлое сменяется мрачно-депрессивным.
  5. Постоянные претензии к родителям, другим людям.
  6. Принципиальное чувство справедливости.
  7. Приписывание себе заслуг, которых нет.
  8. Требование соблюдения прав, не ограничения личной свободы.
  9. Потребность в друзьях, близких отношениях, а также признании своей индивидуальности окружающими.

Подросток всё время борется сам с собой. Он считает себя вполне взрослым, однако социально реализоваться ещё не способен, так как зависит от родителей.

Одной из психологических особенностей подростков является стремление самому принимать решения, высказывать точку зрения, совершать поступки по собственному усмотрению.

В этой тенденции прослеживается такая особенность, как неумение брать ответственность за поступки и решения. Несоответствие подростковых амбиций с возможностями может породить массу проблем.

Проблемы современных подростков

У каждого подростка наступает время, когда он задаётся вопросами: «Кто я такой?», «Чего мне хочется от жизни?». Подростку тяжело найти ответы на эти вопросы, он не в состоянии сам разобраться в себе.

В подростковом возрасте имеют место внутренние конфликты, чему сопутствуют смена настроений, потребность в друзьях и увлечениях, проявления агрессии. Именно в этот периоды и начинаются проблемы с родителями.

Причина этому — внутренние противоречия:

  • Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально — он ещё ребёнок.
  • Подросток отстаивает своё право на уникальную индивидуальность, и в то же время хочет «быть, как все».
  • Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда — проблемы в общении со сверстниками.

Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем:

  • семейных
  • половых
  • поведенческих и других.

Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями).

Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше.

Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы, например:

  1. Отцы и дети. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими.
  2. Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других — не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы — ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса.
  3. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид — основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру.
  4. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
  5. Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.

Нюансы поведения

Кризис подросткового возраста проходит нелегко, и этот этап жизни ребёнка характеризуется некоторыми нюансами поведения.

Столкнувшись с кризисом подросткового возраста, родители опасаются, что не переживут тех жутких проявлений поведения подростка, о которых слышали от знакомых или с экрана телевизора.

Подросток становится неуправляемым, может начать курить и пробовать наркотики, увлечься алкоголем, не появляться дома, слушать зверскую музыку, делать татуировки и прокалывать брови или пупок, красить волосы в вызывающие цвета… Он может перестать учиться, попасть в дурную компанию, подхватить венерическое заболевание, уйти из дома, предпринять попытку суицида… Аналогично кризису среднего возраста, кризис подростков проявляется в виде дезадаптации, неуправляемости, агрессии, недовольства собой и окружающими.

Рассмотрим некоторые нюансы поведения подростков:

  • они пререкаются с родителями по любому поводу
  • стремятся настаивать на своём
  • у них стремительно меняется настроение
  • они часто чувствуют недомогания
  • не всегда ведут себя адекватно
  • у них бывает странное чувство юмора
  • их поведение может быть девиантным — отклоняющимся от нормы (увлечение алкоголем, драки, воровство, беспорядочные связи, субкультуры)
  • они могут грубо и шокирующе высказываться
  • их поступки могут быть эпатажными
  • их внешний вид может быть вызывающим
  • они неравнодушны к теме секса, но пытаются это скрыть
  • они пытаются философствовать
  • они обидчивы и самолюбивы.

Как найти общий язык с тинейджером

Чтобы достичь взаимопонимания с подростком, соблюдайте рекомендации:

  1. Оказывайте поддержку. Ребёнок только становится личностью, и без вашей заботы и поддержки ему не обойтись.
  2. Предоставляйте возможность уединиться. Подростку нужно иногда бывать одному, иначе ему будет сложно.
  3. Его комната – его территория. А там свои правила и законы. Уважайте их.
  4. Предоставляйте свободу. Свобода передвижений, действий и слов делает подростка увереннее.
  5. Уважайте. Подросток имеет своё мнение. Будете уважительно к нему относиться – найдёте общий язык.

Видео, где психолог даёт советы для родителей, как наладить общение с подростком

Советы родителям

Раскроем секреты, как родителям справиться с кризисом подросткового возраста:

  1. Кризис подросткового возраста – временное явление.
  2. Помогите подростку творчески реализовать себя – это важно.
  3. Чтобы легче преодолеть кризис, подростку лучше стать членом какой-то социальной группы (клуба, команды, двора, класса, рок-тусовки и пр.).
  4. Запаситесь терпением и вспомните, как проходил ваш подростковый возраст.
  5. Любите ребёнка не за что-то, а просто так.
  6. Находите положительное даже в самом плохом.
  7. Формируйте границы безопасности ребёнка. Объясните ему, что, чем бы он ни занимался, должно быть безопасно для его жизни.

Кризис подросткового возраста — непростое явление. Он считается самым сложным из всех возрастных кризисов ребёнка. И основной задачей родителей становится облегчение его протекания, поддержка подростка и налаживание с ним контакта. Подростковые проблемы неизбежны. В силах родителей обеспечить нормальную жизнь подросшего ребёнка, приняв его проблемы и постаравшись помочь их преодолеть.

Источник: https://paidagogos.com/osobennosti-krizisa-podrostkovogo-vozrasta-i-kak-s-nim-spravitsya.html

Ссылка на основную публикацию