Оказывает ли влияние характер родов на последующее развитие ребенка?

Беременность. Влияние опыта внутриутробных переживаний на дальнейшую жизнь и развитие

Приходит женщина к мудрецу и просит совет о том,

как ей воспитывать своего ребенка?

Мудрец спрашивает: «Когда он родился?»

«Вчера!» — говорит женщина.

«Ты опоздала на девять месяцев», — отвечает мудрец.

1.

Беременность — это период, во время которого женщина вынашивает развивающийся в ее организме плод, вплоть до момента его рождения.

Выделяют три триместра беременности:

I триместр — от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до 12-ти недель беременности.

II триместр — от 13-ти до 27-ми недель, характеризуется ростом плода и формированием основных систем.

Обратите внимание

III триместр — от 28-ми до 40-ка недель, характеризуется окончательным внутриутробным ростом и созреванием органов и систем плода.

С медицинской точки зрения, самым не простым, является I триместр — период повышенной чувствительности зародыша, эмбриона и плода к воздействию повреждающих факторов.

Сложными периодами с психологической точки зрения считаются I и III триместры.

В самом начале беременности женщина может испытывать страх и беспокойство: есть беременность или нет, как это воспримут близкие, будут ли они рады, будет ли принято ее настоящее состояние и будущее материнство, получит ли она необходимую поддержку и одобрение, готова ли она к этому и т.д.

А также происходит процесс важного перехода в новое для женщины качество, который сопровождается личностными изменениями. В конце беременности женщина часто переживает за то, как пройдут роды, как родится ребенок, какой она будет матерью, как справится со всеми хлопотами.

Часто женщина боится, нормален ли будет ребенок? Какова будет встреча с маленьким беспомощным и зависимым человечком? Готова ли она принять ответственность за новую жизнь и приспособиться к требованиям материнства? Так же, по мере приближения родов, обычно женщина испытывает все большую усталость.

В течение всей беременности, женщина испытывает частые смены настроения и физический дискомфорт. Ей приходится заново приспосабливаться к собственному изменяющемуся внутреннему миру и новой социальной роли. Не стоит забывать о том, что в течение всей беременности женщина нуждается в эмоциональной и физической поддержке и заботе значимых близких людей (мужа, матери и др.).

Таким образом, беременность — это динамическое состояние, не только вынашивания и рождения малыша, зарождения новой жизни, но и важный момент рождения матери из дочери своих родителей, а также рождение новой родительской пары (взаимоотношения внутри семьи тоже претерпевают перемены).

Несомненно, беременность, роды и материнство — это кризисные периоды в жизни женщины на пути к зрелости, возможному личностному росту, повышению самооценки,  это переход женщины в новое качество, который заслуживает отдельного разговора. Однако сегодня давайте рассмотрим такой важный и таинственный аспект беременности, как пренатальное развитие будущего малыша. Что он чувствует внутриутробно, и как это может повлиять на его дальнейшую жизнь и развитие?

Много ли нам известно об этом?

2.

Еще с древних времен в разных традициях беременным женщинам и парам, ожидающим рождение малыша, предписывалось особое положение. К чувствам и ощущениям беременной женщины прислушивались и придавали им важное духовное значение. Значимость данного периода вписывалась в контекст будущей взрослой жизни человека.

Важно

Для обеспечения наилучших условий внутриутробной жизни не рожденного ребенка разные народы создавали различные ритуалы и правила поведения беременной женщины.  В древней Индии, к примеру, беременной женщине было предписано заниматься духовными практиками и радовать себя прекрасными видами природы, для благоприятного формирования внутреннего мира будущего младенца.

А в Китае, отец проходил обряд знакомства со своим будущим ребенком, разговаривая с ним и рассказывая ему о себе.

 К 12-ти неделям беременности уже практически сложены все внутренние органы и ткани ребенка, которые впоследствии будут расти, развиваться и усовершенствоваться.

К концу третьего месяца ребенок уже чувствует прикосновения.

В 14-ть недель — хорошо слышит звуки материнского организма, речь и музыку извне. Он узнает голоса родителей, и ласковая речь, обращенная к малышу, его успокаивает.

После рождения, он обязательно узнает голос матери, который будет действовать на него успокаивающе. Хорошо, когда в процессе беременности мама поет будущему малышу нежные песни.

Спокойная классическая музыка усыпляет ребенка, а также подобные звуковые вибрации могут положительно влиять на интеллект будущего ребенка.

Важно, чтобы беременная женщина избегала резких криков, ссор и скандалов, а также негативных переживаний. Эмоциональное состояние матери передается ее малышу через кровеносную систему. У него так же, как и у матери, учащается дыхание и сердцебиение, если мама волнуется, переживает или боится.

Из современных исследований известно, что малыш обладает чувством вкуса и любит сладкое. Реагирует на физические травмы матери, ища спасения. Может запоминать слова и целые фразы, которые часто слышит. Реагирует на контакт через брюшную стенку — любит поглаживания и ласковые прикосновения. С 20-ти недель уже может проявлять свой характер, отворачиваясь, если ему что-то не нравится.

Таким образом, ориентируясь на современные исследования, мы можем думать, что, начиная с четвертого месяца беременности, будущий малыш уже по-своему сознает, что происходит вокруг.

Помимо некоторых установленных данных, мы имеет различные предположения относительно внутриутробного развития ребенка, которые позволяют нам думать о том, что развитие будущего малыша начинается задолго до его рождения.

3.

Совет

В настоящее время некоторые направления психологии (например, трансперсональная психология) рассматривают пренатальные переживания и процессы как основные в формировании психики человека.

 В последние годы исследовано, что неблагоприятное состояние матери уже в период беременности влияет на формирование развития личности и адаптационных механизмов ребенка.

Приемная девочка была удочерена из дома  малютки в восьмимесячном возрасте. Сейчас ей 3,5 года. Ребенок практически не разговаривает, скудный словарный запас соответствует годовалому малышу, фразовая речь отсутствует. Девочка проявляет агрессию к окружающим.

Из анамнеза нам известно, что патологии в родах не было, ребенок родился доношенным и физически здоровым.

Биологическая мать случайно забеременела и буквально с первых месяцев беременности знала, что этот ребенок ей не нужен.

В процессе беременности, биологическая мать думала о ребенке только как об обузе и помехе собственной жизни, ждала «избавления». Отказалась от ребенка сразу, ни посмотрев, ни взяв на руки.

Новые родители создают теплую и любящую атмосферу  и занимаются с дочкой.

Быстрее всего с помощью любви, заботы и терпения, а также занятий со специалистами, данный ребенок преодолеет многие трудности к школьному возрасту, но опыт нелюбви собственной биологической матери, возможно, всегда будет иметь свои отголоски.

Многие авторы говорят о данном негативном влиянии.   Человеческое развитие (по мнению Кренц И. и Х.

), начинается с момента зачатия, следовательно, нарушения эмоциональных отношений с матерью могут повлиять на развитие личности уже внутриутробно, и таким образом внести свой вклад в предрасположенность к более поздней патологии.

Они выделяют недостаток пренатальной привязанности (пренатальная травматизация), как возможный фактор риска (пренатальный стресс, женщина, думающая о ненужности беременности и ребенка, просто эмоционально недоступная, пренатальная депрессия и др.).

Обратите внимание

Психологическое состояние матери, видимо, является составляющей  пренатальной окружающей среды ребенка. Особенно в течение определенных чувствительных фаз, данная среда может оказать такое влияние на пренатального ребенка, которое, возможно останется с ним на всю жизнь.

Сейчас существуют и применяются различные техники «возвращения» в перинатальный период, роды и младенчество с психотерапевтической целью. Опыт применения данных методик, позволяет рассуждать о том, что чувствует (чувствовал) не родившийся ребенок или младенец.

Мне известен, из подобной практики, пример всепоглощающего чувства одиночества, боли, страха, незащищенности и бессилия ребенка, мать которого не любила и, видимо, не хотела.

И мы не можем пока знать наверняка, что чувствует ребенок в утробе женщины, сомневающейся в его нужности или стойком непринятии будущего малыша и т.д., но такие примеры, заставляют нас серьезно задуматься об этом.

Ребенок взаимодействует с родителями еще до рождения. В этот период он уже способен испытывать ощущение эмоционального комфорта. И если это чувство не стало доминирующим в пренатальном периоде, то ощущение психологического дискомфорта будет преследовать его и в дальнейшем. Особенно ярко это ощущается в возрастные кризисы.

Ребенок способен воспринимать отношение родителей к нему, отношение родителей друг к другу. Он испытывает комфорт или дискомфорт, запечатлевает ощущение собственной желанности, нуждается в общении и поддержке. Человек с негативным пренатальным опытом имеет скрытые психологические сложности во взаимодействии с окружающим миром.


Таким образом, мы видим, что пренатальные переживания становятся частью нашего бессознательного опыта, который в дальнейшем, может влиять на формирование личности и определять наш жизненный путь.

А некоторые ученые считают, что в данный момент мы уже можем говорить о том, что социальная ситуация развития ребенка, начинается не только до рождения ребенка, но даже до его зачатия.

Автор Истратова Екатерина Александровна ,
психолог, процессуальный терапевт

Источник: http://www.PlanetaPsy.ru/psihologiya-zhenschiny/beremennost-vliyanie-opyta-vnutriutrobnyh-perezhivaniy-na-dalneyshuiu-zhizn-i-razvitie

Как родители влияют на характер ребёнка: наглядные примеры

Как никогда актуальные мысли о том, как взрослые формируют тип поведения дошкольников, высказанные биологом и педагогом Петром Лесгафтом более 100 лет назад.

Пётр Францевич Лесгафт — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог и общественный деятель.

Лесгафт изложил научные основы процесса воспитания. Он показал, как важно давать детям свободу, быть внимательным к их нуждам и потребностям и одновременно разумно руководить и помогать им делать первые значительные шаги в самостоятельную жизнь.

Лесгафт изучал, как условия физического и психологического развития влияют на становление личности ребёнка. В результате исследований он выделил 6 типов поведения, которые формируются приблизительно к семи годам под влиянием окружающих факторов.

Расскажем о каждом типе подробнее.

Характер

Дети этого типа знают ложь во всех её видоизменениях. Они способны улавливать внешнюю сторону предметов и явлений. Им присущи «хвастовство, хитрость, отсутствие каких-либо глубоких чувствований и понятия о правде, исключительное соблюдение личной выгоды».

Важно

Лесгафт отмечал, что все действия такого типа «преимущественно инстинктивные и имитационные, направленные исключительно к удовлетворению минутного требования и к достижению всего того, что на основании опыта оказывается выгодным в отношении удовлетворения животных его потребностей».

Что влияет на развитие типа

«Развитию такого типа способствуют: ложь и лицемерие со стороны старших, окружающих ребёнка, постоянный мелкий расчёт и стремление к лёгкой наживе, отсутствие всякой заботы о детях, оставленных на произвол судьбы».

Такие дети вырастают в семьях, где старшие соблюдают различные внешние обряды и не удосуживаются рассказать об их смысле ребёнку.

Как правило, в семье, где воспитывают лицемерного ребёнка, нет условий, «возбуждающих его внимание и вызывающих его на размышление», а, напротив, наблюдается старание окружающих устранить такие рассуждения.

Взрослые не спешат удовлетворить желания чада, исполнения которых он добивается «лаской, смиренным видом и выпрашиванием».

Характер

«Руководствуясь чувствованием своего превосходства или даже величия, лицо, принадлежащее к честолюбивому типу, страстно преследует свои цели, расчётливо, эгоистично, как будто всё существует только для него и его прославления». И это Лесгафт писал о маленьких детях!

Честолюбивые дети обладают страстностью. Они не пожалеют средств для достижения своей цели и при неудаче легко решатся на крайние меры.

Что влияет на развитие типа

«Общие черты развития такого типа — это постоянное постороннее возбуждение ребёнка к занятиям либо соревнованиям, либо словесным или материальным поощрениям его».

Слишком большой поток информации и знаний (которые он не прекращает потреблять) не даёт ему остановиться и «переварить» их.

Ребёнок «старается усвоить всё, чтобы лучше и твёрже владеть тем, что доставляет ему похвалу и удивление других».

«Такой ребёнок не выскакивает вперёд, а, напротив, обыкновенно остаётся в стороне и молча следит за действиями других. При разговоре он прямо и откровенно смотрит в глаза, не стесняясь и не сбиваясь в своей речи».

Такой ребёнок всегда думает перед тем, как сказать. Он готов в случае надобности оказать посильную помощь без задней мысли или расчёта. «Оставаясь наедине, он не бездействует и не скучает, а всегда найдёт себе дело и занятие».

Что влияет на развитие типа

«Условия для развития подобного типа: тихая, спокойная жизнь с самого рождения на свет; любящая добрая мать, отсутствие всякой похвалы, а также всяких мер наказания или преследования ребёнка».

Такой ребёнок не знает, что такое насилие. Он понимает требования, которые ставят перед ним взрослые.

Всё это делается не по искусственному шаблону, а вследствие добрых и простых отношений к ребёнку, только потому, что живут жизнью ребёнка и из участия к нему стремятся выяснить все причины своих действий.

Такому малышу ничего не навязывают, а только ведут диалог.

Совет

Взрослые отвечают на его вопросы, а в случае неумения объяснить что-то «сознаются в этом, не отделываясь от ребёнка непонятными для него фразами и не прогоняя его без всякого рассуждения».

Характер

«Ребёнок этого типа находится под покровительством или влиянием товарища, и его действия и рассуждения вполне зависят от последнего».

Главные черты характера — холодность и равнодушие. Он, в сущности, никого не любит. Главное для него — прицепиться к кому-нибудь и всегда быть рядом с ним, как когда-то он не отходил от мамы или няни.

Что влияет на развитие типа

Такие дети появляются в семьях, где предупреждают любое самостоятельное действие со стороны чада. Ему всегда говорят, как сидеть, что делать, когда вставать. Постепенно это убивает любую инициативу со стороны малыша, что влечёт, кроме прочего, условия для развития умственной деятельности.

Ведь на вопросы таких детей взрослые чаще всего отвечали: «Помолчи. Сейчас не до тебя» или «Веди себя прилично», «Хватит разглагольствовать».

Характер

У таких детей можно наблюдать резкость и угловатость действий. Они замкнуты, часто проявляют подозрительность. Реакция на внешние раздражители сдержанная.

Проявления мелкого самолюбия и резкие выходки сменяются жизнью, стеснённой мерами и правилами.

Что влияет на развитие типа

Такой ребёнок вырастает в семье, в которой ему запрещено рассуждать, и тем более иметь собственное мнение. Для понуждения к делам или укрощения характера родителями нередко применяются насильственные меры. Взрослые, которые воспитывают такого ребёнка, отличаются тем, что предъявляют к нему непроизвольные и несправедливые требования.

Читайте также:  5 вопросов, которые помогут вам сосредоточиться на самом важном

Строгое распределение времени ребёнка с обязательными занятиями и невозможностью самостоятельно распоряжаться даже своими играми и развлечениями.

Детей такого типа наказывают за любое нарушение установленных правил, порядков. Они не знают, что такое любовь и доброе отношение.

Характер

Обратите внимание

Дети этого типа рано учатся не давать волю своим желаниям и даже реальным потребностям. Такой ребенок приучен «постоянно покоряться необходимости, не жалея при этом своих трудов и сил». Его главные черты — скромность, трудолюбие и стойкость. Эти качества развиваются «под влиянием борьбы с угнетающими внешними условиями жизни при благоприятной нравственной обстановке».

Что влияет на развитие типа

«Развитию этого типа в чистом виде содействует любящая, мягкая трудящаяся мать, живущая в постоянной нужде и недостатках; родители всё делят со своими детьми, но лучшая их часть почти никогда не удовлетворяет самых скромных потребностей детей этого типа».

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/kak-roditeli-vliyayut-na-harakter-rebyonka-naglyadnye-primery.htm

Проблемы перинатального развития, родов. новорожденный ребенок

План представления кейса по дисциплине

«Основы психосоциального развития личности»

I. План анализа проблемы:

1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации;

2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода;

3) описание проблемной ситуации;

4) формулирование проблемы;

5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации;

6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);

7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы;

8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы;

9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы;

10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение пробле­мы и ее отрицательных последствий

II. Рекомендуемый психодиагностический инструментарий для уточнения особенностей психосоциального развития личности.

III. Выделение основных факторов психосоциального развития личности на данном этапе развития

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ЕГО ЗАЧАТИЯ

Традиционно принято рассматривать биологические и со­циально-психологические факторы, оказывающие влияние на психическое развитие ребенка.

Биологические факторы, которые нужно предусмотреть до рождения ребенка, с тем чтобы предупредить психические проблемы его развития:

• наследственные заболевания отца, матери и членов их родительских семей;

• собственное здоровье, его коррекция при подготовке к зачатию (особое внимание к источникам инфекции);

• психическое и физическое состояние в период, предшествующий зачатию;

• возраст будущих родителей.

Социально-психологические факторы:

• готовность и желание иметь ребенка у каждого из родителей, а не решение каких-либо проблем с помощью рождения ребенка (например, сохранение брака, устранение эмоциональной неудовлетворенности, урегулирование
жилищных вопросов и т. п.);

• бытовые и экономические возможности семьи;

взаимоотношения в семье и позиции будущих родите­лей в отношении воспитания ребенка

На развитие материнского инстинкта влияют:

• прообраз материнства в родительской семье;

• установка на рождение ребенка;

• положительный отклик на беременность;

• нежность к будущему ребенку;

• чрезмерно усиленный инстинкт материнства приводитк «неврозу материнства».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДО РОДОВ

Предметом исследования и особого внимания в дородовой диагностике являются:

• наследственные заболевания в семьях супругов;

• врожденные аномалии родителей;

• наличие в анамнезе женщины 3-х выкидышей подряд;

• возраст женщины старше 35 лет, отца — старше 44 лет;

• получение супругом (супругой) повышенной дозы ради­ации.

Дородовый скринингзаключает в себе:

• УЗИ

• прокол амниона (забор жидкости из матки) и ее иссле­дование;

• фотоскопия (выявление лицевых дефектов и дефектов конечностей).

Важно

К числу признаков нежелательности ребенкамогут быть отнесены следующие явления:

• физическая слабость матери;

• эмоциональные проблемы и осложнения при родах;

• краткое грудное вскармливание;

• краткость телесных контактов матери с ребенком: мать мало держит ребенка на руках, ласкает;

• ранний выход на работу;

• определение ребенка без нужды в больницы и санатории;

• отсутствие доверительных, теплых отношений («холод­ный дом»).

Проблемы перинатального развития, родов. новорожденный ребенок

Проблемы:

ü здоровье матери и пренатальное развитие плода (резус-фактор, возраст);

ü отставание или приостановки в развитии плода;

ü тератогены и развитие плода;

ü предлежание плода;

ü кесарево сечение;

ü предродовые страхи;

ü материнство малолетних девочек;

ü проблемы новорожденного ребенка (налаживание важ­ных для жизнеобеспечения систем организма

Материнские факторы, влияющие на развитие плода в пе­риод беременности:

• хронические болезни (диабет, сердечно-сосудистые за­болевания и т. п.);

• резус-фактор — несовместимость плода и группы крови матери;

• возраст матери;

• заболевания в период беременности (краснуха).

Наиболее часто встречающиеся проблемы в процессе родов:

• ягодичное предлежание плода;

• кесарево сечение;

• родовспоможение (искусственная стимуляция родов, использование вакуумного экстрактора и др.);

• отказ от новорожденного

Новорожденный ребенок (от 0до 1 мес.)

Признаки жизнедеятельности:

• крик сразу;

• самостоятельное дыхание (при задержках — асфиксия, гипоксия).

Источник: https://studopedya.ru/2-59058.html

Влияние возраста родителей на будущее здоровье их ребенка

Статистика уверяет, что с каждым годом возрастает количество женщин, решившихся рожать именно в зрелом возрасте.

Почему же так происходит и, главное какой же, возраст женщины в принципе является наилучшим для рождения ребенка? Каким образом может отражаться позднее материнство непосредственно на здоровье малыша, да и самой женщины? Как может повлиять на здоровье малыша зрелый возраст отца? И, самое главное правда ли, что от более возрастных отцов, выше риск появления на свет малышей с опаснейшими врожденными пороками развития? Давайте разбираться. Мы постараемся максимально полно и доступно ответить на столь непростые вопросы, а так же при помощи специалистов рассказать вам, как подготовиться к поздней беременности, раскрыть все плюсы и, конечно же, минусы позднего материнства и так же отцовства.

Женщины бальзаковского возраста: сначала становление карьеры, а затем дети

Следует сказать, что в акушерстве и гинекологии еще сравнительно недавно в ходу встречались термины типа: «поздняя или старая первородящая» либо «пожилая первородящая».

Такие термины применялись, когда возраст женщины, решившей рожать первенца, был значительно более 20 лет, или когда новоявленной маме было лет 30.

Сегодня такие термины канули в лету, и более того с точки зрения современной, медицины «достаточно поздними» считаются первые роды наступающие у женщины в возрасте после 35 лет.

Сегодня можно сказать, что пришла моде на довольно поздние роды. Естественно, что пришла такая мода к нам именно с Запада, где уже традиционно оформляют отношения после 30 и тогда же рожают первого ребенка.

Такая тенденция легко объяснима, и в первую очередь стандартными социальными аспектами.

Сегодня женщины сперва учатся, затем стараются сделать карьеру, стремясь добиться максимальной материальной стабильности, и только после этого задумываются о потомстве.

Материальная стабильность или же здоровье женщины?

Тем не менее, причинами поздних родов, вернее сказать их увеличивающейся частоты, могут быть не только в глобальном стремлении женщин к финансовому благополучию.

Сегодня буквально с каждым днем становится все меньше и меньше абсолютно здоровых женщин, которые способны забеременеть и соответственно родить ребеночка без малейших проблем.

Совет

Поэтому в действительности, сегодня не столько важно учитывать паспортный возраст женщины, сколько реальное ее состояние здоровья. Ведь подчас молоденькие девушки могут иметь существенно большие проблемы со здоровьем, нежели женщины старше 35 лет.

Сегодня ученые подтвердили свою теорию, о том, что 34 года – возраст, который считается идеальным для рождения первого малыша. Причем к такому мнению, пришли в результате масштабного исследования медицинских данных более 2000 женщин. Как было выяснено, здоровье женщины в определенной степени улучшается, именно к 34 годам, хотя уже после 35 лет процессы старения становятся необратимыми.

Беременность и возраст женщин: основные минусы позднего материнства

Конечно же, не является секретом факт, что возрастные женщины обычно сталкиваются с большим количеством проблем в плане зачатия малыша, вынашивания, а затем и родов здорового ребеночка.

Исходя из, «биологических соображений», лучшим для рождения малыша временем считается возраст женщины с 20-ти и до 29-ти лет. А после 35 лет способность женщин и к зачатию и к полноценному вынашиванию ребеночка снижается.

Так происходит, потому что овуляция становится более редкой, а так же постепенно начинают прогрессировать определенные гормональные изменения, несколько уменьшается восприимчивость матки женщины к гормонам и начинается активное «старение» яйцеклетки.

Собственно все это подтверждает то количество семейных пар, которые ежегодно обращаются в центры специализирующиеся на решении проблем зачатия и на бесплодии.

Возраст женщины и возникновение врожденных пороков развития у малыша

Чем старше будет яйцеклетка женщины, тем собственно выше риски, что в невероятно сложном процессе деления клеток совсем еще маленького организма смогут произойти какие-то сбои. Медиками доказано, что хромосомные патологии, а так же врожденные пороки развития, и в особенности это будет касаться синдрома Дауна, для возрастных первородящих матерей значительно увеличиваются.

Так риск родить ребеночка с опаснейшим синдромом Дауна у первородящих женщин в возрастной категории от 20-ти и до 23-х лет составляет только один случай возникшего заболевания на 500 или даже 800 абсолютно здоровых деток. И в то же время состояние здоровья женщины старше 40 лет в разы увеличивает этот показатель – один заболевший малыш из 120 или максимум 130 здоровых детей.

Патология беременности связанная с возрастом женщины

Вне сомнения после 35 лет в значительной мере повышаются риски и развития внематочной беременности, образования всевозможных осложнений течения беременности, а в частности речь идет о:

  • Недоношенной беременности.
  • Излишне переношенной беременности.
  • О токсикозе второй половины беременности – или о гестозе беременных женщин.
  • О раннем отхождение околоплодных вод, преждевременном старении плаценты и пр.
  • О слабости родовой деятельности.

Как показала практика, гипоксия плода (или так называемая кислородная недостаточность у малыша в родах), возникает у возрастных женщин (первородящих) значительно чаще (как минимум в 7 раз), нежели у молодых женщин.

Основные плюсы позднего материнства

Вне сомнения наиболее весомым плюсом такого позднего материнства может считаться то, что как правило, ребеночек у 30 или даже 40-летней мамочки, рождается в результате более чем осознанной, долгожданной и запланированной беременности. Такие женщины появления своего малыша ожидают как действительно величайшую радость жизни, а не как глобальную обузу.

Психологическая зрелость возрастной роженицы

Ученые, изучая взаимосвязь реального возраста женщин и беременности, детально анализируя мировую статистику, смогли прийти к следующему интересному выводу: малыши молодых женщин, как правило, значительно слабее бывают, развиты в психоэмоциональном плане, нежели малыши возрастных мамочек.

Реальное же объяснение такой закономерности довольно просто: малышам возрастных мамочек, как правило, уделяется существенно большее количество внимания, сил и даже времени, ведь такие дети по-настоящему бывают выстраданы и желанны.

Собственно, в этом и кроется реальная разгадка того, что большинство поздних детей считаются и более талантливыми и более одаренными, нежели прочие их сверстники.

Обратите внимание

Несмотря на то, что физиологически идеальный возраст для зачатия и родов – это 20-29 лет, ученые доказали, что психологически равно как и эмоционально женщина «готова» к материнству как минимум на десять лет позже.

Конечно же, женщины, родившие малыша после 30-ти лет, материнство воспринимают более позитивно, и даже значительно реже впадают в послеродовую депрессию.

Более того такие мамочки практически не подвержены алогичной панике или истерикам так свойственным беременным.

Физиологические преимущества позднего наступления материнства

Конечно же, имеются и медицинские плюсы позднего наступления материнства.

Так у женщин в результате поздних родов вполне может снизиться уровень холестерина в крови, может уменьшиться риск развития остеопароза или инсультов.

У поздних мамочек, практически не возникает малейших проблем со слухом, значительно реже возникают неприятные инфекции мочеполовых путей, а кроме того значительно легче будет проходить менопауза.

Отец в возрасте: все нюансы такого же позднего отцовства

Несомненно, говоря о влиянии возраста родителей непосредственно на здоровье их будущего ребенка, нельзя было бы упустить, такую невероятно важную «составляющую» данного вопроса как отцовство. Каким же образом влияет на возможность зачатия да и на здоровье будущего малыша возраст мужчины?

Основные минусы позднего отцовства

Несомненно, с возрастом общее количество активных сперматозоидов у мужчины вовсе не уменьшается, скорее, идет постепенное накопление семенных единиц с поврежденным не совсем адекватным генетическим материалом.

Причем объясняется это довольно просто – влиянием на сперму различных неблагоприятных факторов, типа вредных привычек, плохой экологии, прием опасных лекарственных препаратов и пр.

Логично, что при беременности от возрастных отцов в разы возрастает риск самых серьезных осложнений во время последующего вынашивания малыша, причем, вплоть до выкидыша.

Более того и вероятность зачатия как такового от отцов в их солидном возрасте в заметной степени снижается. Медики, обследовав порядка 20 тысяч бесплодных пар, в итоге обнаружили, что как правило, мужчины старше 45 лет имеют в три раза менее шансов на успешное зачатие ребеночка.

Возрастной отец и врожденные пороки развития у ребенка

Кроме того, ученые пришли к выводу, что как мы их называем «зрелые» папы способны на 20% чаще передавать далее по наследству так называемые аутосомно-доминантные заболевания которые возникают в результате не совсем правильного, аномально деструктивного деления клеток. Сегодня к списку таких болезней принято относить:

  • неврофиброматоз (это опасная патология нервной системы, а так же мутации на коже ребенка).
  • синдром Апера (некие опасные аномалии кистей и детского черепа).
  • синдром Марфана (опасная болезнь неверно разрастающейся соединительной ткани).
  • Так называемые поликистозные почки.
  • И даже карликовость (или ахондроплазия).

Основные плюсы позднего отцовства

Современные психологи отмечают, что возрастные папы всегда гораздо внимательнее и значительно нежнее относятся к своим собственным детям, чем это их молодые «коллеги».

Они более трепетно подходят к дальнейшему воспитанию своих наследников, они максимально серьезно заботятся о будущем детей.

Читайте также:  Остеохондроз лечение народными средствами народная медицина

В том же случае если супруга подарила возрастному мужу дочку, то, такая девочка чаще всего становится центром его вселенной, самой любимой и дорогой принцессой, которой не редко могут завидовать старшие дети.

Поздние родители и их меры предосторожности

Если прочитав вышеизложенное, Вы сразу испугались, мы поспешим вас успокоить – не все так печально как может показаться. Однозначно не стоит расстраиваться и паниковать понапрасну. Все-таки большая часть случаем позднего «родительства» заканчивается вполне благополучно, особенно если такие родители своевременно приняли все меры предосторожности.

В любом случае мы бы советовали поздним родителям не забывать, что даже немолодой мужчина равно как и немолодая женщина вполне могут стать счастливыми родителями, воспитывающими вполне здоровенького малыша.

Источник: https://nebolet.com/mednews/vliyanie-vozrasta-roditelei-na-zdorove-rebenka-beremennost-1218.html

Дети: очередность рождения и характер

Наверняка каждый из нас время от времени удивляется, глядя на детей из одной семьи. Родители – общие, окружение, круг общения – тоже, а дети разные. Этот удивительный факт объясняют и особенностями хода беременности и родов матери, и индивидуальностью генетического кода. Существует и ещё одна теория. По ней всё дело… в очерёдности появления на свет.

Первым такое предположение выдвинул английский исследователь Гальтон.

Занимаясь вопросами наследственности, он изучал биографии знаменитых учёных и обратил внимание на интересный факт: среди них было больше всего первенцев.

Важно

Нет, и вторые, и третьи и последующие дети тоже встречались, но значительно реже. Гальтон пришёл к выводу, что, очевидно, какое-то отличие старших детей от младших позволяет им добиваться больших успехов.

Впоследствии психологи, в том числе современные, тоже отмечали влияние порядка рождения детей на их личности. И пришли к небезынтересным для родителей выводам:

  • Это только кажется, что дети из одной семьи живут и формируются в одинаковых условиях. На самом деле это не так, поскольку влияние на личность больше оказывают не быт, а психологическая обстановка. А она не статична. Ребёнок, рождённый первым, попадает в одну, вторым – в другую и т.д.
  • Средним детям (неважно, один он в семье с тремя детьми или их несколько в семье с большим количеством детей), как правило, труднее, чем первенцу или последнему ребёнку, поскольку им приходится осваивать сразу обе роли: и младшего, и старшего.
  • То, что думает ребёнок о себе, как он себя представляет, в значительной степени зависит от порядка рождения.
  • Семейные позиции не являются раз и навсегда установленными. Дети с маленькой разницей могут бороться за «старшинство». И если младший по возрасту обладает более сильным характером, то «смена власти» становится вполне вероятной. Ощущать себя первенцем и взять на себя его функции может и ребёнок, старшие брат или сестра которого серьёзно больны.
  • Очерёдность появления на свет – это не приговор. Отношение родителей ко всем детям, стиль их поведения в значительной степени влияют на развитие личностей, как малышей, так и подростков.

С небес на землю

Конечно, первенцы от рождения обычно попадают в центр внимания родных и близких. Положение «пупа Земли» и центра Вселенной приводит к интересным последствиям:

  • Старшие дети нередко предпочитают общество взрослых компании сверстников.
  • Они рано усваивают язык взрослых, их манеру общения, чувствуют себя среди них комфортно.

Однако потом рождается второй ребёнок. И вот тут-то первенцу приходится ох как не сладко. Особенно если родители не понимают всей глубины и силы обуревающих его чувств и не уделяют ему достаточного внимания.

Как результат – ревность и конкуренция за любовь близких. Причём от возраста спектр переживаний почти не зависит. Ну, разве что погодки в силу малых лет довольно легко воспринимают изменение своего статуса.

Исследователи считают, что такое низвержение с небес на землю приводит к формированию в первенцах жёсткости, авторитарности и даже консерватизма (они в значительной степени ориентированы на те ценности, которых придерживаются родители).

Кроме того, старшие дети стремятся стать лучшими, добиться большего, хотят как можно чаще побеждать. Возможно, именно поэтому они нередко хорошо учатся и достигают значительных успехов. На их положение в коллективе влияет и то, что они умеют руководить людьми (особенно, если младших братьев и сестёр у них больше одного).

К новым горизонтам

Если первенцы чаще других вырастают в больших учёных, то вторые и последующие дети нередко показывают себя мятежниками и вдохновителями самых разных революций: от социальных до интеллектуальных и культурных. Исследования американского учёного Фрэнка Салловэя подтвердили этот удивительный факт.

Действительно, оказалось, что среди видных революционеров и их убеждённых последователей почти нет первенцев. Но это и понятно, если вспомнить об и склонности к консерватизму.

Психологи заинтересовались данными Салловэя и пришли к выводу, что такое положение вещей вполне объяснимо, если принять во внимание положение вторых и далее детей в семье.

Совет

Чтобы утвердиться и найти своё место, они с детства формируют в себе такие качества как смелость, умение и готовность рисковать, восприимчивость к новому, стремление менять всё вокруг.

Если добавить к этому желание власти, склонность к самоутверждению и соревновательный дух, социальную активность и коммуникабельность, свойственные не первым детям, то становится понятно, откуда берутся революционеры.

Завершающий — не значит последний

Последние дети в семье тоже имеют свои особенности, которые родителям желательно учитывать в процессе воспитания. Условно последних детей можно разделить на два разных типа:

Психологически сильные, активные и честолюбивые дети. Их не устраивает положение самого младшего и слабого. Они стремятся к власти и первенству и нередко добиваются своего и даже обгоняют старших братьев и сестёр, становясь самыми успешными из них.

Более слабые дети. Они тоже хотели бы быть победителями и лидерами, но у них нет ни достаточной энергии, ни необходимой самоуверенности. Поэтому часто их амбициозные планы так и остаются лишь прожектами. Такие нередко дети страдают от комплекса неполноценности и нуждаются в поддержке.

Один-единственный

Положение единственного ребёнка в семье тоже влияет на развитие личности малыша. Отличия нельзя назвать очень уж разительными, однако они всё же есть. И речь вовсе не о пресловутых эгоизме, избалованности, недостаточном уровне социализации и других пугающих особенностях, которые часто приписывают единственным детям.

Многолетние исследования учёных из разных стран удивительно схожи. Все специалисты отмечают такие качества единственных детей:

  • Гипертрофированный перфекционизм, стремление всё и всегда делать не просто хорошо, а отлично. Это вполне достойное, на первый взгляд, качество, к сожалению, нередко делает их подверженными стрессам и излишне требовательными к окружающим.
  • Критичность, причём не только к другим, но и к себе.
  • Эрудированность (конечно, на неё влияет и среда).
  • Стремление держать всё под контролем, собранность, даже педантизм.
  • Недостаток гибкости, нетерпимость к тем, кто не соответствует их высоким требованиям.
  • Амбициозность, энергичность, предприимчивость.

Как видите, у единственных детей тоже много как достоинств, так и не самых приятных качеств.

Кто самый умный?

Не даёт учёным покоя и влияние очерёдности рождения на интеллект детей. Сотрудники Психологического института РАО провели исследование большой группы детей, имеющих братьев и сестёр. Вне зависимости от порядка рождения все ребята в целом справились с заданиями приблизительно одинаково.

Однако исследователей удивил тот факт, что дети, разница со старшими у которых составляет 3-4 года, хуже справились с заданиями, чем те, у кого разница меньше (1 – 2 года) и больше (от 5 лет).

Возможно, это связано с тем, что при маленькой разнице у родителей есть возможность заниматься с обоими детьми одновременно, таким образом уделяя им много внимания, а при большой взрослые успевали многое дать старшему ребёнку ещё до рождения следующего, а с младшим заниматься, пока первенец в школе или детском саду. Однако это только предположение, которое ещё ждёт подтверждения или опровержения.

Эти же исследования продемонстрировали зависимость интеллекта детей от того стиля воспитания, который выбирают родители. Причём большее влияние он почему-то оказывает на младших детей. Учёные установили, что в этих случаях сильный контроль со стороны матери при недостаточной эмоциональной поддержке отца приводит к невысокому уровню интеллектуального развития ребёнка.

Конечно, результаты всех этих исследований не стоит считать истиной в последней инстанции. Учёные продолжают работу по выяснению влияния очерёдности рождения на детей.

Несколько лет назад в нашей стране была распространена интересная социальная реклама «Они родились вторыми (третьими, четвёртыми и т.д.)». Из неё можно было узнать, что Ю.А.

Гагарин, например, третий ребёнок в семье, а Н.И. Пирогов – тринадцатый.

Кроме того, из всех правил бывают исключения. Так что всерьёз полагаться только на данные приведённых исследований, разумеется, не стоит, но знание особенностей детей в зависимости от порядка их рождения может хотя бы немного помочь родителям в нелёгком деле воспитания.

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/education/9181.html

Как тяжелые роды влияют на развитие ребенка

Если подумать, роды довольно сложный и ответственный процесс. Сложный в том плане, что успешность его протекания зависит от множества психологических, физиологических и организационных факторов. Мария Мельник — гештальт терапевт, практикующий детский психолог  рассказывает что происходит с ребенком, если в этом тонком процессе что-то пошло не так.

В общем и целом больше, всего нас, собственно, интересует вопрос, была ли во время родов повреждена каким-то образом нервная система ребенка. Если совсем на пальцах, есть два условных способа, которыми она могла быть повреждена: травма или гипоксия.

Травма, это когда в процессе родов были повреждены головной или спинной мозг ребенка. Это может, например, произойти, когда при слабой родовой деятельности ребенка достают щипцами или выдавливают.

Обратите внимание

В сферической в вакууме ситуации, в родах ребенок должен успеть сгруппироваться и войти в родовые пути, которые к тому времени достаточно раскрылись. Схватки нужны для того чтобы подтолкнуть ребенка в родовые пути, потуги – чтобы он оттуда вышел. В подавляющем большинстве случаев, в родовые пути ребенок входит головой вперед.

Поэтому если он не успел сгруппироваться, или шейка не раскрылась, или схватки очень сильные и быстрые (что бывает при стремительных родах или стимуляции большими дозами окситоцина) – риск травмироваться возрастает.

Особенно это касается случаев механического воздействия – нельзя же предупредить ребенка «на счет «три» мы тебя выдавливаем, будь готов!».

Husband Comforting Pregnant Wife

Второй условный фактор – гипоксия.

Это когда в процессе родов нарушается подача кислорода в мозг ребенка, грубо говоря, кислородное голодание.

Как вы наверняка знаете, все клетки нашего организма потребляют кислород, и от этого напрямую зависит их жизнедеятельность (то есть без кислорода они погибают). И нервные клетки не исключение.

Поэтому гипоксия это очень неполезно и чем она интенсивнее, тем более далеко идущие последствия может иметь.

Собственно, пока ребенок не родится и не вдохнет сам, кислород он получает через пуповину (через мамины легкие и сердце).

Поэтому если вы рожали двое суток в полуобморочном состоянии и вам вкололи все, что было в местной аптеке, чтобы хоть как то привести в себя, навряд ли ваш организм, и, тем более, организм ребенка, получал в это время достаточное количество кислорода. Но просто ваш организм выносливее и вам проще оклематься.

Ну и само собой обвития – это тоже фактор риска гипоксии, потому что пуповина пережимает сонные артерии, и не дает крови нормально циркулировать от сердца в мозг.

В какие последствия это все это может вылиться, спросите вы? В какие угодно. Потому что все зависит от степени травматизации, особенностей ситуации и оказанной помощи и адаптивных способностей конкретного ребенка. Поврежденная во время родов нервная система ребенка это серьезный фактор нарушений в развитии.

Не смысла их тут перечислять, но самые часто встречаемые на сегодняшний день: задержка речевого развития, минимальная мозговая дисфункция и синдром дефицита внимания и гиперактивности.

И проявиться это может – сразу, через три года, пять, семь (я, например, довольно долго думала, что в семь уже не может, пока не встретила в работе).

Важно

Например, травма или гипоксия могла быть, но ее не заметили. А сразу она не проявилась.

Обычно после родов ребенка осматривает неонатолог (специальный такой врач новорожденных) и, если не видит никаких серьезных нарушений, через три дня выписывают.

Но незначительных повреждений нервной системы на десятиминутном осмотре может быть не видно. Их видно только после специфических анализов, которые долго, дорого, и никто не будет делать.

Или травма была, ее заметили, но не сказали. Потому что разбираться с этом – не специализация роддома и потому что родители, вероятно, такой новости не слишком обрадуются, а проблемы и плохая статистика никому не нужны.

Я на пример по роду работы знаю множество волшебных историй на тему «Доктор, а почему у меня зеленые/черные воды? – А это ничего страшного, просто ребеночек заждался рождаться, это у всех бывает».

Зеленые или черные воды это конкретные следствия гипоксии, притом довольно серьезной и врач, скорее всего, это знает.

Но если скажет маме, начнутся слезы и скандалы, так что нечего портить себе смену, а ей радость материнства.

Давайте оговоримся сразу, что я тут не стремлюсь как то осудить врачей и вообще медперсонал. Потому что ситуации в родах иногда бывают такими, что надо чем-то жертвовать, если хочешь спасти и мать и ребенка. И потому что у них тоже бывают адские смены, копеечные зарплаты и недосмотры из-за усталости.

Так что да, придется признать, что ваш ребенок это ваша ответственность и иногда вам надо значительно больше чем им.

Что делать, чтобы тяжелых родов с вами не случилось?
Готовиться к родам. Со всей ответственностью. Легкие роды это на 90% ваша моральная, психологическая и физическая подготовка. Рожать на самом деле может быть не страшно и не больно, если очень этого захотеть.

Читайте также:  7 способов манипуляции в отношениях

В этом плане прогресс уже наступил, потому хороших студий и специалистов по подготовке к родам очень много. Йога для беременных, дыхательные техники, арт-терапия и обучающие курсы – выбирай любую комбинацию и рожай, как человек, здорового ребенка. Внимательно выбрать роддом и врача. Тут даже комментарии излишни.

Как выбрать нормального врача, кстати, тоже учат на курсах для беременных.

Что делать если тяжелые роды с вами уже случились? Глубоко вдохнуть, посчитать до десяти и заметить, что конца света пока не наступило.

Совет

А раз не наступило, вам стоит обзавестись двумя стратегическими контактами – хорошего детского психолога и невропатолога, а так же глубоким пониманием, что чем раньше вы заметите нарушения в развитии вашего ребенка и начнете работу по их коррекции, тем больше у вас шансов вырастить здорового ребенка.

Невропатолог вам нужен для того, чтобы показывать ему время от времени (желательно раз в полгода) ребенка на предмет своевременного развития и правильного функционирования нервной системы.

И для качественного и эффективного лечения, если что-то пошло не так.

Поэтому это должен быть не участковый невропатолог, соседка или бабушкина университетская подруга, а хороший специалист, в квалификации которого вы на двести процентов уверены.

Психолог вам нужен для того чтобы проводить регулярную (тоже примерно раз в полгода) диагностику развития ребенка, и, если понадобится, разработать курс коррекционных и развивающих занятий.

Хорошо бы чтобы это был дипломированный (приличным вузом, а не Хогвардсом) и опытный специалист, видевший хоть раз в жизни «Мюнхенскую функциональную диагностику развития» (международная методика диагностики развития детей до 3 лет), которому доверяете не только вы, но и ваш ребенок.

По ходу дела могут еще понадобиться логопед и психиатр, но если два вышеупомянутых специалиста адекватны, вас вовремя направят куда надо.

Последнее и самое главное – будьте внимательны. Если в поведении вашего ребенка вам что-то кажется подозрительным или не совсем нормальным (и особенно, если у вас тяжелые роды в анамнезе) – проконсультируйтесь со специалистом. В этом вопросе всегда лучше перебдеть, чем недобдеть.

Иногда приводят на прием ребенка с серьезными нарушениями развития и видно, что они не вчера появились, а проявляются уже давно. И я спрашиваю – почему раньше не пришли. Ну, — отвечают родители, — мы думали это так и надо, надеялись — перерастет.

Сложно тут винить родителей, потому что часто они и правда не замечают (собственно не знают что надо замечать), но проблема в том, что драгоценное время на коррекцию упущено и работы теперь в два раза больше.

Обратите внимание

Потому что да, еще раз, чем раньше вы заметите нарушения в развитии вашего ребенка и начнете работу по их коррекции, тем больше у вас шансов вырастить здорового ребенка.

Берегите своих детей.

Источник: https://promum.com.ua/razvitie/kak-tyazhelyie-rodyi-vliyayut-na-razvitie-rebenka/

Дети в семье. Как влияет порядок рождения на характер и судьбу?

Baм пpихoдилocь кoгдa-нибyдь зaмeчaть, чтo зaчacтyю в oднoй ceмьe pacтyт oчeнь paзныe дeти? Пpичeм paзныe нe тoлькo и нe cтoлькo внeшнe, cкoлькo пo хapaктepy, oбpaзy мышлeния, мaнepe oбщaтьcя…

Ha пepвый взгляд, дoвoльнo cтpaннoe явлeниe.

Кaзaлocь бы, y них тe жe caмыe poдитeли, oднo и тo жe вocпитaниe, и pacтyт cиблинги (Сиблинги, или cибcы (aнгл. sibs, siblings — бpaт или cecтpa) — гeнeтичecкий тepмин, oбoзнaчaющий пoтoмкoв oдних poдитeлeй. Poдныe бpaтья и cecтpы, нo нe близнeцы.

У живoтных — пoтoмки oдних и тeх жe poдитeлeй oт paзных пoмeтoв) в oдних и тeх жe ycлoвиях. Ho пoчeмy-тo oдин peбeнoк выpacтaeт, к пpимepy, гипepoтвeтcтвeнным дocтижeнцeм, дpyгoй бeззaбoтным мaнипyлятopoм, a тpeтий – твopчecким интpaвepтoм.

Boзникaeт peзoнный вoпpoc – пoчeмy тaк пpoиcхoдит? С чeм cвязaны пoдoбныe paзличия?

Bмecтe c тeм зaмeчeнo, чтo в зaвиcимocти oт пopядкa poждeния в ceмьe y людeй из paзных ceмeй фopмиpyютcя aнaлoгичныe чepты хapaктepa. Тaк, y выpocших cтapшими, cpeдними, млaдшими или eдинcтвeнными дeтьми paзных poдитeлeй мoжнo нaблюдaть cхoдныe ocoбeннocти личнocти.

Пepвым зaдyмaлcя нaд этoй пpoблeмoй и иccлeдoвaл ee Aльфpeд Aдлep, aвcтpийcкий пcихиaтp и пcихoлoг, ocнoвaтeль шкoлы индивидyaльнoй пcихoлoгии и oдин из ocнoвoпoлoжникoв coвpeмeннoй пcихoтepaпии.

Считaeтcя, чтo вaжнeйшим вклaдoм в пcихoлoгию, cдeлaнным им, являeтcя пocтyлиpoвaниe cвязи мeждy пopядкoм poждeния и paзвитиeм личнocти. Aдлep пpeдпoлoжил, чтo пoлoжeниe peбeнкa в ceмьe внocит cпeцифичecкиe пpoблeмы, кaждaя из кoтopых paзpeшaeтcя в paзных ceмьях пo cyщecтвy пoхoжим cпocoбoм.

Тaким oбpaзoм, cвязaнный c пopядкoм poждeния oпыт имeeт cлeдcтвиeм paзвитиe личнocти, типичнoй для кaждoгo пoлoжeния, зaнимaeмoгo peбeнкoм в пocлeдoвaтeльнocти poждeний в ceмьe.

Учeный yтвepждaл, чтo пoнять oтдeльнoгo чeлoвeкa мoжнo, тoлькo yчитывaя пoлный кoнтeкcт тoй ceмeйнoй aтмocфepы, в кoтopoй oн poc, и чтo вaжным вoпpocoм в paмкaх этoгo кoнтeкcтa являeтcя пoлoжeниe peбeнкa в cтpyктype ceмьи. B хoдe paзвития ceмьи кaк гpyппы вoзникaют нoвыe, oтличныe oт пpeжних пoтpeбнocти, yдoвлeтвopeниe кoтopых pacпpeдeляeтcя мeждy дeтьми в зaвиcимocти oт пopядкa poждeния.

У двyх cиблингoв cтиль coвлaдaния c пpoблeмoй, вoзникaющeй пpи измeнeнии cитyaции в ceмьe, никoгдa нe coвпaдaeт. Aдлep yкaзывaл, чтo пoтpeбнocти, влияющиe нa cтиль жизни, cooтвeтcтвyют пopядкy poждeния кoнкpeтнoгo peбeнкa.Moжeт быть, этo нe бoлee чeм пpeдпoлoжeниe? Beдь иcтopия кaждoгo чeлoвeкa yникaльнa и cyгyбo индивидyaльнa. И c этим тpyднo cпopить.

Важно

Hacкoлькo пpaвoмoчны yтвepждeния yчeных o влиянии пopядкa poждeния дeтeй в ceмьe нa eгo фopмиpoвaниe кaк личнocти?

Кoнeчнo, нeльзя «гpecти вceх пoд oднy гpeбeнкy» и cлeпo cлeдoвaть cтepeoтипaм.

A в индивидyaльнoй пcихoтepaпии – тeм бoлee! B тo жe вpeмя былo бы нeпpaвильным нe yчитывaть пopядoк poждeния чeлoвeкa в ceмьe кaк oдин из знaчимых мoмeнтoв диaгнocтики eгo личнocтных ocoбeннocтeй и cпocoбoв peaгиpoвaния нa oкpyжaющий миp.

Кcтaти, дoкaзaтeльcтвoм oпиcaнных вышe пocтyлaтoв мoжeт cлyжить cлeдyющий cтaтиcтичecкий фaкт: 80% pyкoвoдитeлeй в миpe – этo cтapшиe и eдинcтвeнныe дeти.Boт ocнoвныe тeндeнции в paзвитии бyдyщих pyкoвoдитeлeй, coглacнo пopядкa их poждeния в ceмьe (пo мaтepиaлaм лeкций дoктopa пcихoлoгичecких нayк, пpoфeccopa Ю.B.Синягинa, cпeциaлиcтa в oблacти пcихoлoгии yпpaвлeния).

1.

Стapший peбeнoк poждaeтcя нa cтaдии caмoyтвepждeния poдитeлeй. И являeтcя, тaким oбpaзoм, cpeдcтвoм их caмoyтвepждeния – им нaдo гopдитьcя. Егo зaпиcывaют в шкoлы, ceкции и т.д. Хвaлятcя им. Пocтoяннo кoнтpoлиpyют. Тaкoй peбeнoк выpacтaeт c выcoким чyвcтвoм дoлгa, мoтивaциeй дocтижeний (нa ycпeх), a тaкжe пeдaгoгичecкими cпocoбнocтями (пpи нaличии млaдших дeтeй в ceмьe).

Чepты хapaктepa: дoвepчивocть, нe диплoмaт, нaивнocть в opгaнизaции yпpaвлeния.

Еcли paзницa в вoзpacтe c млaдшими дeтьми oчeнь бoльшaя, мoжeт выpacти oбижeнным eдинcтвeнным. Еcли ждaли мaльчикa, a poдилacь дeвoчкa – y нee мoжeт cфopмиpoвaтьcя пcихoлoгия cpeднeгo peбeнкa.

2. Mлaдший peбeнoк poждaeтcя в дpyгoй пepиoд жизни poдитeлeй – этo peбeнoк для дyши. Егo caмoyтвepждeнию мeшaeт пpимep cтapшeгo. Емy мaлo знaкoмo чyвcтвo дoлгa. Пpи этoм oн эмoциoнaлeн.

Кaк и в ceмьe, нa paбoтe для млaдшeгo вaжeн кoмфopтный пcихoлoгичecкий климaт. Для cтapшeгo жe вaжнee дeлo, и пpи eгo pyкoвoдcтвe мoгyт быть плoхиe oтнoшeния в кoллeктивe. Пoэтoмy лyчший вapиaнт, кoгдa млaдший peбeнoк являeтcя pyкoвoдитeлeм, a cтapший – зaмoм.

Пocкoлькy pyкoвoдитeлю жeлaтeльнo быть бoлee дeмoкpaтичным, диплoмaтичным.

Чepты хapaктepa: oтличный мaнипyлятop (paбoтaeт нa oтнoшeниях), диплoмaт, хoды, интpиги в ceмьe oтpaбaтывaeт нa cтapшeм. B кoнфликтaх yмeeт cнимaть нaпpяжeннocть.

He хвaтaeт ycидчивocти, нe тepпит pyтины.

3. Единcтвeнный peбeнoк, oбpaзнo гoвopя, – «гpeмyчaя cмecь» cтapшeгo и млaдшeгo. Oблaдaeт выcoкoй мoтивaциeй дocтижeний (избeгaниe нeyдaч). Егo нyжнo oтдaвaть в кoмaндныe виды cпopтa для кoмпeнcaции пcихoлoгии eдинcтвeннocти.

Чepты хapaктepa: мaнипyляция poдитeлями, выcoкaя дeмoнcтpaтивнocть, тpeбyeтcя пyбличнaя oцeнкa дocтижeний.

4. Сpeдний peбeнoк – кaк бы peбeнoк бeз cтaтyca. 70% cpeдних дeтeй пocлe шкoлы нaчинaют caмocтoятeльнyю жизнь. Пocлe пoтepи poдитeлeй oн пepeхвaтывaeт их фyнкции. Opгaнизyют бизнec, тpyдoycтpaивaя вceх poдcтвeнникoв.

Чepты хapaктepa: ycпeшный пpoфeccиoнaл, caмocтoятeльный.

Mы пpoдoлжим paзгoвop нa этy тeмy в дaльнeйших пyбликaциях, гдe бoлee пoдpoбнo бyдeт oпиcaнo влияниe пopядкa poждeния чeлoвeкa нa ocoбeннocти paзвития eгo личнocти, чepт хapaктepa, a тaкжe нa eгo дaльнeйшyю cyдьбy и бpaк.

Пpo cиблингoвyю пoзицию пиcaли eщё Aдлep и Дpeйкypc. Aльфpeд Aдлep yтвepждaл, чтo бoльшaя чacть бyдyщeгo oтнoшeния peбeнкa к жизни нocит oтпeчaтoк пoлoжeния eгo в poдитeльcкoй ceмьe.

Имeннo, иcхoдя из ceмeйнoй cтpyктypы, peбeнoк дeлaeт пepвыe вывoды o жизни, o cвoeй coбcтвeннoй цeннocти в cpaвнeнии c дpyгими, и иcпытывaeт пepвoe чyвcтвo пpинaдлeжнocти или oттopжeния. B зaвиcимocти oт интepпpeтaции cвoeй пoзиции oн фopмиpyeт yникaльныe oтнoшeния и пoвeдeниe, кoтopoe cлyжит cпocoбoм нaйти мecтo в гpyппe.

Pyдoльф Дpeйкypc oтмeчaл, чтo ocoбeннocти личнocти и хapaктepa paзвивaютcя блaгoдapя copeвнoвaнию мeждy бpaтьями и cёcтpaми, чтo copeвнyющиecя дeти нaблюдaют дpyг зa дpyгoм, чтoбы пoнять пyти и cpeдcтвa, c пoмoщью кoтopых дpyгoй дoбивaeтcя ycпeхa или тepпит нeyдaчy.

Совет

Тaм, гдe oдин из бpaтьeв дoбивaeтcя ycпeхa, дpyгoй, в ocoбeннocти cлeдyющий пo вoзpacтy зa этим peбeнкoм, мoжeт ycтyпить; тaм, гдe oдин пpoявляeт cлaбocть и нeдocтaтки, дpyгoй мoжeт дoбитьcя ycпeхa.

Heт двyх oдинaкoвых дeтeй, poждeнных в oднoй и тoй жe ceмьe, кoтopыe выpocли бы в oднoй и тoй жe oбcтaнoвкe. И нe cyщecтвyeт двyх дeтeй, к кoтopым poдитeли oтнocилиcь бы или любили бы oдинaкoвo.

Этo миф, чтo poдитeли любят вceх cвoих дeтeй oдинaкoвo.

Boзмoжнo, oни любят вceх дeтeй, нo кaждый peбeнoк зaнимaeт в их cepдцe paзнoe мecтo. Poдитeли пo-paзнoмy peaгиpyют нa пepвoгo втopoгo или тpeтьeгo peбeнкa, нa мaльчикoв и дeвoчeк нa кpacивых и нeвзpaчных дeтeй, нa дeтeй, кoтopыe aктивны и здopoвы, и нa дeтeй, кoтopыe бoльны и пaccивны. Ктo-тo пo-paзнoмy oтнocитcя к yмным и к глyпым дeтям, к дeтям c ocoбыми тaлaнтaми и к oбычным дeтям.

С poждeниeм кaждoгo peбeнкa aтмocфepa мeняeтcя, пocкoлькy мeняютcя poдитeли. Oни пpиoбpeли oпыт пpи вocпитaнии пepвoгo peбeнкa, и тeпepь y них, вepoятнo, coвepшeннo дpyгoe oтнoшeниe к тoмy cпocoбy вocпитaния, кoтopым oни бyдyт вocпитывaть cлeдyющeгo peбeнкa. Bepoятнo, в экoнoмичecкoм плaнe oни cтaли бoлee блaгoпoлyчны.

Boзмoжнo, oни пepeeхaли нa нoвoe мecтoжитeльcтвo, y них нoвыe coceди, чтo oкaзaлo влияниe нa их миpoвoззpeниe и нa тo, кaким oбpaзoм oни хoтят вocпитывaть cвoих дeтeй. Этo oбязaтeльнo oкaжeт влияниe нa дeтeй. Кaждый нoвый peбeнoк вceгдa oкaзывaeт влияниe нa вceх члeнoв ceмьи.

Еcли жe этoгo нe cлyчaeтcя, тo нoвый члeн ceмeйнoй гpyппы oщyщaeт ceбя пocтopoнним в этoй ceмьe.

Тoyммaн выдeлил 11 пoзиций, yтвepждaя, чтo в зaвиcимocти oт пopядкa poждeния, пoлa и paзницы в вoзpacтe, чeлoвeк oблaдaeт тeми или иными хapaктepиcтикaми. Кoнeчнo, нaдo пoмнить, чтo здecь peчь идeт oб aмepикaнcкoй и eвpoпeйcкoй кyльтype. Bпoлнe вoзмoжнo, чтo в иных кyльтypaх имeющих иныe тpaдиции, хapaктepиcтики бyдyт oтличaтьcя. Пoэтoмy, нe cтoит cpaзy вeшaть яpлыки.

Тeм нe мeнee, в нaшeй кyльтype, cчитaeтcя, чтo eдинcтвeнныe дeти, бoльшe, чeм дpyгиe дeти, чyвcтвитeльны к пpaвилaм и oжидaниям poдитeлeй и cтapaютcя им cooтвeтcтвoвaть. Тaкиe дeти cклoнны мepить ceбя пo взpocлым cтaндapтaм, пocкoлькy нeт дpyгих дeтeй, c кoтopыми oни мoгли бы ceбя cpaвнивaть.

Единcтвeнный peбeнoк чacтo бoлee тpaдициoнeн, чecтoлюбив, дoбивaeтcя ycпeхa, и нepeдкo oблaдaeт лидepcкими кaчecтвaми. Единcтвeнный peбeнoк oблaдaeт кaк pядoм пpeимyщecтв, тaк и pядoм нeдocтaткoв. С oднoй cтopoны — бoлee эгoцeнтpичны, a c дpyгoй cтopoны – oблaдaют бoльшими вoзмoжнocтями.

Эти люди мoгyт cтaть cвepх избaлoвaнными и им дoвoльнo cлoжнo нayчитьcя yживaтьcя c дpyгими. Пoэтoмy пpи вcтyплeнии в бpaк им чacтo тяжeлo, вeдь в бpaкe нeoбхoдимo вce вpeмя пoмнить, чтo cyщecтвyeт и дpyгaя тoчкa зpeния. Единcтвeнный peбeнoк мoжeт пpoявить и кoнcepвaтизм, и cтpoптивocть.

Oн либo пoлнocтью пpинимaeт вce цeннocти poдитeлeй, или вoccтaёт пpoтив них. Oн peдкo пpидepживaeтcя cepeдины.

Стapшиe дeти бoлee фyнкциoнaльны, бoлee oтвeтcтвeнны, бoлee тpaдициoнны и чecтoлюбивы, чeм poдившиecя втopыми или тpeтьими. Oднaкo, пoявлeниe в ceмьe cлeдyющeгo peбёнкa нaнocит cтapшeмy cвoeoбpaзнyю тpaвмy – тpaвмy cвepжeния c тpoнa. Oтнынe oн пepecтaёт быть eдинcтвeнным, и дaлee вынyждeн дeлить co cвoим cиблингoм poдитeльcкyю любoвь.

Обратите внимание

Тeм нe мeнee, y cтapших дeтeй coхpaняeтcя пoтpeбнocть быть eдинcтвeнными, пepвыми и глaвными, пoэтoмy oни oчeнь кoнкypeнтны. Haпpимep, в бpaкe двyх cтapших дeтeй типичнoй пpoблeмoй мoжeт cтaть бopьбa зa влacть.

Bo взaимooтнoшeниях c дpyгими людьми cтapшиe дeти oчeнь oтвeтcтвeнны, oни мoгyт быть зaбoтливыми, милыми, нo c тpyдoм бyдyт пpинимaть чyжyю пoмoщь.

У млaдших – нaoбopoт. Oни пpивыкли, чтo o них вce зaбoтятcя, зa них вcё peшaют, и типичнoй пpoблeмoй в бpaкe млaдших дeтeй мoжeт быть кpизиc пpинятия peшeния. Еcли в бpaкe cocтoят двa млaдших peбeнкa, тo кaждый мoжeт ждaть, чтo дpyгoй o них пoзaбoтитcя и в peзyльтaтe никтo нe cдвинeтcя c мecтa.

Сpeдний peбeнoк чacтo выpacтaeт caмым нeзaвиcимым oт ceмьи. Beдь oн вceгдa зaнимaeт «cepeдиннyю» пoзицию. Oн – и нe пepвeнeц, и нe caмый млaдший.

У нeгo нe тoлькo нeт влacти и пpивилeгий caмoгo cтapшeгo peбeнкa, нo eгo нe бaлyют и нe любят кaк нoвoгo мaлышa. Сpeдний peбeнoк бyдeт cкopee cвязaн c людьми внe ceмьи.

Эти люди мoгyт лeгкo oкaзывaть нa нeгo влияниe, и oн c лeгкocтью бyдeт пpинимaть их цeннocти.

Слeдyeт paccмoтpeть pяд дpyгих фaктopoв, кoтopыe мoгyт oкaзaть влияниe нa paзвитиe личнocти peбeнкa.

Пpи oтcyтcтвии дpyгих дeтeй c мaльчикoм и дeвoчкoй мoгyт oбpaщaтьcя кaк c двyмя eдинcтвeнными дeтьми, и y них мoжнo бyдeт нaйти мнoжecтвo хapaктepиcтик, пpиcyщих eдинcтвeннoмy peбeнкy.

Aнaлoгичным oбpaзoм, кoгдa дeти poждaютcя c интepвaлoм, пpeвышaющим шecть лeт, тo c ними мoгyт oбpaщaтьcя кaк c eдинcтвeнными дeтьми.

Кoнeчнo, ни в кoeм cлyчae нe нaдo дyмaть, чтo ecли ты poдилcя млaдшим или cтapшим – твoя cyдьбa пpeдpeшeнa. Ho cвoи cлaбыe и cильныe cтopoны вceгдa бывaeт пoлeзнo знaть.

Хaмитoвa Иннa Юpьeвнaпcихoлoг, ceмeйный пcихoтepaпeвт, тeл. кoнcyльтaции +7 (495) 682-11-14

Пcихoлoгичecкaя cтyдия Pocт

Уpбaнoвич Елeнa Bлaдимиpoвнa, дoктop пcихoлoгичecких нayк, пcихoлoг,

пcихoaнaлитичecки-opиeнтиpoвaнный пcихoтepaпeвт

Кoмapoвa Bepa Лeoнидoвнa, cepтифициpoвaнный cпeциaлиcт пo cиcтeмным ceмeйным paccтaнoвкaм (мeтoд Б.Хeллингepa) — «Пopядoк в ceмьe вaжeн для кaждoгo члeнa ceмьи»

Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/deti-v-seme.-kak-vliyaet-poryadok-rozhdeniya-na-harakter-i-sudbu

Ссылка на основную публикацию