Причины стресса или стресс факторы

Сущность, факторы и виды стрессов

Стресс (от англ. stress — «давление, напряжение»)- состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

Участие в конфликтных ситуациях часто сопровождается усилением стрессового состояния человека.

Конфликт представляет собой сложные отношения между оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу.

Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через стрессовое состояние одного из ее участников, довольно часто приводит к конфликтам.

Обратите внимание

Например: руководитель подразделения по дороге на работу долго стоял в «пробке» на дороге, опоздавши на важное совещание в организации. В результате сотрудники подразделения — его подчиненные — получили выговор за грехи, которых не было. (Состоялось перенесение негативных эмоций из внешней ситуации, неподвластных человеку, на внутреннюю).

Стресс, так же, как и конфликт, тесно связан с потребностями человека, невозможностью реализовать их, а это приводит к многократному усилению действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: в момент стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко растут, но только на определенное время.

Продолжительность этого периода и последствия для организма у каждого человека свои.

В целом считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а длительный и значительный — может привести к разным нежелательным последствиям.

По данным исследований физиологов, если стресс длится месяц, год и уже стал причиной какого-либо заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

В целом стресс — явление достаточно распространенное и обычное. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для лица, так и для организации в выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему обид, чувства собственной незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне.

Пример. Подчиненный не согласен с мнением начальника, тот настаивает и заставляет сделать так, как он считает нужным. Хотя для подчиненного вопрос является крайне важным, но убедить начальника он не в состоянии, а уйти на другую работу пока невозможно, то работник уступает, подчиняется.

Важно

В результате подчиненный находится в состоянии внутриличностного конфликта, следствием чего является его стрессовое состояние. Если же подчиненный уверен в своей правоте, настаивает на ней, то непременно возникнет конфликт с начальником, следствием которого может стать увольнение этого работника из организации.

Конфликтные ситуации нередко сопровождаются сильными переживаниями, которые переходят в стресс. Умелое управление стрессами позволяет предотвращать конфликты, а в случае их возникновения — грамотно их решать.

Небольшой и непродолжительный стресс может лишь слегка влиять на человека, а длительный и (или) значительный выводит из равновесия его физиологические и психологические функции, отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, эффективности труда и отношений в коллективе (в этом случае его называют дистресс) .

Факторы вызывающие стресс — это воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды, что приводит его в состояние стресса. Основные факторы, влияющие на возникновение стресса человека в организации: организационные, внутриорганизационные, личные.

Организационные факторы определяются позицией индивида в организации, в частности, отсутствием работы, соответствующей его квалификации; плохими отношениями с сотрудниками; отсутствием перспектив роста, наличием конкуренции на рабочих местах и др.

Рассмотрим примеры организационных факторов:

Недостаточные нагрузки сотрудника, по которым работник не имеет возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;

Ситуация, что достаточно часто встречается в отечественных организациях, перешедших на сокращенный режим работы или вынужденных сокращать объемы работ через неуплату заказчиками;

Недостаточно хорошее понимание работником своей роли и места в производственном процессе, коллективе;

Такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясность задачи, отсутствием перспектив роста;

необходимость одновременного выполнения различных задач, не связанных между собой, но срочных.

Совет

Эта причина часто встречается среди руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;

Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию деятельности организации в период резкой смены направлений ее активности;

Такая ситуация характерна для значительного числа крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и простые сотрудники являются оторванными от процесса принятия решений.

На многих фирмах Запада существуют целые программы привлечения персонала к делам фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества изделий, выпускаемых.

Изменение задач наемного рабочего после перехода на работу в частные структуры, осознание этим работником своей основной задачи — увеличение прибыли владельца этой фирмы.

Внутриорганизационные факторы вызывают возникновения стрессов в результате действия таких обстоятельств:

  • отсутствием работы или длительным ее поиском;
  • конкуренции на рынке труда;
  • кризисного состояния экономики страны и региона в частности;
  • семейных трудностей.

Личные факторы, которые вызывают состояние стресса, начинают действовать под влиянием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и т.д.

Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов.

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или такой, что существует длительное время) значительной физической и моральной нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которой его нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

Острый стресс — состояние человека после события или явления, в результате которого он потерял психологическое равновесие (конфликт с начальником, ссоры с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает от физической перегрузки организма и воздействия на него вредных факторов окружающей среды (высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленного самолюбия, работы не соответствующей квалификации.

Кроме того, такой стресс может быть результатом психологической перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственности за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.

Кроме того, на сегодня выделяют так называемый «менеджерский тип стресса», он обусловлен многими факторами, связанными с деятельностью менеджеров и их взаимоотношениями с людьми в условиях сложных рыночных отношений.

Когда динамически изменяется окружающая среда и конъюнктура рынка, усиливается конкурентная борьба, и поэтому необходимо принимать оперативные адекватные управленческие решения для обеспечения устойчивого развития предприятия и его конкурентоспособности.

Источник: http://psyznaiyka.net/conf-stress.html?id=2

Стресс. Виды и причины стресса

Психологический стресс представляет собой неспецифическую общую реакцию организма при внешнем или внутреннем повреждающем воздействии на него независимо от силы воздействия. Следствием такой реакции является адаптация организма к новому состоянию, возникшему в данное время действия, и способность противостоять отрицательному влиянию на него.

Термин стресс введен канадским ученым-медиком Гансом Селье, как само явление изучается в теоретической и практической психологии, социологии, биологии, широко используется в обыденной жизни людей. Стресс проходит три фазы (стадии) развития: стадию тревоги, адаптации и истощения.

Виды стресса

Стресс может быть двух видов: положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс). Кроме того, стресс может быть легким и тяжелым, губительным и острым, а также имеющим хроническую форму, когда человек длительное время живет в стрессогенной обстановке.

Положительный (полезный) стресс – это стресс, который несет позитивные эмоции и качественно влияет на изменения в жизни, а отрицательный – напротив, действует угнетающе, вызывает неуверенность в себе и страх перед будущим.

Острый стресс характеризуется реакцией на внезапный угрожающий фактор. В такой ситуации человек, как правило, имеет два пути: первый – спасаться от угрозы, к примеру, когда на него внезапно нападают, и другой – защищаться. Такие состояния переживаются очень болезненно и имеют свои последствия: человеку необходим определенный период для психологического восстановления.

Хронический стресс противоположен острому тем, что протекает в течение длительного времени и возможность быстро «спастись» не представляется возможным.

Примером такого состояния может служить длительный конфликт на работе, когда человек вынужден каждый день находиться рядом с возбудителем спокойствия, ожидать проявления негативных событий и сдерживать в себе отрицательные эмоции.

Причины стресса

Как мы уже говорили, причинами стресса, или другими словами стрессорами могут служить внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся: конфликты в семье, с ребенком, на работе, финансовые трудности, длительная болезнь, дорожно-транспортное происшествие и т.д.

К внутренним факторам относятся: страхи, реакция на трудности, субъективное отношение к различным жизненным ситуациям, опасения, неоправданные желания, разочарование, ревность, предрассудки и многие другие состояния.

Тревожные расстройства

Степень тяжести и опасности стрессовой ситуации зависит не столько от самой ситуации, сколько от того как сам человек ее оценивает. Так, к примеру, стрессором может послужить вождение автомобиля, если до этого он никогда не управлял транспортным средством, а для водителя со стажем это событие не будет являться стрессом, а наоборот вызовет положительные эмоции.

Для того, чтобы пережить стресс не обязательно наличие самого стресса, достаточно будет ожидания угрозы какого-то события, к примеру, перед трудным и решающим экзаменом, перед кабинетом врача-стоматолога, перед публичным выступлением, перед ответственной работой и другими ситуациями, которые могут послужить для нас стрессором.

Источники стресса

Источники стресса разделяют на две категории: психические или психологические и физические стрессы.

Психологические факторы и причины понятны и очевидны – в первую очередь это волнение, переживание, фрустрация, тревога, страх, боязнь перед событием, которое может случиться или уже произошло.

Читайте также:  Чем полезна езда на велосипеде - велосипедный спорт

К физическим стрессам относится плохой аппетит, нарушения сна, различные болезненные состояния, инвалидизация.

Переживая стресс, наш организм не только психологически, но и на физическом уровне ощущает стрессорность:

  • учащенное сердцебиение;
  • повышенное артериальное давление;
  • напряжение мышц;
  • расширение зрачков;
  • нарушенное дыхание;
  • сухость во рту;
  • дрожь в голосе;
  • затруднение глотательных рефлексов;
  • холодная кожа;
  • дрожь в конечностях (ногах и руках);
  • повышение адреналина и т.д.

Наш организм реагирует на опасность на уровне инстинкта самосохранения, основную роль выполняют наши эмоции – лимбическая, центральная и периферическая нервная система. Чувство опасности, страх, вызывает у нас определенное состояние независимо от нашей силы воли, в особенности острые переживания несет внезапная опасность.

Положительные эмоции

Состояние острого стресса может быть не только опасным, но и полезным для человека. Такое состояние мобилизует силы, заставляет быстро принимать решения, действовать в короткое отведенное время, и получать соответствующие результаты, другими словами побеждать, так как промедление может оказаться поражением.

Но как любая вещь имеет две стороны, так и стресс имеет и губительную сторону. Тут зависит все от тяжести, внезапности и длительности стресса, от тех причин, которые вызвали такое состояние, от силы воздействия той или иной ситуации или информации на нашу психику.

Так, при излишнем воздействии стресса могут возникнуть психосоматические заболевания, вегетативная дисфункция (вегетососудистая дистония), бронхиальная астма, язва желудка, ревматоидный артрит, псориаз, стенокардия, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и другие.

Пребывание в постоянном стрессе может привести к психическим заболеваниям, таким как: депрессия, тревожно-фобические расстройства, панические атаки, обсессивно-компульсивное расстройство и т.д., а также нарушить и ослабить сексуальную функцию мужчины или женщины.

Психика человека устроена так, что каждый раздражитель сразу получает свою ответную реакцию. Слезы, огорчение, раздражительность, радость, смех, чувство счастья, все это может выступить в той или иной степени стрессом и будет длиться до тех пор, пока ситуация, вызвавшая стресс, не исчезнет.

Пономарев Сергей Вячеславович, психолог высшей категории.

При использовании материала статьи ссылка на сайт www.psv.com.ua обязательна.

Другие статьи по теме:
Стресс. Как бороться со стрессом.

Источник: https://psv.com.ua/stress-vidyi-i-prichinyi-stressa/

Причины стресса и методы его преодоления

В наши дни все любят рассуждать о стрессе. Это слово используют при указании на всякое событие, наносящее травму психике и нарушающее её равновесие. Однако, многие не имеют никакого представления о том, что же такое стресс, каковы причины стресса, хотя знания об этих вещах современному человеку необходимы, как воздух.

Природа стресса

Прежде, чем рассматривать причины и природу стресса, надо чётко уяснить значение данного термина и докопаться до сути его природы.

Если просто перевести с английского слово «стресс», то его буквальное значение будет давление, напряжение. Научное понимание стресса определяет его, как реакцию организма в ответ на всякий раздражающий фактор. Причём степень реакции у людей будет разной, так как зависит от их способностей к адаптации.

Профессиональный стресс причины профессионального стресса

Обстоятельства, вызывающие стрессовое напряжение, могут иметь как приятный, так и неприятный характер. Любой случай или известие могут привести к стрессу, то есть превратиться в стрессор.

В то же время станет ситуация стрессовой или нет, будет зависеть не только от нее одной, но и от характера самого человека, его жизненного опыта, уверенности в своих силах и многих других личностных факторов.

Огромную важность играет, несомненно, анализ угрозы, вероятность неблагоприятных последствий, проистекающих из ситуации.

В стрессовой обстановке человек выказывает нехарактерные для него в обычном состоянии реакции и признаки плохого самочувствия. Скажем, может наблюдаться головная боль или усилиться сердцебиение.

Знание причин стрессового состояния поможет его предотвратить, а также устранить последствия стресса.

Если попытаться систематизировать огромный список причин стрессовых ситуаций, то можно выделить следующие:

  1. На человека угнетающе действуют обязанности, которые он должен непременно выполнять;
  2. Постоянный недостаток времени;
  3. Бессонница;
  4. Семейные и рабочие конфликты;
  5. Текущая жизненная ситуация вызывает недовольство;
  6. Ощущение своей неполноценности;
  7. Одиночество;
  8. Неуважение самого себя.

Причины и природа стресса

Все эти причины ведут к появлению так называемого дистресса, разрушительно действующего на психическое и физиологическое состояние человека. Но причинами стрессового напряжения могут являться также радостные события, к примеру, свадьба. В этом случае возникает эустресс, помогающий организму мобилизоваться, придающий ему энергии, активности.

В зависимости от причин выделяют различные виды стресса: информационный, социальный, травматический, профессиональный.

Особый интерес представляет профессиональный стресс, так как в современное время именно рабочие ситуации стали одним из наиболее распространенных факторов, приводящих к тяжелому стрессовому состоянию, становящемуся источником серьезных заболеваний. Рассмотрим данный вид подробнее.

Профессиональный стресс и его причины

На рабочем месте человек проводит очень много времени, иногда больше половины своей жизни. Часто именно там он тратит все свои физические и душевные силы, как бы «сгорая» на работе.

Причина и следствие конфликта стресс

Профессиональный стресс возникает как в результате физических, так и психологических причин. Физическими факторами могут быть, скажем, чрезмерная нагрузка на организм, вредные производственные факторы.

Психологические причины профессионального стресса– большая ответственность, нехватка или обилие информации, недостаток времени, неясность ситуации, недовольство степенью продвижения по служебной лестнице, конфликтная обстановка с коллегами и множество других факторов.

В реальной жизни можно встретить много профессиональных стрессов. Чтобы лучше понять факторы, вызывающие их, психологами проводится определенная классификация, в результате которой выделяются следующие разновидности профессиональных стрессов:

  1. Информационный, сопровождаемый сильным умственным напряжением, не позволяющим правильно решить возникающую проблему, вследствие чего эффективная работа становится невозможной.
  2. Коммуникативный – недостаток навыков выстраивания необходимых связей, неспособность противодействия исходящей в ваш адрес агрессии, быстрое попадание под чужое влияние.
  3. Эмоциональный, происходящий вследствие неумения адаптироваться к заданным обстоятельствам, неверного выбора социальной позиции в коллективе, отсутствии понимания, происходящего вокруг. Обычно такие сложности характерны для тех, кто не обладает достаточным профессиональным уровнем для карьерного роста.

Методы противодействия стрессу

Для борьбы с профессиональным и другими видами стресса существует множество различных методов. Основными из них являются:

  • дыхательная гимнастика;
  • аутогенная тренировка;
  • музыка;
  • физические занятия;
  • разнообразные методики релаксации;
  • психотерапия.

Особой методикой является устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков в разных жизненных ситуациях.

Борьба со стрессом

Последний метод можно подразделить на три составляющие:

  1. Выработка правильных навыков коммуникации, заключающихся в умении избегать ненужной критики в адрес собеседника, а при необходимости критической ремарки, сделать все возможное для смягчения ее обидного воздействия, так как всякая критика – прямой путь к конфликтному противостоянию и стрессовой обстановке.
  2. Борьба с собственной неуверенностью, состоящая в коррекции заниженной самооценки и избавлении от чувства неполноценности.
  3. Использование эффективного целеполагания, позволяющего ставить конкретные, достижимые при определенных условиях, позитивно сформулированные цели, зависящие от вас и имеющие приемлемую для вас цену.

Невозможно прожить без воздействия разнообразных раздражающих факторов, полностью избегая стрессовых ситуаций. Надо лишь правильно реагировать на напряженные обстоятельства, не допуская тяжелых последствий.

Вариантов преодоления кризиса есть огромное количество. Но лучшим способом всегда будет профилактика стресса.

Придерживайтесь здорового образа жизни, регулярно отдыхайте и больше радуйтесь, испытывая эустресс, а не дистресс.

Источник: https://stressamnet.ru/zachita-ot-stressa/prichiny-stressa/

Причины и факторы стресса (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….2

1. Стрессы в организационном поведении …………………………………………3

1.1. Сущность стресса …………………………………………………………….3

1.2. Динамика стресса …………………………………………………………….6

2. Причины и факторы стресса ……………………………………………………..8

2.1. Внешние стрессоры …………………………………………………………9

2.2. Стрессоры, связанные с организацией ……………………………………11

2.3. Групповые стрессоры ……………………………………………………. 15

2.4. Роль характера личности на развитие стресса у человека ……………….15

3. Методы борьбы со стрессом ……………………………………………………18

Заключение …………………………………………………………………………22

Список использованной литературы ……………………………………………. 23

1

Введение

Умение саморегуляции становится крайне важным в условиях повышенной стрессогенности нашей деловой и личной жизни.

Определить, что такое стресс, — трудно, но еще труднее его квалифицировать. Стрессы создаются окружающей обстановкой, которая требует адаптируемого поведения. Причиной их возникновения могут быть различные факторы, начиная с незначительных нарушений привычной обстановки вплоть до серьезных обстоятельств, как, например, болезнь, тяжелая семейная утрата, развод и т.д.

В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психического напряжения, отрицательно воздействуя на людей, вызывая у них стресс. Формула стресса такова: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции».

Исследования воздействия стресса на человека связаны с медици­ной и работами Г. Селье, считающегося первооткрывателем стресса. Проводя исследования по поиску гормонов, он обнаружил, что по­вреждение живой ткани вызывается практически любым негативным воздействием, названным им синдромом общей адаптации , а десятилетием позже появился термин «стресс».

Стресс в современном мире превратился в источник вполне оправданного беспокойства и одну из основных тем теории организационного поведения и практики управления человеческими ресурсами. Например, только в США стресс обходится производству и огромную сумму (порядка 70 млрд. долл. в год).

Он снижает производительность труда, способствует прогулам, негативному физическому и психологическому состоянию и самочувствию работников, потере до 10% прибылей компаний.

Обратите внимание

Специалисты в сфере здравоохранения свидетельствуют, что до 90% жалоб пациентов связаны с различными функционально-психологическими расстройствами, вы­званными стрессами.

2

1. Стрессы в организационном поведении

1.1. Сущность стресса

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма.

Стресс обычно воспринимается как негативное явление вызван­ное какой-либо неприятностью (болезнь близких, объявление выго­вора начальником подчиненному за какую-нибудь мелочь в работе, причем, может быть, и не по его вине). Однако есть и позитивный стресс, называемый ю-стресс (от греч. — «хороший»), связанный с радостными событиями (встреча с любимым, привлекательным или уважаемым знакомым, предложение повышения по службе и т.п.).

Заметим, что стресс:

· не просто беспокойство, охватывающее эмоциональную и психологическую сферы человека (стресс охва­тывает дополнительно и физиологическую, и социальную сферы);

Читайте также:  Как стать победителем: установка на победу в конфликтных ситуациях

· не просто нервное напряжение;

· не обязательно нечто вредное, плохое, чего следует избегать.

Ведь существует и ю-стресс. Поэтому главное состоит в том, как человек реагирует на стресс. Стресс неизбежен, однако его негативного воздействия можно избежать или, по крайней мере, эффективно его контролировать.

Сегодня синонимом стресса все чаще выступает ставшее попу­лярным понятие «истощение», являющееся одним из видов стресса и характеризующееся эмоциональным истощением, потерей лично­стной ориентации, заниженной самооценкой. Оно чаще всего при­суще сотрудникам,

работающим в сферах, связанных с коммуника­циями людей, а также в образовании, медицине, государственном и муниципальном менеджменте, общественной деятельности и др.

Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождает­ся усилением стрессовых состояний человека.

Понятие «стресс» заимствовано из техники, где оно означает спо­собность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Лю­бая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомне­ний. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут выве­сти из равновесия и физиологические, и психологические функции.

Важно

Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты.

3

Таким образом, стресс личности — состояние общего напряжения организма, возникающее в результате различных причин. Физиологи­ческий механизм возникновения стресса состоит в следующем. При первом же признаке опасности сигналы из мозга приводят тело в состояние необходимости действовать.

Надпочечные железы проду­цируют адреналин, норадреналин и кортикоиды. Эти химические эле­менты приводят организм в состояние повышенной активности на ко­роткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия.

Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разво­рачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий.

При многократном повторении в долговременной перс­пективе может привести к вредным последствиям.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки, мобилизуются все резервы орга­низма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интер­вале времени.

Например, когда мать с ребенком переходила улицу, произошла ава­рия и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов припод­няла машину и вытащила коляску с младенцем.

Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. Наблюдениями выявлено, что тяжелая фи­зическая нагрузка способствует нейтрализации действия «гормона стрес­са»: чем суровее условия жизни, тем сильнее мобилизуются резервы организма, но при условии, что человек настроен на выживание.

Совет

Как отметил директор Института нормальной физиологии К. Су­даков, если стресс продолжается многие месяцы и стал пусковым мо­ментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции орга­низма в норму практически невозможно.

В целом стресс явление достаточно обычное и часто встречаемое.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при вы­полнении поставленных задач.

Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.

Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, в обобщенном виде они представлены на рис.1.

4

Рис. 1. Виды стрессов личности

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или сущест­вующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в ре­зультате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, пос­тоянная спешка, выяснения отношений).

Острый стресс — состояние личности после события или явления, в результате которого у нее те­ряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает при физиче­ской перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, по­вышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответ­ствующая квалификации работа.

Кроме того, стресс может быть ре­зультатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и про­должительной работы.

Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях инфор­мационных перегрузок или информационного вакуума.

5

1.2. Динамика стресса

Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь пред­ставление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 2).

Источник: http://MirZnanii.com/a/170154/prichiny-i-faktory-stressa

Понятие стресса, стресс-факторов, адаптаци

Определение 1

«Стресс» — это современное слово, которое широко используется (и часто неверно) во многих популярных журналах и книгах. Тысячи пособий по практической психологии обещают научить, как избежать стресса или преодолеть его. Но как можно его преодолеть, если стресс — это неспецифическая реакция организма на влияние раздражителей по любому его требованию.

Понятие стресса введено в науку канадским учёным Г. Селье для обозначения однотипной реакции, возникающей в организме под действием на него разнообразных раздражителей.

У человека одинаковый по интенсивности стресс может быть вызван как серьёзной опасностью, так и творческим достижением.

Другими словами, стресс не всегда имеет негативные влияния. Иногда он является важной частью повседневной жизни. Требования и изменения, порождаемые стрессом, открывают возможности для адаптации к новым условиям жизни. В конце концов, без некоторого уровня стресса любая активная деятельность человека невозможна. Таким образом, стресс далеко не всегда причиняет вред.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Обратите внимание

Потенциально опасным для человека может быть достаточно длительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (стрессоров), которые усложняют или делают невозможным приспособление к потребностям ситуации.

При любом действии экстремальных факторов как физических (жара, холод, травма и т.п.), так и психических (опасность, конфликт, радость и т.п.) в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление влияния этих факторов через адаптацию организма к ним.

Важное значение для характера последствий (позитивных и негативных) действия стресса на организм имеет поведение в ответ на стрессовую ситуацию. Активный поиск способов её изменения содействует стойкости организма и предотвращает развитию болезни.

Реакции автономной нервной системы и эндокринной системы человека на действие стресс — факторов

В реакции человека на действие стрессоров выделяют три стадии:

  1. реакция тревоги;
  2. стадия сопротивления;
  3. стадия истощения.

При реакции тревоги активируется симпатический отдел автономной нервной системы.

В стадии сопротивления организм мобилизирует свои ресурсы, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию.

При большинстве заболеваний или травм к поражённому участку поступают антитела. При психических стрессах симпатический отдел автономной нервной системы готовит организм к борьбе или побегу.

В случае психического стресса истощение приобретает формы нервного срыва, а иногда вызывает психическое заболевание или психосоматические расстройства.

Каждый человек проходит эти стадии много раз. Если сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

Но, если стрессор действует длительное время, ресурсы организма могут истощиться и будет развиваться заболевание.

При сильных раздражениях (холодом, патогенными микробами и т. п.) эта реакция проявляется однотипной усиленной секрецией гормонов коры надпочечников (кортикостероидов), уменьшением органов лимфатической системы и образованием язв желудочно — кишечного тракта.

Совокупность этих реакций является проявлением общего адаптационного синдрома.

Организм сначала приспосабливается к действию любого раздражителя «в общем», а потом на фоне общей стрессорной реакции возникают специфические, присущие только для данного раздражителя изменения.

Развитие стрессорной реакции зависит от силы и длительности действия раздражителя.

Важно

Биологическое значение стресса состоит в преждевременной подготовке организма для его приспособления к необычным условиям.

Прежде всего, стресс — это естественная и даже полезная составляющая нашей повседневной жизни.

Именно стресс помогает быстрее реагировать в различных ситуациях. Но ежедневное напряжение, дефицит времени, постоянная занятость на работе и дома, отсутствие удовольствия от выполняемой работы, неумение и нежелание отдыхать могут привести к значительным эмоциональным и физическим проблемам.

Потому психоэмоциональный стресс и рассматривается как фактор, способствующий развитию сердечно — сосудистых заболеваний — артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца.

Понятие адаптации

Длительный стресс негативно влияет на организм, особенно на функцию сердечно — сосудистой системы. Повышенная концентрация так называемых гормонов стресса — адреналина и норадреналина, непосредственно действует на сердце, кровоносные сосуды и вызывает развитие артериальной гипертензии, увеличение уровня холестерина и глюкозы в крови.

Однако стресс нельзя рассматривать лишь как негативное явление — он стимулирует организм к адаптации, усовершенствованию, развитию.

Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, его организм мобилизируется, стараясь выйти из неё, но если стресс длится долго — организм истощается и возникают разнообразные заболевания — например, гипертония, язвы, бронхиальная астма, экземы, дерматиты или же депрессии. [Определение] Адаптация — все виды врождённой и приобретённой приспособительной деятельности организмов к постоянно изменчивым условиям среды, которые происходят на клеточном, системном и организменном уровнях. [/Определение]

Замечание 1

Особенное значение для адаптации организма человека в условиях стресса играет гипофиз — адреналиновая система.

Постоянная повышенная эмоциональность, несознательное беспокойство и тревога свойственны подростковому возрасту. Это вызвано прыжком в росте, усилением внутреннесекреторной деятельности половых желез, что влияет и на психологическое состояние. Некоторые социальные условия жизни, связанные с трудностями, неудачами, конфликтами дома и в школе, могут привести к психологическому напряжению.

Потому некоторые подростки, вместо того, чтобы преодолевать эти сложности, начинают курить, употреблять алкогольные напитки или другие наркотические вещества. Даже легализованные наркотические вещества, к которым относится никотин, содержащийся в табачных изделиях, и этиловый спирт (этанол), который есть в алкогольных напитках, причиняют вред не вполне сформированному организму подростка.

Читайте также:  Как вылечить стресс - лечение стресса

Совет

Одной из острейших социальных проблем современности является употребление чрезвычайно сильнодействующих наркотических веществ, употребление которых запрещено у нас законом. К таким веществам относятся опиаты: морфин, кодеин, героин, гашиш и т. п.

Известно, что употребление этих веществ на протяжении длительного времени, даже в малых дозах, приводит к возникновению зависимости — состояния, при котром организм не может больше обходиться без наркотического вещества. Это вызывает сложное в лечении заболевание: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию.

Замечание 2

Важно в подростковом возрасте не поддаваться влиянию различных негативных влияний. Жизнь многогранна, и возможности, заложенные в каждом человеке, необходимо реализовывать посредством учёбы, интересной трудовой деятельности, спорта.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/ponyatie_stressa_stress-faktorov_adaptaci/

Причины стресса: классификация, симптомы и модели реагирования

Стресс в психологии – совокупность физических и психологических реакций человека, вызванные раздражающим негативным действием слабой, средней силы и очень сильной степени. В медицинской энциклопедии описаны четыре основные причины, вызывающие развитие эмоционального стресса и психического напряжения, к ним относятся:

  1. Хронические психоэмоциональные перегрузки – положительные и отрицательные.
  2. Кратковременные нервные потрясения.
  3. Воздействие физического характера: механические повреждения, связанные с нападениями,катаклизмами, несчастными случаями.
  4. Информационная перегрузка. Развитие негативной эмоциональной реакции на переизбыток информации.

В 1936 году австро-венгерский доктор наук Ганс Селье, лауреат нобелевской премии, опубликовал статью о синдроме, вызываемом разными повреждающими агентами. Позже он выделил 6 теорий возникновения и развития стресса, описал их симптомы. Ввёл такие понятия как дистресс – длительный, вредоносный фактор и эустресс (полезный), развивающий адаптационные возможности человеческого организма.

Модели, причины развития нервного стресса – классификация Ганса Селье

  1. Конституционально-генетический фактор. Человек не может регулировать психические реакции организма и контролировать адаптационную реакцию, определенную генетически.
  2. Предрасположенность, склонность к развитию неблагоприятных эмоциональных реакций. Вызваны взаимодействием нескольких факторов: экологии, места обитания, влияния сильного стрессового события.

  3. Психодинамический фактор – становится заметный после продолжительной по времени тревоги, агрессии, любого подавляемого негативного чувства, эмоции.
  4. Междисциплинарный фактор. Характеризуется комплексным развитием нарушений поведенческих, психических, физиологических процессов. Возникает в результате стимулирования тревожного состояния.
  5. Интегративный фактор.

    Внезапное появление проблемы, последующие поиски конструктивного решения или невозможность избавиться от причины, вызывающей дискомфорт. От силы воздействия зависит скорость развития защитной или агрессивной реакции человека.

Ганс Селье считал, что некоторые воздействия на организм вызывают развитие приспособленческих реакций.

Примером могут послужить регулярные или спорадичные интенсивные тренировки, профессиональный спорт. В 1970-х годах российские доктора медицинских наук (Гаркави Л.Х., Уколова М.А., Квакина Е.Б.) выяснили, что патологической считается реакция на раздражители средней и чрезвычайно сильной степени воздействия.

Непродолжительные раздражители психоэмоциональные, физические – развивают стрессоустойчивость, адаптационные возможности человека.

Каковы негативные реакции, вызванные эмоциональными нагрузками?

  • Основной признак – навязчивые, длительные головные боли, изредка мигрени.
  • Симптом ухудшения зрения, нарушения зрительной функции.
  • Развивается нарушение пищеварения, спазмы желудке, кишечнике, вызванные нервными переживаниями.
  • Некачественный сон, раздражительность, приступы агрессии так же являются признаками нервной перевозбуждённости.
  • Повышение артериального давления.

Механическое раздражение можно разделить на две подгруппы: спровоцированные самостоятельно и непредвиденные внезапные обстоятельства. Источник воздействия, регулирующий интенсивность, определяет ответную реакцию организма – она, соответственно, будет разной степени выраженности.

Польза кратковременного эустресса

Искусственно созданные ситуации, как туристика, спортивные тренинги, организованные самостоятельно психически здоровыми людьми, считаются полезными, за ними следует:

  • Улучшение иммунитета, тренировка сердечно сосудистой системы.
  • Ускорение кровообращения, мозговой деятельности.
  • Вызывают выброс адреналина, β-эндорфина, пролактина и тироксина.

Данные гормоны вызывают ответную реакцию на раздражитель, мобилизируют резервные возможности нервной системы. Полезны тем, что приводят в нужный тонус, пробуждают и возвращают активную жизнедеятельность.

Последствия сильного негативного влияния:

  • Посттравматический шок, перемена характера.
  • Развитие фобий, навязчивых страхов и мыслей, раздражительность.
  • Длительный восстановительный период.

Хронические эмоционально утомляющие факторы носят название дистресса.

Могут развиваться в течение длительного временного периода 5-7 лет, являются причиной психического истощения, так как ситуация не прекращается, а необходимой передышки не наступает.

Видимыми симптомы эмоционального перенапряжения становятся, когда нервная система перестаёт справляться с негативной нагрузкой.

4 стадии хронического нервного перенапряжения, система оценки:

Описанные стадии актуальны исключительно для сильных и очень сильных негативных воздействий.

  1. Начальный стресс – появление, развитие тревожности. Последствия становятся заметны после изменения поведения, небольших нарушений функционирования вегето-сосудистой системы. Человек не сконцентрирован, не успевает совершать занятия по графику.
    Появляются жалобы на приступы учащённого сердцебиения, головные боли, лёгкое головокружение, небольшие расстройства пищеварения. Усталость глаз, вызванная психической нагрузкой, является первым симптомом, что необходим отдых. Неквалифицированная самопомощь является причиной усугубления ситуации.
  2. Этап оказания отпора, зависит от резервных запасов организма. Устойчивая психика и крепкие нервы продлят период. Если человек вовремя определит негативную причину, устранит её – возможен быстрый переход к нормальному состоянию.
    Основные негативные черты: раздражительность, периодическая агрессивность, быстрая утомляемость. Длительный период засыпания (перисомнический симптом), частое пробуждение (интрасомническое нарушение). Раздражительность, слезливость, эмоциональная лабильность.
  3. Стадия декомпенсации. Появление психосоматических заболеваний, вызванных истощением ресурсов психики.
    Патологические процессы могут прогрессировать после устранения источника стресса. Требуется помощь психолога, узких специалистов, так как изменения происходят на морфологическом (тканевом) уровне. Психосоматические болезни, вызванные реакцией на стресс: язва желудка, 12-ти перстной кишки, диабет, астма, полиартрит, симптоматическая гипертензия, ишемическая болезнь сердца, стенокардия.
  4. Этап характеризуется угнетением, апатией, отчуждением от реальности. Развивается фактор депрессии, неадекватная оценка ситуации, состояния. Могут появиться неизлечимые заболевания, в том числе онкологические.
    Целесообразно лечение, систематическое медицинское наблюдение. Желательно восстановительный период провести в санаторно-курортном учреждении.

Причины, классификация стресса для разных возрастных групп

Дошкольный и школьный возраст:

  • Неблагоприятная ситуация в семье затянувшегося характера. Плохие условия проживания, фактор алкоголизма, наркомании родителей.
  • Низкий уровень образованности в сфере здоровья ребёнка, незнание основ воспитательного процесса.
  • Систематическое некачественное питание, вызывающее дефицит внимания.
  • Хронические болезни свои или другого человека. Внутренние негативные переживания способны повысить расход психической энергии.

Причины, вызывающие стресс у людей, чей возраст 18-55 лет:

  • Профессиональное выгорание на рабочем месте – отдельный термин, объясняющий полное исчерпание мотивации при выполнении должностных обязанностей. Проявляется хронической усталостью, безразличием, спонтанной агрессией. Развивается длительный период, наступает к 40-45 годам.
  • Коммунально-бытовые факторы.

    Тяжелобольные родственники, требующие систематического ухода.

  • Длительная неудовлетворённость качеством жизни, нерешенными личностными проблемами.
  • Болезни, гормонотерапия, травмы, длительный период реабилитации.
  • Фактор созависимости (проактивной поддержки) алкоголиков, наркоманов, игроманов.

Стрессоры периода поздней зрелости – возраст 55-70 лет

Причины бывают те же, но люди уже обладают некоторыми систематизированными техниками стрессоустойчивости.

Специфика группы:

  • Гормональная перестройка, может привлечь неприятности со здоровьем, иногда серьёзные.
  • Невостребованность, отсутствие работы при сохранности организма, психологической молодости личности.

Точно определить причины и стадии патологического процесса можно при помощи таблиц-опросников. По бальной системе проводится анализ интенсивности переживаемой тревоги. Испытуемому предлагается ответить на 40 вопросов, определяющих стадию – она может колебаться от начальной до острой. Шкала Спилбергера-Ханина является наиболее показательной для выявления причин, первых признаков тревожности.

Особенности нервного стресса в детском возрасте

Галина Гуровец, детский психолог, в книге «Детская невропатология» описала главные принципы взаимодействия с эмоционально нестабильными детьми, тактику поведения, воспитания. Способы обследования нервной системы детей, страдающих психоэмоциональными отклонениями. Группа негативных симптомов должна насторожить родителей, если их возраст детей находится в диапазоне от 2-х до 7 лет:

  • Длительная раздражительность, несговорчивость, слезливость.
  • Возникновение страхов, нарушения сна, головные боли.
  • Развитие фактора гиперактивности или заторможенности, агрессивности. Продолжительное плохое настроение от 3-х дней.
  • Стрессор может привести к синдрому дефицита внимания, плохой способности удержания концентрации.

Вызванные реакции появляются под длительным воздействием хронических раздражающих факторов. Целесообразно использовать услуги детского психолога, следовать полученным рекомендациям.

Способы развития стрессоустойчивости у детей

  1. Сосредоточить внимание на систематическом физическом, умственном развитии с годовалого возраста, ненавязчивое прослушивание спокойной музыки.
  2. Во время длительных и кратковременных стрессовых воздействий научить переключать внимание на ощущения в теле. Не концентрироваться на психо-эмоциональных переживаниях.

  3. Препятствовать в самостоятельном просмотре интернета, злоупотреблением агрессивными, бесполезными играми, тормозящими умственное развитие.
  4. Приучить рисовать, не оценивать работу вслух. Сработает фактор наблюдения и оценки, контроля проявлений внутренней психической деятельности.

  5. Развивать эмоционально: проговаривать, обсуждать причины стресса, если ребёнок показывает готовность слушать, выполнять рекомендуемые советы.

Причины стресса дошкольного, раннего школьного возраста:

  • Фактор плохой социальной адаптации является причиной многих проблем нервной системы. Развивается неспособность верно интерпретировать различные проявления настроения сверстников, взрослых.
  • Длительное эмоциональное переживание, потеря близкого человека, друга, предмета.

  • Высокая информационная загруженность, перегрузка нервной системы, несоответствие периода отдыха и нагрузки.
  • Дефицит внимания, уделяемого взрослыми, негативная обстановка в семье.
  • Длительные болезни, плохое питание.

Регулярная профилактика появления стресса главным образом включает понимание важности: практики вербального общения со взрослыми, ровесниками. Эмоциональный, тактильный контакт – обнимать, целовать ребёнка.

Механизм развития стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности

Включает длительную системную тренировку и отдых для нервной системы, организма в целом, предотвращает болезни, вызванные стрессом:

  1. Ограничивать информационный поток.
  2. Научиться систематическому психо-эмоциональному отдыху, блокировать негативные мысли.
  3. Обязательно научиться распределять рационально свободное, рабочее время. Вести списки, расписания.
  4. Развивать техники снятия нервного стресса: йога, медитации, подобрать подходящий спорт.
  5. Выяснение хронической причины, вызывающей длительную негативную ответную реакцию нервной системы. Устранить её по возможности.

Умение противостоять негативному эмоциональному заражению – важно для предотвращения отрицательного воздействия на психику. Эмоциональное заражение – это явление быстрой передачи психического состояния человека-донора в обществе, изредка систематического характера.

Степень заразности регулируется вступлением или избеганием близкого контакта. Пример – отрицательная эмоциональная реакция покупателя в магазине.

Стрессоустойчивость возможностью психики правильно реагировать на раздражитель, или уходит от его воздействия.

Психологические тесты помогут правильно оценить уровень эмоциональности, тревожности, состояние нервной системы, принять меры по устранению источника дестабилизирующих переживаний.

Источник: https://pointhealth.ru/prichiny-stressa-klassifikatsiya-simptomy

Ссылка на основную публикацию