Психоаналитическая типология з.фрейда

Психоаналитическая теория З. Фрейда

Рассмотрим основные аспекты психоаналитического направления, а также стадии психосексуального развития в соответствии с концепцией З. Фрейда.

Краткая характеристика направления

Представители психоаналитического направления: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.<\p>

Разумеется, характер здесь рассматривается с точки зрения бессознательных влечений. Другими словами, происходит борьба Ид (Оно, бессознательное) с Супер-Эго (Сверх-Я, сверхсознание) через Я (сознание).

То есть примитивные инстинкты (Ид) пытаются вырваться на поверхность, но сдерживаются моральными инстанциями (Супер-Эго), создавая таким образом особенности сознания (Я).<\p>

Данная схема показана на рисунке 1 в виде айсберга так как это, на наш взгляд, способствует лучшему восприятию данной структуры.

Обратите внимание

Примечание: сверхсознание – Superego, internalized ideals; сознание — Ego, executive mediator; бессознательное – Id, unconscious psychic energy.

Рисунок 1. «Структура личности по З. Фрейду»

Психоаналитическая теория психического развития

Теория была создана в начале 20 века.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Движущие силы психического развития – врожденные бессознательные инстинкты.

В основе психического развития лежат эмоции.

Выделяется два инстинкта:

  1. Инстинкт жизни (либидо)
  2. Инстинкт смерти (танатос).

Рисунок 2. «Инстинкты в теории З. Фрейда»

Стадии развития

  1. Оральная стадия (от рождения до года). Здесь источником удовольствия выступает рот. Результаты данной стадии:
  • Оптимистичное мировоззрение, независимость;
  • Пессимистичное мировоззрение, жадность, требовательность, неудовлетворенность, зависимость.
  • Анальная стадия (от одного года до трех лет).

    В этой стадии отмечаются первые формы саморегуляции (приучение к туалету). Результаты данной стадии:

    • Аккуратность, великодушие, гибкость мышления;
    • Негативизм, анархичность в поведении, зацикленность на гигиене.
  • Фаллическая (от трех до пяти лет). Основой данного стадии является конфликт «Эдипова комплекса» или «комплекса Электры».

    На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями.

  • Латентная (от пяти до двенадцати лет). Период сексуального затишья.

    Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

  • Генитальная (от двенадцати до восемнадцати лет).

    Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи.

    Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.

  • Рисунок 3. «Стадии психосексуального развития»

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihoanaliticheskaya_teoriya_z_freyda/

    Психодинамическая теория личности З. Фрейда

    Личность, процессы её становления и развития являются одними из ключевых понятий в психологии. Большинство психологических школ имеют свою теорию личности, на основе которой и базируются их главные постулаты.

    Одна из первых фундаментальных психологических теорий личности — психоаналитическая (психодинамическая) теория З. Фрейда.

    На сегодняшний день большинство учёных не разделяют взгляды выдающегося австрийского психиатра полностью, но и опровергнуть эмпирически ключевые моменты психоаналитического учения не могут. 

    Структура личности по Фрейду

    Именно Фрейд впервые заговорил о личности, как о слоистой структуре.

    Он выделил три основных слоя психики: бессознательный, предсознательный и сознательный, в которых и находятся главные структуры личности.

    Содержание бессознательного уровня недоступно человеку практически ни при каких условиях. Понимание предсознательного требует больших усилий и тренировок, и лишь сознательное доступно нашему познанию. 

    Согласно Фрейду личность также состоит из 3 частей: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид представляет собой психическую энергию, которая, по сути, является основной силой, развивающей личность.

    Ид состоит из врождённых неосознанных влечений и инстинктов, располагающихся в бессознательном слое психики. Эти влечения требуют своего удовлетворения и тем самым детерминируют деятельность человека.

    В течение жизни содержание бессознательного уровня постоянно расширяется за счёт вытесненных и нереализованных желаний.

    Эго находится на сознательном и предсознательном уровнях психики. Именно поэтому эта часть личности всегда доступна для нашего осознания. Эго также врождённая часть, которая подвергается изменению под влиянием жизненного опыта.

    Если Ид постоянно расширяется, то Эго, наоборот, сужается. Согласно теории Фрейда, ребёнок рождается с «океаническим чувством Я» и полностью отождествляет себя с окружающим миром.

    Важно

    Постепенно с возрастом, он начинает отделять себя от внешнего мира и обозначает границы Я в рамках собственного тела. 

    Сверх-Эго — третья составляющая личности, которая формируется в процессе жизни. Механизм формирования Супер-Я базируется на процессе идентификации. Согласно Фрейду, ребёнок идентифицирует себя со значимым взрослым своего пола, привычки, моральные устои, жизненные принципы которого и ложатся в основу Сверх-Эго ребёнка. 

    Механизмы психологической защиты по Фрейду 

    Фрейд говорил о том, что между основными структурами личности нет устойчивого баланса. Влечения, которые диктует Ид требуют разрядки, но не получают её из-за существующих табу в обществе.

    Именно Сверх-Эго диктует чёткие правила поведения и нормы морали, а Эго страдает от вечной борьбы этих двух частей.

    Чаще всего неравное противостояние Ид и Сверх-Эго выливается в неврозы, психические расстройства, алкоголизацию, депрессию, стресс. 

    Согласно психоаналитической теории, у Эго есть механизмы психологической защиты, которые помогают смягчить конфликт между Оно и Супер-Эго. Среди основных механизмов выделяют: вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию и сублимацию.

    Вытеснение — самая распространённая форма защиты, которая заключается в «забывании» и отправлении нереализованного желания в бессознательное. Этот механизм является неэффективным, так как со временем напряжение не уменьшается, а, наоборот, возрастает и начинает проявляться в сновидениях, оговорках, жестах.

     Регрессия и рационализация позволяют частично удовлетворить подсознательные стремления. Чаще всего эти механизмы провоцирует появления вредных привычек и суеверий, с помощью которых человек пытается снять напряжение. Проекция представляет собой перенос неосознанных желаний и качеств на другого.

    Человек начинает приписывать другим людям свои вытесненные желания или наделять их непризнанными у себя чертами характера. Проекция — единственный эффективный механизм защиты. Она заключается в перенаправлении энергии и чаще всего проявляется в реализации творческого потенциала.

    Совет

    Фрейд считал, что все культурно-историческое наследие человечества и есть ничто иное, как цивилизованная попытка направить разрушающую энергию Ид в позитивное русло. Также он полагал, что сублимация — единственный приемлемый и эффективный способ разрядки бессознательных влечений. 

    Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/psihodinamicheskaya-teoriya-lichnosti-z-freyda

    Классический психоанализ Фрейда

        Краткий обзор классического психоанализа Зигмунда Фрейда: методы, технические приёмы, область применения и критика со стороны научного сообщества.

    Предпосылки возникновения теории

        Теория психоанализа была разработана в конце 19 века. Есть два важных момента, предшествующих этому по мнению самого Зигмунда Фрейда, которые он «взял на вооружение», создавая свою теорию.

    Речь идёт о методе венского врача Йозефа Брейера и методе психиатра Ипполита Бернхейма. С первым Фрейду довелось некоторое время вместе работать, а метод доктора Бернхейма Зигмунд Фрейд наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов.

        Метод доктора Брейера.

        Йозеф Брейер, австрийский психиатр, в 1880–1882 годы разработал метод, получивший название метод катарсиса. Его пациентка, девушка 21-года, имела паралич обеих правых конечностей с отсутствием чувствительности, отвращение к приёму пищи и ряд других телесных и душевных расстройств. Симптомы болезни появились после смерти её любимого отца, ухаживать за которым она прекратила вследствие собственного заболевания.
        Брейер вводил её в состояние гипноза, доводил её до ситуации, когда её травмирующие переживания появились впервые, добивался эмоционального состояния, владевшего ею в тот момент, и устранял эти «застрявшие» симптомы болезни (1, с. 165–170).
        Историю её болезни Брейер и Фрейд впоследствии опубликовали совместно в работе «Исследования истерии» (1895). Аффективные переживания, в результате которых появлялись симптомы болезни, стали называть психическими травмами. Было определено направление движения: от последней травмы к первоначальной, и необходимость выражения аффекта в процессе воспоминания для освобождения от «застрявших» травматических переживаний (1, с. 170–177).

        Метод доктора Бернхейма.

        Ипполит Бернхейм, психиатр, применял для лечения невротиков гипнотическое внушение. В 1889 году Фрейд присутствовал во время одного из обучающих занятий Бернхейма. Во время этого сеанса воспоминания больного из самбулического состояния под гипнозом, преодолев сознательное сопротивление, были с успехом восстановлены в бодрствующем состоянии.

        Впоследствии Фрейдом были введены понятия сопротивления и вытеснения как защитного механизма психики. Для возможности работы с сопротивлением и вытеснением пациента вместо гипноза был выбран метод свободных ассоциаций. Было введено понятие сознательного заместителя для вытесненного бессознательного (1, с. 180–185).

    Теория психоанализа Зигмунда Фрейда

        Основную идею теории можно кратко охарактеризовать следующей цитатой: «Расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов…

        Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения.

    Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних», – писал Фрейд (1, гл. «О психоанализе», с. 199).
        Необходимая аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. «Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов» (1, с. 201).

        Для обоснования теории Зигмунд Фрейд ввёл понятие Эдипова комплекса и последовательных фаз в психосексуальном развитии человека (оральной, анальной, фаллической и генитальной).

    Методы классического психоанализа

        Средствами распознавания скрытого в психоанализе являются: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и использование случайных оговорок и ошибочных действий пациента.
        Основное правило гласит: пациент должен говорить всё.

    «Он должен всё говорить, совершенно отказавшись от любого критического выбора, всё, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным… Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведёт нас на след вытесненных комплексов» (1, с. 190).

        Метод свободных ассоциаций лежит в основе психоанализа и является одним из основных. Закон образования ассоциаций гласит, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них может повлечь за собой осознание другого.

        «Больной иногда замолкает, запинается и начинает утверждать, что он не знает, что сказать, что ему вообще ничего не приходит на ум… Однако более тонкое наблюдение показывает, что подобного отказа со стороны мыслей никогда не бывает на самом деле» (1, с.190).

        Случайные оговорки и ошибочные действия проявляют скрытые, вытесненные намерения, желания или страхи, которые по различным причинам человек показать не может.

        Толкование сновидений.
        Сновидения – есть зашифрованные сообщения бессознательного, а не бессмысленный набор образов. «Представим себе, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Сделать это будет непросто…

    ещё сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения».

        «В предисловии к третьему английскому изданию в 1931 году семидесятипятилетний Зигмунд Фрейд писал: «Эта книга (*Толкование сновидений) в полном соответствии с моими нынешними представлениями содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить.

    Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни» (5).     Своеобразное психосексуальное направление теории классического психоанализа подразумевает прохождение аналитиком и анализируемым определённых психических процессов.

        Процесс перенесения.

        «Тот, чья потребность в любви не получает полного удовлетворения в реальности, вынужден обращать на всякое новое лицо свои либидозные надежды… Поэтому вполне естественно, что активная сила либидо обращается также и на личность врача», – писал Зигмунд Фрейд (1, с. 293).
        «Врач должен признать, что влюблённость пациентки вынуждена аналитическим положением и не может быть приписана превосходству его особы и что у него нет никакого основания гордиться таким «завоеванием», как это назвали бы вне анализа» (1, с. 303).

        Процесс контрпереноса.

        Контрперенос – это ответные бессознательные чувства аналитика к пациенту. «Это явление представляет собой одну из главных опасностей для психоаналитика, оно может привести к психическому заражению обоих».

        Процесс переработки сопротивлений.

        «Преодоление сопротивлений начинается с того, что врач открывает никогда не узнаваемое анализируемым сопротивление и указывает на него… за указанием на сопротивление не следует непосредственно его прекращение. Нужно дать больному время углубиться в неизвестное ему сопротивление, переработать его, преодолеть его…» (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 284).
        Сопротивления пациента – это бессознательный защитный механизм, он препятствует осознанию им своих неприемлемых вытесненных мыслей и желаний.
        «Эта переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача. Но именно эта часть работы оказывает самое большое изменяющее влияние на пациента, и ею аналитическое лечение отличается от всякого воздействия путём внушения» (1, с. 285).

    Читайте также:  7 способов манипуляции в отношениях

        Процесс катарсиса.

        Катарсис – это эмоциональная разрядка, в результате которой человек освобождается от вытесненных, травмирующих переживаний. Это разрешение невротического конфликта за счёт воспоминания и переживания когда-то «застрявших» в психике негативных эмоций.

    Техника классического психоанализа

        Общее представление о технических приёмах можно получить из следующих разъяснений Зигмунда Фрейда:
        1. «Я настаиваю на совете укладывать больного на диван, между тем как врач должен занять место позади его так, чтобы больной его не видел…

    Так как во время слушания я сам отдаюсь течению моих бессознательных мыслей, то не хочу, чтобы выражение моего лица давало пациенту материал для толкования или оказывало влияние на то, что он говорит» (1, гл. «Психоанализ и характер», с. 259).
        2. Не следует указывать пациенту, о чём он должен говорить.

    «В общем безразлично, с какого материала начинать лечение, с истории ли жизни, истории болезни или детских воспоминаний… больному говорят: «Прежде чем я смогу вам что-нибудь сказать, мне нужно многое о вас знать, будьте добры рассказать мне о себе всё, что вы о себе знаете». (1, с. 259).
        3. Надо говорить всё. Не существует тайн и нескромности по отношению к третьим лицам.

    Нельзя скрывать ни имена, ни даты, ничего. Этому требованию «вы должны подчиниться» (1, с. 260).
        4.

    «Необходимо устранить всякое сознательное воздействие на свою способность запоминать и всецело отдаться «бессознательной памяти» или, выражаясь технически, нужно слушать и не заботиться о том, запоминаешь ли что-либо… Анализируемый часто утверждает, что сделал уже раньше какое-нибудь сообщение, между тем как спокойно, сознавая своё превосходство, можно его уверить, что это сообщение сделано теперь впервые» (1, с. 317).
        5. Работа со сновидениями относится к одному из основных методов теории. «После того как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём?» (5, «Толкование сновидений»). В понимании бессознательных потребностей, выраженных в сновидениях, по мнению Зигмунда Фрейда, лежит ключ к пониманию самой проблемы.
        6. Когда можно начать давать пациенту необходимые сведения, когда наступает время раскрыть ему тайное значение появляющихся у него мыслей? Не раньше, чем тогда, когда начнёт развиваться процесс перенесения. «Первой целью лечения остаётся привязать больного к лечению и к личности врача. А для этого нужно сделать только одно – дать больному достаточно времени» (1, с. 265).

        Область применения теории.

        Классический психоанализ не рассчитан на людей старше 50 лет: «Лица в возрасте за 50 лет утратили пластичность душевных процессов, на которые рассчитывает терапия».
        Методика неприменима также для лиц, «не обладающим известным образованием и относительно внушающим доверие характером», – писал Фрейд (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 224). «У меня выработалось правило только условно на срок в одну-две недели принимать больных, которых я мало знаю» (1, с. 248).
        Не следует использовать анализ для близких и родных людей: «Что касается обращения с «родственниками», то в этом отношении я сознаюсь в своей полной растерянности и питаю вообще мало доверия к индивидуальному воздействию на них» (1, с. 325).
        При неврозах опасно подталкивать человека быть сильнее, чем он на то способен. «Изрядное количество тех, кто теперь спасается в болезни, не выдержит при предполагаемых условиях конфликта, а быстро погибнет или наделает худших бед, чем их собственное невротическое заболевание» (1, с. 238).

    Обратите внимание

        Гарантии.

        Некоторые пациенты просят освободить их от какого-то одного конкретного симптома, «но они переоценивают при этом избирательную силу анализа. Разумеется, врач-аналитик может многого достичь, но он не в состоянии точно определить, что он сможет сделать» (1, с. 255).
        Классический психоанализ является длительным, речь идёт о годах. На вопрос, сколько может продлиться лечение, Фрейд отвечал словами Эзопа: «Чтобы ответить о длине дороги, нужно знать шаг путешественника и скорость его движения» (1, с. 252).
        «Я разрешаю каждому оборвать лечение, когда ему заблагорассудится, но не скрываю от него, что прекращение лечения после непродолжительной работы не даст никакого успеха и, как незаконченная операция, легко приведёт его в неудовлетворительное состояние» (1, с. 254).

        Дорога, ведущая в никуда.Фотосессия с канадской моделью Риком Дженестом (Rick Genest).

    Критика теории психоанализа

        Для многих положений психоанализа не существует способа опровержения в принципе, а стало быть, их нельзя считать научными.

    «Профессор психологии Йельского университета Пол Блум отмечал, что утверждения Фрейда настолько туманны, что не могут быть проверены никаким достоверным методом и поэтому не могут быть применимы с точки зрения науки» (Bloom P. Introduction to Psychology) (5).

        Философ Лесли Стивенсон, разбирая концепцию Зигмунда Фрейда в книге «Десять теорий о природе человека» (англ.

    Ten Theories of Human Nature, 1974), обратил внимание на ряд моментов, характерных более для секты, чьи представители «могут без труда в уничижительном ключе проанализировать мотивацию критиков – то есть списать на бессознательное сопротивление любые попытки усомниться в истинности разделяемой ими концепции.

    По сути, фрейдизм представляет собой замкнутую систему, нейтрализующую любые свидетельства, говорящие о фальсификациях, и может быть воспринят как идеология, принятие которой обязательно для каждого психоаналитика» (3, 5).

        «Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века» (5).

        Если говорить о наиболее известных учениках и сподвижниках Зигмунда Фрейда, таких как Карен Хорни, Эрих Фромм, Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, то все они впоследствии отошли от ключевого постулата теории (сексуального фактора как основного мотива для возникновения психических расстройств). Исследование душевного и психического состояния человека было смещено в сторону социально-культурных элементов общества и среды.

        Литература:

        1. Фрейд, З. По ту сторону удовольствия / Пер. с нем. – Мн.: Харвест, 2004. – 432с.
        2. Берн, Э. Люди, которые играют в игры.
        3. Jose, Brunner. Freud and politics of psychoalanysis. – N.J.: Transaction Publishing, 2001.
        4. Стивенсон, Лесли. Критическое обсуждение / Десять теорий о природе человека. – СЛОВО/SLOVO, 2004.
        5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Фрейд, Зигмунд.
        6. Фрейд, З. Толкование сновидений / Под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. – М.: Фирма СТД, 2005.

    Источник: http://psy-nets.ru/psychoanalysis_part1.html

    Классический психоанализ З.Фрейда. Основные понятия, структура и динамика личности. Стадии психосексуального развития

    Основы психоаналитического подхода к пониманию  развития психики в онтогенезе заложены З. Фрейдом. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.

    В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 3.

    Фрейд обозначил ее термином «либидо». Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания.

    Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения.

    Важно

    Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.

    3. Фрейд утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх — Я». «Оно» — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения.

    «Сверх — Я» служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх — Я», то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.

    Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх — Я» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

    Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Проекция — это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.

    Сублимация — один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет. В соответствии со своей сексуальной теорией психики З. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидоносной или сексуальной энергии.

    Эрогенные зоны — это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидоносных чувств. Каждая стадия имеет свою либидоносную зону, возбуждение которой создает либидоносное удовольствие.

    Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии — это стадии психического генеза в течение жизни ребенка.

    В них отражено развитие «Оно», «Я», «Сверх — Я» и взаимовлияние между ними.

    Оральная стадия (0 — 1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух «фаз — ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни.

    Она характеризуется двумя последовательными либидоносными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии — рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка.

    Совет

    Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что «сосание материнской Груди есть самая важная вещь в жизни».

    Анальная стадия (1 — 3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения.

    Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер.

    По отношению к Поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно».

    Фаллическая стадия (3 — 5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям.

    Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, — это родители. Либидоносную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым — комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.

    Латентная стадия (5 — 12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

    Генитальная стадия (12 — I8 лет) — характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению.

    Фрейда в большей степени интересовал период детства, так как он считал, что это период, который преформирует взрослую личность.

    <\p>

    Читайте также:  Снежный человек существует?

    Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе- биологическое созревание и способы общения с родителями.

    Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

    Источник: http://agespsyh.ru/otvety-na-bilety-po-psikhologii-razvitiya/234-klassicheskij-psihoanaliz-z-frejda-osnovnye.html

    Психоаналитическая теория З.Фрейда

    Содержание 
     


    ВВЕДЕНИЕ

     

         Во 
    второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта.

    Поэтому появление радикально иного подхода к  изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.

    Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического — в неосознанном.

         Фрейд первым охарактеризовал психику 
    как поле боя между непримиримыми 
    инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

         Почти за 45 активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:

    • Первую развернутую теорию личности
    • Обширную систему клинических наблюдений
    • Оригинальный метод лечения невротических расстройств.
    • Метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими либо другими средствами.

         Далее мы рассмотрим психодинамическую теорию личности Фрейда как основу всех дальнейших исследований, таких как психоаналитическая терапия, психоанализ и многое другое.

    ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ 
    ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА

    ПСИХОАНАЛИЗ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

     

         Термин 
    “психоанализ” имеет три значения:

    • Теория личности и психопатологии
    • Метод терапии личностных расстройств
    • Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума

         Это соединение теории с терапией и оценкой 
    личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов. Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию  психики, на так называемую “топографическую модель”.  

    Топографическая модель уровней сознания. 

         Согласно  этой модель в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

               Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие  сигналы.

    Обратите внимание

               Область предсознательного, область “доступной памяти”, включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.

         Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное.
    Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

    СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.

     

         Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

          
    Взаимосвязь между топографической 
    и структурными моделями показана 
    на рисунке.

         Из 
    рисунка видно что сфера ИД полностью неосознаваема, в то время 
    как суперэго пронизывает все 
    три уровня.

         Рассмотрим 
    поподробнее  все три структуры. 

         ИД. “Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни” (З.Фрейд “Я и Оно”).

         Фрейд предавал огромное значение  этому 
    делению: “здесь начинается психоаналитическая теория”.

               Слово “ИД” происходит от латинского “ОНО”, в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные 
    и врожденные аспекты личности, такие 
    как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией.

    Ид имеет  свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично.

    Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия.

    Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами.

    Важно

    Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.

          
    Первичные процессы — нелогичная, иррациональная 
    форма человеческих представлений. 
    Она характеризуется неспособностью 
    подавлять импульсы и различать реальное и нереальное.

    Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей.

    И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго. 

    ЭГО. (Лат. “ego” – “я”) Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений.

    Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма.

    Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

         Эго в своих проявления руководствуется 
    принципом реальности,
    цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или  соответствующих условий внешней среды.

    Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, “ исполнительным органом” личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.

    Освобождение<\p>

         Некоторого 
    количества энергии эго для решения 
    проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии.

               Таким образом, мы подошли 
    к последней структуре психики.  

         СУПЕРЭГО.
    “Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно.

    Совет

    Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я.

    Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время…Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является  
    другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я «Сверх-Я»”(Фрейд З. Лекции по психоанализу. Л.№31)

         Так представлял Фрейд суперэго – 
    последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

         Будучи 
    морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной 
    зависимости от родителей.

    “Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником” (Фрейд З. Лекции по психоанализу.Л.№31).

         Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также 
    рассматривать суперэго как индивидуальное отражение “коллективной совести” социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

         Суперэго 
    подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

         Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность 
    к критической самооценке, наличие 
    моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

         Суперэго 
    считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

    ДВИЖУЩИЕ 
    СИЛЫ ПОВЕДЕНИЯ

         Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические 
    образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный 
    закон природы, – сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической 
    энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения.

    По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями.

    И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни и Смерти.

         Первая 
    группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида.

    Обратите внимание

    Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо –термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.

    Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.

         Так как существует много сексуальных 
    инстинктов, Фрейд предположил, что 
    каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы.

         Вторая 
    группа – инстинкты Смерти или 
    Тонатос – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.

         Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул.

         Источник 
    – состояние организма или 
    потребность, вызывающая это состояние.

         Цель 
    – инстинкта всегда состоит в 
    устранении или редукции возбуждения.

    Источник: http://stud24.ru/psychology/psihoanaliticheskaya-teoriya-zfrejda/151082-442234-page1.html

    Классический психоанализ З. Фрейда

    Работа Зигмунда Фрейда, начавшаяся в специализированных областях неврологии и психиатрии, выработала представления о личности, которые оказали огромное влияние на всю западную культуру.

    Его точка зрения на человека и его положение, резко расходившаяся с общепринятыми взглядами его современников, представляет собой сложный и убедительный способ рассмотрения нормального и ненормального развития.

    Работа Фрейда противоречила культурным, религиозным, социальным и научным запретам. Он создал новые подходы в лечении душевнобольных. Постоянно пересматривал и перерабатывал свои взгляды. Попытаемся в доступной форме изложить основные положения учения Фрейда.

    Все мышление Фрейда строится на предпосылке, что тело -единственный источник душевного опыта.

    Психический детерминизм. З.Фрейд полагал, что в душевной жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждое возникшее воспоминание, мысль, чувство или действие имеют свою причину.

    Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Некоторые события «кажутся» возникшими спонтанно, Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное событие с другим.

    <\p>

    Сознательное, бессознательное, предсознательное. Топографическая модель. В психической жизни индивида З. Фрейд выделял три основных уровня, связанных между собой по вертикали: сознание, предсознание и бессознательное.

    Бессознательное и предсознательное отделены от сознания особой психической инстанцией — «цензурой», которая вытесняет из сознания и оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

    Важно

    Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, невидимую, -бессознательное. В этой нижней части айсберга находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты. Все психические процессы связаны между собой по вертикали и горизонтали.

    Карл Юнг писал, что «нет необходимости характеризовать то, что мы называем «сознанием». Оно соответствует «сознанию» философов и обыденного смысла».

    Бессознательное. Фрейд считал, что если мысли или чувства кажутся не связанными с предшествующими мыслью или чувствами, то связь нужно искать в бессознательном.

    К области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре» и «подавляемые».

    Этот материал не утерян, не забыт, но он не допускается к воспоминанию, а поэтому проявляется в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями — в описках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах и т.

    Читайте также:  7 поступков, которые мужчине прощать нельзя

    д.

    Бессознательный материал обладает жизненностью и непосредственностью. Допущенные в сознание воспоминания о происшедшем десятилетия назад, не теряют своей эмоциональной силы. Они не организуются хронологически, время ничего в них не меняет, идея времени не применима к ним.

    Предсознание. Предсознание — часть бессознательного, но такая часть, которая легко может стать сознательной. Доступные фрагменты памяти — часть предсознания.

    Это может быть память о том, что вы делали вчера, ваши любимые мелодии, улицы, на которых вы жили и другие воспоминания.

    Совет

    Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы. Оно находится между сознанием и бессознательным.

    Побуждения, инстинкты и принцип равновесия. Инстинкты — это те напряжения, которые направляют организм к определенным целям. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические — желаниями. Инстинкты — это силы, побуждающие людей к действиям.

    Инстинкт содержит четыре компонента: источник, цель, импетус (импульс), объект.

    Источником, в котором возникает потребность, может быть часть тела или все тело целиком.

    Цель состоит в уменьшении потребности до такой степени, когда дальнейшее действие, направленное на удовлетворение потребности, перестает быть нужным.

    Импетус (импульс) — то количество энергии, силы или напряжения, которое используется, чтобы удовлетворить инстинкт; определяется силой или настоятельностью потребности.

    Объект инстинкта — те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.

    Рассмотрим, как проявляются эти компоненты у человека, испытывающего жажду. Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости; источник — насущная потребность в жидкости. По мере усиления она может быть осознана как «жажда».

    Если она не удовлетворяется, она становится все более выраженной: ее интенсивность растет, т.е. растет импетус энергии, которая может быть использована на то, что может устранить жажду. Цель состоит в том, чтобы уменьшить напряжение, ликвидировать жажду.

    Объект — это не только жидкость, он включает все действия, которые направлены на уменьшение напряжения -вставание, хождение в кладовую, выбор питья и т.д.

    Начальные поисковые реакции могут быть инстинктивными, но решающим является то, что инстинкт может быть полностью или частично удовлетворен различными путями. У животных способность удовлетворить потребность часто ограничивается паттерном стереотипного поведения. У человека инстинкты лишь инициируют потребность в действии, они не предрешают определенность действия.

    Обратите внимание

    Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, релаксация — напряжением.

    Аналитическая работа психоаналитика включает поиск причин мыслей и поведения, чтобы потребность, неправильно удовлетворяемая определенной мыслью или определенным поведением, могла получить лучшее разрешение.

    Однако кажется, что многие мысли и формы поведения не только не уменьшают напряжения, но даже создают его. Это может значить, что прямое выражение потребности блокировано. Хотя можно назвать множество «инстинктов», Фрейд попытался свести все это многообразие к нескольким основным.

    Основные инстинкты. Фрейд дал описание двух основных инстинктов: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные) — Эрос, и разрушающие (деструктивные) — Танатос. Оба эти понятия предполагают фундаментальный, биологический, продолжающийся и неразрешимый инстинктивный конфликт.

    Инстинкты — это каналы, по которым может протекать энергия. Эта энергия подчиняется своим собственным законам.

    Каждый из основных инстинктов имеет, по мнению Фрейда, свой собственный источник энергии.

    Либидо — (лат. — желание) психическая энергия, присущая инстинктам жизни. Эта энергия имеет свои качественные и количественые категории. Энергия агрессивного инстинкта или инстинкта смерти не получила специального названия. Предполагается, что она имеет те же свойства, что и либидо.

    Катексис — процесс перемещения либидонозной или агрессивной — противоположной ей психической энергии, в различные сферы психической жизни, в идею или действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая привлекала и удерживает его.

    Если представить себе запас либидо как определенное количество денег, то катексис — процесс помещения их. Когда какая-то часть вложена во что-то или катектирована, — то настолько меньше вы можете вложить во что-либо еще.

    Важно

    Психическая теория стремится понять, где либидо могло быть неверно катектировано. Будучи освобождена или направлена иначе, также самая энергия может быть использована для удовлетворения текущих потребностей. Стремление высвободить связанные энергии мы найдем так же у К.

    Роджерса и А.Маслоу, а также в буддизме и суфизме.

    Каждая из этих теорий строит свои заключения об источнике психической энергии, но все они согласуются с фрейдовскими представлениями, что обнаружение и канализация психической энергии — это одна из основных проблем в понимании личности.

    Психосексуальные стадии развития. Фазы психосексуального развития, — закономерно сменяющие друг друга возрастные стадии, прохождение которых связано с катектированием либидо в различные зоны. Различают оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадии развития.

    Оральная стадия. После рождения ребенка потребности и удовлетворения концентрируются в основном на губах, языке и, несколько позже, зубах. Основное побуждение младенца не социально и не межличностно: это просто потребность в еде, в уменьшении наряжения голода и жажды. Поэтому большая часть энергии (либидо) катектирована в области рта.

    По мере взросления все новые области тела развиваются, однако определенная часть энергии остается постоянно «привязанной» к оральной зоне. Поздняя оральная стадия, после появления зубов, включает удовлетворение агрессивных инстинктов. Кусание груди, причиняющее матери боль и ведущее к отниманию от груди, — пример такого рода поведения.

    У взрослых сарказм, сплетни, «набрасывание» на пищу описываются как связанные с этой стадией развития.

    Удержание некоторого интереса к оральным удовольствиям нормально. Это является патологией, если становится доминирующим способом удовлетворения, т.е. если человек преувеличенно зависит от оральных привычек в ослаблении тревожности.

    Анальная стадия. Между двумя и четырьмя годами дети обычно учатся контролировать сфинктер и мочевой пузырь. Ребенок обращает особое внимание на уринацию и дефекацию. Дети быстро начинают понимать, что увеличение уровня контроля приносит им внимание и похвалу родителей.

    Характерные черты взрослых, связанные с частичной фиксацией на анальной стадии, это аккуратность, бережливость и упрямство. Фрейд указывает, что эти черты часто встречаются вместе в одном человеке.

    Совет

    Он говорит об «анальном характере», когда поведение тесно связано с опытом, пережитом на этой стадии детства.

    Фаллическая стадия. Начиная, по меньшей мере, с трех лет, ребенок переходит на фаллическую стадию, сосредотачивающуюся на генитальных областях тела. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия. В это время, как у мальчиков, так и у девочек, появляются серьезные страхи в связи с сексуальными проблемами.

    Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать, одновременно ревнует и любит отца (Эдипов комплекс); девочка — наоборот (комплекс Электры). Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующим родителем.

    Так формируется основа морали — Супер-Эго и возможность активного подавления сексуальных влечений.

    К 5-6 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и он переключается на учебу, спорт и т.д. С этого времени (6 — 12 лет) наступает латентный период.

    В подростковом и юношеском возрасте (12-18 лет) сексуальность оживает с новой силой. Сначала она проявляется в эротических сновидениях, поллюциях, преходящем онанизме, затем либидозная энергия полностью переключается на полового партнера. Наступает стадия половой зрелости — генитальная стадия.

    Генитальная стадия. Последняя стадия биологического и психологического развития наступает с приходом половой зрелости и возвращением либидонозной энергии к половым органам. Юноши и девушки сознают теперь свою половую принадлежность и начинают искать пути удовлетворения своих эротических и межличностных потребностей.

    Структура личности. Структурная модель. В структуре личности З. Фрейд выделял Ид, Эго и Супер-Эго. Основная психологическая тенденция взаимодействия всех трех систем — поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень динамического равновесия душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.

    Обратите внимание

    Ид (Оно) «содержит все унаследованное, все, что суть при рождении, что заложено в конституции — кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации, и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной».

    Это первоначальная, основная, наиболее центральная структура личности, открытая как соматическим требованиям тела, так и действиям Эго и Супер-Эго. Хотя другие части структуры развиваются из Ид, само оно бесформенно, хаотично, неорганизованно.

    Ид -резервуар энергии для всей личности.

    З. Фрейд писал: «В Ид нет ничего соответствующего идее времени, нет признания протекания времени и нет изменения психических процессов при прохождении времени… Естественно, что Ид не знает ценностей добра и зла, не знает морали».

    Содержание Ид почти целиком бессознательно; оно включает психические формы, которые никогда не были сознательными, равно как и материал, который оказался неприемлемым для сознания. Ид можно сравнить со слепым и глухим диктатором с неограниченной властью, но властвовать он может только через посредников.

    Эго (я) развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает сознавать свою личность, чтобы служить повторяющимся требованиям Ид. Эго находится в постоянном контакте с внешним миром. Как кора дерева Эго защищает Ид, но для этого берет энергию у Ид. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества.

    Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и требованиями реального мира — оно действует согласно принципу реальности. Эго пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании, импульсов, исходящих от Ид.

    Эго — исполнительная часть личности.

    Защитные механизмы Эго — способы мышления, направленные на смягчение неприятных аффективных состояний и удерживающие бессознательные конфликты вне сознания.

    Третий компонент личности — Супер-Эго. Развивается не из Ид, а из Эго. Этот компонент развивается в процессе воспитания как процесс интернализации родительских и социальных ценностей.

    Важно

    Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Супер-Эго включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть.

    Супер-Эго действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

    Инстинкты (Ид), разум (Эго) и мораль (Супер-Эго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение — возникают интрапсихические, или психодинамические, конфликты.

    Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения.

    Личность отражается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.

    Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющимся чертам личности или к психическим расстройствам. Наиболее важная функция Эго — образование защитных механизмов против тревоги и вины.

    Механизмы защиты — это психологическая тактика Эго, направленная на смягчение неприятных аффективных состояний и удерживающая бессознательные конфликты вне сознания.

    Это -вытеснение, проекция, образование реакции, отрицание, сублимация, рационализация, изоляция, регрессия и т.д.

    Совет

    Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

    Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод — психоанализ.

    Психоанализ включает: толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), юмора, анализ переноса.

    Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:
    1. Добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического или психодинамического конфликта.

    2. Проработать конфликт, т.е. проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

    Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытое, подавленное чувство гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис).

    Эта работа помогает пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы.

    Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителями.

    Таким образом, можно сформулировать сущность психодинамического подхода в психотерапии: это подход, который подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

    Источник: https://psyera.ru/4482/klassicheskiy-psihoanaliz-z-freyda

    Ссылка на основную публикацию