Психологические игры и упражнения для учителей и педагогов

Игра — тренинг для педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребенок.Профилактика психоэмоционального выгорания»

Настройка аудитории на восприятие информации, привлечение внимания.

— Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Хочу представить свое игровое тренинговое занятие.

— Для того, чтобы вам ясна была цель окунемся в историю.

Вступление

Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Самомотивация

Я приглашаю сюда тех кто испытывает что то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния. Мне нужно 8 участниц.

Обратите внимание

Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас разминка.

Упражнение – энергизатор

Я рада вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

— «Постройтесь по росту», — «По размеру обуви», — «По цвету глаз начиная от светлых» (от светлых до темных), — по алфавиту отчества, — по дате рождения.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Что помогло быстрее построиться?
  • Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят ребята: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

Знакомство

Давайте познакомимся. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.

Встаньте в круг. По очереди назовите как бы вы хотели чтобы вас сегодня называли. Свое настроение, внутреннее состояние вам предстоит выразить по-разному. Вытяните карточки на них написано как вам нужно выразить себя (остальные угадывают).

Вывод: Иногда легче выразить себя с помощью образов, чем рассказать словами и найти подходящие слова. Почаще надо заглядывать в себя. В одних случаях это поможет вовремя себе помочь, в других – научит жить здесь и сейчас.

Прежде чем объявить вам цель нашей встречи хочу показать небольшой опыт.

Приглашаю вас присесть (участницы уже делятся на 2 команды пока садятся, стулья стоят вокруг 2 столиков на которых тоже есть вода, стакан, гуашь, кисточка, блеск, трубочки).

Проведём опыт. Перед вами стакан с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая.) С каким вашим внутренним состоянием можно сравнить? Мысли? Чувства? Эмоции? Настроение? Вам нравится, когда внутри вас все спокойно. (Что нам может помочь в этом.)

Добавляем блеск. Теперь что происходит с нами? (Блеск радости и счастья, говорят блеск в глазах) Нравится нам это состояние? (что нам может помочь в этом.)

Важно

Перед вами краски, кисточка, вода, трубочки и стакан. Покажите опытным путем состояние психоэмоционального напряжения. (Напомню — состояние психического, эмоционального и физического изнеможения сопровождается ощущением усталости, сопутствует бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.)

Объявляется цель занятия-тренинга:

Цель нашего занятия — создать модель, которая помогла сохранить наше психологическое здоровье.

Я приглашаю вас творческую мастерскую (педагоги садятся вокруг стола, на котором стоит соль).

Смотрите, на столах насыпана соль. Для чего ее можно использовать?

Мы сейчас попробуем соль жизни превратить в радость.

Несколько минут я предлагаю вам побыть наедине с собой и прислушаться к своим ощущениям. Спросите себя «Что я сейчас ощущаю, переживаю, думаю?». Можете на минутку закрыть глаза для того чтобы прислушаться к себе. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте, с помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние.

Откройте глаза. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений.

Перед вами соль и разноцветный мел. Выберите первый цвет соли который чем-то напоминает то что вы ощущали сейчас. (Дополнительно вы можете выбрать уже готовую окрашенную соль.)

Насыпаем немного соли на листок и начинаем ее окрашивать мелом. Высыпаем. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится песок грязно — коричневого цвета. Итак, приступаем

Закрутите крышку. Поделка готова!

Следующий цвет и т.д. пока вы не заполните ваш сосуд радужного настроения.

Можно взять проволочку и попытаться создать какой-либо рисунок очень аккуратно, чтобы не перемешать лишние слои. Вот так творят египетские мастера создавая творческие рисунки из песка.

Это можно делать в группах с детьми, красить соль можно с помощью мела.

Итог: Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите на радугу в бутылочке (баночке) внимательно и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите — ассоциации. Имеет ли это с вашими ощущениями внутренним состоянием, что-то общее?

Как вы думаете, с помощью чего мы попытались с вами очистить наш стакан? (Соль, краски. пластилин, песок- это методы арт-терапии или творчества.)

Совет

Вывод: мы сейчас учились выражать свое внутреннее состояние, все что накопилось в душе с помощью творчества.

Трудно бывает понять, а тем более выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться. Мы сейчас с помощью невидимого мостика соединили мир фантазий и мир реальности.

У вас отлично это получилось.

Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Нас ждет второе испытание.

Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием.

В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком.

Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых галошах.

Обратите внимание

Итак, разбиваемся на две команды, встали в шеренгу — рассчитайсь на кошечки и пантерочки. Кошечки вправо, пантерочки – влево.

Будем соревноваться. Ваша задача, надев калоши преодолеть все препятствия (демонстрирую как пройти эстафету):

  • (кочки) – преодолеваем кочки неприятных, преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним);
  • (дорожка) – это река тревожности, волнений, страхов. (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не повторить);
  • (барьер) — ваша планка низкая самооценка (я не смогу, у меня не получится);
  • Болото (обруч) невежества окружающих. Подумайте как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;
  • впереди цель (пьедестал с медалью ) – победа (здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика, возгласы — которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;
  • Возвращаемся гордым победителем – передаем эстафету;
  • Бежит следующий участник.

Итог в форме интервью:

1. Как вам удалось так быстро преодолеть эти препятствия?

2. Что вы ощущаете?

3. Помогали ли вам ваших коллег?

4. Прибавилось ли у вас позитивных эмоций от победы, преодоления таких сложных препятствий?

5) Какие выводы вы для себя сделали?

7) А в жизни что вам помогает преодолевать препятствия на пути к цели?

8) В жизни, вам что труднее всего бывает преодолеть, с чем справиться?

(Открывается таз с рыбками наполненный водой.)

Перед нами таз с рыбками. У вас есть удочки. ваша задача – пока звучит музыка наловить в ведро как можно больше рыбок. Музыка смолкает вы подходите к аквариуму. Делаем все быстро, а то рыбки задохнуться без воды.

Подходим к аквариуму и выпускаем только тех рыбок, которые будут являться для нас запасами сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Осталось угадать, как можно было назвать всех этих рыбок в аквариуме? (Можно применить мозговой штурм.)

Это наши ресурсы.

Читайте также:  Что означает имя полина – характеристика имени полина, толкование имени полина

Каждому человеку нужны ресурсы – это источники запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Вывод: Вот так символическим языком мы попытались сегодня построить некую модель нашего психологического здоровья.

Нам всем вместе это удалось сделать в такой непринуждённой форме!

Рефлексия: Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).

Какие чувства испытывали?Что нового узнали, чему научились? Над чем вы задумались?

Как это пригодиться в будущем?

Источник: https://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/7120-trening-dlya-pedagogov.html

Психологические игры-релаксации для учителей, Винаева Екатерина Александровна

Цели психологических игр — сугубо психотерапевтические: игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность, развивают внутренние психические силы.

Психологические упражнения помогают учителю ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений.

Самостоятельно или в паре с другим учителем, педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками (в своем кабинете или учительской), на уроках, когда школьники работают самостоятельно, по дороге на работу или домой.

Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

Психологические игры-релаксации для учителей

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в школе и после работы специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику.

Упражнение 1. “Внутренний луч”

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность…….

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Важно

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом.

По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь.

Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/poleznosti/dlja-uchitelja/273970-psihologicheskie-igry-relaksacii-dlja-uchitel.html

Психологическая игра для педагогов «Интеллектуалы»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ

Психологическая игра для взрослых

Цель. Активизировать мыслительную деятельность педагогов; раскрыть их твор­ческий потенциал; оптимизировать меж­личностные отношения.

Предварительная работа. Подготовка слайдов.

Материал. Два листа ватмана с изобра­жением десяти абстрактных пятен, флома­стеры, жетоны для жеребьевки, диск с за­писью движущегося поезда.

Ход игры

Первый ведущий. Добрый день, уважа­емые коллеги! Ежегодно среди старших дошкольников мы проводим конкурс ин­теллектуалов, ставший традиционным. Стараемся хорошо подготовить участни­ков, волнуемся за них, радуемся успехам, огорчаемся неудачам.

Сегодня хотим предложить вам побывать в роли конкурсантов, проверить свои силы, продемонст­рировать способности. Наша игра команд­ная, поэтому предлагаем провести жере­бьевку. (Предварительно в мешочек кладутся жетоны желтого, красного и си­него цвета, по числу участников.

) Сегодня нам предстоит увлекательное путешест­вие на поезде. Команда, получившая крас­ные жетоны, — это один состав; команда с синими жетонами — второй состав. Задача составов: успешно пройти нелегкий путь и добраться до станции Интеллектуалов. Путь длинный — сто километров. От станции до станции — разное расстояние.

Чем успешнее и быстрее вы справитесь с зада­ниями, тем больше шансов у вас попасть в пункт назначения. Конечно, как на насто­ящей железной дороге, у нас должен быть начальник с помощниками, которые будут следить за порядком и регулировать дви­жение поездов. Это те, кому по жребию достались желтые жетоны.

В течение пяти минут командам необходимо выбрать на­чальника состава, придумать название по­езда и девиз. Итак, ваше представление! Заслушиваем участников!

Второй ведущий. Составы готовы от­правиться в путь? (Звучит музыкальное сопровождение движущийся поезд.)

Как хорошо, когда много друзей

С тобой отправляется в путь!

Сразу становится всем веселей,

Хочется горы свернуть!

Станция «Разминочная»

(не оценивается)

Сейчас вам предстоит отгадать шарады, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая пред­ставляет собой самостоятельное слово. Первое слово над чайником тает,

Второе — у папы растет над губой.

А целое — ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой.

(Парус.)

Первое — нота,

Второе — то же.

А в целом — на горох похоже.

(Фасоль.)

Предлог стоит в моем начале,

В конце же — загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

(Задача.)

Начало — нота,

Потом — оленя украшенье.

А вместе — место

Оживленного движенья.

(Дорога.)

Станция «Запоминай-ка»

Первый ведущий. О пожилых людях говорят, что они становятся рассеянными и забывчивыми. В действительности за­бывчивость вовсе не является «привилегией» только пожилых. Увы, «дырявая» память может быть у людей разного возра­ста. А какая память у вас?

Задание 1. Вы должны в течение одной минуты прочесть 25 слов и запомнить их. По сигналу, передавая листок друг другу каждая команда должна записать все слова, которые удалось запомнить. Слова можно записывать в любом порядке.

Сено, ключ, самолет, поезд, картина, ме­сяц, певец, радио, трава, перевал, автомо­биль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, Карпаты, Гималаи, недвижимость, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.

Подсчитывается количество правильно записанных слов всей командой. За каждое слово начисляется 1 км. Максимум — 25 км.

Задание 2. «Что изображено?»

Каждой команде демонстрируется по пять слайдов с интервалом 5 секунд. За­тем задаются вопросы по содержанию слайдов.

Вопросы первой команде

• Сколько ножниц на первом слайде?

(Пять.)

  • Какого цвета коробочка между зеленой и красной на третьем слайде? (Желтого.)
  • Что нарисовано на чашках на втором слайде? (Ландыши.)
  • Какого цвета бейсболка у обезьянки? (Зеленого.)
  • Что изображено на четвертом слайде? (Горох.)

Вопросы второй команде

  • Сколько звезд на первом слайде? (Одна.)
  • Какого цвета клюв у петушка? (Желтого.)
  • На чем стоит конус? (На кубе.)
  • Что лишнее на втором слайде? (Перец.)
  • Что написано на календаре? (Мечты сбудутся!)

За каждый правильный ответ начисля­ется 2 к.ч. Максимум — 10 км.

Станция Смекалистых

Второй ведущий. Участникам необходи­мо заменить фразеологизмы одним словом.

Для первой команды

Мозолить глаза (надоедать). Клевать носом (засыпать). Бить баклуши (бездельничать). Прикусить язык (молчать). Как снег на голову (неожиданно). Вешать нос (грустить). Витать в облаках (мечтать). Задать головоломку (озадачить). Зару­бить на носу (запомнить). Ждать у моря погоды (надеяться).

Для второй команды

Точить лясы (болтать). Дать слово (обещать). Дрожать как осиновый лист (испугаться). Писать как курица лапой (неаккуратно). Ходить на голове (бало­ваться).

Считать ворон (отвлекаться). Держать в голове (помнить). Наговорить с три короба (наобещать). Держать язык за зубами (молчать).

После дождичка в четверг (когда-нибудь).

За каждый правильный ответ начисля­ется 1 км. Максимум — 10 км.

Станция Фантазеров

Первый ведущий. Участникам каждой команды необходимо дорисовать по десять одинаковых изображений. Рисунки не должны повторяться.

За каждый оригинальный рисунок начис­ляется 1 км. Максимум 10 км.

Станция «Понимай-ка»

Второй ведущий. Задание выполняют начальники составов (капитаны команд). Каждому участнику раздаем карточки с десятью словами. В течение одной минуты первый участник должен постараться объ­яснить как можно больше слов своему сопернику; при этом нельзя употреблять однокоренные слова. Второй капитан отгадывает слова. Затем капитаны меняются местами.

Слова для капитана первой команды:

Верблюд, компот, педагогика, мульт­фильм, родители, каша, песок, банкомат, литература, мармелад.

Слова для капитана второй команды:

Совет

Сказка, портфель, администрация, ди­нозавр, музей, ряженка, мужчина, завхоз, логопедия, шифон.

За каждый правильный ответ начисля­ется 1 км. Максимум 10 км.

Читайте также:  Конспекты ролевых игр

Станция «Математическая»

Первый ведущий.

  • У мальчика столько же сестер, сколько братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестер? (Четыре брата и три сестры.)

•Когда моему отцу был 31 год, мне бы­ло 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое.

Сколько мне лет? (23 года. Разность между возрастом отца и возрастом сына

равна 23 годам, следовательно, сыну надо иметь 23 года, чтобы отец был вдвое

старше его.)

Баллы получает команда, первой на­звавшая правильный ответ.

За каждый правильный ответ начисля­ется по 5 км. Максимум — 10 км.

Станция «Квакушкина»

Второй ведущий.

Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

Много сов, и все слова

Всегда в себе содержат «ква».

В середине, и в начале,

И вразбивку, и подряд…

Вы слова не раз встречали,

Пусть они заговорят!

  1.   ква (Букварь)

  2. к ва (Кавалерия)

  3. ква (Квас)

  4. к ва (Караван)

  5.    к ва (Подкова)

  6.  ква (Аквариум)

  7. к ва (Королева)

  8. к в а (Каравелла)

  9.   ква (Буква)

10. к ва (Корова)

За каждый правильный ответ начисля­ется 1 км. Максимум — 10 км.

Станция «Душевная»

Второй ведущий. Длинный путь мы с нами проделали и оказались в двух шагах от заветной станции. А интеллект, на наш взгляд, измеряется не только мощью ума, но и широтой души. Каждой команде сей­час предстоит по очереди дарить своим соперникам комплименты. И чем больше их будет, тем выше шансы добраться до места назначения.

Первый ведущий.

Давайте восклицать.

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте говорить

Друг другу комплименты,

Ведь это все любви

Счастливые моменты.

(Б. Окуджава)

Слово предоставляется жюри.

В этом конкурсе комплимент имеет свою стоимость, чем оригинальнее комплимент, тем больше километров за него при­суждается. (Задача жюри — добавить ровно столько километров, сколько не хватаю до 100.)

Второй ведущий. Итак, но результатам всех этапов каждой команде удалось прой­ти путь в сто километров. А это значит, что в нашем коллективе работают самые интеллектуальные педагоги. Поздравляем! Вы прибыли в пункт назначения на станцию Интеллектуалов.

Станция Интеллектуалов

Первый ведущий. За окнами темпера­тура воздуха самая комфортная, небо безоблачное, атмосферное давление в норме Просьба при выходе из поезда не забывать, хорошее настроение. Желающие могут ос­тавить свои пожелания в Книге отзывов и предложений.

Источник: https://intolimp.org/publication/psikhologhichieskaia-ighra-dlia-piedaghoghov-intielliektualy.html

«Полезные игры – тренинг для педагогов»

«Полезные игры – тренинг для педагогов»

РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ СОТРУДНИЧАТЬ

Игра «Цветок дружбы»

Цель: формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; обучение умению сотрудничать; развитие воображения.

Условия игры:

Ведущий предлагает детям превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить. Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хочет превратиться. Затем ведущий работает поочерёдно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» — ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает голову — он «семечко».

Ведущий поглаживает его – «закапывает ямку». Может брызнуть водой – поливает. «Семечко начинает расти» — ребенок тихонько встает, поднимая руки вверх. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы.

Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой! Также может ведущим быть любой ребенок.

Игра «Не звени тарелками».

Цель: развитие внимания; умение следовать инструкции взрослого; обучение навыкам взаимодействия с детьми; воспитание доброжелательного отношения, доверия к близким взрослым и сверстникам; умение беречь результаты труда; вызывать здоровый эмоциональный подъем.

Условия игры:

Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит (может даже мама). Его будить нельзя. Нужно положить одну тарелку на другую (3-5 тарелок). Шум производить нельзя. Выигрывает тот, кто произвел меньше шума.

Игра «Ожившие игрушки»

Цель: развитие самоконтроля; снятие напряженности; воспитание бережного отношения к игрушкам; подводить детей к пониманию последствий своих поступков.

Условия игры:

Обратите внимание

У каждого ребенка есть любимая игрушка. Предложите ему изобразить эту игрушку: как она будет ходить, сидеть, говорить, если оживет. А если ее бросили, когда поиграли, что — бы она сказала или сделала?

Игра «Группа в обручах»

Каждый ребёнок берёт обруч и с его помощью «прицепляется» к соседу — и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами.

Соединившись, дети стоят тихо в ожидании начала звучания музыки; под музыку стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку.

Ведущий может подсказать детям разные способы сцепления: за плечи, руки, ноги, туловище. Игроки могут образовать цепочку, конус, круг.

Игра «Холодно-горячо, право-лево»

Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

Игра «Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» -дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т. д.

Игра «Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнёр (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребёнок.

Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

Игра «Связующая нить»

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все вязались за нить.

Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.

Когда клубок вернётся к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Дыхательное упражнение для педагогов.

Важно

Обычно, когда мы бываем расстроены, начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течении трех минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Источник: http://doshkolnik.ru/obrazovanie/12349-poleznye-igry-trening-dlya-pedagogov.html

Большая психологическая игра для педагогов «Калейдоскоп»

Большая психологическая игра для педагогов «Калейдоскоп»

Участники: воспитатели и педагоги ДОУ. Участие в ней администрации обязательно. Психологу желательно работать с помощником, который будет помогать приклеивать ему цветные фигурки на лист ватмана.

Задачи:

  • сплочение педагогического коллектива;
  • поднятие общего эмоционального тонуса;
  • развитие умения работать в парах, группе;
  • развитие творческого мышления и воображения педагогов.

Сценарий игры.

Начало игры — введение в игровую ситуацию.

Ведущий предлагает педагогам свободно разместиться в той половине помещения, в которой нет на полу веревочного круга. Раздаются калейдоскопы. Ведущий предлагает посмотреть в них, последить за тем, как узоры сменяют друг друга, не повторяясь: «Маленькие частички стекла (пластмассы), каждая из которых имеет только один цвет и только одну постоянную форму.

Да, каждая из них очень хороша сама по себе! Но посмотрите, что происходит в калейдоскопе, когда эти частички объединяются по две, по три, небольшими группками. …Получаются яркие, многоцветные узоры, удивительно разнообразные по форме! Так и люди: каждый сам по себе имеет ценность, каждый красив.

Но когда люди общаются друг с другом, они могут создавать удивительные узоры общения. Наша игра — о волшебных узорах, которые можно создавать, как из маленьких стеклышек, так и из кусочков цветной бумаги. А можно их создавать, красиво общаясь друг с другом.

В процессе игры мы на время станем частичками гигантского («великанского») калейдоскопа и будем учиться создавать красивые узоры… из самих себя и нашего общения.

«В игре будет три калейдоскопа: один — настоящий, и в перерывах между упражнениями в него всегда можно будет заглянуть. Второй — бумажный, он будет создаваться на чистом пока листе ватмана с помощью самих участников.

Читайте также:  Психологические упражнения и игры для развития речи ребенка

Наша игра закончится, когда на листе появиться законченный узор калейдоскопа.

И третий — волшебный «человеческий» калейдоскоп, который появится благодаря тому, что каждый участник сейчас превратиться в человека-стеклышко…«.

Ведущий просит положить калейдоскопы на специальный столик. При возможности ведущий раздает ленточки разного цвета, которые они могут повязать на руку, сплести в волосы. Начинается разминка перед игрой.

Разминка.

«Представьте себе, что каждый из нас — цветное стеклышко. Представили? Какого вы цвета, какой формы? Чья-то гигантская рука (наверно, какой-то великан) собрала все стеклышки и зажала их в ладошке. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу…».

Ведущий просит участников собраться в тесную кучку: «А затем рука рассыпала нас по ровной поверхности, но ни одно стеклышко не попало за пределы круга!» (Участники расходятся и застывают как стеклышки). «А теперь великанская рука начала брать цветные стеклышки по одному и перекладывать их в гигантский калейдоскоп. Видите круг? Это и есть наш калейдоскоп.

Совет

Стеклышко, имя которого я буду называть, перемещается в калейдоскоп и там застывает…».  Ведущий перечисляет всех участников по имени. Когда все перешли в круг, разминка продолжается. Ведущий: «…и завертелся гигантский калейдоскоп в руках великана! Раз — и стеклышки объединились по два! — Ведущий просит педагогов разбиться на пары и застыть.

«Два — и стеклышки снова распались по одному и застыли!». Далее ведущий просит участников объединяться то по тройкам, то по четверкам, каждый раз застывая на месте».

«А сейчас я прошу вас закрыть глаза и не подглядывать. Наш великан повернул калейдоскоп еще раз и увидел удивительный узор: все стеклышки выстроились в ровный — ровный круг! Сейчас с закрытыми глазами, касаясь друг друга, постарайтесь встать в круг…  Итак, стеклышки застыли… и открыли глаза. Посмотрите: получился ли у нас круг?».

На этом разминка заканчивается, ведущий просит всех участников сесть на ковер внутри круга.

Первый узор.

Ведущий: «Итак, мы с вами стали частичками узора в великанском калейдоскопе. Пора появиться первому узору на нашем бумажном калейдоскопе. Каждый из вас получит сейчас пустой бумажный кружок. С помощью цветной бумаги, клея (можно пользоваться фломастерами), создайте в кружке свой узор, такой, какой отразит ваш характер, настроение, ваше «Я».

Это не обязательно должен быть сюжетный рисунок: игра цвета, формы, все, что угодно». Ведущий раздает кружки белой бумаги диаметром 7-8 см. педагоги создают коллажи.

Затем ведущий и помощник приклеивают каждый кружок, и получается первый внешний узор: по всему периметру равномерно расположены кружки с рисунками, вдоль внешней стороны, около каждого кружка — имя автора.

Ведущий: «Первый узор бумажного калейдоскопа создан. Давайте посмотрим на узоры, Каждый из них — уникален, не похож на остальные. Каждый        отражает неповторимость человека, его создавшего. Все красивы, а вместе они образовали замечательный узор — узор, состоящий из индивидуальностей».                                                                       

Второй узор.

Ведущий: «Теперь очень хочется познакомиться поближе с индивидуальностью каждого из вас, а у вас есть возможность поближе познакомиться с самим собой».

Ведущий проводит тест «Ваши успехи на работе» и «Рисунок человечков из геометрических фигур» (обрабатывается помощником).

Третий узор.

Обратите внимание

Ведущий: «Когда люди-стеклышки начинают общаться друг с другом и создавать общие узоры, им в этом очень помогают две вещи. Первое — они знают о том, что они разные, не похожи друг на друга, каждый уникален. И в этом мы в очередной раз убедились (ведущий еще раз возвращает педагогов к рисункам на бумажном калейдоскопе).

Второе — они знают, что у них есть много общего, и это помогает им общаться и находить общий язык. Сейчас мы с вами потренируемся в этом умении». Ведущий предлагает вытянуть из конверта цветные фигурки: «Это — маленькие рыбки. В конверте — по две рыбки каждого цвета. Если их приложить друг другу (по типу двух туфель в обувной коробке), они образуют симметричный узор».

По цвету фигурок участники разбиваются на пары. «В течении 3-4 минут вам нужно придумать как можно больше признаков (внешности, характера, интересов, способностей, вкусов), которые объединяли бы пару рыбок. Минимум надо найти три таких признака». Каждая пара записывает эти признаки на листе, затем называет их всем остальным.

Пока пара зачитывает признаки, помощник ведущего приклеивает их рыбок. В результате возникает следующий круговой узор.

Когда все рыбки приклеены, ведущий предлагает внимательно посмотреть на получившийся узор: «Посмотрите на наш второй узор: фигурки в каждой паре очень похожи друг на друга. У них много общего. Каждая пара создала свой общий узор благодаря тому, что нашла друг у друга много похожих черт. Да, все мы разные, но у нас есть много общего, и мы можем интересно общаться друг с другом!».

Сообщение результатов теста.

Четвертый узор.

Ведущий: «В нашем великанском калейдоскопе люди — стеклышки умеют создавать самые разнообразные узоры. В том числе такие, в которых стеклышки объединяются друг с другом и создают единое целое. Вот посмотрите на круг из цветной бумаги.  Он разрезан на две части неровной, зигзагообразной линией, (но ведущий держит его так, чтобы круг смотрелся  целым).

Он состоит из двух частей, но если мы аккуратно сложим, друг с другом, то получим целый круг — фигуру удивительно законченную и красивую. Людям, которые умеют создавать друг с другом такие замечательные целые узоры, можно позавидовать: они прекрасно понимают друг друга, им по плечу сложные дела.

Сейчас мы с вами попробуем создать такие узоры в нашем калейдоскопе».

Воспитатели тянут половинки фигурок. Это ромбы (сердечки) из бумаги разного цвета, различным образом разрезанные пополам. Парам предлагается выполнить следующее задание.

Задание. Один участник получает чистый тетрадный лист и карандаш. У второго участника рисунок, нарисованный по клеточкам.

Важно

Задача имеющего в руках образец, описать его так, чтобы его товарищ смог нарисовать на листе аналогичный, при этом, разрешается общаться только жестами. Оценивается скорость и качество выполнения.

Затем участники меняются ролями. Заканчивается упражнение кратким обсуждением.

Пока проходят соревнования, помощник психолога приклеивает на бумажный калейдоскоп фигурки тех участников, которые уже выполнили задания. Образуется еще один узор.

Ведущий: «Посмотрите, какой замечательный узор появился на нашем бумажном калейдоскопе! Он появился благодаря тому, что мы старались понять друг друга и работать вместе».

Пятый узор.

Ведущий: «Удивительное дело, в нашем калейдоскопе произошло чудо: каждое его цветное стеклышко превратилось в цветок! Теперь, если великан посмотрит в свой калейдоскоп, он увидит там не узор из стеклышек, а необыкновенной красоты цветочную поляну. Каждый из вас — цветок на этой поляне». Ведущий раздает участникам маленькие цветочки из цветной бумаги. Просит написать на них инициалы.

«Некоторые цветы растут на этой поляне очень давно. Кто они? Назовем их по именам… Никого не забыли? Сейчас каждый из них будет подходить к бумажному калейдоскопу, и пока я приклеиваю его цветок на поляну, остальных прошу назвать те качества, которыми этот человек — цветок украшает нашу поляну…

Есть цветы, которые растут на нашей поляне не с самого возделывания, но уже больше 10 лет. Можете их назвать? Давайте каждому скажем, чем, какими качествами характера, своими достоинствами и талантами он украшает нашу общую поляну. Далее 5-10 лет, 3-5 лет…

Наконец, за последние 2 года на поляне выросли новые цветы. Возможно, они даже еще и не раскрылись до конца. Но какие достоинства мы уже разглядели?»

Завершение игры.

Ведущий просит всех сесть в круг. «Итак, наш волшебный калейдоскоп закрутился в последний раз… Люди — стеклышки, люди — цветы исчезли, и на ковре нашего зала образовался последний узор. Имя этому узору «Педагогический коллектив МБДОУ «Детского сада № 22 «Веселинка»». Что вы думаете об этом узоре? Нравится ли он вам? Чем именно?»

После того, как высказались все желающие, ведущий объявляет игру оконченной. Он благодарит участников и передает им в подарок от великана бумажный калейдоскоп, как напоминание о тех удивительных узорах отношений, которые педагоги  умеют создавать.

Источник: http://www.xn--22-6kchpavqhv4b.xn--p1ai/index/bolshaja_psikhologicheskaja_igra_dlja_pedagogov_quot_kalejdoskop_quot/0-242

Ссылка на основную публикацию