Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творческих способностей

Деловая игра «Развитие творческих способностей педагогов»

Авторы: Бируля Наталья Валерьевна, Синяева Татьяна Анатольевна

Любому обществу нужны творческие люди. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек реализует полностью данные ему возможности. Очень многое зависит от семьи и школы.  Не подлежит сомнению, что в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы  ребенка, является педагог.

Ведь только активный, творческий педагог может воспитать активную и творческую личность из ребёнка.  Важное место в работе с педагогами занимает психологический аспект. В данной статье мы хотим раскрыть особенности работы психологической службы МОУ гимназия №41 с педагогами, по совершенствованию профессионального мастерства, формированию у педагогов потребности в творчестве.

Новая образовательная модель «Наша новая школа» задает основной вектор изменения основного и дополнительного образования детей, где главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы  ребенка, является учитель.

Изменения, происходящие в стране, в обществе,  предъявляют новые требования к современному учителю. Современный учитель- это учитель, который должен идти в ногу со временем, повышая свой профессиональный уровень и применяя в своей работе достижения науки и техники.

Обратите внимание

Это учитель, умеющий создавать и организовывать особую образовательную развивающую среду, помогающую абсолютно каждому ученику раскрыть максимум своих способностей. Трудным бывает у учителей путь к мастерству. Мастер — это глубокая теоретическая подготовка. Это совершенное владение приемами обучения и воспитания, педагогической техникой. Это сплав личной культуры, знаний, кругозора.

Это искусство общения с детьми. Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.

Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений у учителя должны быть высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и коллективная вера в их способность улучшить образование детей.

Современные дидакты обозначают проблемы школы и предлагают пути их решения, но не все педагоги следуют им. Нельзя преобразовать современную школу без учителя, думающего и желающего принять участие в этих преобразованиях.

На данном этапе не только учащихся, но и учителей необходимо вовлечь в исследовательскую деятельность, формировать творческие группы с обязательным выходом на готовый продукт.

Поиск педагогами и педагогическим коллективом новых оригинальных путей решения актуальных проблем образовательной практики воплощается в проявлении множества инновационных идей, трансляции уникального инновационного педагогического опыта.

Очень часто работа психолога с педагогами недооценивается, а ведь именно она способна изменить положение к лучшему, помочь педагогам в их самореализации и саморазвитии. Ведь только активный, творческий педагог может воспитать активную и творческую личность из ребенка.

Таким образом, одной из целей методической работы является создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества, чтобы они взаимно дополняли, усиливали возможности и позитивную роль друг друга.

Сотрудничество психолога и педагогов при организации взаимодействия активных субъектов образовательного процесса направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий, которое может реализоваться через  организацию деловых игр.

Деловая игра  «Развитие творческих способностей педагогов».

Цель игры: Совершенствовать профессиональное мастерство, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.

Организационный момент:  Игра «Чудесный мешочек». Педагоги вытягивают красную или синюю фишку, определяя, тем самым, принадлежность к той или иной команде.  Выбирается жюри.
Психолог: Уважаемые коллеги, меняется мир, меняются дети, в связи с этим компетенции педагога сегодня должны тоже расширяться.

Важно

Профессиональный стандарт предлагает нам набор компетентностей современного педагога. Всех их можно представить в следующей модели: (модель одаренности А.А. Никитина). Основание этой модели является личность, стороны треугольника соответствуют двум другим граням “творческости” и профессиональной компетентности.

Эти грани — динамичны, постоянно совершенствуются, устремлены к вершине — мастеру.

Рис.1

Данная модель позволяет сделать вывод о необходимости развития данных характеристик каждым из педагогов.  Самая интересная  и самая сложная часть работы — это развитие творчества или креативности.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Как развить в себе творческость? И возможно ли это сделать? Творческие способности можно развивать, это доказано многочисленными исследователями. Как можно тренировать руки, тело, также можно тренировать и наши мозги.

-Зачем нужно развивать творческие способности? (Умение создавать новое, нестандартно смотреть на привычные вещи  помогает удержаться на плаву и испытывать настоящее удовольствие от своей работы)

Сегодня мы с вами присутствуем на  творческой игре, где наши педагоги проявят чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления. Уважаемое жюри беспристрастно оценит соревнование команд. И пусть победит сильнейший!

Ход игры

1 задание «Новая жизнь»

Все вещи рано или поздно приходят в негодность, и их приходится выбрасывать. Но есть такие люди, которые не спешат расставаться с предметами, исполнившими свое прямое назначение. Они придумывают вещам новое применение и используют их в новом качестве еще долго и долго. Попробуйте найти не менее 20 новых применений ненужным, отслужившим свое предметам:

— пустой консервной банке

— лопнувшему воздушному шарику

— перегоревшей лампочке

— пустому стержню от ручки

— газете 

2 задание:  «Свойства – антисвойства ».

Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: лёгкий — тяжёлый. Команды называют пары слов по очереди,  побеждает команда, назвавшая пару слов  последней.

3 задание  интересное, остроумное и полезное.

Необходимо назвать предметы,  выполняющие противоположные функции,  например: ножницы – клей,  холодильник – электроплита.  У вас есть 3 минуты для обсуждения. (По окончании 3 минут команды называют предметы, побеждает команда, придумавшая большее количество пар).

4 задание. «Друдлы»

Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) — задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы. Друдл — это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать.

Совет

Лучший ответ — тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать — и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор.

На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по-разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием друдлы (droodle).

Часто друдлы загадываются именно детям для расширения их кругозора, и поэтому нередко друдлы-картинки можно встретить в различных детских книжках. Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления.

Посмотрите на картинку и попробуйте назвать все, что может быть на ней нарисовано. Для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум.

Рис.2

5 задание.  «Загадай загадку».

Каждая команда придумывает загадку по схеме «на что похоже – чем отличается»  и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с  ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).

6 задание.  «Необычные ситуации» (перечень возможных причин)

Цель: развитие широты мышления, навыков всестороннего анализа ситуаций и обобщения большого количества сведений.

А в этом задании вам необходимо найти внешние и внутренние ресурсы, чтобы предложить оптимальный вариант разрешения  возникшей  проблемы.

Для команды синих: Представьте, что вы вышли из дома и увидели, что из облака спускаются прямо до земли длинные-предлинные веревки. Ваши действия? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов.

Для команды красных: Вам подарили на день рождения слона, и вы пошли с ним в поход. Как его там можно использовать»? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов.

(В виде транспорта, слон охраняет всех в походе, воду в хоботе слона можно использовать для купания и т. д.) 

7задание. «Реклама»

Обратите внимание

Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все  слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.  <\p>

8 задание. «Клипмейкеры» (автор упражнения Н.В. Володина-Панченко)

Инструкция: прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации.

Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. «Нарисуйте» созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы.

После демонстрации творческих продуктов участниками игры  друг другу просмотрите авторский вариант клипа.

По выполнении 8 задания жюри подводит итоги. Награждаются команды  дипломами.

Организация окончания игры:

9 задание «Мешочек пожеланий»

Данное упражнение в качестве момента “прощания”. Передавая мешочек друг другу по кругу, участники  достают из него по одному предмету.  Начиная со слов: “я тебе желаю”, придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст».

Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.       


Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf [Дата обращения 02.05.2015]

2. Утёмов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие.- Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212с.

3. Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного творчества. – Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. – 88 с.

4. Горев П.М., Утёмов В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: Учебно-методическое пособие. – Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 112 с.

5. Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – № 3. – С. 51-57

Важно

6. Утёмов В. В. Развитие инновационного мышления учащихся посредством решения задач откры- того типа // Концепт. – 2012. – №12 (Декабрь). – ART 12186. – URL: http://ekoncept.ru/2012/12186.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения: 02.05.2015]

7. Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт. – 2012. – №7 (Июль). – ART 12095. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12095.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения: 02.05.2015]

8. Гин С. И. Мир человека: Методическое пособие для учителей. — М.: «Вита-Пресс», 2002.

9. Ретюнских Л.Т. Путешествие в лабиринтах мудрости. — М.: «Вита-Пресс», 2013

Источник: https://open-lesson.net/3690/

7 важных упражнений для развития креативности

Сегодня много говорят о креативности и творческом мышлении. Что же такое творческое мышление и можно ли его развивать в себе? А если да, то, как именно? Многие считают, что творчество и такие понятия, как трудолюбие, высокий уровень самоорганизации и порядок не совместимы.

Они считают креативщиков чудаками. Но это не так. Люди с креативным мышлением – это люди большого опыта, всесторонне развитые и умелые. А все это требует немалых усилий, трудолюбия и ответственности.

Читайте также:  Как стать женщиной, которую обожают мужчины

Итак, креатив – это удачное сочетание ума, навыков, опыта и внутренней открытости к миру, способности учиться в любом возрасте и в любой ситуации.

Одним словом креативность – это открытость ума и сердца и ее можно развивать.

Какие же есть практические способы и упражнения для развития креативности? Помните, что любое упражнение должно быть нацелено на избавление от зашоренности и на изменение привычного хода мыслей. Давайте рассмотрим все эти упражнения :

  1. Возьмите обычный предмет, используемый в быту, и постарайтесь придумать для него как можно больше нестандартных применений. К примеру, ложкой ведь можно не только есть. Из ложек можно сделать уникальный светильник, картину или маркер для огорода, чтобы отмечать, где и что посажено.
  2. Еще одно полезное упражнение такое: время от времени нарушайте обычный ход вещей и меняйте свои привычки. Например, если вы каждую неделю или даже каждый день ходите обедать в один и тот же ресторанчик, поменяйте его.
  3. Попробуйте блюда незнакомой вам еще кухни, выберите новый маршрут, которым вы будете ехать или идти домой с работы и так далее. Если задуматься, в нашей жизни есть куча привычных мелочей. Они загоняют нас в ящик, постарайтесь сломать эти стенки и выйти за их границы.
  4. Далее, если у вас стоит какая-то задача, не спешите решать ее привычным способом. Люди зачастую считают, что безумно делать что-то новое там, где и старое неплохо работает. А вот Энштейн утверждал, что безумие – это когда делаешь одно и то же и ждешь нового результата. Так что не беритесь за дело, пока не найдете хотя бы один альтернативный вариант его выполнения.
  5. Еще один отличный способ развивать свою креативность – заняться творчеством. Это может быть что угодно, главное найти себе занятие по душе. Вы можете начать рисовать, писать стихи или песни, или пойти учиться играть на музыкальном инструменте. И суть не в том, чтобы добиться особых успехов в новом начинании. Суть в том, чтобы получить новый опыт и заставить свои мозги работать иначе. Ведь креативность – это разрыв мышления, разрыв привычной последовательности мысли, слова, дела, потока жизни.
  6. Также очень полезно путешествовать или заниматься новым видом спорта. Это может быть экстремальный вид спорта, такой, как прыжки с парашютом. А можно просто разнообразить свою жизнь, отправившись в пеший поход. Вообще, новые места, смена обстановки очень расширяют кругозор и способствуют креативности. Только путешествовать нужно с широко открытыми глазами и сердцем, чтобы не упустить ничего нового.
  7. Еще один способ научиться мыслить креативно – развивать свое ассоциативное мышление. Нужно приучить свой мозг связывать воедино, казалось бы, не связуемые понятия. Это поможет и память улучшить, и приучить мозг объединять разные концепты. Ведь далеко не всем под силу проводить подобные ассоциации.

Эти простые советы помогут вам развивать свою креативность, приучать мозг выходить за рамки и пределы общепринятого, бросать вызов устоям и находить уникальные решения проблем.

 Читайте также : 10 странных способов повысить креативность, которыми пользовались успешные люди

 Читайте также : 15 лучших инструментов, основанных на методе мозгового штурма и диаграммах связей, для креативных умов

 Читайте также : 8 видов простых и увлекательных тренировок для творческих людей

Источник: https://say-hi.me/sovetiy/7-vazhnyx-uprazhnenij-dlya-razvitiya-kreativnosti.html

Тренинг «Креативность»

Тренинг креативности

Составила педагог-психолог Мисла С.Н.

Бирликская средняя школа

Района Г Мусрепова СКО

Цель тренинга: осознание креативности в себе и ее развитие.

Задачи:

  1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого потенциала.

  2. Формирование навыков и умений управления творческим процессом

  3. Развитие гибкости мышления.

Программа тренинга

Занятие1.

Вступительное слово ведущего: цели и задачи тренинга, основные понятия, принципы работы тренинговой группы.

Упражнение 1. Участники группы сидят по кругу.

«Знакомство»

Каждый участник называет свое имя и самое ярко выраженное у него качество. Следующий участник – имя и качество предыдущего. Свое имя и качество. Последний должен назвать все имена и качества участников группы.

Упражнение 2. Инструкция: «Математики почти все явления описывают с помощью формул.

Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и называя свое имя, назвать формулу, которая с вашей точки зрения достаточно точно описывает вашу личность».

Совет

Это задание может вызвать затруднения. Не стоит приводить примеры. Лучше сказать, что язык математических формул очень богат.

Упражнение 3. Вспомните человека, с которым вы лично знакомы и который служит для вас образцом человека творческого, нестандартного. Назовите свое имя и укажите, какие качества, особенности поведения вашего знакомого дают вам основание считать его креативным, творческим. Подведение итогов работы.

Упражнение 4. Цель: многократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в ассоциирование идей с содержанием опыта (правополушарные механизмы).

Инструкция: необходимо перевоплотиться в животное или растение.

Стратегии участников не анализируются на данном этапе, но ведущий фиксирует их проявления. Полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.

Упражнение 5. (круг, тренер в центре круга) Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто умеет плавать.

Ведущий старается занять освободившееся место. Кто остался без стула, становится ведущим. Продолжит работу. Будьте внимательны и запоминайте, кто и когда пересаживается. Необходимо называть разные умения.

Отмечать особенно оригинальные.

Упражнение 6. Я даю вам 5 минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя информацию, которую вы сейчас узнали. Через 5 минут участники зачитывают свои рассказы. Выводы: В ходе занятия изменяется групповая атмосфера, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность.

Занятие 2,3

Цель: осознание барьеров в проявлении креативности и создание условий для преодоления или уменьшения их влияния.

Упражнение 1. (Участники сидят в кругу) Сядьте удобно и медленно ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет легкие. Ощутите, как с каждым вздохом в ваше тело попадает энергия. А с каждым выдохом уходят ненужные заботы. Исчезает напряжение… Обратите внимание на ваше тело.

Почувствуйте его все – от ступней ног до макушки… Вы слышите какие-то звуки, ощутите прикосновение воздуха на вашем лице. Если вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором мы живем… Наше сложное время характерно сложными изменениями…порой они бывают молниеносными.

И это постоянно действует на нас. Подумайте об этом. Какие у вас возникли мысли? Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? Подумайте о том, какие качества, особенности поведения помогают вам жить в этом мире, а какие мешают. А теперь вспомните, что вы сидите в этой комнате и здесь есть еще другие люди. Вернитесь сюда. В наш круг.

И сделайте это в удобном для вас темпе.

Задание: нарисуйте свои мысли, чувства, впечатления. (Рисунки располагаются так, чтобы их видели все.)

Работа в группах

Цель: Осознание каждым участником группы опыта своей жизни.

Участники объединяются в группы по 4-5 человек и делятся впечатлениями, размышлениями, рассказывают, какие качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют жизнь в нашем изменчивом мире. Каждая группа составляет перечень таких качеств. По окончании работы предоставляет список. Ведущий записывает на доске.

Упражнение 2 Цель: анализ затруднений, барьеров для проявления креативности.

Реквизит: карточки с названиями предметов и состояний.

Обратите внимание

Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из вас так, чтобы он не видел, что на ней написано. Его задача – узнать, что написано на карточке. Каждый из нас может подсказать, используя только язык жестов. Обратите внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас возникнут и как они изменяются.»

Обсуждения и выводы: для успешного разрешения проблемы важно пройти этапы подготовки и сбора информации.

Упражнение 3 Цель: на осознание барьеров креативности.

Реквизит: мяч

Инструкция: «Сейчас я бросаю кому-то мяч и называю любой предмет. Тот, кому мяч достанется, должен назвать три нестандартных способа использования этого предмета, а затем бросить мяч следующему участнику, назвав другой предмет.

Мяч должен побывать у каждого, а реагировать нужно быстро. Если кто-нибудь затрудняется назвать вариант нестандартного использования этого предмета, может бросать мяч следующему участнику назвав другой предмет.

Любой из вас может поднять руку и назвать свою версию».

Вопросы для обсуждения:

  • В чем заключаются основные трудности?
  • Какие состояния возникали, как изменялись в ходе работы?
  • Что помогало справиться с поставленной задачей?

Упражнение 4. Цель: развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, способности осознанно переходить в новые содержательные области.

Реквизит: мяч

Инструкция: Этот мяч – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, рассказывая, какой это апельсин. Нельзя повторять уже названные качества. В работе все принимают участие.

Упражнение 5. Инструкция: Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложении может быть любым, но слова должны начинаться на буквы С,О,П,Л. Знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение задания дается 5 минут. После завершения работы каждый участник читает свой рассказ. Содержание не обсуждается.

Упражнение 6 Цель: осознание того, что креативность это свойство личности.

Реквизит: бумага, краски, фломастеры.

Инструкция. Вам нужно нарисовать креативность. Как вы ее понимаете?

Время не ограничено. После того, как все завершат работу, каждый рассказывае6т о своем рисунке, о том, как он понимает креативность.

Упражнение 7 Цель: развитие аналитических способностей.

Реквизит: мяч

Инструкция. Когда-то в мире было популярно движение хиппи. Они имели привычки, традиции, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию или девиз ее обладателя.

Сейчас мы будем бросать мяч друг другу со словами» Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано…» — и одновременно проговаривать текст, который мог быть написан на футболке человека, которому вы бросите мяч.

Тот, кому брошен мяч должен сказать, согласен ли он надеть футболку с подобной надписью или нет.

Подведение итогов. Релаксация. Что дала работа? Как можно использовать приобретенные навыки в работе, учебе, жизни?

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/trening-kreativnost.html

Упражнения для развития креативности у детей

Игра-упражнение на развитие креативности

Игра была разработана для тренинга креативности, но ни разу не проводилась в группе. На авторство претендовать можно, но сложно, потому что где-то или кто-то, наверное, уже изобретал что-то подобное.

Цель игры-упражнения – активизировать творческие способности бессознательной части, отбросить непринятие нестандартных идей, раскрепоститься, а также научиться направлять работу бессознательного на решение задач, поставленных сознанием.
Игра разработана для групп из 4-х – 6-ти человек, но вполне может быть использована самостоятельно (или в кампании друзей под шашлычок).

Первый уровень – Вопросы. Задаётся случайное слово. Обязательно существительное.

Задача каждого шага без раздумий произнести (или записать) вопрос, в котором будет обращение к предыдущему существительному, который будет заканчиваться новым существительным?

Читайте также:  Как победить бессонницу – советы специалиста

Итак, то количество итераций, которое строго задано. Первый шаг начинается с заданного существительного, последний также заканчивается заданным существительным. Запрещается повторять звучавшие слова в процессе игры!

Пример.
Задание:
Слово – дети . Количество итераций – 8 (2 круга в группе из 4-х человек).

Поехали. Говорим первое, что приходит в голову:

  1. Дети.

    почему Вы не слушаетесь своих родителей?

  2. Родители, когда Вы сдадите деньги?
  3. Деньги, почему Вы таете, как летом снег?
  4. Снег, почему ты выпадаешь только зимой?
  5. Зима, зачем ты поселилась в моём сердце?
  6. Сердце, тебе правда не хочется покоя?
  7. Покой, когда ты, наконец, придёшь в мой дом?
  8. Дом, ты скучаешь по своим детям ?

Дальше следует обратная связь:
Легко ли это было? Что это дало? Каково это в группе?

Второй уровень – утверждения. Правила почти те же, что и на первом уровне. Единственная разница в уровнях – вместо вопроса формулируется утверждение. Напомню: Задаётся случайное слово.

Обязательно существительное.

Задача каждого шага без раздумий произнести (или записать) утверждение, в котором будет содержаться предыдущее существительное, и, которое будет заканчиваться новым существительным?

Итак, то количество итераций, которое строго задано. Первый шаг начинается с заданного существительного, последний также заканчивается заданным существительным. Запрещается повторять звучавшие слова в процессе игры!

Пример.
Задание:
Слово – «слово». Количество итераций – 8 (2 круга в группе из 4-х человек).

Поехали. Снова говорим первое, что приходит в голову:

  1. Если слово вылетит, значит, оно не воробей.
  2. Каждый воробей летит в своё гнездо.
  3. Гнездо нужно каждой птице.
  4. Если птица не летает, то она курица.

  5. Курица будет мокрой, если на неё вылить воду.
  6. Самая вкусная вода в источнике.
  7. Источник вдохновения – любовь и красота.
  8. Любовь и красоту не передать словами .

Снова, аналогично и далее, следует обратная связь:
Легко ли это было? Что это дало? Каково это в группе?

Третий уровень – вопросы и ответы. Ну, а теперь всё перемешаем! Даю описание третьего уровня: Также задаётся случайное слово. Также обязательно существительное.

Задача каждого нечётного шага без раздумий произнести (или записать) вопрос, в котором будет содержаться предыдущее существительное, и, которое будет заканчиваться новым существительным? Задача каждого чётного шага без раздумий произнести (или записать) ответ, в котором будет содержаться предыдущее существительное, и, которое будет заканчиваться новым существительным?

Итак, то количество итераций то же. Первый шаг начинается с заданного существительного, последний также заканчивается заданным существительным. Запрещается повторять звучавшие слова в процессе игры!

Пример.
Задание:
Слово – «человек». Количество итераций – 8 (2 круга в группе из 4-х человек).

  1. Зачем человеку свобода?
  2. Свобода даёт ему счастье.
  3. Разве счастье не в любви?
  4. Любовь приносит лишь страдания.
  5. Страдание похоже на грусть?
  6. Грусть наступает, когда нет надежды.
  7. Нужна ли кроме надежды вера?
  8. Вера это то, что позволяет выжить человеку .

И, наконец, четвёртый уровень, — отстройка от логики. Заметили ли Вы, что наше сознание пытается выстроить логическую цепочку во всех предыдущих упражнениях? Особенно в последнем. Ведь получился довольно осмысленный текст. Никаких резких переходов. Всё в рамках заданной первым участником темы, ну, может быть, первыми двумя участниками. А, где же «бешеный креатив»? Будем искать?

Тогда на следующем уровне разрушаем логическую связь между вопросом и ответом, между ответом и новым вопросом. Но, помните, что правила остаются теми же. Не буду переписывать их ещё раз. Добавляется только один пункт к правилам: Чем более непредсказуемым будет ваш ответ или вопрос, тем лучше.

Пример.
Задание:
Слово – «барабан». Количество итераций – 8 (2 круга в группе из 4-х человек).

  1. Правда ли, что барабан это самый громкий инструмент?
  2. Любой инструмент напоминает мне о ремонте.
  3. А, куда Вы кладёте во время ремонта сигареты?
  4. Сигареты я разукрашиваю фломастером.
  5. Но, пользуются ли фломастерами во время дождя?
  6. Нет, потому что дождь слишком стучит по крыше.
  7. Господа, у Вас крыша не съезжает от этого упражнения?
  8. Ну, что Вы, это же упражнение научит нас играть на барабане .

Далее следует чаепитие.

И, во время чаепития, стоит подумать о том, что даёт это упражнение, все его четыре уровня вместе, и обсудить между собой.

Сергей Анатольевич Доброе утро! 2009г.

Возможно, ты захочешь прочитать эти статьи:

5 упражнений, развивающих креативное мышление

«Креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
© Американский психолог Абрахам Маслоу

https://www.youtube.com/watch?v=0KBcRig7QqM

Мы уже публиковали статью с советами по развитию креативности. Сейчас предлагаем вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.

Итак, 5 упражнений:

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Стив Джобс говорил: «Креативность — это просто создание связей между вещами.

Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем.

Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор — все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.

К примеру, «мандарин» — сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» — пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» — запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю.

Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе.

А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали.

Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Важно

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад.

o_O Вот. что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня.

В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного.

У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Тест на креативность

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:

P.S

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

«Креатив — не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм». © фильм «99 франков»

8 упражнений для развития творческих способностей

Креативность, или как помочь ребенку творчески мыслить

Модное слово нынче – креативность, а если проще -творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость.

Ах, какой вкусный коктейль! Интересно, креативность – это врождённый талант или его можно как-то развить творческие способности у детей дошкольного и школьного возраста? Думается, что можно! Именно этим мы сейчас и займёмся.

Несколько упражнений для развития творческих способностей

«Архитектор»
Представим себе, что нам, архитекторам, дано задание -создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар.

Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» -подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию.

Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше!

«Две картинки»
Впрочем, картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. Можно поиграть в такие игры для малышей. на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол.

Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить.

Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.

«Кляксы и пятна»
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

«10 слов»
Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся на буквы «К», «А» и «М».

«Названия»
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?»
Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?»
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

«Сделай мне фотоаппарат»
Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго.

Творческого самочувствия всем, и пусть ваша креативность проявляется во всех сферах жизни!

Источник: http://orebenkah.ru/uprazhnenija-dlja-detej/uprazhnenija-dlja-razvitija-kreativnosti-u-detej.html

Урок 5. Развитие креативности

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века.

Этих характеристик всего четыре:

  • Продуктивность
  • Гибкость
  • Оригинальность
  • Умение решать сложные задачи

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

1

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров.

По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве – в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность».

В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Совет

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере личностного роста. Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым свойством личности, а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность – это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

2

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход.

Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты.

Обратите внимание

Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Особой важностью гибкость мышления обладает для творческих людей, т.к. позволяет им постоянно черпать новые идеи. Если же говорить о научной деятельности и процессе обучения, то обсуждаемое нами качество делает их в разы эффективнее.

То же касается и бизнеса: если человек не обладает способностью мыслить быстро и гибко, то и успех будет маловероятен.

А вкупе с такими качествами как дипломатичность и сговорчивость гибкий ум позволяет избегать любого рода конфронтации, конфликтных ситуаций, а также разрешать споры и грамотно вести переговоры.

3

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми.

Важно

Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, противостоять стрессам и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

4

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие – аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации.

Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению.

В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при творческом подходе.

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством – учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Рекомендации по развитию продуктивности

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Рекомендации по развитию гибкости мышления

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше разноплановой литературы
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, эту)
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Извлекайте опыт из ошибок
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

К играм, развивающим гибкость мышления, можно отнести различные головоломки (например, эту), ребусы, кроссворды, логические и психологические игры и т.д.

Рекомендации по развитию оригинальности мышления

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и креативность
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте ассоциативное мышление
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод «Мозгового штурма»

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие «Впиши слова», «Друдлы», «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Рекомендации по развитию навыка решения сложных проблем

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • Ищите в каждой поступающей проблеме положительные стороны
  • Воспринимайте проблемы как возможность развиваться и личностно расти
  • «Копайте» глубже – ищите суть проблемы
  • Будьте открыты новым возможностям, даже самым экстраординарным
  • Развивайте творческий потенциал и креативность мышления
  • Решайте проблемы по мере их поступления, одну за одной, расставляя приоритеты
  • Культивируйте позитивное мировосприятие
  • Ведите здоровый образ жизни
  • Если вы не знаете, что делать – просто отправляйтесь спать

Среди игр, которые позволяют человеку развить свой навык решать проблемы, выделяются экономические, психологические, интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Евгений Буянов← 4 Устранение разрыва6 Теории креативности →

1Когнитивистика, 1Сторителлинг

Источник: https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/razvitie-kreativnosti.php

Ссылка на основную публикацию