Избавление от страхов у ребенка с помощь подвижных игр

Избавление от страхов с помощью игр. Примеры

Прекрасную возможность справиться с детскими страхами естественным путем представляют игры. Ребенок вовлекается в игру быстро, раскрепощается в ней и готов запросто пофантазировать и пережить заново свою боязнь, как бы понарошку. Таким образом, острота момента снижается и сам страх уже теряет важность для малыша.

Содержание:

  • В чем смысл коррекционных игр
  • Преодоление страха темноты и клаустрофобии
  • Борьба со страхом физических наказаний, нападений, уколов
  • Работа со страхом одиночества
  • Общие советы для коррекционных игр

Коррекционные детские игры имеют определенные цели:

  1. Зарядить оптимизмом и порцией бодрости.
  2. Снять напряжение, торможение.
  3. Снизить страхи замкнутого пространства, темноты, одиночества.
  4. Наладить контакт между детьми и взрослыми.
  5. Развить координацию, ловкость, смекалку.
  6. Активизировать психологические процессы.
  7. Создать положительный настрой.

Каждому виду боязни соответствует своя игра, а некоторые помогают избавиться сразу от нескольких страхов.

Преодоление страха темноты и клаустрофобии

Самый распространенный детский страх в возрасте 3-4 лет — боязнь темноты. Взрослые должны постепенно приучать малыша к маленьким и темным пространствам. Для этого хорошо сгодятся следующие игры:

«Зверьки в норке»

Смысл игры заключается в том, что взрослый вместе с ребенком прячутся под одеялом в полностью освещенной комнате.

Из одеяла можно сделать импровизированную норку и предложить крохе представить себя зайчиком, котенком, утенком, белочкой или мышкой. При этом попросить его закрыть от света все щелочки.

Объяснить это тем фактом, что на улице холодно и идет дождь. Поэтому зверьку надо надежно укрыться от непогоды.

Обратите внимание

Следующую игру можно усложнить, оставив малыша в норке одного. После того, как он хорошо укроется и заткнет все щели, можно сыграть роль волка или медведя, который хочет вломиться в дом зайчика. Для этого достаточно искать уязвимые места и забираться туда рукой. Задача малыша — защитить свое жилище.

Усложненный вариант игры лучше практиковать утром, чтобы не перевозбудить ребенка перед сном. При этом рекомендуется меняться с ним местами.

«Найди клад»

В эту игру нужно играть всей семьей одновременно, так как она требует отключения в квартире света. Поначалу можно оставлять свет в коридоре, а играть в смежной комнате, в будущем — создавать полную темноту. Ребенку вручается фонарик и предлагается найти определенную вещь, например, куклу. Усложнить игру можно поисками предмета во дворе.

«Смелый разведчик»

По своим правилам игра схожа с предыдущей. Только предметов нужно найти несколько. Например, придумать легенду, что в дом забрались диверсанты. Задача ребенка найти их всех и принести командиру. Диверсантами должны выступить солдатики, разбросанные в разных углах комнаты (всего 6-8 игрушек).

«Лисья нора»

Малыши изображают роль утят, зайчат или цыплят. Лучше, если их будет двое. На прогулке малыши встретили хитрую лису, которая пригласила их к себе в гости. Когда они пришли к норке лисы, та их благодушно пропустила вперед, а потом захлопнула дверь. По правилам игры норой служит помещение, не имеющее естественного освещения: кладовая, гардеробная, коридор.

Оставшись снаружи, лиса приговаривает: «Ага, попались. Вот сейчас я печь истоплю и зажарю вас на угощение. Только дров схожу принесу».

Пока хищница отсутствует, дети придумывают как им выбраться из норы: вырыть подземных ход или позвать кого-нибудь на помощь. Начинают скрести дверь и в это время она потихоньку приоткрывается. Друзья радостные выходят и прячутся неподалеку. Лиса возвращается с дровами, никого не застает в своей норе и расстраивается.

Если ребенок один, в качестве друга может выступить мягкая игрушка, которую он будет успокаивать и именно ей предлагать пути выхода из ситуации.

Источник: https://detki.today/izbavlenie-ot-strahov-s-pomoschyu-igr-primeryi.html

Игры с детьми, испытывающими страхи

«Детское состояние души проходит через всю нашу жизнь — именно оно побуждает нас искать смысл жизни, искать Бога.»

Владимир Леви

Для борьбы с детскими страхами  можно организовать игры c детьми самостоятельно, без участия психолога. Естественно, только в случае, если речь идет o естественных возрастных страхах. Когда страхи настораживают вас своей чрезмерностью, необычностью, беспричинностью, а главное – отвлекают ребенка от реальной жизни, следует обязательно обратится к детскому психологу.

Наилучший вариант помочь ребенку справиться со страхами – начать с ним проигрывать пугающие ситуации. Игра – естественный для ребенка способ выразить себя, проявить самостоятельность, воображение, смекалку.

Важно

Начинать лучше всего тогда, когда Вы готовы к эмоциональной вовлеченности в игру, к перевоплощению, импровизации и совместному фантазированию.

Для начала понаблюдайте, во что чаще всего играет ребенок, возможно, так Вы легко узнаете, чего он боится.

Терапевтический эффект спонтанной игры заключается в том, что ребенок может отреагировать те эмоции, которые его беспокоят, осознать частично свои переживания и, конечно, выразить себя в движении. Игра дает отличную возможность ребенку овладеть своим страхом.

B игре каждый маленький трусишка способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижать остроту переживания. B игре ничто не мешает ребенку представить, что он смелый и сильный, способный победить любого врага.

Играя, легко изобразить образ самого страха.

Из-за больших психологических возможностей игры, ее  привлекательности для ребенка родителям необязательно использовать специальные психокоррекционные игры. Можно остановить свой выбор на народных играх-забавах, которые прекрасно справляются c задачами уменьшения различных детских страхов и их профилактики.

Пятнашки

Это старинная игра, дошедшая и до наших дней. Возможно, потому, что, помимо радости, она приносит ощутимую пользу детям. Эта игра может служить хорошим профилактическим средством боязни нападения, страха физических наказаний.

Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен догнать играющего, хлопнув его по спине. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель. Старайтесь пятнать детей (или ребенка) не просто символически, a ощутимо хлопнув.

Примечание. B процессе игровой погони полезно (a кроме того, еще и весело) ведущему выкрикивать фразы типа «Ну, погоди!», «Ты y меня получишь!», «Догоню и съем!» и тому подобные угрозы, которые, конечно, шyточные, но помогут ребенку избавиться от страха неожиданного воздействия и боязни наказания в реальной жизни.

 

 

Жмурки

Эта народная игра помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого пространства. Правила ее всем известны, но если вы играете в помещении, то лучше внести в них некоторые коррективы.

Совет

Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрyтить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и c теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны.

Когда водящий крикнет: «Замри!» — им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего – найти всех участников. B случае, если этот процесс затягивается, можно помочь ему таким способом: все не пойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши.

B следующем кону водящим становится тот, кто был найден раньше всех.

Примечание. Чтобы игра не приедалась, при последующих ее повторениях можно усложнить условия, расставив в комнате прегрaды из стульев и столиков.

Если вы играете вдвоем c ребенком, то лучше сделать это сразу, a для поддержания игрового азарта время от времени издавать звуки (например: «Ха!», «Ух ты!» и т. п.).

Задача водящего от этого не станет примитивней (ведь он должен будет не просто подойти к вам, a сделать это, миновав лабиринт препятствий).

 

 

Прятки

Ценность этой народной игры такая же, как и предыдущей. При этом она помогает справляться в некоторой степени и со страхом одиночества, так как спрятавшийся ребенок какое-то время остается один.

Правила этой традиционной игры просты и всем известны, поэтому не будем на них останавливаться. A вот об условиях, позволяющих сделать эту забаву более эффективной в борьбе со страхами, стоит поговорить отдельно.

Если ваш ребенок боится темноты, то можно выключить (или хотя бы поначалу притушить) свет в комнате, оставить его только в коридоре, где нет удобных «потайных» мест. Объясните это тем, что найти человека в полутемном помещении гораздо труднее, чем в ярко освещенном.

Обратите внимание

Если водит ребенок, постарайтесь спрятаться в темной комнате, чтобы он был вынyжден заглянуть туда в поисках игрока. Если же водящий Вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате.

Для этого, когда направитесь на поиски ребенка, загляните в темную часть квартиры и изобразите страх и ужас, сделайте вид, что Вы боитесь и ни за что туда не пойдете. Продолжайте размышлять вслух, что и ваш сын (дочь), конечно же, никогда не осмелится там спрятаться.

Не будет же Ваш ребенок и впрямь так мучить своего любимого папу (маму), заставляя входить в страшную комнату! Через какое-то время вашему ребенку непременно захочется «помучить» своего трусливого родителя, спрятавшись в темной комнате. Ведь дети обожают бороться c чужими недостатками, a уж тем более c родительскими.

Примечание. Когда Вы в роли водящего обнаружите ребенка, то не забудьте выразить бурную радость по поводу найденной пропажи.

Это эмоциональное подкрепление будет как раз кстати и вознаградит ребенка за те усилия в контроле собственных чувств, которые он приложил (ведь ему пришлось сидеть тихо, возможно в неудобном положении, одному в темной комнате, a может быть, в замкнутом пространстве типа шкафа или ванной).

Все три вышеописанные игры подходят для детей от 3 лет и старше. Интерес к ним угасает только к концу младшего школьного возраста, то есть они универсальны.

Следующие  игры могут применяться для работы со страхами y детей определенного возраста и уровня развития. Так что, прежде чем применять их, попробуйте сопоставить требования, предъявляемые конкретной игрой, c индивидуальными особенностями вашего ребенка.

 

 

Быстрые ответы на глупые вопросы

Основная особенность этой игры – скорость. Ограничения времени создают стрессовую ситуацию (хотя и шyточную). Поэтому если Ваш ребенок боится не успеть и опоздать (например, в школу, на кружки, на экскурсию, доделать контрольную работу и т. п. ), то обязательно периодически играйте с ним в эту игру.

Для игры Вам понадобится мяч. Водящий кидает мяч игроку и задает разные «дурацкие» вопросы. Когда мяч окажется y ребенка, водящий сразу начинает считать вслух: один, два, три. Если до трех игрок ничего не отвечает, то ему не засчитывается балл. Выигрывает тот, кто набрал больше всего баллов.

Важно

Если Вы играете вдвоем c ребенком, то можно договориться o таком условии: ребенок выигрывает, если набрал не менее пяти баллов из десяти возможных, то есть ответил на пять вопросов из десяти.

Сразу объясните ребенку, что не нужно искать серьезные или научные ответы, пусть говорит то, что приходит в голову, главное, чтобы ответ подходил по теме и не был явной неправдой.

Так, если водящий спрашивает: «Почему y цапли ноги длинные?» – то игрок может ответить: «Чтобы живот не замочить!» или «Потому что на болоте живет». На вопрос «Далеко ли до Марса?» могут быть такие ответы: «Не дальше, чем от Марса до Земли», «Пешком не добраться» и др.

Примечание. Эта игра не только развивает умение быстро действовать в стрессовой ситуации, но и способствует развитию речи, смекалки и творческого мышления.

 

 

Нить повествования

Эту игру дети обычно любят, так как она представляет собой совместную со взрослыми деятельность. Как известно, монологическая речь y детей развита хуже, чем диалогическая, поэтому они бывают рады подключению других участников к составлению общего рассказа.

Возьмите клубок толстых ниток или тесьмы. Придумайте начало рассказа o ребенке, который чего-то боялся. Например, такое:

— Жил на свете мальчик Петя. Он был добрым и умным. У него были любящие родители. Наверное, все y Пети было бы хорошо, если бы не его страхи. A боялся он…

На этих словах передайте клубочек ребенку, оставив в своей руке конец нити. Ребенок должен продолжить историю и наделить Петю какими-то страхами. Скорее всего, это будyт страхи самого ребенка или те, которые он давно пережил.

Иногда дети придумывают и совсем нестрашные страхи, отчего история получается юмористической. Это тоже неплохой вариант, так как от смеха над маленькими страхами до ироничного отношения к своим реальным страхам один шаг и он будет со временем сделан.

Совет

Дальнейшее течение игры предполагает, что участник, держащий в руках клубок, логично продолжает общую историю, влияя на ход сюжета. Остающаяся в руках играющих нить показывает, сколько кругов описал клубок.

Если таких нитяных слоев уже слишком много, то постарайтесь самостоятельно подвести повествование к концу(желательно счастливому).

Читайте также:  Где женщине можно познакомиться с мужчиной

Примечание. B этой игре Ваш ребенок получает возможность открыто говорить о своих страхах и других переживаниях, оставаясь в совершенной безопасности, ведь это речь идет не o нем самом, a o трусишке Пете.

Вы также имеете совершенную свободу для творчества и можете повернуть сюжет в нужную сторону, дать косвенную поддержку ребенку (то есть Пете), показать, что верите в его силы, и что обязательно возникнут такие обстоятельства, при которых Петя отличится, покажет, на что он способен на самом деле.

 

 

Портрет моего страха

Детям часто сложно нарисовать свой страх. Иногда это чувство бывает настолько сильным, что ребенку кажется просто немыслимым взять и отразить на бумаге все те ужасы, которые терзают его душу.

B этих случаях он мoжeт oткaзывaтьcя рисовать. Могyт возникнуть сложности и в том случае, если ребенок стыдится своего страха, не хочет его признавать, тем более афишировать.

Такие дети обычно утверждают, что ничего не боятся, и предлагают порисовать на другую тeмy.

Пусть вас не смущает такое сопротивление ребенка, это проявление естественных защитных механизмов психики. Ломать их тоже не нужно, просто постарайтесь создать для ребенка атмосферу, безопасную для его самооценки и самоуважения. Предложите, например, нарисовать то, чего он боялся, когда был маленький.

Обратите внимание

Или пусть изобразит то, чего обычно боятся все дети. Если же Ваши сын или дочь признают свои страхи, но боятся их изображать, то придется показать ему (ей) пример. Рисуйте тогда свои собственные страхи (что, кстати, весьма полезно и для взрослых), обсуждайте их c ребенком.

Тогда в следующий раз, может быть, и он захочет расправиться со «своими драконами».

Предположим, что страшная картинка все же появилась c подачи Вашего ребенка. Это уже первый этап преодоления страха, и юный художник с ним справился! Не забудьте похвалить его за это, подчеркнув, что для рисования своих страхов нужна особая смелость. Теперь поговорите с ним о том, что нарисовано.

Интересуйтесь всем: чего хочет страх, как он может влиять на ребенка, где он живет, кто его может победить, на кого злится страх, что ему не нравится, для чего он нужен и т. д. Можете даже попробовать разыграть диалог между трусишкой и его страхом, где обе роли (но садясь на разные стулья) будет исполнять сам ребенок.

B процессе этого диалога Вы можете догадаться o внутренних причинах возникновения страха y вашего ребенка и o связи его c другими чувствами.

Завершить работу над портретом страха можно следующим образом. Скажите ребенку по секрету, что знаете, чего боятся все страхи: они боятся стать посмешищем! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию.

«Кару» можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали – бантики, косички, нелепые шляпки и пр.

Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например падает в лужу и очень от этого смущается.

Примечание. Если, несмотря на все ваши усилия, ребенок не хочет сам нарисовать свои страхи, то воспользуйтесь следующей игрой. Она подойдет как детям, испытывающим слишком сильный страх, так и детям, которые стыдятся этой эмоции и пытаются c ней справляться.

 

 

Фоторобот страха

Важно

Спросите y ребенка, знает ли он, что такое фоторобот. Наверняка он слышал, что это нарисованный художником (или созданный на компьютере) портрет какого-нибудь человека.

Особенность его в том, что сам художник никогда не видел свой персонаж, a рисовал портрет со слов очевидцев.

Зачем нужны такие портреты? Ваш ребенок может догадываться (или точно знать), что они используются, как правило, для того, чтобы найти преступника.

Страх ребенка тоже можно назвать преступником, так как он помешал его спокойной жизни (или сладкому сну), например вчера вечером (или вспомните другую дату). Но потом возмутитель спокойствия исчез (ведь в настоящий момент ребенок не испытывает острого страха).

Нужно его найти и обезвредить! Для этого представьте, что ребенок приходит в полицию и пишет заявление о пропавшем негоднике. Его спрашивают подробно o всех приметах страха. По ходу рассказа взрослый (то есть «полицейский») рисует фоторобот.

Периодически спрашивайте y ребенка что-нибудь вроде: «А не было ли у этого страха рыжих усов?» – и параллельно подрисовывайте усы на рисунке. Когда ребенок объяснит вам, что таких примет не было, то сотрите усы.

Примечание. Чем больше забавных деталей вы будете предполагать в образе, тем лучше. Однако постарайтесь сохранить игровую серьезность, ведь на самом деле вы сейчас влияете на внутренний мир ребенка.

A только он сам имеет право смеяться над своими страхами. Так что оставайтесь сосредоточенным «блюстителем закона», пусть лучше Ваш ребенок смеется над происходящим и над вашей непонятливостью.

Это будет способствовать его эмоциональной разрядке.

Источник: Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ruКупить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане

Видео взято с dailymotion.com
Пользователь Мир детских эмоций и чувств

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Источник: https://ncuxolog.ru/igry-s-detmi-ispytyvayushhimi-strahi

Использование игры для преодоления страха — Психологос

Игра — способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра — это движение, победа, радость, удовольствие… Игра для ребенка — дело серьезное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом.

Игры бывают предметные и ролевые, спонтанные и направленные (организованные)

Предметная игра строится вокруг предмета, ролевая — на каком-либо образе. Смешанные игры — предметно-ролевые, когда мальчик, катая машинку, воображает себя шофером, а девочка, играющая с куклой, видит себя мамой. В спонтанной игре содержание предопределено самими детьми, в организованной существует определенный набор правил, ограничений, игра направляется взрослыми или сверстниками.

Игра, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.

К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование — катарсис.

Совет

Игра невозможна без риска, и нежелание быть последним, проигравшим, так же, как и надежда на победу, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни.

Как естественный способ выражения «я», укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя роли означает принятие определенных правил, то есть возникает чувство ответственности.

Когда в игре все удается, у детей появляются чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же возникает чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя и как-то перестроиться, измениться.

Рисование, фантазирование, сочинение всяких историй можно считать аналогом игры. В связи с этим выскажем свое мнение о Жорже Сименоне. Знаменитый писатель, автор многочисленных детективных романов, был крайне застенчивым и боязливым человеком. Он и придумал бесстрашного комиссара Мегрэ, чтобы компенсировать эти недостатки характера.

Каждый роман с участием комиссара — это своеобразная игра в жмурки, где интеллектуально сложная и эмоционально интригующая детективная история построена так, чтобы никто заранее не догадался о ее развязке.

Писатель многие годы жил изолированно от внешнего мира, питая романы своей неисчерпаемой фантазией. И вот в один прекрасный день, проснувшись, Сименон не смог заставить себя писать привычно и легко, как раньше.

Но жить без творчества он не мог и стал писать мемуары.

Происшедшую с ним метаморфозу можно объяснить тем, что он наконец-то в то утро стал уверенным в себе человеком.

Став собой, Жорж Сименон уже не нуждался во втором «я», воплощенном в образе комиссара Мегрэ, потерял окончательно к нему интерес и перестал сочинять, как раньше.

Многолетняя творческая игра-фантазия была закончена, теперь он стал писать о себе, своих мыслях, наблюдениях, впечатлениях.

Обратите внимание

Сам писатель свое творчество определял не только талантом, «но всей жизнью, которая была посвящена постепенному избавлению от унаследованных страхов».

Эти слова говорят о том, что всю свою предшествующую жизнь он лечил себя сам, придумывая ежедневно одну историю страшнее другой, хитроумно распутывая их с помощью комиссара, и зло всегда получало по заслугам.

Проигрывая все это в уме, автор и сам постепенно освобождался от излишней робости и неуверенности, что и позволило ему, в конце концов, обрести себя.

Так и ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.

Коррекционные игры при детских страхах

Вступительные (более простые) игры

Эти игры способствуют устранению страха внезапного воздействия, а также страха темноты и замкнутого пространства.

Более композиционно сложно построенные игры

Снятие страха неожиданного воздействия, тренировка процессов внимания и торможения (Кто первый). Снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах, развивает сообразительность, находчивость, смекалку (Быстрые ответы).

  1. Кто первый
  2. Быстрые ответы

Игры для закрепления результатов

Смысл игры состоит в противоборстве с кем-то, символизирующим опасность, победа над которым возможна только при подавлении в себе страха, при уверенных и точных действиях.

Игры для усиления достигнутых результатов

Снимают торможение, возникающее при необходимости быстро отвечать, в том числе в группе детского сада и в школе, помогают устранить страх замкнутого пространства.

Игры, помогающие устранить страх замкнутого пространства

  1. Проникновение и выход из круга
  2. Сжатие
  3. Пролезание
  4. Автобус
  5. Коридор

Смотрите здесь →

Подвижные игры

Развивают ловкость, быстрые координированные действия, а заодно и устраняют страхи глубины и высоты две последние игры.

  1. Футбол и Регби
  2. Кочки
  3. Восхождение

Игры-драматизации

Предыдущие предметно-ролевые игры облегчили процесс принятия ролей, имеющих скорее не конкретный, а абстрактно обобщающий характер, вроде роли обороняющегося, нападающего, ведущего игру и т. д. Теперь необходимо научиться не только брать, но и играть роли более сложного психологического содержания, причем позитивного и негативного плана.

Случаи устранения страхов посредством игры

А теперь расскажем о случаях устранения страхов посредством игры.

Примеры начнем с девочки 3 лет, с которой произошла удивительная для родителей метаморфоза.

Обычно грустная, не по возрасту серьезная, боязливая и заикающаяся, она преобразилась после совместной с психологом игры в кегли, где ей было интересно и весело играть и где ее похвалили.

Со слов матери, девочка на глазах изменилась настолько, что стала улыбаться, петь и громко, чисто говорить, то есть ожила, стала сама собой. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/ispolzovanie-igry-dlya-preodoleniya-straha

Как избавиться от страха с помощью игры в песочнице?

Метод песочной терапии в настоящий момент переживает новую жизнь. Он был разработан в Англии для лечения детей с задержкой в развитии. Терапия оказалась эффективной для лечения не только детей, но и взрослых, которые почувствовали на себе влияние кризиса.

Психологи считают, что причины проблем, тревожащих человека в настоящий момент, заложены намного раньше, еще до первого года жизни. Это — трудные роды, тяжелая беременность матери, нестабильное воспитание, неполная семья или болезни родителей.

Память об этих ранних детских страхах остается в организме на уровне мышц, клеток, костей или суставов. Это так называемая память тела. А когда в жизни уже взрослого человека происходит кризис — психологический или экономический — эта память просыпается.

И взрослый настолько глубоко переживает, словно опять возвращается в ту давнюю, травматическую для него ситуацию.

А поскольку в том возрасте — до года — ребенок еще не пользовался речью и не мог рассказать, что его беспокоит, то очень часто люди имеют такие страдания, которые они и теперь не могут передать словами. Человек чувствует, что его что-то мучает, что-то с ним происходит, но что именно — объяснить не может. А все потому, что слова здесь не подходят, ведь эта проблема появилась раньше, чем речь.

Поэтому песочную терапию психотерапевты еще называют предвербальной, довербальной (до способности говорить) терапией. Чтобы справиться с теми предвербальными детскими переживаниями, их нужно «поднять» и переместить на вербальный уровень — на уровень речи, на уровень взрослого человека. А взрослый намного быстрее и легче преодолевает детские страхи.

Читайте также:  Гипноз, медитация и альфа-состояние

Сам метод песочной терапии со стороны выглядит достаточно просто. В кабинете психотерапевта стоит ящик с песком, в шкафу рядом — много разнообразных игрушек — машинки, фигурки людей и животных. Пациенту врач предлагает не рассказывать о своей проблеме, а выразить ее в песочнице с помощью этих мелких предметов.

Ящик и песок — это такие, казалось бы, простые вещи, которые встречаются ежедневно, но в песочной терапии им отведена важнейшая роль. Это вещи, принесенные с улицы в комнату из естественной среды в искусственно созданные условия — в кабинет психотерапевта.

Важно

Когда пациент «играет» в этом кабинете, он проектирует свои проблемы туда, в песочницу, а значит, выносит их наружу. То есть можно свои панические страхи из себя вынуть и поместить в какое-то определенное место.

А тогда уже со стороны попробовать их исследовать и оценить.

Может возникнуть мнение, что такую песочницу может сделать себе дома каждый. Ведь нетрудно взять ящик, насыпать песка, набросать игрушек. Но психотерапевты говорят, что это не совсем так. Скрипка тоже вроде бы не очень сложный инструмент. Но, чтобы научиться хорошо на ней играть, нужно потратить годы, а то и десятилетия. Так и здесь.

Когда человек выкладывает игрушки на песок — это только первая часть лечения. Дальше важен диалог между этими предметами.

Так, игрушка-страх должна поговорить с какой-то «взрослой» игрушкой — чтобы они попробовали договориться, помириться, что-то побороть.

Терапевт следит за пациентом, оценивает выбор игрушек и построение композиции и делает вывод о его психическом здоровье. А заметив патологию, лечит именно то, что болит, и здесь важно не зацепить здоровую частицу души.

Когда удается это сделать, то люди часто, благодаря терапии, кардинально меняют свою жизнь. Это лечение еще называют терапией, изменяющей судьбу, поскольку после нее человек начинает по-другому, серьезно и по-взрослому, относиться к своей жизни.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/28213/

Как помочь ребенку преодолеть страх? Игры против страха

Проблема детских страхов принадлежит к разряду задач, которые должен решать хороший детский психолог.

Однако и заботливым родителям вполне под силу снять повышенную тревожность малыша, успокоить его разыгравшееся воображение и помочь, если не полностью преодолеть страх, то существенно снизить его воздействие на поведение и психическое состояние ребенка.

Это возможно посредством организованной взрослым игры, моделирующей проблемную ситуацию и позволяющей ребенку прочувствовать и эмоционально отреагировать травмирующие переживания.

Подражая в игре бесстрашному герою, ребенок учится приемам преодоления страха и робости.

Совет

Особенно выраженный терапевтический эффект оказывает использование игры при работе с такими страхами, как боязнь темноты, замкнутого пространства, боязнь нового и неожиданных действий.

Имея немного фантазии, не так уж сложно придумать игру, в которой найдет отражение страх вашего ребенка. Например, для того, чтобы обыграть распространенный среди детей младшего дошкольного возраста страх темноты, подойдут такие игры.

Пока играет музыка, ребенок или несколько детей изображают зайчиков, резвящихся на полянке. Музыка выключается – появляется волк – зайчики прячутся в норку (стол, накрытый свисающей до пола скатертью), никого не поймав, волк уходит ни с чем, игра повторяется.  Постепенно увеличивайте время нахождения зайчат в норке.

В эту игру хорошо играть с несколькими детьми, чтобы усилить соревновательный момент. Заранее спрячьте несколько однотипных игрушек (например, кубики) в освещенных и темных местах (кладовка, коридор, ванна, туалет, шкаф). Задача ребенка – отыскать все игрушки, при этом за каждую игрушку, найденную в темноте, ребенок получает в 2 раза больше очков.

Рисуем карту, согласно которой клад располагается в самой темной комнате. Хорошо, если предварительно ребенку (детям) понадобится выполнить еще несколько заданий, не связанных с его страхом.

Всей семьей хорошо поиграть дома или на улице в эту простую, но эффективную игру. Среди специалистов она считается одной из лучших игр, направленных на преодоление страха одиночества, темноты и замкнутого пространства.

По такому же принципу организуются игры для преодоления других распространенных детских страхов. При этом, чем младше ребенок, тем более постепенным должно быть увеличение интенсивности воздействия травмирующего фактора.

Например, при работе со страхом темноты сначала игра проводится в комнате с задернутыми занавесками, затем при свете ночника, и только после этого в полной темноте или, например, при едва различимом свете свечи или фонарика.

Для использования в домашних условиях в паре «родитель-ребенок» отлично подходят игры-драматизации».  Их можно проводить, перевоплотившись в сказочных персонажей вместе с ребенком, а также разыгрывая сценки с помощью кукольного тетра или любимых игрушек малыша.

Выбирая персонажей для разыгрывания сценки, стоит ориентироваться на игры и сказки, которым ребенок отдает предпочтение во время своих самостоятельных игр. Для облегчения идентификации малыша с главным героем следует наделить его какими-то чертами характера или внешности, делающими их похожими, дать герою имя, созвучное имени ребенка.

Другой вариант предполагает построение сюжета таким образом, чтобы в игровой ситуации ребенок смог идентифицировать себя с бесстрашным и смелым героем, защищающим и поддерживающим более слабых или трусливых. Если ребенок боится каких-то сказочных героев (например, лешего, Бабу Ягу), дайте ему возможность побыть этими персонажами в игре, и они уже не будут казаться ему такими пугающими.

Во время игры не стоит вмешиваться в ее ход, следует предоставить ребенку максимальную свободу действий и слов, следя только за тем, чтобы игра не выходила из заданного взрослым русла.

Умелая организация игр с ребенком дает родителям широкие возможности для уменьшения тревожности и избавления от детских страхов, однако, если в результате всех ваших усилий страхи ребенка не уменьшаются, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/4838-kak-pomoch-rebenku-preodolet-strah-igry-protiv-straha.html

Как бороться с детскими страхами?

Как бороться с детскими страхами?
Попробуем разобраться с вопросом, как бороться с детскими страхами или корректировать их. Для начала, сами не запугивайте детей, часто именно взрослые внушают детям страхи, пугая их Бабаем, или серым волком, или ведут себя так, что внушают страх перед обществом, другими детьми, определенными вещами,

и у детей появляются страхи. Кроме того, склонность к появлению детских страхов зависит от генетики и психических составляющих личности. Ну а как бороться с детскими страхами, если они уже появились?

Игра, это естественный способ преодоления детских страхов. Это нормально, когда ребенка окружает куча других детишек. Психологи установили, что чем больше, в окружении детей, тем меньше они испытывают страхов. А чем могут дети заниматься вместе? Правильно, играть.

Как показывают наблюдения психологов, игра может оказать серьёзную помощь в борьбе со страхами у ребёнка, вплоть до того, что они полностью исчезнут. Ребёнку очень важно иметь возможность свободно выражать свои чувства. Часто существуют социальные ограничения, нормы поведения, приличия, и т.д. И ребёнок не может выразить себя.

Обратите внимание

Есть и другие причины появления детских страхов. Но детские страхи, чаще всего появляются именно от внушения взрослыми и их неправильного поведения.

На чём должны основываться такие игры? Скорее зависит от того, какие именно страхи ребёнок испытывает. Но есть общие рекомендации психологов, по избавлению от страхов с помощью игр.

Они должны обучать ребёнка правильному восприятию эмоций, и осознанию их; сбросу напряжения; эмоциональной разрядке и выделяемых при страхе гормонов; проводиться в комплексе с другими; активизировать психологические процессы и создать положительный настрой.

Кстати, ребёнка обязательно надо хвалить, не смотря на результаты. Если даже он сыграл плохо, был хотя-бы один момент, который ему удался.

Подвижные игры в преодолении страхов у детей.

Например, клаустрофобия и страх одиночества поддаются лечению, если можно так выразиться, с помощью игры в прятки. Можно проводить дома и на улице. Если ребёнок боится темноты, можно проводить игры в темноте с фонариком, типа «Найди клад». Впрочем, и при клаустрофобии, игры в темноте тоже будут полезны.

Если ребёнок противится выключению света, можно выключить например в коридоре, а в комнатах оставить. Или притушить свет, особенно удобно, если есть тумблер. Со взрослыми труднее, но на них, как не странно, игры тоже влияют. Хотите, избавиться от своих страхов? Играйте вместе с детьми.

А отмазки, что нет времени, или неудобно, оставьте, это всего лишь нежелание решать проблемы. Если ребёнок боится других людей, то стоит обратить внимание на игры, которые связаны с групповым взаимодействием. Например, игра «Цепи».

Важно

Жмурки классическая игра, которая помогает деткам, которые бояться темноты, и боящихся социальных контактов, темноты др. Пятнашки тоже классика, но помогает от страхов нападения, уколов и физических наказаний. Жмурки также помогает справиться со страхом темноты и замкнутого пространства.

Очевидную пользу от игр, можно ощутить уже через 2-3 месяца. А играть в такие игры можно начиная с 2 лет, и заканчивая бесконечностью.

Есть игры, которые могут использоваться только с определенно возраста, примерно с 8 лет, да, и раньше они просто не нужны, например: «Быстрые ответы на глупые вопросы», игра, цель которой избавить ребёнка, от страха опадания, боится что что-то не успеет сделать, и наказания за опадание, или недоработку. «Нить повествования», хорошая игра, в которой ребенок, может сам вам рассказать, о своих тайных страхах и желаниях. Но так как монолог у детей развит, хуже, чем диалог, для маленьких детей, они не приемлема. Описание этих игр, давать не буду, все их знают, и все их можно найти в интернете.

Сидячие игры в преодолении страха у детей.

Арт-терапия и лепка применяется широко в избавлении детей от страхов. Этот способ помогает выявить у ребёнка наличие страхов, а самому ребенку выразить себя. Можно поиграть в игру нарисуй свой страх, или слепи страшного зверя. Так как признание страха, уже начало избавление от него.

Также можно поиграть в Театр, обычно применяется для коррекции ночного страха у детей. С самого начала, берём фигурки театра, и вспоминаем сон, проигрываем его, пытаемся чтобы было смешно. Но ни в коем случае, не смеёмся над ребёнком, а именно над страхом.

Можно сделать их самим с ребёнком, спросив его чего он боится, тогда само изготовление их уже будет помогать. Есть ещё интересная игра, дорисуй что-нибудь. Сначала дети рисуют картинки, потом передают друг другу, и каждый дорисовывает что-то своё. Дорисовать своё, должен каждый участник, на каждом листочке. Потом обсуждается, кто что нарисовал.

И все дети хвалятся. Эта игра тоже может способствовать избавлению от детских страхов. В частности страх сделать что-нибудь не так, не правильно, страха социальных контактов, страх наказания.

Прилипалки, игра для коррекции страха одиночества. Мама, папа и ребёнок прилипают ладонями друг другу, потом отлипают. Можно разнообразить и прилипать разными частями тела, спиной, локтями, стопами. Если много детей, можно разбить на пары, и устроить конкурс.
Нарисуй маму.

На улице надуваем шарик, а ребёнок пусть нарисует на шарике ваше лицо. И отпустит шарик. Разгадай эмоцию. Ведущий показывает эмоцию: мечтательность, страх, интерес, боль, ужас, радость, веселье, гнев, интерес, тревога и т.д. негативные лучше чередовать с позитивными, как у меня например.

Совет

Если детки постарше, пусть они сами показывают и отгадывают. Можно использовать карточки, и дети читают и видят изображение на карточке и подпись и показывают остальным. Выигрывает, то кто угадал больше. Естественно, некоторые они не смогут сразу отгадать, можно подсказывать, или задавать наводящие вопросы.

Эта игра способствует пониманию физиологии, и сбросу негативных эмоций по поводу самих негативных эмоций. Но, в принципе любая игра, способна помощь детям избавиться от страхов. Играйте со своими детьми в игры. Собирайте большую компанию детишек.

И пусть играют сами, если побольше, участвуйте в играх, или организовывайте их. Кроме того, как ни странно в борьбе со страхами, можно применять видео игры.

Другие игры, для коррекции страха.

Игра растишка, полезна деткам, со страхом высоты. Держите ребенка крепко, чтобы он понял, чтобы вы его не уроните.

Берёте ребёнка на руки, поднимает до уровня груди, и говорите, когда вырастешь, будешь таким высоким, потом приподнимаете ребенка до уровня своего лица и говорите: а может быть таким? Поднимаете ещё выше над головой и говорите, что он вырастет и будет больше всех. Пусть полетает на ваших руках.

Игра самолётики, полезна детям, с любым пространственным страхом. Говорите, что ребенок самолётик, и он сейчас полетит. Поднимаете на руки ребенка и потихоньку раскручиваетесь, вокруг себя. Чем сильнее привыкнет, тем можно раскручиваться быстрее.

Читайте также:  Отношения на расстоянии: как сохранить?

{social}

Источник: http://yapoznaumir.ru/78-news/lastnews/719-kak-borotsy-s-detskimi-strachami

Как победить детский страх с помощью игры

Рассказываем, как помочь ребенку справиться со страхами в ролевой игре!

Свободная ролевая игра невероятно важна для развития ребенка. Она не только благотворно влияет на мозг, но и обладает терапевтической мощью. В этом смысле она способна укрепить детскую уверенность в себе, своих силах, а заодно и помочь в борьбе с детскими страхами.

Прежде чем увлеченный родитель кинется изображать Бабу-Ягу и подсвечивать свое лицо фонариком в темноте, чтобы было пострашнее, стоит ознакомиться с небольшой инструкцией, которую мы поместили ниже. Это хотя бы чуть-чуть снизить риск заикания у малыша после игры с вами.

Во-первых, психологи, придерживая вас за пуговицу, сообщают, что не со всеми страхами стоит бороться. Вообще-то, страхи — это нормально. Представьте, что вы встретили в лесу огромную змею. Наиболее здоровым способом обдумать эту встречу окажется на бегу, сверкая всем, чем можно.

Обратите внимание

Наша лимбическая система формировалась в те времена, когда двери с глазком и видеодомофоном были не в ходу. Те, кто волновался при виде таинственных огоньков в ночи и непонятного шороха в соседних кустах, выживали гораздо лучше и оставляли больше потомства.

Пока у ребенка развивается эмоциональная сфера, то обстоятельство, что он страшится оставаться один на один с подкроватным монстром, не должно сильно беспокоить его родителей. К тому же возраст 4-5-6 лет — это возраст иррациональных страхов, имеет смысл надеяться, что через пару лет подкроватный монстр переедет от вас по другому адресу.

И вообще, физические страхи — вполне нормальная штука, многие из нас тоже боятся темноты, пауков, высоты, ураганов, больших волн, лифта с незнакомцами… Это эмоции, помогающие нам выжить. Детский страх сепарации — тоже правильный страх. Доисторический ребенок, оставшийся без мамы в саванне, не имел никаких шансов дождаться ее из магазина.

Есть страхи другого рода, их называют социальными: к ним относятся страх ошибки, страх общения, страх выступления перед собранием акционеров… Это более серьезные неприятности, и с ними нужно бороться, причем гораздо эффективнее социальные страхи одолевать после консультации с грамотным специалистом.

То есть самое главное, определить — нормальный страх у вашего малыша или не совсем нормальный. Основной критерий «ненормальности» страха — он мешает жизни. Именно тогда стоит пытаться от него избавиться.

Кстати, неплохо бы понять, что именно вызвало вот этот конкретный страх аистов, потому что, замечают психологи, иногда детский страх служит симптомом какой-то нерешенной проблемы, с которой сталкивается ребенок.

Купировав страх, и не решив проблему, мы рискуем оставить человека с перенапряженной психикой, энурезом и привычкой нервно грызть ногти. Так себе решение.

Здесь как раз на помощь и приходит игра, потому что она не только делает ребенка сильнее, но и наглядно проявляет трудности и опасения малыша. Понаблюдав за игрой, мы можем узнать многое, о чем раньше даже не догадывались.

Иногда, когда страшно, имеет смысл убегать без оглядки. А иногда при свете дня, при поддержке родителей с помощью магической защиты и ружья с пистонами нужно смело встретить кошмар лицом к морде, бросить ему вызов и обязательно победить.

Источник: http://www.parents.ru/article/pereigraj-ix/

Игра как средство избавления от страха

Игра как средство избавления от страха.

В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи.

Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности.

Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п.

Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов. Если ребёнок будет долгое время чего то бояться, то страх перерастёт в стресс. Для выявления детских страхов были использованы такие методики как: тест тревожноти

Важно

Домики настроения, «нарисуй свой страх» На начало учебного года получилось 9 тревожных детей.

основные детские страхи:

-страх одиночества.

-темноты.

-замкнутых пространств.

-злых сказочных героев (баба яга ,леший кощей)

-страх наказания родителями.

-страх нападения.

-страх животных

существуют игры для устранения детских страхов, такие как:

1“Рисуем страхи” С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно.

2.Предметно-ролевые игры. Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

-Игра “Пятнашки” позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, Суть игры — ограничить игровую площадку и расставить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят — тому водить

-Игра “Прятки” и жмурки позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства.

-игра «злые собаки»- избавляет от страха животных.

-игра «регби» или «футбол» избавляет от страха боли.

Ролевые игры-драматизации

Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные.

Источник: http://117kurgan.detkin-club.ru/teachers/9893

Как избавить ребенка от страхов?

В другой статье я уже рассказывала вам о страхах у детей дошкольного возраста и его причинах.
А как же бороться с данной проблемой? Прежде всего, самим не стоит бояться того, что вы не справитесь с этой проблемой.

Главное – не оставлять ребенка наедине со своими страхами. Каждый страх индивидуален. Поэтому и подход к его устранению должен зависеть от личности ребенка. Попробуйте избавляться от страхов с помощью игры и смеха.

Это два очень сильных аргумента по борьбе со страхом.

Существует несколько способов минимизировать развитие чувства страха у вашего ребенка.

РИСУЕМ и ЛЕПИМ

Попросите ребенка нарисовать на листочке бумаги то, чего он боится. Сядьте рядом и следите, как малыш это делает. Постарайтесь проследить, какие чувства его наполняют. Если малыш не хочет даже рисовать того, кого боится, то не стоит настаивать.

Ребенок все-таки нарисовал свой страх? Пора действовать. Позвольте ему разделаться с тем, что его пугает. Очень осторожно обсудите с ним то, насколько жалкое существо на бумаге он видит.

Дайте волю его бесконечной фантазии. Пусть он пририсует страху какие-нибудь смешные ушки, рожки. Главное – не давить. Малыш должен сам решить, что делать дальше.

Предложите ему порвать бумажку с изображением существа на мелкие-мелкие кусочки.

Подобным образом страх можно, например, слепить из пластилина, а после превратить в безвредную лепешку.

Помните, только о том, что вы не учите ребенка агрессивности, а избавляете от страха, поэтому сами не увлекайтесь и делайте все без ненужной жестокости. Спокойно, с подавлением негативных эмоций.

Будьте рядом, и пусть ребенок почувствует, что защищен. При этом крайне важно дать ему понять, что он сам одолел страх.

РАССКАЗЫВАЙТЕ СКАЗКИ

Совет

Можно сочинить сказку, но не обычную, а такую, которая лечит страх. Для этого можно почитать специальную литературу, например, по сказкотерапии, и даже использовать готовые истории, намеренно предназначенные  для лечения страха.

Суть такой методики проста. Вы рассказываете своему ребенку такую сказку, в которой главный герой (например, зайчишка-трусишка, мышка) боится всего на свете. Сделайте этого персонажа как можно более смешным. Пусть он попадает в самые нелепые ситуации.

Бояться герой должен самых нестрашных вещей, например, собственной тени, листочка, упавшего с дерева, дуновения ветерка. Главное – добиться такого эффекта, чтобы малыш неосознанно начал все больше и больше уподоблять себя герою сказки. Наберитесь терпения.

Единственной сказкой делу не поможешь. Постепенно изменяйте сюжет, оставляя героя прежним. Продолжайте рассказывать сказку каждый день. Только главное: пусть герой ее понемногу осознает свою трусость и на глазах у вашего ребенка становится смелее.

Наконец сведите вашего зайку (или кого-то еще, в зависимости уже от вашей фантазии и от страхов ребенка) с главным противником (можно действительно страшным, скажем, волком), тем, кого он больше всего боится (помните: этот кто-то должен быть похож на страх вашего ребенка).

Постарайтесь сделать вашу сказку такой, чтобы этот кульминационный момент ребенок воспринял эмоционально, чтобы история захватывала. Герой сказки должен непременно одолеть антигероя и прежде всего свой собственный страх.

ИГРАЙТЕ

Предметно-ролевые игры – это игры, позволяющие поставить ребенка в «псевдострессовые» ситуации в качестве правил веселой игры. Например, одна из самых популярных игр нашего детства «прятки».

Мы никогда не задумывались о том, что простейшие правила этой игры позволяют бороться с самыми популярными страхами, такими как боязнь остаться одному, боязнь замкнутых пространств, страх темноты. Очень эффективно играть в «прятки» в полной темноте.

Обратите внимание

Выбирается ведущий, у которого остается единственный светящийся прибор (например, карманный фонарик). Выключается свет, все прячутся и беззвучно сидят, ожидая, когда их найдет ведущий.

Полезно, когда сам ребенок выступает в роли водящего – это помогает избавить его от нерешительности, почувствовать себя авторитетным. Самое главное, не впадайте в азарт и чаще поддавайтесь ребенку, он должен по результатам игры чувствовать себя уверенным, победителем.

НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ СВЕТ!

Боязнь темноты – один из наиболее распространенных страхов у детей. Как правило, она начинается с самого раннего возраста и длится почти до подросткового возраста. Почему и откуда возникает этот страх?

Большинство из нас в темноте теряют ориентацию. Все знакомые нам ориентиры исчезают. И даже если не исчезают, то изменяют свой облик и кажутся более зловещими и таинственными, чем их дневные двойники. Темнота – это мир теней и загадок.

Это – время, когда мы чувствуем себя изолированными, остаемся наедине со своими мыслями, фантазиями и страхами. Для большинства детей боязнь темноты сопряжена со страхом неизвестности. Иногда этот страх вызывается самим состоянием темноты, становясь фобией.

Эту разновидность страха можно рассматривать и лечить по типу других страхов и фобий.

Важно, чтобы постель, спальня стали местом, где ребенок успокаивается, а не местом, где он отбывает наказание. В последнем случае постель и спальня могут вызвать у ребенка отрицательные эмоции. А комната, вызывающая такие эмоции, становятся вместилищем всевозможных страхов. Установите ночные освещение, которое ребенок мог бы включать и выключать по своему желанию.

Боязнь темноты у ребенка в основном связана со страхом перед чудовищами, которые якобы могут скрываться там. Подобные видения в темноте – явление настолько обычное, что может считаться почти всеобщим. Обладая богатым воображением, дети зачастую не способны отличить фантазию от действительности.

Для малыша чудовища, которых он якобы видит, также реальны, как и он сам. Обычно родители стараются убедить напуганных детей, что нет никаких монстров, что они им просто показались. Но ребенку сложно в это поверить.

Важно

Он может согласиться, что сейчас, пока родители рядом с ним, в комнате никого нет, но стоит им уйти и выключить свет, чудовище появится вновь.

Кроме того, когда родители говорят ребенку, что страх – всего лишь плод его глупых фантазий, ребенок чувствует себя униженным и непонятым. Необходимо помочь ребенку справиться с воображаемыми монстрами в отсутствии родителей. Помогите малышу почувствовать себя более сильным перед лицом представляющихся опасностей.

Нередко ночные страхи являются проекцией злости, раздражения или плохого настроения малыша. Они содержат в себе «дурные» чувства и эмоции, с которыми ребенку трудно справиться. Предоставляя детям возможность противостоять этим эмоциям, вы указываете им на путь владения собой.

Иногда детские ночные страхи сосредоточены вокруг грабителей и похитителей детей, особенно если такие события действительно имели место быть или обсуждались взрослыми. С детьми, у которых присутствуют подобные страхи, полезно прорепетировать действия, которые они могли бы предпринять, обнаружив в доме, например, вора-взломщика.

Они могут, например, побежать в комнату своих родителей и позвать их. Покажите детям, что двери и окна их квартиры заперты и поэтому ночью им никто не угрожает. Дети могут также сконструировать сами для себя сигнализацию или системы устрашения взломщиков.

По своему воздействию они подобны «волшебному средству», позволяющему ребенку вернуть самообладание.

См. также: Страхи у детей дошкольного возраста

Источник: http://mallishok.ru/kak-izbavit-rebenka-ot-straxov/

Ссылка на основную публикацию