Лучшие профориентационные игры

Профориентационные игры и упражнения

«Ассоциативный эксперимент»

Название. Профориентационная игра «Ассоциативный эксперимент»

Предназначение.
  Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия.

Качества. Профессиональное самоопределение

Содержание

  Для начала каждый участник (включая ведущего) называет одну любую профессию.

Кто-то из ребят может стесняться своего выбора, поэтому ведущий специально отмечает, что называть не обязательно ту профессию, которую выбрал.

Просто пусть называются профессии, о которых участникам интересно было бы порассуждать. Этот список профессий ведущий фиксирует у себя в блокноте (дважды одна профессия не записывается).

  Далее ведущий по очереди называет эти профессии, участники должны назвать эмоции и чувства, которые эта профессия у них вызывает. Для одной профессии один участник может назвать только одну эмоцию или чувство

Профориентационная игра «Горизонт событий»

Название. Профориентационная игра «Горизонт событий»

Предназначение.   Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее.

Обратите внимание

  Игра рассчитана на школьников. Участников желательно предварительно «разогреть» другими играми и упражнениями.

Качества. Профессиональное самоопределение

Содержание

  Ведущий сообщает название следующего упражнения (игры) – «Горизонт событий». Вкратце объясняет, что данный термин пришел из теоретической физики, в которой обозначает некоторую линию или плоскость, разграничивающую пространство.

Таким образом получается как бы две части пространства, события которых друг от друга не зависят (события в одной части пространства не зависят от событий в другой части). Типичный пример – черная дыра. Что происходит в черной дыре – никто знать не может. Равно и наоборот, тот, кто сидит в черной дыре, не может ничего знать о нас, тех, кто вне черной дыры.

  В данной профориентационной игре под горизонтом событий понимаются те события будущего (ближайшего и отдаленного), которые могут произойти, а могут и не произойти. При этом вероятность этих событий примерно одинакова.

Например, какова вероятность того, что кто-то из участников тренинга в будущем заработает своим трудом хотя бы один рубль? Очевидно, вероятность этого близка к 100%, поэтому это событие (сам факт зарабатывания) находится не за горизонтом событий, а ближе.

А какова вероятность того, что тот же участник тренинга станет космонавтом? или же станет машинистом метро, в то время как сейчас собирается учиться на бухгалтера? Очевидно, вероятность такого события тоже близка к нулю. Можно сказать, что эти события находятся где-то очень далеко за горизонтом событий.

  А вот какова вероятность того, что у какого-либо участника зарплата будет выше средней? ниже средней? Какова вероятность того, что кто-либо из участников хотя бы раз будет повышен на работе? получит выговор? Или же какова вероятность того, что лет через двадцать после окончания вуза или техникума придется переучиваться, потому что актуальность старой профессии (специальности) резко снизилась? С какой вероятностью в обществе лет через 20 или 50 произойдут те или иные изменения: изобретут наконец лекарство от рака или СПИД? построят полноценных роботов? правительство, например, опять вернется в Петербург? будет построена колония на Луне? Это зависит от множества факторов, и поэтому можно условно считать, что вероятность каждого такого события около 50%, то есть оно принадлежит к горизонту событий.

  Далее участники тренинга должны сами придумать те или иные события, которые, по их мнению, принадлежат к горизонту событий, то есть примерно с одинаковой вероятностью они могут произойти, а могут и не произойти. Ведущий должен особо отметить, что рассматриваемый промежуток времени – д

«).   Автор идеи представляет выдуманную профессию другим участникам, вкратце описывает характер работы «новых специалистов». Например, «врач-водитель» это может быть что-то вроде таксиста, который параллельно оказывает медицинскую помощь. Или «фотограф-строитель»: он строит дома по фотографиям или строит и одновременно фотографирует.

Важно

  Каждую такую вымышленную забавную профессию следует довольно хорошо проанализировать, делая упор на то, какие именно операции будет совершать «новый профессионал».

  В конце проводится обсуждение:   – чья профессия вам показалась наиболее забавной?   – какая профессия может быть наиболее востребованной? наименее?   – почему таких профессий до сих пор нет?

  – вы бы сами какую профессию выбрали из тех, что мы сегодня придумали?

Библиографическая ссылка

1. Профориентационная игра «Забавные

«).   Автор идеи представляет выдуманную профессию другим участникам, вкратце описывает характер работы «новых специалистов». Например, «врач-водитель» это может быть что-то вроде таксиста, который параллельно оказывает медицинскую помощь. Или «фотограф-строитель»: он строит дома по фотографиям или строит и одновременно фотографирует.

Важно

  Каждую такую вымышленную забавную профессию следует довольно хорошо проанализировать, делая упор на то, какие именно операции будет совершать «новый профессионал».

  В конце проводится обсуждение:   – чья профессия вам показалась наиболее забавной?   – какая профессия может быть наиболее востребованной? наименее?   – почему таких профессий до сих пор нет?

  – вы бы сами какую профессию выбрали из тех, что мы сегодня придумали?

Профориентационная игра «Ловушки — капканчики»

Целью игры является повышение уровня осознания воз­можных препятствий (ловушек) на пути к профессиональ­ным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Данное игровое упражнение проводится в круге, коли­чество участников—от 6—8 до 12—15. Время—20—30 минут.

Процедура включает следующие этапы:

1. Совместно с группой определяется конкретная про­фессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональ­ное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего…).

2. В группе выбирается доброволец, который будет “представлять” какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя…).

При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возра­сту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным: для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком немало!

3. Общая инструкция: “Сейчас каждый, уже зная, к ка­ким целям стремится наш главный (вымышленный или ре­альный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели.

Особое внимание обращаем на то, что трудности мо­гут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключен­ными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают…

Желательно определить даже две—три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Вы­деляя такие трудности, каждый обязательно должен поду­мать и о том, как преодолеть их.

Совет

Главному игроку также дастся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовил­ся ответить, как он собирается их преодолевать.

Источник: https://multiurok.ru/files/proforiientatsionnyie-ighry-i-uprazhnieniia.html

Важное

Упражнение используется для актуализации и расширения знаний о профессиях.

Вам понадобится лист А4, ручка, секундомер или таймер (на часах, телефоне, плеере и т.д.),

Чуть позже – компьютер или энциклопедия профессий.

  1. Выберите на ваше усмотрение две буквы русского алфавита, с которых, как вам кажется, начинается много слов. Например, «к» и «м».
  2. Возьмите лист А4, разделите его на 4 одинаковые колонки. Над первой колонкой поставьте букву «к», над третьей – букву «м»
  3. Задайте себе время. Например, одну или три минуты. Установите его на секундомере.
  4. Заполните колонку №1 – профессии на букву «к» за отведенное время.
  5. Повторите еще раз инструкции № 3 и 4 – для буквы «м». У вас должно было получиться две колонки с профессиями, чередующиеся с двумя незаполненными колонками.
  6. Во второй колонке, напротив каждой профессии напишите словосочетание, которое указывает на основную деятельность этой профессии. Например, в первой колонке – «крановщик», во второй колонке – «управляет краном». Зафиксируйте время начала и окончания заполнения второй колонки и запишите его над колонкой.
  7. То же самое проделайте с профессиями на букву «м».
  8. Проверьте себя, воспользовавшись «Списком профессий» в Википедии, или энциклопедией профессий, если она у вас есть.
  9. В результате выполнения этого упражнения вы можете оценить свои знания о существующих профессиях, их содержании, проверить свой темп деятельности.

Упражнение 2. «Цепочка профессий»

Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

Вам понадобится лист А4, ручка, линейка, простой и цветные карандаши (для любителей рисовать), часы или секундомер (для тех, кто ценит своё время).

  1. Положите перед собой  лист А4 горизонтально.
  2. Разделите его на восемь равных частей (ячеек). Соедините каждую ячейку с последующей линией со стрелочкой на конце (аналогичной изображению вектора).
  3. Пронумеруйте ячейки. У вас должно получиться:
  1. Вспомните две профессии, которые чем-то связаны между собой, но при этом  относятся к разным областям деятельности. Например, металлург и повар. В обеих профессиях используются высокие температуры и печи.
  2. Запишите их,  соответственно, в первую и вторую ячейку. В скобках  над соединительной линией напишите или нарисуйте сходные позиции этих профессий.
  3. В третью ячейку запишите профессию, которая могла бы образовать пару с профессией «повар», например, химик-исследователь. Что общего у одного и другого? Необходимость смешивать и «варить» компоненты для получения готового продукта. Зафиксируйте это сходство удобным для вас способом.
  4. Попытайтесь заполнить  имеющуюся у вас таблицу до конца. Если вам удалось это сделать, вы можете быть довольны собой:   вы способны мыслить аналитически и осведомлены в области профессионального выбора.
  5. Контроль времени – это дополнительная информация. Желательно, чтобы время, которое вы потратили на выполнение упражнения, не превысило 30 минут. В любом случае полезно отметить время начала и окончания работы.
  6.  Можно фиксировать время, затраченное на поиск и изображение каждого нового звена в «цепочке» профессий. Это позволит вам оценить свою работоспособность и свой индивидуальный ритм деятельности.

Профориентационные игры

Профориентационная игра «Угадай профессию»

Игра проводится в парах. Если у вас собралась большая компания, то пары должны меняться. Так будет интереснее играть.

Цель игры – познакомиться со схемой анализа профессии и уметь её использовать.

Вам понадобится Лист А4, таблицы, заранее заготовленные по образцу(см. последнюю страницу), ручка.

Если вы решили вести игру в  виде соревнования, то договоритесь о начислении баллов за каждое верно выполненное задание

Игра включает в себя два этапа: предварительный и основной.

Предварительный этап проводится со всеми участниками. Для него не надо делиться на пары. Для проведения игры надо выбрать одного или двух ведущих, которые будут проводить эту игру.

  1. Назовите профессию, которую все хорошо знают. (Желательно, чтобы группа пришла к единому мнению на этот счет.)
  2. Представьте, что я (мы) свалился с луны и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски всё понимаю. Растолкуйте мне – что это за профессия такая, чем она интересна, определитесь с её характеристиками.
  3. Запишите их на листах А4. Давайте прочитаем, что получилось и особо выделим повторяющиеся характеристики.

Основной этап игры

  1. Начинаем работать в парах. У каждого участника игры есть  лист А4, в уже использованный для описания профессии. Надо перевернуть его на другую сторону и в левом верхнем углу записать ту профессию, которую будет отгадывать его напарник.
  2. Раздаём материал, который называется «основные характеристики профессий». Они содержатся в первом столбике таблицы.
  3. Заполняем характеристики профессии, которую мы решили сделать общим примером.
  4. Пишем загаданную нами профессию в третий столбик.
  5. Записываем её характеристики.
  6. Читаем или даём посмотреть характеристики своему напарнику.
  7. В это же время читаем составленные им характеристики и отгадываем профессию.
  8. Обсуждаем полученные результаты.  Можно использовать справочную литературу, если в этом есть необходимость, например указанную в пункте № 6 на странице «Информация о профессиях».
  9. Если в процессе игры какая-нибудь профессия не была угадана, надо уточнить почему. Насколько верно были подобраны характеристики.
  10. Каждая пара выбирает одну из двух обсуждаемых профессий и загадывает её всем остальным, прочитывая вслух характеристики.
  11. Продолжаем игру, меняя состав пар, или заканчиваем её.
  12. Если перед игрой вы решили, что  у вас будут победители и проигравшие, и договорились о призовом фонде  (принесли маленькие сувениры и угощение), то необходимо посчитать результаты, назвать и наградить   победителей.
Читайте также:  7 хитростей, чтоб не провалить собеседование
Характеристики профессий по группам Место для первого примера, который выбрала вся группа, допустим, учитель Место для кодирования загаданной профессии.
Предмет труда:

  1. животные, растения (природа)
  2. материалы
  3. люди (дети, взрослые)
  4. техника, транспорт
  5.  знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)
  6. художественный образ
ЛюдиЗнаковые системы
Цели труда:

  1. контроль, оценка и диагноз
  2. преобразовательная
  3. изобретательная
  4. транспортирование
  5. обслуживание
  6. собственное развитие
Контроль, оценка и диагнозПреобразовательная
Средства труда:

  1. ручные и простые приспособления
  2. механические
  3. автоматические
  4. функциональные (речь, мимика, зрение, слух)
  5. теоретические (знания, способы мышления)
  6. переносные или стационарные средства
ФункциональныеТеоретические
Условия труда:

  1. бытовой микроклимат
  2. большие помещения с людьми
  3. обычный производственный цех
  4. необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
  5. экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
  6. работа на открытом воздухе
  7. работа сидя, стоя, в движении
  8. домашний кабинет
Большие помещения с людьмиРабота сидя, стоя, в движении
Характер общения в труде:

  1. минимальное общение (индивидуальный труд)
  2. клиенты, посетители
  3. обычный коллектив (одни и те же лица)
  4. работа с аудиториями
  5. выраженная дисциплина, субординация в труде
Обычный коллективРабота с аудиториями
Ответственность в труде:

  1. материальная
  2. моральная
  3. за жизнь и здоровье людей
  4. невыраженная ответственность
За жизнь и здоровье людей
Особенности труда:

  1. большая зарплата
  2. льготы
  3. «соблазны» (возможность брать взятки, воровать
  4. изысканные отношения, встречи со знаменитостями
  5. частые командировки
  6. законченный результат
Типичные трудности:

  1. нервное напряжение
  2. профзаболевания
  3. распространены мат и сквернословие
  4. возможность оказаться за решеткой (в тюрьме)
  5. невысокий престиж работы
Нервное напряжениеНевысокий престиж работы
Минимальный уровень образования для работы:

  1. без специального образования (после школы)
  2. начальное профессиональное образование (СПТУ)
  3. среднее профессиональное образование
  4. высшее профессиональное образование (вуз)
  5. ученая степень (аспирантура, академия)
Высшее профессиональное образование

* — приведенные материалы содержатся в книге Н.С. Пряжникова «Методы активации профессионального и личностного самоопределения», изд-во Московский психолого-социальный институт, Москва-Воронеж, 2002.

Источник: https://www.stupeni-lyceum.ru/main/psychologist/child/future/prof_games/

Профориентационные игры

Практический опыт многих поколений показывает, насколько сложен процесс выбора вида деятельности. Поиски своего призвания отнимают много времени и сил и, в итоге, не всегда оказываются успешными.

Психологами были разработаны профориентационные игры и упражнения для того, чтобы распознать способности и таланты, определить, какая направленность подходит тому или иному человеку и облегчить ему выбор профессии.

Такие игры — это способ моделировать ситуации, связанные с профессиональной деятельностью, социальными отношениями в коллективе, способами решения проблем.

Профориентационная деловая игра «Дорога в будущее»

В игре могут быть задействовано до 50 человек. Участникам предлагается выбрать направление деятельности компании, в которой они якобы работают. Старшеклассникам необходимо справиться с заданиями, связанными с открытием фирмы, написанием бизнес-плана, решением текущих вопросов и проблем. Жюри оценивает, как команды участников с возникающими трудностями в процессе работы их компании.

«Что, где, когда?» профориентационная игра

Используется психологами для активной формы профориентации школьников старших классов. Необходимое оборудование: рулетка, игровое поле, гонг, секундомер, конверты с вопросами, табло результатов.

Игра начинается с подготовительного периода — подготовки вопросов. На этом этапе проводится совместная работа участников и организаторов. Готовятся вопросы профориентационного содержания, которые будут использованы в игре.

В зависимости от числа участников составляются 2 — 4 команды по 6 человек. Каждая команда должна ответить на вопросы соперников. Для большей эффективности можно привлечь к игре зрителей, если команда не может ответить на вопрос, то он переходит к зрителям.

Так же можно использовать паузы и перерывы для преподнесения полезной информации связанной с профессиями.

Обратите внимание

Большой популярностью пользуются профориентационные игры Пряжникова. Игры этого автора хороши тем, что не нуждаются в большом количестве участников и могут быть проведены в домашней обстановке вместе с родителями. Одна из игр, предложенных Пряжниковым, называется «Или-или».

Ее суть заключается в передвижении фишек по игровому полю, в клетках которого предлагаются те или иные возможности для карьерногоили личностного роста.

Участники отбирают себе понравившиеся карточки и по окончанию игры определяют, какой жизненный или профессиональный статус заработал каждый из них.

Профориентационная игра «Остров»

Игра знакомит детей с «непристижными» профессиями и учит тому, что на определенном жизненном этапе каждый человек может столкнуться с необходимостью применить какие-либо свои умения. Детям предлагается представить, что они попали на необитаемый остров и вынуждены ловить рыбу, строить дом, собирать овощи и фрукты. Жюри оценивает смекалку и мастерство детей, попавших на остров.

Источник: https://womanadvice.ru/proforientacionnye-igry

Профориентационные игры Профориентационные игры Подготовила: Тютина Алла Ивановна. — презентация

1 Профориентационные игры Профориентационные игры Подготовила: Тютина Алла Ивановна<\p>

2 1. Объяснения ведущим правил должно быть краткими и понятными. 2. Ведущий приводит примеры сначала сам, а затем предлагает игрокам. 3. Ведущий тактично поправляет игрока, если он ошибся. 4. Разрешается помощь игроков в случае затруднения одного из них. Правила проведения игр<\p>

3 Игра «Чей это предмет?» Инструкция: Вам будут задаваться вопросы, на которые все будут отвечать по порядку или по кругу Вопросы : Для какой профессии понадобится ведро, чистая тряпочка (возможный вариант – техничка). Кому нужны кастрюли, продукты (повару). Кому нужны костюмы и туфли (танцорам). Кому нужен шланг (пожарному).<\p>

4 Игра «Кто есть кто?» Смысл игры — дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания друг о друге. Инструкция: Перед началом самой игры спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Называются профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет, в наибольшей степени. Далее ведущий хлопает в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)». Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, определяет победителя.<\p>

5 Игра «Поступь профессионала» Задача в веселой форме смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов. Инструкция: Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощи походки, жестов, мимики, различных поз. Игроки выбирают для себя профессию, которую он захочет представить. Остальные должны будут отгадать изображаемую профессию. Ведущий первый демонстрирует профессию. Далее игроки по очереди проделывают то же самое. 3. В конце игры определяется, какая профессия получилась более узнаваемой.<\p>

6 Инструкция Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь Например: «п» — повар, пианист, писатель, плотник. Игра «Профессия на букву…»<\p>

7 Инструкция Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий назовет профессию, близкую повару и т.д. Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, так, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Игра «Цепочка профессий»<\p>

Важно

8 Инструкция Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике соответствуют Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия, то можно задавать уточняющие вопросы. Например: «самая-самая сладкая» — кондитер, «самая-самая смешная» — клоун Игра «Самая-самая профессия»<\p>

9 Инструкция Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о личном трудовом дне выбранного работника. Это будет рассказ только из существительных. Каждый называет по одному слову. Например: «учитель» — звонок — урок — двоечники – вопрос-ответ — учительская — скандал – тетради — учебники. Игра «День из жизни…»<\p>

10 Использованная литература: Использованная литература: Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). — Москва: Вако, с.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/67926

Профориентационная игра для старшеклассников «Перспектива»

Игра «Перспектива» относится к проектно–аналитическим играм. В игре участникам предлагается «увидеть» свою жизнь по окончании школы, «простроить» свое ближайшее и отдаленное будущее.

Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемыми выборами, принимаемыми решениями и их последствиями, а, следовательно, мотивирует участников на ответственное отношение к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость простраивания долгосрочной жизненной перспективы.

Игра «Перспектива» может быть включена в программу профориентационной работы. В этом случае она помогает учащимся увидеть актуальную задачу выбора профессии в контексте жизненных целей.

Наш опыт также показывает, что и самостоятельное, т.е. вне профориентационное проведение этой игры, может быть эффективным.

В этом случае игра проблематизирует участников, погружает их в размышления о жизненных достижениях и приоритетных целях.

Сценарий игры разработан для групп учащихся, планирующих обучение в высших образовательных учреждениях. Но нам кажется, что при незначительных изменениях, она может быть предложена и тем, кто не связывает свое будущее с обучением в вузе.

Содержание игры и игровая цель

Игровой сюжет связан с проживанием участниками своей будущей жизни, различных ее этапов. Вначале старшеклассникам предлагается почувствовать себя выпускником школы, затем студентом, потом зрелым человеком, четко понимающим, для чего он живет.

При этом у участников есть возможность попробовать «на вкус» различные варианты своего будущего и откорректировать его «неприглянувшиеся» стороны.

Игровая цель: спланировать свое будущее, прожить его в соответствии с выбранными целями, посмотреть на полученные результаты и изменить их в случае необходимости.

Материалы и требования к организации игры

Материалы и оборудование:

  • Карточки со словами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ».
  • Бланки «Зачетный лист» – для каждого участника.
  • Ручки для каждого участника.
  • Бланки теста – для каждого участника.
  • Таблички с названиями целей студенчества – 1 набор.
  • Таблички с названиями целей жизни – 1 набор.
  • Бланки «Жизнь студента» – 5 экземпляров (формат А3).
  • Карточка «Дела студента»
  • Листы цветной бумаги 5 цветов (желтый, красный, зеленый, синий, коричневый)- 1 набор.
  • Клей – 5 шт.
  • Чистые карточки – 3-4 шт.
  • Музыкальное оборудование.
  • Музыка «Школьные годы чудесные».
  • Колокольчик.
  • Доска, или флип–чат.
  • Маркеры – 5 шт.
  • Стикеры (листочек с клеевым краем) – по 1 для каждого участника.
  • Маленький мячик.

Требования к организации помещения

Игра проводится в большом свободном помещении. В начале игры участники сидят в общем кругу. По ходу действия образуется несколько групп. Помещение должно быть таким, чтобы у участников была возможность работать в мини – группах, не мешая остальным.

Участники

Игра разработана для учащихся 9 -10 классов. Количество – до 35 человек, однако, оптимальное число – 20 – 25 человек.

По ходу игры участники несколько раз осуществляют индивидуальные выборы, в результате которых могут образовываться мини – группы. Если группа не образуется, участник имеет право проживать этот этап в одиночку.
Для проведения игры необходим один ведущий – психолог. Желательно иметь помощника, который по ходу действия будет помогать с раздаточными и наглядными материалами.

Сценарий игры

Начало игры – введение в игровую ситуацию

В начале игры участники садятся в круг.
Ведущий: «Предлагаю вам погрузиться в игру, которая называется «Перспектива». Игра относится к проектно–аналитическим играм. Это значит, что у вас будет возможность что–то проанализировать, и что–то спроектировать. Анализировать вы будет собственные цели и ценности. А проектировать – свою жизнь.

В ходе встречи у каждого появится возможность заглянуть в свое будущее, спланировать его, и прожить в соответствии с выбранными целями. Это позволит понять, что для вас является важным в жизни по–настоящему, увидеть связь сегодняшних поступков с отсроченными жизненными результатами.

«Проживание» в игре последствий выбранных решений, поможет вам определить приоритеты, быть может, изменить что-то в своем будущем или в отношении к нему. Возможно, в процессе игры у вас появятся вопросы, желание что-то обсудить с ведущими. В конце мы будем обсуждать результаты, и возможно там, вы получите ответы на свои вопросы.

Совет

Если ясности не возникнет, обязательно скажите об этом, и мы договоримся о другой встрече».

Для того чтобы настроиться на игру, ведущий предлагает участникам тематическую разминку

Разминка

1. Ведущий к одной стене прикрепляет карточку, на которой написано «ДА», к второй – карточку, на которой написано «НЕТ», к третьей – «НЕ ЗНАЮ». Ведущий: «Сейчас я буду зачитывать фразы.

Если вы полностью согласны с этим утверждением, вы должны встать и подойти к карточке, на которой написано «ДА». Если вы не согласны – карточке «НЕТ».

Если сейчас вам трудно дать однозначный ответ – подойдите к той, на которой написано «НЕ ЗНАЮ».

Фразы ведущего:

    • Я точно знаю, чем я буду заниматься после школы;
    • Мои родители поддерживают мой профессиональный выбор;
    • Уже сейчас я готовлюсь к поступлению в вуз;
    • Профессия должна приносить деньги, все остальное – второстепенно;
    • В последнее время я много думаю о своей жизни.

Психолог последовательно читает каждую фразу. После того, как прозвучало утверждение, участники подходят к карточкам–ответам. Ведущий просит двух – трех человек коротко прокомментировать свой выбор. Затем читает следующую фразу. После обсуждения последней строчки, участники садятся в общий круг, так, чтобы видеть доску.

2. Ведущий на доске рисует «Линию времени», отмечает на ней точку «Настоящее» и задает участникам вопрос: «Когда вы слышите слово «Будущее», на сколько лет вперед вы заглядываете?» Участники отвечают (не все, а по желанию; если все молчат, ведущий обращается к конкретным детям по имени, и просит ответь их). Участники называют количество лет, ведущий ставит точки на «Линии времени».

Ведущий: «Для каждого из вас слово «Будущее» задает свой временной интервал (коротко комментирует картинку, получившуюся на доске). А кем вы видите себя в этом будущем, какова ваша основная социальная роль?» Участники получают по одному стикеру, на котором пишут свою основную социальную роль и прикрепляют к линии времени.

Ведущий просит желающих прокомментировать свои ответы или сам комментирует написанное.
Ведущий: «Мы с вами отправляемся в будущее. В ходе игры вы проживете несколько этапов жизни: выпускник школы, студент, зрелый человек.

А затем мы вернемся в настоящее и посмотрим, как то, что мы прожили в игре связано с нашей сегодняшней жизнью».

На этом разминка заканчивается. Ведущий раздает участникам «Зачетные листы», просит их подписать. Звучит музыка «Школьные годы чудесные».

Окончание школы

Музыка смолкает и звучит колокольчик.

Ведущий: «Представьте себе, что вы расстаетесь со школой: прозвенел последний звонок, отгремел выпускной бал. Одиннадцать школьных лет позади… Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста».

Ведущий передает мяч по кругу и просит каждого назвать чувство и коротко прокомментировать его. После того, как каждый участник рассказал о своем чувстве, ведущий просит записать его в зачетном листе.
Ведущий: «А теперь пришло время выбрать профессию.

На этот выбор могут влиять разные факторы: престиж профессии, подходящий для вас режим работы, есть связи в этой профессиональной области, традиции семьи, личные интересы, высокий уровень заработной платы, ваши личные способности, желание приносить пользу обществу (ведущий называет принципы и прикрепляет карточки на стену). Может быть еще какие – то принципы выбора очень важны, но сейчас не прозвучали?» (Ответы детей записываются на чистую карточку и также крепятся на стену). Конечно, выбирая профессию важно анализировать разные принципы. Но, все же, какой из вышеназванных принципов будет для вас решающим? Подойдите и встаньте рядом с самым важным для вас принципом».

Ребята объединяются в группы.

Обратите внимание

Ведущий: «Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа выбора. Почему именно ваш принцип должен быть основополагающим или почему для вас он так важен».

Группы представляют свои аргументы. У участников есть возможность задать друг другу вопросы. Если аргументы другой группы показались кому-то более убедительными, этот участник может поменять группу. Затем ведущий просит каждого записать свой основной принцип выбора профессии в «Зачетный лист».
Участники возвращаются в общий круг.

Обучение в институте

Ведущий раздает каждому участнику «Тест».

Ведущий:«Я буду читать вслух текст теста. Пожалуйста, выберите подходящий для вас вариант ответа и отметьте его в «Зачетном листе». В каждом вопросе можно выбрать только один ответ».

Пока один ведущий работает с тестом, второй развешивает в разных концах кабинета цветные листы бумаги.
Ведущий: «Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Подойдите к листочку этого цвета. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет».

Один ведущий называет цели студенчества и другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей: желтый – превращение в профессионала; красный – получить возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний; зеленый – активная студенческая жизнь; синий – устройство личной жизни;

коричневый – карьерные устремления.

Важным моментом данного этапа является разведение для учеников двух похожих в их глазах целей — превращение в профессионала и получение возможности работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний.

Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за 5 лет учебы в институте – это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и.т.д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе наработки профессионального опыта.

Но это, как правило, предполагает работу в течение какого-то времени после окончания института в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начинающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональной среде.

Ведущий: «Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите, какая цель студенчества вам ближе, назовите ее и подойдите к соответствующему ей цвету. Все участники могут еще раз «примерить» к себе выбранную цель студенчества. Решите, остаетесь ли вы в своей группе или перейдет в другую, ту, чья цель кажется вам более подходящей. Затем запишите цель студенчества в свой «Зачетный лист».

Ведущий: «Сейчас вы будете работать по группам, объединенным одной целью студенчества. Каждая группа получит бланк «Жизнь студентов» и карточки «Дела студентов». Пожалуйста, напишите на бланке цель обучения в вузе.

Затем отберите не больше 7 карточек из общего перечня дела студента. Выбранные вами карточки должны соответствовать цели студенчества. Карточки вклейте в бланк «Жизнь студентов».

По окончанию времени, каждая групп зачитывает список дел.

Ведущий: «Представьте, что на протяжении 5 лет вы в основном занимаетесь теми делами, которые только что перечислили. Каков ваш личный и профессиональный «багаж» по окончанию вуза? Обсудите в своей мини -группе, запишите на бланк «Жизнь студентов» и затем расскажите всем».

Важно

После общего обсуждения каждый участник записывает в «Зачетных листах» с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами он выйдете из вуза.

Если на этом этапе появляются участники, желающие сменить цель студенчества и перейти в другую группу, ведущий разрешает это сделать. В «Зачетном листе» они фиксирует «багаж», который «собрала» новая группа.

Смысл жизни

Ведущий: «Время летит очень быстро. А в нашей игре особенно. Вот уже и вуз далеко позади. И пришло время подумать о том, для чего живет человек. У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить.

Жизненные цели у разных людей разные: для кого-то важнее всего счастливая семья, для кого-то – успешная карьера, для кого-то – жизнь, наполненная сильными впечатлениями… (Ведущий называет и прикрепляет карточки «Цели жизни» в разных концах кабинета).
Какие-то из этих целей легко сочетаются с другими, какие-то очень трудно.

Например, тяжело сочетать серьезное карьерное становление с созданием счастливой семьи. Часто чем – то приходится жертвовать ради самой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу каждого подумать, какая из перечисленных целей жизни является для него самой значимой. Назовите эту цель и подойдите к карточке, где она обозначена».

Если кто–то из участников называет цель, не представленную на карточках, ведущий пишет ее на чистом бланке и прикрепляет к доске.

Ведущий: «Обсудите в группе, почему эта цель является для вас такой важной».

Участники обсуждают, а затем предъявляют всем результаты своих размышлений. Часто мы сталкиваемся с тем, что участники говорят о том, что выбранная ими цель позволяет достичь и все остальные цели тоже. Задача ведущего показать участникам эту «ловушку», помочь им сформулировать для себя главный аргумент.

На этом этапе представители групп могут задавать друг другу вопросы на прояснение аргументов. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не принижали цели других, пытаясь отстоять приоритетность своей. Важно донести до участников мысль о том, что мы не спорим друг с другом, а помогаем понять.

Каждый имеет право на свою точку зрения.

Выбранная участниками цель жизни записывается в «Зачетный лист».

Подведение итогов

Ведущий: «А теперь посмотрите в ваши «Зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Нет ли каких-то рассогласований? Цели студенчества и багаж вуза способствуют достижению жизненных целей? Поделитесь, пожалуйста».

Ребята озвучивают полученные результаты.

Этот этап – некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат проделанной работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то – несоответствие различных жизненных этапов.

Например, целью жизни девушки является счастливая семейная жизнь, а она 5 лет посвятила серьезнейшему профессиональному становлению; у молодого человека цель – блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь» и вышел с «багажом» информации о лучших развлекательных клубах.

Совет

Обсуждая получившиеся итоги, ведущий говорит участникам о том, как важно четко осознавать свои цели и строить жизнь в соответствии с ними.

Ведущий: «Прошла игра. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? Может быть, кто-нибудь хочет задать вопросы ведущим или друг другу? Спасибо всем за работу!»

Личные впечатления

Игра очень четкая, структурированная и «живая». В зависимости от личностной готовности участников в игре могут подниматься и обсуждаться самые сложные мировоззренческие позиции.

Многим подросткам приятно чувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные ответственные решения, отстаивающих свои принципиальные позиции. Игра насыщена эмоционально и интеллектуально.

Радуют возможности данной игры для осознания участниками своих ценностей.

Одной из центральных задач игры является формирование позитивного отношения ребят к своему будущему, для чего им дается возможность его изменения на каждом этапе игрового действия.

Роль ведущих в этой игре крайне важна: необходимо направлять работу всех групп, быть готовыми к серьезному обсуждению принципиальных вопросов, но при этом не подавлять детскую самостоятельность и демонстрировать уважительное отношение к самым различным — и иногда совершенно неожиданным — взглядам подрастающего поколения.

«Приложения к игре»

играПерспективапрофессияпрофориентациястаршеклассникитренингУкажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик.Вы можете отписаться в любое время

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/proforientacionnaya-igra-dlya-starsheklassnikov-perspektiva.html

Профориентационные игры

Ситуация консультирования, вопросы о жизненных планах, выборе профессии, необходимости найти свое призвание вызывают серьезные затруднения у школьников. Нередко ученик с первых моментов беседы превращается в пассивного слушателя, и консультанту приходится предпринимать специальные усилия для его активизации.

В ходе консультации учащиеся часто волнуются, неловко чувствуют себя, ждут от психолога оценки, хорошо или плохо они ответили на вопросы. Профориентационные игры помогают преодолеть недостатки профконсультаций.

Игры, используемые в профориентации, включают в себя систему практических заданий и проблемных ситуаций, стимулирующих у школьников анализ ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные игры условно ­делятся на следующие группы:

1) игры-«заигрывания» используются для налаживания контакта с учащимися (например, игровые ситуации в тренинге общения);

2) игры, моделирующие профессиональную дея­тельность, знакомят учащихся с конкретными про­фессиями (эти игры позволяют моделировать профессии типа «человек – человек», ситуации обще­ния, взаимоотношения работников);

3) игры, направленные на моделирование самого процесса выбора про­фессии.

Игра «АССОЦИАЦИЯ»

Цель: выявить истинное отношение школьников к разным профессиям.

Условия игры: количество участников – весь класс (учащи­еся VII-VIII классов).

Время: на первое проигрывание – 15 минут, последующие проигрывания по 5-7 минут.

Оборудование: классная доска.

Ход игры:

1-й этап. Выбираются 3 главных игро­ка (любые учащиеся класса).

2-й этап. Объясняются условия игры, дается инструкция: «Сейчас три человека выйдут из класса, а мы загадаем какую-нибудь профес­сию.

Потом три человека войдут и попробуют ее отгадать с по­мощью ассоциативных вопросов» (например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель ис­пользуется?»).

Обратите внимание

В качестве образца можно взять профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии белый, запах – что-то связано со спиртом (лекарство – слишком наводящий от­вет), мебель – стеклянный шкаф или кушетка и др.

3-й Этап. Ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по два вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2-3 минут продумаете свои вопросы. Ког­да будете задавать вопросы, указывайте, кому имен­но вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь одну попытку отгадать профессию».

4-й Этап. Три человека выходят, класс загадывает профессию, ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, и надо давать правильные, но не наводящие ответы.

5-й Этап. Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы классу. Ведущий кратко записывает на доске вопросы и ответы, следит за динамикой игры и за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу.

6-й Этап. Когда все вопросы и ответы записаны, ведущий предлагает всем посмотреть на доску и в течение одной минуты отгадывающим про­думать свои ответы, а классу – поду­мать, чьи ответы на вопросы были не очень удачными.

7-й Этап. Отгадывающие называют свои варианты ответов; они могут не совсем совпадать с задуманной профессией. На­пример, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик».

Очевидно, профессии «военный летчик» и «космонавт» довольно близки. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предо­ставлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения.

Загаданная профессия, естественно, назы­вается.

Обсуждение игры: обсуждается пра­вильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего та­кой ответ, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными.

Важно

Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер», и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду ми­лицейский жезл.

У отгадывающих можно спросить также, какие ответы луч­ше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение.

Диагностические возможности игры: 1) игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям; 2) ведущий получает информацию о классе в целом и об отдельных учащихся.

Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные за­ведения, образ типичных представителей тех или иных профес­сий (типичных работников).

Специфика игры «Ассоциация» – в ориентации на эмоцио­нальные отношения учащихся.

Игра «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»

Цель: знакомство с научной схемой анализа профессий.

Условия игры: участвуют учащие­ся VII-VIII, а также более старших классов.

Время: на первое проигрывание – 10-15 минут, а на последующие – 7-10.

Оборудование: классная доска, таблица анализа профессий (рис. 1).

· Предмет труда: Человек, Знаковая система, Техника,

Природа, Художественный образ

· Цели труда: гностические, преобразовательные, изобретательные и др.

· Средства труда: функциональное оснащение, оборудование

· Условия труда: бытовой микроклимат (помещение, обстановка и т.п.)

Рис. 1. Примерная схема анализа профессий

Ход игры: Перед классом вывешивается таблица со схемой анализа профессии. По желанию выбирается группа из трех человек. Дается общая инструкция: «Сейчас три человека выйдут из класса, а класс загадает профессию.

Затем трое входят в класс и наблюдают, а каждый сидящий в классе в течение 3-5 минут должен проанализировать профессию по схеме ана­лиза.

Через 3-5 минут каждый из отгадывающих выбирает в классе по одному человеку, которые в течение трех минут выписывают на доске свои вари­анты анализа профессии по схеме.

После этого каждый отга­дывающий имеет по одной возможности отгадать профессию и через одну минуту обдумывания говорит свой вариант ответа. Если из трех ответов хотя бы один будет правильный – ко­манда отгадывающих победила». Отгадывающие выходят из класса, а класс быстро загады­вает профессию.

Ведущий приглашает отгадывающих, которые наблюдают за тем, как класс расписывает на листочках задуманную про­фессию по схеме анализа. Каждый отгадывающий выбирает по одному человеку из класса, которые выписывают на доске свои варианты анализа задуманной профессии. После этого отгадывающие оценивают их анализ и предлагают три варианта отгадки. Класс определяет, отгадали они профессию или нет.

Совет

Обсуждение игры: по каждому пункту схе­мы анализа профессии ведущий вместе с классом определя­ет по всем трем вариантам, выписанным на доске, правиль­ные и неправильные ответы.

Перед окончательным подведе­нием итогов игры можно ввести следующий кри­терий: если общее количество непра­вильных ответов на доске будет больше десяти, то команда загадавших профессию проигрывает.

После этого определяется победитель.

Диагностические возможности игры: выяснить знания учащихся о конкретной профессии, определить уровень овладения схемой анализа профессий. Главная линия совершенствования игры состоит в поиске более оптимальной (игровой) схемы анализа профессии; возможно заполнение времени на обдумы­вание стимулирующей музыкой.

Игра «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ» (для работы с группой в 3-4 человека)

Цель:познакомить учащихся с процедурой правильного по­строения личных профессиональных планов (ЛПП), а также на­учить школьников оказывать некоторую профориентационную помощь своим товарищам.

Условия игры: участвуют учащиеся VII-X классов, для проведения игры необходима отдельная комната.

Время: на первое проигрывание – 30-50 минут, на последу­ющие – 15-40 минут. Общее время игры не должно превы­шать 1,5-2 часа.

Ход игры: подготовительный этап – ведущий кратко знакомит учащихся с основными элементами ЛПП (с «тремя китами» выбора профессии – «хочу», «могу», «надо»). На подготовительном этапе важно расса­дить участников игры за общим столом. Сам отбор в игровую группу осуществляется только на добровольных началах.

Этап 1. Ведущий знакомит участников с условиями игры ( дает инст­рукцию): «Сейчас в нашей стране развивается служба профес­сиональной консультации. К специалистам-профконсультантам приходят дети с родителями, чтобы посоветоваться о выборе профессии.

Обратите внимание

Цель вашей игры – научиться правильно оказы­вать помощь товарищам в выборе профессии и тем самым на­учиться лучше решать свои собственные проблемы. Давайте рас­пределим роли: «профконсультант» (лучше выбрать двоих), «уча­щийся» и его «родители». «Профконсультант» и «родители» дол­жны держаться серьезно, как взрослые, а «учащийся» пусть бу­дет самим собой.

Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал свое слово. Если нет вопросов, можете начинать игру. Я постараюсь не вмешиваться» (при этом ведущий немного отсаживается от играющих).

Этап 2. Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит рядом и наблюдает за их действиями. При организации своего вмешательства в игру ведущий должен иметь в виду следующие моменты:

— на первых порах учащиеся, как правило, осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуж­дают; ведущий не должен им мешать;

— при попытке с ходу решить возникшие проблемы школь­ники могут обнаружить свою неготовность к решению; веду­щий не должен сразу подсказывать – надо предложить уча­щимся подумать; после бурного начала игры может возникнуть молчаливая пауза; нередко после обдумывания школьники дают готовые решения, высказывают ин­тересные предложения;

— если конструктивных предложений у учащихся нет и воз­никает опасность прекращения игры, ведущий может помочь игрокам (сформулировать проблему, уточнить интересы, возможности «уча­щегося», его представления о будущей работе, о путях приобретения профессии и т.д.);

— ведущий должен вмешиваться в следующих случаях: игровой конфликт перерастает в межличностный; кто-либо из участников говорит совершенно неправильные вещи, а другие с ним соглашаются; игроки просят ведущего дать им информационную справку; игроки увлеклись обсуждением какого-либо частного во­проса; одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово.

Все вмешательства ведущего должны быть минимальными. Кроме непосредственного вмешательства, ведущий может под­бадривать некоторых участников с помощью взглядов, жестов. Не следует ожидать от «профконсультанта» идеального кон­сультирования и обязательного решения всех проблем, так как в игре важно осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения.

Этап 3. Обсуждение игры (проигрывание): при обсуждении ведущий может спросить у «учащегося» и его «родителей», довольны ли они консультацией.

После этого ве­дущий сам может назвать некоторые ошибки «профконсуль­танта», а также ошибочные высказывания «родителей» и «уча­щегося» и кратко рассказать или показать, как действовать более правильно. При этом важно опираться на общую схему ЛПП.

После обсуждения школьники меняются ролями и организу­ется следующее проигрывание, которое проходит более дина­мично и с меньшим числом ошибок.

Диагностические возможности игры: игра позволяет опреде­лить готовность учащихся работать с ЛПП. Поскольку в процессе участвуют небольшая группа, психолог получает ценную информацию о каждом учащемся.

Важно

Так как школьники совершают в игре немало ошибок, психологу постоянно хочется подсказывать, вме­шиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий эф­фект. Данная игра имеет высокую содержательную насыщен­ность, и нередко бывает трудно сохранить логику игры, не дать ей развиваться стихийно.

Особенно часто это про­является при первом проигрывании. В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому жела­тельно иметь под рукой различную справочную литературу.

Игра может стать совершеннее при введении в нее дополнительных активизирующих приемов, при использовании компактных справочников, при более про­думанном подборе игровых групп. Перспективным представля­ется использование специальных игровых протоколов для фик­сации хода игры.

Источник: https://3ys.ru/psikhologicheskoe-konsultirovanie-v-detskom-sadu-i-shkole/proforientatsionnye-igry.html

Ссылка на основную публикацию