Повышение лидерских качеств с помощью тренинга

Тренинги и упражнения на выявление лидерских качеств

Тренинги и упражнения на выявление и развитие лидерских качеств старшеклассников.

Круг и я

Цели:

• дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;

• обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;

• поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;

• изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.

Размер группы: оптимальное количество участников 8-15 человек.

Ресурсы: не требуются. Упражнение можно проводить и в помещении, и на открытой площадке.

Время: 20 минут.

Ход упражнения:

Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя.

Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.

Обратите внимание

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…

Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!

Завершение

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как — в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если да, то почему?

А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения.

Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому — «бить на жалость», а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно… Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.

Завершение: обсуждение упражнения.

Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового я открыл в себе, в товарищах?

Без командира

Цели:

• изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой деятельности;

• изучить преимущества и недостатки коллективной ответственности;

• развить умение и готовность принимать ответственность на себя, отработать умения продуктивно действовать в недирективной среде в условиях неопределенности.

Размер группы: оптимальный — до 20 человек.

Время: около 20 минут.

Ход игры

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только того и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся.

Есть и другой тип — неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы мир непременно погибнет! Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной — между тем и другим типом — группе.

Важно

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними. Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения — ничего! Работаем молча, максимум — взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

— Прошу группу построиться в круг! Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А немалая часть из вас стояла в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность.

Выстройтесь, пожалуйста:

• в колонну по росту;

• два круга;

• треугольник;

• шеренгу, в которой все участники выстраиваются по росту;

• шеренгу, в которой все участники расположены в соответствии с цветом волос: от самых светлых на одном краю до самых темных на другом;

• живую скульптуру «Звезда», «Медуза», «Черепаха …

Завершение: обсуждение игры.

— Кто из вас лидер по натуре?

— Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?

— Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на товарищей, не так ли? Не забудьте, что и каждый из вас внес лепту в общую победу!

Источник: https://multiurok.ru/files/trieninghi-i-uprazhnieniia-na-vyiavlieniie-lidiers.html

Часть 2. Упражнения для формирования и развития лидерских качеств

П.Херси и К.Бланчерд в книге «Менеджмент организованного поведения» выделяют семь рычагов власти, которые обеспечивают положение лидера:

1. Специальные знания.

2. Обладание информацией.

3. Наличие связей и их использование.

4. Законная власть.

5. Особенности личного характера и поведения.

6. Возможность награждать отличившихся.

7. Право наказывать.

В группе разные люди испытывают на себе различное влияние перечисленных выше рычагов власти. Есть такие, которые готовы принять лидера и идти за ним исключительно в силу готовности подчиниться власти.

Для них сам фактор принадлежности (формальной или неформальной — благодаря волеизъявлению группы) лидера к иному уровню в иерархии является достаточной причиной, чтобы следовать за ним и выполнять его указания.

Для других сильным мотивом будут факты обладания лидером специальными знаниями и недоступными для остальных участников группы каналами информации. Именно это повлияет на готовность прислушиваться к мнению руководства даже в том случае, когда решения кажутся не вполне оправданными и логичными («Значит, он что-то знает! Нет дыма без огня!»).

Политика кнута и пряника в течение тысяч лет давала успех руководителям различных рангов, возможность поставить знак препинания в классическом предложении «Казнить нельзя помиловать» («Казнить, нельзя помиловать!» или «Казнить нельзя, помиловать!») — одну запятую, стоящую многих признаков власти! Покопавшись в анналах народной мудрости, найдем немало советов для руководителя, который строит свою пирамиду власти именно на возможности поощрять и наказывать. «Люби, как душу, но тряси, как грушу!» — лишь одна сентенция из множества других подобных.

При всем при том личность руководителя — самый сильный, перспективный рычаг власти. Как человеческие, личностные качества проявятся в той или иной ситуации, можно лишь прогнозировать. Но даже прогноз погоды бывает обманчив.

Лидерский тренинг дает возможность обкатки исходной ситуации на практике. Он делает лидерское поведение зримым и конкретным в искусственно созданных ситуациях, которые порой банальнее, чем жизнь, а иногда — гораздо запутаннее, чем реальность.

Тренинговые упражнения создают ощущение безопасности (всегда можно переиграть!) лидерства; с другой стороны, они обнажают личностные качества руководителя, делают наглядными его отношения с другими членами группы, подвергают испытаниям на прочность его позицию власти, отношения с организационными, социальными, естественными и искусственно созданными структурами.

Совет

Как уже было сказано выше – лидер может быть неформальным (член коллектива, не наделенный должностными полномочиями) и формальным (руководитель), но для работы любой организации гораздо полезнее, если эти понятия являются синонимами.

Для того, чтобы стать лидером, необходимо не только представлять себе законы существования и развития группы, но и обладать специальными знаниями о себе самом, необходима самостоятельная работа человека по развитию его профессиональных и личностных компетенций.

Предложенные упражнения могут помочь специалисту, который организует работу с персоналом, при подготовке программы тренинга развития лидерских качеств руководителей и кадрового резерва в организации.

Визитная карточка

Цель: создание условий для развитияспособности к анализу Я-концепции — реальной самоидентификации лидера.

Количество участников: не более 20 участников.

Оборудование и материалы: ватманы по количеству участников, фломастеры, ножницы, скотч, краски, клей, большое количество печатной продукции (рекламные проспекты, брошюры, иллюстрированные журналы и газеты).

Время: около 1 часа.

Ход упражнения. Ведущий: «Визитная карточка» — серьезное задание, предоставляющее нам возможность стимулировать самоанализ, самоидентификацию каждого участника. Такая работа является необходимым предварительным этапом для самоактуализации — вытаскивания из пассива в актив поведения всех тех необходимых представлений, умений, навыков, которыми обладает претендент на лидерство».

Сначала каждый участник складывает полученный им ватманский лист по вертикали пополам и делает в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть голову). Затем участник надевает на себя лист, превратившись в «живую рекламную тумбу», у которой есть лицевая и тыльная сторона.

На передней части листа участники тренинга составляют индивидуальный коллаж, рассказывающий о их личных особенностях. Здесь, на «грудке», нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, мягко скажем, не доставляют особой радости.

На тыльной стороне ватманского листа («спинке») участники отражают то, к чему стремятся, о чем мечтают, чего хотели бы достичь.

Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющейся печатной продукции и дополнить при необходимости рисунками и надписями, сделанными от руки.

Когда работа по созданию визитной карточки завершена, все надевают на себя получившиеся коллажи и совершают променад по комнате. Все гуляют, знакомятся с визитками друг друга, общаются, задают вопросы.

Вопросы для обсуждения:

— Как вам кажется, возможно ли эффективно руководить другими, не зная толком, кто ты есть сам?

— Считаете ли вы, что в ходе задания вы смогли лучше понять, что вы за человек?

— Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?

— Что было легче – отражать свои достоинства или свои недостатки?

— Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто похож на вас? Кто очень отличается от вас?

— Чей коллаж запомнился вам больше всего и почему?

— Как может подобный вид работы повлиять на развитие лидерских качеств?

Резюме: Наше восприятие — то зеркало, которое формирует наше впечатление о себе, нашу Я-концепцию. Окружающие нас люди (семья, друзья, коллеги) корректируют нашу самоидентификацию, иногда до такой степени, что представление о собственном «Я» изменяется до неузнаваемости у человека, склонного воспринимать мнение со стороны и доверять другим гораздо больше, чем самому себе.

Некоторые люди имеют очень детально разработанную Я-концепцию. Они свободно могут описать собственную внешность, умения, навыки, черты характера. Считается, что чем богаче представление человека о себе, тем проще ему справиться с решением различных проблем, тем более спонтанным и уверенным будет его поведение.

Рекомендации ведущему: Это упражнение отлично работает на начальной стадии тренинга, так как оно предполагает знакомство участников группы друг с другом. Кроме того, условия работы потребуют от участников многообразных и недирективных контактов с членами команды. В заключительной части упражнения («парад индивидуальностей») отличным фоном будет приятная негромкая музыка.

Ты и твое имя

Цель: развитие навыков анализа личностных качеств, самостоятельности, креативности при выполнении задания.

Количество участников: без ограничений.

Материалы и оборудование: доска/флип-чарт, маркеры, бумага и ручка для каждого участника.

Время: 15-30 минут.

Ход упражнения. Ведущий: «Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5—10 минут, чтобы написать напротив каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените».

Пример:

М — мечтать (умею)

И — интеллигентность

X — харизма

Читайте также:  Как завоевать сердце девушки

А — активная позиция в коммуникации

И — интеллект

Л — любовь к жизни.

После завершения индивидуальной работы участники представляют полученные результаты группе, записав их на доске.

Харизматическая личность

Цель: рассмотреть признаки харизматического поведения (качества лидера).

Количество участников: без ограничений.

Материалы и оборудование: не требуются.

Время: около 30 минут.

Ход упражнения. Группе предлагается обсудить понятие «харизматическая личность».

После того как участники придут к решению, что харизма — это способность человека притягивать и удерживать внимание других людей, излучать энергию, которая способствует принятию такого человека, ощущению легкости и желательности его присутствия, приходим к выводу, что харизматический лидер наделен неуловимым шармом, который обеспечивает ему возможность влияния на людей. Харизматический человек уверен в себе, но не самоуверен, он приветлив, но не «сладок» и не льстив, общение с ним приятно, к словам его хочется прислушиваться.

Обратите внимание

Ах, как хочется быть харизматическим! Что для этого сделать? Ну, во-первых, попытаться проанализировать, как выглядит и как ведет себя харизматическая личность. Во-вторых, попытаться «настроиться на волну» харизматического лидера, поискать подсказки в стиле его поведения, в его жестах, мимике, манере вести разговор, держаться с другими людьми.

Участникам предлагается разделиться на группы по три-четыре человека. Первое задание для каждой группы: поделиться своими впечатлениями о встречах с харизматической личностью. Кто она, эта личность? В чем проявляется ее харизма? Чему бы вы хотели и могли научиться у нее?

Через 10-15 минут предлагаем группам перейти к следующему этапу работы: выстроить на базе рассказов живую скульптуру, отражающую смысл услышанных историй. Даем каждой группе возможность показать свою композицию другим группам.

Обсуждаем, как в бессловесной статической композиции проявляется харизматичность личности.

Какие элементы качеств характера лидера мы можем определить визуально? Просим участников тренинга дать яркое и емкое название скульптуре товарищей.

Вопросы для обсуждения:

— Нужно ли лидеру быть харизматичным?

— Как шла работа в подгруппах?

— Какие из историй, рассказанных товарищами, вам запомнились?

— Что вы могли бы сделать, чтобы стать харизматической личностью?

— Как можно научиться этому?

Стили лидерства

Цель: отработатьна практике различия, присущие лидерам различных стилей в решении задачи, исполнении своих лидерских функций, а также влиянии позиции лидера на результат групповой деятельности.

Количество участников: до 25 человек.

Материалы и оборудование: не требуются.

Время: 1—1,5 часа.

Ход упражнения.

1 этап. Участникам предлагается сесть поудобнее, сосредоточиться и представить себе, как бы они продолжили предложение «Когда я думаю о лидере, то я представляю себе…».

Вопросы группе:

· Кого рисует память?

· Чья личность приходит на ум?

· Давайте обменяемся результатами: расскажем товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей?

· Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: «Лидер — тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов»? Что бы вы могли добавить/изменить в предложенной формулировке?

· Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?

· Лидеры могут быть двух типов: ориентированный на задачу и ориентированный на человеческие отношения. К какому из двух типов (или — к смешанному) относится личность, загаданная вами?

· Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали, — демократический, авторитарный, попустительский?

2 этап. Делим группу на три подгруппы, в каждой просим выбрать одного представителя на роль руководителя группы.

После того как выборы завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и определяем для него роль лидера, работающего в демократическом стиле. Соглашаемся также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства определяем как попустительский.

А решение третьей подгруппы не утверждаем. Тренер сам назначает подгруппе лидера-автократа, склонного к авторитарному, диктаторскому стилю руководства.

Затем объявляем групповое задание (одинаковое для всех групп-участниц): связать как можно более длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается пять минут.

Обсуждение: Прежде всего, проверяем, какая группа лучше других справилась с задачей, какая — на втором, а какая — на третьем месте? Вопросы для обсуждения:

— Как группа реагировала на демократического/ попустительствующего/ авторитарного лидера?

— Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы?

— Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд?

— Какой оптимальный стиль лидерства предполагает ситуация бытовой ссоры между супругами? и др.

Или – или

Цель: создание условий для осознания участниками факторов, влияющих на принятие решений и поступки (это важно, чтобы понять, почему лидеры управляют, а подчиненные повинуются).

Количество участников: в идеале — около 15 человек, но может быть и 5-6, и 50 человек, и более. Если людей много, то необходимо большое пространство.

Материалы и оборудование: не требуется.

Время: 20 минут.

Ход работы:

1. Участники строятся в колонну посередине комнаты.

2. Ведущий объясняет, что будет задавать кое-какие вопросы, на которые они будут отвечать тремя шагами влево, или вправо, или оставаться на месте. Первая серия вопросов такая:

— «Вы — Вчера?» (Если да, переместитесь влево).

— «Вы — Сегодня?» (Оставайтесь на месте).

— «Вы — Завтра?» (Переместитесь вправо).

При необходимости нужно повторить вопросы несколько раз, обращая внимание на то, что участникам необходимо отождествиться с этими словами во всей полноте значений, которые те им приписывают.

Источник: https://zdamsam.ru/b17329.html

Упражнения на развитие лидерских качеств

У каждого человека свои барьеры, которые мешают взять ему свою жизнь под контроль, читаем, стать лидером. Как правило, развитие лидерских качеств начинается именно с выявления ограничивающих убеждений.

И первым шагом на пути к освобождению и лидерскому росту становится признание, что какие-то ограничивающие убеждения и блоки Вам присущи. Но повторюсь, это лишь первый шаг. Потребуются и другие.

Чтобы обрести уверенность в себе и своих силах, поверить в достижимость поставленной цели, понимать и принимать себя, обрести новые навыки в саморазвитии Вам понадобятся специальные упражнения на развитие лидерских качеств.

Первоочередной задачей потенциального лидера (или того, кто хочет развить в себе лидерские навыки) становится анализ своих сильных сторон, определение своего потенциала и поиск собственных подходов и методов работы. Лидерский потенциал — это «нечто», что уже есть внутри Вас, его нужно открыть в себе и научиться его использовать.

На втором этапе нужно научиться верить в свой успех, даже если в настоящий момент нет никаких реальных предпосылок к нему.

Важно

На третьем этапе наступает черед силы воли, потому что это область действий. Как Вы понимаете, без определенных действий достичь задуманного не получится.

Сами по себе, мечты на диване, даже если они кажутся абсолютно реальными, таковыми отнюдь не становятся.

Однако сила воли и мужество нужны не только ради действий, но и ради того, чтобы не бояться потерпеть поражение и двигаться дальше.

Развитие лидерских качеств каждому приходится переживать на собственном опыте, никто не пройдет этот путь вместо Вас или вместе с Вами. Программы и тренинги на развитие лидерских качеств существуют, но это теория, которая останется пустой тратой времени, пока Вы не наберетесь смелости испытать ее на собственной шкуре.

Я предлагаю Вам упражнения на развитие лидерских качеств. Они относятся к начальной ступени развития лидерского потенциала. Их составили психологи Хосе Стивенс и Майк Вудкок.

Сразу хочу предупредить, что из-за кажущейся простоты, у Вас будут сомнения в их действенности, но, если Вы рискнете и просто будете выполнять их изо дня в день, через месяц Вы почувствуете собственную силу, и Ваша ценность в глазах окружающих возрастет.

Упражнение № 1.  Диалог с внутренним критиком

Если внутри Вас есть «некто», кто постоянно сообщает Вам, что ничего у Вас не выйдет, потому что Вы неумеха (бездельник, бездарь, никчема, тупица и т.п.) — научитесь возражать ему.
Не выслушивайте молча все, что он говорит и, тем более, не соглашайтесь с ним. Если он Вас раздражает – так раздражайтесь!

Не ленитесь записывать все, что он говорит. Даже если смысла в его словах ноль — запишите все подряд. Единственное условие – и говорить и записи вести от второго лица. Вместо «я тупица» или «я никогда не стану лидером» пишите «ты тупица» и «ты никогда не станешь лидером». После этого ответьте ему так, как будто это задиристый, но трусоватый задира: «Ну и что?»

Подойдите к его словам с философской точки зрения. Спросите себя: «А кем я являюсь, когда этот голос молчит?»

Отличный способ уничтожить внутреннего критика – Дневник успеха.

Упражнение № 2. Дневник успеха

Заведите себе тетрадь и каждый вечер перед сном записывайте в нее несколько вещей, которые Вам сегодня удались. Это нужно делать независимо от того, насколько день оказался плохим.

Так устроена человеческая память, что боль мы запоминаем лучше, чем радость и большинство людей в конце дня помнят в основном его тяготы и неприятности. Концентрируясь на плохом, мы теряем энергию, концентрируясь на хорошем — заряжаемся

Проявите волю – концентрируйте внимание на тех ситуациях, в которых Вы победили. Фиксируйте эти ситуации с помощью Дневника успеха

Упражнение № 3. Мнение окружающих

Запишите и прослушайте признание окружающих Вас людей Ваших достоинств и недостатков. Это потребует от Вас большого мужества, но сделать это нужно обязательно.

Составьте список из нескольких друзей или родственников, от которых Вы чувствуете любовь и желание помочь. Попросите каждого из них написать, за что они Вас любят и уважают и, наоборот, что в Вас их напрягает и раздражает. Условие одно: количество достоинств и недостатков должно быть приблизительно равным.

Совет

После того как соберете записи – прочтите их целиком. Когда Вы найдете в себе силы узнать чужое мнение о себе без напряга (не сжимаясь от страха или стыда), Вы избавитесь от многих внутренних зажимов.

Подсказка: внутренний критик постоянно будет Вам твердить, что все это ерунда, не стоящая усилий. Не дайте ему себя остановить.

Упражнение № 4. Отражение в зеркале

Научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Поначалу это будет казаться Вам настоящей глупостью. Наберитесь сил и терпения.

Большинству людей нужно очень много времени на то, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд и не отвернуться или сбежать – нужно мужество.

Такое происходит, когда Вы не принимаете себя, потому что ориентируетесь на мнения окружающих или голливудские стандарты. Вы можете почувствовать злость на них за то, что тратили время, стараясь угодить чужим стандартам. Позвольте себе это позлиться, но не направляйте злость на себя.

Спросите себя: «Какое право я имею судить этого человека, его тело?» Вслед за злостью придет грусть, а за ней — чувство облегчения и принятия. Но пусть они придут своим чередом, не спеша, не пытайтесь их поторапливать.

Упражнение №5. Ежедневный риск

Рискните и попробуйте все, о чем мечталось, но что до сих пор Вы так и не сделали: запишитесь в школу танцев, поищите работу поинтереснее, научитесь ездить верхом (играть на гитаре, вышивать крестиком, бегать на лыжах и т.д.) — все, что придет в голову.

Бесценное значение имеют публичные выступления — они принуждают Вас переживать больший стресс, чем обычно. Их нужно практиковать обязательно. Ведь одним из основных качеств лидера, неважно, является ли он Президентом страны или вожатым отряда скаутов – способность четко и доходчиво излагать мысли большому количеству людей.

Читайте также:  Сахарный диабет лечение народными средствами / народная медицина

Когда Вы начнете выполнять эти упражнения на развитие лидерских качеств и приобретать опыт в неведомых ранее вещах, Вы расширите свой потенциал, приобретая навыки и завязывая связи, которые обеспечат Вам будущие победы.

Подсказка: на этом этапе избегайте состязаний и занятий, которые вынудят Вас сравнивать себя с окружающими. Это связано с риском, что первая же неудача без труда может одержать над Вами победу и превратить все достигнутые результаты в полный провал.

Упражнение № 6. Принятие решений

Поскольку развитие лидерских качеств исключает пассивность, Ваша способность принимать решения должна постоянно расти. Следовательно, нужно использовать любую благоприятную возможность для того, чтобы взять на себя, пусть небольшую, но ответственность, и принять, пусть не эпохальное, но ВАШЕ решение.

Как правило, наше воображение рисует гораздо более страшные картины, нежели то, что ожидает нас в действительности. Приняв решение и начав действовать, Вы избавитесь от своих кошмарных фантазий и сможете в другой раз делать это смелее и смелее.

Упражнение № 7. Ответственность за свои решения

Возьмите ручку, блокнот и напишите «список ответственностей». Начните каждую фразу словами: «Я несу ответственность за…» Продолжите фразу любыми словами, которые только взбредут Вам на ум, какими бы абсурдными они вам ни казались. Составьте список не менее чем из 10 подобных утверждений.

Подсказка: Вам не нужно безоговорочно верить каждому утверждению. Степень сопротивления, которое Вы будете испытывать, осваивая упражнения на развитие лидерских качеств, покажет, насколько крепки Ваши внутренние ограничения.

Принятие на себя ответственности не означает, что Вы должны немедленно броситься решать надуманные проблемы. Это лишь предполагает, что Вы готовы ответить за Ваши собственные поступки.

Обратите внимание

Еще один нюанс этого упражнения развития лидерских качеств — оно поможет Вам искоренить желание всегда быть хорошим для окружающих или всегда быть правым. Поэтому попробуйте отнестись к упражнению с юмором.

В течение дня исповедуйтесь этому листу бумаги в своих мыслях или действиях, даже если они кажутся Вам совершенно недостойными лидера и даже просто уважаемого человека. Не бойтесь показаться хуже, чем Вы есть на самом деле: идеальных людей не бывает, мы все совершаем неблаговидные поступки. Освоив упражнение, вы постепенно научитесь испытывать радость от внутренней открытости.

Упражнение № 8. Свое мнение

Первая часть этого упражнения на развитие лидерских качеств Вашей личности заключается в том, чтобы научиться говорить «нет», когда это необходимо. Лучше всего научиться этому в работе с друзьями или родственниками. Друзья должны играть роль человека, который просит Вас об одолжении или приказывает  сделать то, что Вы делать не хотите.

Пусть они используют все, что придумают: возбуждают у Вас чувство вины, обличают в эгоизме, настаивают на срочности и важности – все, что угодно, чтобы заставить Вас выполнить их требование. Ваша задача состоит в том, чтобы говорить им «нет», как бы трудно Вам это ни давалось.

Практикуйте это упражнение до тех пор, пока не почувствуете себя в состоянии выразить свой отказ, не испытывая при этом угрызений совести и не портя отношений с человеком настаивающим.

Вторая часть упражнения на развитие лидерских качеств, наоборот, выработает у Вас навык добиваться того, чего Вы хотите, и не отступать, пока Вы этого не получите.

Теперь Вы должны суметь настоять на своем. Вы должны превратиться в человека, умеющего отстаивать свои права. Ваша задача состоит в том, чтобы заставить партнера выполнить некий объем работ и не отступиться от своего, пока все не будет в полном порядке. Вам необходимо добиться этого, не прибегая к жалобам и обвинениям и не стараясь завоевать к себе симпатию.

Упражнение считается выполненным, если удастся поставить партнера в безвыходное положение, и он окажется не в состоянии продолжать спор. Это одно из основных упражнений для выработки начального уровня влияния на окружающих. Постарайтесь обязательно выполнить именно эту часть упражнения на развитие лидерских качеств.

Упражнение № 9. Сложный выбор

Это упражнение поможет Вам научиться делать выбор. Ваша задача состоит в том, чтобы рассмотреть каждую возможность, не прибегая к фразе, начинающейся со слов «да, но…».

Например, «Я хочу купить машину, но мне мешает следующее…» А теперь составьте список препятствий и вариантов их преодоления.

Подобное задание может Вас расстроить или разозлить. Постарайтесь преодолеть это и выполнить упражнение.

Упражнение № 10.  Удовольствие в день

Составьте список удовольствий, которые Вам хотелось бы получить. Список должен включать в себя какие-то небольшие и достижимые вещи — что-то вкусненькое, что-то новенькое, что-то, чем Вы в состоянии себя побаловать.

Назначьте себе по одному такому удовольствию в день. Не позволяйте чему-нибудь нарушить Ваши планы, помешать их исполнению. Это ритуал для Вашего сознания должен быть абсолютно достижимым.

Важно

Вам представится отличный случай понаблюдать за махинациями своего подсознания. Это будет весьма любопытным и поучительным. Чтобы проследить выполнение данного упражнения на развитие лидерских качеств, сделайте диаграмму, на которой в конце дня отмечайте, в какой мере Вам удалось почувствовать удовольствие по 10-ти балльной шкале.

Будьте честны перед собой. Если Вы позволите какому-нибудь телефонному звонку или иной непредвиденной случайности нарушить Ваши планы, сегодняшний день в зачет не входит. Причем, Вам не позволяется выносить обвинение обстоятельствам. Когда Вы научитесь испытывать удовольствие хотя бы пять дней в неделю, знайте, что Вы идете в нужном направлении.

Упражнение № 11. Список препятствий

Постарайтесь свести воедино все свои причины, тормозящие развитие лидерских качеств. Для этого возьмите блокнот и напишите в нем свою ближайшую цель, которую Вы поставили для себя на пути к достижению лидерских позиций.

После этого здесь же перечислите все причины, по которым (как Вам кажется), Вы не можете ее достичь. Позвольте себе говорить в полный голос. Предоставьте своему внутреннему критику полную свободу слова. Пусть говорит все, что захочет.

После этого повторите утверждение собственной цели.

Например:

Утверждение: «Я хочу заработать на собственный дом. Я заработаю на собственный дом».

Причины и соображения, по которым я не могу этого сделать:

  • У меня нет начального капитала
  • У меня нет знаний, как это сделать.
  • У меня нет идей для бизнеса
  • У меня нет времени, чтобы работать на себя, моя работа занимает у меня весь день.
  • Моя жена меня не поддержит.
  • Мои друзья будут смеяться.

Продолжайте перечень, пока не иссякнут аргументы. Затем снова повторите утверждение того, что Вы хотите. Когда почувствуете, что больше нечего сказать, торжественно сожгите список.

Такую процедуру можно проводить по нескольку раз, чтобы усилить ее воздействие.

Упражнение №12.  Уверенность и напористость

Если Вам трудно отстаивать свою точку зрения под напором окружающих, это упражнение Вам очень пригодится.

Заключается оно в работе над Вашей осанкой. Если Вы постоянно ходите ссутулившись и опустив голову, редко глядите вверх или прямо в глаза, Вам никогда не стать лидером. Поэтому прямая осанка, расправленные плечи и грудь, выставленная навстречу Вашему противнику в словесном поединке, уже сами по себе способны укрепить Вашу уверенность в своих силах.

  1. Перенесите вес тела с пяток на носки.
  2. Колени держите слегка согнутыми.
  3. Приподнимите подбородок — пусть и он участвует в процессе вашего самоутверждения.
  4. Продолжайте отстаивать свою точку зрения, не прибегая к жалобам, обвинениям или упрекам.

Хорошим помощником в выполнении этого упражнения на развитие лидерских качеств может послужить и зеркало.

Тембр голоса, глубина его звучания также может многое сказать о том, ощущаете ли Вы себя беззащитной жертвой или способны претендовать на лидерство. Если вы разговариваете или просите об услуге с жалким видом и дрожью в голосе, то сами невольно и провоцируете отказ.

Поработайте над своим голосом для придания ему большей авторитетности, уверенности, властности – предлагаю Вам еще несколько упражнений.

Итак, если Вы будете отрабатывать упражнения на развитие лидерских качеств в течение месяца, Вы обязательно увидите положительную динамику. Главное, взять на себя ответственность отработать их все. Если Вы будете делать иногда и кое-что – результата не будет. Что-то Вам понравится сразу, что-то вызовет боль, но как минимум десять из них должны стать частью Вас.

Источник: https://net-way.org/techn/self/uprazhneniya-na-razvitie-liderskih-kachestv/

Тренинг лидерства

Тренинг лидерства. Развитие лидерских качеств.

«Лидер — это прежде всего пример и ориентир!»

    Тренинг лидерства помогает найти ответ на вопрос «Кто такой лидер?», и увидеть все многообразие подходов к лидерству, которое существует в бизнесе.

В зависимости от того, какого уровня лидеров вы планируете обучать на тренинге лидерства, мы подбираем необходимые методы и приемы.

Любой компании нужны лидеры! Но для каждой управленческой должности важны свои определенные сочетания одних граней лидерства, и не подходят другие.

    Поэтому перед обучением лидерству очень важно правильно определить, какие именно параметры лидерства необходимо развить на тренинге, и для каких задач бизнеса они будут использованы. Например, если это лидер компании, то он должен быть прежде всего визионером и первопроходцем, стратегом и дипломатом, политиком и коммуникатором.

    А если это лидер подразделения или руководитель отдела, то он, как лидер, должен проявлять себя с таких сторон, как: организатор, наставник, мотиватор, эксперт, душа команды и пример проявления корпоративных ценностей. Развитие лидеров в компании — это непрерывный процесс, и с помощью тренинга лидерства мы помогаем раскрывать те черты Ваших сотрудников, которые позволяют им наиболее эффективно проявлять лидерство в своей работе.

Закажите тренинг по лидерству в организацию!

    Настоящие лидеры должны уметь сосредоточить свое внимание на общей картине, показать людям образ желаемого будущего, и помочь им захотеть попасть туда в кратчайший срок наилучшим способом. Именно этим навыкам посвящен тренинг лидерства в компании Vision Trainings. <\p>

Мы проводим тренинги по следующим направлениям лидерства:

  • Функциональное лидерство (модель Дж.Адаира)
  • Ситуационное лидерство (Бланшард и Херси)
  • Эмоциональное лидерство (Д. Гоулмэн и П. Саулвей)
  • Экспертное лидерство
  • Харизматическое лидерство
  • Авторитарное лидерство
  • Лидерство в условиях изменений
  • Трансформационное лидерство
  • Лидерство и наставничество
  • Командное лидерство (модель М.Белбина)
  • Стратегическое лидерство
  • Лидерство в публичной речи

Вопросы по лидерству? Нажмите!


Преимущества тренинга лидерства для организаций:

Что дает лидерство?Если у лидера есть высокие амбиции, мотивирующие и бросающие вызов цели, вера и настойчивость, то он сможет привести организацию из точки А в точку Б, согласно Видения и Миссии своей компании.

Лидер знает, что препятствия — это те пугающие вещи, которые видят его люди, когда отводят взгляд от общей цели. Поэтому он мобилизует коллектив, и помогает сотрудникам концентрировать все свои усилия на достижении самого главного.

Обучение этому – одна из главных задач тренинга по лидерству.

В чем особенности известных лидеров?

Настоящие лидеры помогают людям почувствовать, что именно он них сейчас зависит куда придет организация, и вызывают у сотрудников внутренние мотивы приложить сверхусилия для победы в условиях высокой конкуренции.

Талант лидера проявляется в тот момент, когда каждый сотрудник начитает чувствовать и осознавать свой вклад в общий успех. Лидеры вкладывают особенный смысл в деятельность других людей.

Лидерами рождаются или или становятся?

Может ли тренинг лидерства помочь, если человеку не было свойственно проявление ярко выраженных лидерских качеств? У каждого сотрудника и руководителя есть свои особенности, и определенные черты, которые выделяют его среди остальных членов коллектива. В зависимости от индивидуальных особенностей человека, и задач, которые перед ним поставлены, тренинг лидерства позволяет усилить те навыки и качества, которые помогут проявлять лидерские черты любому человеку, и делать это наиболее естественным для него способом.

Читайте также:  Гипноз для достижения успехов в бизнесе

      Ключевые вопросы тренинга по лидерству:

  • Кто такие лидеры, и какие задачи они выполняют в организациях?
  • Каких результатов можно достигнуть от сотрудников, используя лидерские качества?
  • Как развить в себе лидерство, и какие типы лидерства вам наиболее подходят?
  • Как сделать лидерами других и что для этого нужно?
  • Какими ценностями руководствуется лидер и где их брать?
  • Какие навыки необходимы эффективному лидеру?
  • Как проявлять лидерство в условиях изменений и достигать намеченных целей?

 

 Лидер использует не только те мозги, которые у него есть, но и те, которые он может позаимствовать.

      Программа тренинга лидерства:

Модули   Содержание
1. Лидерство в бизнесе
  • Потребность в лидерах и задачи организаций
  • Руководство и Лидерство
  • Современные теории лидерства
  • Подходы к лидерству и основные лидерские школы
  • Основные функции лидера в организации
  • Самоанализ своих лидерских качеств
2. Персональное лидерство
  • Типы лидерства и лидеров:
    • Харизматичное лидерство
    • Экспертное лидерство
    • Эмоциональное лидерство
    • Интеллектуальное лидерство
    • Профессиональное лидерство
    • Этапы развития лидера в организации
    • Роли и ценности эффективного лидера
    • Определение своих сильных сторон и зон развития
    • Связь типов лидерства и решаемых задач в бизнесе
3. Навыки и способности эффективного лидера
  • Способности создавать и транслировать Видение
  • Формирование доверия и продвижение идей
  • Коммуникативные способности лидера
  • Мотивирующие навыки лидера
  • Управление на основе общих ценностей
  • Поддержка и развитие своих сотрудников
  • Энергетика лидера
4. Лидер и команда в условиях изменений
  • Предвидение и подготовка изменений
  • Этапы проведения изменений в компании
  • Способы преодоления сопротивления изменениям
  • Формирование команды и агентов изменений
  • Командные роли и стадии развития команды
  • Поиск и отбор правильных людей в команду
  • Лидерство в период кризиса
  • Основы трансформационного лидерства

_______________________________________________________________________

Коучинг для руководителей и лидеров (узнать больше..)

Подробный план программы тренинга по лидерству

Лидер – не звание и не должность. Вести – значит действовать.

   Проявлять лидерство можно будучи на любой позиции в организации, и помимо того, что важно быть хорошим руководителем, необходимо правильно проявлять лидерство в отношении коллег одинакового с Вами ранга, лидерство при взаимодействии с вышестоящим начальством, лидерство в отношениях с ключевыми партнерами Вашей компании.

   Психология лидерства многогранна, и благодаря большому количеству исследований на эту тему, а также способам применения лидерства в менеджменте, которых на данный момент открыто очень много, лидером может стать практически любой человек, который поставил себе такую цель, прошел несколько тренингов по лидерству, и доработал элементы своего поведения, для проявления в нужный момент лидерских черт и качеств. Лидером можно быть, а можно казаться.

   Многие персоны, которых нам показывают с телеэкрана, выглядят солидно, но вовсе не являются лидерами. Весь вопрос в целях, которые стоят перед Вами, в количестве проделанной работы, и в том, чего Вы хотите достигнуть благодаря тому, что разовьете в себе или в своих сотрудниках еще больше лидерства! Обращайтесь за консультацией — и мы с удовольствием Вам поможем!

Результаты тренинга по лидерству:

Совет

   После прохождения тренинга по лидерству, в зависимости от задач обучения и существующих особенностей участников, они получат следующие результаты:

   — Получат представление о том, что такое лидерство, и как применять его в работе

   — Узнают о своих особенностях и зонах развития в области лидерства

   — Обретут большую уверенность и решительность в своих действиях

   — Смогут больше проявлять инициативу и брать на себя ответственность

   — Научатся мотивировать других, на основе общих интересов

   — Станут примерами проявления лидерских качеств для других сотрудников

   — Смогут быть опорой компании в период изменений или кризисов. 

Получить коммерческое предложение по лидерству!

Афоризмы о лидерстве:

Лидерство начинается с личных качеств лидера.

Чтобы вести других за собой, будь львиной долей их идеалов!

Лидером является тот, чей талант потрясает воображение.

Последнее слово – всегда за первым.

Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы.

Тренинг лидерства — это возможность раскрыть все грани своего лидерского таланта, и стать путеводной звездой для своих людей!

Получите консультанцию наших экспертов о возможностях тренинга по лидерству для вашей компании!

 Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом.«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает» МакиавеллиЕсли Ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит вы – лидер.Человек — это то, во что он верит.

А. П. Чехов.Человек устраивается на работу в компанию, а увольняется от руководителя!Закон бизнеса: Либо люди меняются, либо меняются люди….Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть. Конфуций.Лидер действует открыто, а босс — за закрытыми дверьми.

Лидер ведет за собой, а босс управляет. Теодор РузвельтЛидерство – это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он еще и захотел.Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы.

Чтобы вести других за собой, будь львиной долей их идеалов!Как я устал за ними ходить, но что поделаешь, я их лидер.Побеждать, не уничтожая, повелевать, не унижая — вот, в чем суть Лидера!Я использую не только те мозги, которые у меня есть, но и те, которые я могу позаимствовать.

Лидеры хвалят громко и при всех, а ругают тихо и наедине.Не дано стать великим лидером тому, кто хочет все сделать сам или присвоить себе все заслуги за сделанное.Лидерство – это выбор служить другим людям и представлять их интересы.

Обратите внимание

Лидерство – это помощь другим в том, чтобы они стали лучше, чем были!Почему Вы преданы своему лидеру? Для меня важнее всего то, кем я становлюсь рядом с ним и благодаря ему!То, что Петр говорит про Василия,

гораздо больше характеризует Петра, чем Василия.

 Литература по лидерству:

  • Лидерство, основанное на принципах, Стивен Кови
  • Секрет. Что знают и делают великие лидеры, К. Бланшар
  • Методическое пособие к тренингу лидерства, VisionTrainings
  • Стратегии эффективного и успешного лидерства, Карлин Слоун
  • 21 неопровержимый закон лидерства, Д. Максвелл
  • Путь истинного лидера, Далай Лама, Л. Майзенберг
  • Психология лидера, А. Менегетти
  • Эмоциональное лидерство, Д. Гоулман
  • 21 обязательное качество лидера. Как стать человеком, за которым последуют другие, Д. Максвелл
  • Воспитай в себе лидера, Д. Максвелл
  • Личность лидера, Б. Трейси
  • Простое лидерство, Бодо Шефер
  • Психологическая школа молодежных лидеров, А. Чернышев
  • Уроки лидерства от Монаха, который продал свой Феррари, Робин Шарма
  • Лидер без титула, Шарма Робин Шарма
  • Моя жизнь, Ра Аки
  • 10 законов лидерства, Билл Ньюмен
  • Поднимись над толпой! Тренинг лидерства, И. Вагин
  • Бизнес-путь: Билл Гейтс. 10 секретов самого богатого в мире бизнес-лидера, Д. Деарлав
  • Нравственное лидерство. Путь формирования личности, А. Дианин-Хавард
  • НЛП: навыки эффективного лидерства, Р. Дилтс
  • Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика, О. Евтихов
  • Путь непринужденного лидерства, Д. Баум
  • 4 правила лидерства Джека Уэлча, К. Креймс
  • Менеджер с 24 «морковками». Замечательная история о том, как лидер может высвободить потенциал человека, Эдриан Гостик, Честер Элтон
  • Лидеры, шуты и мошенники. Эссе по психологии лидерства, К. Манфред
  • Основа  лидерства, Том Питерс
  • Имидж политического лидера, О. Потемкина
  • О лидерстве, Ф. Хессейльбайн
  • Психология лидерства в бизнесе, В. Шеклтон
  • Лидеры, Т. Шрайтер
  • Самурай без меча, К. Масао

Источник: http://vision-trainings.ru/trening-liderstva

Кому будет полезен тренинг лидерства и лидерких качеств?

Что значит быть лидером?

Быть первым. Быть тем, за кем идут, с чьими доводами соглашаются, чье мнение понимают, разделяют, поддерживают. Порой можно встретить высказывания: «лидерами рождаются», характеристиками «он – прирожденный лидер» или «да какой из тебя лидер», «твой удел – подчиняться и быть ведомым», «ты не способен быть лидером». 

Эти и подобные мнения условно делят людей на две «расы»: ведущие и ведомые. Тех, кто лидирует, и тех, кого ведут за собой.

Утверждения о том, что «человек не может измениться», «каким родился, таким и умрешь», «рожденный ползать не будет летать» постепенно уходят в прошлое. По одной простой причине: наш мир меняется. Перемены происходят в лучшую сторону.

Люди постепенно осознают, что только они сами:

  1. Создают себя.
  2. Творят мир вокруг.
  3. Способны поменять все. Могут добиться всего, чего только пожелают.

Кто эти люди? Волшебники? С одной стороны – да, они волшебники. Ведь они осознают свои возможности, понимая, что границ для развития нет. С другой стороны – нет, они не волшебники и даже не претендуют на это звание.

 Они – лидеры, которые:

  • знают, чего хотят они и окружающие;
  • знают, как мотивировать себя, других;
  • понимают, как добиться цели;
  • видят путь, который поможет получить желаемое;
  • умеют находить выход из любой ситуации, извлекая при этом максимум выгоды.

Лидеров можно условно разделить на две категории

При чем, вторая категория людей добиваются огромных успехов, которые зачастую недоступны первой. Все это благодаря развитию собственной личности и совершенствованию себя.

Кто может научить этим качествам?

Ответ прост: человек, который сам является лидером. Человек, который может научить других занимать лидирующие позиции. Учитель, который владеет ключевыми основами педагогики, психологии, менеджмента, умеющий найти подход к другим. Талантливый учитель, мудрый менеджер, прирожденный мастер психологии.

Кто такой настоящий лидер?

Уметь командовать – не значит быть лидером. Настоящий лидер – это тот, кто умеет вести за собой других не против чьей-то воли, а наоборот.

Это человек, который знает, как мотивировать других следовать за ним. Человек с развитой харизмой, умением организовать людей так, как выгодно ему (или компании). Вызывая у других искреннее желание подчиняться лидеру, с осознанием: этот руководитель поможет добиться общественных, личных целей.

Кому нужен тренинг лидерства?

Что такое тренинг лидерства и какие у него цели?

Развить в себе способности быть организатором – это возможность, которая есть у каждого желающего.

К счастью для других, тренинг лидерства посещают далеко не все: многие надеяться развить эти качества самостоятельно. Правда, на это уходят года. А часто десятилетия.

У большинства это не получается, поэтому приходит разочарование с ошибочным пониманием: быть лидером – удел избранных. Это истина, но лишь отчасти.

Действительно, не каждый может таковым стать. Ведь только единицы знают: развить лидерские качества самостоятельно – непосильная ноша, с которой невозможно справиться одному. Для этого нужны люди, окружение, где можно «тренировать» себя и развиваться. Да и без опытного наставника тоже не обойтись.

По этой причине, сегодняшние успешные лидеры когда-то обращались в тренинг-центры, где есть тот самый «учитель-наставник» (тренер), «окружение» (участники тренинга), которых объединяет общая цель – стать лидером.

Эффективные упражненияе для развития

На тренинге «Я — лидер» можно работать над ключевыми составляющими успеха. Проработка происходит, когда участники выполняют упражнения для развития лидерства. Основными направлениями работы тренера с участниками являются:

  1. Самоорганизация, умение добиваться успеха самостоятельно.
  2. Взаимодействие с командой.

  3. Формирование поведения для эффективной работы лидера и команды.
  4. Создание имиджа, поддержание нужного впечатления, авторитета и образа.
  5. Укрепление лидерских позиций.

  6. Тренинг «Я — лидер» направлен на проработку всех этих основных составляющих и выполнение упражнений для развития лидерских качеств.

Источник: https://9psy.ru/chto-takoe-i-komu-nuzhen-trening-liderstva

Ссылка на основную публикацию