Профориентационные упражнения

Игровые профориентационные упражнения

Профориентационные игры с классомПрофориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися 7-11 классов.

Конечно, по своему содержанию и активизирующим возможностям эти методики уступают деловым играм и психотерапевтическим процедурам, но они, в отличие от названных процедур, рассчитаны на реальные условия работы в школе (ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом и т.п.).

При проведении профориентационных или психологических курсов подобные игры могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы.

Опыт показал, что если они по времени от общего количества часов занимают примерно 25-30% то воспринимаются учащимися не как «развлечение», а как естественная форма работы.Можно назвать следующие конкретные игровые методики.

Обратите внимание

Ценностно-нравственные профориентационные игры; «Пришельцы», «Три ветерана» («Три судьбы»), «Остров», «Спящий город», «Существо» (с элементами экологическою воспитания). Пробно-ознакомительные игры: «Стажеры-инопланетяне», «Ассоциации» (профориента-ционный вариант). «Угадай профессию», «Вакансия», «Новичок-Наставник».

«Завод» («Кооператив». «Музеи»). Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: «Профконсультация», «Приемная комиссия», «Пять шагов», «Советчик». Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика (темп), что позволяет решать и проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке, чего больше всего обычно боятся психологи перед выходом в школьный класс.

Игровые профориентационные упражнения

Игровые профориентационные упражнения и микроситуации обычно используются в работе с подгруппой (8-15 человек) или с малой группой (6-8 человек).

Многие игры основаны на довольно эффективной процедурной модели, когда участники рассаживаются в круг, что внешне делает эти упражнения похожими на психотерапевтические группы, И хотя называть их психотерапевтическими мы бы не стали (это скорее профориентационные группы), но некоторые психотерапевтические эффекты там все-таки возникают. Поэтому для проведения подобных занятий профконсультант должен обладать хотя бы минимальным уровнем психотерапевтической культуры (не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свою выдержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.п.).Можно назвать следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву…», «Подарок», «Любимое блюдо», «Маскарадный костюм». «Человек-профессия», «Автопортрет» (профориентационный вариант). «Кто есть кто?», «Самая-самая», «Цепочка», «Ловушки — капканчики», «Эпитафия», «А вот и Я». «Звездный час», «День из жизни» («Ночь из жизни») и др.Очень популярны среди школьных профконсультантов игровые микроситуации (для 3-6 человек), где моделируются различные элементы профессионального общения, связанные обычно с конфликтностью отношений. Например, ситуации из общения продавца с покупателями, инспектора ГАИ с нарушителями, зубного врача с клиентами, продавца-ларёчника с рэкетирами, экскурсовода с иностранными туристами и т.п.

Тема. Активизирующие технологии в профессиональном самоопределении.

ИГРА «АССОЦИАЦИЯ»

Цель:выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и по

возможности подкорректировать это соотношение.

Условия игры.Количество участвующих весь класс (учащиеся VII-VIII классов, а также учащиеся более старших классов). Время на первое проигрывание 15 минут, последующие проигрывания по 5—7 минут. Для игры необходима классная доска.

Процедура (этапы) игры.Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первом-втором этапах).

  1. Объявляется название игры и выбираются 3 главных игрока (ими могут быть любые учащиеся класса).
  2. Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?». «Какой запах напоминает?». «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек.

Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессии «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всею белый, запах — что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель — стеклянный шкаф или кушетка.

  1. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать но 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2-3 минут продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию».
  2. Три человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.
  3. Ведущий приглашает грех человек (отгадывающих), которые по очереди задают вопросы классу. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, и следит за динамикой тиры.
  1. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске), ведущий предлагает в течение одной минуты продумать трём отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску и подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачные.
  2. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией. Например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, военный лётчик и космонавт довольно близки. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предоставлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.

Осуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «чёрно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии.Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом, представления учеников о профессии.У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всею помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат).

Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся, так как за один урок в отдельной игре могут принять активное участие многие школьники.

Типичные трудности. Бывают случаи, когда отгадывающие входят в класс с неподготовленными вопросами или не успевают придумать варианты ответов. Ведущий должен не помогать играющим, а, наоборот, обострять игру: «Если вы не готовы, то ваша команда проигрывает…» В лом случае школьники поймут, что играют с ними серьезно, и это повысит их интерес как к игре, так и к теме занятия.

Перспективы использования игры.

В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности.

Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников).

Специфика игры «Ассоциация» в ориентации на эмоциональные отношения учащихся. Развёрнутая схема анализа профессии предлагается в игре «Угадай профессию».

ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»

Цель:знакомство школьников с научной схемой анализа профессий.

Условия игры.Игра рассчитана на работу с классом (учащиеся VII — VIII, а также более старших классов). Время на первое проигрывание 10-15 минут, а на последующие 7-10). В игре активно используется классная доска, желательно иметь та6лицы анализа профессии.

Процедура (этапы) игры.Подготовительный этап. На предшествующем 'занятии или сразу перед игрой школьники должны быть ознакомлены с «формулой профессии». Желательно не только рассказать о «формуле», но и проанализировать с её помощью несколько профессий вместе с классом.

  1. Перед классом вывешивается таблица с «формулой профессии» или со схемой анализа профессии.
  2. По желанию выбирается группа из трех человек.
  3. Даётся общая инструкция: «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает профессию». После этого трое входят в класс и наблюдают, а каждый сидящий в классе в течение 35 минут должен проанализировать профессию по схеме анализа. Через 3-5 минут каждый из отгадывающих выбирает в классе по одному человеку, которые в течение 3 минут выписывают на доске (места для этого требуется немного) свои варианты анализа профессии по «формуле». Например, профессия «учитель математики» анализируется так: предмет труда — человек, знак: цели труда — гностические, преобразовательные и изобретательные; средства труда — функциональные, условия — бытовой микроклимат и т.д. После этого каждый отгадывающий имеет по одной возможности опадать профессию и через 1 минуту обдумывания говорит о своём варианте ответа. Если из трех вариантов хотя бы один будет правильный — команда отгадывающих победила.
  4. Отгадывающие выходят из класса, а класс быстро загадывает профессию.
  1. Ведущий приглашает отгадывающих, которые наблюдают за тем, как класс расписывает на листочках загаданную профессию но схеме анализа.
  2. Каждый отгадывающий выбирает по одному человеку из класса, которые выписывают на доске свои варианты анализа загаданной профессии.
  3. После этого отгадывающие оценивают все три варианта за 1 минуту и предлагают 3 своих варианта отгадки.

8. Класс оценивает, отгадали они профессию или нет, назвав при этом загаданную профессию.

Обсуждение игры (проигрывание). По каждому пункту схемы анализа профессии ведущий вместе с классом определяет по всем трём вариантам, выписанным на доске, правильные и неправильные ответы.

При окончательном подведении итогов игры можно определить и ввести следующий критерий (еще до обсуждения): если общее количество неправильных ответов на доске будет больше десяти, то команда загадавших профессию проигрывает.

После этого окончательно определяется победитель.

Диагностические возможности игры. Игра позволяет выяснить знания учащихся о конкретной профессии, а также определить уровень овладения схемой анализа профессий.

Типичные трудности. Опыт показывает, что учащиеся VII — VIII классов легче отгадывают профессии в игре «Ассоциация», чем в данной игре.

Кроме того, «Угадай профессию» — более сложная игра по самой организации. Поэтому если проводить много проигрываний, в которых отгадывающие не найдут ответа, то интерес к игре может снизиться.

Если игра получается плохо, больше двух проигрываний лучше не делать.

В случае, когда загадана сложная профессия и сам ведущий затрудняется ее охарактеризовать по некоторым пунктам схемы анализа, профессию следует либо заменить, либо анализировать но другим пунктам.

Читайте также:  Послеродовая депрессия у женщин

Перспективы совершенствования игры. Главная линия развития данной игры состоит в поиске более оптимальной (игровой) схемы анализа профессии.

Возможны также некоторые процедурные усовершенствования: заполнение времени на обдумывание стимулирующей музыкой и т.д.

ИГРА «ПРОФК'ОНСУЛЬТАЦИЯ»

(для работы с группой в 3—4 человека)

Цель:познакомить учащихся с процедурой правильного построения личных профессиональных планов (ЛПП), а также научить школьников оказывать некоторую профориентационную помощь своим товарищам.

Условия проведения игры.Игра рассчитана на учащихся VII—X классов. Для игры необходима отдельная комната. Время на первое проигрывание 30—50 минут, на последующие 15-40 минут. Общее время игры не должно превышать 1,5-2 часа.

Процедура (этапы) игры.Подготовительный этап. Ведущий кратко знакомит учащихся с основными элементами ЛПП (в более простых случаях с «гремя китами» выбора профессии; «хочу, могу, надо»). На подготовительном этапе важно рассадить участников игры за общим столом. Сам отбор в игровую группу осуществляется только на добровольных началах.

  1. Ведущий знакомит участников с условиями игры (инструкцией): «Сейчас в нашей стране развивается служба профессиональной консультации. К специалистам-профконсультантам приходят дети с родителями, чтобы посоветоваться о выборе профессии. Цель вашей игры — научиться правильно оказывать помощь товарищам в выборе профессии, тем самым научиться лучше решать свои собственные проблемы. Давайте распределим роли: «профконсультант» (лучше выбрать двоих), «учащийся» и его «родители». «Профконсультант» и «родители» должны держаться серьёзно, как взрослые, а «учащийся» пусть будет самим собой. Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал свое слово. Если нет вопросов, можете начинать игру. Я постараюсь не вмешиваться» (при этом ведущий немного отсаживается от играющих).
  2. Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит рядом и наблюдает за их действиями. При организации своего вмешательства в игру ведущий должен иметь в виду следующие моменты:

а) на первых порах учащиеся, как правило, осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуждают. Ведущий не должен им мешать;б) при попытках с ходу решить возникшие проблемы школьники могут обнаружить свою неготовность к решению. Ведущий также не должен сразу подсказывать, а предложить учащимся подумать. При этом после бурного начала игры может возникнуть молчаливая пауза. Нередко школьники после такого обдумывания сами дают готовые решения, высказывают интересные предложения;в) если конструктивных предложений у учащихся нет, и возникает опасность прекращения игры, ведущий; может в очень кратком виде помочь игрокам (четче сформулировать профориентационную проблему, уточнить интересы, возможности «учащегося», его представления о будущей работе, о путях приобретения профессии и т.д.):г) ведущий должен вмешиваться в следующих случаях:—игровой конфликт перерастает в межличностный: кто-либо из участников (особенно «профконсультант») уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие игроки с ним соглашаются;—игроки сами просят ведущего дать им информационную справку (какой конкурс в то или иное учебное заведение, требуется ли обсуждаемая профессия народному хозяйству и т.д.);—игроки увлеклись обсуждением какого-либо частного вопроса;—одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово;—игроки начинают явно дурачиться.Все вмешательства ведущего должны быть минимальными.Кроме непосредственного вмешательства, ведущий может подбадривать некоторых участников с помощью взглядов, жестов.Не следует ожидать от «профконсультанта» идеального консультирования и обязательного решения всех проблем, так как в игре важно осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения.

Обсуждение игры (проигрывание). При обсуждении ведущий может спросить у «учащегося» и его «родителей». «Заслуживает ли «профконсультант» вашей благодарности».

После этого ведущий сам может назвать некоторые ошибки «профконсультанта», а также ошибочные высказывания «родителей» и «учащегося» и кратко рассказать или показать, как можно было бы действовать более правильно.

При этом важно опираться на общую схему ЛПП.

После обсуждения и школьники меняются ролями и организуется следующее проигрывание, которое проходит более динамично и с меньшим числом ошибок.

Диагностические возможности игры.

Игра позволяет определить готовность учащихся работать с различными элементам ЛПП, а также со всей схемой ЛПП.

Поскольку работа ведётся с небольшой группой, психолог получает ценную информацию о каждом учащемся.

Типичные трудности. Так как школьники совершают в игре немало ошибок, психологу постоянно хочется подсказывать, вмешиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий эффект.

Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность, и нередко бывает трудно сохранить логику игры, не дать ей возможность развиваться стихийно. Особенно часто это проявляется при первом проигрывании.

В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому желательно иметь под рукой различную справочную литературу.

Перспективы развития игры. Игра может стать совершеннее при введении в нее дополнительных активизирующих приемов. При использовании компактных справочников, при более продуманном подборе игровых групп. Перспективным представляется использование специальных игровых протоколов для фиксации хода игры.

Источник: http://filling-form.ru/blank_rez/79715/index.html

Игровые профориентационные упражнения

Поиск Лекций

«Цепочка профессий»

Цель упражнения — развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности

Время проведения -10—15 минут .

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге.)

Инструкция

Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то кую металлургу, например, повар. Следующий назовет профессию, близкую повару и т.д.

Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство назван профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высок температурами, с печами.

По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?» Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

Обсуждение

Важно

При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства.

Например, в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом.

(Пример подобной цепочки: металлург — повар — мясник — слесарь (тоже рубит, но металл) — автослесарь — таксист — сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») — артист драмтеатра — артист балета и т.д.)

Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором, ведь очень то, что ищет человек в одной (только в одной!) профессии, может оказаться в других, более доступных.

Опыт показывает, что больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер.

Например, что может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?). Если школьники находят подобные или даже более веселые сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество — это один из показателей того, что игра получается.

«Автопортрет»

Цель упражнения — повысить у учащихся способность соотносить внешние характеристики людей с их профессией. Время проведения- 20—40 минут.

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге.)

1. Участники достают чистый с двух сторон листок бумаги.

2. Задание: «Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен занимать весь листок, расположен по центру, изображать нужно только лицо. Желательно нарисовать свой портрет быстро, как бы на одном дыхании. Подписывать листок не надо».

Если кто-то из игроков заявляет, что он не умеет рисовать, можно сказать, что рисунок любого человека, особенно ребенка или подростка — гениален (так говорят великие художники). Если кто-то отказывается рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если таких окажется много (больше двух-трех человек), то игру лучше не проводить.

Совет

3. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно, кто именно на них нарисован.

4. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.

5. Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован.

На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое.

Если вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию. Таким образом, все листочки должны пройти «круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».

6. Далее ведущий собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек. Ведущий показывает участникам игры, что на нем изображено, зачитываются записанные на обратной стороне профессии.

Опыт показывает, что упражнение проходит достаточно весело, а игроки заинтересованно слушают ведущего.

Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, так как обычно подростки смеются над изображениями, и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. После проведения упражнения ведущий кладет листочки на стол и предлагает игрокам найти свои автопортреты и взять их себе на память.

Следующий этический момент связан с тем, что иногда игроки (особенно подростки) из озорства могут записывать на обратной стороне листочков неприличные виды труда (например, проститутка, старший помощник младшего дворника и т.п.). Ведущему надо быть внимательнее при зачитывании профессий, а неприличные записи просто оставлять без внимания.

Обратите внимание

Наконец, еще один совет. Ведущий может поиграть вместе со школьниками. Это даст ему возможность начать подведение итогов со своего собственного изображения. Психологу это даст дополнительный козырь в установлении с учащимися доверительных отношений.

Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным, но ведь известно, что во многих шутках часто заложен глубокий смысл.

«Походка» («Поступь профессионала»)

Цель упражнения- в веселой форме смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов.

Время проведения — 30 — 40 минут.

Читайте также:  Группа антисоциальных психопатов

Основные этапы

1. Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.

2. Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участников игры.

Инструкция

Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы попробуем изобразишь те или иные профессии с помощи походки, ведь можно же изображать разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз и т.п.

Сначала каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью своей походки. Сейчас каждый из вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел бы изобразить с помощью своей походки.

После этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в своих листочках напротив номера этого игрока написать ту профессию, с которой у вас соотносилась его походка.

Известно ведь, что по походке иногда можно узнать (угадать), работает человек грузчиком или артистом балета, военным или бухгалтером и т.д.

3. Будет лучше, если первым пример покажет сам ведущий, поскольку упражнение действительно очень необычное и у кого-то из игроков оно может вызвать некоторое недоумение. Ведущий должен продемонстрировать, что нет ничего особенного в том, что он просто встанет со своего места, подойдет к одному из игроков и шепотом скажет ему на ушко, какую профессию он изображает с помощью своей походки.

4. Далее игроки по очереди проделывают то же самое, но называя предварительно свой порядковый номер.

Важно

5. Ведущий записывает в своем листочке, какой участник какую именно профессию хотел представить своей походкой.

6. Далее ведущий быстро собирает у игроков их листочки с записями и перемешивает их.

7. При подведении итогов ведущий берет первый листочек и зачитывает профессию напротив первого номера, затем берет второй листочек и также зачитывает профессию напротив первого номера и т.д.

После этого он говорит, какую же профессию хотел представить своей походкой сам игрок (ведущий зачитывает это по своим записям).

Делается это для того, чтобы сравнить задуманную игроком профессию и то, что из этого получилось.

Далее ведущий переходит ко второму номеру и т.д. При этом совершенно не обязательно выяснять, кто именно под каким номером выступал (обычно когда много участников, чужие номера остальными игроками забываются).

Если окажется, что кто-то из озорства напишет какую-то явно неприличную (обидную) профессию, то ведущий ее просто не зачитывает.

Опыт показывает, что обычно игра проходит оживленно и весело, хотя столь простое на первый взгляд задание — пройтись по классу под взглядами своих одноклассников — для кого-то может оказаться непростым испытанием. Поэтому, если кто-то откажется участвовать в упражнении, то нужно отнестись к этому с пониманием и предложить просто понаблюдать за своими товарищами.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s44257t6.html

Тренинг по профориентации для учащихся 9-х классов

Цели:

На ассоциативном, образном уровне нау­читься соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.

Лучше осознать специфические мо­менты профессиональной деятельности.

Расширение у участни­ков знаний о мире профессионального труда или актуали­зация уже имеющихся знаний о профессиях.

Упражнения

 На профориентацию » Человек — профессия «

Игра проводится в круге, рассчитана на количество иг­роков от 6—8 до 15—20. Время одного проигрывания — от 7 до 10минут.

Совет

Общая инструкция: “Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто — то постарается отгадать этого чело­века. Но отгадывать он будет с помощью одного единствен­ного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т. е.

общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. По­сле этого у отгадывающего будет возможность подумать немало (примерно 30—40 секунд) и называть свои вариан­ты отгадки.

Интересно, какой по счету вариант будет правильным?”

 По желанию выбирается доброволец — отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.

Приглашаете отгадывающий, садится в круг и начи­нает всем, но очереди задавать вопрос: “С какой профессией ассоциируется загаданный человек?”. Каждый должен бы­стро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).

. После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает немало и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков немало (6—8 чело­век), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т. е. как бы пройти второй круг.

Вопросы:

1. На­сколько соответствует твое представление о себе названным профессиям?

2. Согласны ли вы с названными профессиями?

3. Чьи ответы — профессии помогали, а чьи мешали отгадывать?

На профориентацию «Подарок с намеком».

Упражнение проводится в круге. Количество участни­ков: от 6—8 до 15—20. Время проведения: от 15—20 минут. Процедура включает следующие основные этапы:

 Инструкция: “Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу.

При этом важно выполнить три условия: 1 — подарок должен содержать на­мек на его профессию (психолог); 2—подарок должен быть «с изюминкой», т. е.

быть веселым, необычным (предполагается, что л друг — это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что — то обычное, т. е. как бы «откупятся» от него); 3 — подарок должен быть доступным Вам по цене.

Обратите внимание

Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, пример­ный возраст и обязательно, — какая у него (у нее) профес­сия”.

 Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.

После этого каждый» по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. К примеру, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т. п.

Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков.

Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные эле­менты данного профессионального труда.

В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

Вопросы:

1. легко ли вам было делать это упражнение?

2. Что понравилось, а что нет?

Упражнение на профориентацию «Отгадай профессию»

Продолжительность 10 минут.

Инструкция: Участники разбиваются на две команды. Одна из команд загадывает профессию, член другой команды должен невербально изобразить названную ему одному профессию, чтобы члены его команды могли ее угадать.

Вопросы:

1. легко ли вам было делать это упражнение?

2. Что понравилось, а что нет?

Упражнение на профориентацию «Профессия на букву»

Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10— 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем немало времени (от 5 до 15 ми­нут) и носит скорее разминочный характер.

Процедура упражнения следующая (при работе в круге):

Общая инструкция: “Сейчас будет названа какая — то буква. Наша задача — показать, что мы знаем немало про­фессий, начинающихся с этой буквы, т. е. показать, на­сколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву”.

Ведущий называет первую букву, а участники по оче­реди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь.

Важно

Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передастся следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).

При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно “правиль­ных”) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профес­сиональную деятельность и суметь ответить на уточняю­щие вопросы.

Желательно больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о. . . ), по­степенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я. . . ).

Вопросы:

1. легко ли вам было делать это упражнение?

2. Что понравилось, а что нет?

Упражнение на завершение «Ладошка»

Каждый на листе а4 обводит фломастером свою ладонь и пишет имя, затем передает соседу справа — и тд по кругу, каждый пишет на полученной ладошке одно качество (положительное), которое он увидел в человеке, листок которого пришел к нему. Каждый в конце получит свой листок — и отзывы, и память!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/trening-po-proforientatsii-dlya-uchashchikhsya-9-kh-klassov.html

Профориентационные игры и упражнения

«Поле чудес»

Цели игры: разминка, формирование представления о многообразии мира профессий, усвоение названий профессий.

Процедура игры.

Участники игры делятся на команды по три человека. Одна из команд начинает игру, загадывая название одной из профессий, и сообщая только количество букв в названии. Следующая по часовой стрелке команда называет букву.

Если такой буквы в названии нет, то первая команда сообщает об этом, и ход передается следующей по часовой стрелке команде. Если названная буква присутствует в слове, то первая команда сообщает количество этих букв и их положение в названии. В этом случае команда называет следующую букву.

Отгадавшая название профессии команда сама загадывает название профессии и игра продолжается.

Время игры: 20-30 минут.

«Да-нет»

Цель игры: формирование представлений о характеристиках профессий, выявление наиболее существенных признаков профессий, развитие навыков логического мышления, определения и классификации понятий на материале профессиональной деятельности.

Читайте также:  Кризис трёх лет: детские истерики

Процедура игры.

Ведущий делит участников игры на группы по три человека. Участники каждой тройки решают, кто будет играть первым, кто – вторым, кто – третьим. Первый – молча задумывает название какой-нибудь профессии, но никому не сообщает об этом.

Совет

Задача второго – задав как можно меньшее количество вопросов, отгадать, что за профессию задумал первый. Разрешается задавать только такие вопросы, на которые первый может отвечать: «да» или «нет».

Третий – следит за соблюдением правил игры и считает, сколько вопросов задаст второй прежде, чем отгадает задуманную профессию.

После того, как профессия отгадана, участники группы меняются местами. Таким образом, каждый должен попробовать себя в роли задумывающего, отгадывающего и наблюдателя.

В процессе последующего обсуждения наблюдатели сообщают о том, кто из участников игры задал наименьшее количество вопросов.

Отгадывающие сообщают, кому из участников было трудно, а кому легко определить задуманную профессию, рассказывают о причинах затруднений, о возможностях более быстрого решения задачи.

Отвечающие говорят о том, какие вопросы отгадывающих были самыми удачными, полезными, быстрее всего продвинули их к цели.

Время игры: 30-45 минут.

«Пиктограммы»

Цели игры: формирование представлений о содержании и условиях труда представителей различных профессий.

Процедура игры.

Участники делятся на группы по три человека. Группа выбирает одну из профессий и описывает ее с помощью изображения на листе бумаги. Для характеристики выбранной профессии можно использовать только рисунки, но не разрешается применять буквы или цифры.

После того, как пиктографическое описание профессии готово, оно передается следующей по часовой стрелке группе, которая должна проанализировать полученное изображение и отгадать, что за профессия была задумана. На отгадывание профессии дается не более трех попыток.

Обратите внимание

Ведущий ограничивает время на изображение и отгадывание профессий несколькими минутами. После того, как часть групп отгадала изображенную профессию, он повторяет игру сначала, но на этот раз пиктографическое изображение передается не следующей по часовой стрелке группе, а через группу. Таким образом, игра может повторяться несколько раз.

Игра завершается обсуждением, в ходе которого участники сообщают о своих сложностях в процессе изображении и отгадывании профессий, выясняют, какие профессии вызывали наибольшие затруднения, а также, что помогало решению задач.

Время игры: 30-45 минут.

«Нужные люди»

Цели игры: формирование представлений о сферах трудовой деятельности, повторение и закрепление знаний о профессиях.

Процедура игры.

Участники игры делятся на группы по три человека. Каждая группа путем совместного обсуждения должна составить список профессий, которые необходимы в какой-либо одной сфере деятельности.

Так, первая группа должна составить список профессий, требующихся для производства куска хлеба, вторая – для строительства жилого дома, третья – для создания телевизионной передачи, четвертая – для охраны общественного порядка, пятая – для движения городского транспорта, шестая – для производства школьного учебника и т.п.

В процессе совместного обсуждения представители от каждой группы подсчитывают количество профессий, необходимых для решения их задачи, зачитывают список, обосновывают свой выбор. Остальные участники игры задают вопросы, подвергают сомнению выбор группы, критикуют ее решение, пытаются сократить список профессий, исключая те из них, без которых можно было бы обойтись.

Время игры: 30-45 минут.

«Сравнительный анализ»

Цель: систематизация представлений о характеристиках профессий, формирование навыков описания профессии.

Материал: листы бумаги с напечатанными на них списками из десяти случайных троек названий профессий. Например,

Профессии Признаки
Бухгалтер Ветеринар Водитель Газоэлектросварщик Маляр-штукатур Менеджер Оператор котельной Парикмахер Повар Продавец Сходства (+) Различия (-)

Процедура:

Участники делятся на группы по три человека. Каждая группа получает список троек профессий. Группа анализирует профессии по строкам. В каждой строчке необходимо:

  1. Представить себе три отмеченных квадратиками профессии, выбрать профессию, которая больше всего отличается от двух остальных, и отметить ее значком «минус», а оставшиеся две профессии, сходные между собой, обозначить значком «плюс». Например, для тройки профессий: «агент по недвижимости, косметолог, секретарь» можно выбрать в качестве наиболее отличающейся профессию косметолога.
  2. Сформулировать и записать в графу «Признак отличия» признак, который отличает эту профессию от двух оставшихся, а в графу «Признак сходства» противоположный полюс этого признака, по которому две оставшиеся профессии сходны между собой. Например, для предыдущей тройки профессий: «агент по недвижимости, косметолог, секретарь» можно указать признак отличия косметолога – «требуются художественные способности», и признак сходства агента по недвижимости и секретаря – «художественные способности не обязательны».
  3. Все оставшиеся профессии в строчке обозначить плюсами, если они характеризуются признаком сходства (в предыдущем примере «художественные способности не обязательны») или минусом, если они характеризуются признаком отличия (в предыдущем примере «требуются художественные способности»)

Разумеется, для всех десяти троек профессий сформулированные признаки должны различаться, то есть, ни один признак не должен повторяться.

После того, как первые две-три группы выполнят задание, ведущий останавливает участников и предлагает перейти к обсуждению результатов. Он приглашает по одному представителю от каждой группы к нарисованной на доске таблице и предлагает записывать сформулированные группой признаки в одну из пяти рубрик в зависимости от их содержания.

Характеристики профессий
Технологические (предмет, цели, средства, условия труда, трудовые операции) Экономические (отрасли, спрос и предложение, оплата труда) Педагогические (требования к образованию, знания и навыки) Медицинские (требования к здоровью, санитарно-гигиенические факторы) Психологические (требования к способностям)
1. 2. …

При затруднении все участники обсуждают возможные варианты решения.

В конце ведущий спрашивает участников, какие выводы они могут сделать, анализирует таблицу и комментирует результаты, особенно подробно останавливаясь на источниках затруднений и тех рубриках, которые получили наименьшее количество сформулированных признаков.

Время игры: 90-120 минут.

«Профессиональный характер»

Цель: формирование представлений о требованиях, которые профессии предъявляют к способностям человека, расширение знаний профессионально важных качествах личности.

Материал:листы бумаги с таблицами, в строках которых написаны названия профессий, а в столбцах – качества личности.

Профессии Качества личности
Внимательность Общительность Выдержка Чувствительность Смелость Осторожность Жизнерадостность Обязательность Сила Фантазия Хитрость Независимость Информированность Уверенность Сообразительность
Бухгалтер
Ветеринар
Водитель автомобиля
Газоэлектросварщик
Маляр-штукатур
Менеджер
Оператор котельной
Парикмахер
Повар
Продавец

Процедура:

Участники игры делятся на группы по три человека. Каждая группа получает лист с таблицей. Далее в результате обсуждения в каждой группе все профессии оценивается с точки зрения необходимости для них каждого из качеств личности. В каждой строке, соответствующей определенной профессии, ставятся галочки в тех столбцах, которые соответствуют необходимым для нее качествам.

После завершения выполнения задания большинством групп сравниваются и обсуждаются списки качеств личности, необходимых для разных профессий. Для этого представитель одной из групп выходит к доске с нарисованной таблицей и отмечает личные качества, необходимые для первой профессии.

Представители остальных групп либо соглашаются с выступающим, либо задают вопросы и уточняют его мнение, либо спорят, доказывая свое мнение. Ведущий отвечает на вопросы, анализирует затруднения и подводит итоги, оставляя только те качества личности, относительно которых отмечается полное единодушие всех групп.

Важно

После этого представитель следующей группы описывает следующую профессию и обсуждение повторяется и так далее. В заключение все участники и ведущий делятся своими впечатлениями о процессе и результатах выполнения упражнения, анализируя полученную таблицу.

В частности, выделяются черты личности, которые отмечаются в качестве необходимых для большинства профессий.

Время игры: 90-120 минут.

«Угадай-ка»

Цель игры: формирование представлений о необходимости соответствия между выбираемой профессией и личностью человека, рефлексия профессиональных предпочтений, закрепление знаний о многообразии профессий.

Процедура игры.

Ведущий приглашает одного из участников игры, не возражающего против группового обсуждения его результатов, в качестве главного героя. Герой в тайне от остальных участников составляет список из пять профессий в порядке привлекательности для себя и передает его ведущему.

Остальные участники делятся на группы по три человека. Каждая группа в результате обсуждения должна выбрать и записать те 5 профессий, которые, по ее мнению, наиболее соответствуют интересам главного героя. Таким образом, группа должна угадать как можно больше профессий, которые были выбраны главным героем.

Листки со списками сдаются главному герою, который подсчитывает количество отгаданных каждой группой профессий. Определяется группа-победитель, которая отгадала наибольшее количество профессий. Называются профессии, которые были выбраны главным героем, а также победившей группой.

В процессе дальнейшего обсуждения представители победившей группы объясняют остальным участникам игры, почему они выбрали именно эти профессии, и насколько они соответствуют интересам, характеру и способностям главного героя. В свою очередь, главный герой сообщает свое мнение относительно профессий, выбранных им и участниками группы-победителя.

Кроме того, он может узнать мнение всех участников игры о том, какие качества могут помочь ему в успешном обучении и дальнейшей профессиональной деятельности по той или иной специальности, и что может помешать ему.

Совет

Другие участники обсуждают выбранные героем профессии и их соответствие индивидуальным особенностям главного героя, задают вопросы ему и членам победившей группы.

При желании участников игра может быть продолжена с другим главным героем.

Время игры: 30-45 минут на одного героя.

«Выборы»

Цель игры: формирование представлений о связи между требованиями профессии и психологическими особенностями личности. Игра проводится в группе знакомых друг с другом участников численностью не менее 12-15 человек.

Процедура игры.

Ведущий говорит: «Представьте себе, что вы участвуете в создании коммерческой фирмы. Из присутствующих здесь вам необходимо выбрать людей, наиболее подходящих для разных и должностей. У каждого из вас имеется ручка или карандаш. Я буду произносить название должности.

Вы должны в течение одной минуты молча подумать и решить, кто из членов вашей группы больше всего соответствует этой должности. Затем по моей команде вы подходите к его столу, кладете свою ручку или карандаш и возвращаетесь на свое место. Каждый считает, сколько он получил ручек. Кому дали больше всего ручек, тот и занимает эту должность.

Правила понятны? Тогда начинаем. Итак, молча думаем, кто будет генеральным директором фирмы?»

Источник: https://studopedya.ru/2-20050.html

Ссылка на основную публикацию