Психологические игры для развития сочувствия у детей

Ролевые игры: уроки сострадания для детей – Развитие ребенка

Все мы сталкиваемся с трудностями и ограничениями. Но всегда есть люди, которым тяжелее, чем нам. Поэтому, несмотря на наши собственные проблемы, мы должны замечать их, сопереживать им и по возможности помогать.

Для того чтобы ребенок мог понять состояние нуждающегося человека или человека, испытывающего большие трудности, предложите ему сыграть роль тех людей, которых мы часто встречаем в повседневной жизни.

Записывайте и разбирайте все сложности, тяготы и эмоции, связанные с каждой конкретной ситуацией. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал на себе, какую реакцию вызывает проявление сострадания к человеку (наша эмпатия по отношению к нему), и благодаря своему новому игровому опыту в дальнейшем действовал несколько иначе, встретив людей, роли которых он исполнял.

Ролевая игра № 1. Каково человеку с переломом руки

Обратите внимание

Рано утром возьмите атласную ленту или обычный бинт и забинтуйте правую руку ребенка в согнутом положении под углом 90º, как это обычно бывает в таких ситуациях. Используйте также широкую ленту в качестве перевязи, она будет удерживать руку в горизонтальном положении.

Пускай ребенок продолжает проводить свой день как обычно, но с повязкой на руке. В результате он на собственном опыте поймет, что при этом трудно:

  • Одеваться с помощью одной руки.
  • Расчесывать волосы левой рукой (девочке) и укладывать их без помощи правой.
  • Играть в видеоигры с помощью одной левой руки (мальчику).
  • Поднимать одной рукой такие громоздкие вещи, как корзина для белья или стул.
  • Пропустить занятия по плаванию в бассейне из-за забинтованной руки.
  • Завязать шнурки одной левой рукой и т. д.

После дня, проведенного в ролевой игре, предложите ребенку сделать выводы из серии «Что я буду делать в следующий раз, когда увижу другого ребенка со сломанной рукой»:

  • Помогу ему собрать книги и понести школьный рюкзак.
  • Открою или придержу для него дверь.
  • Помогу ему завязать шнурки.
  • (Девочка) Помогу однокласснице расчесать и уложить волосы после прогулки.
  • Спрошу, не болит ли его рука сегодня, и пожелаю ему скорейшего выздоровления.

Ролевая игра № 2. Каково слепому или слабовидящему человеку

Ребенок надевает темную повязку на глаза и пытается в сопровождении взрослого выполнить хотя бы малую часть того, что он делает ежедневно, в том числе и за пределами дома, например, на детской площадке.

Побывав в роли слепого или слабовидящего человека, ребенок осознает, что:

  • На тебя постоянно обращают пристальное внимание.
  • Ты должен часто просить о помощи.
  • Ты можешь не знать, над чем смеются люди, и думать, что они смеются над тобой.
  • Никто не хочет с тобой играть.
  • Трудно найти и собрать школьные принадлежности и т. д.

После дня, проведенного в ролевой игре, предложите ребенку сделать выводы из серии «Что я буду делать в следующий раз, когда увижу другого ребенка, который не видит или видит очень плохо»:

  • Не буду изумляться и глазеть на него, даже если он меня не видит. Вместо этого я буду ему улыбаться.
  • Спрошу, не хочет ли он поиграть со мной, потому что есть еще много игр, в которые можно играть вместе.
  • Спрошу у него, не требуется ли ему моя помощь в чем-либо.
  • Если вокруг будет происходить что-то забавное, я расскажу ему об этом, чтобы он не подумал, что другие дети смеются над ним.

Ролевая игра № 3. Каково человеку, которому нечего есть

Предложите ребенку добровольно отказаться от завтрака или обеда для того, чтобы лучше понять тех детей, которые часто оказываются в такой ситуации. В этом случае он поймет на собственном опыте, что:

  • Ему все время хочется есть.
  • Он смотрит на еду других людей, и ему хочет съесть хотя бы кусочек того, что они едят.
  • В животе постоянно урчит.
  • Появляется раздражительность.

После такого опыта предложите ребенку сделать выводы из серии «Что я буду делать в следующий раз, когда увижу другого ребенка, который нуждается в еде»:

  • Частично или полностью отдам ему свой школьный завтрак или другую еду.
  • Буду внимателен и терпелив к нему, потому что у него урчит в животе, и он, вероятно, раздражителен.

В завершение цикла ролевых игр, объясните ребенку, что эмпатия и сострадание означают:

  • Понимать то, что чувствует другой человек.
  • Заботиться о других посредством добрых мыслей, слов и поступков.
  • Помогать и отдавать.
  • Слушать и быть терпеливым.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/2844/

Игры на эмоциональное развитие ребенка

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств…

2 5145 1 Июня 2017 в 23:40

Игры на эмоциональное развитие – пазл, иногда выпадающий из поля зрения при воспитании ребенка. Почему эти игры необходимы? В чем их особенность?

Наши дети растут в эпоху больших информационных нагрузок, поэтому мы стараемся пораньше обеспечить им развитие интеллекта с помощью развивающих методик и занятий в детских клубах. Однако часто мы упускаем главное: малышу предстоит жить среди других людей. А это значит, что без адекватного развития эмоций ребенок неизбежно столкнется с трудностями социальной адаптации.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств.

При этом для достижения максимального эффекта игра на развитие эмоциональной сферы детей подбирается исходя из психологических особенностей конкретного ребенка.

Подвижные игры на развитие эмоций для активного ребенка

  1. «Угадай настроение». Цель игры – распознавание эмоций, их выражение через движения. Дети играют роль пчелок. У каждой пчелки – свое настроение. По команде «Пчелки полетели!» ребенок или группа детей выражают эмоции и настроение в движениях.

    По команде «Пчелки приземлились!» малыши замирают. Ведущий (один из детей) поочередно подходит к каждой «пчелке» и называет, в каком настроении она была. В ответ «пчелка» может рассказать свою историю (что с ней случилось, и почему было такое настроение).

    Это поможет детям определять эмоции точнее.

  2. Ролевая игра «Скульптура». Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет.

    Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает). Варианты могут быть самые разные. Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться.

    Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе.

  3. «Человек и отражение». Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями.

Общая характерная черта таких игр – выражение эмоций через движение, действие. Больше всего они придутся по вкусу детям, которые от природы обладают особой гибкостью и ловкостью тела, любят движение и физические упражнения. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как носителей кожного вектора.

Таких малышей сложнее удержать над книжками и настольными играми на развитие эмоций. В подвижной игре выразить эмоции им будет легче. Кроме того, их «гуттаперчевое» тело позволяет именно через движение передать нюансы различных чувств и состояний.

Использовать такие игры на эмоции можно для дошкольников, в группах детского сада. И для школьников – во время досуга детей. Кроме того, любой из описанных вариантов игр можно упростить и использовать дома, в паре «ребенок-взрослый».

Дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоций для усидчивого ребенка

Существуют и другие игры на эмоциональное развитие детей – спокойные, проводятся сидя за столом, ведь далеко не каждый ребенок в восторге от беготни. На помощь приходят дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоциональной сферы:

  1. «Сюжетные картинки». Детям раздают картинки, общая последовательность которых представляет единый сюжет. Каждая картинка выражает определенные эмоции ребенка – главного героя.

    Взрослый рассказывает историю, а дети должны из рассказа угадать, какая картинка первая, какая вторая и т. д. Цель – сложить единую последовательность по сюжету. Во время игры обсуждают эмоции и чувства главного героя, причины перемен в его настроении.

    Этот вариант игры подойдет для подготовительной группы детского сада. Можно использовать индивидуально с малышом 5-6 лет.

  2. «Найди лицо». Этот вариант игры на развитие эмоций можно применять и для младшего возраста (с 2 лет). В наборе должны быть сюжетные картинки, а кроме того – «смайлики» с различным выражением лица. Задача для ребенка: определи эмоции героя и подбери подходящий «смайлик». Изготовить подобную игру очень легко своими руками.

  3. «Угадай пару». Вариантов такой игры много в продаже, хотя и своими руками ее сделать тоже можно. Карточки представляют собой пары. Каждая пара выражает определенные чувства, эмоции. Ребенок подбирает пару к своей карточке (находит такую, на которой чувства героя такие же).

Читайте также:  8 советов по улучшению в учебе

Максимум положительных эмоций от настольных игр с карточками получают малыши с анальным вектором. Они от природы медлительны и очень усидчивы. В подвижной игре могут чувствовать себя неловко. Их тело вовсе не такое гибкое и ловкое, как у кожников, и физические упражнения даются им непросто.

А вот в настольных играх такой ребенок сможет прекрасно проявить себя. Он внимательный, обладает аналитическим складом ума. Подмечает малейшие детали, анализирует информацию тщательно и вдумчиво.

Театрализованные игры на развитие эмоций для чувствительного ребенка

В отличие от подвижных и настольных игр на развитие эмоциональной сферы, театрализация требует максимального проживания чувств героя, психологической способности ребенка прочувствовать и точно передать его состояние. Точнее всего это удается детям, которых природа наделила особой чувственностью. Системно-векторная психология определяет их как носителей зрительного вектора.

Чтобы научить распознаванию и точному выражению эмоций, этим детям можно предлагать такие игры:

  1. «Что случилось в детском саду». Ребенок разыгрывает «сценку». В ней требуется передать состояние малыша, которого мама забирает из детского сада. Он чем-то расстроен? А может, испуган? Или обиделся на кого-то из товарищей? Зрители должны угадать и назвать эмоции, которые переживает герой.

  2. «Подскажи и помоги». Ребенок разыгрывает определенные эмоции. Остальные дети помогают советами. Например, человека с таким настроением надо отвести к врачу: видно, что у него что-то болит. В другом случае он просто чем-то расстроен – его надо утешить. Если боится – успокоить и т. д.

  3. «Этюды». Если малыш помимо зрительного, наделен еще и кожным вектором – он прирожденный актер. Такой ребенок через игру выражает эмоции не только мимически, но и телом. В этом случае он может разыграть для зрителей любую сценку, этюд с сюжетом. А задача аудитории – придумать историю и описать чувства героя.

Для адекватного развития эмоций одних игр ребенку будет недостаточно. Дошкольникам и школьникам требуется особое воспитание чувств – через чтение литературы на сопереживание и сострадание (об этом мы поговорим ниже). Зрительного ребенка можно дополнительно отдавать в театральный кружок, так как природа наделила его большим, чем остальных, эмоциональным диапазоном.

Музыка в играх на эмоциональное развитие для маленького мыслителя

Распознание эмоций через музыку имеет положительный эффект для всех малышей. Но особенно восприимчивы к музыке дети со звуковым вектором. Они природные интроверты, сосредоточены на своих мыслях. Мимика у них слабо выражена, даже если в душе бушует ураган чувств.

В развитии эмоциональной сферы, таким детям подойдут игры:

  1. «Весело – грустно». Поочередно звучит то грустная, то веселая музыка. У каждого ребенка в руках игрушка. Под веселую музыку игрушки «танцуют». Под грустную игрушку нужно покачать или погладить (успокоить). Использовать эту игру для распознания эмоций можно в младшей группе детского сада.

  2. «Подбери картинку». Детям раздают картинки с различным настроением героев. Задача – подобрать подходящую картинку под ту музыку, которая звучит. Предпочтительно использовать классические произведения. Например, «Детский альбом» Чайковского.

  3. «Нарисуй настроение». Эмоции в этой игре нужно выразить через рисунок. Звучит музыка, выражающая определенное настроение. Ребенок рисует картину, которая передает эмоциональное содержание музыки. Игра подойдет для подготовительной группы, детям 5-6 лет.

Важно помнить, что свои эмоции дети со звуковым вектором почти не выражают внешне. Маловыразительная мимика – их психологическая особенность, а не признак нехватки эмоций. Игры для такого ребенка должны быть ориентированы на распознание чувств. Помимо музыки, могут помочь карточки и настольные пособия, описанные выше.

Игры на эмоции в детских группах

В группе детского сада или школьном классе собираются малыши с самыми разными комбинациями векторов. Поэтому для развития эмоций детей можно чередовать различные игры. Подвижные и малоподвижные, интерактивные и ролевые, головоломки и музыкальные упражнения. Главное – учитывать психологические особенности детей, давать задачу, которая соответствует их свойствам.

Например, медлительные обладатели анального вектора не будут стремиться к подвижным играм. Звуковики тоже их избегают. Шум – слишком большая нагрузка для их чувствительного слуха. Однако при выполнении подвижных заданий на развитие эмоций такие дети отлично справятся с ролью аналитиков и наблюдателей. Могут отгадывать чувства героев, комментировать происходящее.

В ходе музыкальных занятий на развитие эмоций детям с кожно-зрительным сочетанием векторов лучше дать возможность потанцевать или разыграть сценку. Анально-зрительные дети предпочтут рисование.

Важно

Звуковой ребенок может с головой уйти в слушание музыки. При внешнем отсутствии мимики он переживает музыкальные образы глубоко.

Психологически грамотный педагог не станет «дергать» его и прерывать это сосредоточение.

Грамотное воспитание чувств: для развития эмоций игр недостаточно

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому для эмоционального развития детей она имеет большое значение. Но для полноценного воспитания чувств ее недостаточно. Очень важно развивать навык сопереживания и сострадания через чтение малышам классической литературы:

Для маленьких зрительников чтение классической литературы – это судьбоносный вопрос. Их огромный чувственный диапазон не насыщается игрой. Развитие чувств должно быть достаточным, иначе ребенок вырастет неспособным к состраданию, истеричным, может страдать фобиями и паническими атаками.

Для детей развитие эмоций и воспитание чувств – залог успешной социальной адаптации, способности находить общий язык с другими людьми, строить отношения, приносящие радость и удовольствие.

Психологическая грамотность взрослых помогает справиться с различными задачами. Например, позволяет понимать, как использовать игры для детей, развивающие память, а каким малышам подойдут игры, развивающие внимание. Понимание свойств малыша – ключ ко всему, читайте и слушайте отзывы родителей, прошедших тренинг.

Уникальные знания, без которых не обойтись при воспитании ребенка, ждут вас на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация по ссылке.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/igry-na-jemocionalnoe-razvitie-rebenka

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Цель: открыться, довериться.

Вводная:Эта ручка не простая. Это — микрофончик. Он пойдёт по кругу. К кому попадёт, тот говорит о себе. Желательно коснуться самой важной проблемы.

Цель: открыть свои чувства.

  • запахи — роза, духи, мята, ёлка…

    Знакомство.

    Цель: познакомиться с новыми людьми или же пристальней взглянуть на старых знакомых.

    Круг. Бумага и ручка у каждого. Ведущий читает вопросы (могут быть поверхностными или же глубокими — их придумывает ведущий). Отвечайте (письменно) откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы узнают другие. 1. Кто ваш любимый поэт? 2. Какой ваш любимый цвет? 3. Какое качество вы больше всего цените в людях? 4.

    Какое время года вы любите больше? 5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали? Собираются листы. Ведущий по очереди читает ответы каждого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение.

    Если автор будет назван, он раскрывает себя, если нет — остается анонимным.

    Хвастовство.

    Круг.

    Задача:Научиться думать о себе в положительном ключе, меньше критиковать себя за недостатки, повысить свою самооценку.

    1) Читаю своё хвастовство (чем «наглее», тем лучше) о себе…

    2) Вводная:Запреты хвастаться.

    – А когда у вас что-то хорошо получилось и вы радостно подбегаете к маме, другу или учителю, а в ответ слышите: “Хвастаться нехорошо!”, как вы себя чувствуете? Много ли радости от сшитого самостоятельно платья, если об этом никто не знает? Учитель приходит в класс и делится с вами: “Я стала победителем в конкурсе “Учитель года”, а вы ей в ответ: “Нехорошо, Лидия Александровна, хвастаться неприлично!”. Предубеждения: “Хвастаться некрасиво”, “Это нескромно”… Но хвастовство хвастовству рознь! 1) Чёрное хвастовство. В ущерб другому. Я – лучше, ты – хуже. Часто не своими заслугами, а заслугами близких (А у меня БМВ есть, а у тебя – нет). 2) Белое хвастовство. Без сравнения с кем-то, без унижения. С чувством удовольствия не оттого, что я лучше, а оттого что я – такой. Гордость за себя. (А у меня в квартире газ… а у меня в кармане гвоздь…). В соревнованиях честных, учёбе, игре… С грязной водой (плохим хвастовством) – ребёнка (хорошее хвастовство) выплёскиваем. Привыкаем себя недооценивать, не любить… Варианты: — по кругу… — соревнование «Кто хвастливей?» в парах… — стенка Ж. на стенку М. (садятся в линию напротив и по очереди хвастаются). Техника (для раскачки, чтоб во вкус войти): Со слов начинать (быстро-быстро) «А у меня есть… то-то. А я ….. такая-то». Пусть «поскользят» от белого к чёрному и наоборот. Можно привирать, выпендриваться, больше куражу. Важно всё это делать осознанно! Тем, кто затрудняется, помогает круг: “Вадик сам сделал радиоприемник!”, “Лариса победила на городском танцевальном конкурсе!” 3) Дележка: – Как себя чувствуете? – Хорошо! Тут же у ребят появляется идея: “А давайте проведем выставку собственных достижений в классе — вон сколько у нас умельцев!” 4) Для закрепления – упражнение – «Брачное объявление».

    Читайте также:  Как справиться с паникой - поведение человека в толпе

    Мои сильные стороны.

    1. Задание: Каждый расскажет о своих сильных сторонах — о том, что — он любит, ценит, принимает в себе, — даёт чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно только о положительных чертах характера важно отметить то, что является, может являться точкой опоры (гнев, страх, мнительность…) в различные моменты жизни. Напр., я боюсь математики – и это хорошо, т.к. заставляет меня сосредоточиться и делать дом. зад. Не умалять своих достоинств, говорить прямо, безо всяких «но», «если» и т, д. избегать любых высказываний о своих недостатках. ошибках, слабостях. себя хвалить, делать себе комплименты, погордиться (даже если сомневаешься). 2. Первый желающий выходит и 2—4 минуты говорит. — если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему, другие только слушатели: — остальные только слушают, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснения или доказательств.

    Враги.

    Задача:Научиться через внешность видеть внутреннее, душу и характер человека, его отношения с другими.

    Круг. Один доброволец — в центре круга.

    1) Вводная:

    Задние: Сейчас погадаем. Группа — пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их: — возраст… — социальное положение… — психологические характеристики…

    — в «каких случаях н по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в»центре… 2) Находящийся в центре круга — анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников.

    3) Затем в центр садится другой человек: по желанию или по жребию.

    Я среди людей.

    1. Выбираем водящего. 2. Он встает перед своей группой, ведущий предлагает присмотреться к нему и формулирует главные вопросы о нем в межличностных отношениях: Главные впечатления: первые и попозже. Манера, стиль общения — при знакомстве, светской болтовне, при споре, в доверительной беседе и пр. Играет — кого? Добивается — чего? Избегает — чего? Самые привлекательные черты? Самые непривлекательные? Задача группы — составить мнение о человеке по этим вопросам (каждый говорит несколько слов на каждый вопрос о водящем, все это записывается). Задача водящего — постараться догадаться, какое впечатление о нем у группы. 3. После этого ведущий раздает листки с этими вопросами — В КАЖДУЮ ГРУППУ И КАЖДОМУ ВОДЯЩЕМУ. Водящий выходит за дверь. Группа определяется, отвечает на вопросы, записывает. 4. Водящего зовут, он с помощью шпаргалки с вопросами пытается сформулировать, что будет говорить о нем группа. … Если он отгадывает плохо, группа его тормозит и заставляет думать еще, пока он не отгадает хоть что-то. Однако затягивать этот момент не надо, лучше его отгадывание ограничивать 3 минутами, потому что через эту игру хотят пройти все. 5. Водящему зачитывают то, что написала о нём группа — и листок дарят на память. Вопросы ему: Можешь выразить свои чувства по поводу того, что группа написала о тебе. Потом следующий Водящий — и т.д.

    Какой я в межличностных отношениях? (вариант простой)

    Качества, важные в межличностных отношениях. Раздаются листочки и зачитываются.

    На листочке :

  • Мудрость — умение смотреть на все происходящее как бы из космоса: не переживать из-за мелочей, любые (в том числе отрицательные) события воспринимать как уроки и тренировку характера. Умение наслаждаться сегодняшним днем.

    Кто будет в центре внимания. Кто хотел бы, чтобы ему сказали, какими качествами он обладает, а какими нет? Обсуждение качеств добровольца.

    Какой я в межличностных отношениях?(вариант посложней)

    Вводная: Я среди людей — какой? какая? Что они думают обо мне? Как они меня воспринимают? Что их радует во мне? Что огорчает, задевает? Естественно, тот, кто не хочет быть слепым, кто хочет быть адекватным и успешным, должен все это про себя хорошо знать. И тогда он может в себе что-то изменить — если сочтет нужным. А сейчас для работы вам понадобятся: один маленький листок, один большой листок и две булавки — все это возьмете на этом столике. Кроме этого, у каждого должна быть ручка. У кого нет, попросите у друзей. Через две минуты чтобы все сидели и были готовы. Мои плюсы и минусы. Теперь вы берете маленькие бумажки, кладете их горизонтально, делите вертикальной чертой пополам, слева вверху рисуете «плюс», слева сверху — «минус». Ваше первое задание: там, где плюс, выпишите свои сильные черты в межличностных отношениях, то, что радует вас и окружающих при контактах с вами, что помогает вам жить среди людей. Слева, где минус, вы пишите свои слабые, свои отрицательные черты, ваши особенности, которые мешают вам и людям рядом с вами. Время на эту работу — 5 минут! Пожалуйста. … 9 Качеств, важных в межличностных отношениях. Рассказываю-поясняю-комментирую листочек с 9 качествами. На листочке:

  • Мудрость — умение смотреть на все происходящее как бы из космоса: не переживать из-за мелочей, любые (в том числе отрицательные) события воспринимать как уроки и тренировку характера. Умение наслаждаться сегодняшним днем. Раздаю. Обсуждение качеств. Листки за спиной. А теперь возьмите листки, прикрепите себе за спиной, и те, с кем вы будете здесь встречаться, будут писать вам свои впечатления о вас: какой вы во взаимоотношениях с другими. Работа будет происходить следующим образом. Вы будете в свободном режиме встречаться кто с кем хочет. Вы можете почитать, что человек написал сам о себе, о своих сильных и слабых сторонах в межличностных отношениях, вы можете — и я рекомендую вам это- не торопясь, внимательно посмотреть еще раз на человека, чтобы лучше и точнее сформулировать свои впечатления о нем. И когда у вас в душе появятся ощущения и слова — вы киваете головой и пишете это человеку на его листке за спиной. Постарайтесь обойтись без лишних слов, пусть будут только технически необходимые. 15-20 минут под музыку. По окончании — все снимают листки. Садимся в круг. Прочитайте, что написали зачитайте . По очереди (если есть время) скажите общее впечатление. Если хотите задайте вопросы по тому, что им написали. Источник: «Психология для жизни «( kontakti.narod.ru )
  • Источник: http://www.eti-deti.ru/grup/208.html

    Лечебные игры для детей для улучшения общего психологического состояния

    В игре ребенок не только самовыражается, учится новому, общается, но эта деятельность также помогает ему переживать свои страхи, сомнения и травмы. Поэтому детские игры могут быть не только развивающими и развлекающими, а еще и корректирующими, лечебными.

    Именно потому что помощь ребенку оказывается в виде игры, ребенок более охотно пойдет на контакт. Лечебная игра дает ребенку возможность пережить свою психологическую травму, сложные жизненные обстоятельства, чувства и эмоции, которые он не может контролировать, помогает ему раскрыться.

    Такие игры:

    • развивают ловкость и координацию движений;
    • снимают нервное напряжение у детей, дают заряд бодрости и оптимизма;
    • уменьшают страх наказания, нападения, одиночества, замкнутого пространства;
    • налаживают контакт между взрослым и ребенком.

    Лечебные подвижные игры для детей от страхов, нервного напряжения, развитие ловкости

    Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения

    «Снеговик» (с трех лет)

    Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течение 10 секунд удерживают такую позу.

    Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

    «Буратино» (с четырех лет)

    Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком:

    1. Представь, что ты превратился в куклу Буратино.
    2. Встань прямо и замри в позе куклы. Все тело стало твердым, как Буратино.
    3. Напряги плечи, руки, пальцы, представь, что они деревянные.
    4. Напряги ноги и колени, пройдись так, словно тело стало деревянным.
    5. Напряги лицо и шею. Наморщи лоб, сожми челюсти.
    6. А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем.
    Читайте также:  Проблемы с кишечником: психосоматика

    Игры, направленные на коррекцию агрессии

    «Сражение» (с двух лет)

    Игроки бросаются легкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.

    «Злые-добрые кошки» (с двух лет)

    По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.

    «Каратист» (с трех лет)

    На пол кладется обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.

    «Боксер» (с трех лет)

    Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.

    «Ругаемся овощами, фруктами и ягодами» (с трех лет)

    Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «ТЫ – капуста». В ответ: «А ТЫ – редиска» или «А ТЫ – слива» и т.д. Игра останавливается, если произносятся какие-то обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «ТЫ – колокольчик», «А ТЫ – розочка».

    Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии

    «Капризная лошадка» (с трех лет)

    Родитель рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребенком они сопровождают сказку действиями: «В одной далекой стране жила лошадка по имени ЛУ. Она очень любила брыкаться и капризничать.

    Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», – говорила ЛУ. Она капризничала и цокала копытцами. Еще она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и веселой.

    Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»

    Совет

    Помните, самое главное – это не не во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия – это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите, понимайте и растите вместе!

    Источник: https://ihappymama.ru/lechebnye-igry-dlya-detej-dlya-uluchsheniya-obshhego-psihologicheskogo-sostoyaniya/

    Игры на развитие эмоционально – волевой сферы

    Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы.

    Задачи: создать благоприятный эмоциональный настрой родителей; познакомить с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка  дошкольного возраста; научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других,  умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.

    Ход:

    1. «Давайте познакомимся!». Участники прикалывают бейджики со своими именами, чтобы было легче обращаться друг к другу.
    2. Мини-лекция «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»

    Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.

    Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

    Психологический практикум:  Игра «Продолжи фразу»

    Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

    Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.(Обратить внимание на различие слов «огорчение» и «обида». Они отличаются? Чем? Что означает каждое из них?)

    Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на по­ложительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки поня­тия “положительное”, “отрицательное”, “позитивное” и “негативное” в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения.

    Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, за­частую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще — защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, ис­правлению социальной несправедливости.

    Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка.

    Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха мо­гут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами.

    Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они сказываются на различных аспектах биологического, физио­логического и социального функционирования человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение элект­рической активности мышц лица.

    Обратите внимание

    Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхатель­ной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40—60 ударов в минуту превышать нормальный.

    Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма.

    Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Если же аде­кватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства.

    Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх — и у вас бешено колотилось сердце, прерыва­лось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев.

    В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать вы­ход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, — наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными.

    Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы тек­ли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.

    Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выра­женной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, — не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными.

    Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воз­действия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем “на­строением”, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций.

    Поэтому очень важно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

    Важно

    В настоя­щее время, к сожалению, в процессе воспитания и обуче­ния детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников? Однако только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоцио­нальной сферы — может обеспечить успешное выполне­ние любого вида деятельности.

    Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы.

    Поскольку ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шага­ми») в этом возрасте является игра, именно в игре целе­сообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-до­школьника.

    Психологи отмечают, что «ребенок нау­чается понимать других и только потом научается по­нимать себя».

    Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распозна­вать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого— дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.

    Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстри­ровать различные эмоциональные состояния и отгады­вать изображенные другими эмоции и чувства («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу»).

    По мне­нию специалистов, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить пси­хопрофилактическим средством, поскольку выполне­ние мимических и пантомимических упражнений по­могает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию.

    Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, не­обходимо дать им возможность отреагировать эмоции на невербальном уровне.

    Психологический практикум:  Игра «Лото настроений»(или этюды)

    Цель. Развитие умения понимать эмоции других лю­дей и выражать собственные эмоции.

    Источник: https://DSRaduga47.ru/opyt-pedagogov/igry-na-razvitie-emocionalno-volevoj-sfery/

    Ссылка на основную публикацию