Психологические игры и упражнения в детском саду

Игры на коррекцию поведения и личности

Злые – добрые кошки (для детей с 3 лет)

Цель: снятие общей агрессии

Дети стоят в кругу, в центре на полу лежит обруч – «волшебный круг» для превращения. Ребенок входит в обруч и по сигналу взрослого превращается в злющую кошку: шипит, выпускает когти. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг, говорят: «Сильнее, сильнее…». По сигналу взрослого «превращение» заканчивается и ребенок выходит из круга.

Игра повторяется со следующим ребенком. После детям предлагается превратиться в добрых и ласковых кошечек.

Детский футбол (для детей с 4 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

Качели (для детей с 4 лет)

Цель:  коррекция страхов, застенчивости, развитие умения чувствовать других

Обратите внимание

Участвуют ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты. Затем участники меняются местами.

Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.

Жмурки (для детей с 4 лет)

Цель:  коррекция страхов, застенчивости, развитие умения чувствовать других

Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку. Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.

Мешок с капризками (для детей с 4 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

Дети встают полукругом, психолог показывает мешок и говорит:

— Посмотрите, это не простой мешок — в нем собрались все детские капризы и упрямства. Иногда они вылезают из него и заставляют нас капризничать. Давайте прогоним капризы, чтобы они не портили нам настроение. Для этого нужно изо всех сил постучать кулаками по мешку.

По окончании упражнения психолог выясняет у детей, не осталось ли у них «капризок» и «упрямок».

Капризуля (для детей с 4 лет)

Цель: коррекция упрямства, капризности

Выбирается Капризуля, он встает в центр круга. Его просят хныкать громче, а остальные должны его успокаивать. Детям можно подсказывать, как лучше ее успокоить. Затем выбирается другой ребенок на роль Капризули.

По окончании игры выясняют у каждого ребенка, что понравилось больше — капризничать или успокаивать, и почему. Упражнение можно проводить в парах. Тогда один участник – Капризуля, а другой его успокаивает.

Злые мыльные пузыри (для детей с 4 лет)

Цель: учить контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник

Детей просят назвать ситуации, когда они злятся на кого – нибудь.

«Сейчас я научу вас, как справляться со своей злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (дети поносят к губам ладони, имитируя соломинку). Мед-ленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью.

Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой злой пузырь и подождите пока но исчезнет или лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела.

Затем можно открыть глаза». 

Важно

Дети открывают глаза: «А теперь подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе».

Уходи, злость, уходи! (для детей с 4 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки.

Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звез-ды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты. Следите, чтобы ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.

Выбиваем пыль (для детей с 4 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить». Подушка может быть одна и перекидываться по кругу. Кому досталась подушка, тот и колотит, затем кидает ее другому.

Нарисуй свой страх, победи его (для детей с 5 лет)

Цель:  коррекция страхов, отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».

Ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом.

Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно.

Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет. 

Повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция).

Закрытая дверь (для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

Совет

Дети делятся на пары, садятся «по-турецки» напротив друг друга, упираясь ладошками в ладошки напарника.

— Один из вас — железная, крепкая, неподвижная дверь. Держите свои ладош¬ки очень крепко. А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внимание! Раз-два-три!..

Через минуту дети меняются ролями. По окончании упражнения выясняют у детей, что понравилось больше — быть «дверью» или «открывать» ее.

Плоды одного дерева (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция страхов, повышение уверенности в себе

Детям показывают бутафорское дерево, на котором созрели черные и желтые плоды. Плоды черного цвета — наши страхи, а желтые плоды — наши смелые поступки.

Каждому ребенку предлагается сорвать один черный плод и рассказать, чего он боится или боялся раньше, или чего когда-то испугался. Затем сорвать желтый плод и рассказать о своем смелом поступке или о том, чего он не боится. Психолог первым срывает «плоды»: «Однажды я испугалась … Зато я не боюсь …»

Теплый круг (для детей с 5 лет)

Дети стоят в кругу, у взрослого – мяч.

«На земле есть много интересных и необычных мест, где нам хотелось бы побывать. Но у каждого из нас есть такое место, где мы чувствуем себя комфортно и комфортно. Вспомните эти места…»

Мяч передается по кругу. Тот у кого мяч, говорит: «Я чувствую сея хорошо… (дома, у бабушки, в детском саду и т.п.)»

По окончанию детям задают вопросы: «Трудно ли было вспомнить любимое место? Почему? Может ли у одного человека быть несколько любимых мест?»

Детям можно предложить найти в комнате комфортное для себя место и посидеть в нем в любой позе 1 минуту.

Читайте также:  Любовь – заболевание разума

Несмеянки (для детей с 5 лет)

Цель: снижение застенчивости, упрямства, развитие произвольности

Детям рассказывают историю о государстве Несмиянок и о Клоуне, который решил их рассмешить. Выбирается Клоун, ему надевают колпак и нос – он должен постараться рассмешить Несмиянок. Остальные дети – Несмиянки – должны постараться не улыбнуться и не засмеяться.

Через некоторое время водящий меняется, игра возобновляется. По окончании игры выясняют у детей, что было труднее — рассмешить или же самим не рассмеяться.

Злые собаки (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция агрессивности, застенчивости, формирование уверенности, смелости

Обратите внимание

Дети делятся на две группы: одни будут изображать злых собак, другие – испуганных детей. Посередине определяют границу «забора» стульями. Детям объясняют, что за забором — злые собаки. Они громко лают, бросаются на забор, хотят напугать детей… Детям очень страшно! 

Дети выполняют задание, затем меняются ролями. По окончании игры выясняют, что чувствовал каждый ребенок, когда на него лаяли «собаки», и что он ощущал в роли «злой собаки».

Маленькое привидение (для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, научить выплескивать гнев в приемлемой форме

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем изображать маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга.

По моему хлопку вы будете делать вот так (приподнять согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом: «У-У-У» Если я тихо хлопаю, то вы тихо говорите «У», а если я громко хлопаю – вы громко пугаете.

 Но помните, вы добрые привидения и хотите только слегка пошутить» В конце игры взрослый говорит: «Молодцы! Пошутили – и хватит. Давайте снова станем детьми»

Король и слуги (для детей с 5 лет)

Цель: снижение застенчивости, эгоцентризма, повышение уверенности в себе, развитие умения различать разные эмоциональные состояния

Среди детей выбирается король (королева), который отдает приказы и распоряжения. Ему предоставляют трон и корону. Остальные дети – слуги – выполняют распоряжения короля. Если король сидит с серьезным лицом, все с серьезными лицами маршируют. Если король улыбается, все улыбаются и машут ему рукой

По окончании игры детям предлагается обсудить, что они чувствовали, будучи королем и слугой, какая роль понравилась больше, легко ли было выполнять приказы короля, кто был добрым королем, а кто злым и т.д.

Важно

В роли короля (королевы) должен побывать каждый ребенок. В зависимости от количества участников в группе, в роли короля и королевы одновременно могут выступать двое детей. Время «правления» лучше установить с помощью песочных часов.

Два барана (для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся — проиграл. Можно издавать звуки «Бе». Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Ругаемся овощами (для детей с 5 лет)

Цель: снижение вербальной агрессии, ослабление негативных эмоций

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

Подушечные бои (для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за…». Игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.

Страшные маски (для детей с 6 лет)

Цель:  коррекция страхов

Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента.

На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом.

Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Сказка о страхе

Цель: коррекция страхов.

Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он?

Дети рисуют Страх, показывают его друг другу и рассказывают о нем.

Рыбаки и рыбка (для детей с 6 лет)

Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6. Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода.

Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью.

Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза. 

Предупреждение: Движения сети должны быть в меру агрессивными.

Жужа (для детей с 6 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам. Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия, коррекция агрессии. 

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. 

Совет

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. 

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином.

Пусть руки пообещают, что в течение дня или 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

 Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина. 

Источник: http://psiholog-ds.ucoz.ru/load/igry_na_korrekciju_povedenija_i_lichnosti/5-1-0-22

Персональный сайт — Психологические игры для дошкольников

«Кактусы растут в пустыне» 
 

Предназначена игра для детей дошкольного возраста.

Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят:
«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!».

Читайте также:  Зубная боль народные средства и рецепты / народная медицина

Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.

Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»
Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).
После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие.

Самое главное условие – не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.
Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями.

«Медвежата на прогулке» 

В такую игру полезно вовлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее можно играть в детском саду или на празднике в начальной школе.

Сначала ведущий говорит: «Вы все – маленькие медвежата, вы гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас – самый старший, он следит за всеми остальными».
Звучит веселая музыка, дети ходят по комнате и изображают из себя медвежат – переваливаются, делают вид, будто собирают ягоду, напевают песенки.

В это время ведущий выбирает одного играющего и, когда музыка останавливается, объявляет, что он и есть старший медвежонок. Его задача (объявляется заранее) – как можно быстрее проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока.

После того как он удостоверится, что никто не потерялся, игра возобновляется, а через несколько минут ведущий назначает другого старшего. Игра идет до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит это задание быстрее всех, объявляется самым быстрым и самым старшим.

Естественно, это получится только у того, кто будет действовать спокойнее и организованнее, чем остальные. В конце игры ведущий объясняет, почему выигравший смог выполнить задание лучше, чем остальные.

Игра «Медвежата на прогулке» позволяет детям научиться быстро реагировать на задание и правильно организовывать свои действия. Ее можно проводить довольно часто, изменяя медвежат на котят, цыплят, слонят и т. д.

«Далеко-далеко, в густом лесу…» 

Игра – для дошкольников. В этом возрасте лидерские качества проявляются довольно ярко, обычно они непосредственно связаны с умственным или физическим превосходством. С возрастом эти качества могут пропасть, если их не развивать.

Играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз.

Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.
Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.

В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или – когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу…»
Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех.

Обратите внимание

На них стоит обратить внимание – именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.

«Кораблекрушение» 

Игра – для детей дошкольного и школьного возраста.

Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась.

Что делать?»
Ситуация может быть и другой, главное – чтобы из нее существовало несколько выходов.
Ребятишки обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то – другой.

Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение.
В итоге обсуждения играющие сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что из этого получилось. Естественно, результат должен быть удачным.

Ведущему нельзя допустить «раскола» среди играющих, то есть того, что одна половина ребятишек выберет один вариант, а вторая – другой.

«Пожарная команда» 

Для детей дошкольного возраста.

В начале игры выбирается ведущий. Остальные игроки представляют из себя «пожарную команду». Ведущий должен отправить их «пожар» тушить. Игроки должны бегать, суетиться и совершать какие-то бестолковые действия. Задача ведущего – суметь их «собрать» и заставить «потушить пожар».

В результате каждый игрок дает по пятибалльной шкале свою оценку поведению ведущего.
Затем игроки меняются местами – ведущим становится кто-то другой. Игра повторяется. Далее каждый из игроков снова дает свою оценку поведению ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не окажется на месте ведущего.

Победителем будет тот, кто получил больше баллов.

«Фотограф» 

Игра для дошкольников.

В начале игры выбирается ведущий – «фотограф». Ведущий должен сделать интересные «фотографии», значит ему надо усадить остальных ребят по своему усмотрению. «Фотографу» предстоит действовать быстро и четко.

Важно

Кому-то из участников игры он может предложить роль учителя – следовательно, тому надо принять соответствующую позу. Кто-то может стать «полицейским», кто-то «актрисой», кто-то «фокусником».
Каждый из игроков дает свою оценку действиям «фотографа» по пятибалльной шкале.

Далее игроки меняются, «фотографом» становится другой. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в роли «фотографа». А чтобы игра была еще интереснее, можно взять «полароид» и делать моментальные снимки.

У лучшего «фотографа», соответственно, снимки получатся качественнее, значит он лучше других умеет добиваться, чтобы окружающие выполняли его требования, и является лидером.

«Я самый лучший, а ты?» 

Для детей дошкольного возраста.

Все ребятишки должны ощутить сплоченность и получить порцию ободрения и одобрения, а в атмосфере взаимовосприятия и хорошего настроения дети хоть на некоторое время позабудут о своих страхах и сомнениях. Игра рассчитана на участие не слишком большого числа детей (от 3 до 5).

Одного из ребятишек под всеобщие возгласы одобрения взгромождают на стул, и на некоторое время мечта оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты становится реальностью. Остальные плотным кольцом окружают стул и хлопают в ладоши.

На этом почетном месте должен побывать каждый из игроков, а наслаждение от игры получают и те, в чей адрес раздаются аплодисменты, и те, кто рукоплещет.

«По главной улице с оркестром»

Для детей дошкольного возраста.

Игра помогает детям избавиться от негативных эмоций, а также представить себя важным дирижером оркестра. Это упражнение не только взбадривает, но и создает ощущение спаянности.

Для игры пригодится кассета с записью задорной и веселой музыки, которая нравилась бы детям и вызывала у них положительные эмоции.
Все ребятишки должны вспомнить дирижера и те движения, которые он выполняет в оркестровой яме.

Всем вместе надо встать в общий круг, представить себя дирижерами и «дирижировать» воображаемым оркестром. При этом должны участвовать все части тела: руки, ноги, плечи, ладони…

«Садовник» 

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста; желательно, чтобы число участников было не меньше 10.

Выберите ведущего. Им нередко становится взрослый человек.
Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, «…кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!».

Совет

Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если вы не откликнулись, когда назвали ваш цветок, или сами «влюбились» в того, кого здесь нет, то вы проиграли. Игра начинается сначала.

Читайте также:  Что говорят курильщики о своем пристрастии к никотину?

Нос, рот… 

Для детей дошкольного возраста. Она учит умению быстро реагировать на ситуацию, развивает их внимание и способность быстро переключать его с одного предмета на другой.

Обычно ведущим становится взрослый человек. Сядьте лицом к детям, рассадив их полукругом. Начните игру, произнося: «Нос, нос, нос, нос…». При этом вытянутым указательным пальцем притрагивайтесь к своему носу. Дети должны делать то же самое.

Вдруг измените слово: «Нос, нос, рот…», но прикоснуться вы должны не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу или уху. Задача детей – дотронуться до той же части головы, что и вы, а не до той, которую вы назвали. Тот, кто ошибается больше 3 раз, выходит из игры.

Победителем считается игрок, дольше всех оставшийся в игре.

«Продуктовая база» 

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Он будет «директором продуктовой базы». Еще один – «директором магазина». Остальные игроки являются «продавцами».

Суть игры заключается в следующем – к «директору продуктовой базы» приходит один «продавец» и спрашивает его о том, какие продукты есть в наличии.

«Директор базы» называет ему определенный список, например: «Есть мороженое, колбаса „Останкинская“, колбаса „Салями“, копченые сосиски, сыр „Голландский“, чай „Индийский“, молоко, масло, маргарин».
«Продавец» должен все запомнить и передать «директору магазина».

Сложность в том, что записывать наименование продуктов нельзя, можно только запоминать. При этом сами ведущие вполне могут записать то, что сказали, чтобы потом проверить игроков. За каждый верно названный продукт игрок получает очко. Побеждают те, кто наберет их больше.

Источник: http://mirrosta.ru/

Источник: http://iulyaplatonowa.narod.ru/index/0-110

Развивающие психологические игры для старших дошкольников в ДОУ. Из опыта работы

Благодаря новым стандартам воспитатели получили возможность отойти от стереотипа занятия в дошкольном учреждении в виде «пародии» на школьный урок.

Сейчас детям предоставлена возможность обучаться и развиваться в форме их основного вида деятельности – игре. Слова Ушинского: «Игра для ребенка – не игра, а действительность, это универсальное и неотъемлемое право ребенка».

И сейчас дети получили возможность полностью реализовать это право.

Но как же подготовка к школе, как же формирование учебных навыков? Такой вопрос обычно задают педагоги с большим стажем.

Обратите внимание

Задача новых стандартов современного дошкольного образования донести и до них, и до родителей, что настоящая подготовка к школе заключается не только в подаче и усвоении готовой информации и в умении высидеть за партой, а в формировании у детей предпосылок учебной деятельности (развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, познавательный интереса, мелкой моторики и следование поставленной цели). Все это можно развивать у детей в игровой форме.

Конечно, развитие мыслительных способностей и психических процессов у детей идет в садике в течение всего дня. Но все же этого бывает недостаточно. Поэтому можно организовать, выделить время для специальных развивающих занятий. Если в ДОУ есть психолог-педагог, то эти занятия может проводить он. Если психолога нет, то такие занятия вполне может проводить и сам воспитатель.

Перед началом занятия педагог должен отчетливо себе представлять для чего он дает конкретное игровое задание. Нельзя ставить сразу много целей и задач. Если на этой неделе вы уделили большее внимание развитию памяти и мелкой моторики… то на следующей неделе можно дать задания на развитие внимания или мышления.

Задания могут быть как индивидуальные, так и групповые. Детям нравится задания с использованием ИКТ. С подготовительной группы можно ввести поощрения (фишки за выполненное задание) Но! Педагог в этом случае должен учитывать способности детей, темперамент, черты характера, чтобы медлительный или застенчивый ребенок не остался без фишек.

Только индивидуальный подход и создание «ситуации успеха»!

Такие занятия лучше проводить по подгруппам, т.к. без наглядного материала и индивидуального подхода к каждому ребенку они будут неполноценными.

Примерное планирование одного из занятий по развивающим играм.

(в скобках — задается вопрос для всех или каждому)

Игровая цель занятия – поиск сокровища.

  1. Развитие внимания, мышления. Блиц-опрос «Назови лишние слово» (индивидуальное)
  2. Развитие слуховой памяти «Повтори слова» (индивидуальное)
  3. Развитие пространственного восприятия «Поиск сокровища» (групповое)
  4. Развитие воображения, мышления «Отгадай, кто спрятан» (групповое)
  5. Развитие воображения «Придумай название» (индивидуальное)
  6. Развитие внимания, мышления «Танец наоборот» (групповое)
  7. Развитие мелкой моторики. Графический диктант «Ключ от сундука»
  8. Итог. Поощрение.

Материал, оборудование: подборка слов для игры «Назови лишние слово», карта со схемой, карточки с заданиями, сундук с угощением, мяч (оформленный), подборка слов для игры «Повтори слова», листы в крупную клетку для каждого ребенка, простой карандаш на каждого ребенка, ластики. Музыкальное сопровождение.

Ход занятия «Поиск сокровища».

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие. На корабле. Хотите? Но чтобы стать настоящими членами команды вы должны пройти испытание. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы давать быстрый ответ. Нужно сказать, какое здесь лишние слово. (Бабочка, стрекоза, голубь, муравей…)

ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Мы настоящая команда. Смотрите, что я нашла сегодня в нашей группе. Мне кажется это «Карта сокровищ». На ней что-то написано… «…Для того, чтобы понять эту карту нужно сказать специальные слова» Ну что разгадаем карту?

воспитатель называет ряд слов, дети должны запомнить и повторить (каждый по очереди)

Воспитатель: Ну теперь карта открыта. Как интересно! Здесь какая-то схема и описание.

(читает задание) «… Сделайте три шага от двери в левую сторону, пять шагов от цветка в правую сторону и т.д.»

дети следуя инструкции находят следующее задание, написанное на карточке

Воспитатель: Дальше вам поможет искать сокровище этот предмет или не предмет… Я не знаю, что там лежит… Может вы отгадаете? (мяч, оформленный воспитателем спрятан под платком)

дети делают свои предположения.

Воспитатель: Как много разных вариантов! Но давайте посмотрим (достает мяч) Да здесь какое-то удивительное животное. А давайте придумаем ему название.

дети предлагают свои варианты

Воспитатель: Вот он то и поможет нам искать дальше сокровище. Только вот опять препятствие. Чтобы плыть дальше нам нужно станцевать любимый танец пиратов «Танец наоборот»

дети повторяют танцевальные движения за воспитателем, только наоборот (влево-вправо, вниз-вверх, правая нога-левая нога и т.п.)

Воспитатель: Молодцы, справились! А вот и сундук. Только как же нам его открыть? Нужен ключ. Ну ничего, мы сейчас ключи нарисуем.

дети выполняют графический диктант «Ключ»

Воспитатель: Ну вот и ключи готовы. Ну давайте посчитаем от 10 до 0 и ключ откроет сундук.

дети считают, сундук открывается. (сокровища – наклейки, конфеты, печенья и т.п.)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданиями и нашли свое сокровище. А вам понравилось?

Название: Развивающие психологические игры для старших дошкольников в ДОУ. Из опыта работы.

Источник: http://portal2011.com/razvivayushhie-psixologicheskie-igry/

Ссылка на основную публикацию