Саморегуляция в детских тренингах

Материал на тему: Тренинг для педагогов школы » Способы саморегуляции и улучшения психического состояния»

Всем хорошо известно, что профессия учителя, который отдает свое сердце и душу детям, требует большого физического, умственного напряжения, а поэтому проблема здоровья учителя очень актуальна.     Профессия учителя по статистическим данным относится к категории профессий, носители которых наиболее подвержены стрессу.

Служа людям, педагоги склонны игнорировать накапливаемые напряжение и усталость, забывая важное правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал».   

     Существует много приемов, помогающих адекватно реагировать на решение сложных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности и сохранения психического здоровья.

К ним относят различные приемы

психической саморегуляции.

Под психической саморегуляцией рассматривают воздействие человека на самого себя с помощью техник, слов и соответствующих мысленных образов. Иначе говоря — это самовоздействие для целенаправленной регуляции психической деятельности, процессов, реакций и состояний.
Сегодня мы с вами освоим некоторые из них.

Практика показывает, что в наибольшей мере отвечают этим требованиям следующие методы: дыхательные и релаксационные техники, визуализация, и самовнушение, т. е. аутотренинг.

Прежде чем начать, я предлагаю нам, как это всегда делается на тренингах, познакомиться.

1)Упражнение “Меня зовут…” (2-3 мин)

Обратите внимание

Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.

2) Игра “Приветствие” (2 мин)

Каждый участник тренинга приветствует своего соседа, называя его по имени. Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом: плечами, стопами ног, тыльной стороной ладони и т.п.

3) Проблемная ситуация “Вспомни что-нибудь неприятное” (5-7 мин)

Я предлагаю вам закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с вами совсем недавно (в течение 1 мин) со всеми подробностями и, не открывая глаза застыть в том положении, в котором вы  находились в процессе воспоминания. С помощью “внутреннего взгляда посмотреть” на то, в каком состоянии находятся мышцы тела поочередно (начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние мышц и те ощущения, которые возникли, и открыть глаза.

Обсуждение ощущений:

какие ощущения возникли в процессе воспоминания?

какие ощущения были в мышцах?

где больше всего чувствовалось напряжение?

(Беседа о том, какой вред для здоровья наносит постоянное напряжение, и о том, что с этим можно справиться разными способами.)

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение, эмоциональные, затем и поведенческие нарушения. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

4) Управление тонусом мышц, движения

Сядьте удобно, закройте глаза;

дышите глубоко и медленно;

пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

прочувствуйте это напряжение;

резко сбросьте напряжение, делайте это на выдохе;

сделайте это несколько раз.

 Это   нервно-мышечная релаксация. Еще  одно упражнение.

Нужно напрячь кисти рук, а затем максимально их расслабить и т.п. Вместе с расслаблением должно прийти и ощущение освобождения от напряжения, которое нужно всячески усиливать.

Следующее упражнение: Сожмите плотно пальцы ног и разожмите, представляя, как стресс уходит из каждого пальца по мере того, как вы расслабляетесь;

5)Следующее упражнение «Пресс»

Важно

Его лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент упущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» может все снести на своем пути, не дать возможность контролировать себя.

В результате происходит то, что мы видим так часто: «сбрасывается» отрицательно заряженная энергия на окружающих. Наиболее часто «заземление» происходит в кругу семьи, где он ослабляет внутренний контроль. Страдают самые близкие люди, совсем невиновные в происходящем.

Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникшие отрицательные эмоции и связанное с этим внутреннее напряжение.

Выполняя упражнение важно добиться четкого ощущения физической тяжести внутри пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные негативные эмоции и энергию (не рекомендуется людям, страдающими сердечно-сосудистыми заболеваниями).

После этого упражнения обязательно нужна 

 «Волна расслабления

Примите удобную позу, представьте, что вдоль вашего тела идет волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас.

Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Поначалу, пока вы не добьетесь устойчивого ощущения волны расслабления, проходящей по телу сверху вниз, это упражнение надо выполнять сидя или лежа.

Потом эти ощущения можно будет вызывать в любом положении.

 Сейчас мы с вами поможем друг другу снять напряжение.

6) Телесно ориентированное упражнение “Погода” (3 мин)

Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он — бумага, второй — художник.

Предлагаю “художникам” нарисовать на “бумаге” (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами.

Рефлексия: Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

Следующее упражнение относится к технике визуализации.

3) Упражнение “Веревка” (3 мин)

Я предлагаю представить себе веревку, которая проходит через уши. Взяв “веревку” за кончики, медленно двигать руками на уровне ушей, имитируя движение “веревки” из стороны в сторону. При этом мысленно представлять себе, что с каждым движением из головы исчезают неприятные мысли, тревоги.

Рефлексия.

Совет

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 2

Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох предлагается следующее:

глубоко выдохнуть;

задержать дыхание так надолго, как сможете;

сделать несколько глубоких вдохов;

снова задержать дыхание.

«Успокаивающее дыхание» Начать нужно с 5 секунд, затрачиваемых на каждую из трех фаз. Медленный вдох в течение 5 секунд, пауза 5 секунд и выдох также на 5 секунд. Дальше переходим к изменению ритма: вдох 5 секунд, пауза 4 секунды и выдох 6.

И так на каждый следующий цикл отнимаете по одной секунде на паузе и добавляете по одной на выдох. Так что еще через четыре цикла у вас приходится 5 секунд на вдох и 10 на выдох.

Подышите так в две-три минуты, и ваше состояние полностью нормализуется — уйдет напряжение и, соответственно, улетучится гнев. Выдохните его, сделайте себе одолжение!

Аутогенная тренировка 

– активный метод изменения собственного состояния, направленный на восстановление динамического равновесия систем регулирования функций организма; комплекс упражнений по психической саморегуляции, основанная на самовнушении и мышечной релаксации.Данный метод позволяет быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявления вегетативно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленных целей. Правильное применение АТ способствует снижению интенсивности общей тревожности и других негативных психических состояний, развитию физиологической и психологической устойчивости к стрессовым воздействиям.

     Предлагаем  

упражнение на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Для его выполнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

   Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом.

По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Обратите внимание

 Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получить внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стала новым человеком! Я стала молодой и сильной, спокойной и стабильной! Я все буду делать хорошо!».

Так же можно использовать формулы самовнушения, которые  необходимо повторять несколько раз. При этом важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли. Формула 1. Уверенность в себе. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь».

 Формула 2. Любовь к ученикам. «Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу со своими учениками». Формула 3. «На работу». «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня  смыслом жизни». Формула 4. Спокойствие, стабильность. «Я  спокойна и стабильна. Я  уверенна в себе». Формула 5.

Уменьшение напряжения в процессе работы. «Я сохраняю абсолютное самоуправление. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я чувствую себя способной предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я способна к огромным волевым усилиям».

 И в заключении еще очень важная рекомендация:

В конце рабочего дня важно:

-подводить итоги сделанного за рабочий день, и даже если вы стремились сделать больше, похвалить себя не только за полученные результаты, но и за сделанные усилия по достижению целей (это надо сделать обязательно);

-уходя с работы, «забывать» о ней: выйти из рабочей роли учителя и вспомнить о своих других ролях. Можно даже сказать себе: «Я не Елизавета Петровна — педагог, сейчас я, Лиза, красивая, счастливая женщина, замечательная мама, счастливая бабушка и т.д. ».

Понятно,  что  первый же мобильный звонок любого коллеги или родителя  вновь напомнит о профессиональной роли. Однако даже небольшие и очень короткие перерывы «выхода из рабочей роли» позитивны для мозга.

Здесь важным является контроль над сознанием для того, чтобы быстро поймать себя на мысли о «любимой» работе и переключения внимания. Это поможет выйти из профессиональной роли.

Здесь представлена лишь малая часть того, что можно использовать   но даже этого  достаточно для улучшения психоэмоционального состояния.

Рефлексия.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/11/12/trening-dlya-pedagogov-shkoly-sposoby-samoregulyatsii-i

занятие для подростков приемы саморегуляции1.docx — познавательно-профилактическое занятие «Приемы саморегуляции для подростков»

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноВидеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Тема: «Приемы и способы саморегуляции».

Цель: дать подросткам психологическую информацию о навыках и приемахсамопомощи. Задачи:1. Расширить представление о богатстве эмоциональных проявлений человека, о2.3.разрушительной силе негативных эмоций и ответственности за них.Активизировать знания обучающихся по данной проблеме.Ознакомить саморегуляции.

Читайте также:  Комплекс упражнений для тонкой и гибкой талии

обучающихся с некоторыми приемами и способамиХод занятия:Вступление. Люди каждый день попадают в разные ситуации. И от каждой ситуацииостается свое впечатление, причем оно может быть настолько ярким, что избавитьсяот него тяжело. Например, Вы идете по коридору и слышите за своей спиной о себе,что вы такая умная, замечательная, красивая и т.д.

Важно

Понятно, что хорошее настроениевам обеспечено на долгое время. А если, наоборот, в ваш адрес раздаются нелестныевысказывания, тогда настроение портится.Упражнение: «Эмоциональный термометр»: Оцените свое состояние поэмоциональному термометру.

У большинства состояние …Разминка: В течение 3­5 минут по цепочке назовите известные вам эмоции и чувства,побеждает тот, кто назвал эмоцию последним.У разных народов существует различное отношение к выражению эмоций,Люди Севера более сдержаны, чем люди Юга. В некоторых странах Востока, вообщене принято выражать эмоции.

Но если человек постоянно держит отрицательныеэмоции в себе, такие как гнев, обида, раздражение, злость, то организм направляетвсе силы на подавление этих эмоций и не в состоянии сопротивляться болезням.Человек может часто болеть, либо выплескивать свое раздражение, недовольство на

близких ему людей.

Давайте, посмотрим мультфильм и попробуем определить тему нашего и способы саморегуляции».занятия.

Итак, тема нашего занятия «Приемы Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, котороедостигается путем воздействия человека на самого себя, с помощью слов, мысленныхобразов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Негативные эмоции мешают человеку действовать адекватно, например, тыбоишься отвечать у доски и когда выходишь, забываешь все, что учил; можешьрасстроиться из­за ссоры с родителями, и не хочется идти домой. Ситуаций, можетбыть много, давайте рассмотрим некоторые и попробуем в них разобраться, найтипути выхода.Задание «Ситуации».

Разбивка на команды. Каждая команда получит ситуацию, вамнужно обсудить ее и ответить на вопросы, остальные участники слушают,анализируют. И либо соглашаются с мнением команды, либо высказывают своемнение. Ситуация №1Ты поссорилась со своей лучшей подругой из­за пустяка. Она пообещала помочьсделать физику и не смогла.

Ты не сдержалась, наговорила грубостей. Подруга нехочет с тобой разговаривать и мириться тоже. Ты об этом сожалеешь. Ситуация №2Ты не выучила домашнее задание, не хотелось, да и некогда было. Купила класснуюигру и весь вечер играла в компьютер. В школе вызвали к доске, получила двойку,еще и учитель накричал.

Совет

Ты расстроилась и боишься, что влетит от родителей.Ситуация №3Весь вечер сидела и зубрила эту теорему. Вышла отвечать к доске и все из головывылетело. Решила неправильно, а все в классе засмеялись. «Все время не везет мне».Бланки с вопросами для обсуждения:В каком случае история могла быть безобидной?Когда человеку стало плохо, сразу или после ситуации?

Можно ли было предотвратить историю?

В этом виноват сам или кто­то еще?Есть ситуации, которые зависят от нас (например: выучить урок, здесь надодумать, делать правильный выбор), а есть те, которые от нас не зависят (например:тебе в автобусе наступили на ногу), тогда можно не придавать им значение. Важноуметь эти ситуации разделять.

Но если все же вы попали в неприятную ситуацию илиу вас плохое настроение, какие вы знаете способы выхода из них? как высправляетесь с плохим настроением? (ответы обучающихся)Задание «Мысли»Я не знаю, как у вас, а я когда начинаю обдумывать какую–либо ситуацию, яначинаю ее рассматривать с позиций оптимиста и пессимиста.

И происходит борьбаза и против, что пересилит, то и победит. Вот сейчас мы попробуем представить с вами следующую ситуацию. Например:Вы написали реферат по биологии, и казалось, что работа получилась и заслуживаетхорошей оценки. Но при выступлении работу раскритиковали и нашли в ней многонедочетов. Вы расстроились.

По кругу в порядке очереди рассмотрим ее с позиции оптимиста и пессимиста.Примерно такой же диалог идет внутри нас, и, согласитесь тяжело пережитьвсе эти мысли.

Способы саморегуляцииОднако есть множество приемов и способов, с помощью которых можно повернутьпрактически все ситуации так, что даже самая сложная ситуация и неблагоприятныеобстоятельства покажутся не такими уж плохими.

Регуляция дыхания ­ дыхание обладает большим потенциалом в сферерегулирования человекам своего состоянияКонцентрация – счет до 10 – закрыть глаза, медленно сосчитать до 10.(в каких ситуациях можно использовать данный способ? – злости, раздражения,хочется нагрубить, этот способ позволяет успокоиться)1.

Вдыхаем приятные образы: цветок, море, лес, водопад, озеро, облако, радуга.Выдыхаем напряжение, усталость, печаль, негатив.(в каких ситуациях можно использовать данный способ? – плохое настроение,обиделся, устал; способ снимает напряжение, настраивает на позитив)2.

Визуализация – зрительное представление чего­либо образов, событий, мест. «Место покоя» упражнение. Сесть удобно, закрыть глаза.Представьте себе какое­то место, которое вам очень нравится. Это может бытьместо, где вы когда ­ то были. А может быть какое­то воображаемое место. В этомместе вы чувствуете себя абсолютно спокойно..

Представьте себе его во всехдеталях…Посмотрите вокруг, что вы видите…Прислушайтесь, возможно до васдоносятся какие­то звуки Возможно вы чувствуете дуновение ветра…Сейчас у васесть немного времени, чтобы побыть в этом месте.. Это ваше место покоя..

А теперьеще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза Поделимся впечатлениями…. (в каких случаях используется этот способ?)Этот способ позволяет регулировать свое состояние, успокоиться, восстановитьсилы3. Мышечная релаксация ­ способ напряжения и расслабления мышц тела.

Когдачеловек переживает, то напряжение остается в какой­либо части тела, например приволнении в области груди, убирая напряжение мы высвобождаем зажатую энергию ивосстанавливаемся.

Обратите внимание

Элементы мышечной релаксацииУпражнение «Когти тигра» напрячь кисти рук до боли, потом стали кошачьи лапы(2­4 раза) Упражнение «Танк» ­ почувствовать подмышечные впадины, удержать предмет,расслабить (2­3 раза)Упражнение «Снеговик» сильно замерзли, солнце растопило снегКроме того, существуют разные методы саморегуляции

 Найдите в ситуации что­нибудь хорошее

 Поговори с кем­нибудь (другом, родителями) Найди, кому еще хуже и попробуй помочь Создай атмосферу не соответствующую настроению (поешь, включи музыку,переставь вещи в квартире) Похвали себя и найди хорошие стороны Поплачь, поругайся Заведи дневник, попробуй вести записи Утро вечера мудренее ложись спать Займись чем­нибудьКто­нибудь использует эти способы? Добавляйте свои. У каждого человека есть слабые и сильные стороны характера, бывает так, чточеловек видит только недостатки и не замечает достоинства. Следующая играпоможет нам повысить уверенность в себе, своих силах. Упражнение «Магнит» ­ все участники встают, ведущий называет чье­то имя, вседолжны дотронуться до него и сказать, чем притягивает вас этот человек, что в неместь хорошего и притягательного. Далее «магнит » называет имя другого участника,игра продолжается.В каждом из нас есть сильные положительные стороны, надо чаще обращатьвнимание и опираться на них.Определили ли вы для себя способы саморегуляции? Работа в бланках. (Приложение1) Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.Подведение итогов занятия: сегодня мы с вами познакомились с некоторымиспособами и методами самопомощи, регуляции своего состояния. Какой способ илиметод понравился вам больше? Надеюсь, вы будете использовать эти знания и не копить в себе отрицательныеэмоции. Сила есть внутри каждого, чтобы справиться с любыми трудностями.Давайте посмотрим мультфильм по теме.

Использованная литература:

1. Программа «Полезные навыки» – Материалы для учителя – Москва, 2001.2. Программа «Полезные навыки» – Рабочая тетрадь для 6 класса – Москва, 2001.3. Коррекционно­развивающая программа «Я учусь владеть собой», КрюковаС.В.

, Слободяник Н.П. – Москва, 1997.4. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»:Практическое пособие. Слободяник Н.П.– М.: Айрис­пресс,2003.5. Е.А Александрова «Как победить стресс.

Профилактика и методы лечения –

М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/poznavatelno_profilakticheskoe_zanyatie_priemy_samoregulyatsii_dlya_podrostkov-115171/136432

Занятие с элементами тренинга: «Я учусь владеть собой». Стресс. Навыки саморегуляции

Занятие с элементами тренинга:

«Я учусь владеть собой».

Стресс. Навыки саморегуляции

Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.

  2. Обратить внимание на «здоровые» способы преодоления тревожности и стресса.

  3. Познакомить присутствующих с упражнениями на расслабление.

  4. Обучить навыкам саморегуляции.

Форма работы: Занятие с элементами тренинга.

Методы работы:

  • Словесные: беседа, использование отрывка из цикла – «Даже если… Все равно..».
  • Наглядные: использование индивидуальных бланков, оформление записи на доске «Здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности»
  • Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции.

Целевая группа: Молодые педагоги-психологи

Время проведения: 40 минут

Ход занятия

I. Организационный момент (приветствие, знакомство)

II. Сообщение темы и целей занятия.

Занятие посвящено тому, что такое тревожность и стресс и как следует преодолевать
эти состояния.

III. Принятие правил работы группы 3 минуты

– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:

Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил.

IV. Информационный блок 7 минут

– Как Вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

– Задумывались ли Вы когда нибудь, какие физиологические изменения происходят в организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

1. Что такое тревожность. Стресс

– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация.

Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями.

Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

Упражнения для снятия нервно – психического напряжения 10 минут:

Сейчас представьте стрессовую или тревожную ситуацию из жизни, была ли она у Вас или существует до сих пор. Теперь мы с Вами проработаем ее:

Лимон”

Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон.

Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что “выжали” весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения.

Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Воздушный шар”

Инструкция: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела.

Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.

Читайте также:  Можно ли себя изменить или перевоспитать?

Запомните ощущения в состоянии расслабления.

Вверх по радуге”

Инструкция: Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.

Обсуждение: Какие упражнения понравились? Что изменилось? Какие вы используете способы снятия эмоционального напряжения?

Упражнение “Антистрессовая  релаксация” 5 минут

Упражнение выполнять поэтапно:

  1. Лечь или сесть поудобнее в тихом, слабо освещённом помещении.

  2. Закрыть глаза, дышать медленно и глубоко. Сделать вдох и примерно на 10 секунд задержать дыхание. Выдыхать не торопясь, следить за расслаблением и мысленно говорить себе: “Вдох и выдох, как прилив и отлив”. Повторить эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохнуть около 20 секунд.

  3. Волевым усилием сокращать отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживать до 10 секунд, потом расслабить мышцы. Таким образом пройтись по всему телу. Повторить данную процедуру трижды, отрешиться от всего, думать о расслаблении мышц тела.

  4. Попробовать как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее от пальцев ног, через икры, бёдра, туловище до головы. Повторять про себя: “Я успокаиваюсь, мне приятно”.

  5. Представить себе, что ощущение расслабленности проникает во все части тела. Почувствовать, как напряжение покидает тело. Как расслабляются плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Наслаждаться испытываемым ощущением около 30 секунд.

  6. Сосчитать до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой мышцы всё более расслабляются.

  7. Наступает “пробуждение”. Сосчитать до 20. Говорите себе: “Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым”.

2. Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» 5 минут

Работа в парах. Участникам раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»

Инструкция: Первый участник произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку».

Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками.

Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.

Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?

Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»

3.Что делать в ситуации напряжения.

– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях

А) Успокойтесь.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

  • Медленно сделай глубокий вдох.
  • Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
  • Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

В) Мышечное расслабление.

  • Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
  • Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

4. Обучение навыкам саморегуляции

Упражнение 1 «Продумай заранее».

  • Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
  • Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Директора школы вызвал к себе.
  • Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
  • Подумайте, что скажете и что сделаете.
  • Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.

Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

  • Сядьте спокойно в комфортной позе.
  • Закройте глаза.
  • Медленно расслабьте мышцы.
  • Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
  • Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения?

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

Упражнение 3 «Кнопка».

Это упражнение незаметно для окружающих. Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

  • Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
  • Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
  • В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
  • Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

Упражнение 4 «Мандала».

И самый на мой взгляд действенный способ – это рисовать, просто рисовать! Методика называется «Мандалатерапия». «Мандала» означает «священныи круг» или «центр».

Психотерапевтическую ценность мандал открыл Карл Густав Юнг – швеицарскии психиатр, родоначальник психоаналитического течения. В 1916 году он начал каждое утро зарисовывать рисунки в круге и заметил большую разницу между рисунками, сделанными в благодатныи период, и в период конфликтов и жизненных неприятностеи.

C помощью рисования мандал человек рассказывает о своеи жизни. По сути рисунок в круге – это автопортрет художника, состояние его личности на данныи момент времени, не только его отношения с миром, но и мир внутри него. Метод работы с мандалами – ненавязчивыи, мягки способ для психологическои диагностики и коррекции.

Важно

Исцеление и поиск выхода происходит, когда человек спонтанно создает цвета и формы внутри круга. С помощью рисунка в круге человек концентрирует внутренние силы, чтобы потом направить их на решение внешних задач. Такого эффекта можно достигнуть на занятиях с психологом. А для домашних упражнении с детьми достаточно просто раскрашивать готовые мандалы.

Рисование и разукрашивание мандал полезно всем без исключения, но особенно:

И сегодня мы с Вами попробуем раскрасить готовую мандалу.

VI. Заключение. Выводы.

Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности и стресса?

Работа в бланках.

Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.

Рефлексия.

Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями.

«Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете»(высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.

(Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния и просит обращаться к нему, когда необходимо).

Притча о гвоздях Восточная притча

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Использованная литература:

  1. Программа «Полезные навыки» – Материалы для учителя – Москва, 2001.

  2. Программа «Полезные навыки» – Рабочая тетрадь для 6 класса – Москва, 2001.

  3. Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Москва, 1997.

  4. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Практическое пособие. Слободяник Н.П.– М.: Айрис-пресс,2003.

  5. Е.А Александрова «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

Источник: https://multiurok.ru/files/zaniatiie-s-eliemientami-trieningha-ia-uchus-vladi.html

«ОСНОВЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ» Тренинг для педагогов

Методические материалы → Прочее

Опубликовано: 20:31:43 26-03-2018

Автор: Горягина Вера Анатольевна

   «Основы саморегуляции»

Тренинг для педагогов

Составила педагог- психолог Горягина В. А.

Цели:   

—   ознакомить педагогов с понятием «психологическое здоровье»;

—   мотивировать участников на познание собственного эмоционального состояния;

— обучать основам саморегуляции;

—   формировать в группе атмосферу взаимной поддержки и доверия.

Ход тренинга

Вводная часть:

  • Приветствие «Я вас приветствую». Педагогам предлагается на языке мимики и жестов сказать «Я вас приветствую»
  • Фототерапия «Настроение». Предлагается выбрать спектрокарту, которая ассоциируется с настроением в данный момент.

Основная часть:

  • Упражнение- дискуссия: «Что такое саморегуляция. Естественные способы саморегуляции».
  • Арттерапия «Манкография». Педагогам предлагается выбрать из множества камней, любой камень, который им понравился. Внимательно его разглядеть и представить место в природе, в которой он мог бы находиться и на цветных листах картона (по выбору) нарисовать картину цветной манкой. После этого педагоги рассматривают свое творчество и творчество коллег и объединяются в группы, если их картины схожи по каким- либо признакам. После этого каждая группа, молча, не сговариваясь рисует еще по одной картине. Главное условие- не переговариваться и не обсуждать задуманное.

Упражнение направлено на сплочение коллектива, саморегуляцию, снятие психоэмоционального напряжения.

  • Упражнение «Звуковая гимнастика». Педагогам раздаются звуковые коробочки. Звучит музыка, воспитатели двигаются по кругу, танцуя. Если звучит быстрая веселая музыка, воспитатели трясут коробочками, издавая звуки, если звучит спокойная музыка, то они просто танцуют, не задействуя звуковые коробочки.
  • Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Звучит спокойная красивая мелодия. Психолог просит педагогов закрыть глаза и читает:

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело

И расслаблено все тело…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

Их повыше поднимаем…

Потянуться, улыбнуться!

Заключительная часть:

  • Рефлексия «Круг доверия». Подводятся итоги занятия, обсуждается, что понравилось, были ли сложности при выполнении заданий.
Читайте также:  Как перестать винить себя за ошибки

Документы для скачивания:

43890_Osnovy samoregulyatsii.docx
Формат: .docx

Источник: https://a2b2.ru/methods/36988_osnovy_samoregulyacii_trening_dlya_pedagogov/

Саморегуляция учащихся

Коучинг «Саморегуляция в процессе обучения»

            Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его

 на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту,

наполненному информацией.

Цель: раскрытие понятия «саморегуляция», определение аспектов саморегулируемого поведения, обучение приёмам, способствующим развитию саморегуляции

Задачи:

-ознакомить с типами саморегуляции

-расширить понимание «самостоятельный ученик», «саморегуляция»

Результат обучения: понять значение и природу обучения саморегулированию

Основные идеи

Три составляющие саморегулируемого обучения:

-самонаправленность в процессе работы над заданиями

-самостоятельное определение учеником проблемы и цели

— самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.

            Одним из основных критериев оценки деятельности современной школы является успешность её выпускников во взрослой жизни.   

            Поэтому перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся.

Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ученика, дающую возможность его саморегуляции, что положительно влияет на такой аспект, как самореализация..

            Актуальность проблемы обучения ребенка саморегуляции связана с поиском вариантов здоровьесберегающих технологий обучения детей в современной массовой школе. В жизни становится все больше таких ситуаций, когда ничто и никто не сможет подсказать, как действовать, когда человек сам принимает решения. Образование должно помочь научиться принятию этих решений.

            Саморегуляция учебной деятельности – это специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности.

             Ее назначение состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности ученика с требованиями учебной деятельности, т. е. ученик должен осознать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности.

             Колоссальные резервы здоровьесохраняющего образования кроются в принципе самодеятельности, саморегуляции личности ребенка.

Совет

Ключевые слова: обучение, развитие, мыслительная деятельность, воспитание, творческий потенциал, саморегуляция, метапознание, жизненная стратегия, самоуправляемое обучение, персонификация образования, проблемно-рефлексивное мышление, проектирование, интерпретация. Все это работает в единстве на уроках.

            Наша  цель как учителя – научить учащихся не просто получать готовые знания, а осознать себя в качестве ученика, определять и понимать цели выполнения задания, самостоятельно определять стратегию выполнения задания и рефлексировать свою деятельность. В учебной деятельности решаются следующие задачи:

1.         формирование    у    детей     системы    знаний    об     основных

закономерностях взаимодействия организма со средой, путях сохранения

здоровья через саморегуляцию своей деятельности

2.         научение способам исследования индивидуальных особенностей

саморегуляции, когнитивная осведомленность детей

3.         формирование     навыков     управления     психоэмоциональным

состоянием,         когнитивной         деятельностью,         психосоциальными

взаимодействиями

4.         научение индивидуальным рациональным способам восприятия,

кодирования, обработки, преобразования и воспроизведения информации.

Для решения этих задач в комплексе используются средства:

междисциплинарный, интегрированный подход, полимодальная, мультисенсорная система обучения, разные виды творческой деятельности с использованием всевозможных доступных природных и искусственных материалов, аудио- и видео- сопровождение, дизайн — организация учебного пространства и др..

            Все вышеперечисленное работает на таких формах урока, как:

Урок — встреча, урок — презентация, урок — визит(ка), урок — игра, урок -лаборатория, урок — студия, урок — театр, урок — путешествие, урок -выбор, урок — погружение, урок — исследование, урок — рефлексия, урок -тренинг, урок интеллектуальных предпочтений, комбинированный урок, урок «открытых дверей, душ и сердец».

            Работая с учениками, мы должны заботиться о процессе обучения не меньше, чем о самом обучении. Дать ученикам инструменты, которые учат их, как думать, так же важно, как научить их, о чем думать.

            Такая тренировка даст им возможность применять эти умения и в школе, и в любых академических занятиях, и в жизни, а также в повседневных ситуациях. Обучая метакогнитивным стратегиям, мы помогаем им стать самодостаточными людьми. Эта идея отражается в утверждении: “Цель обучения — сделать учеников независимыми от учителя”.

            Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. «Самореализация»- умение выявить свои способности, талант, дать себе верную оценку и достигнуть самовыражения, умение реализовать свои способности и мечты:

1.      Удачи и неудачи

2.      Проба «ораторства»

3.      Творческая работа

В деятельности педагога тоже работают механизмы саморегуляции:

1. Эмоциональное раскрепощение человека.

2. Формирование у него потребности в общении с людьми и чувства общности с ними.

3. Самораскрытие человека, его самоактуализация как личности.

4. Выработка и закрепление у человека эффективных форм адаптивного межличностного поведения.

5. Более активное включение человека в общественную жизнь и побуждение его к принятию на себя ответственности.

            Рефлексия:  творческий мини-проект.

Обратите внимание

            В преддверии празднования 8 марта из пластилина сделать розы. В процессе выполнения учебной деятельности учитель в роли учеников- должен суметь приспособить друг к другу «модель условий» и «программу действий». В процессе выполнения творческого проекта каждое из звеньев психической регуляции выполняет свою роль целеполагания и целеосуществления действий.

Ресурсы: презентация, раздаточный материал (пластилин, салфетки, зубочистки)

Источник: https://solncesvet.ru/samoregulyatsiya-uchashhihsya/

«Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников в процессе развития речевой деятельности»

Цель: совершенствовать психолого-педагогические компетенции воспитателей в области коррекции функционального развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Место и время проведения: МБДОУ ДСКВ №49, в 13-00 два академических часа.

Требования к группе: воспитатели групп дошкольного образовательного учреждения, группа 15-25 человек.

Материал работы: большая мягкая игрушка, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, маски Маши и Медведя, картинки овощи и фрукты, бумага для рисования.

Организация пространства: участники группы сидят в рабочем круге.

Ход работы.

1 этап. Вопросительная функция человеческой психики.

Задача сегодняшнего семинара-тренинга – подняться ещё на одну ступеньку профессионализма, чтобы, руководя развитием речи ребёнка одновременно формировать его произвольную саморегуляцию.

Произвольная саморегуляция это и есть психологический модуль, который обеспечивает возможность выбора путём постановки вопроса и ответа на него.

Вопросы:-  Попробуйте вспомнить, какой последний вопрос вы слышали от детей?

— Какие вопросы, чаще всего задают дети?

— Можно ли современных детей назвать почемучками?

Упражнение. На середину круга ставиться игрушка. Вопросы воспитателям: «Что вы думаете?». После ответов предложить посчитать сколько возникло вопросов, сколько субъективных мнений.

Вопрос

Субъективное мнение

  1. Зачем поставлена эта игрушка?
  2. Что всё это значит?
  3. Что от нас хотят?
  1. Симпатичная игрушка.
  2. Сейчас что-то         предложат
  3. Играть не хочу.
  4. Будем описывать игрушку.

«Не ждите ответа на незаданный вопрос», — сказал в своё время крупнейший ученый эволюционист С.Н.Шноля.     Проблема современных детей – они мало задают вопросов.

Однако сформировать и автоматизировать у ребёнка потребность задавать вопросы и получать на них ответы — первостепенная задача психологической коррекции, потому что отсутствие потребности в вопросах свидетельствует о недостаточно сформированном функционале лобных отделов мозга.

Научить задавать вопросы и получать на них ответы– значит заложить алгоритм поведения. в основе которого лежит выбор. Умение выбирать закладывает основы произвольно поведения.

2 этап. Функция глаголов.

Задание (15 имн.). Группа делиться на пять подгрупп и каждая получает своё задание. «Вы все хорошо знаете сказку «Машенька и Медведь». Нужно каждой группе, согласно своего задания, передать фрагмент этой сказки ».

1 группа. Составьте рассказ по данной сказке в 4-5 предложений, который бы отразил содержание всей сказки.

2 группа. Нарисовать фрагмент содержания сказки.

3 группа. Слепить фрагмент содержания сказки.

4 группа. Пропеть фрагмент сказки в один куплет.

5 группа. Придумать танец на основное содержания сказки.

Каждая группа представляет свои результаты работы.

Обратите внимание, что в основе вашей работы лежит действие как в речи, так и в других видах деятельности. Любое действие обозначается в речи глаголом. Глагол – это несущая конструкция любого речевого высказывания, которое составляет основу продуктивной психической деятельности.

Глаголы отражают в нашей речи движения, действия, а действия и есть наиболее базовые конструкции любой деятельности и поведения в целом. А момент когда действие переводится во внутренний, невербальный план, способствует формированию внутренних контрольно-регуляторных функций.

Упражнение. Работа в парах Нужно рассказать друг другу подробно и последовательно одно из действий по схеме цель-действия-результат-оценка результата, например: пишу заявление – деру ручку, буру лист бумаги, сажусь за стол, думаю о требованиях к документу, пишу заявления по форме, написал заявление, смотрю и анализирую правильно ли всё написано.

Рефлексия: какие испытывали чувства и ощущения?

Многие действия взрослого человека уходят во внутренний план контроля и не полежат вербально-регуляторному анализу. Однако для дошкольников важно проговаривать последовательность действий т.к. это способствует развитию и формированию произвольной регуляции.

Упражнение .1. Показываю, а вы повторите за мной все действия: сижу нога на ногу, встала, повернулась кругом и т.д.

                       2. Послушайте и выполните: встаньте, повернитесь кругом через левое плечо, сядьте нога на ногу, причем левая нога сверху и т.д.

Обсуждение: в чём разница выполнения действий в первом и втором упражнении.

Вербальная регуляция возбуждает контрольные функции мозга и развивает саморегуляцию.

Задание: перед вами картинки фруктов и овощей, придумайте 2-3 задания с использованием этих картинок (классификация «овощи-фрукты», «что лишнее?», «Чего не стало» и т.п.). Расскажите правила игры.

Подобные задания следует предлагать детям в своей группе.

Задание: придумайте задания для детей своего возраста, которое способствует формированию их регуляторных способностей.

Обсуждение: какие цели поставлены, какие действия регулируются в вашем задании.

Вывод.

Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников в процессе развития речевой деятельности является условием развития не только речевой функции ребёнка, но и его личностных качеств – регулирование эмоционально-волевой сферы, регулирование поведенческих действий, а так же развития высших психических функций. Надо сказать, что о сформированности таковых можно судить только к 13-15 года, однако очень важно понимать, что не сформированные функции дошкольного периода практически не компенсируются. В дошкольный период регуляторные функции развиваются при помощи вопросов и управление действием.

Важно

В завершении нашего занятия хочу предложить вам подумать о роли воспитателя в жизни ребёнка и о себе как о воспитателе, прослушав притчу «Карандаш».

Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, который только может быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать себя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершил.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставлять свой след. Независимо от твоего состояния ты должен всегда писать.

Итоговая рефлексия.

1 группа. Составьте рассказ по данной сказке в 4-5 предложений, который бы отразил содержание всей сказки.

2 группа. Нарисовать фрагмент содержания сказки «Маша и Медведь».

3 группа. Слепить фрагмент содержания сказки «Маша и Медведь».

4 группа. Пропеть фрагмент сказки «Маша и Медведь» в один куплет.

5 группа. Придумать танец на основное содержание сказки «Маша и Медведь».

Вопрос

Субъективное мнение

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/2418-formirovanie-proizvolnoj-samoregulyatsii-u-doshkolnikov-v-protsesse-razvitiya-rechevoj-deyatelnosti-seminar-trening-dlya-vospitatelej-doshkolnogo-uchrezhdeniya.html

Ссылка на основную публикацию