Стиль жизни в типологии характеров а. адлера

Стиль жизни в типологии характеров а. адлера

Альфред Адлер  наибольшее значение в жизни человека отводил социальным условиям. Он отмечал, что каждый человек в большей или меньшей степени придерживается постоянства по отношению к социальной среде.

Если человек проявляет высокую степень социального интереса, заинтересован в помощи окружающих и проявляет заботу об окружающих, то он не может стать по отношению к ним агрессивным, злым, приспособленцем и эгоистом.

Так как каждая личность неповторима и сколько людей, столько и их разновидностей, то для выделения типов А. Адлер использует два критерия.

Обратите внимание

1.Степень социального интереса, т. е. насколько личность заинтересована в полезном труде.

2.Степень активности личности. Ее он понимает в основном так: насколько человек энергичен, деятелен, насколько он пышет энергией.

Адлер считает, что каждый человек имеет определенный уровень энергии, который ему дается с детства, его граница простирается от вялости до бурной активности- энергичности.

А. Адлер выделяет четыре типа личности: первые три характеризуются слабым социальным интересом или его отсутствием. Они подразделяются на три установки — управление, получение и избегание.

А четвертый тип имеет и социальный интерес, и высокую степень активности.

Но ни один из типов не может охватить все многообразие личности, стремление человека к целостности, соперничеству и превосходству, что является краеугольным камнем в учении А. Адлера.

Управляющий тип

Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются активной позицией по отношению к внешнему миру. Им кажется, что внешний мир им дан, чтобы извлечь из него максимальную выгоду с наименьшими затратами, будь то просто удовольствие или какие-то блага, причем немедленно. Эти люди активны, напористы, деятельны.

Но в основном свою активность они проявляют в антисоциальной манере, лучшие умы и самые талантливые представители этого типа могут достичь определенных высот и стать, например, «ворами в законе», руководителями мафиозных структур, а также около криминальных и криминальных сфер бизнеса (торговли наркотиками и оружием, игорного бизнеса, проституции и порнографии).

Юные правонарушители и наркоманы, согласно А. Адлеру, — типичные примеры людей этого типа.

Берущий тип

Важно

Это обычно малоактивные люди с нехитрой социальной установкой: бери от жизни все, что дается легко, без труда, все, что плохо лежит, что тебе может пригодиться в жизни.

Обычно они действуют в рамках закона — устраиваются на чьей-то шее и одновременно на шее какой-либо организации и ведут паразитический образ жизни, не причиняя прямого, видимого вреда и страданий другим. У них нет социального интереса, активности.

Внешний мир для них— «дойная корова», которую можно доить пока там что-то есть.

Избегающий тип

Главной особенностью этого типа скорее является опасение и избегание неудач, нежели стремление к успеху. Главный мотив для них — «как бы чего не вышло, как бы чего не случилось». Они характеризуются малой активностью и отсутствием социального интереса.

Люди этого типа избегают принятия решений и разрешения проблем, будь то проблемы личные или профессиональные. Они плывут по течению, волнам жизни, не стараясь бороться ни с волнами, ни с течением.

Их жизнь обычно характеризуется социально бесполезной деятельностью и бегством от решения жизненных проблем.

Социально-полезный тип

Если личность занимается общественно полезным трудом, если она деятельна и у нее наблюдается высокий социальный интерес, то такого человека А. Адлер относит к социально полезному типу.

С его точки зрения, такой человек проявляет истинную заботу об окружающих, заинтересован в общении с ними, к людям относится с доброй, открытой душой.

Он не обязательно должен помогать другим материально или делать какую-то услугу бесплатно.

Совет

Социально полезный тип участвует в общем труде — коллектива, общества, группы людей — и вносит туда свой посильный вклад. По возможности он всегда поможет или протянет руку помощи. По А.

Адлеру, этот человек — воплощение зрелости, в нем гармонично сочетаются высокий социальный интерес и высокий уровень активности.

Адлер считает, что каждый человек решает в жизни три глобальные проблемы: работа, дружба и любовь.

И этот тип личности решает свои проблемы, трезво глядя фактам в лицо, сознавая свою компетентность, место в жизни и обществе. А. Адлер считает, что при решении этих проблем люди такого склада проявляют личное мужество и готовность внести свой вклад «в мирное сосуществование», в позитивное построение своего счастья в окружении счастливых людей.

Источник: http://mirrosta.ru/psichologiya-lichnosti/stil-zhizni-v-tipologii-charakterov-a.-adlera.html

Стиль жизни в концепции Адлера

Поиск Лекций

Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 г.. , был третьим из пяти детей. Описывая свое детство, он вспоминает о многих трудностях и несчастьях. В течение первых двух лет жизни он был любимчиком матери, купался в ее любви и ласке. Но родился младший брат, и счастливая пора закончилась.

Все детство Альфреда Адлера было связано с непрерывными болезнями, порой он был близок к смерти. Огромное влияние на него самого и на его теории оказала смерть младшего брата, когда Альфреду было всего три года. После окончания гимназии, в которой он учился посредственно, Адлер поступил в Венский университет.

В то время Вена была центром социалистических идей, и Альфред очень увлекся политикой. На одном из собраний социалистов он встретил Раису Эпштейн, русскую студентку и женился на ней в возрасте 27 лет. По специальности Адлер был офтальмологом, хотя его больше привлекала теоретическая биология.

После непродолжительной и не очень успешной частной практики Адлер прошел стажировку по общей медицине и стал психиатром. В 1902 г. его начинает интересовать идей Зигмунда Фрейда, почитанные Адлером в «Толковании сновидений». В том же 1902 г. Адлер начинает посещать заседания кружка психоаналитиков во главе с Фрейдом.

Адлер никогда не считал себя учеником Зигмунда Фрейда, всегда вел себя подчеркнуто независимо, держался как равный.

Постепенно во взглядах Адлера стали появляться все большие расхождения с Фрейдом, они накапливались, а последней каплей стало выступление Адлера на психоаналитическом конгрессе в Нюрнберге 1911 г, на котором он представил коллегам концепцию психологии, которая позже будет названа индивидуальной.

Он строил свою теорию вокруг двух ключевых терминов: «неполноценность» и «мужской протест». Мужской протест, по Адлеру, заключается в том, что мужчина никогда не избавляется от сомнения, возникающего еще в детстве, действительно ли он мужчина.

Обратите внимание

Он стремиться к идеальным мужским качествам – обладанию свободой, любовью, властью, завоеванию женщин и друзей, преобладанию или превосходству над другими. Таким образом, Адлер расходился с Фрейдом в принципиальных вопросах.

Он считал, что подсознание не существует, дети асексуальны, теория вытеснения ошибочна, а сексуальное влечение не играет главной роли в образовании неврозов. Фрейд не мог принять позицию Адлера. Он выступил на конгрессе, где сказал, что Адлер делает упор на недостаточность ошибочно, потому что он биолог. Теория социального формирования характера определяется социологическими взглядами Адлера и не имеет ничего общего с психоанализом. После этого драматического случая Адлер уходит с поста председателя Венского психоаналитического общества. После разрыва с Фрейдом Адлер добился значительных научных успехов. Он основал Общество свободного психоанализа, много писал и работал. С приходом к власти Гитлера, Адлер понимает всю опасность ситуации и переезжает в 1932 г. жить в Нью-Йорк.

Адлер очень много занимался пропагандой своей теории, прослыл замечательным лектором. За свою жизнь он опубликовал более 300 работ.

Наиболее значительными среди них считаются: «Исследования физической полноценности и ее психической компенсации», «Наука жизни», «Смысл жизни», «Образ жизни». В теории А.

Адлера сделан акцент на социальном благополучии как критерии психического здоровья. Благодаря Адлеру в современной психотерапии появились ценностные ориентации.

Впервые термин «жизненный стиль» Адлер использовал в 1926 году. До 1926 года он использовал для обозначения этого понятия менее емкие термины: «направляющий образ», «форма жизни», «линия жизни», «жизненный план», «линия развития целостной личности».

«стиль жизни» — это уникальный для индивида способ адаптации к жизни, особое сочетание черт, способов поведения и привычек, которые составляют индивидуальность человека. Стиль жизни основан на усилиях человека по преодолению чувства неполноценности. Он постоянно прочно формируется в возрасте 4-5 лет и впоследствии не поддается тотальным изменениям.

Стиль жизни — это «значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем»

Мы видим, что стиль жизни — это: 1) принятая человеком концепция жизни;

2) принятый им паттерн поведения.

Для жизненного стиля характерны: — очень раннее формирование; — ошибочность;

— устойчивость.

«Уже младенец стремится оценить свои собственные силы и свой удел во всей той жизни, которая окружает его…

Значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни, и подходит к нему человек не через математический процесс, но через блуждание в потемках, через ощущения, которые не до конца понимаются, через догадки по намекам и нащупывание объяснений».

«И, вероятно, что-то похожее на ошибку неизбежно вкрадывается, когда мы берем какие-то определенные переживания в качестве основы для нашей будущей жизни».

«К концу пятого года жизни ребенок уже достигает единого и кристаллизованного паттерна поведения, своего собственного стиля в подходе к проблемам и задачам.

Важно

В нем уже глубоко укоренилось представление о том, чего ждать от мира и самого себя; до этих пор мир воспринимается им через устойчивую схему аперцепции: переживания истолковываются еще до того, как они восприняты, и истолкование это всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни».

Стиль жизни складывается надолго — на всю жизнь. Он воспроизводится в различных ситуациях и от повторения лишь становится прочнее. «Даже если значение, которое мы придаем жизни, является глубоко ошибочным, даже если наш подход к проблемам и задачам постоянно навлекает на нас несчастья и страдания, мы никогда легко не отказываемся от него».

С точки зрения Адлера на протяжении всей жизни человек сталкивается с тремя глобальными психологическими проблемами: 1.

Профессиональная проблема: «Как найти занятие, которое позволило бы нам выжить при всех ограничениях земного мира». 2.

Проблема сотрудничества и дружбы: «Как найти такое положение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества».

3. Проблема любви и супружества: «Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».

Эти проблемы всегда взаимосвязаны, их решение зависит от индивидуального стиля жизни.

Стиль жизни каждого человека сугубо индивидуален, поэтому очень тяжело выделить какую-либо типологию. Тем не менее, Адлер выделил главные типы личности, основываясь на решении трех главных жизненных задач. Схема классификации построена на двух критериях – социальном интересе и степени активности.

Социальный интерес – чувство собственности и привязанности к людям, оно проявляется в сотрудничестве ради общей выгоды. Социальный интерес – это критерий психического здоровья и зрелости, его противоположность – эгоистический интерес.

Степень активности – синоним терминов «возбуждение» или «уровень энергии» — это определенный энергетический диапазон, в рамках которого оформлено поведение человека. Степень активности может играть конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Совет

Первые три типа личности – люди с низким социальным интересом, но разной степенью активности.

1. Управляющий тип – самоуверенные и напористые люди с очень низким социальным интересом. Они активны, но эгоистичны. Свои жизненные проблемы они решают во враждебной, асоциальной манере. Пример – юные правонарушители и наркоманы. 2. Берущий тип – люди-паразиты.

Удовлетворяют свои потребности за счет других. Социальный интерес отсутствует. 3. Избегающий тип – люди, не имеющие ни социального интереса, ни достаточной активности для решения своих проблем.

Их целью в жизни является избегание проблем в жизни, поэтому они уходят от всего, что может принести неудачу.

4. Социально-полезный тип – зрелый человек в системе Адлера. Сочетание сильного социального интереса и высокого уровня активности. Такой человек проявляет заботу о других и заинтересован в сотрудничестве с обществом.

Существует опросник жизненного стиля личности (Life Style Personality Inventory — LSPI), который позволяет построить индивидуальный личностный профиль, аналогичный профилю MMPI.

Читайте также:  Что означает имя александра (саша) – характеристика имени александра, толкование имени александра

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s11156t7.html

Теория личности Адлера

Другой последователь Фрейда А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом.

Его теория, нашедшая свое отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и являющееся целостной системой развития личности.

Теория личности Адлера отрицает положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют и отделяют человека от общества.

Обратите внимание

Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагают, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее.

Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и «самости» личности, но значительно позже, в 1950—1960-х гг.

Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера.

Не менее важна и провозглашенная им идея о творческом Я.

В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое Я.

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Г. Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкции или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение.

У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого.

Важно

Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека.

Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека играет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни.

Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, но лишь с их прообразами, которые формируются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.

Чувство общности или общественный интерес — это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым.

Эта неразвитость чувства общности — основа асоциального стиля жизни, причина неврозов и конфликтов, возникающих у человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью.

У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими.

Уровень развития чувства общности определяет и систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.

Совет

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта.

Творческое Я, о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем».

Творческое Я, с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения.

Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются, по сути, актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются источниками энергии личности, необходимой для ее развития.

Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, компенсация.

Теория личности Адлера выделяет четыре основных вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

В теории личности Адлера существует положение о том, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность человеку создать достаточно адекватную схему окружающего.

Обратите внимание

При этом люди с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности.

Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примерами такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, и многие другие замечательные люди.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии их личности.

Так, неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который приводит к развитию неадекватной схемы апперцепции, изменяет жизненный стиль, привнося тревожность, чувство неуверенности в себе, чувство зависти, конформность и напряженность в жизнь ребенка.

Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают.

Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост, формируя также неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у людей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах.

При этом также формируется неадекватная схема окружающего, изменяющая стиль жизни человека. Такие люди становятся все большими тиранами и агрессорами, подозревающими окружающих в желании отнять у них власть. Потому они становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадя даже своих близких.

Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких.

Важно

При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущ комплекс вины и неполноценности.

Одно из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперировать, сотрудничать с другими.

Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества.

Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Хотя не все положения в теории личности Адлера нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в психологическую науку.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности.

Он считал, что именно игра дает возможность детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством.

В том же случае, когда требуется преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.

Совет

Теория личноти Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

Источник: https://psyera.ru/5025/teoriya-lichnosti-adlera

Комплекс неполноценности и его истоки. Стиль жизни. Фиктивные идеи. 6 типология личности и индивидуальной теории А. Адлера

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы к зачету по курсу «психология личности»

1 определение личности в отечественной психологии. Личность и индивид. Движущие силы развития личности. Среда, наследственность и развитие личности.

2 основные методы изучения личности.

3 принципы психодинамической теории личности. Структура личности по З.Фрейду. Природа защитных механизмов.

4 основные принципы индивидуальной теории личности А.Адлера.

5 комплекс неполноценности и его истоки. Стиль жизни. Фиктивные идеи.

6 типология личности и индивидуальной теории А.Адлера.

7 Аналитическая теория К.Г.Юнга.

8 Архитипы и их значение в жизни человека.

9 Эго-психология Э.Эриксона. Периодизация жизни.

10 К.Хорни. Социокультурная теория. Понятие базальной тревоги. Этиология неврозов.

11 Э.Фромм. Экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера.

12 В.Франкл. Логотерапия, ноогенные неврозы и понятие экзистенционального вакуума.

13 Бихевиоральное направление в изучении личности.

14 Б.Ф.Скиннер: теория оперантного научения.

15 Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личностию

16 Гуманистическое направление в теориях личности – А.Маслоу.

17 К.Роджерс – феноменологическое направление в изучении личности.

18 Личность как система отношений. В.Н.Мясищев.

19 личность и характер.

20 самоосуществление индивидуальности.

21 деятельностный подход в психологии личности. А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн.

Читайте также:  Послеродовой стресс и как из него выйти

22 Социализация личности

23 человек как индивидуальность: персоногенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности.

Литература

1 Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности – Питер 2000г.

2 А.Г. Асмолов «психология личности» Смысл 2001г.

3 Хрестоматия «психология личности» в трудах зарубежных и отечественных авторов – Питер 2000г.

  1. Книга

    На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста.

  2. Книга

    Хьелла и Д. Зиглера адресована всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности. Прочесть ее будет полезно психологам и врачам, преподавателям и студентам, а также широкому кругу

  3. Книга

    Монография видных американских исследователей Л. Хьелла и Д. Зиглера адресована всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности.

  4. Документ

    15. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ. ЛИЧНОСТЬ В ЗЕРКАЛАХ ТЕОРИЙ Теорий личности очень много, но отнюдь не все из них попадают в учебники.

  5. Учебно-методический комплекс

    Курс “История психологии” предназначен для студентов очной и заочной форм обучения Мурманского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности 050301 «Иностранный язык с доп.

Источник: https://refdb.ru/look/2868587.html

Типы жизненного стиля по А.Адлеру

Социальный интерес
+
Активность + Управляющий тип Самоуверенные, напористые люди, поведение которых не предполагает заботы о других. Важна установка превосходства над миром. Основные жизненные задачи решают в асоциальной манере Социально-полезный тип Воплощение личностной зрелости; осознают необходимость сотрудничества, личного мужества и готовности действовать для других. Заинтересованы в благополучии других
Берущий тип Относятся к миру паразитически, в основном решают свои задачи за счет других, стремясь получить как можно больше. Низкая активность не позволяет им быть асоциальными Типа с такими характеристиками не существует: невозможно иметь высокий социальный интерес и низкую активность
Избегающий тип Не обладают позитивными целями, основной стратегией поведения является избегание. Преобладает социально-бесполезное поведение и низкая продуктивность жизни

Для формирования жизненного стиля важны такие качества, как способность устанавливать правильную дистанцию по отношению к людям, способ поддержки, который присущ человеку, смелость и боязливость, вера в предопределение, которая, по мнению Адлера, часто мешает человеку принимать свои жизненные задачи и потому неполезна. Стиль жизни поддается корректировке, которая в основном состоит в пробуждении чувства общности с другими и одновременно ‑ личной независимости.

Понятие стиля использовалось и Г.Оллпортом, который предпринял попытку развести базовые личностные черты и черты инструментальные, используемые как средство достижения целей (16).

В современной психологии стилевые характеристики выделяются во всех отраслях науки и доказали свою высокую эвристичность при описании особенностей взаимодействия человека с предметами, субъектами и просто способа решения им жизненных или мыслительных задач.

Поэтому стилевые характеристики стали рассматривать как индивидуальный способ взаимодействия с миром в целом.

2, От «комплекса неполноценности» к личностному росту

Обратите внимание

Термин «комплекс неполноценности»ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Сильное чувство неполноценности, или «комплекс неполноценности», может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей.

«Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой». Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной.

Если она включает общественные интересы изаинтересованность в благополучии других, — она развивается в конструктивном и здоровом направлении. (Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни.

) Однако некоторые люди пытаются достичь превосходства посредством господства над другими, а не становясь более полезными другим.

По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности иотсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.

Стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему, когда каждый организм должен развиваться в направлении более эффективной адаптации к миру, к более совершенным отношениям с окружающим, чтобы выжить, в противном случае организм может исчезнуть.

«Цель овладения средой более совершенным способом, которую можно назвать стремлением к совершенствованию, характеризует также развитие человека». Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений.

Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между неудовлетворяющим настоящим и ярким, совершенным будущим.

Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека.

Например, человек, который стремится к личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели — амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека».

Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.

Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, — они включены вобщий стиль жизни.

Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу — это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была).

Важно

Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди — не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность.

«Каждый индивидуум представляет единство личности и индивидуального формирования этой личности. Индивидуум — и картина, и художник. Он — художник своей собственной личности». Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности.

Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее врезультате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни.

Адлер полагал: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все «ни — неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру».

Типы установки личности,связанные со стилями жизни Адлер отмечает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни.

Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания о том, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работа, дружба и любовь.

Эти проблемы взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни.

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются три главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека).

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является згоистический интерес.

Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, который устанавливается в детстве: он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности.

Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):

Управляющий тип— это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы и т. п.).

Берущий тип — люди относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, они стремятся получить от других как можно больше. У них малая степень активности, поэтому маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип— у этих людей нет достаточного социального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач, и бегут от решения жизненных проблем. Они уходят от всего, что грозит трудностями или неудачей.

Социально-полезный тип— это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности.

Совет

Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми, он осознает, что решение основных жизненных проблем — работа, дружба, любовь — требует сотрудничества, личного мужества, ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Психологический рост— это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально-полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество — основные черты здоровой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породнить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства.

Такими ситуациями являются: 1) органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми.

Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверх-компенсировать» первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них.

Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб.

Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют; 3) отверженность — третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежеланный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими.

Источник: https://cyberpedia.su/7x105fd.html

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни

Адлер отмечает, что постоянство нашей личности объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется именно им.

Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания того, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работы, дружбы и любви.

Эти проблемы взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни.

Порядок рождения детей в семье способен повлиять на формирование последнего. Например, первенец получает повышенную любовь и заботу родителей, но когда появляется второй ребенок, он чувствует себя в положении «монарха, лишенного трона».

Читайте также:  Избавление от страхов у ребенка с помощь подвижных игр

Он пытается вернуть свое верховенство в семье, но неминуемо терпит поражение, поэтому приучает себя к изоляции, осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении, стремится к власти и лидерству, превращается в хранителя семейных установок и моральных стандартов.

Положение единственного ребенка в семье обусловливает то, что от родителей он получает слишком много заботы, привыкает ждать того же от других людей, и стиль его жизни характеризуется эгоцентризмом и зависимостью, затруднениями во взаимоотношениях со сверстниками.

Обратите внимание

Положение второго (среднего) ребенка в семье обусловливает непроизвольное его соперничество со старшим братом или сестрой, поэтому часто его стилем жизни становится соперничество, честолюбие, стремление доказать свое превосходство, ориентация на достижения.

Положение же младшего (последнего) ребенка приводит к тому, что он, с одной стороны, часто становится «баловнем», окруженным заботой родителей и старших братьев и сестер, но, с другой стороны, у старших детей больше привилегий, чем у младшего, поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, которое может обусловить либо стремление к борьбе, достижению превосходства («борющийся младший ребенок», возможный будущий революционер), либо нарастание комплекса неполноценности, склонность к депрессии, алкоголизму и т. п.

Позиция ребенка в семье объясняет возникновение определенных проблем, которые могут все-таки им восприниматься по-разному, и поэтому описанная выше тенденция формирования жизненного стиля не столь неумолимо проявляется в каждом случае: дети вырабатывают разные стили жизни в зависимости от субъективного восприятия и решения жизненных проблем.

Поскольку у каждого человека его стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения.

Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются три главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека).

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, он проявляется в сотрудничестве с другими ради общего успеха, а не для личных выгод. Он является основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес.

Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, установившийся в детстве; он может варьироваться у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

В том случае, если последний выражен недостаточно, возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):

  1. Управляющий тип: это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если таковой вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других, для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают враждебно, антисоциально (правонарушители, наркоманы, преступники и т. п.).
  2. Берущий тип: люди относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, они стремятся получить от других как можно больше. Степень их активности невелика, поэтому маловероятно, что они причинят страдания другим.
  3. Избегающий тип: у этих людей нет достаточного социального интереса, должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и бегут от решения жизненных проблем. Они уходят ото всего, что грозит трудностями или неудачей.
  4. Социально полезный тип: это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми, он осознает, что решение основных жизненных проблем — работы, дружбы, любви — требует сотрудничества, личного мужества, ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Адлер показал, что невроз развивается, как правило, у людей, которые недостаточно активны, эгоцентрически стремятся к превосходству, борются за свои личные жизненные цели, имеют неразвитый социальный интерес.

Имея низкий социальный интерес, невысокую социальную активность для выполнения жизненных задач, невротики хотят зависеть от других в решении своих повседневных проблем, хотят, чтобы их баловали и все им прощали.

Больные неврозами — это люди, избравшие неправильный стиль жизни, в основном по той причине, что в раннем детстве их чрезмерно опекали и баловали либо отвергали.

Важно

Психологический рост — это прежде всего движение от сосредоточения на себе и целях своего превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество — основные черты здоровой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и эгоистичный стиль жизни, основанный на нереалистической цели личного превосходства.

Такими ситуациями являются:

  1. Органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что он отказывается от взаимодействия из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверхкомпенсировать» первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени.
  2. У избалованных детей также имеются затруднения в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того чтобы взаимодействовать, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют.
  3. Отверженность — третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежеланному или отвергнутому ребенку незнакомо чувство любви и сотрудничества, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Адлер отмечал: «Изучая биографии наиболее значительных врагов человечества, бросается в глаза одна общая черта: со всеми с ними плохо обращались в детстве. Таким образом, у них развились жестокость, зависть, враждебность; они не могут видеть других счастливыми».

Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, человек начинает стремиться к личному превосходству, поскольку ему не хватает уверенности в своей способности функционировать, эффективно и конструктивно работать вместе со всеми. Накопление успеха, похвал, престижа становится более важным, чем конкретные достижения. Такие люди не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе, что неизбежно ведет их к поражению.

Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный комплекс неполноценности (в стремлении к личному превосходству, власти он замаскирован), важно:

  • понять специфический стиль жизни человека;
  • помочь человеку понять себя;
  • усилить социальный интерес.

Для понимания жизненного стиля, который образует связное целое, Адлер просил человека привести самые ранние воспоминания или рассказать о наиболее выдающихся событиях его детства. «Не бывает случайных воспоминаний. Память человека выбирает только те, которые, как он — пусть смутно — ощущает, имеют отношение к его нынешней ситуации», — указывал ученый.

Он полагал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистичной целью превосходства. Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль, понять себя.

Это значит — научиться видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научиться понимать последствия своего поведения.

Поскольку забота о себе вместо других связана с большинством психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно увести человека от исключительного интереса к себе, переключить его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества. Он делал это так: «Я говорю пациентам:

Хотя Адлер отмечал, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы (в первые 5 лет), а затем человек продвигается в этом направлении всю жизнь, все же у людей есть возможность свободно создавать свой стиль жизни исходя из своих творческих способностей.

Человек сам ответствен за то, кем он становится и как он себя ведет.

Творческое Я делает каждого человека свободным самоопределяющимся индивидуумом, так как творческие способности влияют на восприятие, память, мышление, фантазии и сны, выбор цели и методов достижения цели, обусловливают созидательные возможности человека, его воздействие на социальное окружение.

Адлер представлял развитие личности так:

Совет

от чувства неполноценности, беспомощности в детстве — к стилю жизни взрослого человека.

1. Стремление расти, стать лучше, самоутверждение через самоусовершенствование, развитие способностей, умений.

  • Условия саморазвития:
  • заинтересованность в благополучии других;
  • социальные интересы;
  • сотрудничество с людьми.

2. Стремление к превосходству за счет унижения других и господства над ними (при отсутствии социального интереса).

3. Комплекс неполноценности.

Формы его проявления:

  • пассивность, неверие в себя;
  • критичность к другим;
  • агрессивность, враждебность к другим.

4. Комплекс превосходства и власти.

Причины закрепления комплекса неполноценности:

  • органическая неполноценность, частые болезни ребенка;
  • избалованность ребенка;
  • отверженность ребенка (нежеланный, нелюбимый ребенок);
  • фиксация на неудачах, школьных и жизненных трудностях.

Таблица 5.6.

Концепция А. Адлера

Понимание человека Человек — существо, изначально неполноценное, но стремящееся в процессе своей жизнедеятельности к преодолению своей неполноценности, к самоутверждению.

В зависимости от способа преодоления чувства неполноценности формируются различные типы личности.

Отношение к телу Тело — источник возможного комплекса неполноценности, так как телесные особенности могут становиться особой заботой человека, источником личностных проблем, препятствовать реализации социального чувства. Развитие тела — это компенсация не только телесных, но и личностных проблем, т. е. оно способствует разрешению личностных конфликтов.
Социальные отношения Социальные отношения — центральные, а социальное чувство — изначальная точка отсчета для психического развития и жизни здоровой личности. В дальнейшем социальные отношения определяют конструктивный жизненный стиль — кооперацию и сотрудничество с другими людьми в работе, дружбе, любви. Ослабление или отсутствие социального чувства — причина негативного развития личности, невротического стремления к власти, иных неврозов.
Воля В ранних исследованиях Адлера воля к достижению социального превосходства — центральное понятие, это реальное проявление жизненного стиля.
Эмоции Выделяет два вида эмоций:

  • негативные, разделяющие людей (стремление к изменению своей жизненной позиции за счет других людей, мобилизация к действиям конкуренции, вражды, подавления других, стремление к власти);
  • позитивные, объединяющие людей (связаны с сотрудничеством, кооперацией, искренним проявлением чувств, симпатией, доброжелательностью, юмором и т. п.).
Интеллект Адлер делит интеллект на две сферы:

  • личный интеллект — источник рационализации, оправдания неверного социального поведения, источник одного из комплексов, связанных со стремлением к личному превосходству;
  • разум, или собственно интеллект, основанный на социальном чувстве.
Самость Подлинное Я — это индивидуальный жизненный стиль. Самость — это интегрированное целое, а не особая сущность.
Свобода человека Личность каждого человека является его собственным творением, человек свободен в выборе своего жизненного стиля, хотя последний в некоторой степени зависит от социального окружения, от порядка рождения ребенка в семье, но способ преодоления исходного чувства неполноценности, выбор жизненной цели, стиля жизни во многом зависят от самого человека.
Наследственность Ни наследственность, ни окружение не являются определяющими факторами. Они только обеспечивают исходную основу для развития, но влияние творческого Я превосходит действие наследственности и окружения.
Изменяемость поведения Личность человека, стиль жизни во многом формируются в раннем детстве (до 5 лет) и затем меняются незначительно. Стиль жизни может в разные периоды жизни проявляться по-разному, но по существу он не меняется на протяжении всей жизни
Познаваемость психики человека До конца психика человека непознаваема. Искать абсолютную правду о природе человека не имеет смысла, психологии лучше развивать теоретические концепции, практичные и полезные для людей, пытающихся понять себя.
Отношение к психотерапевтической помощи Неврозы и негативные типы личности формируются в результате ослабления социального чувства.

У терапии три цели:

  • понимание жизненного стиля, так как пациент не осознает его;
  • помощь в понимании пациентом его типичных ошибок в апперцепции, связанных в неверным представлением о себе;
  • усиление и расширение социального чувства, чувства общности, связанного с сотрудничеством и кооперацией с людьми.

Источник: https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/83-tipy-lichnosti-ustanovki-svyazannye-so-stilyami.html

Ссылка на основную публикацию