Упражнения для детей на развитие коммуникативных навыков

Упражнения и игры на развитие коммуникативных навыков

Упражнения и игры на развитие коммуникативных навыков

«Передай привет по кругу».

Каждый здоровается тем способом, который показал взрослый или придумывает свой способ, отличный от других.

«Самопрезентация». Выходя в круг, игрок называет свое имя и показывает движение. Потом все остальные игроки называют имя ребенка «Ты Андрей» и повторяют его движение.

«Ветер дует на …». Дети подбегают к тому игроку, которого назвали по имени.

«Назови соседа ласково». Перекидывая мяч из рук в руки, надо посмотреть на соседа и назвать его ласково по имени.

«Встаньте только те, у кого…». По команде взрослого поднимаются только те, у кого, например есть сестра, кошка…

«Купаемся в хорошем настроении». Круг детей символизирует ванну. С помощью улыбок, смеха, наполняем ее хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг, и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений.

«Мы одно большое животное». Все игроки берутся за руки, образуя тело большого животного, и двигаются в едином ритме: так дышит животное, так оно перемещается и т.д.

«Похвались соседом», «Комплимент».

Упражнение «Добрые волшебники»

Все игроки заколдованы в злых и противных. Тот, кто вызвался быть волшебником, с помощью хороших и добрых слов должен расколдовать каждого.

«Волшебные очки». Каждый игрок, который надевает волшебные очки, все и всех видит только с хорошей стороны, о чем и рассказывает всем.

«Подарки». Взрослый предлагает выбрать детям из шкатулки с мелкими игрушками одну, которая больше понравилась, и подарить тому, кому захочется. Следить, чтобы каждому достались подарки.

«Царевна Несмеяна». Водящий — Царевна Несмеяна. Остальные игроки стараются развеселить водящего разными способами.

«Чай, чай, выручай». Водящий-ловушка догоняет игроков. Те, до кого ловушка дотронулась, считаются заколдованными, они должны замереть на месте и звать на помощь «чай, чай, выручай». Оказать помощь и выручить могут незаколдованные игроки.

Результаты: отсутствие страхов перед контактами со сверстниками, позитивное отношение к занятиям. Активное участие в играх, умение оказывать поддержку сверстникам и принимать ее в условиях отсутствия конкурентов.

Упражнение «Игра с платком»:

Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: совершенствование навыков невербального общения.

Необходимый материал: большой однотонный платок, карточки с заданиями.

Процедура: Ведущий раздает карточки с заданиями: с помощью платка нужно изобразить бабочку, принцессу, волшебника, бабушку, фокусника, морскую волну, больного и т.д.

Обратите внимание

Каждый из участников с помощью платка должен изобразить того персонажа, который указан на его карточке, остальные угадывают. Важно, чтобы каждый принял участие в игре. Ведущему нужно поощрять к участию робких, стеснительных ребят.

После проведения игры желательно провести обсуждение возникших чувств, которые испытали участники.

Упражнение «Ссоримся и миримся»:

Продолжительность: 20-25 минут.

Цель: формирование навыков компромиссного поведения в непринципиальных ситуациях.

Процедура: Ведущий предлагает разбиться на пары. Затем последовательно дает для обыгрывания несколько проблемных ситуаций, находит причину для «ссоры» и говорит о необходимости примирения. Каждая пара находит свой способ для примирения. В конце идет обсуждение.

Упражнение «Доброе животное»:

Продолжительность: 5-10 минут.

Цель: развитие чувства единства.

Процедура: Ведущий говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Вдох — все делают шаг вперед с правой ноги, выдох — шаг назад левой. Наше животное дышит ровно и спокойно.

А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое и доброе сердце, стук — топнуть правой ногой, еще стук — топнуть левой ногой (варианты: держась за руки и т.д.).

Нашему животному очень хорошо и оно поет песенку от удовольствия (на усмотрение ведущего)».

Упражнение «Рукавички»:

Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: обучение эффективной совместной деятельности.

Необходимый материал: вырезанные из бумаги рукавички по количеству участников игры. На каждой паре контуры различного орнамента. Наборы красок, фломастеров, мелки, кисти.

Процедура: Ведущий по залу разбрасывает рукавички. Дети берут одну рукавичку и ищут свою пару. Нужно как можно быстрее договориться с партнером, и совершенно одинаково раскрасить обе рукавички. В ходе выполнения ведущий наблюдает за парами, как они организуют совместную работу, как делят материал, как договариваются. В конце идет обсуждение.

Упражнение «Разговор через стекло»:

Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: совершенствование навыков невербального общения.

Процедура: Группа разбивается на пары. Первым номерам даётся задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым — выяснить у первых задание по математике. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. В конце упражнения идёт обсуждение.

Упражнение «Комплименты и подарки», («Горячий стул»):

Продолжительность: 35-40 минут.

Цель: положительное подкрепление, получение обратной связи.

Процедура: Ребенок садится на отдельно стоящий стул. Все участники игры по очереди говорят ему комплименты (ведущий поощряет высказывания, относящиеся к внутреннему миру личности: черты характера, особенности поведения и т.д.

), а затем преподносят воображаемый подарок, исходя из субъективного представления о том, в чем нуждается данный человек. Примерно игра проходит следующим образом: «Мне в тебе нравится…, я хочу тебе подарить…». Подарками могут быть как конкретные или фантастические вещи (велосипед, робот, остров и т.п.

), так и недостающие личностные качества, черты характера (смелость, меткость, выдержка и т.д.). Когда все выскажутся, ребенок, сидящий на стуле, говорит о чувствах, которые возникли при проведении упражнения (обида, радость, удивление, смех и т.д.).

Ведущий следит, чтобы высказывания детей носили корректный и безоценочный характер. Необходимо, чтобы все желающие «посидели на стуле».

Упражнение «Договорись на игру».

Детям предлагают самим выбрать игру, в которую они хотели бы поиграть.

Упражнение с карандашами. Выполняется по кругу или в парах. Каждый игрок держит в правой руке карандаш. На 3 счета все игроки одновременно передают свои карандаши, поочередно, из правой руки в левую, и наоборот, на сет 4 – разводят руки в стороны и обмениваются карандашами с соседями. Упражнение повторяется до тех пор, пока карандаши по кругу не возвращаются к своим хозяевам.

«Собери картину из частей». Одну картинку собирает несколько игроков. Количество игроков и количество картинок одинаково, части картинок перемешивают и раздают игрокам в случайном наборе, надо выменять у соседей нужные детали.

«На мостике». Игроки разбиваются на пары и проходят по мостику навстречу друг другу. Задача каждого перейти на другую сторону не заступив за черту и не уронив партнера. Побеждает та команда, в которой каждый благополучно достигает берега.

Источник: https://multiurok.ru/files/uprazhnieniia-i-ighry-na-razvitiie-kommunikativnyk.html

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей.

Парные упражнения.

«Приветствие». Дети, разбившись на пары (по ходу игры могут поменять не­скольких партнеров), по команде воспита­теля быстро здороваются друг с другом или протянув руки (правую руку к правой руке), или носом к носу, или пяткой о пят­ку, или бедром о бедро, или спиной о спи­ну, или ухом об ухо.

«Насос и надувная кукла». Один ребе­нок, расслабленно лежа на полу, изобража­ет надувную куклу, из которой выпущен воздух.

Другой как бы с помощью насоса ритмично накачивает куклу воздухом: на­клоняется вперед, произнося на выдохе звук с-с-с.

Кукла постепенно «наполняет­ся» воздухом – фигура распрямляется, выравнивается, затем снова «сдувается». По­сле этого игроки меняются ролями.

«Танцы противоположности». Под ритмичную музыку пары изображают та­нец, но один танцует, весело подпрыгивая, другой — грустно вальсируя. Через 1-2 ми­нуты игроки меняются ролями.

«Упражнение на доверие». В каждой паре один участник играет роль компаса, другой — туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и за­крывает глаза. Компас должен очень акку­ратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели парт­неры меняются ролями.

«Ладонь в ладонь». Пары, прижав ла­дони друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препят­ствия. Основная цель: преодолеть препят­ствия, не разъединяя ладоней.

«Сиамские близнецы». Партнеры встают как можно ближе друг к другу. Воспитатель обматывает партнеров бин­том: правую руку одного с левой рукой другого (аналогичным образом можно забинтовать и ноги). Задание: пройтись по комнате, или станцевать, или что-то нарисовать. Для оживления упражне­ния одному из партнеров можно завязать глаза.

«Мост дружбы». По предложению пе­дагога дети, составив пары, сначала приду­мывают и показывают, например, мостик -соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изоб­ражают мост дружбы.

Групповые упражнения.

«Давайте поздороваемся». Играющие по сигналу ведущего (воспитателя) хао­тично двигаются по комнате, здороваясь со всеми, кого встречают на пути. Один хлопок ведущего означает: следует поздо­роваться за руку, два — плечами, три — спинами.

«Бездомный заяц». Игроки, образовав круг, выбирают охотника и бездомного зайца. Остальные — зайцы — входят в до­мики-обручи, выложенные по кругу. По команде воспитателя «Раз, два, три! Зайца лови!» охотник отправляется на поиски. Где может спрятаться заяц? В любом обру­че, но тогда роль бездомного зайца перехо­дит к хозяину домика. Если охотник пой­мал зайца, они меняются ролями.

«Птенцы». Играющие, образовав круг, выбрав птицу-маму, птицу-папу, предлага­ют им выйти из комнаты. Затем выбирают пятерых птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают голову на руки.

В чем суть упражнения? Услышав, что родители вошли по приглашению ведущего (воспи­тателя) в комнату, один из птенцов, не под­нимая головы, начинает пищать. Задача родителей — определить: кто это? Игра продолжается до тех пор, пока не опозна­ны все птенцы.

При повторе игры роли птенцов можно заменить на роли котят, яг­нят и т.д.

«Танец пяти движений». По предложе­нию воспитателя дети изображают после­довательно:

  • течение воды — плавные, мягкие движения
  • переход через чащу резкие, сильные, четкие движения;
  • сломанную куклу — потряхивающие, незаконченные движения;
  • полет бабочек — изящные, нежные дви­жения;
  • покой — стояние без движения, слуша­ние своего тела.

На каждое упражнение отводится по минуте.

«Пчелки». Изображая пчелок, дети, «ле­тая», громко жужжат. По сигналу ведущего (воспитателя) «Ночь!» пчелки, присев, за­мирают; по сигналу «День!» — просыпаются и снова «летают», громко жужжа.

«Дракончик». Дети стоят друг за дру­гом, крепко держась за талию впереди сто­ящего. Первый ребенок — это голова дра­кона, последний — кончик хвоста. Основ­ная задача — изловить хвост дракона. Если дракон не поймает свой хвост за опреде­ленное время, «голову» заменяет другой ребенок.

«Паровозик». Дети выстраиваются друг за другом, держась за пояс впереди стоящего; у всех, кроме первого игрока, глаза закрыты. Первый, паровозик, начи­нает движение и тащит за собой вперед ва­гончики извилистым путем.

По команде ведущего (воспитателя) поезд останавливается. Первый ребенок уходит в хвост состава, чтобы дать возможность следующему исполнить роль паровозика. И так до тех пор, пока все участники не исполнят роль паровозика.

Примечание.

Анализируя по окончании ход упражнения, воспитатель задает во­просы каждому участнику, например: «Ка­кую роль тебе было интересно исполнять? Почему?», «Кто из ведущих вызывал у те­бя доверие? С кем чувствовал себя в безо­пасности? Почему?», «Кто из паровозиков шел слишком быстро? Кто старался подо­брать темп движения, удобный для всего состава? Кто останавливался, чтобы подо­ждать отставших?».

«Зеркало». Одна часть игроков обра­зует круг — это невозмутимые зеркала, от­ражающие того, кто в них смотрится. Дру­гая группа по одному, смотрясь в каждое зеркало, обходит круг. Если зеркало не выдерживает, смущается, начинает сме­яться, игроки меняются ролями.

Причину, по которой вдруг возникает необходи­мость посмотреть в зеркало, объясняет воспитатель, например: «Утром, проснув­шись, ты пошел в ванную комнату умы­ваться: чистишь зубы, причесываешься»; «В глаз попала соринка.

Посмотри внима­тельно в зеркало, слегка оттянув нижнее веко»; «У тебя болит горло, и ты, смотря в зеркало, пытаешься понять, воспалено ли оно»; «Представь, что у тебя хорошее наст­роение и ты, стоя у зеркала, просто гримас­ничаешь, а ты любуешься собой».

Читайте также:  Как сообщать плохие новости

«Скала». Игроки, сидя (или лежа) на полу, принимают различные позы, дер­жась друга за друга (как бы за скалу).

Важно

По команде ведущего (воспитателя) «Скала готова? Замри! Один из игроков — альпи­нист проходит осторожно перед скалой -вдоль обрыва (обозначен на полу услов­ной линией).

У альпиниста, шагающего по выступу, есть возможность держаться за скалу. В роли альпиниста должны высту­пить все дети.

«Комплимент». Дети, сидя на полу, об­разуют круг. Задача игроков — сказать со­седу справа (или слева) фразу, которая на­чинается словами: «Мне нравится в те­бе…». Цель упражнения: помочь ребенку со стороны увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его принима­ют партнеры по игре.

«Путаница». Дети, стоя, взявшись за руки, образуют круг. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не отпуская рук, игроки «запутывают» круг, который водящий должен «распутать».

«Принц на цыпочках». Дети, сидя, об­разуют круг. Принц (или принцесса), не­слышно шагая, на цыпочках подходит к одному из игроков, легко дотрагивается до кончика его носа и направляется к сле­дующему.

Тот, до кого дотронулся принц, следует за ним также бесшумно и с досто­инством — ведь теперь он составляет сви­ту принца. Свита увеличивается до тех пор, пока в нее не войдет последний участ­ник.

Вот тогда принц, разводя руки, обо­рачивается к свите со словами: «Благода­рю вас, господа!». Игроки возвращаются на свои места.

«Совместный рисунок». По заданию воспитателя дети совместно на листе ват­мана рисуют (карандашами, мелками) или рыцарский замок, или море, или поляну, усыпанную цветами. Если группа спло­ченная, можно предложить рисование кра­сками не кисточками, а пальцами. Для каждого пальца правой и левой руки под­бирается определенный цвет.

Фотография. Воспитатель показывает детям фотографию, на которой изображен человек с определенным настроением. Один из участников воспроизводит задан­ную ему фразу той интонацией (мимикой и жестами), что соответствует фотогра­фии. Дети оценивают правильность вы­полнения задания.

«Имя». Игроки, сидя, образуют боль­шой круг. Первый участник произносит свое имя и делает какое-то движение рука­ми, ногами или телом. Вся группа хором повторяет его имя и сделанное им движе­ние. Затем ход игры передается соседу справа или слева.

«Добрые волшебники». Дети, сидя, об­разовав круг, слушают рассказ воспитате­ля: «В одной стране жил злой волшебник. Он мог заколдовать любого ребенка гру­бым словом.

И тогда ребенок этот переста­вал смеяться, внезапно преображаясь в не­доброго, злого человечка. Расколдовать несчастного мог только добрый волшеб­ник добрым, ласковым обращением, доб­рым, ласковым словом.

Посмотрим, есть ли у нас в группе заколдованные?».

Обычно дети охотно берут на себя роль заколдованных. Воспитатель выбирает их из числа тех, кто непопулярен или отлича­ется агрессивностью, и просит добрых волшебников помочь им ласковым сло­вом. Соблюдая очередность, добрые вол­шебники подходят к заколдованным де­тям, «одаривая» их добрым именем и доб­рыми словами.

«Волшебные очки». Игру-упражнение начинает воспитатель. Обращаясь к де­тям, он сообщает: «В этой коробке (показ) хранится некий сюрприз. Какой? Сейчас узнаете… (Вынимает очки.) Очки эти вол­шебные. Тот, кто их надевает, видит в ок­ружающих его людях только хорошее.

И даже те положительные качества ха­рактера, которые они порой скрывают от всех. (Надевает очки.) Ой, какие вы все красивые, веселые. Искренне смотрите на меня…

(Подходит к каждому ребенку и на­зывает какое-либо его достоинство: хоро­шо рисует, конструирует, лепит, деклами­рует, поет и т.д.) Но вы, конечно, тоже хо­тите примерить эти очки? Пожалуйста.

Для этого вам нужно только одно: внима­тельно рассмотреть своего соседа». Если кто-то при выполнении упражнения за­трудняется, воспитатель приходит на по­мощь.

«Чаша доброты». Игру-упражнение ведет воспитатель. Обращаясь к детям, он предлагает: «Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами на сто­ле любимая чашка… Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь пред­ставьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая.

Отлейте доброты в эту чашку из своей. Не жалейте! О, ваша чашка опус­тела! Добавьте вновь доброты. Все дело в том, что, будучи добрым человеком, вы мо­жете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной.

Совет

Вот поэтому откройте глаза и спокойно, уверенно ска­жите: «Это я! У меня есть такая чашка до­броты!».

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/ighryiuprazhnieniiadliarazvitiiakommunikativnykhnavykovdietiei

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры

Как научить ребенка общаться с окружающими людьми. В какие игры играть для развития социально-коммуникативных навыков.

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях.

Развитие социально-коммуникативных навыков детей

Современное общество требует уверенных в себе личностей, способных совершенствоваться и развиваться. Если посмотреть на проблему глобально, то наши дети должны быть воспитаны так, чтобы страна нравственно и духовно развивалась.

Ответственность за воспитание в ребенке вышеуказанных качеств возлагается на семью и образовательные учреждения. Личностные качества человека закладываются в первые годы жизни. И насколько позитивными будут результаты, зависит от родителей, воспитателей и учителей.

Дружба детей — важная часть социально-коммуникативного развития

Развитие коммуникативных навыков детей в семье

При этом процесс является неосознанным не только для малыша, но и для взрослых членов семьи. Семья попросту реализует свое ежедневное общение с ребенком, таким образом показывая ему пример. Общаясь с членами своей семьи, ребенок становится похожим на них в манере общения, жестах, мимике, поведении.

Существует две модели поведения в семье:

  1. Если родители общаются между собой с уважением, добротой, то это позитивно скажется в будущем на мировосприятии ребенка. Замечательно, когда родители и другие члены семьи заботятся друг о друге, ласково разговаривают, помогают, имеют общие интересы. Недостаточно одного физического ухода за малышом. От родителей требуется также эмоциональное участие в жизни малыша — ласковое общение, поддержка, добрая игра, доверие
  2. К сожалению, в некоторых семьях царит агрессивная или неискренняя атмосфера. Слишком сдержанный эмоциональный стиль общения также негативно влияет на дальнейшую положительную адаптацию ребенка. Плохо, когда родители разговаривают с ребенком в сухом или резком тоне, кричат на него, ругают за оплошности, постоянно одергивают, относятся безразлично к его успехам. Часто родители заменяют живое общение дорогими игрушками, компьютером, подарками. Такой подход также несет негативные последствия

В первом случае вырастает благополучно социализированный ребенок. Он редко становится виновником конфликта. А если вдруг и попадает в конфликтные ситуации, то с легкостью находит решение. Кроме доброжелательного общения с окружающими, ребенок способен справляться со своими внутренними переживаниями.

Во втором случае вырастает личность, не способная к налаживанию контакта с другими людьми. Ребенок начинает проявлять агрессию, настороженно относиться к другим детям, учится врать и хитрить. Это доставляет ему массу психологических переживаний, с которыми он не умеет справляться.

Доверительные отношения в семье — залог успеха ребенка в будущем

Знание правил и норм при общении

Пока ребенок не посещает дошкольное учреждение, затруднения в манере общения могут не казаться существенными. Но когда ребенок начинает ходить в детский сад, обнаруживаются трудности. Конфликты со сверстниками могут решаться с применением силы, нехороших слов.

С самого детства приучайте ребенка к общепринятым правилам общения:

  1. Использовать слова вежливости, когда это необходимо. Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извини. Употреблять их нужно не только при общении со взрослыми, но и при общении со сверстниками
  2. Здороваться со знакомыми при встрече и прощаться. Контакт глаз, улыбка, вежливое приветствие — обязательная часть этикета. Без слов приветствия и прощания невозможно построить вежливые взаимоотношения. Научите ребенка этим основам
  3. Не трогать чужие вещи. Если ребенок хочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина. Также приучите ребенка спокойно воспринимать отказ
  4. Не жадничать. Приучайте ребенка делиться игрушками, сладостями, если он играет (кушает) в коллективе. При этом нужно сделать так, чтобы ребенок делился не в ущерб себе
  5. Не говорить о людях плохо в их присутствии. Дети должны понимать, что некрасиво высмеивать физические недостатки других людей, а также унижать своих сверстников

С ранних лет приучайте ребенка к вежливости

Как пробудить в ребенке желание общаться?

Все дети разные. Понаблюдайте за ними на детской площадке и вы сами сможете увидеть, насколько могут быть разными дети одного возраста. Есть дети конфликтные, есть застенчивые, замкнутые, беспокойные. Характер ребенка определяется его темпераментом.

Как побуждать желание к общению у детей с разными характерами:

Застенчивый ребенок

  • Расширяйте круг его знакомств
  • Приглашайте знакомых детей в гости
  • Не пытайтесь сделать сами все вместо ребенка
  • Привлекайте его к заданиям, где он должен будет сам спросить что-то, дать, взять
  • Постарайтесь привить малышу уверенность в себе и в собственных силах

Конфликтный ребенок

  • Сдерживайте ребенка в стремлении «устроить бурю»
  • Не нужно обвинять другого ребенка, а своего оправдывать
  • После случившегося инцидента поговорите со своим ребенком, укажите на неправильные поступки
  • Не всегда нужно вмешиваться в конфликты. Бывают такие ситуации, когда дети сами должны научиться уступить друг другу

Беспокойный ребенок

  • Не потакайте всем капризам малыша, однако не лишайте его полностью свободы действий
  • Показывайте хороший пример собственным сдержанным поведением
  • Не дайте ребенку почувствовать себя забытым, в то же самое время научите его понимать, что не всегда он должен находиться в центре внимания

Замкнутый ребенок

  • Покажите пример активного общения на своем опыте. Пусть ребенок видит, что общаться с другими — это здорово, весело
  • Приглашайте к себе гостей, заводите новые знакомства с детьми
  • Расскажите малышу, что общение приносит много интересного и полезного

Чтобы ребенка принимали в круг друзей, он должен уметь общаться

Видео: Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Дети первых лет жизни играют рядом, но не вместе. К 3-4 годам появляется общая организованная игра. Чтобы другим детям было интересно играть с вашим ребенком, он должен обладать следующими качествами:

  1. Уметь слышать собеседника
  2. Сочувствовать, поддерживать, помогать
  3. Уметь решать конфликты

Совместная игра детей

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста: игры и упражнения

Детям с раннего возраста следует научиться различать чувства людей на примерах героев игры.
К примеру, игра «Как Маша делает?»

Задаете ребенку вопрос и сами даете ответ мимикой. Ребенок научится различать эмоции и чувства.

  • Как Маша плачет?
  • Как Маша смеется?
  • Как Маша сердится?
  • Как Маша улыбается?

Игры с детьми раннего возраста должны быть направлены на:

  1. Развитие доброжелательности к людям
  2. Негатив по отношению к жадности и злу
  3. Элементарное представление о понятиях «хорошо» и «плохо»

Общение и игра детей

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Игра «Подари улыбку»

Для данной игры необходимо минимум два участника. Попросите ребенка подарить своему союзнику самую дорогую и добрую улыбку. Таким образом дети делятся улыбками и положительно относятся друг к другу.

Игра «У птички болит крылышко»

Один ребенок воображает себя птичкой с раненым крылом, остальные пытаются птичку утешить, сказать ей добрые слова.

Дети водят хоровод

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста: игры и упражнения

Игра «Вежливые слова»

Дети становятся в круг. Каждый бросает другому мяч. Перед броском ребенок должен сказать любое вежливое слово (спасибо, добрый день, извини, пожалуйста, до свиданья).

Игры-ситуации

Предложите ребенку разрешить самостоятельно выдуманную ситуацию:

  • Две девочки поссорились — попробуй помирить их
  • Ты пришел в новый детский сад — познакомься со всеми
  • Ты нашел котенка — пожалей его
  • У тебя дома друзья — познакомь их со своими родителями, покажи свой дом

Освоение коммуникативных навыков — путь к полноценной жизни, полной ярких впечатлений и событий. Любящие родители хотят видеть своего ребенка счастливым и успешным. Помогите ему адаптироваться в обществе. Чем раньше вы начнете прививать ребенку социально-коммуникативные навыки, тем легче ему будет находить общий язык с окружающими.

Читайте также:  Мастопатия лечение народными средствами – народная медицина, народные рецепты

Видео: Как воспитать общительного ребенка?

Источник: https://heaclub.ru/razvitie-kommunikativnyh-navykov-u-detej-rannego-mladshego-i-starshego-doshkolnogo-vozrasta-razvitie-umeniya-obshhatsya-uprazhneniya-igry

Упражнения на коммуникацию для младших школьников

Упражнения на развитие навыков общения

Испорченный телефонЦель: знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.Ход упражнения. Дети встают в цепочку. Психолог встает в конце цепочки. Таким образом, все дети повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом стоящему впереди подростку.

Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий — четвертому и т. д. Последний участник показывает предмет.

Условия: все делается молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет их по плечу.

Общение — это»…
Цель: знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.

А. Невербальное общение. «Передай другому»Ход упражнения. Дети сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать.

Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

Обсуждение- Легко или трудно было передавать предмет?- Кому легко?- А в чем были трудности?- Легко или трудно было отгадывать предмет?- Кому было легко?

— А в чем заключались трудности?

Б. Наблюдательность в общении. «Что помню?»Ход упражнения. Один из детей (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями.

После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз.

Обсуждение- Легко или трудно было описывать внешность?- В чем были трудности?- Почему?- Что легче всего вспоминается?- Что труднее?- Кому было легко выполнять это упражнение?

— Почему?

Обратите внимание

В. Умение слушать другого. «Спина к спине»Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут.

Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.ОбсуждениеДети делятся своими ощущениями.

— Легко ли было вести разговор?- В чем были трудности?- Есть ли удовлетворение от разговора? Зрители высказывают свои наблюдения.

Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

Г. Точная передача информации. «Пересказ текста» Ход упражнения:— Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника.

Второй расскажет ему то, что рассказали ему.Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем внимательно слушать каждого участника. Затем выполняется упражнение согласно инструкции.Текст подбирается психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым.

Хорошо подходят газетные заметки из рубрики «Информация».Необходимо, чтобы было два-три героя и определенная протяженность действия. Объем текста — около 50 строк. (Психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения.

)Обсуждение- За счет чего произошло искажение информации?- Что «своего» каждый внес в рассказ?- Бывает ли так в жизни?

— Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?

ПониманиеЦель: совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.Ход упражнения.

Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. В какой степени эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас.

Среди членов группы выберите человека, чье состояние и мысли вы будете угадывать.Вам дается три минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т. п.

Важно

Затем мы сядем в большой круг, и вы, обращаясь к человеку, состояние которого описали, расскажете ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т. е.

высказать свое мнение. Если рассказанное вами соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность ваших наблюдений.

Или опровергнуть ваши догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки.

Другой акцентЦель: совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.Ход упражнения— Часто в нашей речи мы совершенно не обращаем внимания на то, какие слова мы говорим.

Например, после того как вы предложили партнеру принять участие в каком-либо деле, он говорит, что ему не совсем ясно, о чем идет речь. Вы можете отреагировать двумя принципиально разными способами.

Первый из них, который обычно используют некомпетентные в общении люди, выглядит примерно так: «Вы меня не поняли» («Ну какой же вы бестолковый человек!»).

Второй способ реакции на возникшую ситуацию, который используют опытные в общении люди, — это: «Извините, я плохо выразил свою мысль» (читай в скобках: «Я сегодня, действительно, не совсем в форме и готов еще раз повторить свое предложение»).

Вы понимаете, что первым ответом мы перекладываем всю ответственность на партнера и тем самым ставим его в неловкое положение. Эти слова как бы подчеркивают, что он некомпетентен, плохо разбирается в вопросе, который обсуждается, и т. д. Ваш партнер может сделать и другие мрачные выводы.

Второй вариант ответа снимает с вашего партнера значительную долю ответственности. Такими словами вы принимаете все на себя и показываете свою готовность продолжить разговор, несмотря на то, что с первого раза не все получилось так, как вы хотели.Какая тактика более эффективна?Я думаю, что выводы вы сделаете сами.Давайте сегодня потренируемся в использовании именно второй тактики ведения разговора. Для этого мы сначала соберем несколько примеров высказываний первого типа, при котором вся вина перекладывается на партнера.

Желательно, чтобы это были примеры из вашей личной практики, которые вы часто слышите при общении со своими друзьями, знакомыми и другими людьми. После этого мы все вместе перенесем акцент в ответе на себя, т.е. переделаем ответы во второй вариант, который более эффективен при ведении диалога.

Источник: http://orebenkah.ru/uprazhnenija-dlja-detej/uprazhnenija-na-kommunikaciju-dlja-mladshih.html

Картотека игр, тренингов, упражнений на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста | Методические разработки | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

Автор: Каримова Анна Викторовна

Организация: НРМДОБУ «Д/с «Ёлочка»

Населенный пункт: Тюменская область, п. Юганская — Обь

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.

Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

   Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

    Вашему вниманию, предлагаю картотеку игрнаправленные на коррекцию эмоционально – волевой сферы и

сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Цели и задачи:

— чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

— умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты;

— умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

— развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

— создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

  1. Картотека игровых упражнений на формирование навыков общения

«Твой друг плачет»

Один ребёнок лежит на подушках, и делает вид, что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова. Упражнение делают все дети по очереди, воспитатель помогает подобрать как можно больше утешительных слов.

«Совет волшебников»

Воспитатель рассказывает про мальчика, с которым никто не хотел играть. Однажды мальчик встретил доброго волшебника, и тот ему посоветовал… Каждый ребёнок придумывает и говорит, что посоветовал волшебник.

«Возьмите меня в игру»

Дети перебрасываются мечем, сидя на подушках. Один из детей подходит по очереди к каждому сидящему и громко просит: «Пожалуйста, примите меня в игру». Дети подвигаются, уступая место, ребёнок садится. Упражнение делают все дети по очереди.

  1. Картотека игровых ситуаций на формирование навыков позитивного общения с взрослыми и сверстниками

Ролевые игры

«Представь себе, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверюшек?». Воспитатель может читать сказку К.И.Чуковского «Айболит», а дети показывать.

«Представь себе, что ты оказался на необитаемом острове. Что ты будешь делать? Кого ты позовёшь на помощь?». Все дети по очереди представляют себя Робинзоном.

«Представь себе, что ты всемогущий волшебник. Давай придумаем тебе наряд. Давайте оденем волшебника. Какие чудеса ты умеешь делать? Расскажи и покажи». Конечно, детям следует объяснить, что чудес вроде «мешка конфет с неба этот волшебник пока делать не умеет и покажет то, чему хотел бы научиться».

Кукольный театр

Воспитатель предлагает детям разыгрывать некоторые ситуации от имени кукол. Сам комментирует ситуацию, помогает детям моделировать конструктивные диалоги. Примеры ситуаций:

  • Одна из кукол заблудилась в лесу, остальные помогают найти дорогу домой
  • Одна из кукол не хочет ходить в детский сад, остальные перечисляют, что в детском саду хорошего, интересного.
  • Одна из кукол боится делать прививки
  1. Картотека игр на взаимодействие в парах, группах

Липучка

Цель: игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Описание игры: все дети двигаются, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают «Я, липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других.

Когда все дети становятся «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

На мостике.

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: взрослый предлагает пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик – полоска шириной 30-40 см.

По условию, по «мостику» должны с двух сторон на встречу, друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернётся. Также важно не переступить через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры.

Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребёнка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Источник: http://www.pdou.ru/categories/2/articles/1256

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Разминка «Ласковое приветствие»

Ведущий предлагает, передавая «волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.

Читайте также:  Заболевания печени и желчного пузыря – народные средства/ народная медицина

Разминка «Паровозик»
Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не соберутся все дети.

Игра « Дотронься до…»

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

Игра «Липучки»

Совет

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я — липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Разминка «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку. 

Упражнение «Комплименты»

Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент ребенок, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Поварята»

Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить компот.  Каждый участник придумывает,  каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю.

Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот.

Таким способом также можно сварить суп или  сделать винегрет.

Игра « Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру  словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте.  «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее…

Источник: http://gbdou97.ucoz.ru/load/alipova_ljudmila_vladimirovna/igry/igry_i_uprazhnenija_na_razvitie_kommunikativnykh_navykov/41-1-0-18

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста.

Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться.

Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Коммуникация детей — важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие — основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.

Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.

Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.

Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров.

Обратите внимание

Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений.

После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.

Настольный театр — способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей.

Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор.

Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.

Условия для развития коммуникативных способностей

Как развить навыки невербального общения?

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное — выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html

Ссылка на основную публикацию