Упражнения для тренингов на развитие чувственного восприятия

Гвалт (Упражнение на избирательность восприятия) — Групповые психологические упражнения — Сидоров Сергей Владимирович

Наше восприятие избирательно. А это значит, что в жизни мы можем услышать и надолго запомнить какую-то незначительную информацию и пропустить действительно важные сведения. Избирательность восприятия отчётливо проявляется у человека, если он взволнован, расстроен или разгневан.

Общаясь в группе, где все говорят наперебой, выяснить что-либо нужное особенно трудно. Такая ситуация моделируется в упражнении «Гвалт».

Задачи упражнения: демонстрация эффекта избирательности восприятия, тренировка умения учитывать этот эффект, выделять нужное из общего потока аудиоинформации.

Описание упражнения

Вариант 1.

Участники разбиваются на пары. Члены каждой пары размещаются в пространстве на максимально большом расстоянии друг от друга (лучше всего – в разных углах комнаты), после чего все одновременно начинают разговаривать. Задача участника – на фоне общего шума вести беседу именно со своим партнером, выделяя его голос на фоне остальных.

Вариант 2.

Участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии полтора-два метра. Каждый из них поочередно проходит между этими шеренгами сначала с одну сторону, потом — в другую.

Обратите внимание

Из одной шеренги ему кричат только хорошее (положительно эмоционально окрашенное), из другой — только плохое. Задача каждого участника: идя в одну сторону, слушать только плохое, а в другую — только хорошее.

Смысл упражнения

Демонстрируется эффект избирательности восприятия, что всегда имеет место в процессе общения, особенно проявляясь в конфликтах. Упражнение развивает умение учитывать этот эффект в общении (это важно для конструктивного поведения в конфликтных ситуациях), а также выделять необходимую информацию на фоне общего шума.

Обсуждение

Приведите примеры из жизни, показывающие, что человек склонен слышать только то, что он желает услышать.

Использованный источник: Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе [Текст]. / уч.-метод. пособие. — СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. – 52 с.
 

  • Научный поиск: вестник кафедры педагогики и психологии
  • Теория воспитания
  • Для ссылки:

    Гвалт (Упражнение на избирательность восприятия) [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/gvalt_uprazhnenie_na_izbiratelnost_vosprijatija/31-1-0-409 (дата обращения: 22.03.2019).

    Источник: http://si-sv.com/publ/gvalt_uprazhnenie_na_izbiratelnost_vosprijatija/31-1-0-409

    Занятие с элементами тренинга «Восприятие себя и других

    Занятие

    для учащихся 7 класса

    на тему: «Восприятие себя и других»

    (подготовила Сухарева О.А.)

    Цель: повышение самооценки учащихся, закрепление навыков самоанализа и самовыражения, коррекция самовосприятия, преодоление психологических барьеров, анализ поведенческих реакций, формирование понятия «самоценность».

    Ход урока: Ребята, на прошлом уроке мы с вами пытались разобраться в себе, а именно ответить на вопросы: «Какой я? Мои положительные и отрицательные черты характера и поведения. Почему я не могу нравиться всем и т.д.». Сегодня наша задача развить и закрепить знания о себе и научиться адекватно воспринимать окружающих нас людей.

    Игра «Запретное движение».

    Игра «Имя»: Разбиться по парам. Рассказать друг другу о своем имени, почему тебя так назвали (семейная история). Затем садимся в круг и каждый рассказывает о имени своего партнера.

    Рефлексия: — Что вы чувствовали, когда рассказывали свою личную историю?

    • Что вы чувствовали, когда рассказывали о вас?

    Спасибо, ребята за ваши искренние ответы. Искренность, открытость в общении располагает окружающих. Умение раскрыться перед другими – важнейшее личностное качество, способствующее установлению близких отношений с людьми.

    Если человек предпочитает не рассказывать о своих неудачах, переживаниях, он создает впечатление успешного человека, но платой за это становится невозможность построения искренних отношений, неумение просить о помощи.

    И сейчас я вам предлагаю игру «Что моя вещь знает обо мне»:

    Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки один из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине. Например:»Я – Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней…».

    Рефлексия: Ваши чувства?

    Мы много узнали о себе и друг о друге. Сейчас сядьте за парты и возьмите пластилин.

    Задание: Слепите ассоциацию на слово «Другой». Расскажите о своем другом: кто это? Каким его видите? Можно ли сказать, что «Другой» это другой «Я»?

    Релаксация: Устройтесь поудобнее. Закрыли глаза, дышать на счет 1,2,3. Представьте своего другого. Что это за человек? Как он выглядит, что он делает? Какое у него лицо, настроение? Подойдите к нему, мысленно поговорите с ним, сделайте так, чтобы этот Другой почувствовал вашу поддержку, любовь, тепло, уважение. Попрощайтесь с ним. Медленно открываем глаза на счет 3.

    Рефлексия: Что произошло с вашим Другим? Что вы чувствуете?

    Важно принимать другого таким какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками и любить, уважать его за то, что он не такой как все, он индивидуален.

    Игра «Пять добрых слов»: Обрисуйте свою руку на листе бумаги и напишите свое имя. Передайте ваш листок соседу по парте и напишите в одном из пальчиков какое – нибудь привлекательное качество обладателя руки. Так все пишут положительные качества друг друга, пока листки не вернутся владельцам.

    Рефлексия: Какие чувства ты испытал, когда читал надписи на своей руке?

    Все ли достоинства, о которых написали другие, были тебе известны?

    Упражнение «Свеча»: Давайте все возьмемся за руки и каждый пожелает нашей группе что – нибудь хорошее. А теперь на счет 3 вместе задуем свечу.

    Домашнее заданиие: Нарисовать комплимент каждому члену нашей группы.

    Спасибо за урок. До свидания.

    Список используемой литературы:

    1. Милашкевич Т.Б. Тренинг уверенности «Подросток»

    Самара, 1999.

    1. Прасолова Е.Л. Уроки практической этики и психологии общения

    М 6Новая школа, 1998.

    С – Пб: РОО Адаин Ло,1999.

    1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Жить в мире с собой и другими (тренинг толерантности для подростков)

    М: Генезис,2001.

    1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать (1,2 части)

    М: Генезис, 2000.

    Источник: https://multiurok.ru/files/zaniatiie-s-eliemientami-trieningha-vospriiatiie-s.html

    9 упражнений для восприятия зрительных впечатлений и улучшения памяти

    Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности состоит в умении «видеть» точно самые обыденные вещи. Может быть, это и покажется легким, но попробуйте – и вы убедитесь в обратном.

    Поставьте перед собою какую-нибудь самую обыкновенную вещь (лучше яркого цвета, ввиду того что так легче запомнить). Положим, что это будет книга, яблоко или чернильница. Смотрите спокойно на этот предмет в продолжение некоторого времени, но внимательно и разумно, стараясь запечатлеть его в своей памяти.

    Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить эту вещь с наивозможной точностью. Постарайтесь припомнить ее размер, подробности и запечатлейте все это в уме. Затем откройте глаза, взгляните на вещь еще раз и посмотрите, чего еще не хватает вашему умственному образу.

    Важно

    Внимательно отметьте эти упущенные подробности, потом снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать запомненное изображение; снова смотрите на вещь и продолжайте таким образом до тех пор, пока вам не удастся составить вполне ясный умственный образ данной вещи во всех подробностях.

    Небольшая практика даст вам удивительный навык в подобных упражнениях; она вознаградит вас вполне за труд и подготовит к дальнейшей работе.

    2 упражнение

    Овладев вполне первым упражнением, возьмите один из изученных вами предметов и, получив точное умственное изображение его, постарайтесь нарисовать его форму и детали. Не страшитесь того, что вы не художник. Мы и не хотим пытаться сделать из вас художника, но хотим развить только вашу наблюдательность и способность запоминать виденное вами.

    Для первого раза задайте себе что-нибудь легкое, и вы вряд ли разочаруетесь. Успешность ваших рисунков будет зависеть не от художественного дарования, а от подробностей, которые вы запомнили и занесли на бумагу. Изумительно, как эти 2 упражнения развивают наблюдательность и способность запоминания.

    Через короткое время вы будете способны взглянуть на вещь только раз, а затем сделать ее набросок со всеми главными деталями.

    Конечно, вы понимаете, что моделью вам должен служить не самый предмет, но его умственное изображение. Заметив все подробности предмета, взгляните на него вторично и посмотрите, не забыто ли что-нибудь; словом, поступайте как в первом упражнении. В обоих упражнениях почаще переменяйте предмет наблюдения, так как это способствует успеху и даст отдых уму.

    3 упражнение

    Начинайте с рассмотрения деталей, а не с запоминания общего вида предмета. Говорят, что разумное наблюдение – наиболее трудное искусство.

    Не старайтесь «воспринять» весь предмет целиком с первого взгляда. Это дело последующих опытов, по достижении вами уже некоторого развития.

    Воспринимайте отдельные подробности предмета, запечатлевайте их в своем уме, затем приступайте к следующим подробностям и т.д.

    Совет

    Например, возьмите лицо. Досаднее нет ничего, как забывать лица встречаемых вами людей, и многие своими жизненными неудачами обязаны недостатку наблюдательности именно в этом направлении.

    Ошибка многих из нас заключается в том, что мы пытались запомнить лица в целом, но не в деталях.

    Начните упражняться на ваших знакомых, затем переходите на посторонних, и в скором времени вы удивитесь легкости, с которой запоминаете подробности в наружности других.

    Внимательно рассмотрите нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы и т.д. Вы увидите, что вам легко будет припомнить нос у одного, глаза у другого, подбородок у третьего и т.д.

    Раньше, чем приступить к этому, сядьте и попробуйте описать наружность кого-нибудь из ваших самых близких знакомых. Вы будете удивлены неясностью вашего представления. Вы ни разу хорошенько не всматривались в них.

    Если это так, как можете вы надеяться припомнить посторонние лица? Начните с рассмотрения каждого встречного и старательного изучения внешности, а затем берите карандаш и постарайтесь на словах описать наружность.

    Это упражнение очень интересно, и с первых же шагов вы заметите быстрое улучшение.

    Подобным же упражнением является детальное наблюдение зданий. Сначала постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно. Вы сможете составить себе отдаленное понятие его общего вида, формы, цвета и т.п.

    Обратите внимание

    Но что касается числа окон в каждом этаже, местонахождения и размера дверей, формы крыши, ворот, труб, карнизов, украшений и т.д., то вы увидите, что не в состоянии дать себе ясного в этом отчета. Вам будет казаться, что вы никогда по-настоящему не видели дома, не так ли? Вы просто смотрели на него.

    Читайте также:  Как преодолеть страхи детей - детские страхи

    Начните же, приглядываясь к находящемуся на вашем пути зданию, воспроизводить позднее мысленно его подробности и посмотрите, многое ли вы запомнили.

    На следующий день займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (а их будет немало); продолжайте таким образом, пока не составится у вас понятие о здании. Это очень ценный способ для развития наблюдательности.

    4 упражнение

    Это упражнение принесет вам пользу и пробудит интерес, особенно если вместе будут упражняться 2 или 3 человека, потому что дружное соревнование пробуждает и обостряет наблюдательность. Следующий опыт заинтересует вас.

    Положите на стол по крайней мере 7 вещиц и прикройте их платком. Снимите платок, сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, попросите участвующих в этой игре как можно полнее описать на бумаге виденные предметы.

    Присутствующих можно подводить к столу поодиночке и давать им записывать впечатления в другом конце комнаты. Со временем число лежащих на столе предметов может быть доведено до пятнадцати.

    Удивительно, какого искусства в наблюдении достигают таким образом некоторые лица.

    С помощью этого упражнения вы можете обострить наблюдательность так, что без труда будете видеть много такого, чего другие не заметят, и тем получите значительную подмогу в делах.

    К этому разряду упражнений можно отнести и упражнение Удэна, проходившего мимо витрин, а затем припоминавшего выставленные предметы. Эти упражнения можно применять как разновидность одного из вышеозначенных.

    Оно разнообразит работу и способствует развитию наблюдательности и сосредоточения, в то время как наблюдатель бывает окружен посторонними звуками и зрелищами.

    Многие другие упражнения такого же рода придут на ум изучающему по мере его развития, он найдет занятие крайне увлекательным, как только приобретет «навык» в делах такого рода.

    5 упражнение

    В одной деревне мы наблюдали игру, которая является прекрасным средством для развития наблюдательности. Она несколько отличается от указанных выше упражнений в том смысле, что предметы меняются и надо быстро сосредоточить на них внимание, чтобы получить ясное впечатление.

    Дело вот в чем: кто-нибудь должен встать за ширму или занавес и на одну секунду показать оттуда какой-нибудь предмет тем, кто стоит по другую сторону. Развившие способность быстро схватывать смогут описать предмет удивительно ясно и подробно.

    Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактиковались.

    6 упражнение

    Показывают упражняющемуся кость домино и просят его назвать число очков не считая, сразу. Потом кладут две кости и т.д. После небольшой практики всякий сможет мгновенно назвать общее число очков.

    Более легкая разновидность этого упражнения состоит в том, что быстро проводят перед глазами упражняющегося карту и просят его назвать ее и сказать масть.

    Сначала следует действовать медленно, увеличивая скорость постепенно, до тех пор, пока для упражняющегося достаточно будет беглого взгляда, брошенного на карту.

    7 упражнение

    Многие лица могут схватывать содержание статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости просматривающие газеты, обладают такой способностью; мужчины и женщины, занимающиеся журналистикой, часто бывают способны схватить смысл статьи, лишь мельком взглянув на нее.

    Рецензенты также обладают этой способностью (хотя на самом деле рецензенты, если судить по содержанию некоторых рецензий, совершенно не заглядывают в разбираемую книгу). Писатель, занимаясь публицистикой, должен «пробегать» ежемесячно множество статей.

    Важно

    Вначале это отнимает массу времени, но затем тот же результат получается и при быстром просмотре и суммировании содержания лишь по мимолетному взгляду, потому что интересная статья узнается уже при быстром просматривании.

    Все дело в практике. Профессор Портер, говорят, мог прочесть с одного взгляда почти половину книжной страницы. Начните с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целых фраз, отрывков и т.п., при развитии психических способностей следует поступать, как поступают при развитии мускулов: сначала развиваем один мускул, затем другой и так доходим последовательно до целой группы мускулов.

    8 упражнение

    Очень полезно составлять в уме описание комнаты и ее обстановки. Многие женщины делают это без всяких предварительных указаний, наблюдательность мужчин в этом направлении невелика, и они нуждаются в ее развитии.

    Если вы мужчина и читаете эту статью с женщиной, она опередит вас в этом и во многих других упражнениях. Многие женщины, несомненно, видят всякую интересующую их вещь, и многие из них никогда не забывают виденного.

    Войдите в комнату и произведите быстрый осмотр ее обстановки, стараясь заполучить хорошую «психическую» фотографию наибольшего числа предметов: размер комнаты, высоту потолка, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, столов, ковров, картин и прочее.

    Затем уйдите из комнаты и, записав виденное, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата.

    С такой практикой вы будете в состоянии точно и без труда описать всякое место, которое посетите, потому что ваша способность наблюдать, будучи подвергнута вышеуказанной тренировке, станет автоматически заносить впечатления.

    9 упражнение

    Вечером следует сделать обзор ваших дневных занятий и стараться припомнить и записать вещи и лица, с которыми вы встречались и которых вы видели.

    Вы удивитесь незначительности того, что вы сможете припомнить поначалу, и количеству того, что вы окажетесь в состоянии помнить после небольшой практики. Это не только искусство припоминания, но и искусство наблюдения.

    Ваша предсознательная область мышления наконец поймет необходимость ясно замечать предметы и ставить их на должное место.

    Источник: https://www.samtulana.ru/4r1c7xuhipniry3k/

    Упражнения на развитие восприятия

    Упражнение “Дорисуй фигуры”

    Цель: развитие восприятия геометрических фигур, тонкой моторики (умения пользоваться линейкой).

    Материал: распечатанные бланки методики, простой карандаш, линейка.

    Инструкция:

    1-й этап: ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур (см. Бланк №1). Попросите его назвать те фигуры, которые он знает. В случае затруднений, подскажите ему названия тех фигур, с которыми он еще пока не знаком.

    2-й этап: ребенку дают распечатанный Бланк №2, где изображены те же самые геометрические фигуры, но только они не дорисованы до конца. Задание: дорисовать фигуры.

    Примечание: многие из изображенных фигур легче дорисовать, используя линейку. У вас есть прекрасная возможность научить ребенка ей пользоваться. Покажите ему, как необходимо правильно прикладывать линейку для того, чтобы продолжить сторону фигуры, как найти точку пересечения смежных сторон.

    Работа с Бланками №№ 3 и 4 проводится аналогичным образом, только там еще надо часть фигур заштриховать.

    Задание: необходимо найти в каждом ряду лишнюю фигуру и объяснить, почему именно она лишняя.

    Задание: “Найди спрятанные предметы”

    Упражнение “Маршруты”

    Цель: развитие тонкой моторики.

    Материал: распечатанный бланк методики, простой карандаш.

    Инструкция: ребенку дают распечатанный бланк методики и просят его карандашом провести путь по каждому из маршрутов, стараясь не задевать “стены”.

    Задание “Как пройти к зайке?”

    Цель: развитие наглядно-образного мышления у ребенка.

    Материал: распечатанные бланки методики.

    Инструкция: Ребенку по очереди (с 1-го по 6-ой) предъявляются распечатанные бланки методики. На каждом бланке нарисованы разветвленные дорожки. В местах разветвления дорожек расставлены ориентиры: елочки, лиственные деревья, грибы, цветы. У нижнего конца дорожки (начало поиска) нарисована травка. Набор ориентиров и разветвление дорожек на каждом бланке разные.

    Внизу на каждом бланке также даны по две схемы пути. Каждая схема представляет собой ломаную линию, которая начинается от входа в лес (травки), проходит между несколькими ориентирами, меняет направление и заканчивается около какой-нибудь елочки, под которой спрятан зайка. Схемы варьируют по количеству поворотов (от 2 до 5).

    Совет

    Перед началом игры взрослый, показывая ребенку 1-ый бланк, говорит, что в этом лесу под одной из елочек спрятался зайка. Он нарисовал дорожку, по которой его можно найти. Взрослый показывает ребенку первую схему пути.

    Они вместе рассматривают схему, отмечают, мимо чего проходит дорожка к зайке (сначала от травки прямо до елочки, потом сворачивает направо до цветочка, затем идет вниз к елочке, под которой и сидит зайчик). По первой схеме взрослый помогает ребенку искать зайчика.

    Следующие схемы ребенок уже проходит самостоятельно.

    Примечание: в приложении к методике дается картинка-раскраска с изображением зайчика. После того как ребенок справится со всеми заданиями данной методики, ему в качестве “приза” можно дать раскрасить эту картинку.

    Задание “Разные дома”

    Цель:

    Научить ребенка сравнивать рисунок и чертеж предмета.

    Материал:

    1. Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Ребенку предлагаются 4 схемы.
    1. По 3 детализированные картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и ширине и т.п. (см. Бланк)

    Руководство:

    Взрослый рассказывает ребенку, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хотя дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Ребенку предлагается рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Взрослый показывает ребенку первую схему и картинку к ней.

    Ребенок находит ошибку. Затем взрослый показывает следующую картинку к этой же схеме, потом – третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно еще 3 картинки. Если ребенок не может найти правильный ответ, взрослый помогает ему. Точно также рассматриваются остальные рисунки и чертежи.

    Задание: сложи целую картинку из частей.
    Примечание: предварительно необходимо разрезать рисунок чайника на 5 частей по указанным линиям.

    Источник: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/47-exercises/1538-uprazhneniya-na-r

    8 познавательных процессов и упражнения для их тренировки

    Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.

    Можно сказать, что когда говорят о способностях, таланте, гении, интеллекте и уровне развития, то имеют в виду, прежде всего, познавательные процессы. Человек рождается с этими задатками, но в начале жизни использует их неосознанно; в дальнейшем же происходит их формирование. Если он научится их правильно использовать, а главное – развивать, то сможет добиваться самых амбициозных целей.

    Существуют разные классификации познавательных процессов, чаще всего их выделяют восемь. Краткая их характеристика:

    1. Память: это система запоминания, забывания и воспроизведения полученного опыта по прошествии времени. В психологии познавательных процессов память обеспечивает целостность личности.
    2. Внимание: это избирательное направление восприятия на что-либо. При этом внимание не считается отдельным познавательным процессом, а, скорее, свойством остальных.
    3. Восприятие: чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Очень тесно связано с ощущениями, при помощи которых информация поступает мозг и является материалом для переработки, оценки и интерпретации восприятием.
    4. Мышление: это возможность получить определенные знания о явлениях, которые нельзя воспринять при помощи остальных познавательных процессов. Может быть словесно-логическим, наглядно-предпринимательским, практическим, наглядно-образным.
    5. Воображение: способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов. Является основой наглядно-образного мышления.
    6. Речь: процесс общения, который проявляется при помощи языка. Человек способен воспринимать и принимать языковые конструкции, создавать и воспроизводить свои мысли при помощи языка.
    7. Представление: умение отражать в сознании качество различных объектов. Существуют речевые, фонетические, слуховые, интонационные, музыкальные и зрительные представления.
    8. Ощущения: способность человека чувствовать конкретные явления и предметы вокруг него. Наше сознание, можно сказать, существует лишь благодаря им. Есть вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые и осязательные ощущения (впрочем, некоторые ученые считают, что это лишь основные, существует же еще и дополнительные). Информация, полученная при помощи ощущений (органов чувств) передается в мозг и в дело вступает восприятие.
    Читайте также:  Гипноз для достижения успехов в бизнесе

    Диагностика познавательных процессов взрослых и детей

    В психиатрии существует огромное количество тестов и методик, которые диагностируют познавательные процессы.

    Детские тесты можно разделить по возрасту:

    Тесты для школьников от 3 до 6 лет:

    • «Вырежи фигуры». Для психодиагностики наглядно-действенного мышления.
    • «Запомни и расставь точки». Объем внимания.
    • «Кому чего не достает?». Для психодиагностики мышления детей.
    • «Найди звук». На проверку фонематического слуха.
    • «Раздели на группы». Для диагностики образно-логического мышления.

    Тесты для детей от 7 до 16 лет:

    • «20 слов». Для оценки развития приемов запоминания.
    • «Сравнение понятий». Для оценки умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность.

    Тесты для взрослых:

    • «Анаграммы — 2011. Форма А». Для выявления уровня беглости абстрактно-логического мышления и комбинаторных способностей.
    • «Заучивание слов по А. Р. Лурии». Для исследования процессов памяти.
    • «Количественные отношения». Для оценки логического мышления.
    • «Тест Мюнстенберга». Помехоустойчивость и избирательность внимания.

    Каким бы ни был уровень ваших познавательных процессов, вы должны их тренировать, причем делать это нужно в идеале постоянно.

    Давайте сфокусируемся на каждом познавательном процессе и выясним, какие существуют игры и упражнения для его развития. Разумеется, полноценное раскрытие темы в объеме статьи для блога невозможно, поэтому это лишь базовая информация.

    1. Память

    Упражнение первое: запоминание слов.

    Прочтите следующий список: барабан, стул, ковер, буква, пробка, орудие, кастрюля, картина, ваза, булавка, сумка. Выделите 30 секунд на то, чтобы запомнить их. Не пытайтесь применять мнемотехники.

    Упражнение второе: вспомните вчерашний день.

    Наша память портится оттого, что мы очень редко пытаемся вспомнить прошедшие события и не ведем дневник. Поэтому сядьте в тихом месте и попытайтесь воссоздать в мельчайших деталях вчерашний день.

    Упражнение третье: кухня.

    Прямо сейчас попытайтесь вспомнить, как в деталях выглядит ваша кухня (или любое другое хорошо известное вам помещение).

    2. Внимание

    Упражнение первое: тест Струпа.

    Посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово.

    Упражнение второе: радио.

    Включите песню, в которой очень много слов. Через 10 секунд начинайте постепенно уменьшать звук. Установите самый нижний предел, на котором еще можно разобрать, что говорят. Начните слушать эту песню заново. Это упражнение позволит сфокусироваться только на ней.

    Упражнение третье: наблюдение.

    Найдите в интернете изображение неизвестной картины. Смотрите на нее в течение одной минуты. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести ее в точности. Откройте глаза и сравните результаты.

    3. Восприятие

    Упражнение: преодолевая шум (избирательность восприятия).

    Для этого упражнения понадобится участие как минимум четырех человек. Члены каждой пары размещаются друг от друга на максимально возможном расстоянии (в углах комнаты). После этого все одновременно начинают разговаривать. Задача каждого участника состоит в том, чтобы вести диалог со своим партнером, несмотря на шум.

    4. Мышление

    Упражнение первое: мозговой ящик.

    Выберите три любые темы. Это может быть сюжет недавно просмотренного фильма, идея, новость. Теперь начинайте размышлять на первую тему в течение трех минут. По окончании переходите ко второй теме, потом к третьей.

    Упражнение второе: найдите причину.

    Упражнение должно выполняться в компании. Один человек совершает действие из только одному ему ведомой причины, а второй участник должен ее угадать. И так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

    5. Воображение

    Упражнение первое: случайные слова.

    Выберите десять случайных слов в книге или журнале. Свяжите их, чтобы получился небольшой рассказ, разбавляя их другими словами.

    Упражнение второе: идея из хаоса.

    Возьмите лист бумаги и поставьте хаотично на ней несколько точек. Соедините их линиями. Какие ассоциации вызывает фигура? На что она похожа? В эту же игру можно играть вдвоем. Один рисует, второй угадывает и наоборот.

    6. Речь

    Эти упражнения подойдут ребенку от 2 до 6 лет.

    Упражнение первое: слова на определенную букву.

    Попросите своего ребенка назвать как можно больше слов на определенную букву.

    Упражнение второе: поиск глаголов.

    Выберите для своего ребенка существительные («дом», «дорога», «машина») и пусть он подберет для них глаголы. Например, машина – едет, тормозит, поворачивает, останавливается, ускоряется.

    Упражнение третье: пересказ прочитанного.

    Выберите рассказ, который с большой долей вероятности будет интересен вашему ребенку. Прочитайте его. Теперь предложите ему пересказать текст, задавайте уточняющие вопросы.

    7. Представление

    Для формирования и развития пространственного представления мы рекомендуем вам как можно больше собирать пазлы и играть с конструктором Лего. Эта деятельность полезна как ребенку, так не зазорна и взрослому.

    8. Ощущения

    Упражнение первое: наблюдение за деревом (зрительные ощущение).

    Выгляньте из окна и наблюдайте за деревом или любым другим большим объектом. Оцените его высоту, красоту, цвета. Сравните с другими деревьями.

    Упражнение второе: сравнение звуков.

    Снова выйдите на балкон и прислушайтесь к звукам. Выберите два наиболее интенсивных и громких. Начните сравнивать.

    Упражнение третье: вкусовые ощущения.

    Если у вас есть два вида сыра или другого продукта, нарежьте его маленькими кусочками и поочередно пробуйте. Чем они отличаются? Найдите 5 отличий.

    В нашей Библиотеке представлен обзор по книге Роджера Сайпа «Развитие мозга», прочитав который вы научитесь быстрее запоминать информацию, освоите навыки «разумного чтения». Как следствие, у вас появится больше времени на достижение ваших личных целей, на заботу о себе и своем разуме.

    Источник

    Мы пришлем Вам обзор полезной книги.

    Законы влияния Сьюзан Вайншенк

    Источник: http://www.knigikratko.ru/articles/8-poznavatelnyh-processov-i-uprazhneniya-dlya-ih-trenirovki

    Тренировка восприятия

    Чтобы достигать целей и принимать осознанные решения, необходимо тренировать свое восприятие.

    Каждый день мы принимаем множество решений, при этом почти всегда автоматически доверяя своему восприятию, той картине мира, которую формируют для нас наши органы чувств и мозг.

    Часто не подозреваем, что этот вроде бы объективный опыт существенно зависит от эмоционального состояния, окружающей среды, физических особенностей. В итоге реальность может иметь мало общего с ее отражением в нашем сознании, что, конечно, влияет на качество наших решений.

    Но есть несколько возможностей немного натренировать свое восприятие, сделать его более объективным.

    Поправка на опыт

    Адекватность отражения реальности в нашем сознании сильно зависит от прошлого опыта, который накладывает фильтры на наше восприятие, ограничивает его. Так, например, яркая эмоция вокруг определенного события в прошлом делает более позитивным наше восприятие похожего происшествия сейчас.

    То, чего мы не знаем совсем, склонны воспринимать, как более сложное, а то, о чем хотя бы слышали, кажется проще. К тому же с накоплением опыта некоторые вещи мы начинаем делать на автомате, сознательно или подсознательно создаем шаблоны привычных действий и решений.

    Опыт мешает нам воспринимать новую информацию беспристрастно.

    Конечно, полностью исключить влияние опыта на восприятие нереально. Но можно хотя бы помнить об этой особенности, сформировать привычку внимательно относиться к информации, тем более, когда речь идет о важном решении.

    Обратите внимание

    Чем важнее то, с чем мы имеем дело, тем полезнее рефлексия: почему я уверен в своей оценке? Как влияет опыт на мое отношение? Стоит проверять не только имеющиеся на поверхности варианты, но и сознательно работать с неочевидными, на первый взгляд, альтернативами, аргументируя все за и против.

    Фильтр для эмоций

    В любой коммуникации вместе с фактами мы всегда получаем в нагрузку еще чьи-то эмоции, оценки и суждения. Это микс из объективного и субъективного. Если сознательно не отделять одно от другого, можно запросто принять чужие оценочные суждения за факты.

    Потом на основе этой искаженной картины реальности незаметно формируется наше собственное восприятие ситуации и отношение к ней. Так чье-то мнение становится нашим. Чужая оценка, конечно, может быть важной и полезной. Главное — воспринимать ее сознательно.

    Поэтому тренируйте свое критическое мышление.

    Проверяйте утверждение логикой, действительно ли причина ведет к следствиям, верны ли предположения, лежащие в основе суждения, нет ли тавтологии? Если обращать на это внимание, в большинстве случаев нетрудно понять, где факт, а где начинается интерпретация, точка зрения относительно него.

    Не стоит забывать, что и само событие в различных эмоциональных состояниях воспринимается нами совершенно по-разному. Попробуйте насладиться произведением искусства, когда сильно чем-то напуганы.

    Это крайний случай, но он хорошо объясняет механизм эмоционального искажения восприятия. Мы очень зависимы от нашего эмоционального фона, и это хорошо, ведь чувства делают нас живыми людьми.

    Но когда речь идет о принятии сознательных рациональных решений, лучше абстрагироваться от эмоций. Ключевая вещь здесь — их осознание.

    Когда вы начинаете понимать, что вами управляют эмоции, появляется шанс учесть их влияние на восприятие.

    Выборочное внимание

    Важно

    Еще одна возможность сделать свое восприятие более объективным — тренировать выборочное внимание. С его помощью мы анализируем среду, выделяем из поля восприятия элементы. Это может происходить стихийно или сознательно. Выборочное внимание — именно про сознательный контроль и оценку того, что попадает в наш мозг. Оно предполагает проактивный выбор объекта, на котором мы сосредотачиваемся.

    Внимание также неразрывно связано с концентрацией и распределением. Сложность здесь заключается в том, что, когда мы сконцентрированы, нам трудно замечать детали в более широком контексте, и наоборот.

    А для управленца особенно важно это умение быстро переключаться от полной концентрации к распределению внимания. В кризисных ситуациях темп переключения внимания вообще становится решающим.

    Тренировать его лучше всего, практикуясь, благо в работе менеджера есть для этого достаточно возможностей.

    Читайте также:  Когда удача улыбается другим людям: что делать

    Гигиена восприятия

    Когда мы едем в машине, находимся на работе или дома, нас постоянно сопровождает информационный шум. Ежедневно он грузит наши органы чувств и мозг, незаметно искажая восприятие реальности.

    И тут не лишней будет некая гигиена. Фильтруйте все, что пропускаете в себя: эмоции, информацию, еду, людей… Выбирайте позитивную информацию, такую, которая вдохновляет. Старайтесь избегать «токсичных» людей. Найдите время для себя.

    Чтобы очиститься, например, от информационного загрязнения, Махатма Ганди один день в неделю проводил в тишине — не разговаривал ни с кем: читал, думал, медитировал, выполнял физическую работу.

    Конечно, мы не в состоянии полностью отстраниться от внешнего мира, но вполне можем один день провести без телевизора, радио в автомобиле, интернета, других каналов коммуникации.

    Так я однажды выключил радио в машине, и с тех пор езжу в тишине.

    Прекрасный пример гигиены восприятия — медитация. Хотя родилась она как религиозная практика, сейчас стала мощным инструментом управления своим эмоциональным состоянием. Большинство из нас мало двигаются в течение дня. Чтобы сбалансировать организм, мы делаем физические упражнения. Так же стоит сбалансировать свое эмоциональное состояние: очищаться от перегрузки звуками, шумом, информацией.

    Прислушайтесь к себе и найдите что-то свое: классическая музыка, прогулка в лесу, физическая нагрузка — то, что помогает вам отключиться от информационного шума и отпустить постоянно повторяющиеся мысли. Если таким образом уменьшать давление на органы чувств, это не только улучшает восприятие, но и делает нас более оптимистичными и доброжелательными к другим и к себе.

    Эдуард Мальцев — руководитель программы Executive MBA в Киево-Могилянской Бизнес Школе (kmbs), эксперт журнала «Стратегии»

    Источник: https://hr-portal.ru/article/trenirovka-vospriyatiya

    Тренинг восприятия

    kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

    Заострите видение

    Понаблюдайте за собой — как вы воспринимаете мир в его движениях, красках, формах, запахах?

    Замечаете ли вы эти его свойства и особенности, или все это проходит мимо вашего сознания, и вы больше живете в чисто ментальных, умственных схемах и в деловой суете?

    Если для вас не осталось ничего красочного яркого, вдохновляющего в том, что вы видите и слышите, то вы теряете очень многое.

    Совет

    Согласно восточной традиции, человек питается тремя видами пищи. Первые два вида — еда и воздух — вполне очевидны, но третье — впечатления — не оценивается большинством людей, как пища.

    И напрасно: человек, не добирающий хороших впечатлений, — это несчастный, психологически голодный человек, не способный чувствовать радость и счастье и потому чаще всего довольствующийся суррогатами в виде телевизора, пьянства или наркотиков.

    Если вы хотите стать сильнее, начните тренировать себя на остроту восприятия.

    Пусть ваши глаза и уши, как у хорошего охотника, станут способны увидеть в лесу десятки оттенков листвы и деревьев различной окраски, услышать и распознать различные шорохи и звуки.

    Можете использовать другие образы и поочередно перевоплотиться в художника, музыканта, парфюмера, дегустатора и постараться максимально заострить восприятие различных свойств и форм этого мира.

    Старайтесь ощущать, как через открытые поры вашего восприятия в вас вливаются все новые мощные силы, которые делают вас крепче и защищеннее.

    Расширение восприятия

    Посмотрите на сам процесс своего восприятия мира — каждую минуту перед вашим сознанием, воспринимающим информацию через глаза, уши, нос, язык и кожу, находится некая одновременно зрительная, звуковая, пахнущая, несущая вкус и воздействующая на осязающие рецепторы кожи картинка или образ. Насколько велик тот объем информации, которую вы можете вобрать в себя одновременно?

    Речь идет не только об информации, связанной с ощущением и осмыслением ситуации и в данный миг, и вообще.

    Если вы посмотрите на себя непредубежденно, вы увидите, что этот объем очень мал, основная часть информации остается за кадром. Попробуйте увеличить этот объем за счет повышения осознанности восприятия, тренировки внимания, чтобы вы не пропускали ничего из увиденного.

    Обратите внимание

    Старайтесь как можно шире открывать поры восприятия. Особый акцент сделайте на увеличение невербальной тонкой информации, идущей от людей и обстоятельств. Помните, что объем сенсорных ощущений — это и есть объем жизненной силы.

    Добивайтесь почти физического ощущения того, как воспринятые и отсортированные психикой и мозгом впечатления превращаются в энергию и делают вас увереннее и сильнее.

    Источник: http://www.Kluchnikov.ru/prakticheskaya-psixologiya/uprazhneniya-i-psixotexniki/719-trening-vospriyatiya.html

    Упражнения на развитие восприятия

    Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур

    Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геомет­рических фигур.

    Попросите назвать фигуры, которые ребенок знает, подскажи­те ему названия тех фигур, кото­рые ему еще не известны.

    В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, кото­рые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, четырехуголь­ник, треугольник, эллипс, трапе­ция).«Дорисуй фигуры». Упражнение на развитие точности восприятия

    Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигу­ры, то есть они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.Упражнение на развитие цветоразличения

    Подберите разноцветные картонки, кубики, карандаши, флома­стеры, лоскутки и т. д.

    Попросите ребенка назвать цвета, подскажите ему, если он не справ­ляется. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ребенок не осво­ит эту цветовую гамму.

    Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала

    Покажите ребенку секундомер или часы с секундной стрелкой, пусть он проследит движение стрелки по кругу и поймет, что такое одна минута.

    Затем попросите его отвернуться и посидеть тихо в течение одной минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы или секундомер).

    Далее предложите ему проделать три задания, каждое — за 1 минуту:

    1) разрезать бумагу ножницами на полоски — 3 см шириной (зара­нее подготовить лист бумаги, разлинованный по ширине);

    2) нарисовать какие-нибудь фигуры (например, геометрические);

    3) перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в ко­робочку.

    Важно

    Каждый раздавайте команду кначалу действия, аребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута пройдет.

    Упражнение на развитие представлений о частях суток

    Подготовьте рисунки, посвященные каждому времени суток, — утро, день, вечер, ночь. Затем задайте ребенку вопросы: «Что ты дела­ешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?» и т. д.

    После этого покажите ребенку картинки (см. след. стр.) и спро­сите, о каком времени суток идет речь на каждой из них. Как только ребенок справится с этим заданием, предложите ему разложить са­мостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребенок в каж­дую часть суток.

    Упражнение на развитие представлений о временах года

    Выучите с ребенком стихотворение или отрывок из него.

    Четверо художников, Столько же картин! Белой краской выкрасил Все подряд один. Лес и поле белые, Белые луга. — У осин заснеженных Ветки, как рога…

    У второго — синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки-кружева. Первые проталинки, Первая трава.

    На картине третьего Красок и не счесть: Желтая, зеленая, Голубая есть… Лес и поле в зелени, Синяя река, Белые, пушистые В небе облака.

    А четвертый золотом Расписал сады, Нивы урожайные, Спелые плоды. Всюду бусы-ягоды Зреют по лесам… Кто же те художники? Догадайся сам.

    Трутнева

    Покажите ребенку 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одеж­де идут с корзинками в лесу; деревья с желтыми листьями; убранное поле; астра.

    Совет

    Расспросите ребенка о временах года: «Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы вьют гнезда?» и т. д. Через 1-2 дня ребенку последовательно покажите 4 картинки с изображением времен года и попросите назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.

    Если ребенок затрудняется в определении времен года, продолжайте эту игру дальше, подготовьте другие картинки (хорошо бы — юмори­стические), постарайтесь вносить разнообразие в вопросы.

    Такой же подход можно использовать и в развитии у ребенка пред­ставлений о месяцах.

    I

    Упражнение на развитие пространственных представлений

    Подготовьте заранее: 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису); картинки с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.

    Предложите ребенку выполнить несколько заданий: А) Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.

    Б) На столе перед ребенком расположите игрушки следующим обра­зом: в центре — мишка, справа — уточка, слева — заяц, впереди — кукла, сзади — лиса, и попросите ответить на вопросы о располо­жении игрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?»

    В) Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении пред­метов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верх­нем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»

    Г) Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре — круг, слева — квадрат, выше круга — треугольник, ниже — прямоуголь­ник, над треугольником — 2 маленьких кружка, под прямоуголь­ником — маленький кружок. Задание ребенок выполняет последо­вательно.

    Обратите внимание

    Д) Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребенка на расстоянии 40—50 сантиметров от него и предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.

    Е) Ребенку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что на­ходится слева, справа, впереди, сзади от него.

    Наблюдайте за ребенком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчета, удаленности объектов и т. д.

    Предложите ребенку решить задачу: «Мама, папа и Маша сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, что мама сидела справа от Маши, а папа — справа от мамы?»

    Упражнение на развитие наблюдательности

    Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и най­ди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет пред­меты: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.

    Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто больше назо­вет таких предметов?»

    Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы разные предме­ты, и попросите назвать все те предметы, которые как бы «спрятаны».

    Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 1549;

    Источник: https://poznayka.org/s29586t1.html

    Ссылка на основную публикацию