Медицинская клиническая психология и психотерапия

Клиническая психотерапия — психология

При серьезном нервном расстройстве у человека может появиться чувство неопределенности и нестабильности, вплоть до деперсонализации. «Теряя» себя, пациент впадает в глубокую депрессию, у него начинает развиваться невроз, соматизированное или соматоформное неврозоподобное расстройство. В таком случае будет эффективна помощь клинического психотерапевта.

Что представляет собой метод клинической психотерапии?

Клиническая, или медицинская психотерапия — это методика, направленная на борьбу с соматическими и нервно-психическими заболеваниями. Это раздел медицины и клинической психологии, который предусматривает выполнение коррекции психического состояния пациента при помощи гипноза, аутогенной тренировки, рациональной терапии, внушения и самовнушения.

Клиническая психотерапия — ведущий метод психотерапевтического воздействия, усиливающий и облегчающий физиотерапевтические, медикаментозные, гормональные, хирургические и другие методики лечения. Практиковать в данной сфере может только человек с высшим медицинским образованием.

Особенности клинической психотерапии

Клиническая психотерапия — это методика, располагающая разнообразными психотерапевтическими воздействиями, предопределенными клинической картиной заболевания пациента и его личностной почвой.

Основываясь на данных показателях, психотерапевт пытается выявить защитно-приспособительную работу саморазвивающейся природы и помогает ей защищаться более совершенно.

Обратите внимание

Для этого используются различные психологические формы поддержки людей, имеющих проблемы, связанные с нарушением физического здоровья.

Клиническая психотерапия как медицинская специальность работает в рамках таких понятий, как «диагностика», «пациент», «механизмы патологии», «нозология», «клиника», «лечение, эффективность и прогноз», а также «юридическая ответственность за пациента» и «история болезни».

Цель и задачи метода клинической психотерапии

Цель и задачи данной методики определены практическими потребностями клиники, в которой проходит лечение пациента (соматической, неврологической или психиатрической). Работа клинического терапевта направлена на решение нескольких основных задач:

  • диагностика отклонений в личностном и интеллектуальном развитии
  • коррекция поведения деструктивной направленности
  • исследование больных с нарушенной психикой
  • психотерапия, психопрофилактика и социальная реабилитация пациентов с пограничными, психопатическими или психосоматическими расстройствами.

Кому помогает клиническая психотерапия, в каких случаях и для коррекции каких проблем используется?

Медицинская, или клиническая психотерапия — это методика, которая нашла свое широкое применение при лечении:

  • неврозов (нервно-психических расстройств, возникающих вследствие нарушения жизненных отношений, особо значимых для человека)
  • наркомании
  • пограничных, шизоидных и нарциссических расстройств
  • диссоциативных и конверсионных расстройств
  • нарушения адаптации по причине высоких психических нагрузок и резко действующих стрессовых факторов
  • вегетативных и функциональных нарушений, поддерживаемых конфликтными ситуациями и психическим напряжением
  • психосоматических патологий.

Вместе с тем клиническая психотерапия эффективно используется при лечении нарушений сна, депрессивных состояниях, плаксивости, беспокойствах и постоянной тревоге, при возникновении психологических конфликтов между родителями и детьми, утомляемости, адаптации пациента к больничным условиям.

Источник:<\p>

Отделение «Клиническая психология»

руководитель отделения – доктор психологических наук, профессор Н.Д.Творогова

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – новая психологическая специальность

Клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования, социальной помощи населению.

Клинический психолог может работать в центрах психического здоровья, больницах, консультационных кабинетах и пр., иметь частную практику (не путать с врачом-психиатром!).

Например, он может иметь дело с людьми, которые жалуются, на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни.

В 2000 г. в РФ утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по клинической психологии и начата в нашей стране подготовка соответствующих ему специалистов.

Специалист призван выполнять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую, культурно-просветительную, учебно-воспитательную.

Название специальности связано со словом «клиника», греческое происхождение которого предполагает значение: klinikos – постельный, kline – постель. Современные значения этого слова: место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения.

В этом общем значении термин охватывает физический и психологический аспекты.

Обычно к слову присоединяются определяющие слова, чтобы ориентацию клиники сделать понятной, например: поведенческая клиника (специализируется в терапии поведения, его модификации), клиника детского воспитания (специализируется на психологических проблемах детей), пр.

В этом контексте слово «клинический» означает: (1) индивидуальный подход к психологической работе с данной конкретной личностью; (2) вид терапевтической практики, которая полагается на субъективные, в то же время научно выверенные решения клинициста (работа психолога с каждым клиентом, пришедшим к нему за помощью, неповторима); (3) подход к исследованию, которое проводит психолог в научных целях, опирающийся на небольшое число обследованных в естественной для них обстановке (в противоположность экспериментальному подходу). Именно в этом значении слово «клиника» породило название «клиническая психология».

В своих теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к человеку, понятие «здоровье» (а не только на понятия «болезнь», «патология»), идею ответственности личности за свое здоровье; на семейный подход к оказанию психологической помощи клиенту, учет социального контекста его жизнедеятельности.

Важно

Стратегические «мишени» профессиональной деятельности клинического психолога — психические «объекты», на которые направлены воздействия психолога в процессе его работы с клиентом. Клинический психолог имеет дело с трудностями адаптации и самореализации своих клиентов.

Причины дезадаптации могут быть связаны с физическим (врожденные или вымышленные телесные дефекты, хроническое заболевание, последствия травмы или хирургического вмешательства, пр.), социальным (развод, потеря работы, смена профессии, переезд на новое место жительства, пр.

), психическим (эмоциональное напряжение, переживание страха, обиды, пр.) и духовным (потеря смысла жизни, обесценивание привычных жизненных целей, изменения в системе ценностей, пр.) состоянием.

Отвечая на вызовы жизни в разных ее сферах, человеку приходится адаптироваться к происходящим изменениям в своем теле, своей психической жизни, в материальном положении, своей социальной жизни, пр.

Эта адаптация достигается за счет переструктурирования своей психологической реальности, изменений в мотивационной сфере, ценностных ориентациях, целях, за счет модификации своего поведения, смены мыслительных и поведенческих стереотипов, социальных ролей, коррекции Я-образа, пр.

В процессе адаптации к изменениям в жизни человек осваивает новые функции (профессиональные, домашние, общественные, др.). Адаптивное поведение это полезное поведение, помогающее приспособлению; в повседневной жизни рассматривается как разумное, нормальное. Неадаптивные модели поведения взаимосвязаны с психическим дистрессом.

В процессе приспособления к динамичной, постоянно меняющейся жизни человеку приходится компенсировать потерю тех или иных своих возможностей (физических, социальных, др.) для поддержания привычных для себя функций. Компенсация – это восполнение, возмещение, уравновешивание.

Фрейд считал, что компенсацию индивид использует, чтобы восполнить нехватку чего-либо. В теории Адлера компенсация рассматривалась как основной механизм, с помощью которого человек преодолевает чувство неполноценности.

В сложной для себя ситуации человек постоянно ищет ресурсы для сохранения важных для себя функций, компенсирую нарушенные механизмы функционирования, поддерживая тем самым стабильность своей психики, личности, эго.

Совет

Однако у личности есть возможность не только приспосабливаться к жизни благодаря механизмам адаптации и компенсации, но и защищаться от нее, например, сознательно приспосабливать жизнь к себе, делая ее более стабильной, «подстраивать под себя» (осознанная социальная практика – одна из важнейших характеристик деятельности личности, ее ресурс сохранения своего психического благополучия в изменяющемся мире). Воплощаясь во вне, производя личностные вклады в людей, предметы, живую и неживую природу человек стремится изменить мир вещей и людей, сохраняя при этом свою индивидуальность в неизменности. В ситуации угрозы личность включает динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (уже ставший привычный или вырабатывает новый комплекс). В клинической психологии психологическая защита– это любая реакция, любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт, ограждающее сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. Один из продуктивных приемов защиты – успешная социальная практика, направленная на изменение среды (биологической и социальной) обитания (разработка новых законов, правил, традиций, развитие науки и техники для облегчения своей жизни, нахождение приятных для себя людей и поддержание дружбы с ними, др.) и предотвращения развития в ней неблагоприятных для человека тенденций.

В задачи клинического психолога входит оказание помощи своему клиенту на пути его адаптивного самоизменения, оказание помощи в нахождении ресурсов компенсации своих потерь. И на пути социальной практики (и связанного с ней творчества) человеку нередко требуется помощь клинического психолога в нахождении психологических ресурсов для нее, в получении социальной поддержки.

Клиент, пришедший на консультацию к психологу, может демонстрировать проблемы, связанные не только с его дезадаптацией, но и проблемы, сопровождающие процессы самореализации. Модель адаптивного поведения не описывает все виды активности личности. Для описания субъективного благополучия (психологического здоровья) личности чаще используются следующие индикаторы (M.

Jahoda, 1958): самопринятие, оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психологическая интеграция; личностная автономия; реалистическое восприятие окружения; умение адекватно воздействовать на окружение.

Эти индикаторы благополучия можно рассматривать как целевую функция психологической помощи клиенту с любым его запросом, с любым актуальным конфликтом, проблемой.

Характеристика подготовки клинических психологов

в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

— нацеленность подготовки клинических психологов на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта;

— гармонизация подготовки клинических психологов с европейскими стандартами;

— наличие профессионально подготовленных преподавательских кадров;

— наличие необходимой для учебного процесса материально-технической базы (в том числе, компьютерного класса, закупленных психодиагностических методик, пакета методик обработки психодиагностического обследования; для студентов функционируют кабинет психологических тренингов и кабинет для индивидуальных консультаций; имеется комната для самоподготовки, оборудованная персональным компьютером с выходом в Интернет);

— практика студентов проходит в клиниках Университета;

— в университете открыта аспирантура по психологическим наукам;

— др.

Основные аспекты, выделяющие подготовку клинических психологов в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

— клинические психологи готовятся преимущественно к работе в системе здравоохранения и медицинского (фармацевтического) образования;

— подготовку клинических психологов в университете осуществляют не только высокопрофессиональные психологи, но и ведущие представители медицинских специальностей;

— подготовка нацелена на формирование профессиональных компетентностей, позволяющих выпускнику отделения приступить к практической деятельности;

— практическая подготовка студентов совмещена с фундаментальной психологической подготовкой;

— студенты имеют возможность пользоваться уникальными информационными ресурсами Фундаментальной библиотеки университета, не выходя из своего дома;

Читайте также:  Гастрит с секреторной недостаточностью лечение народными средствами / народная медицина

— в ходе освоения специальности студентам предлагается возможность получать индивидуальные психологические консультации, участвовать в групповых тренинговых занятиях;

— за годы обучения студенты-психологи имеют возможность приобрести друзей среди будущих врачей, фармацевтов, дипломированных медсестер, социальных работников;

— по результатам выполнения с 2-го курса научно-исследовательской работы студентам, добившихся в ней успехов, предлагается на 4-5 курсах принять участие в студенческих научных конференциях;

— после окончания университета выпускники имеют возможность стать членом Российского психологического общества (его Московского отделения), имеющего более 100-летнюю историю (сформировано в 1885 г.), принимать участи в работе его секции «Психология здоровья» (руководитель проф. Н.Д.Творогова).

Характеристики дружеского факультета

— между Первым МГМУ им. И.М.Сеченова и МГУ им. М.В.Ломоносова после открытия в 2010 г. отделения клинической психологии в Первом МГМУ заключен договор о сотрудничестве (студенты отделения клинической психологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова имеют возможность слушать лекции ведущих профессоров факультета психологии МГУ);

— факультет психологии МГУ наряду с факультетом психологии Санкт Петербургского университета – первые факультеты, начавшие подготовку профессиональных психологов в СССР. Факультет психологии МГУ характеризуется научной школой, ставшей ведущей в СССР, РФ, признанной международным научным сообществом;

— Первый МГМУ им. И.М.Сеченова исторически связан с МГУ, будучи приемником медицинского факультета Московского Императорского университета (старое название МГУ);

— после начала подготовки психологов на факультете психологии МГУ профессора и клиники Первого МГМУ им.И.М. Сеченова (в 1966 г.

, когда в СССР началась подготовка профессиональных психологов, – Первый МГМУ имел другое название) участвовали в их специализации по медицинской психологии.

В настоящее время выпускники факультета психологии МГУ, его аспиранты составили основу преподавательских кадров, преподающих различные психологические дисциплины в Первом МГМУ.

Характеристики подготовки психологов, которых нет в других вузах

— Первый МГМУ им. И.М.Сеченова – старейший и всеми признанный медицинский вуз страны, доказавший высокое качество подготовки в нем специалистов; в настоящее время это ведущий вуз при МЗ РФ;

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-305.html

Клиническая психология: что это, разделы, описание работы психолога

Клинический психолог – специалист по медицинским и психологическим проблемам, который занимается диагностированием, корректировкой различных психических расстройств.

В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения.

Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия.

Обратите внимание

Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему.

Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха.

Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.

При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.

Предметом клинической психологии могут выступать:

  • Подготовка и проведение методов психотерапии.
  • Нарушения в психическом развитии.
  • Возникновение деструктивных изменений в психике.
  • Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
  • Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
  • Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
  • Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

Итак, клиническая психология является дисциплиной, которая включает оценку здоровья психики, планирование и проведение исследований в научной области для диагностики и выявления психических проблем.

Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

История появления

Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.

Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.

Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.

В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник.

Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга.

Именно данная практика позволила им сформировать первые положения клинической психологии, поскольку был собран уникальный обширный материал по психическим расстройствам, которые связанны с локализованными мозговыми нарушениями.

Отрасли клинической психологии

  1. Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими.

    Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее.

    Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.

  2. Психотерапия – базовый метод при психокоррекции.

    Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе.

    Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.

  3. Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека.

    Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике.

    Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.

  4.  Психокоррекция – основа для психотерапии.

    Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность.

    Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.

5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.

Методы

Психолог клинического направления применяет различные методы и методики для объективной и дифференцированной оценки состояния клиента.

Диагностика помогает специалисту квалифицировано рассмотреть вариант нормы и патологии для отдельно взятого человека.

Он выбирает ту или иную методику в зависимости от каждого конкретного пациента, признаков его психического расстройства, уровня образования, степени умственного развития.

  • Выделяют такие методы:
    Исследование творчества;
  • Экспериментальные методы психологии – стандартизированные и оригинальные;
  • Наблюдение;
  • Анамнестический метод сбора информации о прошлых заболеваниях, перенесенных осложнениях, причинах нынешнего расстройства;
  • Беседа и опрос;
  • Биографический;
  • Психофизиологический – ЭЭГ, к примеру.

Различия психолога и психиатра

Клинический психолог специализируется на медицинской сфере происхождения психических заболеваний, исследует их при помощи диагностики, применяет коррекцию, однако не всегда вправе прописывать для этих средств лекарственные препараты.

«Орудие» психолога – общение, терапия, но никак не таблетки. Такой специалист применяет комплекс психодиагностических, психокоррекционных методик в своей работе, ориентируется на теоретическую базу, совмещающую знания психолога и врача.

Тем самым значительно расширяет свои профессиональные возможности для помощи пациентам и собственного развития.

Тем не менее, у психиатров и психологов одна задача – помочь и вылечить человека от психических патологий, расстройств. Настроить больного на положительные результаты, изменить его мировоззрение, мировосприятие, направить по нужному пути, снизить деструктивное поведение. Однако психиатр – врач прежде всего.

Важно

Он на протяжении 5 лет проходит исключительно медицинскую подготовку, как любой другой специалист из врачебной сферы, переходит для практики в интернатуру, в результате чего и выбирает свою будущую профессию, определяется с узкой специализацией. Например, может предпочесть работу с детьми или только с инвалидами.

Психиатры при общении и лечении больных используют медицинскую модель. То есть они применяют, конечно, психологические и знания, и методики, но ориентируются в большей степени на медицинскую позицию. И, как врачи, выписывают препараты – психотропные, тяжелые седативные. Лекарственная терапия – прерогатива психиатров. Но не без психотерапии.

Психиатры справляются с гораздо более сложными случаями психических заболеваний, нежели клинические психологи.

Психологи клинического профиля не прибегают к медикаментозному лечению, хотя в Америке в отдельных штатах практикуют такие методы. Но, тем не менее, для этого они проходят специальную подготовку, чтобы разбираться в лекарственных средствах и иметь право их назначать. В спектр применяемых в данной области препаратов входят седативные, психотропные лекарства.

Клинический психолог часто работает во взаимосвязи с психиатром, дабы расширять полученную путем терапии информацию.

Особенности работы клинического психолога

Медицинский психолог может трудиться как теоретик и как практик. Но по большей части он занимается, конечно, психокоррекционными мероприятиями и делает упор в своей деятельности на психодиагностику.

Клинический психолог развивает коммуникативные навыки, так как ему приходится общаться не только с больными, но и условно здоровыми. То есть взаимодействие происходит на самых разных уровнях. Особую роль играет работа с пациентами, страдающими нервными расстройствами.

Пациентами также выступают люди с соматическими нарушениями – травмами головы, онкологиями, инсультами. Психолог взаимодействует и с близкими больных, поскольку их помощь очень важна в лечении и восстановлении здоровья человека.

Медицинский психолог занимается коррекцией поведения детей, помогает им справляться с тревогой, большим количеством страхов, нервными проявлениями.

Одно из преимуществ профессии клинического психолога – возможность проводить семейные консультации в случаях, когда между членами семьи напряжены отношения, и провоцируется стрессовое положение каждого из них. Данный специалист, благодаря медицинскому образованию, способен проявлять себя и в социальной сфере. Он может просвещать население, проводить профилактику по сохранению психологического комфорта.

Психолог медицинского профиля наряду с другими специалистами влияет, в том числе, и на установление инвалидности по каким-либо показаниям. Его консультационную помощь используют при проведении судебно-медицинской экспертизе. Для того, чтобы дать точный диагноз, клинические психологи работают в связке с психотерапевтом, неврологом, психиатром и специалистами из других сфер медицины.

Место работы

Психолог клинического направления, как и любого другого, может консультировать в частном порядке.

Такая работа направлена на помощь в кризисных ситуациях, особенно экстренных, не требующих отлагательств и, соответственно, при недостатке времени на ожидания в поликлиниках.

Человек не обязательно должен считаться больным, ведь у каждого из нас возникают такие ситуации, в которых самостоятельно разобраться сложно.

Совет

Медицинские психологи также трудятся в больницах в психоневрологических отделениях, в психиатрических клиниках, а также в специализированных учреждениях, направленных на лечение неврозов и пограничных состояний, различных психических расстройств.

Клинический психолог работает и в хосписах, диагностирует в поликлиниках и детей, и взрослых. Он поддерживает пациентов с различными заболеваниями в любом из отделений. Такой психолог отслеживает общее психологическое состояние больного, помогает справляться со сложностями адаптации, проживания, корректирует возникающие деструктивные тенденции в поведении и мыслях человека.

Помощь медицинского психолога нужна и в домах престарелых, детских домах и интернатах, в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Кроме того, такой психолог трудится в санаториях и домах отдыха, работает с коррекционными классами в школах, в реабилитационных центрах различных направлений.

Клинический психолог – широкий спектр работы с самыми разными категориями людей, которые нуждаются в психологической помощи, но порой могут оказывать влияние и на самого консультанта. Потому в этой профессии высокий риск эмоционального выгорания.

Специалист должен обладать определенным набором профессионально важных качеств, чтобы справляться со стрессами, быть терпеливым к человеческим проявлениям, а также иметь огромное желание помогать другим.

Клинический психолог всегда готов преодолевать трудности, что подстерегают его на сложном, но таком важном профессиональном пути.

Источник: https://psihter.ru/polezno-znat/klinicheskaya-psihologiya/

Психотерапия и клиническая психология — Медицинский факультет СПбГУ

Научно-клинический и образовательный центр
«Психотерапия и клиническая психология»

Научно-клинический и образовательный центр «Психотерапия и клиническая психология»  организован в сентябре 2012 года в структуре Института высоких медицинских технологий медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Руководитель Центра – д.м.н., профессор Чехлатый Евгений Иванович.

Основными задачами НКиОЦ «Психотерапия и клиническая психология» являются:

  • разработка инновационных методов диагностики, лечения и профилактики психических заболеваний на основе результатов современных научно-медицинских и технических достижений;
  • разработка инновационных методов обучения врачей с использованием кейсового и дискуссионного методов, портфолио, аудио-, видео- и интернет-материалов;
  • проведение послевузовского и последипломного профессионального образования врачей по специальностям «психиатрия», «психотерапия», а также реализация образовательной программы по психиатрии и психотерапии в рамках последипломного профессионального образования клинических психологов, осуществляемого кафедрой медицинской психологии и психофизиологии.
  • лечебно-диагностическая и консультативная работа в стационарах и амбулаторно-поликлинических учреждениях Санкт-Петербурга и других городов Российской Федерации.

Семинары и практические занятия проводятся в стационарных, реабилитационных и амбулаторных отделениях, в дневных стационарах.

Обучение в НКиОЦ «Психотерапия и клиническая психология»

Дополнительное последипломное образование осуществляется по специальностям:

«Психотерапия»

    • Профессиональная переподготовка (528 часов). Предназначена для врачей-психиатров; после окончания обучения выдается диплом врача-психотерапевта. Стоимость обучения на 2018-2019 учебный год – 55 000 рублей.
    • Повышение квалификации «Психотерапия» (162 часа). Предназначен для врачей-психотерапевтов  с  продлением сертификата по специальности «Психотерапия».Стоимость обучения на 2018-2019 учебный год – 18 000 рублей.

 «Психиатрия»

    • Повышение квалификации «Клиника и терапия психических заболеваний» (165 часов).Предназначен для врачей-психиатров с продлением сертификата по специальности «Психиатрия».Стоимость обучения на 2018-2019 учебный год – 18 000 рублей.
  • Повышение квалификации в рамках непрерывного медицинского образования (НМО): 

«Психиатрия: Аффективные расстройства» (18 часов).
Предназначен для врачей-психиатров и врачей-психотерапевтов.

Стоимость обучения на 2018-2019 учебный год – 2 500 рублей.

«Психиатрия: Психофармакология и психофармакотерапия» (36 часов).
Предназначен для врачей-психиатров и врачей-психотерапевтов.

Стоимость обучения на 2018-2019 учебный год – 5000 рублей.

Научная деятельность

Научная деятельность в НКиОЦ «Психотерапия и клиническая психология» ведется по следующим направлениям:

  • развитие наследия Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии, дальнейшая разработка методов личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии и позитивной динамической психотерапии;
  • дальнейшая разработка психологии отношений;
  • изучение патоморфоза невротических и стрессовых расстройств;
  • разработка новых технологий психотерапии и психологической помощи, пострадавшим от ЧС различного генеза: социальных (в том числе межэтнических, транскультуральных конфликтов), природных и техногенных катастроф;
  • изучение взаимовлияния и сочетания психотерапии и фармакотерапии;
  • разработка организационных и методологических принципов и новых технологий работы полифункциональной психотерапевтической бригады;
  • разработка принципов и новых технологий краткосрочной психотерапии;
  • разработка новых психодиагностических методик;
  • изучение этических, правовых, клинических аспектов психотерапии и психологического консультирования.

Профессорско-преподавательский и научный состав НКиОЦ «Психотерапия и клиническая психология»

Профессорско-преподавательский состав
Чехлатый Евгений Иванович -руководитель Центра  профессор, доктор медицинских наук Психиатр-психотерапевт. С 1995 по 2018 гг. ведущий научный сотрудник Клиники неврозов, с 2007 по 2016 гг. Ученый секретарь и с 2016 по 2018 гг. Заместитель председателя Диссертационного совета на базе НМИЦ ПН имени В.М. Бехтерева. Один из ведущих российских специалистов в области психотерапии невротических расстройств; и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Соавтор книг: «Психотерапевтическая энциклопедия»; «Психотерапия»; «Клиническая психотерапия в деятельности врача общей практики»; «Клиническая психология».
Точилов Владимир Антонович — профессор, доктор медицинских наук Психиатр. В 1993-2011 гг. возглавлял кафедру психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И. Мечникова (ныне СЗГМУ им. И.И. Мечникова). Является одним из ведущих специалистов в области аффективных расстройств в России. Сфера научно-практических интересов: клиника, лечение и профилактика аффективных расстройств, клиническая психофармакология, биоэтика, организация психиатрической службы, история психиатрии. Автор и соавтор более 150 научных публикаций. Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.
Литвинцев Сергей Викторович — профессор, доктор медицинских наук Психиатр-психотерапевт, заслуженный врач РФ, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники. Член редакционных коллегий журналов «Наркология», «Вестник психотерапии». Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Член Комиссии по правам человека в Санкт-Петербурге и член Экспертного Совета при Антинаркотической комиссии в Санкт-Петербурге.
Бабин Сергей Михайлович -профессор, доктор медицинских наук Психиатр-психотерапевт, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова; президент Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), супервизор РПА; член исполнительного комитета Российского общества психиатров (РОП); руководитель Русскоязычной Группы Международного Общества Психологических и Социальных Подходов к Психозам (ISPS RU); действительный член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии (ВЕАЭТ); партнер Альянса Помогающих Практик «ПроБоно»(Санкт-Петербург). Основные области научно-практических интересов: организация психотерапевтической помощи, феноменология, экзистенциальная психотерапия, психотерапия и реабилитация душевнобольных.
Платунов Антон Владимирович — старший лаборант Врач-психотерапевт, врач-психиатр, психиатр-нарколог, преподаватель Института им. В.М. Бехтерева.Основная область научно-практических интересов: личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия.
Евдокимов Владимир Иванович — профессор, доктор медицинских наук Является крупным специалистом в областях медицинской психологии и наукометрии, применительно к безопасности в чрезвычайных ситуациях, членом диссертационного совета ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины А.М. Никифорова» МЧС России по научной специальности «медицинская психология», как преподаватель и ученый продолжает традиции Петербургской школы психотерапии и медицинской психологии. Он также является научным редактором журналов: «Вестник психотерапии» и «Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях». Соавтор 5 монографий, автор патентов на изобретение, более 100 научных публикаций.
Городнова Марина Юрьевна — профессор, доктор медицинских наук Врач-психотерапевт высшей квалификационной категории, разработчик и научный консультант совместных российских и международных программ по совершенствованию медико-социальной помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и членам их семей, имеющих зависимость от психоактивных веществ. Прошла стажировку в Йельском университете (США) по программе «Лечение уход и поддержка пациентов с ВИЧ-СПИДом», координатор российско-французского проекта «Семейный клуб», участвовала в программах ЮНИСЕФ на Северном Кавказе, член Ассоциации детских психиатров и психологов. Является зрелым специалистом в области психотерапии детей, подростков, взрослых и их семей и как преподаватель, врач и ученый продолжает традиции Петербургской школы психотерапии. Автор более 50 научных публикаций.
Кушнир Ольга Николаевна -доцент, кандидат медицинских наук Психиатр-психотерапевт, клинический фармаколог. С 1996 по 2000 гг. – ассистент, с 2000 по 2012 гг. – доцент кафедры СПбГМА им. И.И. Мечникова (ныне СЗГМУ им. И.И. Мечникова). Педагогический стаж 18 лет. В 2010 г. награждена Почетной грамотой Минздравсоцразвития РФ «За многолетний и добросовестный труд». В настоящее время работает клиническим фармакологом и психиатром в СПбГКУЗ «Психиатрическая больница Святого Николая Чудотворца».
Слабинский Владимир Юрьевич — доцент, кандидат медицинских наук Психиатр-психотерапевт, психиатр-нарколог. Психотерапевт Единого реестра Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР), автор метода позитивной динамической психотерапии. Один из ведущих российских специалистов в области психотерапии ОСР и ПТСР. Специалист в области индивидуальной, семейной, детско-родительской и групповой психотерапии. Председатель Общества позитивных динамических психотерапевтов НК «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений».Автор 17 монографий и учебных пособий по психотерапии и клинической психологии, в том числе книг: «Основы психологического консультирования», «Основы психотерапии», «Семейная позитивная динамическая психотерапия», «Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции». Со-председатель международной конференции «Чтения, посвященные памяти А.Ф.Лазурского». Лауреат международной премии WАPP по позитивной психотерапии (Варна, 2003). Лауреат Всероссийского психологического конкурса «Золотая Психея-2013».
Ляшковская Светлана Владимировна — доцент, кандидат медицинских наук Врач психиатр и психотерапевт, была исполнителем гранта Минздрава России «Реабилитационная медико-психологическая программа для больных с первично диагностированными злокачественными новообразованиями» в 2017 году, разрабатывает учебные программ по психотерапии и медицинской психологии, ведет активную преподавательскую работу, соавтор монографии «Клиническая психотерапия в наркологии». Она принимает активное участие в работе профессионального сообщества, является членом Российского общества психиатров, членом Координационного совета Российской психотерапевтической ассоциации и Санкт-Петербургской школы
Бобровский Андрей Вениаминович — доцент, кандидат медицинских наук Психиатр-психотерапевт. Автор 12 научно-популярных книг на тему расстройств пищевого поведения, автор 30 научных публикаций, в том числе, учебных пособий. Автор метода снижения веса «Доктор Борменталь». Области научно-практических интересов: психогенное переедание, когнитивно- и диалектико-поведенческая психотерапия.
Подсáдная Мария Олеговна -ассистент Психолог, заведующая учебной частью. Преподаватель Учебного центра СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева.Основные области научно-практических интересов: теории личности; личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия; психодрама; музыкальная психотерапия.
Шарт Александра Евгеньевна — младший научный сотрудник Психиатр-психотерапевт, позитивный динамический психотерапевт. Специалист в области телесно-ориентированной психотерапии и психологической коррекции избыточного веса.
Ксюпов Тимур Бактваевич -научный сотрудник Врач-психотерапевт, врач-психиатр, психиатр-нарколог, преподаватель Института им. В.М. Бехтерева.Основная область научно-практических интересов: личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия.

Контактная информация

Информацию о текущих циклах и необходимых документах для регистрации, а также о проводимых Центром мероприятиях вы  можете узнать на официальном сайте медицинского факультета СПбГУ, в разделе послевузовского образования (центр дополнительных образовательных программ).

Руководитель Центра — Подсадный Сергей Александрович, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Зав. учебной частью центра  — Подсáдная Мария Олеговна, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

<\p>

Источник: http://med.spbu.ru/nauchno-klinicheskie-i-obrazovatelnye-tsentry/359-psikhoterapiya-i-klinicheskaya-psikhologiya

Институт психотерапии и мед. психологии

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!<\p>

Вы находитесь на сайте Санкт-Петербургского Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.

Здесь Вашему вниманию представлены лучшие, на наш взгляд, программы обучения психотерапии, клинической психологии, сексологии, психиатрии, гипнотерапии, нейропсихологии и реабилитации в наркологии, которые будут реализовываться в ближайшее время в г. Санкт-Петербурге и других городах.

Институт назван именем Бориса Дмитриевича Карвасарского — ученика В.Н. Мясищева, доктора медицинских наук, профессора, руководителя отделения неврозов и психотерапии института им. В. М.

Обратите внимание

 Бехтерева, заслуженного деятеля науки РФ, главного психотерапевта Министерства здравоохранения РФ, возглавлявшего Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии Министерства здравоохранения РФ.

Борис Дмитриевич Карвасарский и Равиль Каисович Назыров с командой долгие годы успешно развивали НИПНИ им. В.М. Бехтерева.

Затем, в целях развития системы образования по психотерапии и смежным дисциплинам они вместе создали новый Институт (изначально планировалось назвать Институт им. В.Н.Мясищева, но в связи с уходом из жизни Б.

Д. Карвасарского было решено назвать Институт именем этого прекрасного ученого).

Создание Института было обусловлено двумя взаимоисключающими тенденциями в психотерапевтической помощи нашей страны: с одной стороны это расширение границ клинического применения психотерапии – практически все психические (не только пограничные) расстройства имеют психологические и социальные причины возникновения, что определяется ведущей биопсихосоциальной концепцией в медицине, а с другой стороны в течение ряда лет отмечается неуклонное снижение показателей психотерапевтической службы.

Институт работает в парадигме Ленинградской – Санкт-Петербургской школы психотерапии, которая занимает особое место в становлении советской и современной российской психотерапии и по праву считается ведущей в стране в течение многих десятилетий.

Ее основателем является В.Н. Мясищев, ученик А.Ф. Лазурского и В.М.

Бехтерева, который разработал концепцию «психология отношений» и на ее основе патогенетическую психотерапию, ставшую «наиболее разработанной в нашей стране системой каузальной психотерапии». 

Отзывы наших слушателей можно прочитать здесь. <\p>

Изучить преподавательский состав можно здесь.

<\p>

Институт является с одной стороны, фундаментальным научно-практическим центром, развивающим психотерапию, клиническую (медицинскую) психологию и другие дисциплины в области охраны психического здоровья на основе современных достижений науки и практики, а с другой – учреждением, осуществляющим последипломное образование по программам дополнительного профессионального образования для врачей психотерапевтов, психиатров-наркологов, психиатров по психотерапии и психологов по клинической (медицинской) психологии программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки . <\p> Пожалуйста, расскажите о нас своим коллегам!

Наше обучение не просто обеспечивает слушателей набором знаний, оно гарантированно приводит к Изменению профессиональной судьбы, выходу на новый уровень профессиональных возможностей! Нами создана принципиально новая система образования высокого уровня! Обучение у нас гарантированно выведет Вас на новые высоты в профессиональной деятельности, и, что крайне важно, позволит пройти личную терапию и супервизию, что сделает Вас еще успешнее как в профессиональной, так и в личной сфере.

Важно

Это обучение на переднем крае науки. Вы будете изучать Современную Психотерапию, стремительно превращающуюся в научную медицинскую и психологическую специальность. И это обучение проводится по уникальным, уже доказавшим свою высокую эффективность программам 4-го уровня (интегративная дидактическая среда).

В центре новой системы обучения поставлено научно-обоснованное понятие «Компетенция в психотерапии», которое в настоящее время понимается нами как трансформированные знания, умения и навыки в спектр осознанных и воспроизводимых профессиональных приемов с целью достижения клинического результата в условиях реальной медицинской практики. Другим важным вопросом являлось научное определение понятий «Компетентность психотерапевта», под который понимается владение набором профессиональных компетенций, позволяющее осуществить самоидентификацию в качестве психотерапевта. Причем «Компетенция в психотерапии», очевидно, имеет и личностно-психологическое (а не только методическое) содержание, что позволяет рассматривать ее как элемент «внутренней картины профессионального успеха», включающей в себя личностное отношение к знаниям, умениям и практическим навыкам (осознанное использование результатов обучения); ориентацию на клинический результат (создаваемая система не касается всей психотерапии, а ориентируется в первую очередь на применение психотерапии  в клинике); учет условий реальной психотерапевтической практики; интериоризация осознанного и воспроизводимого профессионального приема.

Для реализации целей обучения с позиции такого подхода была разработана система методических принципов, воплощенных в методику компетентностного образования в области психотерапии и медицинской (клинической) психологии «Интегрирующая дидактическая среда».

Таким образом, наш Институт несет в себе продолжение лучших традиций Ленинградской – Санкт-Петербургской школы психотерапии в сочетании с новейшими образовательными технологиями.

Заботясь о развитии психотерапии, психологии, наркологии, психиатрии и сексологии, наш Институт реализует выездные программы обучения во многих регионах России и в странах СНГ.

Мы ждем Вас, дорогие коллеги! Если Вам необходима консультация — <\p>

звоните по телефону: +7(922) 965-06-25 <\p>

Ректором Института является Равиль Каисович Назыров

  • д.м.н., ученик и последователь выдающегося отечественного психотерапевта и психолога, главы Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии и медицинской психологии, профессора Б.Д. Карвасарского,
  • экс-президент Российской психотерапевтической Ассоциации (РПА),
  • главный редактор Российского психотерапевтического журнала,
  • сопредседатель Проблемной комиссии «Психотерапия и медицинская психология» Межведомственного научного координационного совета по возрастному развитию, коррекции и реабилитации (РАН, Минздрав, Минобрнауки),
  • член Экспертного совета Минздрава (научная платформа «Психиатрия и наркология»),
  • эксперт и член Совета Национальной медицинской палаты,
  • соавтор и соредактор 11-ти монографий, в том числе «Психотерапевтическая энциклопедия», «Психотерапия» (Учебник для медицинских ВУЗов), «Клиническая психология» (Учебник для факультетов клинической психологии ВУЗов), Клиническая психотерапия для врачей общей практики (Руководство для врачей), Клиническая психотерапия в наркологии (Руководство для врачей)

В экспертный совет Института входят: Н.Д. Букреева, д.м.н. профессор; Б.А. Казаковцев, д.м.н. профессор, В.А. Ташлыков, д.м.н., профессор, И.Б. Карвасарская.

Уставные документы Института:

  • Устав Общества с Ограниченной Ответственностью «Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского» можно скачать в PDF-формате здесь.
  • Выписка из Единого Государственного Реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Можно скачать в PDF-форматездесь.
  • Лицензия на ДПО. Можно скачать в PDF-формате здесь.
  • Протокол общего собрания о назначении. Можно скачать в PDF-формате здесь.
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Можно скачать в PDF-формате здесь.
  • Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе.Можно скачать в PDF-формате здесь.

Нормативно-правовые акты, лицензии, регламентирующие деятельность Института современных психологических технологий:

  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ;
  • Закон РФ «О некоммерческих организациях» 7-ФЗ.

Образование в области психотерапии и медицинской психологии. Р.Назыров, И.Королева.  

Источник: http://obychenie-psihoterapii.ru/

Ссылка на основную публикацию