Мнемонические средства для улучшения памяти

Рабочие способы развития памяти и Мнемотехники

Человек может помнить события из далекого прошлого, а вот недавние забываются. Психологи объясняют тем, что с кокнретным событием связаны запахи или образы. После представления ассоциации человек вспоминает событие. На такой связи основывается мнемотехника.

Реальная история о друге Денисе, который обладал очень хорошей памятью и использовал мнемотехники для ее тренировки

У меня есть друг Денис. Еще со школы у него была отличная память – стихотворения, исторические даты он запоминал без проблем. Сейчас ему 25, память у него не стала хуже. Когда я спросил, как он так быстро и легко запоминает даже сложные цифры, он поделился секретом. Оказывается, он использует мнемотехнику.

Обратите внимание

Регулярные тренировки, поиск новых методов – все это дает ему отличный результат. Денис постоянно развивает память мнемотехникой.

Мнемоническая память и мнемотехники: определение, на чем основаны и принцип работы

Истоки мнемоники исходят из Древней Греции. Философы и мыслители выяснили, что память зависит от органов чувств. Чем больше эмоций вызывает событие, тем дольше оно сохранится в памяти человека. Как связаны мнемотехника и развитие памяти?

До настоящего времени мнемонику развивали, совершенствовали, делали действенней. Ранее при помощи этой техники запоминали связные предложения текста, сейчас методика позволяет запомнить информацию любой сложности.

Мнемотехника – способ развития памяти, облегчающий запоминание информации. Приемы мнемотехники расширяют память, облегчая развитие деятельности мозга. Основывается на нескольких принципах:

  • мозг человека в равной степени обрабатывает информацию о реальном и выдуманном образе;
  • цепочка ассоциаций бывает настоящей и вымышленной. Последние являются сущностью мнемотехниики.

Вместе с этим термином встречается понятие «мнемоника». Они связаны между собой.

Выделяют такие виды мнемотехники:

  • классический. Возник на снове ораторского искусства, чтобы упростить запоминание длинных высказываний. Информацию преображали в образы – в одних шифровалась информация, во вторых – фиксировалась последовательность;
  • педагогический. Характерен школьникам и студентам. Сущность – естественное запоминание посредством переписывания, заучивания и повторения;
  • цирковой – интонация, мимика, жесты. Сущность – искусство передачи и расшифровки закодированной информации;
  • спортивный – запоминание чисел;
  • современный. Методы мнемоники тщательно прорабатывают и объединяют в своеобразную систему, направленную на решение узкоспециализированной задачи.

Мнемотическая память есть у всех, но ею необходимо овладеть. Сверхъестественные способности для этого не нужны. Принцип действия такой методики базируется на способности памяти фиксировать яркий зрительный и слуховой образ быстрее, чем абстрактное понятие.

Советы начинающим:

  • метод запоминания выбирайте наиболее подходящий и соответствующий вашему типу мышления;
  • преобразовывайте инфрмацию в образы;
  • для достижения результата регулярно тренируйтесь;
  • во время тренировки должна быть абсолютная тишина.

Основные принципы мнемотехники:

  • осмысление – осмысливая поступающую информацию, человек запомнит ее надолго;
  • интерес – если информация интересна, она запомнится быстрее;
  • предыдущие знания – если по конкретному вопросу у вас имеются знания, новые сведения запомнятся проще;
  • готовность – запоминается та информация, на которую человек настроился;
  • ассоциации – увеличичвают шансы запомнить материал и воспроизвести его;
  • повторение – пройденный урок повторяют, но не часто;
  • торможение – прежде чем изучать новый материал, делайте паузу;
  • последовательность – факты запоминаются в том порядке, в котором изучались.

После усвоения мнемотехники вы будете использовать ее до конца жизни.

Чтобы мнемотическая память надолго сохранила слова или цифры, факты и объекты заменяются на термины с визуальным представлением. То есть, скучные факты заменяются яркими. Помогут в этом специальные мнемотические приемы.

Основные приемы

Мнемотехники и способы развития памяти позволяют лучше усвоить новый материал. Приемы мнемоники – такой подход к осмыслению информации, благодрая которому запоминается больше сведений, а процент забывания сводится к минимуму. Техники используются при изучении иностранных языков, понятий, исторических дат, цифр.

В основе запоминания лежат ассоциации. Для запоминания нового слова соотнесите его с чем-нибудь, проведите ассциативную связь. Как создать ассоциацию:

  • придумывайте первое, что пришло в голову;
  • ассоциация должна быть смешной, необычной;
  • образ должен быть крупным, объемным, цветным – задействуйте все органы чувств;
  • ассоциация должна быть нелогичной;
  • образ должен касаться вас.

Например, нужно запомнить слова «кавалерия» и «чердак». Представьте, что вы поднялись на чердак и увидели там конницу, на лошадях сидят воины. Вы смотрите на них и думаете, что они здесь делают? Они вам отвечают: а что мы и правда тут забыли? И улетают в окно.

Следующий прием – «цепочка». Представьте образ и соедините его со следующим. Например, вы пришли в магазин за сыром, порошком и лампочкой. Представьте большую упаковку порошка. В нее залетает лампа, и порошок рассыпается по полу. На лампу нанизывается сыр и тому подобное.

«Римская комната». Допустим, вам надо запомнить слова – колбаса, лошадь, майонез, лом, яйцо, одеяло, рыба, тетрадь. Задействуйте необычные связи, начиная  с коридора.

Получится: колбасой закройте щель в замке, лошадь поставьте в углу, майонезом намажьте зеркало, ломом подоприте дверь, яйцо вкрутите в люстру вместо лампочки, одеяло постелите перед дверью вместо коврика.

Когда человек откроет дверь, увидит, что рыба лежит на диване и пишет в тетради.

«Цифробуквенный код» подходит для запоминания цифр, номеров телефона, математического вычисления. Каждой цифре присваивается буква – составляются слова, выражения, рассказы. Возьмем цифры от 0 до 5:

  • 0 – ноль – н;
  • 1 – раз – р;
  • 2 – д;
  • 3 – т;
  • 4 – ч;
  • 5 –п.

Теперь на каждую букву подбирается слово и придумывается рассказ.

«Рифмы» — прием, при котором придумываются пары слов или небольшой стих, содержащий запоминающий материал. Подходит метод и для зарифмовывания цифр:

  • 0 – моль, соль, фасоль;
  • 1 – блин, господин;
  • 2 – слова, трава;
  • 3 – пузыри, подари;
  • 4 – шире, в мире;
  • 5 – опять, зевать, гулять;
  • 6 – сесть, месть;
  • 7 – зачем, гарем;
  • 8 – просим, носим;
  • 9 – делать, сеять.

«Созвучие» — прием, который заключается в подборе одинакового слова. Подходит для выучивания иностранных языков. Для запоминания иностранного слова подбирается русское, схожее с ним по звучанию. Например, «look» (смотреть) похоже на «лук». По этой методике человек запоминает до 60 слов за 1 ч.

«Вешалка» — методика, суть которой заключатся в придумывании созвучногоряда каждому слову. После чего из них составляют рассказ. К примеру, один – господин, два – голова.

«Совмещение образа и цифры» — метод, посвященный форме написания чисел. Единица напоминает карандаш или палку, ноль – солнце. Далее составляется интересная история.

«Метод Цицерона». Элементы привязывают к комнатной обстановке, в которой человек часто находится. Допустим, ребенок должен выучить, в какой последовательности расположены органы дыхания. Картинки вешают на видном месте, ребенок проходит мимо и видит их. Изображения убираются, ребенок восстанавливает их посредством топологических ассоциаций.

Итого

Большинство людей, глядя на ассоциативную цепочку, считают это сложным. Чтобы запомнить дату или числа, приходится сочинять историю. Поначалу процедура кажется трудоемкой, поскольку требуется подключать воображение. Спустя несколько тренировок запоминание пойдет проще.

Все еще не верите в тренировку памяти мнемотехникой? Попробуйте воспользоваться одним из методов. Информация, изученная мнемотехническими приемами, не забывается, а откладывается в памяти надолго. Увидите, результат вас удивит!

Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/memory/mnemotehniki-i-sposoby-razvitiya.html

Популярные (+необычные) методики развития памяти

Справедливо считается, что изучение иностранных языков тренирует и тем самым улучшает память. Парадоксально, что для изучения иностранных языков требуется, помимо прочего… правильно, хорошая память! Но что делать, если новые слова и конструкции в голове умещаются плохо? Как развить память?

Существует несколько популярных методик развития памяти. Оговоримся, что:

  1. они не универсальны: одни развивают запоминание (т.е. способность быстро записывать в памяти новые сведения), другие – хранение (т.е. способность эти сведения долго удерживать), третьи – воспроизведение (т.е. способность максимально быстро найти и воспользоваться нужными сведениями);
  2. методики взаимно дополняют друг друга, так как центр развития памяти в головном мозге один, просто выполняет разные функции: «прокачивая» одну способность, вы стимулируете развитие всего участка;
  3. они индивидуальны: нельзя с уверенностью определить, какой способ лучше всего поможет именно вам, поэтому экспериментируйте, отслеживайте результаты.

Популярные методики улучшения памяти

Таблицы Шульте

Немецкий психотерапевт придумал эти таблицы для психодиагностики и исследования свойств внимания, но с тех пор их используют для развития зрительной памяти. Эта память хорошо поддается тренировке, ведь большинство людей – визуалы.

Таблицы различного размера (можно начинать с варианта 2х2) произвольно заполнены числами или буквами – без какой-либо логической последовательности. Для тренировки памяти нужно пять минут внимательно смотреть на таблицу, затем закрывать ее и пытаться воспроизвести содержимое ячеек.

Метод Айвазовского

Согласно биографам, художник использовал этот метод, чтобы лучше сосредоточиться на деталях и точнее их отразить в картинах. Необходимо выбрать любой пейзаж или интерьер, 5 минут внимательно на него смотреть, затем закрыть глаза и попытаться мысленно воспроизвести этот пейзаж или интерьер в мельчайших деталях.

Для использования метода необязательно выбираться на природу или ходить в гости: можно запоминать людей – как они выглядят, во что одеты, какие у них особые приметы. Кстати, вашим знакомым будет лестно, если вы запомните какие-то связанные с ними детали. Главное, предупредите перед процедурой «рассматривания», что просто тренируете память, а не глазеете.

Мнемонические техники

Это тренировки механизмов запоминания с использованием образов и ассоциаций. Вы просите близких записать некоторое количество слов, никак не связанных друг с другом (подобные упражнения-подборки есть и в интернете) – затем в течение 1 минуты изучаете и запоминаете список

Для осознанного ассоциирования старайтесь использовать яркие, необычные, сочные ассоциации. Этот метод лучше работает с тренировкой запоминания слов (с цифрами сложнее).

Заучивание стихов наизусть

Привычный еще со школы метод по-прежнему широко распространен. Он тренирует как слуховую, так и зрительную память. Если же стихотворение вам нравится, то задействуется эмоциональная память.

Начинать нужно понемногу (детские стихи, школьная классика), но не бойтесь и крупных форм, вплоть до поэм. Вариант для продвинутых – учить наизусть прозу (начать можно с цитат). Это сложнее, чем со стихами, потому что не помогает ритм.

Онлайн-игры и приложения для смартфона

В интернете большое количество заданий и игр на тренировку различных видов и механизмов памяти. Многие из них затягивают не на шутку, и скучный или сложный процесс превращается в полезное развлечение.

Популярны и удобны приложения для смартфонов: для iOS – «Elevate – Brain Training», «Eidetic – Spaced Repetition», «IQ boost», «Circles Memory Game» и др.

; для Android – «Lumosity – тренировка мозга», «Elevate – Brain Training», «Memory – игра на память» и др.

Необычные методики улучшения памяти

Если способы, перечисленные выше, для вас или ваших учеников слишком скучны, непривлекательны или неэффективны (вы попробовали, но не помогло), – присмотритесь к другим, менее очевидным вариантам.

Научный способ

Ученые Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили в результате исследования, что, вдыхая запах розмарина, люди гораздо быстрее запоминают новую информацию. Да и объемы усвоения увеличиваются на 75%.

Интересно, что об этом свойстве розмарина догадывались еще в средние века: о нем говорит Офелия в «Гамлете» Шекспира.

Важно

Используйте аромамасла или посадите в доме розмарин – и ваши тренировки памяти станут гораздо живее.

Произнесение слов наоборот

Эта непростая задача стимулирует воспроизведение – то есть быстрое получение нужных сведений из памяти. Чем выше скорость произнесения слова, тем лучше. Вариант для начинающих – произносить алфавит (русский, английский) наоборот.

Игры со словами

Этот способ тоже тренирует воспроизведение. Играйте (желательно – на скорость) в «Города», «Наборщик» (другое название – «Слово из слов»), решайте анаграммы, кроссворды, ребусы, сканворды. Придумывайте за минуту 10-100 слов на каждую букву алфавита (усложненный вариант – тематические подборки).

Устный счет

Решение в уме арифметических задач тоже стимулирует воспроизведение. Да и ваш личный бюджет скажет вам спасибо за разумные и осознанные покупки.

Медитация

Поклонники медитации давно говорят о том, что благодаря ей снижается кровяное давление, испаряется плохое настроение и даже депрессия. Как оказалось – заодно укрепляется кратковременная память. Это выяснили ученые университетов Калифорнии и Огайо (США).

Объяснение простое: медитация тренирует способность концентрироваться на одной мысли и не обращать внимание на раздражители. Собственно, это и нужно для качественного запоминания. Для заметного улучшения памяти достаточно медитировать 8 минут в день.

Читайте также:  Как стать взрослым и самостоятельным человеком

Обратная перемотка

Прокручивайте перед сном в уме все события прошедшего дня. Вспоминайте важные и несущественные детали, интересные диалоги. Бонусы метода – развитие осознанности, появление чувства благодарности за каждый прожитый день, профилактика бессонницы. Кроме того, визуализируя свой день, вы стимулируете воображение.

Составление интеллект-карт

Тони Бьюзен в книге «Супермышление» приводит многочисленные исследования, согласно которым mind-mapping (составление интеллект-карт), задействует радиантное мышление, присущее нашему мозгу, и тем самым помогает лучше понять, усвоить новую информацию, а также стимулирует более качественное запоминание.

Чтение вслух

Совет

Сотрудники Университета Ватерлоо (Канада) обнаружили, что чтение вслух помогает не просто лучше запоминать сведения, но и дольше их там удерживать. Поэтому обязательно сочетайте тренировки зрительной памяти с тренировками слуховой – а заодно моторной и эмоциональной. И конечно, читайте вслух!

Превращение (временное!) в левшу

Ученые Университета Толедо (США) доказали в 2001 году, что у левшей память лучше чем у правшей, предположив, что участок мозга, отвечающий за память, находится в правом полушарии – которое лучше развито у левшей. В результате исследователи посоветовали развивать левую руку (если вы правша!): мыть посуду или подметать левой рукой, пользоваться мышью левой рукой – и тем самым стимулировать память.

Занятия спортом

Исследователи из Института Здоровья в Ванкувере (Канада) выяснили, что силовые тренировки (аэробные – в меньшей степени), положительно сказываются на состоянии кратковременной памяти.Если вы во время бега или занятий на тренажерах еще и стихи наизусть читаете или считаете в уме – вообще прекрасно!

Бытовой способ

Чтобы развивать память, необходимо прилагать осознанные усилия, но совсем не обязательно они будут «учебными». Вы можете:

  • перебирать в уме список покупок перед походом по магазинам;
  • пересказывать близким (или бумаге) содержание книги или фильма;
  • запоминать имена в новом коллективе (на вечеринке, новой работе или субботнике в детском саду);
  • запоминать бренды и тренды, чтобы блеснуть «модной эрудицией» перед подругами;
  • изучать свой город – ходить разными маршрутами, запоминать остановки, торговые центры, дорогу к домам друзей;
  • расширять профессиональную базу знания, регулярно запоминая новые термины, навыки, техники, способы, а затем применяя их в работе в работе.

Важная подсказка! Доверяйте своей памяти – избавляйтесь от списков. Механизм «передачи» бумаге различных сведений часто используется для эффективного тайм-менеджмента: тем самым вы «разгружаете» голову и лучше справляетесь с повседневными задачами. Но память при постоянном использовании списков атрофируется, и вы вскоре действительно мало что сможете ей доверить.

***

Многие из описанных методик развития памяти не раз опровергались или подвергались сомнению. Однако люди всего мира по-прежнему ими пользуются – и довольны результатами.

Елена Тимофеева

Источник: https://skyteach.ru/2018/02/26/populyarnye-neobychnye-metodiki-razvitiya-pamyati/

Мнемонические техники запоминания: приемы и советы

Приемы мнемотехники – это специальный подход к работе с информацией, благодаря которому запоминается большее количество информации и уменьшается процент ее забывания. Подобные техники используют, чтобы изучать иностранные языки, терминологию, запомнить исторические даты, цифры или личную информацию. Эффективность мнемотехнических приемов запоминания высокая, но ими необходимо овладеть.

Что такое мнемотехника

Процесс запоминания основывается на образовании новых нейронных цепей в головном мозге между существующими нейронами.

Это позволяет запоминать новую информацию, а затем работать с ней: находить решение практических задач, выводить новые теории, анализировать факты (см. Аналитические способности).

Однако возможности головного мозга ограничены количеством запоминаемой информации в единицу времени, и, как правило, новые данные быстро забываются в отсутствии регулярного повторения.

Память – аналог человеческой мышцы. Если ее постоянно тренировать и нагружать, то тогда работа улучшается. Поэтому люди разработали ряд техник, благодаря которым интенсивно запоминается информация (см. Улучшение памяти). Один из ярких примеров подобных техник – это визуализация новых фактов и придание им эмоциональной окраски.

Любой мнемонический прием запоминания обладает следующими характеристиками:

  1. Новизна. Чем метод необычнее, тем больше времени придется потратить на его изучение.
  2. Сложность освоения. Техники улучшения запоминания, при которых в памяти человека выстраивается иерархия папок с различными ответвлениями. Метод эффективный, но для новичка вряд ли подходит.
  3. Интерес к методу играет не последнее значение.

Выбор конкретной техники определяется целью обучения, о чем будет подробнее написано далее.

Мнемоника для обучения иностранной лексике

Мнемотехнические приемы часто используются для изучения иностранных слов.

Одним из них является способ поиска звуковых ассоциаций, которые имеются в каждом из существующих языков, что связано с общностью их происхождения.

Так, английское слово constantly, переводимое как «постоянно», созвучное с русским словом «константа», которое означает постоянную переменную. И это всего лишь самый простой прием.

Вторая распространенная методика для облегчения изучения иностранного языка – взаимодействие ощущений, построенное на запоминании незнакомого слова не как обычный перевод, а как ассоциацию со знакомой лексической единицей. Например, заучивая слово dog, представьте большой виляющий хвост или лапы, при этом не концентрируйтесь на слове «собака».

Важно отметить, что лучший вариант – самостоятельное придумывание ассоциаций и конкретных подходов к словам (см. Способы тренировки памяти). Это позволяет мозгу быстрее включиться и ускорить процесс обучения.

Мнемотехники и даты

Запоминание дат ассоциируется у людей с уроками истории, когда на каждую историческую эпоху приходилось учить большое количество произошедших событий. Чаще подобный процесс вызывал дискомфорт, однако мнемонические приемы помогают, стоит только совместить вместе несколько способов.

Приступая к изучению дат, важно понять, что это не просто совокупность абстрактных цифр, а определенная хронологическая последовательность, несущая смысл. Поэтому первым шагом является составление ассоциативного ряда.

Лучше рассмотреть прием на конкретном примере. Падение Византии произошло в 1453 году и стало важным историческим событием. Как можно облегчить запоминание этих чисел?

  1. Составить ассоциацию между какими-либо буквами и цифрами: 1 – г, 4 – о, 5 – р, 3 – а. Это позволяет выстроить ассоциации между числовым рядом и словом «гора». Слово может быть любым.
  2. Второй вариант мнемотехники – использовать ассоциацию по звуку. Распалась Византия, а с ним наиболее созвучно слово «визит», которое можно применить в этом случае.
  3. Если мы говорим о великой стране, то лучше провести ассоциацию с королевой или королем.
  4. Теперь осталось связать все вместе в виде какой-либо яркой ассоциации. Например, Королева нанесла визит горе, но гора обвалилась.

Если повторять эту ассоциацию, то в голове создается стабильная нейронная цепь, обеспечивающая длительное хранение информации.

Работают ли мнемотехники?

Многие люди, увидев подобные приемы, считают, что мнемотехника – отдаленная от жизни сложная система, которая подходит только единицам. Ведь для запоминания всего одной даты, пришлось выдумать историю с королевой, горой и визитом.

Выглядит как нагромождение различных слов. Однако на практике все немного иначе. Постоянные тренировки позволяют фантазии быстро выдумывать ассоциации. На это уходит немного времени, а факты и слова запоминаются быстрее и сохраняются в памяти надолго.

Постоянное использование мнемонических приемов позволяет не только запомнить конкретный факт или слово, но также положительно влияет на мышление и фантазию человека.

Обратите внимание

Человек находит креативные методы решения проблем, становится проактивным.

Поэтому во многих государствах подобным техникам начинают обучать еще в школе, так как дети быстрее схватывают приемы, начинают с удовольствием использовать их.

Подведение итогов

Важно помнить, что мнемотехника – это дополнительный инструмент, которым необходимо учиться пользоваться, и лучше делать это на практике. Теоретические рассуждения и критика приемов запоминания не позволяют оценить способ на практике, поэтому у многих людей имеется незаслуженное скептическое отношение к этой разновидности обучения.

(1

Источник: https://golmozg.ru/interesno/mnemonicheskie-priemy.html

Мнемотехника как средство развития памяти

Человеческая память устроена удивительным образом. Можно четко помнить события, произошедшие в раннем детстве, а вот факты последних лет, или даже дней, иногда совершенно не запоминаются.

С точки зрения психологии эта интересная особенность объясняются тем, что с происходящими событиями связаны ассоциации – запахи, образы, эмоциональное состояние. И как только в памяти представляется нужная ассоциация, сразу же ясно появляется связанное с ней событие. Вот на таких причинно-следственных связях основана мнемотехника.

Мнемотехника основана на двух психофизиологических принципах:

  1. Человеческий мозг одинаково обрабатывает информацию о реальных и вымышленных образах.
  2. Цепочка ассоциаций в мозге может быть настоящей или выдуманной. Вот такие выдуманные искусственные цепочки и являются сущностью мнемотехники.

Наряду с термином мнемотехника встречается понятие мнемоника. На самом деле эти два термина тесно переплетены. Само слово мнемоника, в переводе с греческого языка, означает «искусство запоминать».

Мнемонические приемы основаны на связи объектов для запоминания с искусственными ассоциациями, образами. А мнемотехника это, так сказать, практическая мнемоника. Ведь она использует естественные процессы мозговой памяти для сохранения и припоминания цепочки зрительных образов.

Виды мнемотехники

Это самое древнейшее направление в истории. Возник этот вид мнемотехники на базе ораторского искусства, для упрощения запоминания длинных речей. Следуя классической мнемонике, информация преображалась в зрительные образы, которые делились на две группы:

  1. образы, в которых шифровалась сама информация;
  2. второстепенные образы для фиксации последовательности.

Память некоторых людей неспособна воспроизводить визуальные образы. Поэтому, постепенно, на основе классического вида, появилась педагогическая мнемотехника — как средство развития памяти.

Педагогическими мнемотехническими приемами владеют школьники и студенты. Сущность заключается в естественном запоминании информации, путем переписывания, заучивания, повторения.

Цирковой вид основан на классической мнемонике, но здесь используется больший круг мнемонических образов. Это могут быть интонации, мимика, жесты, и даже конкретная последовательность слов. Сущность цирковой мнемотехники заключается в искусстве передачи и расшифровки закодированной информации.

Это соревнования профессионалов, специализирующихся на запоминании чисел.

Современная мнемотехника это достаточно емкое понятие. Все методы мнемоники тщательно прорабатываются и объединяются в своеобразную систему, которая направлена на решение узкоспециализированных задач. Таких, как изучение иностранных языков или запоминание значительных объемов точной информации.

Практическое применение мнемотехник обширно. Первое знакомство с мнемоническими приемами происходит еще в детском саду – это мнемотаблицы.

С помощью таких таблиц у малышей развивают логическое мышление, практикуют заучивание стихотворений. Элементарным примером мнемотаблицы служит алгоритм мытье рук – прием – пищи – раздевание — тихий час.

Школьная программа построена на основе классической мнемотехники – это постоянное заучивание, повторение, переписывание. Стихи являются эффективным тренажером для памяти и расширяют словарный запас.

Важно

Мнемотехники и способы развития памяти облегчают нашу жизнь и тренируют мозг. Ведь ежедневно, и дома и на работе, нужно запоминать массу точной информации – пароль от электронной почты, пин – код банковской карты, список покупок в магазине.

Ежедневные тренировки приемами мнемотехники, хотя — бы по четверти часа, помогут в короткие сроки выучить иностранный язык. А на его базе, используя как основу, можно в кратчайшие сроки изучить и второй и третий язык.

Как использовать мнемотехнику для лучшего запоминания

Механизм памяти заключается в постоянном пополнении информации через органы слуха и зрения, и одновременном стирании старой информации. Получается, что объем памяти остается неизменным. Если не пользоваться определенной информацией, то она забывается.

Типы памяти:

  • кратковременная – это информация, которая непрерывно подается в мозг с органов зрения и слуха;
  • оперативная – здесь происходит распознавание и фильтрация информации;
  • долговременная – после осмысления информация кодируется и хранится в долговременной памяти.

Советы для эффективного запоминания

  1. Для простого восприятия информацию систематизируют в логичную схему;
  2. Занятия регулярные, с маленькими и равными временными промежутками;
  3. Легко запоминается новая информация, которая связана со знаниями, хранящимися в долговременной памяти.

Книги по развитию памяти

На тему тренировки памяти существует много литературы. Это книги, описывающие обобщенную информацию – что такое мнемотехника и зачем она нужна. Другие авторы дают практические приемы, с помощью которых можно самостоятельно натренировать память. Есть узкоспециализированные издания, предназначенные для людей, изучающих иностранные языки.

Из всей тематической литературы выделяется книга Владимира Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом», которую называют учебником мнемотехники. Автор разработал приемы для запоминания информации и объединил в 5 последовательных этапов.

С каждым этапом сложность упражнений увеличивается. Так, упражнения последнего этапа требуют серьезной концентрации и мастерства. Этот учебник примечателен еще и тем, что содержит пособие для изучения иностранных языков.

Там описанные лучшие приемы для запоминания иностранных слов.

Читайте также:  Стратегия избавления от никотиновой зависимости. или простой способ бросить курить

Книга «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное» авторов Кристина Лоберга и Майка Байстера описывает интересные мнемотехнические приемы тренировки мозга с помощью чисел. Эти интересные математические методы вырабатывают сосредоточенность и концентрацию, позволяют запоминать и обрабатывать информацию проще, отбрасывать ненужное, чтобы не перегружать мозг.

Из новинок по мнемотехнике ознакомьтесь с книгой  «Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике»

Практические приемы мнемотехники

Все мнемотехники базируются на 3 принципах: образ, ассоциация и расположение. Путем комбинации этих принципов разрабатываются приемы мнемотехники.

Базовый метод, но он больше направлен на запоминание, чем на тренировку памяти. Этот прием позволяет запомнить последовательность связанных предметов. Ярким примером служит общеизвестная мнемоническая фраза – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это расшифровка последовательности цветов радуги, каждый цвет по порядку начинается с той же буквы, что и слова в этой мнемофразе.

Этот прием популярен у студентов медиков, он позволяет выучить последовательность костей, таблицу Менделеева. Существует много мнемофраз, придуманных для школьников. «Иван родил девчонку, велит тащить пеленку» — расшифровка падежей в русском языке. И причем, чем абсурднее и необычнее мнемофраза, тем больше она врезается в память.

Совет

Отличная тренировка ассоциативной и визуальной памяти. Каждый объект представляется в произвольном виде. Чем нереальнее предмет, тем лучше он запомниться. Затем эти предметы нужно в воображении связать в цепочку.

Для лучшего запоминания связь этих предметов должна быть интересной и нелепой. Например, объекты запоминания: ежедневник, водительские права и калькулятор.

Получается образ — ежедневник, сидящий на водительских правах и бодро стучащий по кнопкам калькулятора.

Ярким примером этого приема служат иконки в программах Майкрософт – дискетка, значит сохранить, ножницы – вырезать, кувшинчик с краской – заливка цветом. Запоминаемым объектам присваиваются визуальные образы, понятные и логичные. Это прием помогает запоминать абстрактные понятия.

Необходимый прием абсолютно для всех людей. Шифруется буквами – 1-О, 2-Д, 3-Т и т.д. И при необходимости запомнить нужную цифровую последовательность из этих букв составляется любая удобная фраза. Цифра 3323 шифруется как «тетя едет».

Или же можно символизировать все цифры, например 1 – аист, 2 – лебедь, 3 — крючок, а затем воспользоваться методом образной цепочки.

Очень интересный прием, направлен на запоминание чисел. Автор предлагает ассоциировать числа со знаменитыми людьми. Цифру 8 можно символизировать как актрису Наталью Бочкареву, 6 – как гонщика Шумахера, а 1 как город Одинцово. Цифра 861 представляется незабываемой картиной – Наталья Бочкарева едет на гоночной машине по улицам Одинцово.

Происходит от слова Эйдос, значит образ. Сущность этого приема заключается не только в представлении образа запоминаемого предмета, но и сочетание с ним психологического состояния.

Обратите внимание

Психологами доказано, что особо запоминаются ситуации, которые сопровождались острым эмоциональным состоянием – радостью, удивлением, любопытством.

То есть нужно визуально представить образ или ситуацию, и связать с каким-либо чувством.

Онлайн курс Мнемотехника

Новинка от уже полюбившихся всем интеллект тренажеров «Викиум» — онлайн курс «Мнемотехника»

Занимайтесь понемногу каждый день дома, по пути на работу или на учебу и везде, где есть доступ в Интернет.

Получите полезные навыки:

  • Освойте мнемотехники и научитесь применять себе на пользу
  • Запоминайте тонны информации, не напрягаясь
  • Выучите наконец английский! Или французский, или японский, или все эти прекрасные языки
  • Станьте «супер ботаном» в самом лучшем смысле этого слова — научитесь учиться быстро, легко и интересно
  • Удивите окружающих своими способностями и посмотрите, как жизнь станет богаче во всех смыслах

В программе курса:

  1. 7 игровых тренажеров по мнемотехнике, которых вы еще не видели
  2. Набор техник для запоминания информации
  3. Тест в начале курса и по завершению
  4. Распланированная программа для развития памяти

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/uprazhneniya/mnemotehniki-i-sposoby-razvitiya-pamyati.html

Что делать для улучшения памяти и работы мозга?

За тысячелетия своего существования цивилизация накопила множество способов улучшения памяти человека.

От профессиональных, среди которых мнемотехнические методы и упражнения, позволяющие натренировать память и внимательность как навык, до способов улучшения памяти, требующих дополнительных знаний и даже мудрости, которые к интеллекту, на первый взгляд, отношения не имеют.

Речь о медитации, мантрах, дуа, молитвах и мудрах для улучшения памяти, повышения интеллекта. В таких алгоритмах влияния основная роль отводится психологии, но это не единственный путь.

Психологический механизм влияния на состояние мозга, подкрепляется влиянием физическим и фармакологическим.

Так одни люди для улучшения памяти и работы мозга применяют различные техники массажа, стимулирующие кровообращение. Другие – выбирают стимулирующие мозговую деятельность продукты питания.

Третьи – широко используют ноотропные средства, активные компоненты которых работают на улучшение памяти и внимания сразу несколькими способами:

  • облегчают транспорт кислорода и глюкозы, улучшая кровообращение и состояние сосудов,
  • увеличивают концентрацию нейромедиаторов, способствующих быстрой передаче сигналов по нейронным сетям,
  • обладают антиоксидантным свойством, сохраняя жизнеспособность клеток головного мозга.

Но не все средства с ноотропным (улучшающим работу интеллекта) эффектом действуют одинаково хорошо. Например, принципы гомеопатии вызывают массу споров, и ни один гомеопатический препарат пока не подтвердил, что он способствует улучшению памяти, концентрации внимания.

Во всём этом многообразии вариантов методик по улучшению памяти можно было бы запутаться, но, к счастью, в последние годы все самые работающие рекомендации по улучшению памяти собраны различными авторами в книги и пособия. Ниже представлен книжный топ на тему способов улучшения памяти и варианты улучшения работы интеллекта, которые доказали свою эффективность.

Профессиональные способы улучшения памяти

Мнемоника: методы и приёмы

В переводе с древнегреческого мнемоника – это искусство запоминания, а мнемотехника – целый комплекс приёмов, способствующих этому. Эти приёмы основаны на нескольких принципах, которые рождают разные методы и техники запоминания:

  • создание ассоциативных связей с объектом запоминания,
  • способ замены абстракций (фактов, объектов) на аналоги с чёткими визуальными, аудиальными или кинестетическими представлениями,
  • техника связывания старой информации с объектами запоминания в конгломераты различных типов с модифицированием для упрощения запоминания.

Примером мнемотехники может служить задача, где ученик должен запомнить все предметы, лежащие на столе, связав их в единую сюжетную историю с эмоциональной окраской и ярким визуальным рядом. Причём в этой истории «героями» могут быть и ассоциативные «двойники», лежащих на столе предметов.

Препараты, стимулирующие память

Со средины 70-х годов в фармакологических способах улучшения мозговой активности вообще и памяти в частности лидирующие позиции заняли ноотропы: Пирацетам, Глицин, Луцетам, Фенотропил, Семакс и десятки других с разной степенью эффективности и безопасности. Однако ещё задолго до изобретения синтетических ноотропов, эффект стимуляции мозга демонстрировали растения и травы для улучшения памяти, которыми пользовались предыдущие поколения: гинкго, клевер, женьшень, розмарин, шалфей, мята, майоран и другие.

Сейчас популярность растительных средств возвращается. Препараты на их основе воздействуют на мозг мягче, чем синтетические средства и легче принимаются организмом. Среди лидеров природно-растительной группы называют HeadBooster, BrainRush, Optimentis за их комплексное оздоровительное воздействие на целый ряд систем организма и за различные механизмы активизации мозга.

Онлайн тренажёры

С каждым днём появляется всё больше онлайн тренажёров – ресурсов, которые бесплатно позволяют тренировать память, запуская тренажер, созданный на основе методов когнитивной психологии.

Считается, что при длительном выполнении одинаковых умственных операций восстанавливаются старые и выстраиваются новые нейронные связи. Так, всем желающим даётся 5 упражнений в день, на прохождение которых нужно потратить около 15 минут, как, например, здесь: https://b-trainika.

com/program/uluchshenie-pamjati. Результаты роста внимания, памяти, мышления и восприятия наглядно демонстрируются на графиках.

Специальная подготовка

В отличие от универсальных тренажёров, авторские курсы по улучшению памяти позволяют индивидуально выстраивать отношения учителя и ученика на тренинге. Некоторые авторские методики, как, например, в случае со «Школой Васильевых» (https://www.vasilyev-school.ru/) сегментируют процесс запоминания, разделяя языковую память, обработку поступающей информацию, бизнес-память и др.

Нестандартные способы улучшения памяти

Массаж

Существует несколько способов укрепить память и внимание с помощью массажа. Так японский массаж для улучшения памяти предполагает воздействие на пальцы рук – а именно, на последние фаланги каждого пальца, отвечающие за состояние мозга. Массаж легко делать самим себе и взрослым, и детям. Используется такой массаж и для улучшения памяти у пожилых людей:

  • Упражнение №1. Указательный палец прижимается к большому (подушечками друг к другу) и сдавливаются так, чтобы пальцы выгнулись. Затем попеременно к большому пальцу нужно прижать средний палец, безымянный и мизинец. Для полноценной тренировки необходимо сделать 20 упражнений для каждой руки в день.
  • Упражнение № 2. Кончиком большого пальца необходимо надавить на основание каждого пальца с наружной стороны. Повторяется по 20 раз для каждой руки.

На одно занятие по стимуляции девяти основных точек активизации памяти тратится 7-10 минут. Располагаются точки в следующих местах:

  1. На середине условной линии, поведённой по центру головы от передней границы начала роста волос до задней границы. Как правило, в этом месте удаётся нащупать маленькую впадинку. Воздействие на неё может способствовать улучшению памяти, усилению концентрации, снимает головные боли.
  2. Если разделить промежуток между верхней губой и носом на три части, то точка находится на 2/3 этого расстояния ближе к носу на пути снизу вверх. Надавливание на неё следует применять для укрепления памяти и как способ помочь при головокружении.
  3. В сантиметре от основания черепа, и в сантиметре от позвоночника по обе стороны на мышцах шеи. Надавливание помогает справиться со стрессом, устранить тяжесть в голове, улучшить мозговое кровоснабжение, снять напряжение в шее.
  4. За ушами у основания черепа, с двух сторон от позвоночника в углублениях, которые находятся в 5-7 см друг от друга. Воздействие, кроме улучшения памяти, помогает снять головные боли и улучшить зрение.
  5. Между бровями – по горизонтали и на стыке переносицы и лба – по вертикали. Точку массируют для улучшения способности сосредоточиваться
  6. На расстоянии трех пальцев по ширине вверх от основания грудины. Надавливание помогает при бессоннице, депрессии, эмоциональной нестабильности.
  7. В височной впадине, в одном сантиметре от бровей (их внешних краёв). При воздействии на точку начинает улучшаться и память, и способность к сосредоточению.
  8. На четыре пальца по ширине вниз от коленных чашечек и на ширину пальца к внешней стороне. Если двигать стопой вверх-вниз, то при правильном нахождении точки при надавливании на неё под пальцем чувствуется движение мышц.
  9. Впадина на подъёме стопы между костями большого (первого) и второго пальцев.

Молитвы, заговоры, мантры

Применение молитвенных текстов (мантр, дуа, заговоров) до сих пор широко используется для улучшения мозговой деятельности.

  • Дуа – это мусульманская молитва, которая читается в различных житейских ситуациях. Пример дуа для памяти в переводе на русский звучит так: «Да благословит Аллах Мухаммада и род его! О Аллах, я прошу у Тебя, напомни мне то, что заставил меня забыть шайтан!» Существуют дуа для концентрации, увеличения объёма знаний, для выучивания сложного материала.
  • Молитвы для улучшения памяти используются и в христианской традиции. Вот одна из них: «Боже милостивый. Пожалуйста, помоги мне иметь хорошую память, какую я способен (способна) иметь. Пожалуйста, помогите мне усвоить привычку к крепкому сну, здоровой пище и упражнениям, чторазовьют у меня хорошую память».
  • Заговор на улучшение памяти сочетает в себе формулу речи и обрядовое действие. В речевой конструкции заговора всегда присутствуют три части:
  • обращение к высшим силам;
  • циклическое наговаривание программы в определённом ритме,
  • заключающая стадия, которая закрепляет текстовый посыл и ставит «замок», ограничивающий подключение к заговору негативных энергий.В обрядовой части процесса должны соблюдаться требования по месту и времени. Заговоры проводятся в уединении и тишине, в полумраке. Чтобы создать полумрак, зажигают свечу.
  • Мантра для улучшения памяти тоже создаётся по определённым канонам (повторяемость, ритмичность, части обращения и благодарения) и предполагает оптимальное количество прочтений. Например, для развития памяти мантру рекомендуют произнести 21 раз в течение недели.

Топ-3 лучших книг, позволяющих развить память

  1. «Улучшение памяти за 7 дней» Тони Бьюзена. В своей книге автор не просто делиться опытом, а разрабатывает целую программу для памяти – описывает техники улучшения памяти сначала в рамках начального семидневного курса, а затем – в рамках семидневного курса, поддерживающего развитие мозга. Автор подробно рассказывает, что нужно делать, чтобы запоминать сходу.

    Сам Бьюзен известен как изобретатель интеллект-карт, а в деловом мире США – как ведущий консультант, занимающийся вопросами нестандартного способа мышления. Единодушные положительные отзывы о книге позволяют поставить её на первое место рейтинга.

  2. «Развитие памяти по методикам спецслужб» авторства Дениса Букина.

    Книга состоит из глав, каждая из которых соответствует этапу карьеры разведчика. В пособии описываются принципы и приемы улучшения памяти, используемые в разведшколах. Кроме того, рассказывается об особенностях запоминания в разных условиях, о специфике внимания и воображения, а также средствах работы с ними.

  3. «Развитие памяти.

    Классическое руководство по улучшению памяти» от Гарри Лорейна и Джерри Лукас. В книге даются советы по улучшению памяти, описываются основные методики запоминания. Гарри Лорейн – известный писатель (более 30 публикаций) и иллюзионист, неоднократно демонстрировавший свои способности к запоминанию по телевидению.

    Джерри Лукас – бывший баскетболист, чемпион Олимпиады 1960-го и первенства НБА 1973-го года. После завершения карьеры увлёкся способами улучшения памяти, заслужив прозвище «Доктор Память».

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/students/um/uluchshenie-pamyati.html

Мнемотехника – тренировка памяти, техника запоминания информации, имен на основе визуального мышления: методы, таблицы, упражнения и приемы для начинающих взрослых. Мнемотехника для развития памяти взрослым: программа

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода.

  • Авторы многих доступных учебников по мнемотехнике при публикации своих работ руководствовались вполне приземленными для человека мыслями – написать текст, который будут покупать. Потому в книгах много сведений о науке мнемотехнике, объяснений, позволяющих, якобы, применять почерпнутые из различных выкладок, научных энциклопедий сведения в реальной жизни.
  • Однако, преследуя цель собрать несколько значительных «пластов» знаний о науке, в действительности у них получается все иначе: полезной и доступной информации мало, а терминов и «воды» много.
  • Человеческий мозг обладает невероятными возможностями, и мнемотехника помогает их раскрыть. Однако не всем, кто заинтересовался этой наукой, удается «раскопать суть» большинства техник, чтобы автоматически применять их в повседневной жизни.

В нашей статье собраны наиболее доступные объяснения и способы обучения навыку запоминания.

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода

  • В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании. Берется информация, необходимая для запоминания, и подсознательно преобразуется в образ путем ассоциации.
  • Мы обладаем прекрасной ассоциативной памятью, которую мнемоники используют в полной мере.

    Чтобы развить способность запоминать, необходимо уметь рисовать мысленно воображаемые предметы.

В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании

Вот пример запоминания информации. Ниже приведен список того, что мы обычно покупаем в магазине.

Попробуйте запомнить последовательность слов:

  • влажные салфетки
  • зубная паста
  • шампунь
  • голландский сыр
  • мандарины
  • томатная паста
  • растительное масло
  • кетчуп
  • зеленый горошек
  • грецкие орехи

Чаще всего у людей остается в памяти 7 наименований. Счастливчики, запомнившие весь список, как и остальные, как правило, по прошествии 5 минут забывают все слова из списка.
А теперь раскрываем секрет запоминания подобных списков таким образом, чтобы он оставался в памяти на несколько дней минимум.

Как создавать ассоциации

Неординарные ситуации сильнее «врезаются» в память

Для запоминания нашего списка проделываем следующие воображаемые действия:

  • Представляем пачку влажных салфеток
  • Представляем тюбик зубной пасты
  • Совмещаем два предмета, мысленно поставив их рядом или проткнув насквозь пачку салфеток тюбиком зубной пасты
  • Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали: например, из пачки салфеток может вытекать какая-то жидкость или, находясь рядом с тюбиком зубной пасты, влажные салфетки покрываются пеной. Основная задача – соединение двух различных образов.
  • Далее в списке записаны шампунь, голландский сыр, мандарины и томатная паста. Проделываем все то же самое: на разлитый шампунь падает кусочек сыра, а мандарины варятся в томатной пасте.
  • Если с придумыванием ассоциаций все сложно, то просто представьте, как один образ «протыкает» другой.

Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали

  • «Протыкание» одного образа другим не просто забыть, потому способ срабатывает почти всегда.
    Противники метода могут возразить, что на соединение образов уходит много времени. Однако, если нужно постоянно запоминать информацию в большом количестве, то метод того стоит. Упражнения мнемотехники как раз и разрабатываются для запоминания подобных списков, сведений, логических цепочек.

Как создавать дворец памяти

  • Сохранившиеся в памяти образы – это ваш склад изображений, который вы строите в голове. Из подобного хранилища образы извлекаются в нужный момент, например, список продуктов. В течение нескольких дней список забудется, даже при наличии суперпамяти.
  • Упражнения мнемотехники помогут сохранить список на долгие годы в так называемом дворце памяти.
    Создание дворца памяти можно сравнить с методом Цицерона. Суть его заключается в том, что мнемоник рисует в своем воображении жилище и мысленно расставляет в нем предметы, присваивая им определенные образы.
  • Теперь об особенностях нашего «строения»: поскольку дворец памяти создается в мысленно, то и процесс запоминания будет проходить удобнее, ведь в таком случае позволительно использовать самые разнообразные предметы.

Как создать дворец памяти

Вот как это выглядит практически:

  • Требуется запомнить физическую формулу q = CU. Преобразовываем полученные латинские буквы в образ. Здесь все совершенно индивидуально: представляйте то, что вам легче запомнить.
    Например, q — кочан капусты, CU — авоська. Теперь рисуем завершенный образ: в авоське лежит кочан капусты.
  • Двигаемся дальше и отправляем полученный образ во дворец. Но не просто оставляем его там, а укладываем на полочку, которая называется «Физика». Чтобы проще было ориентироваться в нашем дворце, установим на эту же полку небольшой бюст Эйнштейна или учебник по физике. Теперь ставим авоську с кочаном на полку.

Как видите, ничего сложного!

Как развить память начинающим взрослым — мнемотехника: методы, приемы и упражнения

Какими же приемами и практическими упражнениями располагает мнемотехника? Тренируя память, вы сможете запоминать как образную информацию, так и сведения, представленные в текстах или таблицах.

Для кого приемы мнемотехники будут полезны:

  • Всем нам в какие-то моменты необходимо запомнить определенное количество точных сведений. И совершенно не обязательно для этого быть школьником, студентом или преподавателем. Вспомните, сколько имен, номеров телефонов и списков вы записываете в электронные или записные книжки.
  • А ведь было бы проще вносить все сведения в свой мозг. Тогда вы уж точно сохраните все «листы» своей «записной книги» и не нужно будет искать зарядное устройство для телефона или планшета, если вдруг разрядиться аккумулятор, чтобы увидеть свои записи.
  • Вы просто будете помнить всю информацию, которая может понадобиться. В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш.

В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш

  • Приемы мнемотехники выручат и оратора, речь которого после некоторых выполненных и опробованных во время выступления упражнений будет литься плавно и естественно.
  • Школьники и студенты также смогу оценить приемы мнемотехники, особенно в период сдачи зачетов и экзаменов. Ведь упражнения помогут лучше запоминать большое количество информации. Если на экзамене студенты пытаются списать со шпаргалки или с телефона, то тот, кто применяет описанные выше техники по запоминанию данных, сможет без особых усилий списывать из своей памяти.
  • Такой способ безопаснее, да и времени на подготовку к сложным экзаменам понадобится меньше.
    Для преподавателей использование приемов мнемотехники будет не только полезным, но и добавит уважения. Лекционные материалы будут запоминаться быстрее и подглядывать в конспект не придется.
  • Для запоминания информации о людях из своего обширного круга деловых знакомств также не лишним будет знание приемов мнемотехники.
  • Если вы будете часто прибегать к разработанным мнемониками способам запоминания информации, даже в качестве профилактики своей постоянной забывчивости, то ваша память не начнет «отмирать» за ненадобностью до преклонных лет.

Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание

Основы мнемотехники: описание

  • Чтобы применять методы мнемоники, не обязательно начинать знакомство с этой областью знаний с нуля. Все приемы становятся доступными и понятными практически сразу после ознакомления с мнемоникой. Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов.
  • Быстрое освоение основ мнемотехники может сыграть злую шутку с новичком: свои новые возможности он воспринимает как полностью освоенный навык и прекращает развиваться в этом направлении дальше. Что же происходит? В определенные моменты мнемотехника дает сбой из-за отсутствия практических навыков по запоминанию и опыта сохранения информации в памяти на длительный период.

Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов

Правильно составленные ассоциации помогут обрабатывать в уме большое количество информации. Потому важно отрабатывать приемы мнемотехники на уровне навыка. Регулярные тренировки помогут овладеть искусством запоминания. А вот быстрым наскоком добиться эффективности приемов нельзя.

Видео: Чертоги разума. Дворец памяти

Есть тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность. Вот некоторые из них:

  • В игре «Числовой охват революция» необходимо запоминать появляющиеся на экране цифры и безошибочно вводить их в пустое окошко. Правильный ввод цифр позволяет пройти дальше и увеличить количество набранных очков. Игра может длиться долго или закончится после третьего неправильного ввода последовательности цифр.
  • Суть игры «Быстрое сложение перезагрузка» заключается в том, что открывается заданное трехзначное число, а игроку необходимо подобрать правильные слагаемые суммы этого числа. Правильный ответ увеличивает количество балов.
  • Среди сложных заданий можно выделить Красно-черные таблицы Горбова-Шульге. В них требуется запомнить одновременно две цифровые последовательности. Черные клетки предназначены для выбора наименьшего числа, а красные – для наибольшего. В игре главное быстро подбирать нужные числа.
  • Не все таблицы и задания построены на вычислениях и подборе чисел. Например, в игре «Буквенный охват» развивается память и внимание, благодаря запоминанию букв и их воспроизведению. На экране появляются буквы, которые нужно запомнить. Следующий шаг предполагает запись буквенного ряда по памяти.

Во Всемирной паутине можно найти  тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность

Мнемотехника – запоминания имен на основе визуального мышления: описание метода, ассоциации

  • Для запоминания имен необходимо внимательно слушать людей, которые вам представляются, а не отвлекаться на мысли о предстоящих с ними беседах.
  • Услышанное от нового знакомого имя можно несколько раз повторить во время первой встречи или разговора (если это уместно).

    Завершающей фразой может стать следующая: «приятно познакомиться», и обязательно повторить имя нового знакомого.

Но есть и другие способы, позволяющие запоминать имена новых знакомых.

 Мысленно представить образ, который ассоциируется в вашем воображении с конкретным именем:

  • Светлана – электрическая лампочка
  • Валерий – школьный учитель
  • Соня – грызун
  • София – софа
  • Павел – перо павлина
  • Лилия – одноименный цветок
  • Николай – кол
  • Михаил – медведь

Представив картинку, которую рисует ваше воображение при упоминании определенного имени, свяжите полученный образ с внешностью нового знакомого. Например, если София рыжеволосая, то представьте на софе копну рыжих волос. Только не раскрывайте свой секрет человеку, имя которого вы запомнили таким необычным способом. Ведь нарисованный вашим воображением образ-ассоциация может его обидеть.

Видео: Как запоминать имена людей?

Приемы мнемотехники

Цепочка

  • Связывание ассоциаций попарно. Пары придуманных образов составляются примерно одинаковые по размеру. После образования связи между первым образом и вторым, связь с первым образом «обрывается», а внимание переключается на второй образ. Так образуется взаимосвязь между образами. Если возникнет необходимость припомнить один из образов «цепочки», то сознание воспроизведет одновременно до пяти образов.
  • В образовании связей должна присутствовать определенная система: горизонтальная ассоциация предполагает размещение первого образа по левую сторону, вертикальная ассоциация предполагает размещение первого образа внизу. Припоминание образов должно происходить в таком же порядке.

Прием «Матрешка»

  • Механизм запоминания предполагает соединение образов парами, но в определенной последовательности: первый образ самый крупный, второй образ меньше первого, третий — меньше второго и так далее.
  • При переключении внимания на следующие образы, предыдущие складываются друг в друга. В подсознании четко видно только два образа.

Видео: Мнемотехника и мнемоника

Источник: https://heaclub.ru/mnemotehnika-trenirovka-pamyati-tehnika-zapominaniya-informacii-imen-na-osnove-vizualnogo-myshleniya-metody-tablicy-uprazhneniya-i-priemy-dlya-nachinayushhih-vzroslyh-mnemotehnika-dlya

Ссылка на основную публикацию