Паттерн наложения «субмодальностей» в нлп

16. Субмодальности | НЛП для начинающих

Александр Любимов

НЛПера как-то спросили: — Что является главным изобретением человечества? — Термос! — Но почему? — Наливаешь горячее – остается горячим, наливаешь холодное – остаётся холодным! — И что?

— А как он узнаёт?!

Что такое субмодальности

Вы никогда не задумывались, каким образом вы узнаёте, что во эту еду любите, а эту нет? В это верите, а в эту странную штуку совсем нет? Что вот эта ситуация из детства приятная, а этот человек нравится?
Мозг для кодирования отношения использует так называемые субмодальности: сенсорные различия в представлении информации. Например, неприятная ситуация в прошлом может быть тёмной, маленькой, расположенной слева внизу, статичной и прямоугольной. А приятная ситуация в прошлом — яркой, большой, овальной, находиться прямо перед глазами и в ней может быть движение. 

Модальностями в НЛП (и психологии) называют каналы получения информации: зрение — визуальная модальность, слух — аудиальная, ощущения — модальность, речь — дигитальная. Субмодальности тогда — различия внутри модальности. Яркость, размер, положение, цвета, фокус изображения – это субмодальности визуального канала. Точно так же существуют субмодальности аудиального канала: громкость, тембр, стерео/моно. Есть свои субмодальности и у кинестетического канала: ощущения имеют размер, интенсивность, качество (вибрация, сжатие, холод, распирание) и местоположение

Субмодальности навязчивости: чёткий яркий объект на размытом или отсутствующем фоне, который занимает практически всю площадь картинки. 

Субмодальности касаются только способа представления информации, но не содержания

У нас в голове тоже есть набор «регуляторов». Только эти настройки служат немного для другого – при помощи этих настроек мозг кодирует отношение: хорошо – плохо, нравится – не нравится, свой – чужой, важно – не важно.

Наше понимание (или замешательство), вера, любимый человек и цель жизни – всё это кодируется при помощи субмодальностей. Нам же нужно быстро узнать, как мы относимся вот к этому конкретному человеку. Мы же не вычисляем каждый раз: «Ага. Три дня назад он мне улыбнулся. Вчера молча прошел мимо.

А сегодня пожал руку. Так. Значит, он мне симпатичен.» Мы видим человека и уже знаем, что это тот, кого мы любим (или ненавидим, или злимся, или равнодушны).
Маленький эксперимент. Представьте себе толпу незнакомых людей. И среди этой толпы разместите знакомого вам человека.

Обратите внимание

Скорее всего он будет более ярким и контрастным. Но может так же быть, что он цветной, а все остальные — серые, или он объёмный, а остальные плоские.

Вот при помощи этих различий в яркости, контрастности, объёме или резкости (для визуального канала) мозг и узнаёт отношение, в данном случае «знакомый — не знакомый». Для других оценочных различий: хорошо — плохо, нравится — не нравится, моё — чужое, — будут использоваться другие субмодальности.

Как мы можем использовать субмодальности

Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой.

То есть изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей.

Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его «командный язык». Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Например, мы фокусируемся на предмете, обычно делая его более резким и ярким, а всё остальной превращая в серый «фон».

Меняя субмодальности восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя.

К тому же субмодальности – это «командный язык» для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или уменьшить интенсивность неприятной эмоции. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.

Список субмодальностей

Дальше дан список субмодальностей и возможных вопросов, которые могут их определить.

Визуальные

Положение Где находится картинка? Где этот образ расположен в пространстве? Покажите местоположение образа руками. Картинка слева или справа от центра?Эта картинка наклонна?
Расстояние Как близко (далеко) от вас находится образ?Попробуйте показать рукой расстояние до образа.
Цветной – ч/б Это цветное или черно-белое?Есть ли в картинке цвета?
Цвета Какие цвета в этом образе?Цвета живые, яркие или блеклые?
Яркость Эта картинка скорее яркая или темная?В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Фокус Этот образ резкий или он размыт?Картинка в фокусе или размыта?
Детальность Насколько детализирован этот образ? Деталей много или мало?Вы видите только общие контуры или можете различать детали?
Фон Есть ли фон?
Форма Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?
Ассоциация – диссоциация Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху?Вы видите свое лицо или спину?
Панорамность Вы находитесь внутри образа?Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?
Граница Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты? Имеет ли граница цвет?Как широка эта граница?
Движение Это кино или слайд (фотография)? Есть ли в этом образе движение или он статичен?Насколько быстро это движение?
Пропорции Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?
Размерность Это плоское или объемное?

 

Аудиальные

Положение Вы слышите это изнутри или снаружи? Источник звука расположен внутри вас?Откуда этот звук исходит?
Высота Какова высота звука?Звук скорее высокий или низкий?
Громкость Какова громкость этого?Звук громкий или тихий?
Моно/стерео Звук объемный?Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?
Монотонность Это монотонный звук или мелодия?
Темп Это быстро или медленно?
Ритм Есть ли в этом звуке ритм?Если есть, попробуйте его показать движением ладони.
Длительность Это непрерывное или прерывистое?

Кинестетические

Качество Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение…
Интенсивность Насколько сильно это ощущение?
Положение Где находится это ощущение?Покажите рукой местоположение этого.
Движение Это ощущение двигается или статично?Это движение непрерывно или оно происходит волнами?
Направление Откуда это движение стартует? Каково направление его движения?Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?
Скорость Ощущение перемещается быстро или медленно?Есть ли рывки или это плавное движение?
Размер Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?

Упражнение «Как я узнаю»

Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например – «моё – не моё», это процесс оценки), а как вы узнаете об этом.

То есть, после того как вы вычислили, вы же как-то узнаёте «моё – не моё». Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления «я – не я». Вы об этом уже знаете.

Вот как вы об этом узнаёте?
Сравните субмодальные различия:

Я Не Я
образ ярче чётчеобъемный образ тусклее более размытыйплоский

Визуальный канал

Я или не я

Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.

Нравится еда или нет

Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности  образа «вкусной» и «невкусной» еды?

Моё – не моё

Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?

Важно – не важно

Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.

Аудиальный канал

Голос знакомого человека

Чем отличается голос знакомого человека от голоса незнакомого человека?

Мой и чужой голос

Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.

Разные мнения

Источник: https://nlp.trenings.ru/blog/16-submodalnosti

Субмодальности: техники и упражнения. Регулирование интенсивности переживаний

Александр Любимов

Часто в жизни бывает так: переживание вроде подходящее к ситуации, но его как-то мало. Или наоборот много. Например, в споре было слишком много агрессии. То есть она там была на месте, но её было много. Или слышали фразу: «Переживания стёрлись». Когда вспоминаешь прошлое, многие приятные события как-то стали более «далёкими».

Александр Любимов

Часто в жизни бывает так: переживание вроде подходящее к ситуации, но его как-то мало. Или наоборот много. Например, в споре было слишком много агрессии. То есть она там была на месте, но её было много. Или слышали фразу: «Переживания стёрлись». Когда вспоминаешь прошлое, многие приятные события как-то стали более «далёкими».

Самое забавное, что говоря так, они обычно рассказывают о том, как это у них там устроено. Действительно, для большинства людей расстояние до изображения, яркость и размер обычно кодируют интенсивность переживания.

В аудиальном канале это обычно громкость и расстояние до источника.

Небольшая демонстрация.

Демонстрация

Сергей, мне бы хотелось, чтобы ты выбрал какую-то ситуацию из прошлого, интенсивность переживаний в которой ты бы хотел изменить. То есть переживание там подходит, но его сила тебя не устраивает. Тебе бы хотелось побольше или поменьше.

— Да, я выбрал.

Что это, если не секрет?

— Это приятное воспоминание из детства. Когда мне купили велосипед, он…

Стоп, стоп. Достаточно. Я вижу, что это приятное для тебя переживание. И как бы ты хотел его изменить? Усилить, или наоборот, уменьшить.

— Усилить. Я помню, что тогда это было так здорово, но сейчас это как-то далеко.

Хорошо. Вспомни об этом своём велосипеде… Это больше то, что ты видишь или то, что слышишь?

— В основном вижу.

Отлично, а покажи где находится экран, на котором тебе показывают это кино?

— Вон там, у стены. Экран такой метр на полтора.

Попробуй этот экран отдалить. Что происходит?

— Всё совсем становится далёким. Как будто и не со мной было…

Верни картинку на место. А теперь приблизь её. Что меняется?

— Это всё становится ближе. И более доступным, что ли.

Хорошо, верни опять на место. Теперь попробуй сделать её более яркой. Что меняется?

— Чувство усиливается, но слабее, чем когда приближали.

Важно

Замечательно. Выбери такое расстояние до картинки о велосипеде, чтобы ты испытывал такую силу ощущений, которая тебя бы полностью устраивала.

Читайте также:  Физические упражнения могут помочь при депрессии

— Да, где-то метрах в двух. Вот здесь.

Подумай, если ты будешь так к этой ситуации относиться, это никак не повредить тебе в жизни?

— Думаю, что нет.

Тогда нам нужно закрепить полученный результат. Сделай так, ты сначала представляешь картинку так, как ты о ней думаешь обычно. А потом быстро передвигаешь на то место, которое ты ей только что подобрал.

Потом все образы внутри стираешь, для этого можно просто посмотреть вокруг. Потом опять повторяешь весь процесс сначала. Так нужно сделать пять – семь раз. Старайся двигать ею как можно быстрее. Готов? Начали.

— Я сделал это.

Подумай об этой ситуации с велосипедом.

— Да, я вспоминаю, классно тогда было!

Хорошо, спасибо.

Источник: http://nlpr.ru/node/115

11. Основы НЛП. Визуальные субмодальности

Используя визуальные субмодальности, можно научиться управлять собственным сознанием и эмоциями.  Поэтому уделите данной статье про визуальные субмодальности должное внимание.

В методах НЛП наибольшее внимание уделяется зрительной репрезентативной системе. И это не просто так. Психологи утверждают, что большинство людей на планете — визуалы с доминирующим зрительным восприятием. В некоторой степени это можно объяснить историческим формированием нашей культуры, которая преимущественно визуальная. А вот меньше всего на планете аудиалов.

Виды визуальных субмодальностей:

1) Яркость.  Эту субмодальность тренируют вот каким образом: вспоминают какое-нибудь приятное воспоминание, потом стараются насытить его яркими красками, пытаясь ощутить возникающие эмоции.

А затем воспоминание делают все более бледным, а потом снова ярче. А затем анализируют собственные ощущения при ярком и тусклом воспоминании.

Большинство людей замечают прямую зависимость: при увеличении яркости воспоминания эмоции становятся более сильными, а при снижении яркости — более блеклыми.

Навык изменять яркость воспоминания поможет вам регулировать собственное самочувствие через недостаток или переизбыток позитивных или негативных эмоций.  Если же мы позволим нашему сознанию самостоятельно регулировать яркость воспоминания, мы откажемся от контроля собственного самочувствия.

А теперь воскресите неприятное воспоминание. Постепенно делайте картинку все более и более тусклой, уменьшая влияние негативного опыта на ваше сознание.

Настройку параметра яркости в собственном сознании можно сравнить с настройкой фотоаппарата или компьютера.

Если вы сделаете яркость слишком сильной, а картинку настолько наполненной светом, что ее почти не станет видно, вы получите обратный эффект и эффективность эмоций снизится.

Кроме этого, у некоторых людей обратная эффективность восприятия: при снижении яркости картинки эмоции возрастают, а при увеличении — снижаются.

Совет

2) Следующая визуальная субмодальность — размер картинки. Обратитесь к другому воспоминанию. Попробуйте в собственном сознании несколько раз изменить размер визуализируемой картинки сначала увеличивая, а затем уменьшая ее. При этом не стоит излишне усердствовать и делать картинку очень большой, чтобы она не стала гротескной и смешной, вызывая ненужный смех.

А теперь вспомните что-нибудь неприятное. Попробуйте поэкспериментировать с размером картинки таким образом, как будто просматриваете видео на разных экранах: сначала на большом, а затем на маленьком. Через некоторое время вы заметите, что уменьшение картинки снижает напряжение ситуации и уменьшает негативные эмоции.

Используя даже две перечисленные визуальные субмодальности яркость и размер картинки, вы научитесь контролировать собственную реакцию на различные ситуации, тем самым снижая груз прошлого и расширяя возможности для будущих свершений.

Случается, что груз прошлого висит над человеком настолько сильно, что явно проявляется в его словах. Прислушайтесь к тому, что говорят люди. Вы заметите, что они часто употребляют выражения негативного характера: «тяжело», «все видится безрадостно», «будущее как в тумане», «все тускло» и другие.

Эти фразы напрямую отображают человеческий опыт и передают внутренние ощущения людей в текущий момент.

Для людей, ожидающих «туманное будущее», предлагается изменить яркость картинки и увидеть ее более сияющей и насыщенной. Представляя свое яркое будущее ощутить прилив радости и работоспособности.  И это действительно помогает.

Если наши рекомендации вас заинтересовали и вы действительно хотите изменить собственный опыт, а также научиться контролировать собственные эмоции, возьмите за основу одно позитивное и одно негативное переживание и попробуйте заменить их по каждому из видов субмодальностей.  Подобная практика поможет вам определить систему, по которой в вашем мышлении строятся переживания. Однако старайтесь за один подход использовать только одну визуальную субмодальность. Например, сейчас вы работаете с яркостью, а через пару часов — с размером картинки. Через некоторое время вы поймете, какая из субмодальностей наиболее сильно влияет на ваши эмоции.  Также рекомендуем начинать с позитивного воспоминания, а уже после того, как вы научитесь пользоваться субмодальностями, переходить к негативному опыту.

 3) Следующая визуальная субмодальность — цвет. Его можно менять от черно-белых оттенков до ярких и насыщенных. При работе с этой субмодальностью также стоит обращать внимание на ваши ощущения и изменения в эмоциональном состоянии.

4) Расстояние. Эта визуальная субмодальность позволяет изменять расположение картинки в вашем сознании. Ее можно приближать и отдалять до образования черной точки. Попробуйте приблизить визуальный образ к себе как можно ближе. Какие ощущения и эмоции вы испытываете? А теперь медленно отодвигайте образ. Что-нибудь изменилось?

Обратите внимание

5) Глубина. Ваша картинка может быть как плоской, так и объемной, и 3D. Также отмечайте собственное состояние от изменения объемности картинки.

6) Продолжительность.  Попробуйте представить мелькание картинки, затем делая интервалы между мельканиями все меньше и меньше добиться ее устойчивости. Проанализируйте собственные эмоции.

Кроме основных перечисленных, существуют также второстепенные визуальные субмодальности, с которыми также можно попрактиковаться.

Это четкость, контрастность, пределы изображения, его подвижность, скорость, оттенки, прозрачность, ракурс, пропорции, расположение картинки на переднем или заднем плане.  Изменяя каждый из параметров, обращайте внимания на собственные ощущения.

Подробнее о субмодальностях расскажет следующая аудиозапись:

Вот такие простые упражнения через изменение воспоминаний помогают изменять собственный опыт. С их помощью, например, можно убрать негативных опыт, который отравляет вам жизнь и не дает двигаться вперед. Кроме этого, вы получите новый интересный навык и расширите круг своих потенциальных возможностей.  Обязательно отмечайте те субмодальности, которые особенно эффективны в вашем сознании.

Как мы уже говорили, визуальные субмодальности наиболее распространены и востребованы в обществе. Поэтому не стоит спешить с освоением аудиальных и кинестетических субмодальностей, пока не освоите визуальные.

Следующие статьи курса:

12. Опыт. Ассоциированный и диссоциированный взгляд на воспоминания.

13. Как можно изменить собственную мотивацию?

14. Как возникает понимание информации или ситуации?

15. Убеждения. Техника изменения убеждений.

16. Каждый человек — индивидуальность. Можно ли менять свою индивидуальность для достижения цел

Курс: основы НЛП                   Главная страница

Источник: http://seportal.ru/11-vizualnye-submodalnosti/

Фокусирование на субмодальностях

Что можно узнать из этой главы:

Объяснение субмодальностей

Новое понимание секретов субмодальностей

Некоторые психотерапевтические вмешательства с использованием субмодальностей

Упражнение на исследование субмодальностей

«Лечение» головной боли и других дискомфортных ощущений

Перекрестное отображение с помощью субмодальностей

Субмодальности на линии времени

Паттерн «Шоколад леди Годивы»

Паттерн «Взмах»

Паттерн изменения формирования убеждения

Паттерн горя/потери

Приходилось ли вам слышать, как кто-то говорит: «Я чувствую себя сегодня довольно уныло»? Поду­майте над значением фразы «Я ясно слышу вас». Мы постоянно слышим такие метафорические высказы­вания.

До открытий, сделанных в НЛП, большинство из нас рассматривали их просто как метафоры и, сле­довательно, как символы, не имеющие большого зна­чения.

Однако, опираясь на НЛП, мы теперь знаем, что такие метафоры часто являются буквальным описанием внутренних репрезентаций говорящего.

Мозг воспринимает такие высказывания и «наделя­ет их смыслом» на буквальном уровне чаще, чем мы иногда думаем. Понятие «субмодальности» связано с одним из основных способов функционирования нашей нервной системы и программирования ею на­ших эмоций, действий, навыков и т. д.

Понятие «субмодальности» связано с одним из основных способов функционирования на­шей нервной системы и программирования ею наших эмоций, действий, навыков и т. д.

Мы описали три основных способа «мышления». А именно мы думаем при помощи картин, звуков и ощущений (тактильных и проприоцептивных).

«Мышление» также осуществляется при помощи обонятельных, вкусовых ощущений и мета репрезентативной системы слов. Однако мы формулируем свои внутренние репрезентации главным образом в картинах, звуках и/или ощущениях.

Важно

Учитывая это, область субмодальностей позволяет нам обнаружить дальнейшие различия своих внутренних репрезента­ций.

Вспомните приятное переживание.

Визуально: Вы представили картину, не так ли? Вы видите ее в цвете или черно-белой? Она выглядит трехмерной или плоской, как фотография? Видите ли вы себя на картине (диссоциированно) или вы видите ее своими собственными глазами (ассоцииро­вание)? Заключена ли картина в рамку, или вы ви­дите ее как панорамную фотографию? Вы видите фильм или неподвижную картину? Она расположе­на далеко или близко? Картина выглядит яркой, тус­клой или имеет среднюю яркость? Вы видите ее в фокусе или не в фокусе? Где она расположена? Вы видите ее слева, справа или прямо перед собой? Где вы видите картину?

Аудиально: Имеет ли воспоминание звук? Он зву­чит громко или приглушенно? Тон звука мягкий или резкий? Его тембр богатый или бедный? В каком на­правлении расположен источник звука? Он передвигается быстро или медленно? Звук звонкий или глу­хой? Слышите ли вы его в стерео или в моно?

Кинестетически: Содержит ли воспоминание в себе какие-нибудь ощущения? Как интенсивно вы их испытываете? Испытываете ли вы ощущение так, как если бы оно имело текстуру? Если бы оно име­ло вес, насколько тяжелым оно было бы? Если бы это ощущение имело форму, то какую? Оно теплое или холодное? Какой частью своего тела вы его ощущаете?

Эти качественные различия внутренних репре­зентаций в НЛП называют субмодальностями. Репрезентативная система включает в себя субмодально­сти визуальной, аудиальной и кинестетической модальностей. Термин «субмодальности» звучит так, как будто мы обнаружим «субразличия».

Однако как мы узнали в главе 1, это описывает ситуацию не со­всем верно. Эти качества или свойства репрезента­ций являются строительными блоками внутренней репрезентативной системы, но не на подуровне. Внутренние репрезентации всех переживаний, не­сомненно, включают в себя субмодальности.

Уайатт Вудсмолл отмечал:

Субмодальности являются строительными блоками репрезентативной системы.

«Если сознание/тело способно проводить какие-либо различия, оно должно обладать опре­деленным способом проведения этих различий; способ, при помощи которого оно на самом деле делает это, опирается на различия в субмодальностях, посредством которых осуществляется внутренняя репрезентация различных вариан­тов»

Мозг человека определяет параметры пережива­ний, опираясь на субмодальные свойства (а также на словесные значения, которыми мы их наделяем). Все свои переживания, эмоции и даже убеждения разу­ма мы репрезентируем при помощи субмодальнос­тей. Более двух тысячелетий назад один мудрый че­ловек сказал: «Каковы мысли в душе его, таков и он». Итак, наш мозг обрабатывает информацию,

Читайте также:  Проведение деловых собраний и совещаний

Wyatt Woodsmall, LifeLineTherapy (Arlington: Advance Behavioral Modeling, 1989), p. 4. Книга притчей Соломоновых, 23:7.

используя субмодальности и словесные значения, ко­торыми мы наделяем репрезентации для создания реальностей. Это, в свою очередь, дает начало эмоци­ям, которые определяют поведение. И на исходном уровне репрезентаций, и на метауровнях наше ре­презентативное кодирование обладает различными качествами (субмодальностями).

Отличительные признаки, приведенные в приме­ре, связанном с приятным переживанием, представ­ляют собой только несколько субмодальностей в каждой репрезентативной системе. Однако именно они являются ключевыми. На рис. 14.1 приведен бо­лее полный список субмодальностей.



Источник: https://infopedia.su/15x677a.html

Субмодальностное редактирование

Доброе утро! Эту заметку пишу из аэропорта Домодедово. Сюда примерно час назад совершил посадку самолет из Красноярска, где была проведена первая часть новогодних праздников. Идет подготовка ко второй.

Один из моих образов, которые я прорабатывал в ходе работы над собой, реализуется в данный момент — кафе, ноутбук, капучино, ожидание рейса в Париж.

Интересно вспомнить, как примерно год назад, 26 декабря аэропорт Домодедово напоминал картинку из фильма апокалиптического содержания — полное отсутствие света, лежащие на полу люди, кругом милиция, неразбериха.

Тогда в результате обрыва проводов аэропорт полностью вышел из строя и «приходил в себя» в течение нескольких дней. Сейчас совсем другое дело — светло, комфортно, особенно на втором этаже, где нет людей и есть места в кафе.

Тема сегодняшней заметки — Субмодальности и их редактирование, относится к основам классического НЛП. Субмодальности, как качественные характеристики опыта, были открыты гениальным Ричардом Бендлером. До этого опыт рассматривался в четырех модальностях — VAKD (визуальная, аудиальная, кинестетическая, дискретная).

То есть, то что мы видим, слышим, чувствуем и думаем. Субмодальности ввели дополнительные свойства — объект который мы видим, обладает целым рядом характеристик — яркость, фокус, расстояние, форма и так далее. То же самое касается других модальностей.

Использование субмодальностей открыло принципиально новые возможности в работе с кодировками человеческого опыта. Давайте лучше перейдем к примерам.

Совет

Весь наш опыт каким-то образом закодирован в нашем Бессознательном. Абсолютно весь. Если вы вспомните своего, например, коллегу и представите его где-то в пространстве, то вы увидите его проекцию — то, как этот человек закодирован в вашем Бессознательном.

Он может быть тусклым или ярким, большим или маленьким, стоять далеко или близко — все эти детали очень важны, все эти детали — и есть субмодальности. То, как вы видите этого человека, характеризует ваше к нему отношение. Отмечу, что вы увидите отношение Бессознательного, а не сознания, поэтому не удивляйтесь сюрпризам.

Зачастую истинное положение вещей отличается от ваших о них представлений.

Речь не только о людях — кодируется абсолютно весь опыт. Воспоминания, события, отношение к ним. И теперь начинается самое интересное. Меняя структуру опыта, вы меняете и сам опыт. У вас есть неприятное воспоминание? Сделайте субмодальностное редактирование.

Для начала «увидьте» картинку или фильм этого воспоминания — так вы определите кодировку этого опыта. Затем сделайте его черно-белым, маленьким, тусклым. Помните, в одной из заметок мы говорили про ассоциацию и диссоциацию? Это тоже субмодальности, и вы уже знаете, что надо с ними делать, если речь идет о негативном опыте.

По тому же принципу можно усилить и позитивный опыт. И это лишь малая часть всего спектра вариантов работы с субмодальностями.

Чтобы вам было проще, я приведу краткий перечень субмодальностей.

Визуальные субмодальности

Источник: http://blagopoluchnik.ru/?p=1001

Модальность и субмодальность

В нейролингвистическом программировании субмодальность — это то, из чего складывается модальность. Модальность — это часть мысленного образа, принадлежащая определенному органу чувств.

Так, если для примера взять визуальную модальность, то здесь образ может быть плоским либо объемным, он может перемещаться или быть застывшим на одном месте, может быть ограничен контуром-рамкой или представлять собой безграничную панораму, быть ярким или как в тумане и т.д.

Если рассмотреть аудиальную модальность, то в ней звук может быть громким или тихим, высоким или низким, различаться по темпу и ритму, распространяться из различных точек пространства и т.д.

Обратите внимание

 Ощущение может относиться только к какой-то определенной части тела или охватывать человека полностью (с головы до ног), может иметь различаться по интенсивности, по температуре, плотности и т.д. Запахи и вкусы могут иметь еще больше различий.

Привлекательные образы люди обычно описывают с использованием следующих субмодальностей: «большой», «близкий», «выпуклый», «объемный», «ярко окрашенный», «отчетливый». В общем, само описание этого образа придает ему привлекательность.

Представляемые при этом звуки обычно отличаются мелодичностью и  отчетливостью, и часто кажется, что они как бы обволакивают человека сразу со всех сторон. Однако человек может использовать самые разнообразные субмодальности при описании нравящегося им образа, и тут очень важно пользоваться только теми субмодальностями, которые нравятся именно вам.

Давайте вернемся к тем самым образам, с которыми вы работали при выполнении предыдущего упражнения — «очень привлекательному» и «нейтральному» — и найдите еще одно-два субмодальных различия.

Если вы находите те самые характеристики, с использованием которых определенный образ перед вашим внутренним взором становится привлекательным, у вас появляется волшебный ключ, с помощью которого можно изменять реакции и ваше поведение, приводя их в соответствие с вашими же глубинными ценностями.

Нередко случается так, что мы четко представляем себе значение того или иного поступка для нашего будущего, но мы не в силах заставить себя сделать решительный шаг.

Изучая НЛП, одна женщина в подобной ситуации поступила следующим образом. Она стала подробнее приглядываться к своим внутренним образам той еды, которую привыкла есть.

Сначала ее заинтересовали именно те продукты питания, которые она очень любила. Оказалось, что ее любимый шоколадный торт представлялся ей в виде объемного изображения, более того, во внутреннем взоре он представал прямо перед перед так, как будто до него можно было дотронуться рукой.

Что же касалось полезных продуктов питания (зелени и овощей), то вот они-то как раз выглядели в ее внутреннем взоре весьма неприглядно, как будто были изображены на черно-белых фотографиях, причем в одном из углов снимка.

Эта женщина была решительно настроена на то, чтобы изменить свои вкусовые привычки с целью установления контроля за собственным весом и состоянием здоровья. Поэтому она начала методично изменять модальности продуктов, составляющих ее рацион.

Она поступила так, что упомянутый шоколадный торт и другие сладости стали выглядеть значительно менее привлекательно: черно-белыми. отдаленными от себя и в одном из углов внутреннего взора. В то же время она усилила привлекательности зелени и овощей за счет того, что их образы стали яркими и объемными.

Как итог — ее рацион быстро стал меняться в сторону здоровой пищи. Ее поведение стало соответствовать глубинной ценности, под которой она для себя сочла здоровый образ жизни

Важно

Эта методика может подстегнуть нас к тому, что мы можем частью своей жизни сделать те вещи, о которых постоянно думаем, но не можем решиться их начать, постоянно ссылаясь на отсутствие силы воли.

К слову говоря, использование силы воли при движении к какой-либо цели — это тщетная попытка обмануть фундаментальные законы природы. Все, что основано на силе воли, обречено на провал, поскольку изложенные здесь закономерности по поводу значения субмодальностей в процессе мышления универсальны.

Только с помощью изменения субмодальностей вещи, на которые мы обращаем внимание, уже сейчас могут попасть в поле нашего внимания, стать важной частью нашей жизни. Именно это происходило и происходит в тех случаях, когда какой-либо человек «ни с того, ни с сего» круто менял свою жизнь.

Такие изменения до сих пор приписывают волевым качествам человека, но это одно из очень серьезных заблуждений.

Многие наши неудачи по достижению какой-либо цели объясняются достаточно просто: результаты своего труда в таких случаях люди представляют в виде мелких и темных кадров или черно-белых размытых изображений.

Поэтому не стоит удивляться тому, что у них нет мотивации двигаться в направлении к своей мечте. Но теперь вы знаете о том, как построить яркую привлекательную картину своего будущего.

Вы знаете как увеличить этот мысленный образ в размерах, сделать его еще более ярким, более цветным, близким и объемным, т.е. улучшить его.

Упражнение 5. Волшебный пинок

1. Думайте о чем-то, что вам следовало бы сделать, но вы никак не можете приступить к этому делу.

2. Проверьте все свои доводы «против». Сделайте короткую паузу для того, чтобы самоуглубиться и покопаться в себе.

Спросите себя, например, о том, нет ли у какой-то части вашей личности возражений относительно того, чтобы достигнуть желаемого. Внимательно прислушайтесь к этим ощущениям.

Совет

Если вас посетили сомнения и вы не можете опровергнуть возникший внутренний протест, подумайте о каком-либо другом деле, которое такого рода возражений не вызывает.

3. Задумайтесь о конечном результате, т.е. о ом, что вас ожидает после выполнения намеченного дела. Имеется в виду не сам процесс его выполнения, а та польза, которую вы в конечном итоге получите из этого. Какую именно пользу вы получите после выполнения задачи? Что вы думаете о предполагаемой пользе от получения желанного результата?

4. Играйте с субмодальностями. Теперь вы можете использовать список, о котором шла речь в упражнении «Привлекательный образ». Он вам пригодится для того, чтобы изменить тот прием, с помощью которого вы обычно представляете себе выполнение задания.

Увеличьте в размерах эти образы, сделайте их более насыщенными яркими цветами, более объемными и т.д. Добавьте только те звуки, мелодию, которые вам очень приятно слышать. Можно также добавить подбадривающий голос и все прочее, что, как вам кажется, может сделать достигаемую цель весьма привлекательной и мотивирующей.

Делайте это до тех самых пор, пока не придет ощущение того, что вас очень сильно притягивает данная задача. 

Источник: https://zdips.ru/psikhologiya/motivatsiya/85-modalnost-i-submodalnost.html

Контрастный анализ субмодальностей

Тип проблемы: Мотивация, Привычное нересурсное состояние, депрессия

Сущность этой техники заключается в том, что анализируются два типа жизненного опыта и ищутся различия в их субмодальной структуре. Таким образом вы можете выявить критические различия, которые и определяют значение того или иного опыта для человека. 

  • Подумайте о чем-то, во что вы верите, об абсолютно ясном утверждении или факте. Например, о том, что у вас синие глаза или светлые волосы, или о том, что вы живете в кирпичном доме.
  • Какие образы, звуки и чувства возникают в вашем сознании, когда вы думаете об этом? Содержание образа не имеет значения, главными являются качества картинки. Посмотрите на картинку и составьте список субмодальностей.
  • Прислушайтесь к звукам или голосам, составьте список субмодальностей. Не важно, какие именно звуки вы слышите, важны лишь характеристики этих звуков.
  • А теперь проанализируйте чувства, связанные с этим убеждением. Убедитесь, что эти чувства являются частью вашего представления о своем убеждении, а не чувствами, которые вы испытываете в связи с ним (такое чувство, скорее всего, будет уверенностью или определенностью. Оно является метачувством — чувством относительно чего-то еще). 
  • А теперь проделайте всё то же самое относительно чего-либо, во что вы не верите — например, относительно убеждения в том, что Луна состоит из зеленого сыра или что все политики — честные богобоязненные люди.
  • И снова посмотрите, прислушайтесь и почувствуйте то, как вы представляете себе это убеждение.
  • Составьте список субмодальностей картин, звуков и чувств, которые вы будете испытывать.
  • А теперь сравните эти два списка. Вы сразу же выявите критические различия. Один образ окажется ассоциированным, а другой диссоциированным. Образы могут располагаться в разных частях вашего поля зрения. Эти субмодальные различия отражают то, как вы кодируете убеждения и их противоположности. Один набор субмодальностей означает, что вы верите в утверждение. Другой — что вы не верите в него. Оценив то, во что вы верите и во что нет, вы выявите ключевые различия в том, как вы смотрите, слушаете и ощущаете.
Читайте также:  Что означает имя ян – характеристика имени ян, толкование имени ян

Этот материал имеет очень интересное применение. Вы можете использовать его для изменения собственных убеждений.

Скажем, вы можете взять некое убеждение, лишающее вас внутренней силы, и изменить его на то, которое, напротив, будет придавать вам силу.

Конечно, изменение убеждения не изменит ситуации, но, поскольку убеждения часто используются в качестве средств, позволяющих решить проблему, изменение убеждения может открыть вам те области жизни, которые прежде оставались недоступны.

Вы можете использовать этот прием, чтобы ускорить излечение и для размышления о недавних травмах.

Анализ субмодальностей — это мощный прием. Он очень важен в свете того, что любое изменение должно быть экологичным. Сначала вы должны проанализировать экологию, то есть последствия своих предполагаемых действий.

Если перемена не экологична, результата не стоит и добиваться. Субмодальности изменятся относительно того, какими они были прежде, потому что субмодальности — это система, обладающая естественной инерцией и равновесием.

 

Любые изменения субмодальностей должны быть поддержаны на высшем уровне вашего сознания, иначе они окажутся бесполезными.

Назад в раздел НЛП ТЕХНИКИ >>>

Источник: https://alter-systems.com/nlp-tehniki/analiz-submodalnostej/

Управление мышлением с помощью субмодальностей НЛП — Статьи — Каталог

Ричард Бендлер, один из основателей нейро-лингвистического программирования, как-то пошутил о том, что на изучение инструкции к микроволновке люди тратят гораздо больше времени, чем оно того требует, хотя с той же тщательностью им следовало бы изучить, как пользоваться своим мозгом.

И действительно,  задумайтесь, насколько хорошо Вы осознаете, как работает Ваше мышление? Оно управляет Вам или Вы им? В этой статье мы познакомим Вас с одним из интересных психических механизмов, лежащих в основе нашего мышления и действий. Хорошо разобравшись в нем, Вы сможете еще лучше управлять своими чувствами, мыслями и действиями. 

Матрица существует…

Помните фильм «Матрица»? В нем есть момент, когда у Нео меняется восприятие реальности и он видит, что весь окружающий мир состоит из «зеленого дождя». Он смотрит на людей, стены и пространство и видит, как все это создается из бегущих компьютерных кодов. Конечно, осознав это, Нео научился управлять этой реальностью и вытворять другие фокусы.

Увы, НЛП не научит Вас останавливать пули, летать или пробивать кулаком стены, но откроет перед Вами возможности по управлению «матрицей» своего восприятия. Что это значит?

Дело в том, что НЛП-еры открыли так называемые субмодальности. Это мельчайшие элементы опыта, из которых сотканы все наши мысли, чувства, воспоминания и фантазии. Умея управлять этими «кодами» восприятия, Вы можете с легкостью менять свои эмоциональные состояния, «отключать» навязчивые мысли, усиливать собственную мотивацию и даже бодрить себя без кофе. 

Как работают субмодальности?

Субмодальности – это мельчайшие элементы модальностей нашего восприятия: визуальной, аудиальной и кинестетической. Иначе говоря, мы можем осознавать, вспоминать и конструировать (т.е. фантазировать) только визуальный, аудиальный или кинестетический опыт.

Каждая из модальностей может быть разделена на более мелкие элементы. Чтобы было понятнее, давайте разберем наглядные примеры. Как мы уже писали, многие люди страдают от различного рода навязчивых мыслей. Вы и сами сталкивались с этим.

Навязчивая картинка из фильма ужасов может засесть в голове человека и беспокоить его по вечерам. Кто-то другой может страдать от того, что картины негативного будущего все время лезут ему в голову. Например, человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, и его беспокоят мыслеобразы, в которых он видит, как слушатели смеются над ним.

Как управлять субмодальностями?

Достаточно остановиться и проанализировать волнующие образы. К примеру, упомянутый оратор мог бы остановиться и внимательно всмотреться в негативную картинку. Тогда он заметил бы, что образ негативного будущего, возникающий на внутреннем экране сознания, очень большого размера.

Он буквально заполняет собой весь внутренний взор человека. Картинка бывает настолько объемной, яркой и четкой, что может практически засасывать человека в негативное будущее, заставляя его волноваться здесь и сейчас.

Наш герой мог бы также заметить, что этот образ сопровождается негативными мыслями, которые ходят по кругу: «Смогу ли я справиться?», «Я же совсем не готов! Что обо мне подумают?» и так далее.

Такой внутренний диалог имеет определенную громкость, четкость и интонации.

Обратите внимание

Все перечисленные элементы – яркость, четкость, объем и размер внутреннего образа, а также громкость, внятность и интонации внутреннего диалога – являются субмодальностями, из которых состоит негативный образ будущего. Осознав их, можно изменить эти характеристики на более позитивные.

Например, огромную картину, в которой люди смеются над оратором, можно просто мысленно уменьшить, отдалить, сделать нечеткой и даже черно-белой. Уже одно это поможет моментально снизить эмоциональное напряжение человека, который волнуется о предстоящем выступлении.

Другой вариант состоит в том, чтобы оставить образ, но отключить внутренний диалог, просто снизив уровень его громкости. А можно сделать и то, и другое. 

Проведите эксперимент!

Чтобы убедиться в реальности субмодальностей прямо сейчас, Вы можете вспомнить негативное событие из прошлого и представить образ, связанный с ним. А дальше попробуйте уменьшить его яркость, размер и «отключите» все цвета, оставив картинку черно-белой. Отметьте для себя, как при этом меняется Ваше эмоциональное состояние? У большинства людей эмоции ослабевают.

Если Вас заинтересовала тема субмодальностей и Вы желаете научиться ими управлять, чтобы стать еще более осознанным и эффективным коммуникатором, мы приглашаем Вас на наш курс «НЛП-практик». В ходе обучения Вы не только освоитесь с субмодальностями, но и изучите целый веер техник и приемов личностного роста и эффективного общения.

Источник: http://uscnlp.ru/stati-novoe/upravlenie-myishleniem-s-pomoschyu-nlp

Субмодальности

Пять органов чувств в НЛП иногда называют модальностями, поскольку каждый представляет собой модус, или способ, переработки информации. Для простоты модальности зачастую обозначают первыми буквами их названия:

►  зрение включает визуальную переработку (3);

►  слух — аудиальную (С);

►  ощущение — кинестетическую (К);

►  запах — обонятельную (О);

►  вкус — вкусовую (В).

Но это весьма широкие категории. Если мы подумаем о возможных различиях визуальных стимулов, то мы можем спросить о любом образе, например, следующее.

►  Он цветной или черно-белый?

►  Четкий или расплывчатый?

►  Насколько отдален?

►  Движется или неподвижен?

►  Плоский или трехмерный?.. И многое другое.

В НЛП эти различения называются субмодальностями, поскольку каждое из них — отдельный способ описания или детализации описания внутри определенной модальности.

Когда вы воспринимаете что-либо, находящееся вовне, воздействие этого объекта на вас зависит от некоторых субмодальностей, зачастую без вашего осознания этого. Аналогично, при внутреннем восприятии образа его воздействие зависит от того, как вы сконструировали этот образ.

Например, яркие цветные образы часто имеют более мощный эффект: они могут быть более притягательными или более пугающими. Образы, включающие движение, обычно кажутся более «живыми», что может восприниматься как «чудесное» или как «ужасное».

Некоторые субмодальности оказывают особенно сильный эффект. Их называют критическими субмодальностями. Знание своих наиболее влиятельных субмодальностей дает вам важный ключ к структурированию своего опыта.

Оно также чрезвычайно полезно вам, когда вы хотите расширить или изменить какие-либо внутренние репрезентации.

Таблица субмодальностей

Важно

Здесь приводится список некоторых интересных субмодальностей. Они, к лучшему или к худшему, накладывают на ваше восприятие свой специфический отпечаток.

Визуальные

Яркость

Контраст

Плоский/трехмерный

Объем

Четкость

Ассоциированность / диссоциированность

Цветной/черно-

белый

Движущийся/

неподвижный

Рамка/панорама

Слуховые

Высота

Ритм

Громкость

Тональность

Отдаленность

Четкость

Резонирование

Кинестетические

Давление

Локализация

Фактура

Температура

Движение

Продолжительность

Интенсивность

Форма

► Следующий год от меня слишком далек, чтобы видеть его ясно: пока что он весь — сплошное туманное пятно.

► Мне нравится ритм его речи и его мягкий провинциальный акцент.

► Когда я в тревоге, я чувствую в животе словно холодный клубок.

► Когда вы хотите получить максимум информации из чего-либо. Какую репрезентативную систему вы используете9 Какие субмодальности этой системы наиболее сильно влияют на вас? Обеспечьте себе самую мощную возможную репрезентацию.

► Когда ваша текущая репрезентация является неприятной или ограничивающей. Меняя субмодальности, попытайтесь улучшить эффект своей репрезентации. Нечто ужасное запомнилось вам в ярких цветах? Сделайте образ черно-белым и отдалите его от себя в своем внутреннем пространстве. Его действие на вас изменилось?

Выберите в таблице субмодальности, оказывающие наибольшее воздействие на вас, и поэкспериментируйте с ними, чтобы исследовать эффекты изменения тех или иных из них.

Если вы что-то изменили, — например, сделали зрительный образ из черно-белого цветным, — и эффект улучшился, сохраните образ в памяти измененным.

Если же изменение не привело к улучшениям, верните образ в исходное состояние или попробуйте изменить его по-другому.

Обращайте внимание на сигналы, которые вам дают другие люди по поводу важных для них субмодальностей. Это позволит вам подстраиваться к ним более эффективно и лучше понимать, как устроено их восприятие.

Источник: http://metacoach.ru/submodalnosti.html

Ссылка на основную публикацию