Паттерн волшебные родители для самовоспитания

Отношения с родителями: паттерн на (не)хорошо

Я пила кофе и смотрела, как мама вначале проходит контроль безопасности, потом проходит паспортный. Видя издалека, как, пройдя все, она заглядывает в дьюти фри, я думала о наших с ней отношениях. О том, как же так случилось, что всю жизнь наши с ней отношения складывались так хорошо, так гармонично.

И пришла к выводу: с мамой у нас всё так хорошо просто потому, что у мамы были очень хорошие отношения с бабушкой, а бабушка всегда с большим теплом и любовью вспоминала своих маму и бабушку. Именно потому, что так у нас было всегда, и это – единственно существующий в нашей семье вариант коммуникации.

Как жаль, но я не могу поблагодарить за это какие-то фокусы языка, коммуникативные изощренности или особый секрет построения «правильных» отношений с мамой. То есть, если уж мы с мамой и знаем что-то «такое», то, вероятно, пока сами не знаем, что мы это знаем.

Обратите внимание

И сквозит в этом понимании какая-то обречённость. Потому что да, хорошо, когда хорошо, тепло и любовно в семье. Но ведь у многих не просто НЕ хорошо, а так пугающе плохо, что кровь стынет в жилах, когда слушаешь про их отношения с родителями. Если эти отношения будут охарактеризованы как «никакие», и на том спасибо.

Загадка здесь вот в чём: и в случае «хорошо» и в случае «не дай бог никому» работает один-единственный запущенный когда-то индивидуальный механизм, который автоматически включается, «создавая» в жизни человека события, мелкие и не очень мелкие реакции, выводы, действия и бездействия.

Простой равнодушный механизм, который управляет нашими отношениями. И он запущен.
Работает безукоризненно. Нейрофизиологи, наверное, охарактеризовали бы его, как набор устойчивых нейросетей.

Физики добавили бы, что это электрические разряды в коре (ведь мысли — это же электрические сигналы). Для наглядности представьте небо, в котором молнии не прекращаются ни на секунду. Примерно так у нас в мозге всё и происходит.

Миллиарды молний в одно мгновение. Непрерывно.

Но какая разница, какими «умными словами» или красивыми метафорами описывать людям их жуткие отношения с родителями? Слушателям мало от этого реальной пользы. Послушали, покивали, дальше пошли. И как не могли, так и не могут остановиться за секунду до какой-то своей автоматической, автопилотируемой реакции в отношениях с близкими. Ведь на то она и автоматическая.

Мы, люди, фантастически «запаттернованые» существа, наше поведение и наши мысли — это набор из тысяч и тысяч неосознаваемых шаблонов. А это значит, что с большой долей вероятности, в нашей жизни «что было, то и будет», как вещал царь Соломон в Экклезиасте.

Звучит, как приговор, не правда ли?

И нет нашей особой заслуги в том, что наши отношения с родителями хорошие, как и нет нашей вины в том, что они плохие. Паттерн. Схема. Механизм. Нейросеть, будь она неладна.

Но ведь много вокруг примеров того, что при большом внутреннем желании, внутренней дисциплине и долгой настойчивой тренировке новых вариантов поведения можно даже «поколенческие механизмы» корректировать! Да, действительно, можно. Но! Произойдет это исключительно при наличии одного волшебного ингредиента в этом прагматичном «рецепте улучшения отношений», в том числе и с родителями.

И мы все знаем, как он называется. Ведь всех нас жизнь только и делает, что обучает его из себя «добывать». Это — любовь.

Важно

Я верю, что каждый из нас может взять на себя ответственность за свои отношения с близкими, в частности за то, чтобы наполнить их любовью. Конечно, сначала необходимо наполнить любовью свои отношения с самим собой. Перенести фокус полностью на себя и «добывать» из себя этот волшебный ингредиент. Ведь чем больше его из себя получаешь, тем больше его становится.

И когда количество любви внутри выйдет за берега вашего собственного «Я» и сможет достать до берегов других, тогда оно и сможет перейти в новое качество отношений с близкими.

Источник: https://alunika.com/otnosheniya-s-roditelyami-pattern-na-ne-horosho/

Мария-Луиза фон Франц — Архетипические паттерны в волшебных сказках

Книга одного из самых известных юнгианских аналитиков Марии-Луизы фон Франц создана на основе цикла ее лекций, о которых в свое время ходили легенды.

Это глубинное исследование шести сказок: датской, испанской, китайской, французской и африканской, а также одной сказки из сборника братьев Гримм — с многочисленными обращениями к аналогичным темам, встречающимся во многих других сказках.

Применяя символический, ассоциативный подход к анализу сказок (благодаря которому доктор фон Франц заслужила всемирное признание), она достигает уникального осмысления кросс-культурных мотивов, а также открывает неиссякаемый источник для понимания образов сновидений.

Ее работа будет интересна как профессиональному психологу, так и любому эрудированному и заинтересованному читателю.

Обновите страницу, если не отображается панель инструментов «читалки».

Поразительно, что человеческая жизнь развивается не по прямой, а окольными путями, однако она всегда следует вдоль самой прямой линии, какая только возможна. Я часто думаю, что, по существу, таков ее паттерн. Это парадокс.

Из собственного опыта мы знаем, что тесная позитивная связь с отцом развивает в дочери одухотворенность и живость ума, интерес к умственной деятельности и духовные интересы. Юнг отмечал, что такие женщины не похожи на других, которые делают все только для того, чтобы понравиться мужчинам.

В отличие от газетных анекдотов, такие сказки часто имеют мрачный фон, который напоминает и о смерти, и о том, что жизнь преходяща, и о бренности и смехотворности нашего бытия.

Оказывается, что все они имеют такой же грустный подтекст, который можно найти в очень хороших и очень глубоких шутках.

Именно поэтому большинство всемирно известных клоунов — очень печальные люди, если не склонные к самоубийству.

Изоляция всегда вызывает натиск сил зла и других опасных сил, существующих в бессознательном. Многие древние религии советуют человеку не жить на природе в одиночестве. Существует множество древних легенд и сказок, которые начинаются с рассказа об опасностях такой жизни.Если человек живет один, отдельно от остального племени, он сразу начинает привлекать злых духов природы. Они нападают на него, и если он не является знахарем или шаманом, то есть не обладает магической силой, чтобы защитить себя, то становится жертвой сил бессознательного.

Если хотите узнать, что это означает с точки зрения психологии, просто поселитесь в лесу или горной хижине, поживите там несколько недель в одиночестве, и тогда все поймете.

Совет

В повседневной жизни крестьянин часто воплощает обыкновенный здравый смысл. Не будучи здравомыслящим человеком, невозможно стать крестьянином. Крестьянин стоит на земле обеими ногами; как правило, он не сентиментален. Да и не может быть таким: например, чтобы выжить, он должен забивать собственную скотину и рубить парное мясо.

Он довольно реалистично относится к своему окружению, а потому существует много сказок, в которых крестьянский мальчик приходит в королевский дворец и, благодаря своим подвигам, сам становится королем. Обычно этот крестьянский мальчик в сказке оказывается наивным, целеустремленным и прагматичным.

Таким образом, он компенсирует утонченную, изысканную культуру королевских придворных, которые утратили контакт со своими инстинктами.

Источник: https://psychojournal.ru/books/139-mariya-luiza-fon-franc-arhetipicheskie-patterny-v-volshebnyh-skazkah.html

Что такое самовоспитание личности — методы и способы самовоспитания

Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

Самовоспитание — что это?

Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы.

Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к критическому мышлению.

Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

Психология самовоспитания

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в.

, в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека — своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
  • истинное следование своему пути в жизни.

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя.

Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине.

Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды — в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание — за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.
Читайте также:  Мужская психология в отношениях. какая она?

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.

Проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины.

Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества.

Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

  1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
  2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» — любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
  3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
  4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
  5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
  6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

Книги о самовоспитании

Какое значение имеет самовоспитание — об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

  1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
  2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
  3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
  4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
  5. «Законы победителей» Б.Шефер
  6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
  7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-samovospitanie-lichnosti-metody-i-sposoby-samovospitaniya

План-конспект занятия (4 класс) по теме: Практикум для учащихся «Первые шаги самовоспитания»

Практикум «Первые шаги самовоспитания»

для учащихся 4 классов

Соответствие программе курса ОРКСЭ (Модуль «Светская этика»): Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Цели:

  • Познакомить учащихся с некоторыми приемами самовоспитания.
  • Побудить к использованию данных приемов в практике самовоспитания.
  • Развивать универсальное учебное умение —  оценивать качества, поступки, высказывания реальных лиц, героев произведений с точки зрения нравственных ценностей.

Демонстрационный материал: слайды с заданиями для практикума

Раздаточный материал: модели бутонов цветов с лепестками по количеству детей в каждой группе; проектные памятки для исследовательской работы «Первые шаги самовоспитания»

Примечание: Данные памятки были составлены с использованием различных методических материалов по организации проектной деятельности уч-ся, а также материалов по курсу «Человековедение» (Боровкова, Г. Г. Методические разработки по курсу «Человековедение» для начальной школы / Г.Г.Боровкова; Рос. центр пед. изобретательства. — Челябинск : 1992. — 123 с. )

Предварительная подготовка: на предыдущих занятиях учащиеся познакомились с понятиями «сила воли», «самовоспитание», провели акцию «Маленькая победа над собой», индивидуальные исследовательские проекты «Моя сила воли». Каждому ребенку было предложено, посоветовавшись с родными и друзьями, определить качество характера для дальнейшей работы над собой.

Для организации практической работы дети распределяются в группы.

  1. Создание эмоционального настроя.

Педагог демонстрирует детям бутон красивого цветка.

— Какие чувства и ожидания у вас возникают, когда вы смотрите на этот бутон? (желание заглянуть внутрь; ожидание, когда бутон раскроется).

  1. Побуждение к самосовершенствованию через участие в индивидуальном проекте «Первые шаги самовоспитания»

     — С кем можно сравнить бутон цветка?

— Такой же бутон есть в каждом из вас! В нем спрятаны самые лучшие человеческие качества. Запишите выбранные вами качества на лепестки бутонов. По желанию уч-ся рассказывают, почему они выбрали именно это качество, чьими советами они воспользовались.

— А от кого зависит, когда раскроются лепестки на наших бутонах? (от каждого из нас)

Сегодня мы сделаем первые шаги в самовоспитании!

  1. Знакомство с приемами самовоспитания по проектной памятке. 

А) Уточнение предполагаемого результата индивидуального проекта по развитию выбранного качества характера.

Задание для групповой работы: проанализировать предполагаемые результаты (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют.

  • Я стану победителем в конкурсе «Лучшие тетради 3 «Г» класса» (аккуратность).
  • У меня будет много хороших отметок по чтению, ОМ и риторике (активность).
  • Я буду быстро и без ошибок умножать и делить любые числа (настойчивость в заучивании таблицы умножения).
  • Я буду писать без ошибок (борьба с невнимательностью).
  • У меня будет больше друзей в классе (доброта, взаимопомощь).

Задание для индивидуальной работы: сформулировать предполагаемый результат своей работы по самовоспитанию выбранного качества. 

Б) Выбор девиза проекта по самовоспитанию

 Задание для групповой работы: проанализировать девизы самовоспитания (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют.

  • Трудности искать – себя воспитать! (сила воли)
  • Порядок время бережет! (аккуратность)
  • Терпение дает умение! (усидчивость)
  • Дисциплину держать – значит побеждать! (дисциплинированность)
  • Труд человека кормит, а лень портит! (борьба с ленью)

Задание для индивидуальной домашней работы: выбрать из пословиц, высказываний известных людей или придумать свой личный девиз.

В) Выбор эмблемы проекта

Задание для групповой работы: проанализировать эмблемы самовоспитания (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют.

Задание для индивидуальной домашней работы: нарисовать эмблему своего характера.

Г) Выбор нравственного примера, образца для подражания

Задание для групповой работы: определить, по какому принципу данные личности (демонстрируются на слайде) разделены на  две группы. Добавить в каждую группу свои примеры.

Литературные герои:

Реальные личности:

  • Наш президент
  • Моя мама
  • Мой одноклассник

Задание для индивидуальной работы: выбрать человека, с которого можно брать пример.

Д) Составление списка ежедневных дел для развития выбранного качества

Задание для групповой работы: (демонстрируется на слайде) определить, для развития какого качества характера составлен данный список дел.

  • Перед уроком на перемене проверяю, все ли у меня готово к уроку.
  • Сдаю тетрадь сразу, когда говорит учитель.
  • Записываю домашнее задание сразу, когда говорит учитель.
  • Вечером проверяю, все ли я положил в портфель по каждому предмету и закрашиваю в дневнике цветным карандашом соответствующий квадратик.
  • За 30 минут до выхода в школу еще раз проверяю портфель.

(Ответ: точность, самостоятельность, борьба с забывчивостью)

Задание для групповой работы: педагог предлагает уч-ся объединиться в новые группы по одинаковым или похожим качествам характера, которые они выбрали для самосовершенствования и составить список из 3-х ежедневных дел.

Е) Ведение личного дневника

 Задание для групповой работы: прочитать страничку из дневника школьника и определить, какое качество характера он в себе развивает (Ответ: взаимопомощь, доброта)

26 октября 2013 года Сегодня я заметил, как огорчилась моя соседка, когда получила самостоятельную тетрадь с тройкой по математике. Предложил на перемене с ней позаниматься. Вместе мы решили 7 примеров. Завтра еще будем работать на переменах.
27 октября 2013 года К сожалению, с соседкой позаниматься не удалось, т.к. на переменах у нас была линейка и мы готовились к физкультуре. зато во время групповой работы на ОМ я объяснил ребятам, которые не были на прошлом уроке, кто такие производители, потребители и разрушители.
28 октября 2013 года На чтении работали в парах. Мой одноклассник читает очень медленно. Надо придумать, как заинтересовать его чтением книг!!! Посоветуюсь с мамой.

Задание для индивидуальной домашней работы: начать вести личный дневник самовоспитания.

  1. Анализ высказывания. Стимулирование активной работы по самовоспитанию.

Один великий человек сказал (демонстрируется на слайде): «Наша личность – сад, а наша __________ — его садовник!» Какое слово пропущено в этом высказывании? (воля)

Желаю, чтобы ваша воля была отличным садовником! Пусть поскорее распустятся лепестки на ваших бутонах! Пусть расцветает сад вашей личности!

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/03/praktikum-dlya-uchashchikhsya-pervye-shagi

Самовоспитание у детей и подростков

В жизни ребенка самовоспитание, как и самообразование, играет огромную роль. Благодаря самовоспитанию он может совершенствовать свой характер, «слепить» себя таким, каким мечтает.

Например, великий русский полководец А.В.Суворов, будучи в младенчестве очень болезненным, хилым, с детства мечтал стать военным, причем вопреки воле родителей. И он сумел выстроить себя, свой характер, свою линию жизни такими, какими хотел – стал примером, образцом силы духа, мужества, стойкости, добился выдающихся успехов именно в военной карьере.

Читайте также:  Как перестать быть ранимым

Но как помочь ребенку заняться самовоспитанием, если он, в отличие от Суворова, не ставит перед собой великие цели, да и вообще не видит смысла что-либо менять в себе – ему и так хорошо?

Самый действенный путь – пример родителей. Хотя бы потому, что ежедневно перед глазами ребенка. Быть родителями – дело ответственное.

Нельзя позволять себе расслабляться и внутренне, и внешне: заботливые родители, думающие о благополучном будущем своего ребенка, должны стараться вести активный образ жизни, заниматься самообразованием, быть добрыми, ответственными, отзывчивыми, всегда (в том числе и дома) иметь опрятный внешний вид. Все это непроизвольно впитывается, усваивается ребенком. Берется им за образец для подражания.

Рассказывайте любимому чаду, что каждый человек может и должен постоянно заниматься самовоспитанием, культивировать в себе черты характера, которые хотел бы иметь. Объясните цели самовоспитания, как их поставить перед собой и достичь.

Кем и каким он хочет стать? Каких высот достичь в образовании, работе, личной жизни? Как хотел бы проводить досуг, чем его наполнять? И что для достижения этого нужно сделать лично ему, в каком направлении работать над своим самосовершенствованием? Ведь в конечном итоге качество его будущего зависит только от него.

Обратите внимание

Поддержка родителей в процессе самовоспитания ребенка обязательна. Помогите ему в трудный момент добрым словом, советом, подскажите, как правильно поступить. Самовоспитание – нелегкий труд, требующий огромной силы воли. Но не спешите сразу же на помощь при возникновении у ребенка проблемной ситуации (элементарный пример – при решении задачи, примера и т.д.), пусть сам пытается справиться.

Предоставьте ему самостоятельно выбирать свою линию жизни. Не делайте выбор за него, что предпочесть, например, посмотреть фильм или участвовать в проходящей в это же время волонтерской акции «Чистый город». Он должен научиться сам определять для себя, что важнее – сиюминутное удовольствие или благосостояние природы, общества, семьи, отдельного человека.

Но в то же время перед родителями встает серьезный вопрос: стоит ли пускать все на самотек? Если ребенок решил не ходить на кружки, спортивные секции, курсы, нужно ли заставлять или ждать, когда он поймет необходимость дополнительного образования? Время-то уходит, в середине учебного года уже никуда не попадешь, а это значит, что огромный пласт в плане образования и воспитания будет потерян. Можно, конечно, махнуть рукой и не заставлять, но … Самое удивительное, ребенок потом вам же скажет: «Что же вы, взрослые, послушались меня, ребенка, и не убедили в необходимости учить английский язык (играть в шахматы, заниматься плаванием и т.д.)». Не верите? Можно было бы сказать: «Убедитесь», но не стоит, потому что это так и есть.

Объясните ребенку, что для того, чтобы воспитать в себе силу воли, нередко приходится и принуждать, заставлять себя что-то делать. Однако только таким образом можно добиться значимых целей. Иначе одолеет лень, безразличие к происходящему не только вокруг, но и в собственной жизни.

Помогите ребенку определить, какие черты характера ему хотелось бы воспитать в себе, а от каких привычек избавиться. Причем важно объяснить, что необходимо быть непреклонным на своем пути, не поддаваться соблазнам  отложить на потом. Потом не существует. Есть только сейчас.

Вечером, собравшись семьей за ужином, можно поговорить о том, что хорошего каждый смог сделать за день для достижения поставленной каждым цели (например, поступить в университет). Что сделано в плане работы над совершенствованием своего характера (к примеру, не хотелось принимать участие в спектакле, но пошел на репетицию и оказалось, что очень интересно) и т.д. Своеобразный итог дня.

Самовоспитание – непрерывный процесс, который должен стать привычным для ребенка.

Источник: https://prouchebu.com/samospitanie_detey/

Применение технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания на занятиях театральной студии

Томичик Вероника Сергеевна,

ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»,

педагог дополнительного образования

Применение технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий)

на занятиях театральной студии

Воспитание гармонически развитой личности участника театрального коллектива с помощью различных средств — основная цель театрального творчества, включающего в себя и воспитательный процесс, и художественный результат.

Для установления контакта с обучающимися, педагогу необходимо быть не только руководителем театрального коллектива, но и психологом в этом коллективе.

Творческое взаимодействие между режиссером и актером является основой в любительском театральном коллективе. Всемерно создавать условия для развития актерских способностей обучающегося – такова важнейшая задача, стоящая перед педагогом.

Важно

При работе с коллективом педагог должен вызвать в актерах творческий процесс, разбудить их органическую природу для полноценного самостоятельного творчества. Когда же этот процесс возникнет, то– непрерывно поддерживать этот процесс, не давать ему погаснуть и направлять его к определенной цели в соответствии с общим идейно- художественным замыслом спектакля.

Организация работы в театральном коллективе исключительно сложна и трудна, и здесь огромное значение имеет собранность, внутренняя дисциплина актеров и режиссера, который должен быть предельно оперативным и инициативным в работе. То есть должен пробовать, использовать в своей работе различные методы и технологии. При выборе инновационных путей деятельности необходимо учитывать их направленность на развитие системно-смыслового типа сознания личности.

К таковым относят технологию индивидуального рефлексивного самовоспитания. В основе технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания лежит процесс рефлексии. В контексте технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г.

Щедровицкий) понятие «рефлексия» трактуется как критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события» для того, чтобы учиться на собственном жизненном опыте.

Проблемы, которые затрагивают данные ситуации, могут быть общими для всех воспитанников класса, свойственными какой-либо группе, индивидуальными.

Технология проведения начинается с постановки цели предстоящего обсуждения и осознанием ее каждым участником, ее внутреннее принятие; наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для ее дальнейшего анализа, «Я – позиция» по обсуждаемому вопросу, рефлексия; выбор нормы поведения; мониторинг изменений отношения ребят.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/teatr/80751-primenenie-tehnologii-individualnogo-refleksi.html

Самовоспитание

      Самовоспитание как качество личности – способность к воспитательной работе над собой, формированию своей личности в соответствии с поставленными целями.

    Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

     Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.  Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит.

Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не  расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А всё потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

Совет

Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

     Также и в воспитании. Человек без самовоспитания, собственного наработанного опыта не сможет стать зрелой, целостной личностью.

Человек не будет гармонично развиваться, если не предоставить процессу самовоспитания самые выгодные условия.

Великий критик Виссарион Белинский писал: «Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».

        Жирный плюс самовоспитания в том, что им можно заниматься в любом возрасте. К примеру, пожилой человек чувствует, что стал слишком раздражительным. Естественно, он задаёт себе вопрос, как бороться с раздражительностью? Не нужно ни с чем бороться.

Нужно самовоспитать в себе уравновешенность, доброжелательность, сдержанность, радушие, словом, добродетельные качества личности, которые спокойно вытеснят раздражительность из проявленных качеств личности, загонят его в глубокое подполье подсознания.

      Примеры самовоспитания:

     — А я никогда в школе не дергал девочек за косички, потому что один раз в деревне дернул за хвост коня…

   — Малыш, развитый не по годам, принес из библиотеки книгу «Уход за детьми и их воспитание»- Боже мой, что ты будешь делать с этой книгой? — воскликнула изумленная мать. — Как что? — ответил маленький мудрец — Я хочу посмотреть, правильно ли вы меня воспитываете.

      Самовоспитание – крепкое подспорье в совершенствовании личности, в её духовном росте и приближении к Богу.

  Самовоспитание – удел осознанной личности, которая сознательно направляет свои усилия на воспитание в себе положительных качеств личности и, тем самым, искоренение пороков.

Обратите внимание

Оно предполагает целеустремлённость, упорство и настойчивость, самокритичность и взыскательность к себе, самоконтроль и самодисциплину.

     Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен чётко диагностировать в себе, то над чем предстоит работать, точно осознавать, какие достоинства нужно поднять с колен и, в то же время, колонизировать недостатки.

Посредством сравнения себя с другими, анализа своей притязательности и амбициозности,  человек правильно формулирует цели самовоспитания.

Он не ждёт, как герои известной сказки, когда ему кто-то подарит храброе сердце или мудрость, он сам начинает «путешествие в тысячу миль» за добродетельными качествами личности.

    Психологи считают, что адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими.

Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.  Работая с такими подчиненными, нелишне вспомнить совет В. Гете.

Читайте также:  Как повысить эффективность работы на дому

Он говорил, что общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому многих людей целесообразно авансировать похвалой.

Заниженная самооценка самого руководителя непосредственно влияет на его отношение к подчиненным. Руководитель с низкой самооценкой часто бывает несправедлив к подчиненным, которых считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажется, его не любит, не уважает.

Важно

Он стремится к автократическому стилю управления, к установлению жесткой дисциплины. Считает, что каждый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а отсюда появляется подозрительность, неверие в честность коллег.

    Завышенная самооценка отдаляет руководителя от подчиненных, мешает установлению нормальных деловых контактов. Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна.

Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности. Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа.

В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый человек с дорогим портфелем в руках. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась.

Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, в нечищеной обуви и не наглаженных брюках гражданин, самооценка этих показателей становилась значительно более высокой.

       Самовоспитание адекватно оценивает свои способности, индивидуальные особенности и, взвесив свою ресурсную базу, приступает к саморазвитию личности. Неотъемлемыми атрибутами самовоспитания являются самоанализ личностного развития,  самоотчет, самоконтроль и самодисциплина.

В приемы самовоспитания, по мнению психологов, входят самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (способность не погружаться в чувственное наслаждение больше, чем необходимо, отвергать всё, что отклоняет от пути самоосознания, обращаться внутрь себя, осознавать и оценивать собственные действия, психические процессы и состояния).

    К методам самовоспитания относятся:

– самопознание;

– самообладание;

– самостимулирование.

     Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Совет

Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/samovospitanie/

Андрей Рогозянский. Воспитание – фитнес души / Православие.Ru

В заключительном очерке Андрей Рогозянский призывает сделать воспитание и самовоспитание делом, главным для каждого.

Воспитанность и самосовершенствование

Воспитание сродни самосовершенствованию. Когда взрослый человек стремится стать лучше, распорядок и правила его жизни напоминают те, которые применяют к детям в педагогических целях.

Такой человек дисциплинирует себя, борется со своими слабостями, например преодолевает вспыльчивость, раздражительность или старается повысить работоспособность и собранность.

В ребенке положительные качества оттачивает и укрепляет родитель. Повзрослев, человек начинает делать это сам.

К сожалению, самовоспитание не является популярной общественной ценностью. Сознательная и целенаправленная работа над собой – редкость для нашего времени. Мы склонны доверяться своему мнению и поступать, как сами считаем нужным. И наоборот, всё меньше задумываемся над тем, «как положено» или «как должно быть». Кризис педагогики и кризис самовоспитания взрослых взаимосвязаны.

Пример самосовершенствования, одобряемого обществом, – поддержание женщинами и мужчинами своей физической формы. Здоровое тело и эффектная фигура высоко котируются в табели о рангах. С ними связаны представления об успешности и общественном признании. Есть ради чего себя понуждать!

Принцип удовольствия диктует желание вкусно поесть и прийти в состояние покоя. В волевом акте аскезы человек преодолевает себя (диеты, косметические процедуры, фитнес – это своего рода аскеза в сравнении с малоподвижным, ленивым образом жизни).

Обратите внимание

Принцип реальности в том, что наши возможности ограничены и за любую уступку своим слабостям придется платить.

Нельзя проводить время в расслабленности, наедаться обильно и оставаться при этом подтянутым и привлекательным.

Как бы ни хотелось нам полной, неограниченной свободы, жизнь так устроена, что приходится выбирать одно из двух: воздерживаться либо обрюзгнуть и потерять красоту и здоровье.

Почти так же выглядит совершенствование в любой области: развития талантов, образования и расширения знаний, обретения профессиональных навыков, отстаивания семейных интересов, ценностей дружеских связей, коллектива и Родины, исполнения Божественных заповедей. Человек отказывается от удобств в пользу развития или останавливается в развитии и приходит в расстройство.

Я-культура отвергает самосовершенствование как целое. Принцип жертвования низшей ценностью ради преимущественной ценности допускается как компромисс в рамках культа личного успеха и молодости. «Красота требует жертв» – против этого не станут спорить. Но если сказать: «Воспитанность требует жертв»; «Спасение души требует жертв», – негодование, критика гарантированы.

К самодисциплине прибегают урывками, чаще по какому-то экстренному поводу – как говорится, «когда припечет». Так, избавление от алкогольной, табачной, игровой и наркозависимости остро ставит вопрос о навыках самовоспитания. Борьба с вредной привычкой испытывает человека на решимость и выдержку.

Во всём остальном современность, увы, снисходительна к слабостям. Свой арсенал я-культура задействует для самооправдания и самозащиты, упрямого отстаивания под предлогом личной свободы нежелания учиться, трудиться и преодолевать себя. С упорством она принижает и очерняет воспитание и самовоспитание.

К воспитательным воле и мужеству!

Понимание воспитания, его целей и смысла в современных источниках оставляет желать лучшего. Оно лишает нас педагогических воли и мужества.

Дело представляется так, как если бы результаты взросления ребенка определял не каждодневный, упорный воспитательный труд старшего, не молитва и действие Таинств, но всемогущие и обязательные для каждого механизмы «адаптации к социуму», молодежной культуры, эдипова комплекса и тому подобные. Утверждается, что педагогика умирает либо уже умерла, ибо старшее поколение некомпетентно в технических инновациях, в последних общественных веяниях и не может-де правильно оценить происходящее в жизни детей. Цифровая коммуникация и клиповое восприятие возводятся во вселенские закономерности. Детство объявляется изменившимся, в корне не поддающимся традиционным методам воспитания.

Важно

Правда же в том, что наши дети брошены и мир делает с ними всё, что захочет. Они не получают необходимого, либеральный стандарт третировал нас, принудил забыть, отказаться от родительских обязательств.

Пустые ожидания и непропорциональные запросы переполняют юную душу. Наигранная легкость кое-как прикрывает дилетантизм, не видящий дальше своего носа и экрана персонального носимого устройства.

Всей этой хрупкой психологической конструкции предстоит разочаровывающая встреча с действительностью, где презентация каждым своего «я» взамен самодисциплины, такта, культуры подтачивает основание серьезных, долговременных жизненных начинаний и отношений.

Огромная масса «миллениалов» – тех, чье детство пришлось на годы распространения я-культуры, – представляет новую категорию риска из-за эмоциональной неустойчивости и неумения управлять собой.

Какими бы ни были перемены времени, недостаток воспитанности выглядит всегда одинаково.

«В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится высокомерием, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью», – говорил английский педагог и философ конца XVII века Дж. Локк.

Но это и есть описание нравственных свойств в наших детях! Это и есть портрет среднего современного подростка, юноши и картина влияния антипедагогики на него.

Сражаться за добро и победить!

Современная система воспитания, и без того невзыскательная, в среде церковных людей дополняется образами особенных доброты, любви, мира, смирения и уступчивости.

Проповедь мира традиционна для христианства, но звучит эта проповедь в новых условиях: крайней индивидуализации.

Совет

Если допустить подобное истолкование христианского образа, православных придется считать самыми толерантными родителями на свете, а наших детей – в максимальной степени предоставленными посторонним влияниям и самим себе.

Не доброту и смирение, а конформизм, мягкотелость проявляет православный родитель и педагог, оставляющий взросление ребенка на самотек. Есть два пути мира, один из которых легкий и скорый, – путь замирения с обстоятельствами.

Другой связан с активной работой – тренировкой, закалкой, противодействием проявлениям эгоизма, немирности, сдерживанием разделений, при необходимости же волевым побуждением к миру силой педагогического, иерархического или духовного авторитета – чтобы в итоге мир и доброта смогли стать постоянными основаниями отношений и дел.

Замиряться с малопочтенными свойствами человеческого характера можно, но не обратятся ли они вспять и не растопчут ли нас?

Тот, кому дороги доброта и мир, должен с решимостью утверждать их, а не довольствоваться чем попало.

Сражаться за добро, чтобы победить! Насущнейшая необходимость для православного родителя – пересмотреть и устроить свою жизнь так, чтобы воспитательные обязанности не совершались между делом, в последнюю очередь. Важны постоянная диета, режим регулярных нагрузок.

Воспитание и самовоспитание – это своего рода фитнес души. Правила тренировки едины и состоят в том, чтобы, по слову святителя Василия Великого, «избирать жизнь совершеннейшую, ожидая, что привычка сделает ее приятной».

Цель настоящей работы – представить обзор стереотипов и заблуждений, препятствующих воспитанию и самовоспитанию. Жизненные условия и возможности у разных людей и семей различны, ответы на все вопросы сложно предусмотреть.

Обратите внимание

Первейшее значение в любом случае имеет моральный настрой: сознавать ли ответственность за будущее ребенка или быть успокоенным; поступать, как все, или действовать вопреки общим упадочным тенденциям; ориентироваться ли на желания ребенка или на дисциплину; стесняться ли воспитывать или быть высоко мотивированным к педагогической деятельности.

От того, которую из сторон принять, зависит наш педагогический образ, единство с детьми, тысячи осознанных и неосознанных повседневных примеров, ответов, реакций.

На этом оканчиваем. Благодарю публикаторов – редакцию портала «Православие.ру» за труд и сопереживание.

Сколь отраден и многообещающ интерес, проявленный к педагогической теме! Желающий, как известно, ищет возможностей, нежелающий ищет причины.

Если в ком-то явилось желание оживить отношения с ребенком, усовершенствовать свой воспитательный навык, прикоснуться к источникам педагогической мысли, укрепиться в молитве, значит, наш путь был проделан не зря.

Источник: https://pravoslavie.ru/104153.html

Ссылка на основную публикацию