Как помочь ребенку учиться без стресса – школьные стрессы

Как помочь учиться без стресса

Основные идеи

  • Вселять уверенность: поддерживайте, несмотря на ошибки. Помогайте преодолевать трудности. Не критикуйте.
  • Поощрять: замечайте любой, не только учебный, интерес ребенка. Акцентируйте внимание на его талантах: любознательности, юморе, ловкости…
  • Стимулировать: относитесь к школьным делам какк одной из составных частей ежедневной жизни ребенка. Он должен знать, что от него ожидают усилий и понимают, что он пока лишь набирается знаний.

«Ребенок постоянно развивается, — напоминает детский психолог Татьяна Бедник. — Этот процесс может происходить очень активно, зато в другие моменты он словно замирает, набираясь сил для следующего рывка. Поэтому взрослым стоит разрешить себе «примириться» с тем, каков ребенок сейчас.

Не торопиться, не настаивать, не заставлять немедленно все исправить, стать другим. Стоит, наоборот, прислушиваться к ребенку, наблюдать, помогая ему опираться на его позитивные стороны, и поддерживать, когда проявляются слабости».

Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Верно и обратное: кто что-то делает, ошибается. По крайней мере иногда. «Приучайте ребенка анализировать причины неудачи — так вы научите его ясно понимать, что именно привело к ошибке, — советует возрастной психолог Андрей Подольский.

— Уточняйте, что осталось непонятым, просите переделать дома упражнение, пересказать плохо усвоенный урок. Будьте готовы и сами заново объяснить суть недавно пройденного материала». Но никогда не делайте задание вместо него — делайте вместе с ребенком.

«Хорошо, когда совместное творчество касается сложных и творческих заданий, — уточняет психолог Тамара Гордеева, — проекта по биологии, отзыва о книге или сочинения на свободную тему. Обсуждайте с ним новые идеи, вместе ищите литературу, информацию в интернете.

Такой («деловой») опыт общения с родителями, новые навыки помогут ребенку стать увереннее в себе, пробовать, ошибаться и самому искать новые решения».

«Нет ничего более успокаивающего и восстанавливающего, чем моменты совместных занятий в кругу семьи, — добавляет Татьяна Бедник.

— Вместе готовить, мастерить, устраивать игры, смотреть и комментировать передачу или фильм — столько невидимых, но фундаментальных способов обучения!» Обменяться мнениями, сравнить себя с другими, иногда выступить друг против друга — все это помогает развивать критический ум, который, в свою очередь, поможет взглянуть на ситуацию со стороны и держать стресс на расстоянии.

Есть вопрос?

  • Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Строгино», т. (495) 753 1353, http://centr-strogino.ru
  • Психологический центр ИГРА, т. (495) 629 4629, www.igra-msk.ru
  • Центр помощи подросткам «Перекресток», т. (495) 609 1772,www.perekrestok.info
  • Центр психологического консультирования и психотерапии «Генезис», т. (495) 775 9712,www.ippli-genesis.ru

«Я думаю, основная задача родителя — создавать своему ребенку умеренно благоприятные условия. Потому что в абсолютно благоприятных человек деградирует — так же как и в абсолютно неблагоприятных.

То есть не должно быть слишком холодно или жарко. Нельзя иметь все. Нельзя, чтобы можно было ездить куда угодно или есть все что захочется. Нельзя, чтобы можно было все, — есть вещи, которые нельзя! И есть вещи, которые возможны, но их надо заработать. А есть вещи, которые необходимо делать, хотя не хочется. Родитель не должен быть только другом.

Жизнь состоит из бесконечного количества ограничений, потому что мы всегда хотим того, чего у нас нет. Вместо того чтобы любить то, что имеем, мы хотим иметь то, что мы любим. И возникает масса ненужных потребностей. А жизнь не совпадает с тем, чего мы желаем. Нужно что-то заработать, а что-то осознать как то, чего мы никогда иметь не будем.

И задача родителя — сделать так, чтобы ребенок усвоил эту идею. Это, конечно, борьба. Но без этого человек не станет человеком».

«В какое время лучше делать уроки; взяться сначала за самое легкое или самое сложное; как правильно организовать рабочее место — именно родители должны научить ребенка планировать свою ежедневную жизнь, — говорит школьный психолог Наталья Евсикова.

— Это поможет ему легче принимать решения, стать спокойнее — он перестанет садиться за письменный стол в последнюю минуту перед сном». Обсуждайте с ним его работу, объясняйте, что и для чего нужно, почему это стоит организовать именно так. Со временем ребенок научится самостоятельно планировать свое время и организовывать пространство.

Но сначала родители должны показать, как это делается, и делать это вместе с ним.

Обратите внимание

Ребенку интересно, если он хорошо понимает, зачем он учится. «Разговаривайте с ним обо всем, что его увлекает, — советует Тамара Гордеева. — Напоминайте: успех приходит, если мы любим то, чем занимаемся, получаем от этого удовольствие, видим в этом смысл».

Это поможет ребенку разобраться в своих желаниях, лучше понять свои интересы. Не требуйте многого, если вам самим учиться, читать, узнавать новое не очень-то и интересно. И наоборот, активно демонстрируйте свое любопытство к новому, если вы учитесь всю жизнь.

«Можно обратить его внимание на те знания и умения, которые понадобятся ему для осуществления детской мечты, — уточняет Андрей Подольский. — Ты хочешь быть кинорежиссером или врачом? На режиссерском факультете изучают историю изобразительного искусства и литературы.

А врачу надо обязательно знать биологию и химию… Когда есть перспектива, у ребенка возникает сильное желание поскорее добраться до своей мечты. Страх исчезает, и учиться становится интереснее».

Не раздражаться из-за неудач и избегать чрезмерной опеки — так можно было бы сформулировать двойное правило педагогики. Наталья Евсикова предлагает метафору: «Ребенок учится ездить на велосипеде. Когда он падает, разве мы сердимся? Конечно, нет. Мы успокаиваем и подбадриваем его.

А потом бежим рядом, поддерживая велосипед, — и так до тех пор, пока он не поедет сам. Так же стоит поступать и в отношении школьных дел наших детей: объяснять то, что непонятно, рассказывать о том, что интересно. Делать вместе с ними что-то увлекательное или трудное для них.

И, почувствовав встречную активность ребенка, постепенно ослаблять собственную — так мы освободим ему пространство для самостоятельного развития».

«Моих родителей интересуют только мои оценки, победы на олимпиадах. Они были круглыми отличниками в школе и мысли не допускают, что я могу учиться хуже. Четверку по физике они считают посредственной оценкой! Мама уверена: для того чтобы жить достойно, необходимо выделяться. Посредственность — это ее навязчивый страх.

С шестого класса я занимаюсь с репетитором по математике, с седьмого — по химии и английскому, по биологии — с отцом. Мать строго контролирует все школьные оценки. В начале каждой четверти она по часу общается с каждым из учителей, задает тысячи вопросов и все записывает в блокнот.

Учительница по русскому как-то попыталась ее остановить: «Не беспокойтесь, все будет в порядке!» Как же мне было стыдно! Но теперь я думаю, что все больше начинаю походить на своих родителей: в конце года я получила четверку по химии и все лето чувствовала себя ужасно.

Я постоянно думаю о том, что могу не оправдать их надежд».

«С первого класса у нас повелось так: Федор делал уроки после школы, а я проверяла их вечером. Он исправлял ошибки, пересказывал мне устные задания. Это занимало не больше часа, и я думала, что нашла самый оптимальный способ помочь сыну.

Однако к четвертому классу он стал все больше и больше отлынивать, делал домашние задания кое-как, и каждый наш вечер заканчивался ссорой. Я решила обсудить это со школьным психологом и была просто потрясена, когда он объяснил мне, что происходит на самом деле.

Важно

Оказывается, ежедневно сын ждал моей оценки и мог расслабиться только после того, как я заканчивала проверку уроков. Не желая этого, я держала его в напряжении до самого вечера! Психолог посоветовал мне в течение недели изменить образ действий. Я пояснила сыну, что доверяю ему и знаю, что он уже может справиться сам.

С этого момента, вернувшись с работы, я лишь спрашивала Федора о том, есть ли трудности с уроками и нужна ли помощь. И в течение нескольких дней все изменилось — с легким сердцем он брался за уроки, зная, что ему не придется их переделывать еще и еще раз. Оценки его не ухудшились».

Источник: http://www.psychologies.ru/articles/kak-pomoch-uchitsya-bez-stressa/

Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи.

Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём.

А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли.

Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными.

Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

Совет

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия «адаптационная болезнь», «школьный шок» и «школьный стресс».

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше.

Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе.

Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации.

Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют «трудные» дети.

Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Типичные проблемы первоклассников

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется.

Ребёнок становится «хорошим», когда у него получается, и «плохим», когда приносит плохие отметки.

Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних.

Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Читайте также:  Психологические игры для дошкольников

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя.

При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии.

Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков.

На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так.

Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается.

Обратите внимание

На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности.

Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – «ты же умный, почему ты не понимаешь?» – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность.

А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит.

При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется.

Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Важно

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье.

Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – «я не буду делать, потому что у меня все равно не получится», но так как делать заставляют – «я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу». Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Фото с сайта malinalife.ru

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он «не такой».

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

«Я не знаю, как делать» – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления.

Совет

Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное.

Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно.

Отводите его в школу и встречайте его.

Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Источник: https://informburo.kz/stati/detskiy-stress-pervoklassnika-kak-pomoch-malyshu-adaptirovatsya-k-shkole.html

Учеба без стресса: 10 советов, как помочь ребенку учиться в кайф

Специалисты в области нейропсихологии нашли связь между детским поведением и развитием головного мозга. Они считают, что родители могут помочь детям преуспеть в учёбе, если будут правильно подходить к воспитательному процессу. Вот 10 советов для мам и пап, которые хотят помочь детям развиваться правильно и избежать проблем со школьным обучением:

1. Игра

Благодаря играм, ребёнок развивается не только физически, но и умственно. Дети должны играть, а не сидеть и монотонно «грызть гранит науки». Если до поступления в школу малыши прошли игровой этап правильно, то в будущем риск возникновения нейропсихологических проблем сокращается до минимума.

2. Соблюдение возрастных норм

Педагоги и учёные не просто так твердят о возрастных нормах. Родителям не стоит пускать развитие малыша на самотёк, а руководствоваться установленными нормами ВОЗ.

3. Несоответствие школьной программы возможностям ребёнка

Не стоит сильно расстраиваться, если ваше чадо не всегда приносит отличные отметки по всем предметам.

Нейропсихологи считают, что при составлении школьной программы для младших классов министры образования не учитывают некоторые особенности развития детей, поэтому вводят слишком сложные для их понимания предметы. Например: фонетику, безотрывное письмо и скоростное чтение.

4. Прогулки на свежем воздухе

Ребёнку очень важно бывать на свежем воздухе. Еще лучше если во время прогулок малыш будет играть в активные игры.

5. Питание

Нейропсихологи нашли связь между режимом питания и успеваемостью в учёбе. Они считают, что режим питания и продукты, которые употребляет ребёнок, напрямую связаны с его умственной деятельностью.

Создайте для ребёнка меню, чтобы туда входили разнообразные продукты: каши, овощи, фрукты. Они богатые витаминами и микроэлементами, которые будут повышать мозговую деятельность и заряжать организм необходимой энергией. А вот покупные соки, магазинные сладости и фастфуд, пусть появляются в рационе ребенка лишь изредка.

6. Организация учебного пространства

Во время учёбы ребёнка ничего не должно отвлекать, поэтому его рабочее место должно быть правильно оборудовано. Наиболее важным моментом является освещение стола для работы. Уделите этому наибольшее внимание.

7. Контроль

Важно контролировать учебный процесс. Особенно когда дело касается младших классов. В школе ребёнок может отвлекаться и плохо запомнить новую информацию, поэтому дома у него возникнут сложности с выполнением домашней работы.

Чтобы помочь малышу справиться с уроками, первое время делайте их вместе с ним. Так вы будете контролировать процесс обучения и помогать вашему ребёнку закреплять полученные на уроках знания.

8. Чтение книг

Благодаря чтению, ребёнок будет расширять свой словарный запас. Если малыш еще не умеет читать, то это за него могут делать родители, читая ребёнку интересные рассказы, сказки и стихи. Когда ребёнок будет читать самостоятельно важно поощрять его и помогать при выборе литературы.

9. Режим дня

Правильно спланированный режим дня поможет укрепить здоровье ребёнка, повлияет на его работоспособность, выполнение разноплановых дел и защитит от переутомления.

10. Общение

Общение влияет не только на социальное взаимодействие, но и на учёбу. Говорите с ребёнком, интересуйтесь его делами в школе, спрашивайте о самочувствии, интересах, увлечениях, потребностях.

Помните, что школьные оценки – это не главный показатель знаний вашего ребёнка. Пусть малыш учится в меру своих способностей. Также важно, чтобы дети чувствовали вашу любовь, заботу и поддержку, ведь половина успеха в учёбе зависит от обстановки в семье.

Источник: http://mama-likes.ru/advices/10-sovetov-kak-pomoch-rebenku-uchitsya-v-kajf.html

10 способов помочь ребенку справиться со стрессом

Дети подвержены стрессовым ситуациям не меньше, чем взрослые. В различное время года меняются физические нагрузки, возникают психологические факторы, которые влияют на самочувствие.

Начало школьного года может послужить причиной изменения поведения. Режим, отличный от привычного, приводит к усталости. Некогда веселый бодрый ребенок становится вялым и апатичным. Родители могут помочь ребенку справиться со стрессом.

Существуют несколько простых, но действенных способов.

Творческий подход и самовыражение

Однообразие и рутина пагубно сказываются на эмоциональном состоянии. Взрослый, придя с работы, хочет расслабиться, отдохнуть, сменить обстановку. Точно так же и дети, отсидев целый день в школе, нуждаются в отдыхе, развлечениях. Недостаточно поставить парту или письменный стол, где ваше чадо будет учить уроки.

Читайте также:  Микофобия — боязнь отравиться грибами

Ребенку необходимо дополнительное пространство для игр и прочего креатива. Позвольте малышу быть самим собой: рисовать, вырезать, лепить, танцевать. Если нет возможности выделить больше места, прячьте школьные принадлежности после выполнения домашней работы.

Это позволит почувствовать, что учеба закончена и можно отдаться любимому делу.

Объясните ребенку, как бороться со стрессом

Если вы видите, что ребенок грустный и подавленный, нужно поговорить об этом. Выясните, обижают ли его в школе, какие предметы даются сложно. Узнав суть проблемы, научите справляться с неприятной ситуацией. С учебой можно помочь самостоятельно или нанять репетитора.

Психологическое насилие в школе – не редкость, поэтому необходимо поддержать и посоветовать, как себя вести с обидчиками. Не обязательно глубоко вдаваться в рассуждения. Ребенку больше понравится ваша личная история из детства, на примере которой можно подать ценный урок.

Подготовьте ребенка к трудностям

Лучшее оружие борьбы со стрессом – моральная подготовленность. Это особенно важно для первоклашки. Ребенок не знает, с чем он может столкнуться в новой обстановке и как ему действовать.

Поэтому рассказывайте заранее, что такое школа, приводите интересные примеры, объясните, зачем это нужно. Важно подавать информацию в разумном количестве, как позитивные моменты, так и негативные. Если настроить ребенка только на веселье, малейший конфликт может стать причиной стресса.

В то же время, не зацикливайтесь на плохом, отвечайте на вопросы по мере их поступления.

Расскажите ребенку, как расслабиться в стрессовой ситуации

Дети эмоциональны, поэтому часто ведут себя хаотично и непредсказуемо. Простые приемы могут помочь ребенку в конфликтной ситуации. Расслабление – не решение проблемы, но это позволит избежать драки в школе, если возникла словесная перепалка.

Обучите мысленно считать до 10, делать несколько глубоких вдохов или просто вспоминать любимое занятие, место, близких. Увлекшись на несколько минут, ребенок будет воспринимать проблему уже не так остро.

Узнайте о чувствах, которые он испытывает в той или иной ситуации, чтобы оказать поддержку.

Обучите ребенка разбираться в собственных чувствах и правильно их выражать

Понимать свои чувства человек учится с годами. То, что кажется нам элементарным, может быть непонятным для детей. Чтобы разъяснить значение эмоций ребенку, говорите о том, что вы чувствуете.

Как объяснить сложные понятия? Максимально простым языком. Приводите примеры из собственной жизни, из детства, с работы. Осознавая эмоции правильно, ребенок будет действовать адекватно ситуации.

Позвольте выпустить пар во время разговора, интересуйтесь его ощущениями.

Узнайте, что интересно вашему ребенку

Всевозможные гаджеты открывают детям доступ к различному контенту. Ограничить ребенка от них полностью не получится. Даже по телевизору он может увидеть нежелательные вещи, которые отражаются на психике. Проследите за тем, какие мультики ему нравятся, какие сферы интересуют. Постарайтесь не смотреть агрессивные боевики, психологические триллеры при малыше.

Дети ищут общения в социальных сетях, сейчас это абсолютно нормально. Важно объяснить, что стоит писать, какие фото выкладывать. Определенная информация может стать причиной насмешек не только одноклассников, но и посторонних людей. Научите малыша, что слишком личные подробности лучше не выставлять на всеобщее обозрение. Также расскажите, как реагировать на агрессию в сети.

Заинтересуйте ребенка музыкой

Занятие музыкой – не только отличное хобби. Оно позитивно сказывается на эмоциональном состоянии, развивает мышление. Учеными доказано, что музыка способна уменьшить стресс.

Запоминание мелодий развивает память, а изучение музыкальной грамоты позволяет структурировать понятия. Таким образом, позитивные моменты отразятся на учебе в целом. Станет легче считать, учить стихи наизусть.

Намного приятнее, если ребенок после школы будет разучивать песню, нежели играть в видеоигры.

Запретите гаджеты перед сном

Существует прямая связь между нехваткой сна и появлением стресса. Вечерние просмотры в постели затягивают не только детей, но и взрослых. Порой мы просто не можем выключить захватывающий сериал, а утром жалеем об этом. Ребенку еще сложнее отказаться от интересного.

Любимая игра на планшете может увлечь на несколько часов. Важно организовать режим, чтобы ребенок сам понимал, во сколько выключить гаджет. Запретное вызывает интерес, поэтому чрезмерный контроль не приведет к успеху.

Позвольте несколько раз лечь поздно и почувствовать неприятную усталость в школе, а затем объясните все на живом примере.

Используйте приспособления для борьбы со стрессом

Специальные приспособления помогут предупредить стресс и помочь справиться с последствиями. Джанин Халлоран придумала «чемоданчик», в котором хранятся дорогие ребенку вещи.

Это могут быть ракушки с отдыха на море, принадлежности для рисования, фотографии, комиксы, – все индивидуально по предпочтениям.

Обратите внимание

Открывая такую коробку, малыш погружается в приятные воспоминания, отвлекается и расслабляется.

Можно купить или нарисовать карточки с приятными советами, например «сделай несколько глубоких вдохов», «сходи на прогулку с друзьями», «почитай книжку». Если привлечь ребенка к созданию списка того, что он любит, получится неплохое развлечение.

Вдохновляйте своим примером

Дети во многом берут пример с родителей, поэтому важно показать, что вы умеете справляться со стрессом. Проявляйте терпение, выдержку, ведите себя вежливо. Не хамите в транспорте, очереди в магазине, решайте проблемы культурно и деликатно. Ребенок будет впитывать ваше поведение и моделировать решение стрессовых ситуаций в своей жизни.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/10/10-sposobov-pomoch-rebenku-spravitsya-s/

Стресс от школы: как помочь ребенку

Когда ребенок впервые идет в школу, он переживает состояние стресса. Даже если он этого очень ждал и был безмерно счастлив 1-го сентября, это все равно стресс для его организма, не привыкшего к такому режиму дня и к такому объему новой информации. Как помочь ребенку пережить стресс от школы?

Конечно, родителей в первую очередь волнуют успехи их чада в учебе, но не меньшего внимания заслуживает и процесс его адаптации в школе. Что такое стресс, почему он возникает, какие его признаки и как помочь ребенку его преодолеть?

Стресс – это экстренная мобилизация всех сил организма с целью справиться с новыми условиями, нагрузками и заданным темпом. Адаптация ребенка к школе длится в среднем от 2 до 6 месяцев, и весь этот период – стрессовый для ребенка. Вот только стресс не всегда имеет негативные проявления.

В первое время ребенок может быть очень активным, с энтузиазмом рассказывать родителям, что нового узнал в школе, самостоятельно с вечера собирать портфель, а утром вскакивать сразу по звонку будильника. Родители могут радоваться: «Вот пошел в школу и сразу повзрослел, стал самостоятельным!», но так проявляется первая стадия стрессового состояния.

Читайте: Как организовать график школьника

Скоро организм устанет работать в таком темпе, и начнется не такая радостная вторая стадия стресса: школа уже не так увлекательна; ребенку сложнее вставать по утрам, хотя спит он свои положенные 9-10 часов; он становиться рассеянным, раздражительным; возможны частые головные боли, постоянные простуды, жалобы на усталость, проблемы с пищеварительной системой.

Вы можете подумать: «От чего стресс в школе, если ребенок прошел подготовительные занятия, научился учиться, привык к режиму, и вообще он уже много знает, так что нагрузка там не большая».

Но представьте: маленький ребенок пережил смену окружения и обстановки – новые незнакомые люди и новое помещение.

Важно

Пять дней в неделю у него школьные уроки, выполнение домашнего задания, потом фигурное катание или секция карате, игра на фортепиано и французский с репетитором – в сумме это по времени и по нагрузке равно рабочему дню взрослого человека.

Читайте: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАВТРАК РЕБЕНКА

Но (!) взрослые на работе перед начальством отчитываются о проделанной работе и достижениях раз в месяц, а ребенок – на каждом уроке (4-6 раз в день) во время проверки домашнего задания.

Потом приходит домой и на вопрос каждого из членов семьи «Ну как дела в школе, что нового узнал?» должен найти что ответить и показать дневник (с хорошими оценками, чтоб родителей не расстраивать).

И еще на дополнительных занятиях нужно «отчитаться» и усвоить новый материал или навыки.

Как бы вы себя чувствовали, если бы столько раз в день вам приходилось проходить оценивание себя, своих умений и знаний? Не будем говорить еще о том, что учителя, тренеры, репетиторы бывают разные, объясняют по-разному, и не всегда в хорошем настроении.

  Кроме того, это мы, взрослые, понимаем, что ребенку все, полученные в школе знания (ну или большинство), пригодятся в жизни, что мы формируем из него разностороннюю личность.

А ребенок этого еще не понимает, он просто доверяет родителям, чувствует их авторитет и не хочет их расстраивать тем, что что-то не успевает или огорчать плохими оценками. От этого он часто или постоянно находится в состоянии напряжения.

Как родителям помочь ребенку справиться со стрессом 

  • Исключите вероятность разных заболеваний. Например, анемия, гельминты, разные хронические инфекции могут проявляться теми же симптомами, как и стресс.
  • Если анализы исключили заболевания, значит, на ребенке так сказывается стресс. В первую очередь нужно уменьшить нагрузки. Если со школьной программой не потягаешься, то дополнительные кружки, секции и репетиторов лучше уменьшить. Не нужно совсем отказываться от каких-либо хобби или спорта, просто выбрать что-то одно, наиболее интересное для ребенка. Позже, когда он адаптируется к существующим нагрузкам, можно постепенно добавлять новые.
  • Не ругайте ребенка за не самую высокую успеваемость. Чрезмерная требовательность и, что еще хуже, упреки развивают у ребенка недоверие к родителям и скрытность («Меня за тройку накажут, лучше не буду показывать или скажу, что дневник потерял»), в худших случаях – комплекс неполноценности. А вам что важнее: хорошие отношения с ребенком, его счастье и здоровье или красивые цифры в дневнике?
  • Давайте ребенку отдыхать каждый день, и обязательно включите в его график прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, активные виды спорта.
  • Следите за питанием ребенка. Рацион ребенка обязательно должен содержать витамины и минералы, необходимые для улучшения умственной деятельности, памяти, иммунитета и концентрации внимания (йод, фосфор, кальций, магний, железо). Если их сложно получить из пищи, например, зимой, когда нет свежих фруктов, овощей – давайте ребенку витаминные добавки. Готовьте ему его любимые блюда, чтоб поднять настроение и дать почувствовать вашу заботу.

Читайте: Обучение по-новому: разработки для школьников

Начало учебы в школе – важное событие в жизни каждого ребенка. И главная задача родителей – поддерживать его, поощрять за все достижения, и помогать успешно пройти процесс адаптации. 

Источник: https://sunny7.ua/semja/children/stress-ot-shkoly—kak-pomoch-rebenku

«Меньше говорите о школе»: гости программы «О! Дети» рассказывают, как помочь ребёнку учиться без стресса

Шестой выпуск программы «О! Дети» был посвящен адаптации детей к школе. Возможна ли школа без стресса? Как научить детей правильно относиться в оценкам? Как найти общий язык с учителем ребёнка? Нужно ли делать уроки с первоклашкой? Можно ли в первом классе отдавать детей на дополнительные занятия? Как решать конфликты детей со сверстниками в школе?

Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и её гости вместе искали ответы на эти и другие актуальные для родителей вопросы. Представляем вам текстовую версию этой беседы.

Анна Шнайдер: Здравствуйте, меня зовут Анна Шнайдер, я главный редактор детского познавательного телеканала «О!».

А это программа «О! Дети», наш совместный проект с «Одноклассниками». Мы говорим о развитии, образовании и воспитании детей и приглашаем к диалогу всех, кому это интересно.

Совет

Так что пишите нам, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, давайте искать ответы вместе!

Начался сентябрь, один из самых насыщенных, плотных и, наверное, самых тревожных для родителей месяцев в году. У кого-то начался детский сад, а у кого-то — школа: снова или в первый раз.

Это может стать большим стрессом для всей семьи, а может — увлекательным и познавательным приключением. Как подготовить себя и ребёнка к школе? Будем обсуждать сегодня.

Встречайте нашу первую героиню, это кинорежиссёр Оксана Михеева.

Оксана, здравствуйте! Вы успешный, состоявшийся в своей профессии человек, но сегодня вы интересуете нас по другому поводу, потому что вы любящая, думающая и активная мама второклассника. За прошлый год вы, наверное, уже построили какие-то отношения со школой, но каким было ваше первое впечатление от первого дня вашего ребёнка в школе?

Оксана Михеева: Самое первое впечатление — это знакомство с учителем, которое было замечательным. Затем я погрузилась в школьную жизнь и, наверное, весь первый класс я провела в школе.

Анна Шнайдер: А что значит для вас хороший контакт с учителем?

Оксана Михеева: Как минимум человеческий. Я пришла на первую встречу с педагогом вместе с ребёнком, который сразу вступил с учителем в диалог. И первый контакт состоялся.

Оксана Михеева, режиссёр и мама второклассника

Анна Шнайдер: Как вы выбирали школу? Есть же несколько вариантов: можно посоветоваться с подругами, можно выбрать самую ближайшую школу к дому, самую престижную или пойти туда, куда пошли ребята из детского сада.

Оксана Михеева: Да, выбор школы — это сложный выбор. Мы планировали найти школу рядом с домом, это было важно. У нас возле дома оказалась достойная школа с хорошим рейтингом, образовательным планом.

А учителя мы выбирали так: я подошла к охраннику и спросила, какой из педагогов, который сейчас набирает первый класс, лучше. Он сказал: «Ну, мне вот эта больше нравится, она такая весёлая, заводная, дети её любят.

Вторая тоже неплохая, просто у нее другой характер». Ну вот как-то так интуитивно мы её выбрали.

Читайте также:  Как общаться с агрессивно настроенным человеком

Анна Шнайдер: Оксана, как вы считаете, каким образом нужно вводить для ребёнка достаточно новое для него понятие «должен»? Ведь у школьника появляются новые обязанности, ответственность, уроки. Как вы объясняли своему сыну, что он должен их делать?

Оксана Михеева: Внедрять обязательства нужно в комфортной среде. У нас всё сложилось благополучно, и к вопросу «должен» мы подошли так: «Это твоя работа. Мама ходит на работу, папа ходит на работу.

Детство не закончилось, мы сложили игрушки и убрали в другое место, а здесь будет стоять парта. Ты можешь достать игрушки и в них играть, но у тебя есть и новые обязательства». Мы разговаривали с сыном, но эти разговоры не были какими-то навязчивыми, строгими.

Нам повезло, что я никогда не слышала вот этих вот «я не хочу идти в школу», я ни разу не заставляла его делать уроки из-под палки.

Анна Шнайдер: Оксана, а как вам кажется, зачем ваш сын ходит в школу: играть, например, или дружить?

Оксана Михеева: У нас есть друг, о котором сын вспоминает все летние каникулы, скучает, а в школе они вместе делают уроки. Учитель их не сажает за одну парту, потому что иначе это превратится именно в «дружбу», а не в «учёбу». Пока у нас всё очень гармонично, надеюсь, что дальше так и будет.

Анна Шнайдер: Я хочу пригласить к нашей беседе экспертов, я уверена, им есть что сказать по теме. Это опытный педагог Лариса Верещагина и психолог Вера Поветника.

У нас к вам есть очень много конкретных вопросов, но сначала я хочу задать вам такой философский вопрос: не кажется ли вам, что в последние годы мир стал детоцентричным — и дети, ощущая себя центром мироздания, изменили отношения между собой и взрослыми? А это, скорее всего, вызывает повышенную тревожность со стороны родителей. Им кажется, что они должны во всё вникать, участвовать, всё время развлекать ребенка. Есть ли у вас такое ощущение?

Лариса Верещагина: Да, мне тоже так кажется. Я думаю, что это связано с тем, что родители очень образованные, они много читают, в том числе и по психологии, педагогике, поэтому хотят эти знания реализовать, они знают, как нужно.

Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и учитель Лариса Верещагина

Анна Шнайдер: А вам как учителю это нравится или не нравится? Это сложно, когда кто-то приходит и говорит: «Я знаю, как нужно учить моего мальчика!»

Лариса Верещагина: Бывает, что приходят такие родители, но я им отвечаю, что они должны учителю доверять и наблюдать за их взаимоотношениями с ребёнком.

Вера Поветкина: Я тоже соглашусь, что такая ситуация есть — и она связана отчасти с тем, что я слышу у себя в кабинете. Родители приходят и говорят: «У меня был такой ужасный школьный опыт, я ненавидела школу, а для своего ребёнка я хочу совершенно другого, всего самого лучшего».

Анна Шнайдер: А как долго длится период психологической и физической адаптации ребёнка к школе?

Вера Поветкина: Это очень индивидуально. Кто-то из детей готов к школе через две недели. Ребёнок сразу влился в коллектив, познакомился со всеми, чувствует себя комфортно. А для кого-то это два месяца, а кто-то адаптируется только к концу декабря.

Анна Шнайдер: Как проявляется то, что ребёнок пошел в школу и период адаптации ещё не закончился?

Вера Поветкина: Это может проявляться на физиологическом уровне: ребёнку трудно заснуть, он капризничает, или виден какой-то регресс типа «возьми меня на ручки», или он отказывается делать то, что уже делал, также это нежелание идти в школу, страхи.

Анна Шнайдер: Оксана, как у вас, сын долго привыкал к школе?

Оксана Михеева: Я не слышала ни от одного родителя в классе, что кто-то из детей не хотел идти в школу, что кто-то тяжело переживал адаптацию. У детей не было стресса, и важную роль в этом сыграла наша учительница. Единственное, у нас сильно изменился режим: ребёнок рано вставал и мог уснуть уже в 17 часов в кафе или в машине.

Анна Шнайдер: Лариса, а вы часто видите переутомлённых детей? Насколько сами дети, их родители и учителя упускают из виду этот важный момент перестройки организма, переоценивают возможности детей?

Лариса Верещагина: Если мы говорим про первоклассников, то мы к ним очень бережно относимся и стараемся не допускать переутомления, особенно в первые два месяца, когда уроки идут по 35 минут, 3 урока в день, 10 минут перемена, деятельность меняется постоянно.

Уже во втором-третьем классе, когда дети приходят на полноценный урок, видно, когда ребёнок лег спать поздно: он зевает, смотрит в окно, подпирает голову рукой.

Я всегда говорю родителям: не увлекайтесь кружками, особенно в первом классе, не загружайте! Адаптация ребёнка к школе — это не то, что он пришел и стал писать, у него хорошо получаются палочки, он хорошо читает. Не только в этом. Он должен уметь переодеться на физкультуру, ухаживать за собой в столовой, общаться с ребятами. Вот на всё это нужно время.

Обратите внимание

А если после школы ребенка ведут на дополнительные занятия с криком: «Бегом!», это всё очень сказывается на детях. Не надо! Дайте им адаптироваться к школе. Потом постепенно вводите занятия, но только те, что ребёнку интересны, иначе получите переутомлённого школьника.

Вера Поветкина, психолог и мама первоклассницы

Анна Шнайдер: А когда можно думать о дополнительном образовании школьника и вводить его в режим дня?

Вера Поветкина: Всё опять же очень индивидуально. Если у ребёнка до школы была достаточно активная жизнь, было много кружков, он привык к этому — это одно. Другое дело, если ребёнок сидел дома, в сад не ходил, тогда для него быть в коллективе других детей и взрослых — уже стресс. Тогда все кружки нужно немного отложить и вводить позже.

Анна Шнайдер: У меня немного странный вопрос: насколько школа сегодня обязательна? Понятно, что все имеют право на образование, но сейчас можно выбрать и какие-то альтернативные варианты: ребёнок может обучаться дома, по своей индивидуальной программе и так далее. Как решать вопрос: ходить в школу или не ходить?

Лариса Верещагина: Большинство взрослых, дети которых не ходили в детский сад, стараются их отдать в школу, потому что это социализация, на которую родители всегда возлагают большие надежды.

Обычно, когда в школе что-то не получается, тогда уже ищутся какие-то альтернативные варианты, но всё-таки в первый класс многие родители стараются своих детей отдать.

И я считаю, что это правильно, нужно дать ребёнку этот шанс, почему нет?

Анна Шнайдер: Оксана, вы, как я понимаю, побежали в школу?

Оксана Михеева: Да, мы побежали, но у меня есть друзья, которые сейчас переводят своих четверых детей на домашнее обучение. У них остаются какие-то дополнительные кружки и занятия, но учиться дети будут дома. Родители говорят, что это такой эксперимент — и они посмотрят, как всё пойдет. Но лично я за школу.

Анна Шнайдер: Вера, когда нужно задумываться об альтернативных вариантах обучения?

Вера Поветкина: Наверное, если ребёнку трудно быть в большом помещении, если трудно выдерживать шум, если у него повышенная чувствительность и от этого утомляемость.

Такому школьнику показаны мини-классы с наполняемостью 10−15 человек.

Или если ребёнок нуждается в каком-то особом подходе и внимании учителя, который он не сможет получить в обычном классе из 34 человек, тогда нужно искать какие-то альтернативные варианты.

Анна Шнайдер: Насколько я знаю, сейчас в первом классе не ставят оценки, а в школе, где учится мой сын, решили не ставить их до девятого класса. Как с этим быть? Хорошо это или плохо? И действительно ли сама система оценивания детей, какой бы они ни была, плоха?

Лариса Верещагина

Источник: https://www.kanal-o.ru/odeti/11560

Как помочь детям справиться со стрессом в школе?

Начало школьного обучения — в большинстве случаев напряженный период для всей семьи: ребенку бывает сложно привыкнуть к новому режиму, а родители переживают по поводу его успеваемости и здоровья.

Причин для стресса и беспокойства у школьников немало: неприятности с учителями или одноклассниками, непонимание заданий, тоска по дому, большая умственная и физическая нагрузка и пр.

Чтобы дети могли справиться с негативными эмоциями и правильно настроиться на учебу, родители прежде всего сами должны сохранять спокойствие, окружая ребенка заботой и любовью. Вот некоторые советы, которые помогут детям победить стресс, связанный со школой.

Умение родителей слушать

Первое и главное условие для поддержки ребенка в борьбе с беспокойством — умение родителей слушать и слышать. Даже если дети молчат, нужно следить за их невербальным общением: жестами, мимикой, позой, походкой. Полезно прислушиваться к родительским инстинктам, которые помогут почувствовать наличие проблемы.

Не стоит начинать разговор о школе слишком официально. Лучше это делать в непринужденной обстановке: во время похода по магазинам, домашних дел, поездки в транспорте. Не нужно давить на ребенка, когда он не хочет рассказывать о школе.

Психологи советуют взрослым самим рассказать о некоторых случаях из собственной школьной жизни и всегда сохранять позитивный настрой.

Соблюдение режима дня

Устанавливать режим полезно еще с малых лет. Если его не было, то ребенку будет гораздо сложнее настроиться на школьный график, что станет очередной причиной для стресса. Желательно начать придерживаться режима хотя бы за месяц до школы, чтобы дети могли привыкнуть к нему.

Если в течение дня бывают изменения в занятиях, то обязательным стоит оставить время для завтрака, ужина и сна. Нужно приучить ребенка заранее готовить вещи для сборов в школу и вставать на несколько минут раньше, чтобы лишний раз не беспокоиться об опоздании. Дети должны научиться планировать свой день.

В качестве образца родители могут показать свой график из ежедневника. 

Порядок на рабочем месте

Если у ребенка рабочее место завалено школьными принадлежностями, и он с трудом находит необходимые вещи для занятий, то это тоже может стать причиной для раздражения и стресса.

Желательно, чтобы вокруг или над столом были удобные полки или шкафчики, которые можно подписать или отметить разными цветами для лучшей организации вещей.

Каждый раз после окончания домашней работы, дети должны наводить порядок на столе и запоминать место каждой вещи. Полезная привычка — сразу избавляться от ненужного мусора. 

Анализ домашней работы

Ребенку, который испытывает трудности с домашним заданием (особенно в младших классах), стоит помочь. Но не следует полностью выполнять работу за малыша.

Лучше постараться разобрать задание и объяснить его ребенку, чтобы он смог самостоятельно с ним справиться. Если заданий несколько, нужно обсудить со школьником, как правильно их распределить, чтобы все успеть и еще оставить время для других дел.

Важно учить ребенка самому принимать решение и планировать, исходя из запаса знаний и сил. 

Знание школьных правил

С самых первых дней со школьными правилами должны ознакомиться не только дети, но и родители, чтобы правильно понимать требования учителей и условия для ребенка.

Чем грозит малышу опоздание на урок? Можно ли приносить с собой электронные гаджеты? Каков школьный дресс-код? Обо всех нюансах поведениях на уроках учителя обычно сообщают на родительском собрании.

Если появляются вопросы и недопонимания, не следует откладывать их разрешение. Нужно обязательно поддерживать диалог и с учителем, и с ребенком для устранения проблемы. 

Занятия от стресса

Даже если у детей есть внеклассные занятия, продленка или секции, важно находить время для их отдыха и обычных игр. Это позволит уменьшить стресс и напряжение, связанное со школой. Сразу после прихода домой желательно дать ребенку около часа свободного времени, в течение недели лучше освободить один день, в который дети могут просто отдохнуть и набраться сил.

Приучение детей к помощи

Подобно установлению режима дня, назначение обязанностей по дому тоже могут стать полезным способом избавления ребенка от нервного перенапряжения в школе. Во-первых, это приучает школьника трудиться и помогать родителям. Во-вторых, отвлекает его от лишнего беспокойства.

А в-третьих, домашние обязанности учат ребенка ответственности и независимости. Необязательно назначать детям сложные задания. Это может быть уборка комнаты, вытирание пыли, мытье посуды, кормление или выгул домашнего животного.

Чтобы дети с интересом соглашались на помощь родителям по дому, полезно их стимулировать и поощрять: предлагать сладость, просмотр мультфильма, прогулку в парк и пр.

Ежедневные прогулки

Как минимум за месяц до начала занятий в школе рекомендуется укладывать ребенка пораньше, чтобы он лучше адаптировался к режиму. Для быстрого засыпания очень полезна прогулка на свежем воздухе. Пусть она будет длиться всего полчаса, но за это время ребенок пополнит запасы кислорода, потратит избыток энергии, успокоится и хорошо настроится на сон.

Планирование выходных

Начало школьных занятий приходится на бабье лето, когда днем солнце светит по-летнему жарко. Такой погодой нужно обязательно воспользоваться и постараться выбраться на природу. Родителям следует заранее планировать выходные, чтобы учесть интересы свои и ребенка.

По мнению психологов, для детей, испытывающих стресс, желательно периодически менять окружающую обстановку и выбираться на природу или совершать поездки в другие города.

Это поможет ребенку почувствовать, что школа — не приговор, и всегда есть выходные для свободного времяпрепровождения.

Стена беспокойства

Чтобы помочь детям высказать свои тревоги, можно смастерить «стену беспокойства». К примеру, для нее можно взять небольшую деревянную доску (размеры, формы и материалы допустимы разные) и стопку разноцветных мелких бумажек-стикеров.

Пусть ребенок пишет на них причину стресса и прикрепляет на поверхность доски. Важно напомнить ребенку, что как только он приклеит к стене названия всех своих забот и тревог, то он перестанет о них думать.

В дополнении к этому методу полезно создать и «стену оптимизма», на которую нужно прикреплять стикеры с решением для каждого беспокойства.

Выражение благодарности

Еще одна полезная практика для борьбы со стрессом — умение благодарить. Полезно приучить детей хотя бы раз в неделю обходить близких, чтобы обнять их и поблагодарить за все, что они сделали.

Эту процедуру можно проводить во время семейных обедов, ужинов или праздников.

Она помогает акцентировать внимание ребенка на положительных моментах в его жизни, вызывает добрые эмоции, учит добру и позволяет меньше думать о школьном стрессе.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/kak_pomoch_detyam_spravitsya_so_stressom_v_shkole/

Ссылка на основную публикацию