Паттерн фрейма соглашения в нлп

Фреймы

Слова служат не только для воспроизведения нашего опыта. Часто они помещают его в своеобразную «рамку», в которой одни аспекты выдвигаются на передний план, а другие служат им фоном. Рассмотрим, например, соединительные слова «но», «и/а» и «даже если».

Когда мы связываем свои идеи или переживания с их помощью, слова заставляют нас фокусировать внимание на различных аспектах одних и тех же переживаний.

Фраза «Сегодня светит солнце, но завтра будет дождь» вызывает в нас озабоченность завтрашним дождем, при этом мы практически не учитываем тот факт, что сегодня солнечно.

Обратите внимание

Если связать эти же утверждения словом «а»: «Сегодня светит солнце, а завтра будет дождь», то смысловое ударение падает в равной степени на оба события.

Если же сказать «Сегодня светит солнце, даже если завтра будет дождь», то наше внимание будет сфокусировано на первом утверждении, а второе останется на заднем плане.

Установление языковых фреймов и рефрейминг такого типа не зависят от содержания самих выражений.

К примеру, в утверждениях

  • «Я счастлив сегодня, но знаю, что это ненадолго»,
  • «Я счастлив сегодня, и знаю, что это ненадолго»,
  • «Я счастлив сегодня, даже если знаю, что это ненадолго»

смысловое ударение сдвигается таким же образом, что и в замечаниях о погоде. Справедливо это и в случае утверждений:

  • «Я хочу достичь результата, но у меня есть проблемы»;
  • «Я хочу достичь результата, и у меня есть проблемы»;
  • «Я хочу достичь результата, даже если у меня есть проблемы».

Структуру, которая встречается в речи человека вне зависимости от контекста, мы называем паттерном. К примеру, есть люди, привычным для которых стал паттерн постоянного пренебрежения позитивной стороной своего опыта. В этом им помогает слово «но».

Подобный тип языкового фрейма может сильнейшим образом повлиять на то, как мы интерпретируем конкретные утверждения и ситуации и реагируем на них. Задумайтесь над следующим утверждением:

  • «Ты сможешь делать все, что захочешь, если готов хорошенько потрудиться для этого».

Эта фраза способна внушить человеку уверенность в себе и своих силах. В ней соединены в причинно-следственную цепочку два значимых элемента нашего опыта: «делать все, что хочешь» и «хорошенько потрудиться». «Делать все, что хочешь» – вещь, безусловно, привлекательная.

Не настолько желанной кажется вторая часть – «хорошенько потрудиться». Тем не менее, связывая их так, чтобы «делать все, что хочешь» оказалось на переднем плане, мы создаем предпосылки. Для сильнейшей мотивации, ведь мечта или желание соединяются с ресурсами, необходимыми для своего осуществления.

Обратите внимание на то, что произойдет, если изменить порядок слов:

  • «Если ты готов хорошенько потрудиться, ты сможешь делать все, что захочешь».

Несмотря на то, что утверждение состоит из тех же самых слов, его воздействие стало слабее, так как готовность «хорошенько потрудиться» закономерно выдвинулась на передний план. Теперь фраза напоминает скорее попытку уговорить кого-то не лениться, чем позитивное утверждение «ты можешь делать все, что захочешь».

Во втором варианте возможность делать все, что хочется, кажется наградой за усердный труд. В первом утверждении готовность потрудиться помещена во фрейм внутреннего ресурса, необходимого для того, чтобы «делать все, что захочешь».

Эта незначительная разница может оказать существенное влияние на то, как будет воспринято и понято сообщение.

Фрейм, или психологическая «рамка», связан с общей направленностью, определяющей наши мысли и действия. В этом смысле фреймы относятся к когнитивному контексту того или иного события или переживания. Как видно из самого названия, фрейм устанавливает рамки и ограничения при взаимодействии человека с окружающим миром.

Фреймы оказывают огромное влияние на то, как мы интерпретируем отдельные переживания и события, как реагируем на них, поскольку выполняют функцию «расстановки акцентов» в этих переживаниях и направляют наше внимание.

Неприятное переживание, к примеру, может охватить нас целиком, если воспринимать его во фрейме пяти минут непосредственно после события. Однако на фоне всей прожитой жизни это же переживание может показаться вполне банальным.

Фреймы придают большую продуктивность взаимодействию, поскольку определяют то, какая информация и какие темы соответствуют или не соответствуют его цели.

Повседневным примером использования фреймов является «временной фрейм». Поместив встречу или выполнение упражнения во фрейм десяти минут, мы в значительной мере предопределяем объем того, что нам удастся сделать в этом временном промежутке. Временные ограничения определяют объекты внимания, темы и предметы, уместные для обсуждения, а также тип и меру приложенных усилий.

Совсем иную динамику задаст для той же встречи или выполнения упражнения временной фрейм размером, скажем, в час или в три часа. Краткосрочные фреймы заставляют нас концентрироваться на актуальных задачах, тогда как более долгосрочные фреймы открывают возможность параллельно развивать отношения.

Если для деловой встречи установить лимит 15 минут, разговор будет почти наверняка ориентирован на конкретные задачи и едва ли превратится в исследовательский «мозговой штурм» без определенного итога.

В НЛП наиболее часто употребляются такие фреймы, как

  • фрейм «результат»,
  • фрейм «как если бы» и
  • фрейм «обратная связь в противовес ошибке».

Фрейм «как если бы» заставляет нас действовать так, будто желаемое состояние или результат уже достигнуты.

Фрейм «обратная связь в противовес ошибке» дает возможность интерпретировать видимые проблемы, симптомы или ошибки как обратную связь, которая помогает вносить коррективы, ведущие к желаемому состоянию, а не как неудачу.

Вероятно, основная функция использования фреймов в НЛП – помочь людям научиться переключать внимание:

  • с фрейма проблемы на фрейм результата,
  • с фрейма ошибки на фрейм обратной связи, и
  • с фрейма невозможности на фрейм «как если бы».

Источник: http://www.nlp.ee/f/1394-freimi

41. Разговорный рефрейминг | НЛП для начинающих

коммуникация изменение рефрейминг

Александр Любимов

Если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству.
А. П. Чехов.

Для людей намного большее значение имеет оценка события, чем само событие. Смысл, а не факты. Но смысл штука субъективная. И на основе одних и тех же фактов можно сделать разные выводы. Факты тоже, как бы так сказать, понятие растяжимое.

Читайте также:  Астенический тип акцентуации личности

Разговорный рефрейминг – способ изменить смысл ситуации

С английского слово reframe можно перевести разными способами – это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке. при этом понятие рамки (frame) в нлп очень важно – это как раз способ воспринимать ситуацию. так что рефрейминг – это как раз «смена точки зрения»

Про одного и того же человека, можно сказать что он жадный, а можно сказать, что он домовитый. Делает то он всё то же самое, а вот смысл разный.

Такой способ, когда мы просто говорим, что это самое поведение, событие или факты имеют другой значение, называется рефреймингом смысла.

Не наглый, а настойчивый, не стукач, а социально-ответственный, не раскрепощённый, а безнравственный, не тупой, а задумчивый.

Важно

Реальная история. Однажды к Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.

– Она меня не слушается. Она упрямая, – заявил он. Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала: – Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком? – Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля! – И вы были настойчивы в достижении своей цели? – О, да! Я трудился как вол?

– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь, унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая?

– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли…

Поведение девочки не изменилось, изменилась оценка её поведения отцом.

Но, как я уже писал, факты тоже понятие растяжимое. В зависимости от того, какие факты мы рассматриваем – создаём контекст – смысл события тоже будет меняться.

Помните красивую фразу: «Вырвано из контекста»

Сравните:

— Он жадный.
— Он жадный до знаний.

— Он настойчивый.
— Он настойчивый только, если дело касается его личной выгоды.

— Он злой.
— Он злой к врагам.

— Моя жена кричит.
— Моя жена кричит от радости.

Здесь мы не меняем оценочное слово, но ищем контекст (обычно «уточняем» факты) в котором это поведение будет иметь другой смысл. Это называется рефрейминг контекста.

Мать — дочери: «Выбирать мужа надо с умом. Вот твой папа может починить все что угодно: машину, электричество, сантехнику. И мебель, если поломается, тоже починит… Так вот, если ты найдешь себе такого мужа, то у тебя никогда не будет ничего нового!»

Вот полные версии пословиц и поговорок. Обратите внимание, как меняется смысл высказывания

Бедность – не порок, а гораздо хуже

В здоровом теле здоровый дух — редкая удача

За битого двух небитых дают, да не больно-то берут

Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба

Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется

Один в поле не воин, а путник

От работы кони дохнут, а люди – крепнут

Повторенье – мать ученья, утешенье дураков

Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо

Рука руку моет, да обе свербят

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит

Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет

Кстати, один из простейших способов сделать рефрейминг контекста – придумать ответную фразу, начинающуюся с «зато»:

— Он невнимательный.
— Зато не замечает твоих ошибок.

— Она постоянно болтает по телефону.
— Зато ты в это время можешь спокойно заниматься своими делами.

Где используется

Разговорный рефрейминг один из самых используемых в НЛП паттернов.

Он применяется:
в консультировании — для переоценки ситуации;
в переговорах — для смены взгляда на предложение;
в продажах — для переоценки свойств товара;
в полемике — для изменения смысла сообщения;
в рекламе — для вызова состояние “инсайта”;
в анекдотах — для смеха.

Как сделать рефрейминг

Конструируем

Чтобы сделать разговорный рефрейминг, в фразе, на которую мы реагируем, должно быть оценочное слово: жадный, плохо, ненависть, законно, популист.

Либо эта оценка достаточно явно следовала из ситуации

После этого надо определить, какое именно действие называют этим словом (мы же меняем смысл действия): альтруист — «делает бесплатно что-то для других», нытик — «постоянно рассказывает о своих проблемах». Но так как они сформулированы довольно общо, да и к тому же большинство людей вряд ли осознаёт эти определения, так что можно назвать это как-то по другому. Это и будет рефрейминг смысла:

берём оценочное слово или фразу — прикидываем определение — придумываем, как можно назвать по-другому

Альтруиста мы можем назвать «человеком, который не думает о себе», сместив фокус внимания с других людей на него самого. Дипломат — «человек, который формулирует свои мысли так, чтобы не обидеть другого человека». Так что можно его назвать «лицемером» или «трусом».

Впрочем, можно использовать и другие значения этого слова — официальный представитель государства в другой стране и чемодан. Что тоже будет срабатывать, так как в сознании человека эти определения слова «дипломат» присутствую одновременно, а подходящее выбирается исходя из контекста

Фанатик — «человек, безоговорочно следующий убеждениям». Так что можно назвать его «целеустремлённым», «принципиальным» или «человеком, у которого есть более важные ценности, чем пожрать и выпить». Понятно, что это всё можно повернуть и в обратную сторону, и назвать «целеустремлённого» или «принципиального» «фанатиком».

При этом при рефрейминге смысла часто требуется «аргументация»: — Он же предатель!

— Человека, который думает своей головой и видит последствия, вряд ли можно назвать предателем.

При рефрейминге контекста мы ищем где данное качество или навык будут полезными (вредными). Например, «любовь» — это когда что-то сильно нравиться.

Но нравиться же может и что-то нехорошее — обжорство, воровство и т.д. «Преданность» — верность по отношение к кому-то или чему-то, точно так же может быть и к чему-то не очень хорошему — устаревшим идеям, плохим людям.

Читайте также:  Аллергия народное лечение - лечение народными средствами

Так что стратегия построения рефрейминга контекста:

определяемя оценочное слово или фразу — прикидываем определение — ищем, в какой ситуации это поведение будет иметь другое значение

Ябеда — человек, который сообщает о чужих проступках, доносничает.
— Это проявление социальной ответственности и определённого мужества — пойти против толпы.

Нерешительность — сомнение в выборе или не готовность выбирать.
— Он совершенно нерешителен, когда можно сделать подлость.

Разрыв шаблона

Но если мы сконструировали рефрейминг – это ещё не значит, что он сработает для данного человека. Для того, чтобы человек сменил оценку, нужно несколько условий. Во-первых, рефрейминг должен «попасть в карту» — зацепить за важные для человека ценности и понятия.

Например, на тренингах я даю такое классическое НЛПерское упражнение. Человек пишет на листике фразу, начинающуюся с «я слишком», а ему другие члены группы пишут как можно больше фраз начинающихся с «зато»

— Я слишком стеснительный. — Зато такие нравятся женщинам. — Зато ты не совершаешь необдуманных поступков.

— Зато для тебя важна оценка других людей.

И когда человек потом читает все эти «зато», часть из них он просто пропускает, часть вызывает недоумение, но пара фраз из дюжины срабатывает – вызывает смех и переоценку

Во-вторых, рефрейминг должен быть неожиданным.

Хороший разговорный рефрейминг всегда разрыв шаблона

Человек на несколько секунд «подвисает» и понимает, что «так он об этом не думал».

Так что данный рефрейминг срабатывает для данного человека именно в этот момент, в этом контексте и после вот этой его фразы. Через минуту он может не сработать

Анекдоты

Кстати, большинство хороших анекдотов как раз строится на рефрейминге.

На пеньке стоит Ёжик и кричит: – Я сильный! Я сильный! Я сильный! Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на Ёжика. Того уносит в кусты. Ёжик встает и произносит:

— Я сильный, но легкий!

Беседуют две блондинки: — Все мужчины — такие бабники! — Так уж и все?

— А разве остальных можно назвать мужчинами?

Смелость делают из хорошо дрессированной трусости.

Женятся слабаки, сильные берут в жёны.

Богатое воображение  в   подачках  реальности  не нуждается.

Бабник — мужчина с чересчур правильной сексуальной ориентацией.

Неестественное поведение — вот главное отличие человека от животного.

Плохо думать о ближних — грех, но едва ли ошибка.

Трус — это человек, адекватно оценивший ситуацию.

— Вы не скажете, почем стоит это мясо?
— Почему не скажу?! Мы с вами разве поссорились?

Муж:  — Ты мне изменяла? Жена: — Никогда!

Муж:  — Не по-людски как-то.

Девушка приходит исповедоваться к Священнику: — Святой Отец, я грешна. Я каждое утро подхожу к зеркалу, рассматриваю себя и думаю: «Я слишком красива»!

— Ну что вы, Дочь Моя! Это не грех, это заблуждение.

Карточки по теме

Упражнения

Упражнение «Три оценки»

Для ситуации – в жизни, фильме, новостях и т.п. – придумать точку зрения, с которой эта ситуация:

  • будет положительна;
  • будет отрицательна;
  • будет нейтральна (не важно, не интересно, ни на что не влияет).

Сегодня пришёл на работу в 9:15

Положительно: начальник не заметил.

Отрицательно: я опоздал.

Нейтрально: важно не во сколько я пришёл, а что успел сделать за сегодня.

Упражнение «Другой эпитет»

Сделайте к эпитету рефрейминг (смените оценку поведения). Для этого сначала дайте определение: гурман – любитель вкусно поесть, — а потом придумайте, как это поведение можно назвать по-другому, с противоположной оценкой: обжора; человек-желудок; для него самое важное в жизни – это жрачка.

АвантюристАльтруист Бабник Беспутный Баловень Бывалый Выскочка ВысокийГрафоман Гурман ДемократДилетант Дипломат  ЖадинаЖивчик Игрок Изверг ИмпровизаторКлоун Исполин Красотка Кудесник КумирЛичность Мизантроп Мямля  НапористыйНеженка Необузданный Новичок НеустрашимыйОбольститель Однолюб Общительный Озорник Опытный Оригинал Отличник Паразит  Педант Победитель Позёр Понимающий ПосредственныйПротеже Реалист  Скептик СтукачТормозФанатикФантазер Щеголь 

Упражнение «Я слишком…»

Возьмите листик бумаги и напишите на нем любое утверждение типа «Я слишком …»:

Я слишком много времени трачу на компьютер.

Я слишком рассеянна!

Я слишком ленив.

Я слишком доверчива.

После этого вам нужно написать не менее 5 ответов, начинающихся с «Зато…»

Я слишком ленив.
Зато ты не сделаешь лишних ошибок.

Я слишком доверчива.
Зато ты доверяешь людям.

Я слишком рассеяна.
Зато ты не потратишь время на кучу  ненужных дел.
Зато это уменьшает нагрузку.

Проверочный тест

В отдельном окне.

По теме

Модель НЛП:: Рефрейминг

Тест:: Определите тип рефрейминга

Вебинар:: Разговорный рефрейминг

Презентация:: Разговорный рефрейминг

Наши книги:: Структура коммуникации

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

Новое на сайте

79. Взрыв навязчивости

78. «Взмах» или как контролировать курение

77. Создание полезной навязчивости

76. Вторичные выгоды

75. Игры на тренировку внушений

74. Отрицание в команде

73. Косвенные пресуппозиции

72. Экологическая защита

71. Трюизмы

70. Пресуппозиции

69. Внушения

68. Подкрепление в обучении и коммуникации

67. Как вызвать нужное состояние

66. Якоря в коммуникации

65. Способы воздействия НЛП

ВСЕ СТАТЬИ >>

Новое на trEnings.ru

Новость:: Бот-помощник в telegram

Лайфхак:: Как убрать внутренний конфликт

Источник: https://nlp.trenings.ru/blog/41-razgovornyiy-refreyming

Читать

Bob Bodenhamer, Michael Hall

The User’s Manual for the Brain: The Complete Manual For Neuro-Lingvistic Programming Practitioner Certification

Volume I

Michael Hall, Bob Bodenhamer

The User’s Manual for the Brain: Mastering Systemic NLP

Volume II

Права на перевод получены соглашением с Crown House Publishing Ltd. (Великобритания) при участии Агентства Александра Корженевского (Россия).

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Crown House Publishing Limited, 2005

© Bob G. Bodenhamer & L. Michael Hall, 2005

© Перевод на русский язык: С. Комаров, 2002

© Перевод на русский язык: Н. Миронов, 2003

© ООО «Издательство АСТ», 2015

Книга, которую вы держите в руках, является результатом моего шестилетнего опыта преподавания курса нейролингвистического программирования в Гастонском Колледже, в Далласе, штат Северная Каролина.

Несомненно, когда автор пишет книгу, он использует различные источники и информацию, полученную от многих людей.

Хотелось бы отдать должное всем, кто внес вклад в эту книгу, но, наверное, я смогу назвать лишь тех, чье влияние было особенно значительным.

● Мою покойную мать, Мэй Боденхамер, которая постоянно поощряла мое обучение.

● Моего отца, Глена Боденхамера, который вдохновлял меня на тяжелый труд.

● Создателей НЛП: Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера.

● Моих коллег-инструкторов: Джина Руни, Теда Джеймса и Уайатта Вудсмола.

● Моих студентов в Гастонском Колледже, чье влияние, особенно в первые годы, вдохновляло меня продолжать работу над созданием всестороннего учебника по НЛП, которым и стала эта книга.

● Доктора Джона Мерритта, заместителя декана Колледжа Гастона по учебной работе, за то, что он оказал мне честь, дав возможность преподавать на своем факультете, и за его постоянную поддержку.

● Его талантливого секретаря, Сэнди Гамильтон, которая неутомимо работает, помогая всем, кто преподает на факультете.

● Л. Майкла Холла, доктора философии, за неоценимый вклад в эту книгу и за честь работать с ним над многими проектами.

● Питера Янга, который неустанно трудился, помогая мне совершенствовать рукопись.

● Мартина Робертса, доктора философии, и сотрудников издательства «Краун Хауз Паблишинг», которые так много сделали для развития НЛП, публикуя работы различных авторов.

● Мою племянницу, Мэнди Коллетт, которая принесла жизнь и молодость в наш дом.

● Наконец, что наиболее важно, я хотел бы поблагодарить свою жену Линду, чья постоянная поддержка и вдохновение в течение 34 лет нашего брака позволяли мне стремиться к своей мечте.

Всем этим и многим другим людям я говорю «спасибо».

Боб Г. Боденхамер,

август 1999

Чтобы вы извлекли максимальную выгоду из изучения нейролингвистического программирования и этой книги, мы советуем сделать следующее.

1. Заведите тетрадь и посвятите ее вашим мыслям, догадкам, тренировкам и упражнениям. Моторная активность в процессе письма закрепит изученный вами материал через кинестетику и поможет усвоить знания на подсознательном уровне. В будущем вы, возможно, найдете полезным вернуться к вашим заметкам, догадкам, идеям и практическим упражнениям.

2. Не жульничайте, когда перейдете к упражнениям, «мысленным» экспериментам и лабораторным работам. Остановитесь. Сделайте упражнение. Привлеките к вашему обучению своих знакомых. В некоторых упражнениях должны участвовать до пяти человек, хотя большинство упражнений можно выполнить вдвоем.

3. Составьте свой собственный предметный указатель для учебника. Это укрепит ваши знания о НЛП и его компонентах, а также позволит вам лучше ориентироваться в материале книги.

4. Мы заключили в рамки ключевые высказывания и определения. При желании вы можете приобрести диапозитивы для использования на лекциях. Это позволит тренеру НЛП привести занятия в соответствие с данным руководством.

НЛП – это позиция и методология, порождающие целый ряд методов.

Ричард Бэндлер

Совет

Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой сравнительно новую дисциплину, возникшую лишь в середине 1970-х гг. В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих доверия знаний. НЛП берет начало в нескольких областях знания, объединенных двумя его создателями, – Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.

Это случилось в то время, когда доктор Гриндер занимал должность профессора лингвистики в Калифорнийском Университете в Санта-Крус. Бэндлер был студентом этого университета и изучал математику и компьютерные науки. Доктор Гриндер к тому времени уже опубликовал несколько книг по той области лингвистики, которая известна как трансформационная грамматика.

Ричард Бэндлер показал незаурядные способности в выявлении и четком описании моделей самых различных процессов. Этот талант наиболее ярко проявил себя в описании человеческой коммуникации.

Ричард с большим удовольствием изучал, анализировал, моделировал коммуникативные процессы в психотерапии. Тогда он начал активно изучать техники гештальт-терапии.

Ему удалось выявить, описать и самостоятельно опробовать модели этого психотерапевтического подхода.

Результаты такой работы впечатляли окружающих, а успех в решении сложных задач направил талант Ричарда в изучение, а затем моделирование приемов работы других выдающихся специалистов.

При поддержке Джона Гриндера Бэндлер получил возможность смоделировать техники Вирджинии Сатир – самого известного в мире семейного психотерапевта. Ричард быстро идентифицировал используемые Вирджинией «семь паттернов».

Когда они с Джоном начали применять их, то обнаружили, что могут моделировать ее методы психотерапии и получать такие же результаты.

Обратите внимание

Как компьютерный программист, Ричард знал, что для того, чтобы запрограммировать самое простое «сознание» (компьютер с состояниями «включено – выключено»), нужно разбить поведение на компоненты и предоставить системе ясные и однозначные сигналы.

К этой простой метафоре Джон добавил свои обширные знания по трансформационной грамматике. Из трансформационной грамматики они позаимствовали понятия глубинной и поверхностной структур, которые трансформируют значение/знания в человеческом мозге.

Так они начали строить свою модель «программирования» людей.

Позже известный во всем мире антрополог Грегори Бейтсон познакомил Бэндлера и Гриндера с Милтоном Эриксоном, доктором медицины. Эриксон разработал модель коммуникации, которая известна как «эриксонианский гипноз». В 1958 г.

Американская медицинская ассоциация признала, что гипноз является полезным лечебным средством во время хирургических операций. Когда Бэндлер и Гриндер смоделировали работу Эриксона, они обнаружили, что могут получить тот же эффект.

Многие сегодняшние методики НЛП основаны на приемах, которые использовал Эриксон.

На основе этого опыта и исследования объединяющих факторов и принципов Бэндлер и Гриндер разработали свою первую модель коммуникации, отражающую теоретическое понимание того, каким образом мы «запрограммированы» посредством языков (сенсорных и лингвистических) так, что у нас возникают регулярные и систематичные действия, реакции, психосоматические эффекты и т. д. Эта модель также определяла способы использования компонентов субъективного опыта для психологических (ментально-эмоциональных) изменений поведения человека.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=561009&p=37

Ссылка на основную публикацию